Раздел 6. Психофизиология ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема. 2. Интегративные процессы в центральной нервной системе как основа психических функций

Практическая работа №12. Определение школьной зрелости

Ознакомиться с показателями функциональной готовности детей к обучению в школе. Проанализировать предложенные результаты тестирования ребенка. Представить анализ результатов тестирования и вывод о функциональной готовности ребенка к обучению в школе.

Раздел 7. Гигиеническое обеспечение учебного процесса

Практическая работа №13. Гигиеническая оценка расписания уроков

Дать оценку фактического расписания уроков одного класса. Проанализировать соответствие фактического расписания гигиеническим требованиям. Составить расписание, соответствующее гигиеническим требованиям. Нарисовать графики нагрузки по суммарной сложности уроков за день на всю неделю.

 

Формы и методы обучения

Технологии аудиторной работы:

Академические лекции, лекция-визуализация, выступление с сообщением по реферату, практические занятия, решение проблемных задач.

Технологии внеаудиторной работы:

Конспектирование литературы, подготовка доклада/реферата, составление схем/таблиц, выполнение практической работы, решение проблемных задач.

 

3.7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

3.7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины

 

Наименование

раздела дисциплины

 

 

Формы самостоятельной работы

(ак. час. / зач. ед.)

Общая трудоемкость

 (ак. час. / зач. ед.)

Конспектирование в рабочей тетради Написание реферата Составление аналитических таблиц, схем Практическая работа Решение проблемных задач Написание доклада   ……….
1. Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии   +   +   -   +   +   -       6/0,17
2. Возрастные особенности регуляторных систем   +   +     +   +   -   -     6/0,17
3. Возрастные особенности сенсорных систем   +   -   -   -   -   +     6/0,17
4. Возрастные особенности моторных систем   +   +   -   +   -   +     6/0,17
5. Возрастные особенности висцеральных систем   +   +   +   +   +   -     6/0,17
6. Психофизиология ребенка   -   +   -   +   -   +     6/0,17
7. Гигиеническое обеспечение учебного процесса   +   -   -   -   -   +     6/0,17
  Итого:                 42/1,2

Содержание самостоятельной работы студентов (СРС)

 

Наименование раздела

 

Задания СРС

Форма СРС

Виды деят.

Форма контроля

Обязат. Доп.

1.

Раздел 1. Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии

 

Акселерация эпохальная и индивидуальная. Акселераты, ретарданты, медианты К + -

тест, практ. раб.

 

Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей в различные периоды онтогенеза Р - +
Оценка показателей физического развития ребенка З + -
Определение биологического возраста П - +
2.

Раздел 2. Возрастные особенности регуляторных систем

 

Тема 1.

Расположение в организме желез внутренней секреции с указанием действия основных гормонов С + -

тест, опрос

Особенности адаптации организма ребенка к стрессовым факторам. Роль гормонов в адаптивных реакциях организма Р - +

Тема 2.

Синапс, строение, механизм проведения нервного импульса С + -

тест, опрос, практическая раб.

 

Характеристика симпатического и парасимпатического отделов ВНС Т - +
Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды К+С + -
Диагностика нарушений и задержки развития нервной системы ребенка Р - +
Ортостатическая проба П + -
Определение вегетативный индекс Кердо П - +
3.

Раздел 3. Возрастные особенности сенсорных систем

 

 

Влияние сенсорной депривации и сенсорного обогащения среды на развитие ребенка. Д - +

тест, опрос, доклад

Строение и функции зрительного анализатора К + -
Нарушения зрения у детей и подростков, меры профилактики Д - +
Строение и функции слухового анализатора К + -
Нарушения слуха у детей и подростков, диагностика, меры профилактики Д - +

4.

Раздел 4. Возрастные особенности моторных систем

Тема 1.

Структура, рост, развитие костей. Типы соединения костей. К - +

тест, опрос

Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, причины, меры профилактики К +  
Оценка степени уплощения стопы П +  

Тема 2.

Мышечное волокно, строение, типы, развитие в процессе онтогенеза. Д   - +

тест, опрос, доклад

Строение и классификация скелетных мышц. Физиологические свойства скелетных мышц К + -
Развитие движений ребенка первого года жизни Д - +
Развитие двигательных действий детей в период раннего детства Д - +
Развитие двигательных действий ребенка в период первого детства Д - +
Развитие двигательных действий детей в период второго детства Д - +
Двигательная деятельность подростков Д - +

5.

Раздел 5. Возрастные особенности висцеральных систем

Тема 1.

Группы крови, резус-фактор К - +

тест, опрос, практическая работа

 

Кровообращение в пре- и постнательный периоды С + -
Проводящая система сердца. Фазы работы сердца К - +
Иммунная система организма. Виды иммунитета. Изменение иммунитета в разные возрастные периоды. Р - +
Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе  П + -
Определение времени максимальной задержки дыхания на выдохе П - +

Тема 2.

Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта, возрастные особенности Т + -

тест, опрос, задача

Нормы питания детей в различных возрастных группах Т - +
Витамины, их влияние на рост и развитие ребенка Р - +
Терморегуляция, возрастные особенности К +  
Определение энергозатрат по частоте сердечных сокращений З - +

6.

Раздел 6. Психофизиология ребенка

Тема 1.

Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка Р - +

тест, доклад

Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение Д - +

Тема 2.

Возрастные особенности внимания детей и подростков ДК +  

доклад, практ. работа

Развития памяти в процессе онтогенеза ДК +  
Возрастные особенности восприятия детей и подростков ДК +  
Выявление объема кратковременной памяти П - +

7.

Раздел 7. Гигиеническое обеспечение учебного процесса

Тема 1.

Санитарно-гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в учебных помещениях. К + -

тест, опрос, доклад

Требования к естественному и искусственному осве­щению учебных кабинетов. К + -
Санитарно-гигиенические требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений К + -
Тема 2. Работоспособность. Фазы работоспособности. Дневная и недельная динамика работоспособности. К + - тест, опрос

3.7.4. Методические рекомендации по выполнению рефератов

Работа выполняется вручную или предоставляется напечатанной в любом текстовом редакторе с использованием компьютера. Печать текста осуществляется на одной стороне стандартного листа формата А4. Интервал между строками 1,5. Размер левого поля 30 мм, правого 10 мм, верхнего и нижнего – 20 мм.

Расстояние между главой и следующим за ней текстом, главой и параграфом составляет 2 интервала. Нумерация страниц обязательна. Номера страниц ставятся вверху в середине листа.

Реферат должен иметь титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы. Каждая часть работы (введение, основная часть, выводы) должна начинаться с новой страницы. Рисунки можно сделать самим, отсканировать или сделать ксерокопию из книг. Приветствуется наличие таблиц, схем, графиков, фотографий для наглядности подачи материала.

Титульный лист должен содержать наименование учреждения и кафедры, где оформляется работа. Посередине листа заглавными буквами пишется название работы. Затем – фамилия студента, номер курса, группы, название факультета, дата написания работы. Ниже должна быть указана фамилия преподавателя, его титулы. В самом низу листа посередине – название города и год выполнения работы.

Введение составляет до 1,5 страниц. Основную часть необходимо написать из учебников, научных статей и рефератов. Она должна занимать от 6 до 10 страниц. После каждого параграфа делайте краткий вывод.

В заключении сформулируйте выводы по описанной теме. Объем выводов от 1 до 1,5 страниц.

После содержания работы идет список используемой литературы. В него включается весь используемый, цитируемый и упомянутый материал – журналы, статьи, рефераты, книги, монографии и диссертации. Он должен включать в себя фамилию, инициалы автора, название книги, место и год выхода, издательство и др. Список излагается в алфавитном порядке.

Ссылка в тексте приводится в виде номера, заключенного в квадратные скобки, соответствующего литературному источнику из списка литературы.

 

3.8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины  

3.8.1. Основная литература

1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

2. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: Академия, 2000. – 453 с.

3. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. М., 2010. (http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc)

 

3.8.2. Дополнительная литература

1. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение,1990. – 319 с.

2. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие / Ю.А.Ермолаев. – М.: Высш. школа, 1985. – 384 с.

3. Леонтьева, Н.Н. Анатомия и физиология детского организма (внутренние органы) / Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. – М.: Просвещение, 1976.  


Дата: 2018-12-21, просмотров: 223.