В конституционно-правовых основах экономической системы РФ заложено формирование социального рыночного хозяйства. В его рамках производство и распределение экономических благ реализуется преимущественно посредством системы рыночных отношений.
Согласно современным конституционно-правовым основам экономической системы РФ рыночными участниками являются частные субъекты хозяйствования, между которыми возникает конкурентная борьба.
Государство нацелено на развитие основ рыночной экономики и конкурентной среды. Для этого в конституционно-правовых основах экономической системы РФ закладываются меры по недопущению монополизации рынка и отдельных его сегментов.
Согласно статье 8 Конституции в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В России также действуют Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 года и ФЗ «О защите конкуренции» 2006 года. Указанные акты устанавливают организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкурентной борьбы. Положения названных законов нацелены на формирование основ и системы условий для становления и эффективного функционирования товарных рынков.
В конституционно-правовых основах экономической системы РФ установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение субъекта, в результате которых возможно ограничение или устранение соперничества, нарушение интересов других лиц. Также запрещено установление соглашений между хозяйствующими субъектами либо их согласованные действия на товарном рынке, если это приводит к устранению или ограничению конкуренции.
Согласно конституционно-правовым основам экономической системы РФ органам государственной и муниципальной власти, Центральному банку России запрещается принимать акты и меры, которые ограничивают либо устраняют условия для конкурентной борьбы.
Законодательством предусмотрен государственный контроль за соблюдением основ антимонопольного законодательства. Задачи по развитию конкуренции и системы предпринимательства, недопущению монополистической деятельности и недобросовестного соперничества возложены на федеральный антимонопольный орган (федеральную антимонопольную службу – ФАС России).
В рамках строительства основ социального рыночного хозяйства в России государство стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию. Регулирование государством основ экономической жизни реализуется в интересах человека и общества. При этом экономические отношения формируются в рамках системы социального партнерства между гражданином и государством, работником и работодателем, продавцом и покупателем.
Производство и реализацию готовой продукции в России осуществляют как частные, так и государственные предприятия.
В условиях рыночной экономики государство реализует следующие функции:
· создает благоприятные условия для наращивания объемов национального производства;
· способствует росту конкурентоспособности национальных производителей и улучшению инвестиционного климата;
· обеспечивает равные возможности для участия в производстве и распределении всех заинтересованных работоспособных граждан;
· смягчает последствия макроэкономической нестабильности;
· обеспечивает сбалансированное развитие отдельных регионов;
· способствует справедливому распределению доходов в обществе и сокращает уровень расслоения отдельных слоев населения.
Таким образом, конституционно-правовые основы экономической системы РФ предполагают формирование в России социальной рыночной модели экономики.
Статья 35 Конституции.
1.Право частной собственности охраняется законом.
2.Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3.Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4.Право наследования гарантируется.
Статья 36.
1.Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2.Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3.Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 471.