Основы глагола
У глагольных форм имеются две основы.
Основа настоящего времени | Основа инфинитива |
выделяется из формы 3 л. мн. ч. наст. или прост. буд. вр. | получается путём усечения инфинитивного суффикса -ть/-ти |
образуются формы повел, накл., причастия наст. вр. и деепричастия несов. в.: леж-ат, гляд-ят, шепч-ут | образуются формы пр. вр., условн. накл., при-частия пр. вр. и деепричастия сов. в.: лежа-ть, гляде-ть, шепта-ть |
Спряжения глагола
Глаголы в русском языке имеют два спряжения.
I спряжение | II спряжение | Разноспрягаемые | Спрягаемые по архаическому типу |
глаголы с ударными личными окончаниями -у/-ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют: шьёшь, льёшь | глаголы с ударными личными окончани-ями -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят: летишь, стоишь | спрягаются частично по I, частично по II спряжению: хотеть, бежать, брезжить и образованные от них приставочные глаголы (захотеть, убежать и др.), чтить | дать, создать, есть (с производными) |
глаголы с безударны-ми личными окончаниями и инфинитива-ми не на -ить: шептать, колоть | глаголы с безударны-ми личными оконча-ниями и инфинитива-ми на -ить: клеить, приносить | ||
глаголы-исключения брить, стелить, зи-ждиться и слова, об-разованные от исклю-чений с помощью приставки и/или пост-фикса: расстелить, бриться | глаголы-исключения вертеть, видеть, за-висеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, дер-жать, дышать, слы-шать и слова, образо-ванные от исключе-ний с помощью при-ставки и/или постфик-са: разобидеться, задержать |
Категория вида глагола
Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношения действия к его внутреннему пределу, ограни-ченность/неограниченность действия.
Вид глагола
Глаголы русского языка подразделяются:
1) на имеющие соотносительные видовые пары (две формы глагола, име-ющие одно и то же лексическое значение, но различающиеся грамматическим значением вида): решать — решить, готовить — приготовить;
2) одновидовые глаголы совершенного вида (обозначают действия, всегда ограниченные в своём развитии; не имеют видовой пары несовершенного вида): очутиться, грянуть;
3) одновидовые глаголы несовершенного вида (обозначают действия, не ограниченные в своём развитии; не имеют видовой пары совершенного вида): сожалеть, присутствовать;
4) двувидовые глаголы (обладают признаками совершенного и несовер-шенного вида одновременно; видовая неопределённость снимается контекстом): ра нить, воздействовать, обещать.
Переходные и непереходные глаголы
Переходные глаголы обозначают действия, направленные на какой-либо предмет: откусить (кусочек), умыть (ребёнка). Действие, обозначаемое переход-ными глаголами, предполагает наличие обязательного объекта. Объект, на кото-рый переходит действие переходного глагола, выражается:
1) формой существительного или местоимения в В. п. без предлога: встре-тить друга, оторвать лист и др.;
2) формой Р. п при обозначении части целого: наломать дров, налить сока;
3) формой Р. п при сказуемом с отрицанием: не брал денег, не видел тигра.
Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой-либо предмет: похудеть, звенит. Они не могут управлять формой В. п. без пред-лога, т.е. не могут иметь при себе прямое дополнение.
Переходные глаголы могут образовывать страдательные причастия: скле-ить — склеенный, умыть — умытый.
Возвратные глаголы
Возвратные глаголы имеют постфикс -ся (-сь) и могут образовываться как от переходных, так и от непереходных глаголов. Возвратные глаголы, образован-ные от переходных глаголов, делятся на пять основных групп:
1) собственно-возвратные, обозначающие действия, субъект и объект кото-рого являются одним и тем же лицом: бриться, одеваться, обуваться и др.; пост-фикс -ся имеет значение, близкое к значению возвратного местоимения себя: мы-ться — мыть себя;
2) взаимно-возвратные, обозначающие действия, совершаемые двумя или несколькими лицами, каждое из которых является одновременно и субъектом и объектом: целоваться, встречаться, обниматься и др.; постфикс -ся имеет значе-ние, близкое к значению сочетания друг друга: обниматься — обнимать друг друга;
3) общевозвратные, указывающие на внутренние состояния субъекта, изме-нение состояния или положения: обрадоваться, огорчаться, остановиться и др.; постфикс -ся имеет значение, близкое к значению местоимения сам: веселит друга — веселится сам;
4) косвенно-возвратные, обозначающие действия, совершаемые субъектом для себя, в свою пользу, в своих интересах: собираться, укладываться и др.; постфикс -ся имеет значение, близкое к значению сочетания для себя: запасать-ся — запасать для себя;
5) безобъектно-возвратные, обозначающие действия, которые выступают как постоянное и характерное свойство субъекта: ёж колется, собака кусается, золото светится.
Возвратные глаголы, образованные от непереходных, делятся на три основные группы:
1) обозначающие состояние лица, переживаемое им помимо его воли, без всяких усилий с его стороны: неможется, работается, не сидится, спится;
2) обозначающие более интенсивные действия, совершаемые субъектом в своих интересах: грозится, плачется, стучится;
3) обозначающие более слабое проявление какого- либо внешнего признака: краснеется, тлеется, чернеется.
Наклонения глагола
Глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам, в насто-ящем и будущем времени — по лицам и числам, в прошедшем времени — по числам и родам.
Условное (сослагательное) наклонение имеет два значения:
1) условное, которое употребляется в сложноподчинённых предложениях с придаточными условия: Если бы дождь не пошёл, мы бы ещё погуляли;
2) желательное, которое используется в простом предложении: Я бы сейчас с удовольствием прогулялся.
Форма сослагательного наклонения образуется сочетанием формы прошед-шего времени глагола с частицей бы (б): решил бы, пропела б. Формы сослага-тельного наклонения глагола не изменяются по лицам; я сходил бы, ты сходил бы, он сходил бы, но изменяются по родам и числам: сходил бы, сходила бы, сходило бы, сходили бы. Глаголы сослагательного наклонения не имеют категории време-ни.
Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени гла-гола и выражается с помощью:
1) суффикса -и:
а) если в форме 1 л. ед. ч. наст. вр. ударение падает на окончание: бе-
гу — беги, везу — вези;
б) в глаголах с приставкой вы-, «перетягивающей» на себя ударение: выбери, вывари;
в) в глаголах с основой на сочетание согласных: крикни, кончи, про-должи;
2) нулевого суффикса и нулевого окончания, если в форме 1 л. ед. ч. наст. вр. ударение падает на основу: гуляю — гуляй, уведомлю — уведомь;
3) формообразующих частиц пусть, пускай, давай, да, -ка: пусть будет, да здравствует, сядь-ка.
Побуждение к действию может выражаться инфинитивом, формами 1 л. глагола изъяв, накл.: Стоять! Пойдёмте домой.
Форма мн. ч. глагола повел, накл. образуется с помощью окончания -те: веди — ведите, знай — знайте, ляг — лягте.
Глаголы повел, накл. не имеют категории времени. Не имеют формы повел, накл.:
1) безличные глаголы: лихорадит, трясёт, смеркается;
2) глаголы восприятия: видеть, слышать, чувствовать;
3) глаголы состояния: зябнуть, недомогать, обезножеть;
4) модальные глаголы: желать, мочь, хотеть и др.
В речи нередко наблюдается употребление одного наклонения в значении другого, т.е. метафорическое употребление наклонений:
1) повелительное наклонение в значении условного: Будь ты пошустрее, всё успел бы;
2) сослагательное наклонение в значении повелительного: Вы бы поспали;
3) изъявительное в значении повелительного: Пошёл прочь!
Категория времени глагола
Глаголы в форме изъявительного наклонения обозначают реальные дей-ствия, охарактеризованные с точки зрения времени. Время глагола — это грам-матическая категория, которая выражает отношение действия, названного глаго-лом, к моменту речи.
Времена глаголов
Глаголы совершенного вида не имеют личных и причастных форм насто-ящего времени и образуют будущее простое, а глаголы несовершенного вида имеют личные и причастные формы настоящего времени и образуют будущее составное время.
Категория времени выражается с помощью окончаний, суффикса -л и вспомогательного глагола быть.
Формы настоящего времени образуются путём присоединения к основе настоящего времени личных окончаний: вед-у, вед-ёшь, вед-ёт, вед-ём, вед-ёте, вед-ут.
Формы настоящего времени могут обозначать:
1) действие, происходящее в момент речи: Дети резвятся на площадке;
2) расширенное настоящее, т.е. действие, происходящее в момент речи, но охватывающее также более или менее значительный отрезок прошлого и допускающее (предполагающее) продолжение в будущем: Девочка взрослеет;
3) настоящее постоянное, т.е. действие, происходящее постоянно: Волга впадает в Каспийское море;
4) постоянное свойство, не привязанное к моменту речи: Крапива жжётся; Чугун ломается.
Будущее время имеет простую (синтетическую) и составную (аналитичес-кую) формы. Глаголы совершенного вида образуют формы будущего простого времени, глаголы несовершенного вида — будущего составного. Формы будуще-го простого времени образуются так же, как и настоящего, и отличаются грамма-тическим значением вида; ср.: хожу (наст, вр.) — решу (буд. вр.). Формы буду-щего составного времени представляют собой сочетание личных форм вспомо-гательного глагола быть и инфинитива основного глагола: буду решать. Вспомо-гательный глагол в составной форме будущего времени служит средством выра-жения грамматического значения времени, а также лица, числа и наклонения.
Формы прошедшего времени образуются:
1) путем присоединения к основе инфинитива суффикса -л: клеить — клеил;
2) супплетивно: идти — шёл.
Суффикс -л- может быть «утерян» в глаголах м. р. (нулевой суффикс — Ø):
1) если основа инфинитива оканчивается на согласную и на -ере: нести — нёс, вытереть — вытер, обгрызть — обгрыз, испечь — испёк;
2) если глаголы с суффиксом -ну- имеют значение состояния или постепен-ного перехода в какое-либо состояние: пахнуть — пах, сохнуть — сох.
Формы прошедшего времени не изменяются по лицам, но изменяются по родам.
Значение форм прошедшего времени:
1) действие, совершавшееся или совершившееся до момента речи: Хозяева вернулись;
2) действие, результат которого сохраняется в настоящем: Я закончил уни-верситет;
3) качество, свойство, умение: Я научился играть на саксофоне;
4) действие, которое началось, но по каким-то причинам тут же прекрати-лось (с частицей было): Он было начал говорить..
Временные формы могут употребляться одна вместо другой, т.е. выступать в переносных, метафорических значениях:
1) настоящее в значении будущего (говорящий не сомневается в соверше-нии этого действия): Я замуж выхожу;
2) настоящее в значении прошедшего (историческое настоящее): И вот войско Пугачёва подходит к крепости;
3) будущее простое время во вневременном значении: Глупый осудит, а умный рассудит (поел.);
4) прошедшее в значении будущего и настоящего: Я пошёл; Мы поехали и т.д.
Категория лица глагола
Лицо — это грамматическая категория глагола, указывающая на произво-дителя действия. Категория лица обнаруживается только в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения.
Лицо глагола
Значение лица выражают личные окончания:
Личные окончания глаголов | ||||
Лицо |
I спряжение |
II спряжение | ||
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | |
1 лицо | -у (ю) | -ем | -у (ю) | -им |
2 лицо | -ешь | -ете | -ишь | -ите |
3 лицо | -ет | -ут (ют) | -ит | -ат (ят) |
Формы прошедшего времени и сослагательного наклонения не имеют ка-тегории лица; производитель действия в этих случаях обозначается личными местоимениями или существительными: я ходил, ты ходил, он ходил, человек ходил.
Недостаточные глаголы имеют неполную парадигму лица:
1) глаголы, обозначающие действия, свойственные только животным, рас-тениям, предметам, событиям, явлениям природы, не имеют форм 1 и 2 л. ед. и мн. ч.: котиться, щениться; прорасти, разрастись; пригореть, ужариться; простить, толстеть; назревать, произойти; мерцать, струиться;
2) глаголы, обозначающие действия нескольких лиц, не имеют формы 1 и 2 л. ед. ч.: обступить, сбежаться, скопиться;
3) глаголы, образование форм 1 л. ед. ч. которых привело бы к омонимии: бузить, дерзить, тузить (ср. с будить — бужу, держать — держу, тужить — тужу);
4) глаголы, формы 1 л. ед. ч. которых неблагозвучны (должны оканчиваться на -жу, -чу, -шу, -щу) дудеть, победить, убедить, чудить, очутиться, приюти-ться, басить, дубасить, застить, шерстить.
Личные формы глагола, кроме прямых значений, могут иметь значения переносные.
Формы 2, а также 1 и 3 л. могут выступать в обобщённо-личном значении: Поспешишь — людей насмешишь (посл.); В Тулу со своим самоваром не ездят (посл.).
Форма 3 л. мн. ч. часто получает неопределённо-личное значение: Ему коня подводят (А. П.).
Форма 3 л. ед. ч. может выступать в безличном значении: Пахнет сеном.
Безличные глаголы — это глаголы, которые называют действия, происхо-дящие без участия каких-либо действующих лиц: вечереет, знобит. Они не име-ют категории лица и не изменяются по лицам, числам и родам, не имеют форм повелительного наклонения, причастий и деепричастий. Их парадигма включает лишь инфинитив, две или три формы времени и одну форму сослагательного на-клонения (всего 4—5 словоформ): рассветать, рассветает, рассветало, будет рассветать. По значению они делятся на группы, обозначающие:
1) явления природы: вечереет, завьюжило;
2) физические ощущения: знобит, ломит;
3) психические переживания человека: взгрустнулось, мечтается.
Безличные глаголы могут образовываться от личных при помощи постфик-са -ся: спит — спится, сидит — не сидится.
Безличные глаголы являются главным членом безличного предложения, при них нет и не может быть подлежащего: Уже вечерело.
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
I спряжение
Число | Лицо | Настоящее время |
Единственное | 1-е 2-е 3-є | я ид-у, по-ю ты ид-ёшь, по-ёшь он (она, оно) ид-ёт, по-ёт |
Множественное | 1-е 2-е 3-є | мы ид-ём, по-ём вы ид-ёте, по-ёте они ид-ут, по-ют |
II спряжение
Число | Лицо | Настоящее время |
Единственное | 1-е 2-е 3-є | я спеш-у, сто-ю ты спеш-ишь, сто-ишь он (она, оно) спеш-ит, сто-ит |
Множественное | 1-е 2-е 3-є | мы спеш-им, сто-им вы спеш-ите, сто-ите они спеш-ат, сто-ят |
2. Если глагол имеет безударные окончания, которые на слух обычно не различаются, его спряжение можно определить по инфинитиву.
К глаголам II спряжения (с безударными личными окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -am или -ят в настоящем или будущем простом времени) относятся глаголы на -ить в инфинитиве (строить — строишь — строят), кроме глаголов брить (бреешь — бреют), зиждиться (зиждется — зиждутся), и следующие одиннадцать глаголов: гнать, держать, дышать, зависеть, слышать, видеть, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть, а также производные от них.
Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут или -ют) относятся к I спряжению (мыть — моешь – моют, ко-лоть — колешь – колют).
ПРИМЕЧАНИЯ.
I. Глаголы с приставкой вы- имеют ударение на приставке, но относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные глаголы, от которых они образованы: лить – льёт — выльет (I спр.).
2. Глагол стлать (постлать, разостлать и т. п.) имеет ещё форда стелить (постелить, расстелить и т. п.). Личные окончания употребляются только от формы стлать, т. е. I спряжения: стелет, стелют, постелет, постелют и т. д.
3. Глаголы выздороветь, опротиветь и некоторые другие этого типа спря-гаются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь — выздоровеют, опротивеешь — опротивеют.
4. Переходные глаголы с приставкой обез- (обес -) спрягаются по II спряже-нию: обессилить (кого-нибудь) — обессилю, обессилишь, обессилит и т. д. В от-личие от них, непереходные глаголы имеют окончания I спряжения: обессилеть (самому) — обессилею — обессилеешь — обессилеют. Соответствующие суф-фиксы инфинитива -и- и -е- сохраняются в формах прошедшего времени; ср.: Страдания обессилили больного. Путешественники совсем обессилели к концу маршрута.
5. Следует различать близкие по звучанию окончания будущего времени -ете и повелительного наклонения -ите, например: выйдете — выйдите, выбе-рете — выберите, выметете — выметите, выпишете — выпишите, вытрете — вытрите, вышлете — выисште, крикнете — крикните, окликнете — окликните, привыкнете — привыкните, стукнете — стукните и др. Например: Когда вы вы-йдете на улииу, то сами увидите, как холодно. Выйдите из комнаты и закройте дверь.
6. Следует иметь в виду, что глаголы, имеющие общую основу, но различа-ющиеся по виду, могут не совпадать в спряжении, например: предлагать (несо-вершенный вид) — предлагаю, предлагаешь, предлагает и т. д. (I спряжение); предложить (совершенный вид), предложу, предложишь, предложит и т. д. (II спряжение).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА
План разбора
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1. Начальная форма (неопределённая форма).
2. Постоянные признаки:
а) вид (совершенный, несовершенный);
б) спряжение (I спряжение, II спряжение, разноспрягаемые, спрягаемые по архаическому типу);
в) переходность (переходной, непереходной);
г) возвратность;
д) залог (только у переходных глаголов.
3. Непостоянные признаки:
а) наклонение (изъявительное, повелительное, условное (сослагатель-ное));
б) время (прошедшее, настоящее, будущее);
в) лицо (если есть);
г) число;
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Сгущались сумерки, но ещё кое-что можно было рассмотреть.
I. сгущались – глагол.
II. 1. Н.ф. — сгущаться.
2. Постоянные признаки:
а) несов. вид;
б) II спр.;
в) переходный;
г) возвратный;
д) средний.
3. Непостоянные признаки:
а) в изъявительном;
б) в пр.вр.;
в) —;
г) во мн.ч.;
д) —.
III. Сумерки сгущались – сказуемое.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА В РЕЧИ
Образование некоторых личных форм
1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаго-лам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если не-обходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очу-титься, попытаюсь ощутить, не буду чудить.
Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср. бужу от будить), «держу» (от дерзить, ср. держу от держать), «тужу» (от тузить, ср. тужу от тужить) и не-которые другие.
Глаголы умертвить, роптать образуют в l-м лице единственного числа формы умерщвлю, ропщу.
2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы по I спряжению:выздоровею, -еешь, -еют; опостылею, -еешь, -еют; опротивею,
-еешь, -еют. Формы этих глаголов выздоровлю, -ишь, -ят и т. д. (по II спряжению) имеют разговорный характер.
3. Глагол зиждиться образует неопределенную форму и прошедшее время (зиждился) с суффиксом -и- (по II спряжению); формы настоящего времени и причастие образуются по I спряжению (зиждется, -утся, зиждущийся).
Такое же соотношение форм у глагола зыбиться (зыбился; зыблется – зыблются, зыблющийся, незыблемый).
Глагол стелить(ся) употребляется только в инфинитиве и в прошедшем времени (туман стелился); личные формы образуются по I спряжению от равно-правного глагола стлать(ся), например: туман стелется, луга стелются на не-обозримое пространство.
Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят – чтут; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней. – Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он.
4. Некоторые глаголы (так называемые и з о б и л у ю щ и е) образуют дво-якие формы настоящего времени, например глагол полоскать: полоскает (без че-редования конечных согласных основы инфинитива и основы настоящего време-ни) и полощет (с чередованием согласных в названных формах).
Первые формы: полоскает, плескает, капает, кудахтает, колыхает, мур-лыкает, махает, рыскаети др. – свойственны разговорному стилю. Вторые фор-мы: полощет, плещет, каплет, кудахчет, колышет, мурлычет, машет, рыщет и др. – присущи литературному языку. Ср. в художественной литературе:
На речке… бабы сидят, полоскают (Л. Толстой). – В яркой синеве небес по-лощутся знамена(Павленко) (употребление слова в переносном значении во вто-ром случае не влияет на его литературную форму);
Стая морских птиц колыхается на волнах (Гончаров). – Романтические призраки прошлого обступают меня кругом, овладевают душой, колышут, баю-кают, нежат… (Короленко);
Лошадь махает хвостом (Салтыков-Щедрин). – Идёт седая чародейка, кос-матым машет рукавом (Державин).
Наряду со стилистическим отмечается смысловое разграничение параллель-ных форм.
Форма брызгать – брызгает имеет значение «спрыскивать, окроплять»: брызгает водой, брызгает белье; форма брызгать – брызжет означает «разле-таться каплями, разбрасывать капли, сыпать брызгами»: грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной.
Форма двигать – двигает имеет значение «перемещать, толкая или таща что-нибудь»: двигает мебель; форма двигать – движет наряду с этим же значе-нием (тепловоз движет вагоны) имеет переносное значение «побуждать, руково-дить»: им движет чувство сострадания. Ср. также формы глагола двигаться: де-ло не двигается – время движется вперёд (второй вариант книжный); С трудом двигаются усталые лошади. – Движутся знакомые фигуры, обыденные эпизоды, будничные сцены (оба примера из Короленко). Поезд двигается значит «приходит в движение»; поезд движется значит «находится в движении».
Форма капать – капает имеет значение «падать каплями, лить по капле»: пот капает со лба, сиделка капает лекарство в рюмку; книжный вариант: дождь каплет; форма капать – каплет значит «протекать, пропускать жидкость»: крыша каплет.
Форма метать – метает имеет значение «шить, прошивать стежками, об-шивать петлю»: метает кофту, метает шов. Форма метать – мечет означает «бросать, разбрасывать, раскидывать»: мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру; в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма метает: метает молот, диск, копьё и т. д.
В просторечии и в диалектах встречаются формы кликает (вместо кличет – от кликать), мяучит (от мяучить; литературная форма мяукает – от мяукать).
Просторечными же являются формы сыпет, щипет (вместо сыплет, щип-лет – от сыпать, щипать).
5. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на -и: …Тревогой бранной напои! (Блок).
Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют равноправные формы пове-лительного наклонения: высунь – высуни, выставь – выстави, выправь – выправи, высыпь – высыпи; вторые варианты в каждой паре имеют книжный характер.
Глаголы, у которых перед -ить инфинитива имеется сочетание ст или сте-чение двух согласных звуков, причем первым из них является плавный соглас-ный р, тоже образуют равноправные формы: почисть – почисти, не порть – не порти, не корчь – не корчи, не морщь – не морщи. Однако во множественном чис-ле употребляются только формы на -ите: почистите, не портите.
Формы уведомь – уведоми, полакомься – полакомись, закупорь – закупори, откупорь – откупори также равноправны. Однако формы взглянь, выдь, не крадь, положь (во фразеологическом сочетании вынь да положь) являются просторечны-ми.
Просторечный же характер имеют формы поди (вместо пойди), обойми (вместо обними); такжеезжай (вместо поезжай).
Варианты видовых форм
1. Формы заведывать, исповедывать, проповедывать и т. п. являются устаре-лыми. Ср. современные заведовать, исповедовать, проповедовать.
Употребление формы организовывать (наряду с организовать в значении несовершенного вида) оправдывается тем, что в прошедшем времени глагол ор-ганизовать имеет значение только совершенного вида (ср.: он организовал фес-тиваль туристской песни), поэтому для выражения значения несовершенного вида в прошедшем времени необходима форма организовывал (ср.: ежегодно он организовывал фестивали туристской песни). По этой же причине правомерна форма атаковывал (форма атаковал имеет значение совершенного вида).
2. Варианты форм типа обусловливать – обуславливать связаны с особенностями образования несовершенного вида посредством суффиксов -ыва-, -ива-: в одних случаях происходит чередование гласных о–а в корне, а в других корневая гласная о сохраняется:
1) глаголы, требующие указанного чередования: выхлопотать – выхлопа-тывать, заболотить – заболачивать, заморозить – замораживать, застроить – застраивать, затронуть – затрагивать, обработать – обрабатывать, облаго-родить – облагораживать, освоить – осваивать, оспорить – оспаривать, удос-тоить – удостаивать, усвоить – усваивать и др.;
2) глаголы, сохраняющие корневую о: захлопнуть – захлопывать, озабо-тить – озабочивать, опорочить – опорочивать, отсрочить – отсрочивать, приурочить – приурочивать, узаконить – узаконивать, уполномочить – уполно-мочивать и др. Сюда же входят глаголы, у которых о относится к суффиксу -ов-, поскольку с образованием видов связано чередование букв в корне, а не в суф-фиксе, например: обворовать – обворовывать, ознаменовать – ознаменовывать, очаровать – очаровывать, укомплектовать – укомплектовывать;
3) глаголы, допускающие обе формы (книжная форма – с о, разговорная – с а): заподозривать – заподазривать, обусловливать – обуславливать, сосредото-чивать – сосредотачивать, унавоживать – унаваживать, условливаться – услав-ливаться и некоторые другие;
4) глаголы, образующие формы несовершенного вида с суффиксами -ыва-, -ива- (разговорная форма) и с суффиксами -а-, -я- (книжная форма): заготавли-вать – заготовлять, засаривать – засорять, накапливать – накоплять, опора-жнивать – опорожнять, подбадривать – подбодрять, подготавливать – подго-товлять, подменивать – подменять, примеривать – примерять, приспосабли-вать – приспособлять, простуживаться – простужаться, разрезывать – разре-зать и др.;
5) глаголы, образующие форму несовершенного вида с суффиксом -я- (книжная форма):оздоровить – оздоровлять, ознакомить – ознакомлять, офор-мить – оформлять, узаконить – узаконять (также узаконивать, см. выше), уско-рить – ускорять и др.
Возможны также бесприставочные формы несовершенного вида, выступа-ющие в паре с приставочными образованиями совершенного вида, например: обеспокоить – беспокоить, опозорить – позорить, опорочить – порочить и др. Использование этих форм более предпочтительно, чем форм с суффиксом -ива- (опозоривать, опорочивать).
3. Среди глаголов типа популяризовать – популяризировать (с суффиксом
-изова- и суффиксом -изирова-) можно выделить три группы:
а) глаголы с суффиксом -изова-:
деморализовать, мобилизовать, нейтрализовать, нормализовать, парализовать, реализовать, стилизовать, централизовать, электризовать;
б) глаголы с суффиксом -изирова-:
агонизировать, активизировать, военизировать, госпитализировать, демократизировать, идеализировать, иронизировать, канонизировать, латинизировать, монополизировать, морализировать, муниципализировать, полемизировать, сигнализировать, символизировать, утилизировать, яровизировать;
в) глаголы, имеющие оба варианта:
вулканизовать – вулканизировать
гармонизовать – гармонизировать
колонизовать – колонизировать
кристаллизовать – кристаллизировать
легализовать – легализировать
локализовать – локализировать
модернизовать – модернизировать
пастеризовать – пастеризировать
популяризовать – популяризировать
рационализовать – рационализировать
секуляризовать – секуляризировать
стабилизовать – стабилизировать
стандартизовать – стандартизировать
терроризовать – терроризировать и некоторые другие.
В книжно-письменной речи чаще встречается второй вариант.
4. Разговорный оттенок присущ второму варианту в парах:
брезгать – брезговать; например: Дедушка… не брезговал побарышничать на стороне, когда ездил в извоз (Гладков);
видеть – видать; например: …Дикого Барина я в ней [в комнате] не видал (Тургенев);
коптить – коптеть (в значении «испускать копоть»); например: На вас глядя, мухи мрут и лампы начинают коптеть (Чехов);
лазить – лазать; например: Лазали по деревьям, разоряли птичьи гнёзда (Салтыков-Щедрин);
мерить – мерять; например: Смеряй все линии... (Горький);
мучить – мучать; например: За что вы меня так мучаете? (Достоевский);
поднимать – подымать; например: Цыганы… подымали им [лошадям] ноги и хвосты, кричали, бранились… (Тургенев);
прочитать – прочесть; например: Костя прочёл целый монолог (Чехов);
свистеть – свистать; например: Мальчик пронзительно свистал… (Куп-рин); в значении «производить свист посредством механического прибора» употребляется только глагол свистеть;
слышать – слыхать; например: – А слыхал, сударь, про несчастье у вас? – спросил ямщик (Гарин-Михайловский).
5. Некоторые бесприставочные глаголы, обозначающие движение, имеют двоякие формы несовершенного вида:
бегать – бежать | летать – лететь | |
водить – вести | носить – нести | |
возить – везти | плавать – плыть | |
гонять – гнать | ползать – ползти | |
ездить – ехать | таскать – тащить | |
катать – катить | ходить – идти. | |
лазить – лезть |
Первые глаголы в каждой паре обозначают действие без указания на на-правление или действие, совершающееся не за один прием (глаголы н е о п р е- д е л е н н о г о движения), а вторые – действие, протекающее в одном направ-лении, или действие, совершающееся непрерывно и в определенный момент (глаголы о п р е д е л е н н о г о движения). Ср.: грузовик возит кирпич – грузовик везёт кирпич; самолёт летает над лесом – самолёт летит над лесом; утки пла-вают в зарослях камыша – утки плывут к зарослям камыша и т. п.
В некоторых случаях допустимы обе формы, например: Автобус по этой линии ходит каждые пять минут. – Автобус по этой линии идёт каждые пять минут. Различие между обоими вариантами заключается в следующем: ходит имеет значение «туда и обратно», т. е. указывает на движение не в одном напра-лении, а идёт обозначает «только туда», т. е. указывает на движение в одном на-правлении.
Ср. также приставочные образования: иди на почту (движение в одном на-правлении) – сходи на почту («иди и вернись»); ко мне приехал брат («прибыл и находится здесь») – ко мне приезжал брат («был и уехал»).
Значение рассматриваемых форм зависит также от контекста: при конкре-тизации действия употребляются глаголы определенного движения. Ср.:
Сегодня утром он возил нас на станцию. – Сегодня утром он вёз нас на станцию очень быстро;
Я ходил вчера на работу. – Я немного задержался, когда шёл вчера на работу;
В тот день мы ездили в город. – В тот день мы не устали, потому что медленно ехали в город.
6. Названия средств сухопутного механического и воздушного транспорта обычно сочетаются с глаголом идти, например: Автобус идёт по новой трассе; Поезд идёт со скоростью 60 километров в час; Трамвай идёт в парк; Самолёты идут (также летят) один за другим. Слово мотоцикл сочетается с глаголом ехать, например: Мотоцикл ехал прямо на нас.
Названия средств передвижения по воде сочетаются как с глаголом идти, так и с глаголом плыть, например: Вниз по реке идут (плывут) нагруженные баржи; Вблизи берега шла (плыла) лодка; Торпедные катера идут в кильватер-ной колонне; В море плывут корабли.
7. В парах гас – гаснул, мок – мокнул, сох – сохнул и т. д. в современном языке чаще используются первые варианты (без суффикса -ну-). Формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну- равноправны: вял – вянул, от-верг – отвергнул, прибег – прибегнул, расторг – расторгнул, опроверг – опровергнул и др.
Залог причастий
Время причастий | |||
Причастия настоящего времени | Причастия прошедшего времени | ||
образуются от основы глагола наст. вр. | образуются от основы инфинитива | ||
действительные | страдательные | действительные | страдательные |
с помощью суффик-сов -ащ-(-ящ-) от гл. I спр., -ущ-(-ющ-) от гл. II спр. | с помощью суффик-сов -ем-(-ом-) от гл. I спр., -им- от гл. II спр. | с помощью суффик-сов -вш-, -ш- | с помощью суффик-сов -енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т- |
дыш-ащ-ий, стро-ящ-ий, шепч-ущ-ий, сме-ющ-ий-ся | колебл-ем-ый, влек-ом-ый, несравн-им-ый | рея-вш-ий, нёс-ш-ий | скле-енн-ый, замеша-нн-ый, откры-т-ый |
Образование причастий
На образование причастий влияют категории переходности и вида: у непе-реходных глаголов нет форм страдательных причастий, у глаголов совершенного вида нет причастий настоящего времени:
Причастия | Глаголы | ||||
Переходные | Непереходные | ||||
Сов.в. | Несов.в. | Сов.в. | Несов.в. | ||
Действ. | Наст. вр. | читать — читающий | сидеть — сидящий | ||
Пр. вр. | склеить — склеивший | читать — читавший | запрыгнуть — запрыгнувший | сидеть — сидевший | |
Страд. | Наст. вр. | читать — читаемый | |||
Страд. | Пр. вр. | склеить — склеенный | читать — читанный |
Глаголы несовершенного вида образуют причастия как прошедшего, так и настоящего времени: делать — делающий, делавший; глаголы совершенного ви-да — только причастия прошедшего времени: сделать — сделавший.
Причастия могут переходить в другие части речи.
Адъективация — это переход причастия в прилагательные. Полная адъек-тивация — окончательный переход причастия в прилагательное. Например, при-лагательными стали слова с суффиксами -уч-, -яч-, -л- (висячий, горючий, зрелый), а также будущий, грядущий, исступлённый, прирождённый, сокровенный и др. Временная адъективация — выступление причастий в качестве прилагательных в определённом контексте: изыс канные средства (прич.) — изысканный вкус (прил.).
Вследствие адъективации причастие утрачивает значение действия и гла-гольные категории вида, времени, залога.
Субстантивация — переход частей речи, в том числе причастий, в суще-ствительные: заведующий, млекопитающее, приближённые, учащиеся и т.п.
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ОКОНЧАНИЙ ПРИЧАСТИЙ
Образование деепричастий
Деепричастие несовершенного вида образуется от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса -а /-я: спешат — спеша, думают — думая. Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида:
1) с односложной основой на -а в инфинитиве: гнать, звать;
2) с односложной основой на -и: вить, шить;
3) с основой на заднеязычный: стеречь (стерегут), печь (пекут);
4) с основой на шипящий: резать (режут), вязать (вяжут);
5) с суффиксом длительности -ну-: виснуть, стынуть;
6) с основой настоящего времени из согласных: жнут, мнут, рвут и др.
Если глагол имеет суффикс -ва-, то деепричастие образуется от основы ин-финитива: создава-ть — создава-я В разговорной речи встречаются деепричастия с суффиксом -учи: крадучись, играючи; в литературном языке употребляется деепричастие будучи.
Деепричастие совершенного вида образуется от основы инфинитива при помощи суффиксов -в, -вши, -ши: заскочи-ть — заскочи-в, заскочи-вши; вырас- ти — вырос-ши. Суффиксы -в, -вши употребляются при образовании деепричас-тий от основ на гласную, суффикс -ши — от основ на согласную. Суффикс -вши употребляется у деепричастий с постфиксом -ся(-сь): намаявшись, прогулявшись, напившись. Иногда от основ на согласную образуются деепричастия совершен-ного вида с суффиксом -а/-я: увести — увед-я.
Адвербиализация — это переход деепричастий в наречия. Вследствие ад-вербиализации деепричастие утрачивает значение действия. Условия, способст-вующие адвербиализации:
1) отсутствие зависимых слов: Лёжа на диване, я читал книгу (деепр.) — Читать лёжа вредно (нареч.);
2) несовершенный вид деепричастия: Она говорила шутя;
3) положение в постпозиции: Улыбаясь, она произнесла тост — Она про-изнесла тост улыбаясь.
Деепричастия благодаря, включая, взирая (невзирая на), смотря (несмотря на), спустя, судя (судя по) и некоторые другие перешли в предлоги, а деепричастия хотя, взирая (невзирая на то что), смотря (несмотря на то что) — в союзы.
ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
Деепричастный оборот — деепричастие вместе с зависимыми словами, которые привносят дополнительное действие. Важно, что это действие соверша-ется тем же лицом или предметом, которое совершает и основное действие в предложении.
Основы глагола
У глагольных форм имеются две основы.
Основа настоящего времени | Основа инфинитива |
выделяется из формы 3 л. мн. ч. наст. или прост. буд. вр. | получается путём усечения инфинитивного суффикса -ть/-ти |
образуются формы повел, накл., причастия наст. вр. и деепричастия несов. в.: леж-ат, гляд-ят, шепч-ут | образуются формы пр. вр., условн. накл., при-частия пр. вр. и деепричастия сов. в.: лежа-ть, гляде-ть, шепта-ть |
Спряжения глагола
Глаголы в русском языке имеют два спряжения.
I спряжение | II спряжение | Разноспрягаемые | Спрягаемые по архаическому типу |
глаголы с ударными личными окончаниями -у/-ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют: шьёшь, льёшь | глаголы с ударными личными окончани-ями -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят: летишь, стоишь | спрягаются частично по I, частично по II спряжению: хотеть, бежать, брезжить и образованные от них приставочные глаголы (захотеть, убежать и др.), чтить | дать, создать, есть (с производными) |
глаголы с безударны-ми личными окончаниями и инфинитива-ми не на -ить: шептать, колоть | глаголы с безударны-ми личными оконча-ниями и инфинитива-ми на -ить: клеить, приносить | ||
глаголы-исключения брить, стелить, зи-ждиться и слова, об-разованные от исклю-чений с помощью приставки и/или пост-фикса: расстелить, бриться | глаголы-исключения вертеть, видеть, за-висеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, дер-жать, дышать, слы-шать и слова, образо-ванные от исключе-ний с помощью при-ставки и/или постфик-са: разобидеться, задержать |
Категория вида глагола
Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношения действия к его внутреннему пределу, ограни-ченность/неограниченность действия.
Вид глагола
Глаголы русского языка подразделяются:
1) на имеющие соотносительные видовые пары (две формы глагола, име-ющие одно и то же лексическое значение, но различающиеся грамматическим значением вида): решать — решить, готовить — приготовить;
2) одновидовые глаголы совершенного вида (обозначают действия, всегда ограниченные в своём развитии; не имеют видовой пары несовершенного вида): очутиться, грянуть;
3) одновидовые глаголы несовершенного вида (обозначают действия, не ограниченные в своём развитии; не имеют видовой пары совершенного вида): сожалеть, присутствовать;
4) двувидовые глаголы (обладают признаками совершенного и несовер-шенного вида одновременно; видовая неопределённость снимается контекстом): ра нить, воздействовать, обещать.
Переходные и непереходные глаголы
Переходные глаголы обозначают действия, направленные на какой-либо предмет: откусить (кусочек), умыть (ребёнка). Действие, обозначаемое переход-ными глаголами, предполагает наличие обязательного объекта. Объект, на кото-рый переходит действие переходного глагола, выражается:
1) формой существительного или местоимения в В. п. без предлога: встре-тить друга, оторвать лист и др.;
2) формой Р. п при обозначении части целого: наломать дров, налить сока;
3) формой Р. п при сказуемом с отрицанием: не брал денег, не видел тигра.
Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой-либо предмет: похудеть, звенит. Они не могут управлять формой В. п. без пред-лога, т.е. не могут иметь при себе прямое дополнение.
Переходные глаголы могут образовывать страдательные причастия: скле-ить — склеенный, умыть — умытый.
Возвратные глаголы
Возвратные глаголы имеют постфикс -ся (-сь) и могут образовываться как от переходных, так и от непереходных глаголов. Возвратные глаголы, образован-ные от переходных глаголов, делятся на пять основных групп:
1) собственно-возвратные, обозначающие действия, субъект и объект кото-рого являются одним и тем же лицом: бриться, одеваться, обуваться и др.; пост-фикс -ся имеет значение, близкое к значению возвратного местоимения себя: мы-ться — мыть себя;
2) взаимно-возвратные, обозначающие действия, совершаемые двумя или несколькими лицами, каждое из которых является одновременно и субъектом и объектом: целоваться, встречаться, обниматься и др.; постфикс -ся имеет значе-ние, близкое к значению сочетания друг друга: обниматься — обнимать друг друга;
3) общевозвратные, указывающие на внутренние состояния субъекта, изме-нение состояния или положения: обрадоваться, огорчаться, остановиться и др.; постфикс -ся имеет значение, близкое к значению местоимения сам: веселит друга — веселится сам;
4) косвенно-возвратные, обозначающие действия, совершаемые субъектом для себя, в свою пользу, в своих интересах: собираться, укладываться и др.; постфикс -ся имеет значение, близкое к значению сочетания для себя: запасать-ся — запасать для себя;
5) безобъектно-возвратные, обозначающие действия, которые выступают как постоянное и характерное свойство субъекта: ёж колется, собака кусается, золото светится.
Возвратные глаголы, образованные от непереходных, делятся на три основные группы:
1) обозначающие состояние лица, переживаемое им помимо его воли, без всяких усилий с его стороны: неможется, работается, не сидится, спится;
2) обозначающие более интенсивные действия, совершаемые субъектом в своих интересах: грозится, плачется, стучится;
3) обозначающие более слабое проявление какого- либо внешнего признака: краснеется, тлеется, чернеется.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 323.