Код компетенции | Уровень сформированности компетенции | Критерии оценки | ||
знает | умеет | владеет | ||
ПК-7 (ПК-8) | Пороговый | Знает общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма, возрастную периодизацию, влияние наследственности и среды на развитие ребенка, критические и сенситивные периоды развития ребенка, психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения и речи. Знает основные критерии определения функциональной готовности детей к обучению в школе, гигиенические правила и нормы к условиям обучения в образовательных учреждениях (СанПиН), физиологические основы режима дня. | Умеет использовать теоретические и практические навыки для организации учебной и воспитательной деятельности, строить образовательный процесс с использованием современных здоровьесберегающих технологий, учитывать особенности типов высшей нервной деятельности детей в процессе их обучения, проводить беседы с учащимися на темы санитарно-гигиенического содержания. | Владеет методикой антропометрических исследований по оценке физического развития, методами определения показателей деятельности физиологических систем, методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и готовности к обучению, методиками и навыками комплексного изучения и планирования гигиенических условий обучения школьников. |
Повышенный | Знает влияние внешней среды, ее макро- и микросоциальных факторов на рост и развитие детского и подросткового организма, психофизиологическую готовность детей к обучению в школе. | Умеет прогнозировать особенности адаптации детей к учебной нагрузке с возможностью проведения диагностики здоровья. | Владеет методиками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности (объема памяти, внимания, физической и умственной работоспособности, типа ВНД и темперамента и других типологических свойств) |
Формы текущего контроля знаний
№ п/п | Наименование раздела дисциплины
| Форма текущего контроля | ||||||||
Контрольная (проверочная) работа | Компьютерное тестирование | Исследовательский (курсовой) проект (работа) | Работы на семинарских занятиях | Работы на практических занятиях | Лабораторная работа | … | … | …. | ||
1. | Возрастные особенности регуляторных систем | + | - | - | - | + | - | |||
2. | Возрастные особенности сенсорных систем | + | - | - | - | + | - | |||
3. | Возрастные особенности моторных систем | + | - | - | - | + | - | |||
5. | Возрастные особенности висцеральных систем | + | - | - | - | + | - | |||
6. | Психофизиология ребенка | + | - | - | - | + | - | |||
7. | Гигиеническое обеспечение учебного процесса | + | - | - | - | + | - |
Содержание и формы промежуточной аттестации
До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.
Формы аттестации по дисциплине: зачет недифференцированный.
Перечень вопросов для подготовки к зачету
1. Предмет, теоретические и прикладные задачи возрастной анатомии и физиологии и гигиены. Методы исследований, связь с другими науками.
2. Понятие о росте и развитии организма. Закономерности роста и развития. Гетерохронность развития.
3. Понятие об онтогенезе. Схема возрастной периодизации.
4. Критические и сенситивные периоды в развитии детей и подростков.
5. Биологический и календарный возраст. Акселерация.
6. Гипофиз, строение, развитие. Гормоны гипофиза, их влияние на рост и развитие организма.
7. Эпифиз, строение, развитие. Гормоны эпифиза, их влияние на половое развитие организма. Вилочковая железа, участие гормонов в иммунных реакциях организма.
8. Щитовидная и околощитовидные железы, строение, развитие. Влияние гормонов на рост, развитие, обмен веществ и энергии.
9. Поджелудочная железа, строение, развитие. Влияние гормонов поджелудочной железы на углеводный обмен.
10. Надпочечники, строение, развитие. Гормоны коркового и мозгового вещества надпочечников.
11. Половые железы, строение, развитие. Мужские и женские половые гормоны. Стадии полового созревания.
12. Нервная система, ее значение. Общий план строения нервной системы. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Строение нейрона.
13. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды.
14. Возрастные особенности строения и функций отделов центральной нервной системы (спинной мозг, продолговатый, задний, средний, промежуточный, конечный).
15. Зрительная сенсорная система, строение, развитие. Возрастные изменения оптической системы глаза, аккомодации, остроты зрения, пространственного зрения, световой чувствительности и цветового зрения.
16. Слуховая и вестибулярная сенсорные системы, строение, развитие, возрастные особенности.
17. Соматосенсорная система. Тактильная, температурная, болевая чувствительность, их значение для ребенка. Рецепторы мышц, сухожилий, суставов, их развитие в разные возрастные периоды.
18. Вкусовая и обонятельная сенсорные системы. Органы вкуса и обоняния, возрастные особенности. Химическая чувствительность детей и подростков.
19. Структура, рост, развитие костей. Части скелета, возрастные особенности.
20. Мышечное волокно, строение, типы, развитие в процессе онтогенеза. Гетерохронное развитие различных групп мышц. Особенности формирования и развития двигательных навыков в разные возрастные периоды.
21. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, причины, меры профилактики.
22. Возрастные особенности системы крови. Иммунная система организма. Формирование иммунных реакций в процессе развития ребенка. Изменение иммунитета в разные возрастные периоды. Аллергические реакции.
23. Общая характеристика органов кровообращения. Особенности кровообращения плода. Строение сердца, его возрастные особенности. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений, кровяного давления.
24. Общая характеристика органов дыхания. Дыхание плода. Возрастные изменения частоты, глубины дыхания, жизненной емкости легких, регуляции дыхания.
25. Общая характеристика органов пищеварения, их возрастные особенности. Изменения секреторной, моторной и всасывающей функций желудочно-кишечного тракта с возрастом.
26. Особенности белкового, углеводного, жирового, водно-солевого обмена в детском возрасте. Энергетический обмен. Затраты энергии на рост и развитие детского организма. Терморегуляция, возрастные особенности.
27. Выделительная система. Возрастные особенности строения и функций почек. Возрастные особенности строения и функций кожи.
28. Поведение, его компоненты, структура. Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка.
29. Рефлекторная теория поведения. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза.
30. Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение. Нейрофизиологические основы речевой деятельности. Развитие речи у детей.
31. Ощущения, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.
32. Нейрофизиологические механизмы внимания. Возрастные особенности внимания детей и подростков.
33. Мотивации, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка.
34. Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности развития памяти у детей.
35. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков.
36. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе.
37. Значение понятия «здоровье», его определение.
38. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в учебных помещениях.
39. Гигиенические требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений.
40. Гигиенические требования к освещению (естественному и искусственному).
41. Гигиенические принципы составления расписания уроков и их физиологическое обоснование.
Примерный вариант теста для самоконтроля знаний по дисциплине «Возрастная, анатомия и гигиена»
1. | Индивидуальное развитие организма называют… | ||||
1. онтогенезом; 2. антропогенезом; | 3. филогенезом; 4. системогенезом | ||||
2. | Неодновременное созревание различных органов и систем называют… | ||||
1. гетерохронностью; 2. гармоничностью; | 3. надежностью; 4. гомеостазом. | ||||
3. | К физиометрическим показателям физического развития относят… | ||||
1. рост; 2. состояние осанки;
| 3. жизненную емкость легких; 4. становую силу; 5. мышечную силу кистей. | ||||
4. | Дети и подростки, биологический возраст которых опережает календарный, относятся к группе… | ||||
1. ретардантов; 2. медиантов; | 3. акселерантов; 4. мезосоматиков. | ||||
5. | Нервная регуляция функций осуществляется с помощью… | ||||
1. электрических импульсов; 2. гормонов; | 3. метаболитов; 4. механических раздражений. | ||||
6. | К структурам центральной нервной системы не относятся… | ||||
1. нервные центры; 2. нервные узлы; | 3. белое вещество; 4. серое вещество; 5. рецепторы | ||||
7. | Нервные центры, отвечающие за осуществление зрительных и слуховых ориентировочных рефлексов, локализованы в… | ||||
1. спинном мозге; 2. мозжечке; | 3. среднем мозге; 4. промежуточном мозге. | ||||
8. | К эндокринным железам относят… | ||||
1. гипофиз; 2. эпифиз; | 3. сальные железы; 4. надпочечники; 5. слюнные железы. | ||||
9. | Активно функционирует только в детском возрасте (до 7 лет) … | ||||
1. гипофиз; 2. эпифиз; | 3. щитовидная железа; 4. поджелудочная железа. | ||||
10. | К первичным половым признакам относят… | ||||
1. развитие половых органов; 2. развитие молочных желез; | 3. тембр голоса; 4. оволосение. | ||||
11. | К нарушениям опорно-двигательного аппарата не относят… | ||||
1. сколиоз; 2. плоскостопие; | 3. кифоз; 4. кифотическую осанку. | ||||
12. | Для формирования скелета ребенка необходим витамин… | ||||
1. А; 2. С; | 3. Д; 4. Е. | ||||
13. | Из всех физических качеств мышц в последнюю очередь у детей и подростков развивается… | ||||
1. быстрота; 2. гибкость; | 3. сила; 4. выносливость. | ||||
14. | В ходе онтогенеза раньше всего созревает (-ют)… | ||||
1. зрительные рецепторы; 2. зрительный нерв; | 3. подкорковые зрительные структуры; 4. зрительная зона коры больших полушарий. | ||||
15. | Естественная дальнозоркость у детей связана с… | ||||
1. нарушением аккомодации; 2. дефектом роговицы; | 3. малыми размерами глазного яблока; 4. большими размерами глазного яблока. | ||||
16. | Сенсорная депривация приводит к… | ||||
1. недоразвитию дыхательной системы; 2. задержке развития организма в целом; | 3. недоразвитию кровеносной системы; 4. задержке развития эндокринной системы. | ||||
17. | В ходе онтогенеза частота сердечных сокращений у детей… | ||||
1. увеличивается; 2. уменьшается; | 3. не изменяется; 4. меняется периодически. | ||||
18. | Произвольная регуляция дыхания осуществляется… | ||||
1. продолговатым мозгом; 2. средним мозгом; | 3. промежуточным мозгом; 4. корой больших полушарий. | ||||
19. | У детей по сравнению со взрослыми… | ||||
1. теплоотдача выше, относительная поверхность кожи больше; 2. теплоотдача ниже, относительная поверхность кожи меньше; 3. теплоотдача ниже, относительная поверхность кожи больше; 4. теплоотдача выше, относительная поверхность кожи меньше. | |||||
20. | Если ребенок лучше запоминает звуки, лица, цвет предметов, то у него преобладает ......... память | ||||
1. наглядно-образная; 2. эмоциональная; | 3. двигательная; 4. словесно-логическая. | ||||
21. | У детей в последнюю очередь вырабатывается ........ торможение | ||||
1. запредельное; 2. запаздывательное; | 3. угасательное; 4. дифференцировочное. | ||||
22. | Недостаточность тормозного процесса, сильно выраженная подкорковая регуляция, быстрое формирование условных рефлексов и быстрое их угасание характерны для ........ типа высшей нервной деятельности | ||||
1. сильного, уравновешенного, подвижного; 2. сильного, уравновешенного, инертного; 3. сильного, неуравновешенного; 4. слабого. | |||||
23. | Начальную стадию поведенческого акта функциональной системы составляет… | ||||
1. акцептор результата действия; 2. принятие решения; | 3. пусковая афферентация; 4. афферентный синтез. | ||||
24. | Взаимодействие и общение детей с друг другом, со взрослыми способствует становлению ........ поведения | ||||
1. социального; 2. адаптивного; | 3. мотивационного; 4. ассоциативного. | ||||
25. | К медицинским критериям школьной зрелости не относят… | ||||
уровень физического развития 2. состояние здоровья 3. уровень умственного развития; 4. уровень биологического развития; 5. уровень восприятия, памяти, мышления. | |||||
26. | Готовность ребенка к обучению в школе определяют по… | ||||
1. уровню психического, физического развития, координационным способностям; 2. координационным способностям; 3. уровню психического развития; 4. уровню физического развития. | |||||
Правильные ответы:
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 | №13 |
1 | 1 | 3,4,5 | 3 | 1 | 2,5 | 3 | 1,2,4 | 2 | 1 | 3 | 3 | 4 |
№14 | №15 | №16 | №17 | №18 | №19 | №20 | №21 | №22 | №23 | №24 | №25 | №26 |
1 | 3 | 2 | 2 | 4 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3,5 | 1 |
© Огарышева Н.В., составление, 2011
© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2011
Методическое издание
Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.