1.По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
2.По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
3.Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
4.Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
5.Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
6.В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Предметы ведения РФ, установленные в 18 пунктах ст. 71 можно разделить на группы:
1) Государственного строительства или учредительные: принятие и изменение Конституции РФ, установление системы федеральных органов власти и др.
2) Законодательные и правоохранительные: принятие и изменение федеральных законов, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; судоустройство, прокуратура и др.
3) Социально-экономические: управление федеральной собственностью, таможенное регулирование, денежная эмиссия и др.
4) Военные: оборона и безопасность, оборонное производство, определение статуса и защита государственной границы и др.
5) Внешнеполитические и внешнеэкономические: международные договоры, внешняя политика и др.
6) По конкретизации статуса личности: государственные награды, гражданство, амнистия, помилование.
Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов, установленные в 14 пунктах ст. 21 можно разделить на группы:
1) Учредительные: установление общих принципов организации системы государственной власти и местного самоуправления и др.
2) Правозащитные и правоохранительные: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охрана памятников истории и культуры, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат и др.
3) Законодательные: административное, трудовое, семейное, жилищное законодательство и др.
4) Социально-экономические: разграничение государственной собственности, установление общих принципов налогообложения, вопросы владения, пользования, распоряжения землей и др.
5) Международные: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.
В России существует и договорный способ разграничения полномочий. Общие принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий установлен в ст. 26.7 «Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий» ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:
· допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта;
· подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта;
· Президент РФ в течение десяти дней после подписания договора вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий.
· Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать 10 лет.
В2007 году был заключён договор между РФ и Республикой Татарстан «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» (Москва, 26 июня 2007 г.). Настоящий Договор прекратил действие в связи с истечением срока. Срок действия данного Договора - 10 лет со дня вступления его в силу.
Помимо договоров, могут заключаться соглашения о передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти региональным и наоборот. Принципы заключения таких соглашений установлены ст. 26.8. «Принципы и порядок заключения соглашений»:
· Федеральные органы могут передавать им осуществление части своих полномочий в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
· Исполнительные органы государственной власти субъекта могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств,
· Федеральные органы контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.
· подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 500.