Наука конституционного и муниципального права: понятие, структура, методология и тенденции развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наука конституционного и муниципального права: понятие, структура, методология и тенденции развития.

 

Наука конституционного права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о конституционном праве России. Если отрасль права – это всегда совокупность правовых норм, то наука – это отражение норм конституционного права, а также урегулированных ими отношений в трудах ученых. Это отражение имеет объективную форму – форму монографий, научных статей, комментариев к конституциям и иным нормативным актам.

Определяя предмет науки конституционного права, как правило, называют прежде всего соответствующую отрасль права, составляющие её нормы и регулируемые ими отношения. В связи с этим предметом науки конституционного права являются правовые отношения, связанные с конституционным строем, устройством системы органов государственной власти, территориально-политическим устройством государства, системой местного самоуправления, отношения, возникающие между человеком и государством и связанные с защитой прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти.

Данными отношениями предмет конституционно-правовой науки не исчерпывается. В отличие от предмета отрасли конституционного права, который составляют конституционноправовые отношения, возникающие на основе реализации действующих в настоящий момент источников конституционного права, наука конституционного права особое внимание уделяет истории конституционно-правовых институтов. Соответственно в предмете науки конституционного права выделяются следующие блоки:

1) теоретические основы конституционного права (история, современное состояние, тенденции дальнейшего развития, понятийный аппарат, нормы, источники, субъекты, принципы конституционного права);

2) отношения, регулируемые конституционно-правовыми нормами.

Практическое значение науки конституционного права России заключается в знакомстве с конституционной практикой других государств, что позволяет лучше понять принципы деятельности их органов, а в дальнейшем использовать удачные конституционно-правовые конструкции в отечественной правовой системе и заимствовании полезного опыта в государственном строительстве.

Наука конституционного права использует определенную совокупность методов, вырабатывает специальную методологию.

Методология есть учение об основных способах познания объективной реальности и методах исследования материального мира. Me- mod — совокупность, система приемов, правил, при этом применяемых. Все методы науки подразделяются на общие и частные. Общенаучные методы одинаковы во всех отраслях права, они изучаются в курсе теории государства и права. Мы же остановимся на характеристике частнонаучных методов и подходов, наиболее часто используемых наукой конституционного права.

Исторический подход

Отрицание без тщательного изучения всего того, что имелось в прошлом, неизбежно приводит науку к ложным выводам, лишающим общество возможности нормального развития. Поэтому наука конституционного права рассматривает конституционно-правовые (государственно-правовые) нормы в их историческом развитии, выявляет преемственность в конституционном регулировании, изучает те тенденции своего развития, которые по каким-то причинам оказались проигнорированными.

Системно-структурный анализ

Практически каждый правовой институт имеет собственную структуру и является элементом более широкой структуры. Например, конституционный статус гражданина состоит из совокупности зафиксированных конституцией его прав, свобод и обязанностей, и в то же время он часть, элемент более широкого института — правового положения личности. В ходе системно- структурного анализа устанавливаются структурные элементы какого-либо объекта, своеобразие каждого из них, связи между этими элементами, придающие исследуемому феномену целостность.

Сравнительный подход

При изучении проблем государства и права важную роль играет сравнение действующих институтов или структур с предшествовавшими им, отечественного конституционного права и зарубежного. Сравнению подлежат и сами конституционно-правовые институты, и практика реализации входящих в них правовых норм, результаты их воздействия на общественные отношения.

Конституционное право как отрасль является составной частью правовой системы Российской Федерации, а потому наука изучает положение, место, занимаемое конституционным правом в правовой системе, его соотношение и взаимосвязь с другими отраслями права.

Социологический метод

Он нацелен на анализ процессов реализации конституционных норм, поведения людей, их отношения к тем или иным правовым установлениям. Применяется он также при исследовании деятельности органов государственной власти, народных депутатов, органов исполнительной власти. С помощью этого метода можно получить данные, которые в определенной степени обеспечивают выработку наиболее оптимального законодательства, корректировку деятельности государственных органов.

Статистический метод

Данный метод необходим для выявления эффективности действия конституционно-правовых норм, их влияния на общественно-политические процессы, поведение граждан и других субъектов правоотношений. Количественные показатели хотя и не всегда, но все же имеют значение при исследовании процессов реализации конституционно-правовых норм, позволяют сделать необходимые выводы.

На современном этапе развития отечественной науки конституционного права огромное значение имеет её связь с учебной дисциплиной конституционного права. Отражение в содержании учебных курсов мнений, существующих в науке, даёт возможность не только укрепить теоретические знания студента, но и сформировать профессиональные навыки юриста-практика: свободное оперирование различными точками зрения, ориентирование в нормативно-правовой базе и доктринальных источниках, умение вести диалог, доказывать свою точку зрения.

 

Наука муниципального права — совокупность знаний об объективных закономерностях существования и развития отрасли муниципального права России.

Предмет науки, т.е. то, на что направлена познавательная дея­тельность представителей той или иной отрасли научного знания, следует отличать от объекта ее изучения.

Во-первых, согласно общетеоретическим представлениям, предмет науки — это отраженная в ее понятиях «совокупность объ­ективных закономерностей», а объект — «совокупность явлений и процессов объективной реальности, которую изучает наука в про­цессе познания своего предмета».

Во-вторых, по определению предмет науки остается неизмен­ным, в противном случае можно говорить о возникновении новой отрасли научного знания. Тогда как объект науки в зависимости от целей либо смены приоритетов научных исследований, а также в связи с объективными изменениями в предмете науки или новыми научными открытиями может видоизменяться, расширяться, менять свой состав и т.д. Ярким примером может служить наука муници­пального права, предметом которой является одноименная отрасль права, а объектом — проявления данной отрасли в реальной дейст­вительности.

Муниципальное право Российской Федерации как правовая от­расль в настоящее время находится в процессе становления, что непосредственно отражается на науке муниципального права, в ча­стности на ее объекте. Наука муниципального права изучает:

1) муниципально-правовые нормы и институты;

2) общественные отношения, регулируемые нормами муници­пального права;

3) практику реализации норм муниципального права;

4) историю самой науки муниципального права, ее теоретиче­ские построения, понятия, концепции;

5) местное самоуправление как особую форму организации пуб­личной власти в обществе, зарубежный и отечественный опыт его организации и деятельности и др.

 

Система науки муниципального права Российской Федерации представлена следующими разделами.

1) Введение в муниципальное право. Этот раздел включает: иссле­дования соответствующего понятийного аппарата (понятие муници­пального права как отрасли права, науки и учебной дисциплины; предмет, метод и система отрасли муниципального права Российской Федерации, ее нормы и источники; муниципально-правовые отноше­ния; режимы и конструкции в муниципальном праве и др.); вопросы истории муниципального права в России и зарубежных странах.

2) Исследование местного самоуправления. Этот раздел науки му­ниципального права России содержит: историю исследования мест­ного самоуправления в отечественной и зарубежной правовой науке; международно-правовое регулирование местного самоуправления; поня­тие, принципы и систему местного самоуправления в России, его пра­вовую и территориальную организацию; модели и организационные формы местного самоуправления; формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

3) Ответственность органов и должностных лиц местного само­управления. В данном разделе изучаются: понятие и виды юридиче­ской ответственности органов и должностных лиц местного само­управления.

4) Гарантии и защита прав местного самоуправления. В этом раз­деле рассматриваются: понятие и система гарантий местного само­управления; судебная защита права на местное самоуправление; об­щий надзор прокуратуры за законностью в системе местного само­управления; муниципальный контроль.

Наука муниципального права использует присущие всему отечественному государствоведению научные методы исследований: общенаучные (диалектический, синергетический, системного анализа, социологический) и специальные (сравнительного правоведения, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический, методы перехода от общего к особенному, от абстрактного к конкретному и т.д.).

 

 

Организационные формы конституционного судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, также без проведения слушаний.

Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации и статьей 3 настоящего Федерального конституционного закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях также:

1) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;

2) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;

3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда Российской Федерации к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту Российской Федерации с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда Российской Федерации награды или иного знака отличия иностранного государства;

4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом.

 

Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления.

 

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 

Вопросы местного значения городского, сельского поселения. К вопросам местного значения городского поселения относятся:

1)составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них;

6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

7.2) создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

38) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения; и др.

 

Права органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений . Органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на:

1)создание музеев поселения;

3) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;

4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения;

9) создание условий для развития туризма;

10) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

11) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

13) предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством;

14) осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения;

15) осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"; и др.

 

Вопросы местного значения муниципального района.

1.К вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; и др.

2. Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Вопросы местного значения городского округа.

1.К вопросам местного значения городского округа относятся:

1)составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; и др.

3.Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.

Вопросы местного значения внутригородского района. К вопросам местного значения внутригородского района относятся:

1)формирование, утверждение, исполнение бюджета внутригородского района и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; и др.

Акты президента РФ

Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются:

1) указы;

2) распоряжения.

Указ — это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме того, действующий в долговременном плане. Это, следовательно, нормативный акт. Указ может носить и правоприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются, например, о назначении того или иного лица на определенную должность.

Распоряжение — это акт индивидуального организационного характера.

Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие.

Указы и распоряжения Президента РФ не называются в Конституции подзаконными актами. Но они таковыми являются, ибо не должны противоречить как Конституции РФ, так и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ» в течение 10 дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания.

Указы, распоряжения и законы подписываются собственноручно Президентом; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению главы государства (она хранится у заведующего Канцелярией Президента).

 

 

113. Полномочия органов государственной власти в сфере образования.

 

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция от 27 июня 2018 года). Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.

1.В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2.Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3.В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4.В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5.В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

 

 

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования .

1.К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

7) лицензирование образовательной деятельности:

а) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

б) федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

в) российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

г) иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;

9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в пункте 7 настоящей части, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;

12) разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

13) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;

13.1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

14) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2.Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования, а также организацию предоставления дополнительного образования детей.

 

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также - переданные полномочия), относятся следующие полномочия:

1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона);

3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона);

4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

2. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

1) количества муниципальных районов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

5. В случае использования средств, предусмотренных на осуществление переданных полномочий, не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляет взыскание указанных средств в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования:

1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также вправе устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

2) осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

3) по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, вносит в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) по результатам ежегодного доклада об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий подготавливает предложения о совершенствовании законодательства об образовании.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:

1) осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и обладает правом выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, направления предложений об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных полномочий;

3) осуществляет согласование структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

4) издает методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

5) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

6) анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, принимает меры по устранению выявленных нарушений;

7) представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, ежегодный доклад об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

9. Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется в пределах установленной компетенции федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, Счетной палатой Российской Федерации.

 

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

1) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек;

4) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования;

7) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

8) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

9) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

11) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации;

12) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

12.1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

13) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей, в том числе финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и частных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов Российской Федерации.

 

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

2. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

3. Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право на осуществление функций учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.

4. Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.

Наука конституционного и муниципального права: понятие, структура, методология и тенденции развития.

 

Наука конституционного права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о конституционном праве России. Если отрасль права – это всегда совокупность правовых норм, то наука – это отражение норм конституционного права, а также урегулированных ими отношений в трудах ученых. Это отражение имеет объективную форму – форму монографий, научных статей, комментариев к конституциям и иным нормативным актам.

Определяя предмет науки конституционного права, как правило, называют прежде всего соответствующую отрасль права, составляющие её нормы и регулируемые ими отношения. В связи с этим предметом науки конституционного права являются правовые отношения, связанные с конституционным строем, устройством системы органов государственной власти, территориально-политическим устройством государства, системой местного самоуправления, отношения, возникающие между человеком и государством и связанные с защитой прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти.

Данными отношениями предмет конституционно-правовой науки не исчерпывается. В отличие от предмета отрасли конституционного права, который составляют конституционноправовые отношения, возникающие на основе реализации действующих в настоящий момент источников конституционного права, наука конституционного права особое внимание уделяет истории конституционно-правовых институтов. Соответственно в предмете науки конституционного права выделяются следующие блоки:

1) теоретические основы конституционного права (история, современное состояние, тенденции дальнейшего развития, понятийный аппарат, нормы, источники, субъекты, принципы конституционного права);

2) отношения, регулируемые конституционно-правовыми нормами.

Практическое значение науки конституционного права России заключается в знакомстве с конституционной практикой других государств, что позволяет лучше понять принципы деятельности их органов, а в дальнейшем использовать удачные конституционно-правовые конструкции в отечественной правовой системе и заимствовании полезного опыта в государственном строительстве.

Наука конституционного права использует определенную совокупность методов, вырабатывает специальную методологию.

Методология есть учение об основных способах познания объективной реальности и методах исследования материального мира. Me- mod — совокупность, система приемов, правил, при этом применяемых. Все методы науки подразделяются на общие и частные. Общенаучные методы одинаковы во всех отраслях права, они изучаются в курсе теории государства и права. Мы же остановимся на характеристике частнонаучных методов и подходов, наиболее часто используемых наукой конституционного права.

Исторический подход

Отрицание без тщательного изучения всего того, что имелось в прошлом, неизбежно приводит науку к ложным выводам, лишающим общество возможности нормального развития. Поэтому наука конституционного права рассматривает конституционно-правовые (государственно-правовые) нормы в их историческом развитии, выявляет преемственность в конституционном регулировании, изучает те тенденции своего развития, которые по каким-то причинам оказались проигнорированными.

Системно-структурный анализ

Практически каждый правовой институт имеет собственную структуру и является элементом более широкой структуры. Например, конституционный статус гражданина состоит из совокупности зафиксированных конституцией его прав, свобод и обязанностей, и в то же время он часть, элемент более широкого института — правового положения личности. В ходе системно- структурного анализа устанавливаются структурные элементы какого-либо объекта, своеобразие каждого из них, связи между этими элементами, придающие исследуемому феномену целостность.

Сравнительный подход

При изучении проблем государства и права важную роль играет сравнение действующих институтов или структур с предшествовавшими им, отечественного конституционного права и зарубежного. Сравнению подлежат и сами конституционно-правовые институты, и практика реализации входящих в них правовых норм, результаты их воздействия на общественные отношения.

Конституционное право как отрасль является составной частью правовой системы Российской Федерации, а потому наука изучает положение, место, занимаемое конституционным правом в правовой системе, его соотношение и взаимосвязь с другими отраслями права.

Социологический метод

Он нацелен на анализ процессов реализации конституционных норм, поведения людей, их отношения к тем или иным правовым установлениям. Применяется он также при исследовании деятельности органов государственной власти, народных депутатов, органов исполнительной власти. С помощью этого метода можно получить данные, которые в определенной степени обеспечивают выработку наиболее оптимального законодательства, корректировку деятельности государственных органов.

Статистический метод

Данный метод необходим для выявления эффективности действия конституционно-правовых норм, их влияния на общественно-политические процессы, поведение граждан и других субъектов правоотношений. Количественные показатели хотя и не всегда, но все же имеют значение при исследовании процессов реализации конституционно-правовых норм, позволяют сделать необходимые выводы.

На современном этапе развития отечественной науки конституционного права огромное значение имеет её связь с учебной дисциплиной конституционного права. Отражение в содержании учебных курсов мнений, существующих в науке, даёт возможность не только укрепить теоретические знания студента, но и сформировать профессиональные навыки юриста-практика: свободное оперирование различными точками зрения, ориентирование в нормативно-правовой базе и доктринальных источниках, умение вести диалог, доказывать свою точку зрения.

 

Наука муниципального права — совокупность знаний об объективных закономерностях существования и развития отрасли муниципального права России.

Предмет науки, т.е. то, на что направлена познавательная дея­тельность представителей той или иной отрасли научного знания, следует отличать от объекта ее изучения.

Во-первых, согласно общетеоретическим представлениям, предмет науки — это отраженная в ее понятиях «совокупность объ­ективных закономерностей», а объект — «совокупность явлений и процессов объективной реальности, которую изучает наука в про­цессе познания своего предмета».

Во-вторых, по определению предмет науки остается неизмен­ным, в противном случае можно говорить о возникновении новой отрасли научного знания. Тогда как объект науки в зависимости от целей либо смены приоритетов научных исследований, а также в связи с объективными изменениями в предмете науки или новыми научными открытиями может видоизменяться, расширяться, менять свой состав и т.д. Ярким примером может служить наука муници­пального права, предметом которой является одноименная отрасль права, а объектом — проявления данной отрасли в реальной дейст­вительности.

Муниципальное право Российской Федерации как правовая от­расль в настоящее время находится в процессе становления, что непосредственно отражается на науке муниципального права, в ча­стности на ее объекте. Наука муниципального права изучает:

1) муниципально-правовые нормы и институты;

2) общественные отношения, регулируемые нормами муници­пального права;

3) практику реализации норм муниципального права;

4) историю самой науки муниципального права, ее теоретиче­ские построения, понятия, концепции;

5) местное самоуправление как особую форму организации пуб­личной власти в обществе, зарубежный и отечественный опыт его организации и деятельности и др.

 

Система науки муниципального права Российской Федерации представлена следующими разделами.

1) Введение в муниципальное право. Этот раздел включает: иссле­дования соответствующего понятийного аппарата (понятие муници­пального права как отрасли права, науки и учебной дисциплины; предмет, метод и система отрасли муниципального права Российской Федерации, ее нормы и источники; муниципально-правовые отноше­ния; режимы и конструкции в муниципальном праве и др.); вопросы истории муниципального права в России и зарубежных странах.

2) Исследование местного самоуправления. Этот раздел науки му­ниципального права России содержит: историю исследования мест­ного самоуправления в отечественной и зарубежной правовой науке; международно-правовое регулирование местного самоуправления; поня­тие, принципы и систему местного самоуправления в России, его пра­вовую и территориальную организацию; модели и организационные формы местного самоуправления; формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

3) Ответственность органов и должностных лиц местного само­управления. В данном разделе изучаются: понятие и виды юридиче­ской ответственности органов и должностных лиц местного само­управления.

4) Гарантии и защита прав местного самоуправления. В этом раз­деле рассматриваются: понятие и система гарантий местного само­управления; судебная защита права на местное самоуправление; об­щий надзор прокуратуры за законностью в системе местного само­управления; муниципальный контроль.

Наука муниципального права использует присущие всему отечественному государствоведению научные методы исследований: общенаучные (диалектический, синергетический, системного анализа, социологический) и специальные (сравнительного правоведения, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический, методы перехода от общего к особенному, от абстрактного к конкретному и т.д.).

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 407.