Избирательная система и проблемы её нормативного правового регулирования в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В научной литературе существуют два подхода в определении избирательной системы: широкий и узкий. В соответствии с широким подходом под избирательной системой понимается система упорядоченных общественных отношений, возникающих по поводу организации и проведения выборов органов публичной власти, регулируемых нормами права или возникающих на их основе2. В зависимости от того, выборы какого органа проводятся, выделяют избирательную систему по выборам Президента Российской Федерации, избирательную систему по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избирательную систему по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательную систему по выборам представительного органа местного самоуправления, избирательную систему по выборам главы муниципального образования.

Избирательная система в узком смысле рассматривается как способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между избирательными объединениями или кандидатами. В русле данного подхода выделяются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система и смешанная избирательная система. В зависимости от того, какая избирательная система будет использована при проведении конкретных выборов, итоги выборов могут сильно различаться.

Мажоритарная избирательная система. Именно эта система широко распространена в мировой практике. Свое название она получила от французского слова «большинство». При данной системе избранным считается тот кандидат, который набрал большее число голосов по сравнению с другими.

Мажоритарная система в зависимости от количества голосов, которое необходимо набрать победителю, делится на 3 вида: мажоритарная система относительного большинства, мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства – это избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший простое большинство голосов, то есть больше чем его соперники. Такая система применяется при выборах представительных органов местного самоуправления России, Великобритании (палата общин), Германии (Бундестаг). Очень часто применяется при формировании представительных органов местного самоуправления.

Второй разновидностью мажоритарной избирательной системы является система абсолютного большинства, при которой победителю необходимо набрать более половины голосов избирателей (то есть 50% + 1 голос). Но это исходное общее число может быть трояким: а) от общего числа зарегистрированных избирателей; б) от общего числа поданных голосов; в) от общего числа поданных действительных голосов. Если ни один из кандидатов не получил необходимого числа голосов избирателей, то обычно проводится второй тур голосования. В ряде стран законодательством предусмотрено в этом случае проведение повторных выборов. Эта избирательная система используется при прямых выборах глав государств (РФ, Грузия, Франция).

В соответствии с мажоритарной системой квалифицированного большинства победителю необходимо набрать четко определенное в законе количество голосов. Это может быть 25, 30, 75%. Так, для избрания Президентом Коста-Рики в первом туре кандидату необходимо набрать 40% голосов от общего числа зарегистрированных избирателей.

Пропорциональная избирательная система. Ее суть заключается в том, что каждая партия получает в представительном органе число депутатских мест, пропорциональное количеству поданных за нее голосов избирателей. Данная избирательная система применяется более чем в 60 странах мира. Впервые была применена в Бельгии в 1889 г.1 Идеи применения пропорциональной избирательной системы, как при выборах высшего законодательного органа государственной власти, так и при выборах органов местного самоуправления были популярны среди российских правоведов в конце ХIХ в.2

Главное достоинство данной системы состоит в том, что она является наиболее справедливой по отношению к политическим партиям и способствует адекватному отражению парламентом реального соотношения политических сил в обществе. Ее недостатки заключаются в том, что избиратели почти отстранены от процедуры выдвижения кандидатов (это делают партийные органы) и зачастую не знают, за кого персонально они голосуют.

Смешанная мажоритарно-пропорциональная избирательная система. Стремление снизить негативный эффект недостатков мажоритарной или пропорциональной избирательной систем привело к возникновению смешанной избирательной системы (Италия, Грузия, Россия, Албания, Венгрия, ФРГ, Литва). Эта избирательная система предполагает сочетание элементов как первой, так второй. Например, 225 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первых четырех созывов избирались по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а 225 – по пропорциональной.

Смешанная избирательная система при её использовании выполняет несколько задач. Во-первых, это формирование парламентской многопартийности; во-вторых, содействие адекватному выражению интересов различных социальных и национальных групп и общностей, в том числе национальных меньшинств. Такая система выборов обеспечивает принцип равенства голосов избирателей, пропорциональность распределения мандатов между партиями в соответствии с числом полученных их кандидатами голосов, способствует становлению самих партий. На основе смешанной избирательной системы в соответствии с Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» была избрана Государственная Дума седьмого созыва.

Также она используется при формировании законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определил, что не менее четверти депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны избираться по пропорциональной избирательной системе.

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 395.