Тема. 2. Интегративные процессы в центральной нервной системе как основа психических функций
Практическая работа №12. Определение школьной зрелости
Раздел 7. Гигиеническое обеспечение учебного процесса
Практическая работа №13. Гигиеническая оценка расписания уроков
Формы и методы обучения
Технологии аудиторной работы:
Академические лекции, лекция-визуализация, выступление с сообщением по реферату, практические занятия, решение проблемных задач.
Технологии внеаудиторной работы:
Конспектирование литературы, подготовка доклада/реферата, составление схем/таблиц, выполнение практической работы, решение проблемных задач.
3.7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
3.7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины |
Наименование раздела дисциплины
|
Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) | Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) | |||||||
Конспектирование в рабочей тетради | Написание реферата | Составление аналитических таблиц, схем | Практическая работа | Решение проблемных задач | Написание доклада | ………. | ||||
1. | Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии | + | + | - | + | + | - | 6/0,17 | ||
2. | Возрастные особенности регуляторных систем | + | + | + | + | - | - | 6/0,17 | ||
3. | Возрастные особенности сенсорных систем | + | - | - | - | - | + | 6/0,17 | ||
4. | Возрастные особенности моторных систем | + | + | - | + | - | + | 6/0,17 | ||
5. | Возрастные особенности висцеральных систем | + | + | + | + | + | - | 6/0,17 | ||
6. | Психофизиология ребенка | - | + | - | + | - | + | 6/0,17 | ||
7. | Гигиеническое обеспечение учебного процесса | + | - | - | - | - | + | 6/0,17 | ||
Итого: | 42/1,2 |
Содержание самостоятельной работы студентов (СРС)
№
| Наименование раздела |
Задания СРС | Форма СРС | Виды деят. | Форма контроля | |
Обязат. | Доп. | |||||
1. | Раздел 1. Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии | |||||
| Акселерация эпохальная и индивидуальная. Акселераты, ретарданты, медианты | К | + | - | тест, практ. раб.
| |
Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей в различные периоды онтогенеза | Р | - | + | |||
Оценка показателей физического развития ребенка | З | + | - | |||
Определение биологического возраста | П | - | + | |||
2. | Раздел 2. Возрастные особенности регуляторных систем | |||||
| Тема 1. | Расположение в организме желез внутренней секреции с указанием действия основных гормонов | С | + | - | тест, опрос |
Особенности адаптации организма ребенка к стрессовым факторам. Роль гормонов в адаптивных реакциях организма | Р | - | + | |||
Тема 2. | Синапс, строение, механизм проведения нервного импульса | С | + | - | тест, опрос, практическая раб.
| |
Характеристика симпатического и парасимпатического отделов ВНС | Т | - | + | |||
Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды | К+С | + | - | |||
Диагностика нарушений и задержки развития нервной системы ребенка | Р | - | + | |||
Ортостатическая проба | П | + | - | |||
Определение вегетативный индекс Кердо | П | - | + | |||
3. | Раздел 3. Возрастные особенности сенсорных систем | |||||
|
| Влияние сенсорной депривации и сенсорного обогащения среды на развитие ребенка. | Д | - | + | тест, опрос, доклад |
Строение и функции зрительного анализатора | К | + | - | |||
Нарушения зрения у детей и подростков, меры профилактики | Д | - | + | |||
Строение и функции слухового анализатора | К | + | - | |||
Нарушения слуха у детей и подростков, диагностика, меры профилактики | Д | - | + | |||
4. | Раздел 4. Возрастные особенности моторных систем | |||||
Тема 1. | Структура, рост, развитие костей. Типы соединения костей. | К | - | + | тест, опрос | |
Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, причины, меры профилактики | К | + | ||||
Оценка степени уплощения стопы | П | + | ||||
Тема 2. | Мышечное волокно, строение, типы, развитие в процессе онтогенеза. | Д | - | + | тест, опрос, доклад | |
Строение и классификация скелетных мышц. Физиологические свойства скелетных мышц | К | + | - | |||
Развитие движений ребенка первого года жизни | Д | - | + | |||
Развитие двигательных действий детей в период раннего детства | Д | - | + | |||
Развитие двигательных действий ребенка в период первого детства | Д | - | + | |||
Развитие двигательных действий детей в период второго детства | Д | - | + | |||
Двигательная деятельность подростков | Д | - | + | |||
5. | Раздел 5. Возрастные особенности висцеральных систем | |||||
Тема 1. | Группы крови, резус-фактор | К | - | + | тест, опрос, практическая работа
| |
Кровообращение в пре- и постнательный периоды | С | + | - | |||
Проводящая система сердца. Фазы работы сердца | К | - | + | |||
Иммунная система организма. Виды иммунитета. Изменение иммунитета в разные возрастные периоды. | Р | - | + | |||
Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе | П | + | - | |||
Определение времени максимальной задержки дыхания на выдохе | П | - | + | |||
Тема 2. | Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта, возрастные особенности | Т | + | - | тест, опрос, задача | |
Нормы питания детей в различных возрастных группах | Т | - | + | |||
Витамины, их влияние на рост и развитие ребенка | Р | - | + | |||
Терморегуляция, возрастные особенности | К | + | ||||
Определение энергозатрат по частоте сердечных сокращений | З | - | + | |||
6. | Раздел 6. Психофизиология ребенка | |||||
Тема 1. | Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка | Р | - | + | тест, доклад | |
Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение | Д | - | + | |||
Тема 2. | Возрастные особенности внимания детей и подростков | ДК | + | доклад, практ. работа | ||
Развития памяти в процессе онтогенеза | ДК | + | ||||
Возрастные особенности восприятия детей и подростков | ДК | + | ||||
Выявление объема кратковременной памяти | П | - | + | |||
7. | Раздел 7. Гигиеническое обеспечение учебного процесса | |||||
Тема 1. | Санитарно-гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в учебных помещениях. | К | + | - | тест, опрос, доклад | |
Требования к естественному и искусственному освещению учебных кабинетов. | К | + | - | |||
Санитарно-гигиенические требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений | К | + | - | |||
Тема 2. | Работоспособность. Фазы работоспособности. Дневная и недельная динамика работоспособности. | К | + | - | тест, опрос |
3.7.4. Методические рекомендации по выполнению рефератов
Работа выполняется вручную или предоставляется напечатанной в любом текстовом редакторе с использованием компьютера. Печать текста осуществляется на одной стороне стандартного листа формата А4. Интервал между строками 1,5. Размер левого поля 30 мм, правого 10 мм, верхнего и нижнего – 20 мм.
Расстояние между главой и следующим за ней текстом, главой и параграфом составляет 2 интервала. Нумерация страниц обязательна. Номера страниц ставятся вверху в середине листа.
Реферат должен иметь титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы. Каждая часть работы (введение, основная часть, выводы) должна начинаться с новой страницы. Рисунки можно сделать самим, отсканировать или сделать ксерокопию из книг. Приветствуется наличие таблиц, схем, графиков, фотографий для наглядности подачи материала.
Титульный лист должен содержать наименование учреждения и кафедры, где оформляется работа. Посередине листа заглавными буквами пишется название работы. Затем – фамилия студента, номер курса, группы, название факультета, дата написания работы. Ниже должна быть указана фамилия преподавателя, его титулы. В самом низу листа посередине – название города и год выполнения работы.
Введение составляет до 1,5 страниц. Основную часть необходимо написать из учебников, научных статей и рефератов. Она должна занимать от 6 до 10 страниц. После каждого параграфа делайте краткий вывод.
В заключении сформулируйте выводы по описанной теме. Объем выводов от 1 до 1,5 страниц.
После содержания работы идет список используемой литературы. В него включается весь используемый, цитируемый и упомянутый материал – журналы, статьи, рефераты, книги, монографии и диссертации. Он должен включать в себя фамилию, инициалы автора, название книги, место и год выхода, издательство и др. Список излагается в алфавитном порядке.
Ссылка в тексте приводится в виде номера, заключенного в квадратные скобки, соответствующего литературному источнику из списка литературы.
3.8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
3.8.1. Основная литература
1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
2. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: Академия, 2000. – 453 с.
3. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. М., 2010. (http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc)
3.8.2. Дополнительная литература
1. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение,1990. – 319 с.
2. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие / Ю.А.Ермолаев. – М.: Высш. школа, 1985. – 384 с.
3. Леонтьева, Н.Н. Анатомия и физиология детского организма (внутренние органы) / Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. – М.: Просвещение, 1976.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 223.