Контакты с европейскими государствами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первые контакты Руси с государствами Европы датируются временем правления Ольги, которая, в частности, с 958 г. поддерживала отношения с императором Священной Римской империи Оттоном І. Была достигнута предварительная договорённость о приезде в Киев епископа Адальберта, который, скорее всего, так и не состоялся.

После принятия христианства Русь встала в один ряд с европейскими государствами, что позволило Владимиру Великому и Ярославу Мудрому, который сам был женат на шведской принцессе Индигерде, заключить выгодные брачные союзы своих детей с наследниками иностранных государств — Польши, Венгрии, Швеции, Священной Римской империи, Норвегии, Чехии и др. Самые известные примеры подобного установления связей с европейскими государствами — правление дочери Ярослава Мудрого Анны как королевы Франции (1051–1060) и внучка Ярослава Мудрого — Евпраксия, которую выдали замуж за императора Священной Римской империи Генриха IХ, после чего она приняла имя Адельгейда. Помимо этого, Ярославу Мудрому удалось обозначить позиции русичей в Прибалтике. Им был основан город Юрьев (ныне — эстонский Тарту).

Древняя Русь поддерживала отношения и с народами Скандинавии (варягами), в Западной Европе более известными как норманны или викинги, а также Закавказья, Арабским халифатом (поход Олега 912 г.), Волжской Булгарией. Осуществлялись походы на Закавказье (Игоря в 944 г., Святослава а 966 г.).

Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

Древнерусская культура находилась в общем русле европейской культуры и характеризовалась высоким уровнем развития, о чём свидетельствует множество фольклорных, письменных и материальных памятников, сохранившихся до наших дней.

Формирование культуры Киевской Руси происходило на основе традиций восточнославянских племён, стоявших у истоков древнерусского государства. Она также испытала влияние кочевых народов степи и Византии, что позволило приобщиться к наследию античности. Культурный синтез достижений восточных славян и Византии способствовал созданию уникальной культуры Древней Руси.

Письменность и летописание

Распространение славянской письменности, созданной братьями Кириллом и Мефодием, начинается в Х в. В 863 г. этими просветителями и проповедниками христианства была создана первая славянская азбука — кириллица. Принятие христианства послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию письменности, грамотности. Основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы. Кроме чтения и письма, в них преподавались богословие, диалектика, риторика и др. О достаточно высоком уровне грамотности в период Древней Руси свидетельствуют многочисленные граффити (надписи), нанесённые на стены монастырей и церквей.

В середине ХХ в. в Новгороде археологами были обнаружены берестяные грамоты. Позже их находили и в других городах — Пскове, Смоленске, Полоцке. Появились первые рукописные книги. Древнейшие из дошедших до нас русских книг — Новгородский кодекс (конец Х в.) и Остромирово Евангелие (1056–1057). Основным материалом для написания книг служил пергамент. Всего из домонгольского периода развития Руси до нас дошло около 150 книг, большинство из них украшено различными рисунками-миниатюрами. В дальнейшем миниатюра стала неотъемлемой составляющей книжного дела, выполняя функции художественного оформления и иллюстрации к тексту.

Широкое распространение имела переводная литература, преимущественно религиозного содержания, но встречались и произведения светского характера, в частности «Александрия», повествовавшая о подвигах Александра Македонского.

Летописи — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, достаточно подробную запись исторических событий. Истоки русского летописания относятся к XI в., когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX в. Древнейшая из дошедших до нас летописей — «Повесть временных лет» (1113), которая создавалась в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка Изяславича. Предположительно её автором мог быть монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Высоко ценятся историками Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, повествующие о Руси периода раздробленности.

Литература

Общий подъём Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Первым сохранившимся в истории автором литературного произведения на Руси стал митрополит Иларион. В начале 40‑х гг. XI в. он создал «Слово о Законе и Благодати», в котором изложил собственное понимание места Руси в мировой истории, подчёркивая её равноправие с Византией. Особым жанром были жизнеописания святых («Житие Бориса и Глеба»). Наивысшим достижением в литературе Древней Руси стало «Слово о полку Игореве» (1185) неизвестного автора. Его жанр можно скорее определить не как слово-хвала, а слово-сожаление, автор которого описывает страдания родной земли из-за гибели русской дружины, которая была принесена в жертву княжескому стремлению славы и военной добычи.

Несколько раньше появилось «Поучение детям» Владимира Мономаха, которое является примером мемуарной литературы. Хотя автор и касался в нём вопросов веры, однако главная идея этого произведения — создать идеал государственного деятеля, сочетающий в себе высокие нравственные и политические качества, необходимые для блага родной земли. Это произведение одновременно было и морально-философским обобщением, и автобиографией выдающегося государственного деятеля, и своеобразной исповедью перед смертью.

Архитектура

При строительстве жилья и оборонительных сооружений славяне издревле использовали местные материалы и опирались на традиции, достигавшие ещё трипольской культуры. В условиях лесостепи основными строительными материалами были дерево и глина. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением в русском зодчестве.

Христианство требовало соблюдения определённых канонов религиозной службы, которая обязательно должна была проходить в стенах храмов. Поэтому, вскоре после крещения Руси, начинается строительство церквей. Васильевская, построенная из дерева по образцу храма в Корсуни, и возведённая в 996 г. Десятинная, или Богородицкая — первая каменная церковь в Киеве. Она была возведена греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями. На сегодняшний день от этого сооружения сохранился лишь фундамент, а сама церковь была разрушена во время нашествия Золотой Орды.

Со временем древнерусская культура строительства стала отличаться от иностранных традиций зодчества. Ей было присуще использование глубоких (до 4 метров) и широких фундаментов, для возведения которых использовали грубый камень, залитый цементом (так называемая рустика). Стены выкладывались из тонких кирпичных полос, чередовавшихся с толстыми слоями цемента особого состава, в котором в качестве основного компонента выступала известь.

Шедевр древнерусской архитектуры — 13-купольный Софийский собор, возведённый в 1037 г. в Киеве, уже отражал сочетание славянских и византийских традиций. По замыслу создателей, храм Святой Софии символизировал Дом Премудрости Божией Небесной Софии, которую олицетворяли и вселенская христианская Церковь как собрание верующих, и как её прообраз — Матерь Божья. Киевская София строилась по крестово-купольной модели. Пять её нефов и тринадцать куполов образовывали символ шатра, медленно поднимавшегося снизу вверх к грандиозному центральному куполу, расположенному на величественном цилиндре с прорезями для изящных арочных окон.

Параллельно с ним в Киеве появились Золотые ворота — главные ворота города времён Древней Руси. Они были построены в честь разгрома печенегов. С конца XI в. в древнерусской архитектуре происходит отказ от грандиозных форм. Размеры храмов становятся меньше. Получают распространение кубические однокупольные храмы. Жемчужиной такого типа церквей стал храм Покрова на Нерли, заложенный в 1165 г. Строились выдающиеся сооружения и в других городах Руси — Софийские соборы Новгорода и Полоцка, Спасо-Преображенский в Чернигове, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др. Всего сохранилось около 150 памятников древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Живопись

Для древнерусского искусства было характерно широкое распространение иконописной, фресковой живописи. Искусство масштабных мозаичных композиций пришло из Византии. Мозаика несёт в себе идею гармоничного единства множества различных единичных компонентов, их стройной организации в целостную картину, где все элементы находятся во взаимодействии, взаимно дополняя друг друга. Мозаика состояла из ряда узоров либо изображений, выполненных из небольших кусочков камня, мрамора, керамики. Бесспорными шедеврами являются мозаика «Нерушимая стена» или Богоматерь Оранта под куполом Софийского собора и выполненные древнерусскими мастерами мозаики Михайловского Златоверхого монастыря (1113), после его разрушения в 1934 г. вывезенные в Москву. Большинство мозаик периода Древней Руси выполнялись из специального стекловидного материала — смальты.

Так как мозаики были очень дорогими в исполнении, большинство изображений в храмах и в княжеских палатах выполнялись в виде росписей краской — фресок. Фреска представляла собой рисунок, нанесённый водяными красками на влажную штукатурку. Храмы и соборы Чернигова, Ростова, Суздаля, Переяслава и других городов украшали фрески, иллюстрирующие сюжеты Святого писания.

Появились иконы, первоначально написанные греческими мастерами. Главной святыней Руси считается Владимирская икона Богоматери, держащей на руках младенца, по преданию, написанная евангелистом Лукой (хранится в Третьяковской галерее). Икона отличается высоким психологизмом, передавая всю палитру чувств молодой матери. Первым древнерусским иконописцем, чьё имя сохранили письменные источники, был Алипий (Алимпий) Печерский — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI в., ученик греческих мастеров. Со временем в иконописи складывались местные художественные школы, имевшие собственные стилевые особенности. Развита была резьба по дереву и камню, украшавшая как культовые сооружения, так и жилища феодалов.

Фольклор

Важной составной частью древнерусской культуры являлся фольклор. Это песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Главными героями былинного эпоса были Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Садко. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражены уклад и особенности жизни людей того времени.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 261.