Переходные и непереходные глаголы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основы глагола

 

У глагольных форм имеются две основы.

 

Основа настоящего времени Основа инфинитива
выделяется из формы 3 л. мн. ч. наст. или прост. буд. вр. получается путём усечения инфинитивного суффикса -ть/-ти
образуются формы повел, накл., причастия наст. вр. и деепричастия несов. в.: леж-ат, гляд-ят, шепч-ут образуются формы пр. вр., условн. накл., при-частия пр. вр. и деепричастия сов. в.: лежа-ть, гляде-ть, шепта-ть

 

Спряжения глагола

 

Глаголы в русском языке имеют два спряжения.

 

I спряжение II спряжение Разно­спрягаемые Спрягае­мые по архаи­ческому типу
глаголы с удар­ными личны­ми окончания­ми -у/-ю, -ешь, -ет,     -ем, -ете, -ут/-ют: шьёшь, льёшь глаголы с ударны­ми личными окончани-ями -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят: летишь, стоишь

спрягаются частично по I, частич­но по II спряже­нию: хо­теть, бежать, брез­жить и образован­ные от них приставоч­ные глаго­лы (захотеть, убе­жать и др.), чтить

дать, создать, есть (с произ­водны­ми)

глаголы с безударны-ми лич­ными оконча­ниями и инфинитива-ми не на -ить: шеп­тать, колоть глаголы с безударны-ми личными оконча-ниями и инфинитива-ми на -ить: клеить, приносить
глаголы-ис­ключения брить, сте­лить, зи-ж­диться и сло­ва, об-разован­ные от исклю-чений с помощью при­ставки и/или пост-фикса: расстелить, бриться глаголы-исключе­ния вертеть, ви­деть, за-висеть, не­навидеть, оби­деть, смотреть, терпеть, гнать, дер-жать, дышать, слы-шать и слова, образо-ванные от исключе-ний с по­мощью при-ставки и/или постфик-са: разобидеться, за­держать    

 

Категория вида глагола

 

Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отно­шения действия к его внутреннему пределу, ограни-ченность/неограниченность действия.

 

Вид глагола

Совершенный вид Несовершенный вид · называют действия, ограниченные преде-лом в ка­кой-либо момент его осуществле-ния, · обозначают законченность всего действия или его фазы, · отвечают на вопрос что сде­лать?                 купить, приобрести · обозначают действия в их течении, без ука­зания на предел, · обозначают незакон­ченность действия, · отвечают на вопрос что делать?                          рисовать, нести

 

Глаголы русского языка подразделяются:

1) на имеющие соотносительные видовые пары (две формы глагола, име-ющие одно и то же лексическое зна­чение, но различающиеся грамматическим значением вида): решать — решить, готовить — приготовить;

2) одновидовые глаголы совершенного вида (обозна­чают действия, всегда ограниченные в своём развитии; не имеют видовой пары несовершенного вида): очу­титься, грянуть;

3) одновидовые глаголы несовершенного вида (обо­значают действия, не ограниченные в своём развитии; не имеют видовой пары совершенного вида): сожалеть, присутствовать;

4) двувидовые глаголы (обладают признаками со­вершенного и несовер-шенного вида одновременно; ви­довая неопределённость снимается контекстом): ра нить, воздействовать, обещать.

 

Переходные и непереходные глаголы

 

Переходные глаголы обозначают действия, направ­ленные на какой-либо предмет: откусить (кусочек), умыть (ребёнка). Действие, обозначаемое переход-ны­ми глаголами, предполагает наличие обязательного объекта. Объект, на кото-рый переходит действие пере­ходного глагола, выражается:

1) формой существительного или местоимения в В. п. без предлога: встре-тить друга, оторвать лист и др.;

2) формой Р. п при обозначении части целого: нало­мать дров, налить сока;

3) формой Р. п при сказуемом с отрицанием: не брал денег, не видел тигра.

Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой-либо предмет: похудеть, зве­нит. Они не могут управлять формой В. п. без пред-ло­га, т.е. не могут иметь при себе прямое дополнение.

Переходные глаголы могут образовывать страда­тельные причастия: скле-ить — склеенный, умыть — умытый.

Возвратные глаголы

 

Возвратные глаголы имеют постфикс -ся (-сь) и мо­гут образовываться как от переходных, так и от непере­ходных глаголов. Возвратные глаголы, образован-ные от переходных глаголов, делятся на пять основных групп:

1) собственно-возвратные, обозначающие действия, субъект и объект кото-рого являются одним и тем же ли­цом: бриться, одеваться, обуваться и др.; пост-фикс -ся имеет значение, близкое к значению возвратного место­имения себя: мы-ться — мыть себя;


2) взаимно-возвратные, обозначающие действия, со­вершаемые двумя или несколькими лицами, каждое из которых является одновременно и субъектом и объектом: целоваться, встречаться, обниматься и др.; пост­фикс -ся имеет значе-ние, близкое к значению сочетания друг друга: обниматьсяобнимать друг друга;

3) общевозвратные, указывающие на внутренние со­стояния субъекта, изме-нение состояния или положе­ния: обрадоваться, огорчаться, остановиться и др.; постфикс -ся имеет значение, близкое к значению мес­тоимения сам: веселит друга — веселится сам;

4) косвенно-возвратные, обозначающие действия, совершаемые субъектом для себя, в свою пользу, в сво­их интересах: собираться, укладываться и др.; пост­фикс -ся имеет значение, близкое к значению сочетания для себя: запасать-ся — запасать для себя;

5) безобъектно-возвратные, обозначающие действия, которые выступают как постоянное и характерное свойство субъекта: ёж колется, собака кусается, золо­то светится.

Возвратные глаголы, образованные от непереход­ных, делятся на три основные группы:

1) обозначающие состояние лица, переживаемое им помимо его воли, без всяких усилий с его стороны: неможется, работается, не сидится, спится;

2) обозначающие более интенсивные действия, со­вершаемые субъектом в своих интересах: грозится, плачется, стучится;

3) обозначающие более слабое проявление какого- либо внешнего признака: краснеется, тлеется, черне­ется.

 

Наклонения глагола

Изъявительное Повелительное Условное (сослагательное) глагол выражает реальное действие в настоящем, про­шедшем или буду­щем време-ни выражает побуж­дение, при-каз, тре­бование, предостере-жение, предло­жение, просьбу и совет называет действие, которое могло со­вершиться при опре-делённых условиях

 

Глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам, в насто-ящем и будущем времени — по ли­цам и числам, в прошедшем времени — по числам и ро­дам.

Условное (сослагательное) наклонение имеет два значения:

1) условное, которое употребляется в сложноподчи­нённых предложениях с придаточными условия: Если бы дождь не пошёл, мы бы ещё погуляли;

2) желательное, которое используется в простом предложении: Я бы сейчас с удовольствием прогулялся.

Форма сослагательного наклонения образуется со­четанием формы прошед-шего времени глагола с части­цей бы (б): решил бы, пропела б. Формы сослага-тельно­го наклонения глагола не изменяются по лицам; я схо­дил бы, ты сходил бы, он сходил бы, но изменяются по родам и числам: сходил бы, сходила бы, сходило бы, схо­дили бы. Глаголы сослагательного наклонения не име­ют категории време-ни.

Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени гла-гола и выражается с помощью:

1) суффикса :

а) если в форме 1 л. ед. ч. наст. вр. ударение пада­ет на окончание: бе-  

гу — беги, везу — вези;

         б) в глаголах с приставкой вы-, «перетягиваю­щей» на себя ударение: выбери, вывари;

         в) в глаголах с основой на сочетание согласных: крикни, кончи, про-должи;

2) нулевого суффикса и нулевого окончания, если в форме 1 л. ед. ч. наст. вр. ударение падает на основу: гуляю — гуляй, уведомлю — уведомь;

3) формообразующих частиц пусть, пускай, давай, да, -ка: пусть будет, да здравствует, сядь-ка.

Побуждение к действию может выражаться инфи­нитивом, формами 1 л. глагола изъяв, накл.: Стоять! Пойдёмте домой.

Форма мн. ч. глагола повел, накл. образуется с помо­щью окончания -те: веди — ведите, знай — знайте, ляг — лягте.

Глаголы повел, накл. не имеют категории времени. Не имеют формы повел, накл.:

1) безличные глаголы: лихорадит, трясёт, смерка­ется;

2) глаголы восприятия: видеть, слышать, чувство­вать;

3) глаголы состояния: зябнуть, недомогать, обезно­жеть;

4) модальные глаголы: желать, мочь, хотеть и др.

В речи нередко наблюдается употребление одного наклонения в значении другого, т.е. метафорическое употребление наклонений:

1) повелительное наклонение в значении условного: Будь ты пошустрее, всё успел бы;

2) сослагательное наклонение в значении повели­тельного: Вы бы поспали;

3) изъявительное в значении повелительного: По­шёл прочь!

 

Категория времени глагола

Глаголы в форме изъявительного наклонения обо­значают реальные дей-ствия, охарактеризованные с точ­ки зрения времени. Время глагола — это грам-матичес­кая категория, которая выражает отношение действия, названного глаго-лом, к моменту речи.

 

Времена глаголов

Глаголы настоя­щего времени Глаголы прошед­шего времени Глаголы будущего времени обозначают дей­ствие, проис-ходя­щее в момент речи или частично сов­падающее с ним:       Я стою у дома обозначают дей­ствие, проис-ходив­шее (происшед­шее) до момента речи:       Я стоял у дома обозначают дей­ствие, которое будет происходить(произо-йдёт) после мо­мента речи:    Я буду стоять у дома

 

Глаголы совершенного вида не имеют личных и при­частных форм насто-ящего времени и образуют будущее простое, а глаголы несовершенного вида имеют личные и причастные формы настоящего времени и образуют будущее составное время.

Категория времени выражается с помощью оконча­ний, суффикса -л и вспомогательного глагола быть.

Формы настоящего времени образуются путём при­соединения к основе настоящего времени личных окон­чаний: вед-у, вед-ёшь, вед-ёт, вед-ём, вед-ёте, вед-ут.

Формы настоящего времени могут обозначать:

1) действие, происходящее в момент речи: Дети рез­вятся на площадке;

2) расширенное настоящее, т.е. действие, происхо­дящее в момент речи, но охватывающее также более или менее значительный отрезок прошлого и допуска­ющее (предполагающее) продолжение в будущем: Де­вочка взрослеет;

3) настоящее постоянное, т.е. действие, происходя­щее постоянно: Волга впадает в Каспийское море;

4) постоянное свойство, не привязанное к моменту речи: Крапива жжётся; Чугун ломается.

Будущее время имеет простую (синтетическую) и со­ставную (аналитичес-кую) формы. Глаголы совершенно­го вида образуют формы будущего простого времени, глаголы несовершенного вида — будущего составного. Формы будуще-го простого времени образуются так же, как и настоящего, и отличаются грамма-тическим зна­чением вида; ср.: хожу (наст, вр.) — решу (буд. вр.). Формы буду-щего составного времени представляют со­бой сочетание личных форм вспомо-гательного глагола быть и инфинитива основного глагола: буду решать. Вспомо-гательный глагол в составной форме будущего времени служит средством выра-жения грамматическо­го значения времени, а также лица, числа и наклоне­ния.

Формы прошедшего времени образуются:

1) путем присоединения к основе инфинитива суф­фикса -л: клеить — клеил;

2) супплетивно: идти — шёл.

Суффикс -л- может быть «утерян» в глаголах м. р. (нулевой суффикс — Ø):

1) если основа инфинитива оканчивается на соглас­ную и на -ере: нести — нёс, вытереть — вытер, об­грызть — обгрыз, испечь — испёк;

2) если глаголы с суффиксом -ну- имеют значение со­стояния или постепен-ного перехода в какое-либо состо­яние: пахнуть — пах, сохнуть — сох.

Формы прошедшего времени не изменяются по ли­цам, но изменяются по родам.

Значение форм прошедшего времени:

1) действие, совершавшееся или совершившееся до момента речи: Хозяева вернулись;

2) действие, результат которого сохраняется в на­стоящем: Я закончил уни-верситет;

3) качество, свойство, умение: Я научился играть на саксофоне;

4) действие, которое началось, но по каким-то при­чинам тут же прекрати-лось (с частицей было): Он было начал говорить..

Временные формы могут употребляться одна вместо другой, т.е. выступать в переносных, метафорических значениях:

1) настоящее в значении будущего (говорящий не сомневается в соверше-нии этого действия): Я замуж выхожу;

2) настоящее в значении прошедшего (историческое настоящее): И вот войско Пугачёва подходит к кре­пости;

3) будущее простое время во вневременном значе­нии: Глупый осудит, а умный рассудит (поел.);

4) прошедшее в значении будущего и настоящего: Я пошёл; Мы поехали и т.д.

 

Категория лица глагола

Лицо — это грамматическая категория глагола, указывающая на произво-дителя действия. Категория лица обнаруживается только в формах настоящего и бу­дущего времени изъявительного наклонения.

 

Лицо глагола

1 лицо 2 лицо 3 лицо производителем действия яв-ляет­ся говорящий и тот, кто с ним:      Я пишу, мы пи­шем производителем действия яв-ляет­ся слушающий и тот, кто с ним:    Ты пишешь, вы пи­шете производителем действия яв-ляется лицо или предмет, не участвующее в диа­логе: Он (она, оно) пишет, они пишут

 

Значение лица выражают личные окончания:

 

Личные окончания глаголов

Лицо

I спряжение

II спряжение

ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч.
1 лицо -у (ю) -ем -у (ю) -им
2 лицо -ешь -ете -ишь -ите
3 лицо -ет -ут (ют) -ит -ат (ят)

 

Формы прошедшего времени и сослагательного на­клонения не имеют ка-тегории лица; производитель действия в этих случаях обозначается личными место­имениями или существительными: я ходил, ты ходил, он ходил, человек ходил.

Недостаточные глаголы имеют неполную пара­дигму лица:

1) глаголы, обозначающие действия, свойственные только животным, рас-тениям, предметам, событиям, явлениям природы, не имеют форм 1 и 2 л. ед. и мн. ч.: котиться, щениться; прорасти, разрастись; приго­реть, ужариться; простить, толстеть; назревать, произойти; мерцать, струиться;

2) глаголы, обозначающие действия нескольких лиц, не имеют формы 1 и 2 л. ед. ч.: обступить, сбе­жаться, скопиться;

3) глаголы, образование форм 1 л. ед. ч. которых привело бы к омонимии: бузить, дерзить, тузить (ср. с будить — бужу, держать — держу, тужить — ту­жу);

4) глаголы, формы 1 л. ед. ч. которых неблагозвуч­ны (должны оканчиваться на -жу, -чу, -шу, -щу) дудеть, победить, убедить, чудить, очутиться, приюти-ться, басить, дубасить, застить, шерстить.

Личные формы глагола, кроме прямых значений, могут иметь значения переносные.

Формы 2, а также 1 и 3 л. могут выступать в обоб­щённо-личном значении: Поспешишьлюдей насме­шишь (посл.); В Тулу со своим самоваром не ездят (посл.).

Форма 3 л. мн. ч. часто получает неопределённо-личное значение: Ему коня подводят (А. П.).

Форма 3 л. ед. ч. может выступать в безличном зна­чении: Пахнет сеном.

Безличные глаголы — это глаголы, которые назы­вают действия, происхо-дящие без участия каких-либо действующих лиц: вечереет, знобит. Они не име-ют ка­тегории лица и не изменяются по лицам, числам и ро­дам, не имеют форм повелительного наклонения, при­частий и деепричастий. Их парадигма включает лишь инфинитив, две или три формы времени и одну форму сослагательного на-клонения (всего 4—5 словоформ): рассветать, рассветает, рассветало, будет рассве­тать. По значению они делятся на группы, обозначаю­щие:

1) явления природы: вечереет, завьюжило;

2) физические ощущения: знобит, ломит;

3) психические переживания человека: взгрустну­лось, мечтается.

Безличные глаголы могут образовываться от лич­ных при помощи постфик-са -ся: спит — спится, си­дит — не сидится.

Безличные глаголы являются главным членом без­личного предложения, при них нет и не может быть подлежащего: Уже вечерело.

 

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

 

I спряжение

Число Лицо Настоящее время
Единственное 1-е 2-е 3-є я ид-у, по-ю ты ид-ёшь, по-ёшь он (она, оно) ид-ёт, по-ёт
Множественное 1-е 2-е 3-є мы ид-ём, по-ём вы ид-ёте, по-ёте они ид-ут, по-ют

 

II спряжение

Число Лицо Настоящее время
Единственное 1-е 2-е 3-є я спеш-у, сто-ю ты спеш-ишь, сто-ишь он (она, оно) спеш-ит, сто-ит
Множественное 1-е 2-е 3-є мы спеш-им, сто-им вы спеш-ите, сто-ите они спеш-ат, сто-ят

 

2. Если глагол имеет безударные окончания, которые на слух обычно не различаются, его спряжение можно опреде­лить по инфинитиву.

К глаголам II спряжения (с безударными личными окон­чаниями -ишь, -ит,  -им, -ите, -am или -ят в настоящем или будущем простом времени) относятся глаголы на -ить в ин­финитиве (строить — строишь — строят), кроме глаголов брить (бреешь — бреют), зиждиться (зиждется — зиждутся), и следующие одиннадцать глаголов: гнать, держать, дышать, зависеть, слышать, видеть, обидеть, терпеть, вертеть, нена­видеть и смотреть, а также производные от них.

Все остальные глаголы с безударными личными окон­чаниями (-ешь, -ет,     -ем, -ете, -ут или -ют) относятся к I спряжению (мыть — моешь – моют, ко-лоть — колешь – колют).

ПРИМЕЧАНИЯ.

I. Глаголы с приставкой вы- имеют ударение на приставке, но относятся к тому же спряжению, что и бес­приставочные глаголы, от которых они образованы: лить – льёт — выльет (I спр.).

2. Глагол стлать (постлать, разостлать и т. п.) имеет ещё форда стелить (постелить, расстелить и т. п.). Личные окончания употребляются только от формы стлать, т. е. I спряжения: стелет, стелют, постелет, постелют и т. д.

3. Глаголы выздороветь, опротиветь и некоторые другие этого типа спря-гаются в литературном языке по I спряжению: вы­здоровеешь — выздоровеют, опротивеешь — опротивеют.

4. Переходные глаголы с приставкой обез- (обес -) спрягаются по II спряже-нию: обессилить (кого-нибудь) — обессилю, обесси­лишь, обессилит и т. д. В от-личие от них, непереходные глаголы имеют окончания I спряжения: обессилеть (самому) — обесси­лею — обессилеешь — обессилеют. Соответствующие суф-фиксы инфинитива -и- и -е- сохраняются в формах прошедшего времени; ср.: Страдания обессилили больного. Путешественники совсем обессилели к концу маршрута.

5. Следует различать близкие по звучанию окончания будущего времени      -ете и повелительного наклонения -ите, например: выйдете — выйдите, выбе-ретевыберите, вымететевы­метите, выпишете — выпишите, вытрете — вытрите, вышле­тевыисште, крикнете — крикните, окликнетеокликните, привыкнете — привыкните, стукнете — стукните и др. Напри­мер: Когда вы вы-йдете на улииу, то сами увидите, как холодно. Выйдите из комнаты и закройте дверь.

6. Следует иметь в виду, что глаголы, имеющие общую основу, но различа-ющиеся по виду, могут не совпадать в спряжении, напри­мер: предлагать (несо-вершенный вид) — предлагаю, предлагаешь, предлагает и т. д. (I спряжение); предложить (совершенный вид), предложу, предложишь, предложит и т. д. (II спряжение).

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

 

План разбора

 

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (неопределённая форма).

2. Постоянные признаки:

          а) вид (совершенный, несовершенный);

б) спряжение (I спряжение, II спряжение, разноспрягаемые, спрягаемые по архаическому типу);

в) переходность (переходной, непереходной);

г) возвратность;

д) залог (только у переходных глаголов.

     3. Непостоянные признаки:

         а) наклонение (изъявительное, повелительное, условное (сослагатель-ное));

         б) время (прошедшее, настоящее, будущее);

         в) лицо (если есть);

    г) число;

         д) род (если есть).

 III. Синтаксическая роль.

 

Образец разбора

              Сгущались сумерки, но ещё кое-что можно было рассмотреть.

I. сгущались – глагол.

    II. 1. Н.ф. — сгущаться.

2. Постоянные признаки:

              а) несов. вид;

   б) II спр.;

       в) переходный;

             г) возвратный;

             д) средний.

3. Непостоянные признаки:
       а) в изъявительном;

       б) в пр.вр.;

       в) —;

             г) во мн.ч.;

             д) —.

     III. Сумерки сгущались – сказуемое.

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА В РЕЧИ

 


Образование некоторых личных форм

 

1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаго-лам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если не-обходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очу-титься, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

    Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср. бужу от будить), «держу» (от дерзить, ср. держу от держать), «тужу» (от тузить, ср. тужу от тужить) и не-которые другие.

    Глаголы умертвить, роптать образуют в l-м лице единственного числа формы умерщвлю, ропщу.

2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы по I спряжению:выздоровею, -еешь, -еют; опостылею, -еешь, -еют; опротивею,

-еешь, -еют. Формы этих глаголов выздоровлю, -ишь, -ят и т. д. (по II спряжению) имеют разговорный характер.

3. Глагол зиждиться образует неопределенную форму и прошедшее время (зиждился) с суффиксом -и- (по II спряжению); формы настоящего времени и причастие образуются по I спряжению (зиждется, -утся, зиждущийся).

    Такое же соотношение форм у глагола зыбиться (зыбился; зыблется – зыблются, зыблющийся, незыблемый).

    Глагол стелить(ся) употребляется только в инфинитиве и в прошедшем времени (туман стелился); личные формы образуются по I спряжению от равно-правного глагола стлать(ся), например: туман стелется, луга стелются на не-обозримое пространство.

    Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят – чтут; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней. – Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он.

4. Некоторые глаголы (так называемые и з о б и л у ю щ и е) образуют дво-якие формы настоящего времени, например глагол полоскать: полоскает (без че-редования конечных согласных основы инфинитива и основы настоящего време-ни) и полощет (с чередованием согласных в названных формах).

Первые формы: полоскает, плескает, капает, кудахтает, колыхает, мур-лыкает, махает, рыскаети др. – свойственны разговорному стилю. Вторые фор-мы: полощет, плещет, каплет, кудахчет, колышет, мурлычет, машет, рыщет и др. – присущи литературному языку. Ср. в художественной литературе:

    На речке… бабы сидят, полоскают (Л. Толстой). – В яркой синеве небес по-лощутся знамена(Павленко) (употребление слова в переносном значении во вто-ром случае не влияет на его литературную форму);

    Стая морских птиц колыхается на волнах (Гончаров). – Романтические призраки прошлого обступают меня кругом, овладевают душой, колышут, баю-кают, нежат… (Короленко);

    Лошадь махает хвостом (Салтыков-Щедрин). – Идёт седая чародейка, кос-матым машет рукавом (Державин).

    Наряду со стилистическим отмечается смысловое разграничение параллель-ных форм.

    Форма брызгать – брызгает имеет значение «спрыскивать, окроплять»: брызгает водой, брызгает белье; форма брызгать – брызжет означает «разле-таться каплями, разбрасывать капли, сыпать брызгами»: грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной.

    Форма двигать – двигает имеет значение «перемещать, толкая или таща что-нибудь»: двигает мебель; форма двигать – движет наряду с этим же значе-нием (тепловоз движет вагоны) имеет переносное значение «побуждать, руково-дить»: им движет чувство сострадания. Ср. также формы глагола двигаться: де-ло не двигается – время движется вперёд (второй вариант книжный); С трудом двигаются усталые лошади. – Движутся знакомые фигуры, обыденные эпизоды, будничные сцены (оба примера из Короленко). Поезд двигается значит «приходит в движение»; поезд движется значит «находится в движении».

    Форма капать – капает имеет значение «падать каплями, лить по капле»: пот капает со лба, сиделка капает лекарство в рюмку; книжный вариант: дождь каплет; форма капать – каплет значит «протекать, пропускать жидкость»: крыша каплет.

    Форма метать – метает имеет значение «шить, прошивать стежками, об-шивать петлю»: метает кофту, метает шов. Форма метать – мечет означает «бросать, разбрасывать, раскидывать»: мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру; в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма метает: метает молот, диск, копьё и т. д.

    В просторечии и в диалектах встречаются формы кликает (вместо кличет – от кликать), мяучит (от мяучить; литературная форма мяукает – от мяукать).

    Просторечными же являются формы сыпет, щипет (вместо сыплет, щип-лет – от сыпать, щипать).

5. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на : …Тревогой бранной напои! (Блок).

    Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют равноправные формы пове-лительного наклонения: высунь – высуни, выставь – выстави, выправь – выправи, высыпь – высыпи; вторые варианты в каждой паре имеют книжный характер.

    Глаголы, у которых перед -ить инфинитива имеется сочетание ст или сте-чение двух согласных звуков, причем первым из них является плавный соглас-ный р, тоже образуют равноправные формы: почисть – почисти, не порть – не порти, не корчь – не корчи, не морщь – не морщи. Однако во множественном чис-ле употребляются только формы на -ите: почистите, не портите.

    Формы уведомь – уведоми, полакомься – полакомись, закупорь – закупори, откупорь – откупори также равноправны. Однако формы взглянь, выдь, не крадь, положь (во фразеологическом сочетании вынь да положь) являются просторечны-ми.

Просторечный же характер имеют формы поди (вместо пойди), обойми (вместо обними); такжеезжай (вместо поезжай).

 

Варианты видовых форм

1. Формы заведывать, исповедывать, проповедывать и т. п. являются устаре-лыми. Ср. современные заведовать, исповедовать, проповедовать.

Употребление формы организовывать (наряду с организовать в значении несовершенного вида) оправдывается тем, что в прошедшем времени глагол ор-ганизовать имеет значение только совершенного вида (ср.: он организовал фес-тиваль туристской песни), поэтому для выражения значения несовершенного вида в прошедшем времени необходима форма организовывал (ср.: ежегодно он организовывал фестивали туристской песни). По этой же причине правомерна форма атаковывал (форма атаковал имеет значение совершенного вида).

2. Варианты форм типа обусловливать – обуславливать связаны с особенностями образования несовершенного вида посредством суффиксов -ыва-, -ива-: в одних случаях происходит чередование гласных о–а в корне, а в других корневая гласная о сохраняется:

1) глаголы, требующие указанного чередования: выхлопотать – выхлопа-тывать, заболотить – заболачивать, заморозить – замораживать, застроить – застраивать, затронуть – затрагивать, обработать – обрабатывать, облаго-родить – облагораживать, освоить – осваивать, оспорить – оспаривать, удос-тоить – удостаивать, усвоить – усваивать и др.;

2) глаголы, сохраняющие корневую о: захлопнуть – захлопывать, озабо-тить – озабочивать, опорочить – опорочивать, отсрочить – отсрочивать, приурочить – приурочивать, узаконить – узаконивать, уполномочить – уполно-мочивать и др. Сюда же входят глаголы, у которых о относится к суффиксу -ов-, поскольку с образованием видов связано чередование букв в корне, а не в суф-фиксе, например: обворовать – обворовывать, ознаменовать – ознаменовывать, очаровать – очаровывать, укомплектовать – укомплектовывать;

3) глаголы, допускающие обе формы (книжная форма – с о, разговорная – с а): заподозривать – заподазривать, обусловливать – обуславливать, сосредото-чивать – сосредотачивать, унавоживать – унаваживать, условливаться – услав-ливаться и некоторые другие;

4) глаголы, образующие формы несовершенного вида с суффиксами -ыва-, -ива- (разговорная форма) и с суффиксами -а-, -я- (книжная форма): заготавли-вать – заготовлять, засаривать – засорять, накапливать – накоплять, опора-жнивать – опорожнять, подбадривать – подбодрять, подготавливать – подго-товлять, подменивать – подменять, примеривать – примерять, приспосабли-вать – приспособлять, простуживаться – простужаться, разрезывать – разре-зать и др.;

5) глаголы, образующие форму несовершенного вида с суффиксом -я- (книжная форма):оздоровить – оздоровлять, ознакомить – ознакомлять, офор-мить – оформлять, узаконить – узаконять (также узаконивать, см. выше), уско-рить – ускорять и др.

Возможны также бесприставочные формы несовершенного вида, выступа-ющие в паре с приставочными образованиями совершенного вида, например: обеспокоить – беспокоить, опозорить – позорить, опорочить – порочить и др. Использование этих форм более предпочтительно, чем форм с суффиксом -ива- (опозоривать, опорочивать).

3. Среди глаголов типа популяризовать – популяризировать (с суффиксом

-изова- и суффиксом -изирова-) можно выделить три группы:

а) глаголы с суффиксом -изова-:

деморализовать, мобилизовать, нейтрализовать, нормализовать, парализовать, реализовать, стилизовать, централизовать, электризовать;

б) глаголы с суффиксом -изирова-:

агонизировать, активизировать, военизировать, госпитализировать, демократизировать, идеализировать, иронизировать, канонизировать, латинизировать, монополизировать, морализировать, муниципализировать, полемизировать, сигнализировать, символизировать, утилизировать, яровизировать;

в) глаголы, имеющие оба варианта:

вулканизовать – вулканизировать

гармонизовать – гармонизировать

колонизовать – колонизировать

кристаллизовать – кристаллизировать

легализовать – легализировать

локализовать – локализировать

модернизовать – модернизировать

пастеризовать – пастеризировать

популяризовать – популяризировать

рационализовать – рационализировать

секуляризовать – секуляризировать

стабилизовать – стабилизировать

стандартизовать – стандартизировать

терроризовать – терроризировать и некоторые другие.

В книжно-письменной речи чаще встречается второй вариант.

4. Разговорный оттенок присущ второму варианту в парах:

брезгать – брезговать; например: Дедушка… не брезговал побарышничать на стороне, когда ездил в извоз (Гладков);

видеть – видать; например: …Дикого Барина я в ней [в комнате] не видал (Тургенев);

коптить – коптеть (в значении «испускать копоть»); например: На вас глядя, мухи мрут и лампы начинают коптеть (Чехов);

лазить – лазать; например: Лазали по деревьям, разоряли птичьи гнёзда (Салтыков-Щедрин);

мерить – мерять; например: Смеряй все линии... (Горький);

мучить – мучать; например: За что вы меня так мучаете? (Достоевский);

поднимать – подымать; например: Цыганы… подымали им [лошадям] ноги и хвосты, кричали, бранились… (Тургенев);

прочитать – прочесть; например: Костя прочёл целый монолог (Чехов);

свистеть – свистать; например: Мальчик пронзительно свистал… (Куп-рин); в значении «производить свист посредством механического прибора» употребляется только глагол свистеть;

слышать – слыхать; например: – А слыхал, сударь, про несчастье у вас? – спросил ямщик (Гарин-Михайловский).

5. Некоторые бесприставочные глаголы, обозначающие движение, имеют двоякие формы несовершенного вида:

бегать – бежать   летать – лететь
водить – вести   носить – нести
возить – везти   плавать – плыть
гонять – гнать   ползать – ползти
ездить – ехать   таскать – тащить
катать – катить   ходить – идти.
лазить – лезть    

Первые глаголы в каждой паре обозначают действие без указания на на-правление или действие, совершающееся не за один прием (глаголы н е о п р е- д е л е н н о г о движения), а вторые – действие, протекающее в одном направ-лении, или действие, совершающееся непрерывно и в определенный момент (глаголы о п р е д е л е н н о г о движения). Ср.: грузовик возит кирпич – грузовик везёт кирпич; самолёт летает над лесом – самолёт летит над лесом; утки пла-вают в зарослях камыша – утки плывут к зарослям камыша и т. п.

В некоторых случаях допустимы обе формы, например: Автобус по этой линии ходит каждые пять минут. – Автобус по этой линии идёт каждые пять минут. Различие между обоими вариантами заключается в следующем: ходит имеет значение «туда и обратно», т. е. указывает на движение не в одном напра-лении, а идёт обозначает «только туда», т. е. указывает на движение в одном на-правлении.

Ср. также приставочные образования: иди на почту (движение в одном на-правлении) – сходи на почту («иди и вернись»); ко мне приехал брат («прибыл и находится здесь») – ко мне приезжал брат («был и уехал»).

Значение рассматриваемых форм зависит также от контекста: при конкре-тизации действия употребляются глаголы определенного движения. Ср.:

Сегодня утром он возил нас на станцию. – Сегодня утром он вёз нас на станцию очень быстро;

Я ходил вчера на работу. – Я немного задержался, когда шёл вчера на работу;

В тот день мы ездили в город. – В тот день мы не устали, потому что медленно ехали в город.

6. Названия средств сухопутного механического и воздушного транспорта обычно сочетаются с глаголом идти, например: Автобус идёт по новой трассе; Поезд идёт со скоростью 60 километров в час; Трамвай идёт в парк; Самолёты идут (также летят) один за другим. Слово мотоцикл сочетается с глаголом ехать, например: Мотоцикл ехал прямо на нас.

Названия средств передвижения по воде сочетаются как с глаголом идти, так и с глаголом плыть, например: Вниз по реке идут (плывут) нагруженные баржи; Вблизи берега шла (плыла) лодка; Торпедные катера идут в кильватер-ной колонне; В море плывут корабли.

7. В парах гас – гаснул, мок – мокнул, сох – сохнул и т. д. в современном языке чаще используются первые варианты (без суффикса -ну-). Формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну- равноправны: вял – вянул, от-верг – отвергнул, прибег – прибегнул, расторг – расторгнул, опроверг – опровергнул и др.

Залог причастий

Действительные Страдательные называют признак предмета по действию, ко-торое произ­водит сам предмет: летящий само-лёт, прилетевшие птицы называют признак предмета по действию, ко-торое этот предмет испытывает со сто­роны: убранный мусор, при колотая брошь могут иметь значения дей­ствительного или страдатель­ного залога: ловящий рыбу мальчик, легко ловящаяся рыба; или стоять вне залога: ползущие по небу облака имеют значение страдатель­ного залога: сшитое платье

 

Время причастий

Причастия настоящего времени

Причастия прошедшего времени

образуются от основы глагола наст. вр.

образуются от основы инфинитива

действитель­ные страдатель­ные действитель­ные страдатель­ные
с помощью суффик-сов -ащ-(-ящ-) от гл. I спр., -ущ-(-ющ-) от гл. II спр. с помощью суффик-сов -ем-(-ом-) от гл. I спр., -им- от гл. II спр. с помощью суффик-сов -вш-, -ш- с помощью суффик-сов -енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т-
дыш-ащ-ий, стро-ящ-ий, шепч-ущ-ий, сме-ющ-ий-ся колебл-ем-ый, влек-ом-ый, несравн-им-ый рея-вш-ий, нёс-ш-ий скле-енн-ый, замеша-нн-ый, откры-т-ый

Образование причастий

На образование причастий влияют категории пере­ходности и вида: у непе-реходных глаголов нет форм страдательных причастий, у глаголов совершенного ви­да нет причастий настоящего времени:

Причастия

Глаголы

Переходные

Непереходные

Сов.в. Несов.в. Сов.в. Несов.в.

Действ.

Наст. вр.   читать — читаю­щий   сидеть — сидящий
Пр. вр. скле­ить — скле­ивший читать — читав­ший запрыг­нуть — запрыг­нувший сидеть — сидевший
Страд. Наст. вр.   читать — читае­мый    
Страд. Пр. вр. скле­ить — скле­енный читать — читан­ный    

 

Глаголы несовершенного вида образуют причастия как прошедшего, так и настоящего времени: делать — делающий, делавший; глаголы совершенного ви-да — только причастия прошедшего времени: сделать — сде­лавший.

Причастия могут переходить в другие части речи.

Адъективация — это переход причастия в прилага­тельные. Полная адъек-тивация — окончательный пере­ход причастия в прилагательное. Например, при-лага­тельными стали слова с суффиксами -уч-, -яч-, -л- (вися­чий, горючий, зрелый), а также будущий, грядущий, исступлённый, прирождённый, сокровенный и др. Вре­менная адъективация — выступление причастий в ка­честве прилагательных в определённом контексте: изыс канные средства (прич.) — изысканный вкус (прил.).

Вследствие адъективации причастие утрачивает значение действия и гла-гольные категории вида, вре­мени, залога.

Субстантивация — переход частей речи, в том числе причастий, в суще-ствительные: заведующий, млекопитающее, приближённые, учащиеся и т.п.

 

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ОКОНЧАНИЙ ПРИЧАСТИЙ

 

Образование деепричастий

Деепричастие несовершенного вида образуется от основы настоящего времени глагола при помощи суф­фикса -а /-я: спешат — спеша, думают — думая. Не об­разуют деепричастий глаголы несовершенного вида:

1) с односложной основой на -а в инфинитиве: гнать, звать;

2) с односложной основой на -и: вить, шить;

3) с основой на заднеязычный: стеречь (стерегут), печь (пекут);

4) с основой на шипящий: резать (режут), вязать (вяжут);

5) с суффиксом длительности -ну-: виснуть, сты­нуть;

6) с основой настоящего времени из согласных: жнут, мнут, рвут и др.

Если глагол имеет суффикс -ва-, то деепричастие об­разуется от основы ин-финитива: создава-ть — создава-я В разговорной речи встречаются деепричастия с суф­фиксом -учи: крадучись, играючи; в литературном язы­ке употребляется деепричастие будучи.

Деепричастие совершенного вида образуется от ос­новы инфинитива при помощи суффиксов -в, -вши, -ши: заскочи-ть — заскочи-в, заскочи-вши; вырас- ти — вы­рос-ши. Суффиксы -в, -вши употребляются при образова­нии деепричас-тий от основ на гласную, суффикс -ши — от основ на согласную. Суффикс -вши употребляется у деепричастий с постфиксом -ся(-сь): намаявшись, прогулявшись, напившись. Иногда от основ на согласную образуются деепричастия совершен-ного вида с суффик­сом -а/-я: увести — увед-я.

Адвербиализация — это переход деепричастий в наречия. Вследствие ад-вербиализации деепричастие утрачивает значение действия. Условия, способст-вую­щие адвербиализации:

1) отсутствие зависимых слов: Лёжа на диване, я чи­тал книгу (деепр.) — Читать лёжа вредно (нареч.);

2) несовершенный вид деепричастия: Она говорила шутя;

3) положение в постпозиции: Улыбаясь, она произ­несла тостОна про-изнесла тост улыбаясь.

Деепричастия благодаря, включая, взирая (невзи­рая на), смотря (несмотря на), спустя, судя (судя по) и некоторые другие перешли в предлоги, а деепричас­тия хотя, взирая (невзирая на то что), смотря (не­смотря на то что) — в союзы.

 

ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

 

Деепричастный оборот — деепричастие вместе с зависимыми словами, которые привносят дополнительное действие. Важно, что это действие соверша-ется тем же лицом или предметом, которое совершает и основное действие в предложении.

 

Основы глагола

 

У глагольных форм имеются две основы.

 

Основа настоящего времени Основа инфинитива
выделяется из формы 3 л. мн. ч. наст. или прост. буд. вр. получается путём усечения инфинитивного суффикса -ть/-ти
образуются формы повел, накл., причастия наст. вр. и деепричастия несов. в.: леж-ат, гляд-ят, шепч-ут образуются формы пр. вр., условн. накл., при-частия пр. вр. и деепричастия сов. в.: лежа-ть, гляде-ть, шепта-ть

 

Спряжения глагола

 

Глаголы в русском языке имеют два спряжения.

 

I спряжение II спряжение Разно­спрягаемые Спрягае­мые по архаи­ческому типу
глаголы с удар­ными личны­ми окончания­ми -у/-ю, -ешь, -ет,     -ем, -ете, -ут/-ют: шьёшь, льёшь глаголы с ударны­ми личными окончани-ями -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят: летишь, стоишь

спрягаются частично по I, частич­но по II спряже­нию: хо­теть, бежать, брез­жить и образован­ные от них приставоч­ные глаго­лы (захотеть, убе­жать и др.), чтить

дать, создать, есть (с произ­водны­ми)

глаголы с безударны-ми лич­ными оконча­ниями и инфинитива-ми не на -ить: шеп­тать, колоть глаголы с безударны-ми личными оконча-ниями и инфинитива-ми на -ить: клеить, приносить
глаголы-ис­ключения брить, сте­лить, зи-ж­диться и сло­ва, об-разован­ные от исклю-чений с помощью при­ставки и/или пост-фикса: расстелить, бриться глаголы-исключе­ния вертеть, ви­деть, за-висеть, не­навидеть, оби­деть, смотреть, терпеть, гнать, дер-жать, дышать, слы-шать и слова, образо-ванные от исключе-ний с по­мощью при-ставки и/или постфик-са: разобидеться, за­держать    

 

Категория вида глагола

 

Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отно­шения действия к его внутреннему пределу, ограни-ченность/неограниченность действия.

 

Вид глагола

Совершенный вид Несовершенный вид · называют действия, ограниченные преде-лом в ка­кой-либо момент его осуществле-ния, · обозначают законченность всего действия или его фазы, · отвечают на вопрос что сде­лать?                 купить, приобрести · обозначают действия в их течении, без ука­зания на предел, · обозначают незакон­ченность действия, · отвечают на вопрос что делать?                          рисовать, нести

 

Глаголы русского языка подразделяются:

1) на имеющие соотносительные видовые пары (две формы глагола, име-ющие одно и то же лексическое зна­чение, но различающиеся грамматическим значением вида): решать — решить, готовить — приготовить;

2) одновидовые глаголы совершенного вида (обозна­чают действия, всегда ограниченные в своём развитии; не имеют видовой пары несовершенного вида): очу­титься, грянуть;

3) одновидовые глаголы несовершенного вида (обо­значают действия, не ограниченные в своём развитии; не имеют видовой пары совершенного вида): сожалеть, присутствовать;

4) двувидовые глаголы (обладают признаками со­вершенного и несовер-шенного вида одновременно; ви­довая неопределённость снимается контекстом): ра нить, воздействовать, обещать.

 

Переходные и непереходные глаголы

 

Переходные глаголы обозначают действия, направ­ленные на какой-либо предмет: откусить (кусочек), умыть (ребёнка). Действие, обозначаемое переход-ны­ми глаголами, предполагает наличие обязательного объекта. Объект, на кото-рый переходит действие пере­ходного глагола, выражается:

1) формой существительного или местоимения в В. п. без предлога: встре-тить друга, оторвать лист и др.;

2) формой Р. п при обозначении части целого: нало­мать дров, налить сока;

3) формой Р. п при сказуемом с отрицанием: не брал денег, не видел тигра.

Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой-либо предмет: похудеть, зве­нит. Они не могут управлять формой В. п. без пред-ло­га, т.е. не могут иметь при себе прямое дополнение.

Переходные глаголы могут образовывать страда­тельные причастия: скле-ить — склеенный, умыть — умытый.

Возвратные глаголы

 

Возвратные глаголы имеют постфикс -ся (-сь) и мо­гут образовываться как от переходных, так и от непере­ходных глаголов. Возвратные глаголы, образован-ные от переходных глаголов, делятся на пять основных групп:

1) собственно-возвратные, обозначающие действия, субъект и объект кото-рого являются одним и тем же ли­цом: бриться, одеваться, обуваться и др.; пост-фикс -ся имеет значение, близкое к значению возвратного место­имения себя: мы-ться — мыть себя;


2) взаимно-возвратные, обозначающие действия, со­вершаемые двумя или несколькими лицами, каждое из которых является одновременно и субъектом и объектом: целоваться, встречаться, обниматься и др.; пост­фикс -ся имеет значе-ние, близкое к значению сочетания друг друга: обниматьсяобнимать друг друга;

3) общевозвратные, указывающие на внутренние со­стояния субъекта, изме-нение состояния или положе­ния: обрадоваться, огорчаться, остановиться и др.; постфикс -ся имеет значение, близкое к значению мес­тоимения сам: веселит друга — веселится сам;

4) косвенно-возвратные, обозначающие действия, совершаемые субъектом для себя, в свою пользу, в сво­их интересах: собираться, укладываться и др.; пост­фикс -ся имеет значение, близкое к значению сочетания для себя: запасать-ся — запасать для себя;

5) безобъектно-возвратные, обозначающие действия, которые выступают как постоянное и характерное свойство субъекта: ёж колется, собака кусается, золо­то светится.

Возвратные глаголы, образованные от непереход­ных, делятся на три основные группы:

1) обозначающие состояние лица, переживаемое им помимо его воли, без всяких усилий с его стороны: неможется, работается, не сидится, спится;

2) обозначающие более интенсивные действия, со­вершаемые субъектом в своих интересах: грозится, плачется, стучится;

3) обозначающие более слабое проявление какого- либо внешнего признака: краснеется, тлеется, черне­ется.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 289.