МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗВАНИЯ
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра анатомии, физиологии и медицины
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КУРСА
ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
Направление: 0501100 – Педагогическое образование
Профили: Дошкольное образование
Иностранный язык
История
Математика. Информатика и ИКТ
Мировая художественная культура
Музыкальное образование
Начальное образование
Русский язык и литература
Родной язык и литература
Технология
Физика и информатика ИКТ
Квалификация (степень): Бакалавр
Пермь
ПГПУ
2011
УДК 611.068+612.6+613.95
ББК Е 860,7+Е 903,7+Р 128.9 В 647
Р е ц е н з е н т :
канд. биол. наук, доцент анатомии, физиологии и медицины ПГПУ
И.Н. Гаврилова
Авторы-составители: ст. преп. каф. анатомии, физиологии и медицины Н.В. Огарышева
В 647 | Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебно-методический комплекс по дисциплине. Направление: 0501100 – Педагогическое образование. Профили: Дошкольное образование; Иностранный язык; История; Математика. Информатика и ИКТ; Мировая художественная культура; Музыкальное образование; Начальное образование; Родной язык и литература; Русский язык и литература; Физика и информатика ИКТ. Технология. Квалификация (степень): Бакалавр / авт.-сост. Н.В. Огарышева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 29. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование».
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла.
Адресовано студентам, изучающим курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
| Утверждено на заседании кафедры анатомии, физиологии и медицины: Протокол № 6 «30» июня 2011г. Зав. кафедрой _______________ |
УДК611.068+612.6+613.95
ББК Е 860,7+Е 903,7+Р 128.9 В 647
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
3.1. Цель изучения дисциплины: формирование знаний об основных биологических закономерностях и анатомо-физиологических особенностях развития организма детей и подростков и санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых при организации учебно-воспитательного процесса.
3.2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла.
Для освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:
1. Биология
2. Химия
3. и т.д.
Освоение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
1. «Педагогика»
2. «Психология»
3. «Методика обучения и воспитания по профилю подготовки»
4. «Медицина»
5. «Безопасность жизнедеятельности»
6. «Физическая культура».
3.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Самостоятельная работа (СРС) (всего)
В том числе:
Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы
Входной контроль (вид, № семестра)
Текущий контроль (вид, № семестра)
Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет) - № семестров
Распределение часов по темам и видам учебной работы
№ |
П/п
Раздел/ тема
Всего час.
Виды учебной работы студентов
И трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа
Сам. Работа
3.5. Содержание дисциплины
3.5.1. Программа дисциплины
Раздел 1. Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии
Основные (ключевые) понятия: возрастная анатомия, физиология и гигиена, онтогенез, рост, развитие, календарный и биологический возраст, критические и сенситивные периоды развития.
Содержание темы:
Предмет, теоретические и прикладные задачи возрастной анатомии и физиологии. Методы исследований, связь с другими науками.
Структурно-функциональные уровни организма человека: клетка, ткани, органы и системы органов.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Понятие о росте и развитии. Физическое, психическое, половое развитие ребенка. Антропометрические показатели.
Возрастная периодизация. Морфофункциональные критерии периодизации. Биологический и календарный (паспортный, хронологический) возраст, критерии их оценки. Значение оценки соответствия биологического возраста календарному для индивидуального подхода в обучении и воспитании ребенка. Акселерация эпохальная и индивидуальная. Акселераты, ретарданты, медианты. Сенситивные и критические периоды развития.
Наследственность и среда, их влияние на развитие организма. Влияние различных внешних факторов (физических, химических, биологических, социальных) на организм в процессе пренатального и постнатального роста и развития.
Раздел 2. Возрастные особенности регуляторных систем
Тема 1. Гуморальная регуляция функций организма
Основные (ключевые) понятия: гуморальная регуляция, железы внутренней секреции, гормон, гипер- и гипофункция железы.
Содержание темы:
Нейрогуморальная регуляция роста и развития детского организма.
Гуморальная регуляция функций организма. Система желез внутренней секреции, ее развитие в пренатальный и постнатальный периоды. Гетерохронность созревания желез внутренней секреции. Роль гормонов на различных этапах онтогенеза.
Гипофиз, строение, развитие. Гормоны гипофиза, их влияние на рост и развитие организма. Регулирующее влияние гормонов гипофиза на функции желез внутренней секреции. Гипер-, гипофункции гипофиза.
Эпифиз, строение, развитие. Гормоны эпифиза, их влияние на половое развитие организма.
Щитовидная железа, строение, развитие, функциональное значение на разных этапах онтогенеза. Гормоны щитовидной железы, их влияние на рост, развитие организма, обмен веществ и энергии. Нарушения функций щитовидной железы у детей и подростков.
Околощитовидные (паращитовидные) железы, строение, развитие. Влияние гормонов околощитовидных желез на обмен кальция в организме ребенка. Роль витамина D в кальциевом обмене.
Вилочковая (тимус, зобная) железа, строение, развитие. Участие гормонов вилочковой железы в иммунных реакциях организма. Влияние гормонов вилочковой железы на функцию половых желез.
Поджелудочная железа, строение, развитие. Влияние гормонов поджелудочной железы на углеводный обмен. Гетерохронность функционирования в разные возрастные периоды. Нарушения функций поджелудочной железы.
Надпочечники, строение, развитие. Гормоны коркового вещества надпочечников, их влияние на обмен веществ, половую систему плода и ребенка. Роль гормонов коры надпочечников в осуществлении адаптивных реакций организма при действии стресс-факторов. Особенности адаптации организма ребенка к стрессовым факторам. Гормоны мозгового вещества надпочечников, их роль в адаптивных реакциях организма.
Половые железы, строение, развитие. Мужские и женские половые гормоны, их влияние на развитие организма в разные возрастные периоды. Роль половых гормонов в регуляции обмена веществ. Гормональная регуляция полового созревания. Стадии полового созревания.
Тема 2. Развитие нервной системы в процессе онтогенеза
Основные (ключевые) понятия: нервная регуляция, нейрон, рефлекс, рефлекторная дуга, спинной мозг, головной мозг.
Содержание темы:
Нервная регуляция функций организма. Нервная система, ее значение. Общий план строения нервной системы. Центральный и периферический отделы нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система.
Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Строение нейрона. Классификация нейронов. Гетерохронность созревания нейронов и нервных волокон. Синапс, строение.
Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды.
Отделы центральной нервной системы, строение, функциональное значение. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга в онтогенезе. Усложнение функций отделов головного мозга с возрастом. Методы оценки функциональной организации мозга. Диагностика нарушений и задержки развития нервной системы ребенка.
Раздел 3. Возрастные особенности сенсорных систем
Основные (ключевые) понятия: сенсорные системы, сенсорная депривация, периферический, проводниковый и центральный отделы анализатора, аккомодация, рефракция, острота зрения и слуха.
Содержание темы:
Общая характеристика сенсорных систем: органы чувств, рецепторы, проводниковый и центральный отделы. Значение сенсорной информации для развития ребенка. Гетерохронное созревания отделов сенсорных систем. Влияние сенсорной депривации и сенсорного обогащения среды на развитие ребенка. Дети с сенсорными недостатками и сенсорно одаренные дети. Взаимодействие и взаимозаменяемость органов чувств.
Зрительная сенсорная система. Строение, развитие глаза. Возрастные изменения оптической системы глаза, аккомодации, остроты зрения, пространственного зрения, световой чувствительности и цветового зрения. Нарушения зрения у детей и подростков, меры профилактики. Гигиена зрения, световой режим в учебных помещениях.
Слуховая сенсорная система. Строение органа слуха. Возрастные особенности слуховой чувствительности. Нарушения слуха у детей и подростков, диагностика, меры профилактики. Слух и речь.
Вестибулярная сенсорная система. Вестибулярный аппарат. Вестибулярная устойчивость детей и подростков. Влияние изменений гравитации на детский организм.
Соматосенсорная система. Тактильная, температурная, болевая чувствительность, их значение для ребенка. Возрастные изменения чувствительности. Мышечное чувство, кинестезия. Рецепторы мышц, сухожилий, суставов, их развитие в разные возрастные периоды.
Вкусовая и обонятельная сенсорные системы. Органы вкуса и обоняния, возрастные особенности. Химическая чувствительность детей и подростков.
Раздел 4. Возрастные особенности моторных систем
Тема 1. Закономерности развития костной системы.
Основные (ключевые) понятия: скелет человека, роднички, лордоз, кифоз, осанка, своды стопы.
Содержание темы:
Значение опорно-двигательного аппарата, его части.
Скелет человека. Структура, рост, развитие костей. Рост и развитие черепа. Роднички. Рост и развитие скелета туловища. Изгибы позвоночника, сроки их фиксации. Возрастные особенности грудной клетки. Рост и развитие скелета конечностей. Сроки фиксации сводов стопы, окостенения кисти. Возрастные особенности таза.
Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, причины, меры профилактики
Тема 2. Закономерности развития мышечной системы
Основные (ключевые) понятия: скелетные мышцы, мышечный тонус, утомление, выносливость, двигательные качества, динамический стереотип.
Мышечная система. Мышечное волокно, строение, типы, развитие в процессе онтогенеза. Строение и классификация скелетных мышц. Физиологические свойства скелетных мышц. Мышечный тонус, его изменение в процессе развития ребенка. Гетерохронное развитие различных групп мышц. Мышечная масса, ее изменение с возрастом.
Организация движений. Особенности формирования и развития двигательных навыков в разные возрастные периоды. Возрастные особенности двигательных качеств мышц: силы, быстроты, ловкости, выносливости. Сенситивные периоды их развития. Утомление при различных видах мышечной деятельности, его возрастные особенности. Переутомление.
Раздел 5. Возрастные особенности висцеральных систем
Тема 1. Возрастные особенности висцеральных систем
Основные (ключевые) понятия: кровь, иммунитет, система кровообращения, частота сердечных сокращений, систолический и минутный объем крови, система дыхания, частота дыхательных движений, дыхательный объем, минутный объем.
Содержание темы:
Внутренняя среда организма, ее относительное постоянство. Кровь, значение. Возрастные особенности системы крови: количество, состав, форменные элементы крови. Кроветворение у детей. Группы крови, резус-фактор, резус конфликт.
Иммунная система организма. Виды иммунитета. Формирование иммунных реакций в процессе развития ребенка. Изменение иммунитета в разные возрастные периоды. Аллергические реакции.
Система кровообращения. Значение кровообращения. Общая характеристика органов кровообращения. Особенности кровообращения плода. Строение сердца, его возрастные особенности. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений, кровяного давления. Регуляция сердечно-сосудистой системы у детей и подростков. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
Система дыхания. Значение дыхания. Общая характеристика органов дыхания. Дыхание плода. Первый вдох ребенка, факторы, его обусловливающие. Легочная вентиляция у детей разного возраста. Возрастные изменения частоты, глубины дыхания, жизненной емкости легких. Регуляция дыхания. Особенности регуляции дыхания в разные возрастные периоды. Гигиена дыхания, воздушный и тепловой режим в учебных помещениях.
Тема 2. Возрастные особенности висцеральных систем
Основные (ключевые) понятия: система пищеварения, система выделения, анаболизм, катаболизм, энергетический обмен.
Содержание темы:
Система пищеварения. Значение пищеварения. Общая характеристика органов пищеварения, их возрастные особенности. Изменения секреторной, моторной и всасывающей функций желудочно-кишечного тракта с возрастом.
Обмен веществ и энергии. Понятие анаболизма и катаболизма. Особенности белкового, углеводного, жирового, водно-солевого обмена в детском возрасте. Витамины, их влияние на рост и развитие ребенка. Нормы, калорийность, режим питания детей и подростков. Энергетический обмен. Затраты энергии на рост и развитие детского организма. Терморегуляция, возрастные особенности.
Выделительная система. Значение выделения. Пути выделения продуктов обмена. Возрастные особенности строения и функций почек. Регуляция мочеобразования и мочевыделения у детей. Возрастные особенности строения и функций кожи.
Раздел 6. Психофизиология ребенка
Тема 1. Высшая нервная деятельность, ее возрастные особенности
Основные (ключевые) понятия: высшая нервная деятельность, условные и безусловные рефлексы, торможение условных рефлексов, свойства нервных процессов, тип высшей нервной деятельности.
Содержание темы:
Поведение, его компоненты, структура. Двигательный, сенсорный, центральный и вегетативный компоненты поведения. Психомоторное, сенсорное развитие ребенка. Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка.
Рефлекторная теория поведения. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Созревание условных рефлексов в онтогенезе, их характеристика. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза.
Индивидуально-типологические особенности ребенка. Развитие свойств нервных процессов у детей. Влияние генотипа и среды на становление свойств нервных процессов. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков. Основные положения по формированию типологических особенностей высшей нервной деятельности детей.
Тема 2. Интегративные процессы в центральной нервной системе как основа психических функций
Основные (ключевые) понятия: ощущения, восприятие, внимание, мотивации, эмоции, память, мышление, поведение, первая и вторая и сигнальные системы, готовность к обучению.
Содержание темы:
Ощущения, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.
Внимание, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности внимания детей и подростков.
Мотивации, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Виды мотиваций. Связь между эмоцией и мотивацией. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка. Влияние эмоционально обогащенной и обедненной среды на воспитание ребенка.
Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Развитие памяти у детей, возрастные особенности.
Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение. Невербальная коммуникативная деятельность (касания, мимика, жесты, взгляд, поза, оттенки голоса). Использование невербального языка в условиях языкового дефицита. Речь как средство общения. Нейрофизиологические основы речевой деятельности. Особенности развития речи у детей разного возраста. Соотношение невербальных и вербальных коммуникаций у детей в разные возрастные периоды. Речь и мышление. Речь как характеристика индивидуальных типологических особенностей ребенка.
Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Диагностика физиологических особенностей учащихся – уровень физического развития, уровень полового созревания, функциональное состояние ведущих адаптивных систем. Диагностика психофизиологических особенностей (восприятие, внимание, память). Медицинские критерии готовности к обучению – уровень биологического развития, уровень резистентности, состояние здоровья.
Раздел 7. Гигиеническое обеспечение учебного процесса
Тема 1. Гигиена режима дня школьника
Основные (ключевые) понятия: хронобиология, режим дня, здоровье, группы здоровья.
Содержание темы:
Понятие хронобиологии. Правила рационального режима дня – нормы длительности сна в разных возрастных группах; назначение утренней гимнастики и водных процедур; нормы пребывание на открытом воздухе; режим питания. Группы здоровья детей.
Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в учебных помещениях; к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений; к естественному и искусственному освещению учебных кабинетов.
Тема 2. Гигиеническая оценка расписания уроков
Основные (ключевые) понятия: умственная и физическая работоспособность, недельная нагрузка, сложность предметов.
Содержание темы:
Гигиеническая оценка режима дня и расписания учебных занятий. Работоспособность. Фазы работоспособности. Дневная и недельная динамика работоспособности. Максимально допустимая недельная часовая нагрузка для различных классов. Понятие сложности предметов. Гигиенические принципы составления расписания уроков и их физиологическое обоснование.
Содержание практических занятий
Содержание практических работ
№ и названия разделов и тем | Цель, содержание и результаты практической работы |
Формы и методы обучения
Технологии аудиторной работы:
Академические лекции, лекция-визуализация, выступление с сообщением по реферату, практические занятия, решение проблемных задач.
Технологии внеаудиторной работы:
Конспектирование литературы, подготовка доклада/реферата, составление схем/таблиц, выполнение практической работы, решение проблемных задач.
3.7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
3.7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины |
Наименование раздела дисциплины
|
Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) | Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) | |||||||
Конспектирование в рабочей тетради | Написание реферата | Составление аналитических таблиц, схем | Практическая работа | Решение проблемных задач | Написание доклада | ………. | ||||
1. | Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии | + | + | - | + | + | - | 6/0,17 | ||
2. | Возрастные особенности регуляторных систем | + | + | + | + | - | - | 6/0,17 | ||
3. | Возрастные особенности сенсорных систем | + | - | - | - | - | + | 6/0,17 | ||
4. | Возрастные особенности моторных систем | + | + | - | + | - | + | 6/0,17 | ||
5. | Возрастные особенности висцеральных систем | + | + | + | + | + | - | 6/0,17 | ||
6. | Психофизиология ребенка | - | + | - | + | - | + | 6/0,17 | ||
7. | Гигиеническое обеспечение учебного процесса | + | - | - | - | - | + | 6/0,17 | ||
Итого: | 42/1,2 |
Содержание самостоятельной работы студентов (СРС)
№
| Наименование раздела |
Задания СРС | Форма СРС | Виды деят. | Форма контроля | |
Обязат. | Доп. | |||||
1. | Раздел 1. Общие вопросы возрастной анатомии и физиологии | |||||
| Акселерация эпохальная и индивидуальная. Акселераты, ретарданты, медианты | К | + | - | тест, практ. раб.
| |
Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей в различные периоды онтогенеза | Р | - | + | |||
Оценка показателей физического развития ребенка | З | + | - | |||
Определение биологического возраста | П | - | + | |||
2. | Раздел 2. Возрастные особенности регуляторных систем | |||||
| Тема 1. | Расположение в организме желез внутренней секреции с указанием действия основных гормонов | С | + | - | тест, опрос |
Особенности адаптации организма ребенка к стрессовым факторам. Роль гормонов в адаптивных реакциях организма | Р | - | + | |||
Тема 2. | Синапс, строение, механизм проведения нервного импульса | С | + | - | тест, опрос, практическая раб.
| |
Характеристика симпатического и парасимпатического отделов ВНС | Т | - | + | |||
Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды | К+С | + | - | |||
Диагностика нарушений и задержки развития нервной системы ребенка | Р | - | + | |||
Ортостатическая проба | П | + | - | |||
Определение вегетативный индекс Кердо | П | - | + | |||
3. | Раздел 3. Возрастные особенности сенсорных систем | |||||
|
| Влияние сенсорной депривации и сенсорного обогащения среды на развитие ребенка. | Д | - | + | тест, опрос, доклад |
Строение и функции зрительного анализатора | К | + | - | |||
Нарушения зрения у детей и подростков, меры профилактики | Д | - | + | |||
Строение и функции слухового анализатора | К | + | - | |||
Нарушения слуха у детей и подростков, диагностика, меры профилактики | Д | - | + | |||
4. | Раздел 4. Возрастные особенности моторных систем | |||||
Тема 1. | Структура, рост, развитие костей. Типы соединения костей. | К | - | + | тест, опрос | |
Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, причины, меры профилактики | К | + | ||||
Оценка степени уплощения стопы | П | + | ||||
Тема 2. | Мышечное волокно, строение, типы, развитие в процессе онтогенеза. | Д | - | + | тест, опрос, доклад | |
Строение и классификация скелетных мышц. Физиологические свойства скелетных мышц | К | + | - | |||
Развитие движений ребенка первого года жизни | Д | - | + | |||
Развитие двигательных действий детей в период раннего детства | Д | - | + | |||
Развитие двигательных действий ребенка в период первого детства | Д | - | + | |||
Развитие двигательных действий детей в период второго детства | Д | - | + | |||
Двигательная деятельность подростков | Д | - | + | |||
5. | Раздел 5. Возрастные особенности висцеральных систем | |||||
Тема 1. | Группы крови, резус-фактор | К | - | + | тест, опрос, практическая работа
| |
Кровообращение в пре- и постнательный периоды | С | + | - | |||
Проводящая система сердца. Фазы работы сердца | К | - | + | |||
Иммунная система организма. Виды иммунитета. Изменение иммунитета в разные возрастные периоды. | Р | - | + | |||
Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе | П | + | - | |||
Определение времени максимальной задержки дыхания на выдохе | П | - | + | |||
Тема 2. | Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта, возрастные особенности | Т | + | - | тест, опрос, задача | |
Нормы питания детей в различных возрастных группах | Т | - | + | |||
Витамины, их влияние на рост и развитие ребенка | Р | - | + | |||
Терморегуляция, возрастные особенности | К | + | ||||
Определение энергозатрат по частоте сердечных сокращений | З | - | + | |||
6. | Раздел 6. Психофизиология ребенка | |||||
Тема 1. | Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка | Р | - | + | тест, доклад | |
Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение | Д | - | + | |||
Тема 2. | Возрастные особенности внимания детей и подростков | ДК | + | доклад, практ. работа | ||
Развития памяти в процессе онтогенеза | ДК | + | ||||
Возрастные особенности восприятия детей и подростков | ДК | + | ||||
Выявление объема кратковременной памяти | П | - | + | |||
7. | Раздел 7. Гигиеническое обеспечение учебного процесса | |||||
Тема 1. | Санитарно-гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в учебных помещениях. | К | + | - | тест, опрос, доклад | |
Требования к естественному и искусственному освещению учебных кабинетов. | К | + | - | |||
Санитарно-гигиенические требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений | К | + | - | |||
Тема 2. | Работоспособность. Фазы работоспособности. Дневная и недельная динамика работоспособности. | К | + | - | тест, опрос |
3.7.4. Методические рекомендации по выполнению рефератов
Работа выполняется вручную или предоставляется напечатанной в любом текстовом редакторе с использованием компьютера. Печать текста осуществляется на одной стороне стандартного листа формата А4. Интервал между строками 1,5. Размер левого поля 30 мм, правого 10 мм, верхнего и нижнего – 20 мм.
Расстояние между главой и следующим за ней текстом, главой и параграфом составляет 2 интервала. Нумерация страниц обязательна. Номера страниц ставятся вверху в середине листа.
Реферат должен иметь титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы. Каждая часть работы (введение, основная часть, выводы) должна начинаться с новой страницы. Рисунки можно сделать самим, отсканировать или сделать ксерокопию из книг. Приветствуется наличие таблиц, схем, графиков, фотографий для наглядности подачи материала.
Титульный лист должен содержать наименование учреждения и кафедры, где оформляется работа. Посередине листа заглавными буквами пишется название работы. Затем – фамилия студента, номер курса, группы, название факультета, дата написания работы. Ниже должна быть указана фамилия преподавателя, его титулы. В самом низу листа посередине – название города и год выполнения работы.
Введение составляет до 1,5 страниц. Основную часть необходимо написать из учебников, научных статей и рефератов. Она должна занимать от 6 до 10 страниц. После каждого параграфа делайте краткий вывод.
В заключении сформулируйте выводы по описанной теме. Объем выводов от 1 до 1,5 страниц.
После содержания работы идет список используемой литературы. В него включается весь используемый, цитируемый и упомянутый материал – журналы, статьи, рефераты, книги, монографии и диссертации. Он должен включать в себя фамилию, инициалы автора, название книги, место и год выхода, издательство и др. Список излагается в алфавитном порядке.
Ссылка в тексте приводится в виде номера, заключенного в квадратные скобки, соответствующего литературному источнику из списка литературы.
3.8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
3.8.1. Основная литература
1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
2. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: Академия, 2000. – 453 с.
3. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. М., 2010. (http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc)
3.8.2. Дополнительная литература
1. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение,1990. – 319 с.
2. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие / Ю.А.Ермолаев. – М.: Высш. школа, 1985. – 384 с.
3. Леонтьева, Н.Н. Анатомия и физиология детского организма (внутренние органы) / Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. – М.: Просвещение, 1976.
Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
Содержание и формы проведения входного контроля
Содержание входного контроля включает в себя владение следующими компетенциями личностного самосовершенствования, которые направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Для изучения дисциплины студент должен:
знать: о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
уметь: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
владеть: пособностями использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Проведение входного контроля может быть в форме теста, контрольных вопросов, заданий, проектов и т.д., позволяющих определить сформированные навыки.
Примерный вариант входного теста
http://www.ucheba.ru/ege-article/12898.html
http://www.alleng.ru/edu/bio2.htm
Содержание и формы текущего контроля знаний
Содержание и формы промежуточной аттестации
До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.
Формы аттестации по дисциплине: зачет недифференцированный.
Перечень вопросов для подготовки к зачету
1. Предмет, теоретические и прикладные задачи возрастной анатомии и физиологии и гигиены. Методы исследований, связь с другими науками.
2. Понятие о росте и развитии организма. Закономерности роста и развития. Гетерохронность развития.
3. Понятие об онтогенезе. Схема возрастной периодизации.
4. Критические и сенситивные периоды в развитии детей и подростков.
5. Биологический и календарный возраст. Акселерация.
6. Гипофиз, строение, развитие. Гормоны гипофиза, их влияние на рост и развитие организма.
7. Эпифиз, строение, развитие. Гормоны эпифиза, их влияние на половое развитие организма. Вилочковая железа, участие гормонов в иммунных реакциях организма.
8. Щитовидная и околощитовидные железы, строение, развитие. Влияние гормонов на рост, развитие, обмен веществ и энергии.
9. Поджелудочная железа, строение, развитие. Влияние гормонов поджелудочной железы на углеводный обмен.
10. Надпочечники, строение, развитие. Гормоны коркового и мозгового вещества надпочечников.
11. Половые железы, строение, развитие. Мужские и женские половые гормоны. Стадии полового созревания.
12. Нервная система, ее значение. Общий план строения нервной системы. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Строение нейрона.
13. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды.
14. Возрастные особенности строения и функций отделов центральной нервной системы (спинной мозг, продолговатый, задний, средний, промежуточный, конечный).
15. Зрительная сенсорная система, строение, развитие. Возрастные изменения оптической системы глаза, аккомодации, остроты зрения, пространственного зрения, световой чувствительности и цветового зрения.
16. Слуховая и вестибулярная сенсорные системы, строение, развитие, возрастные особенности.
17. Соматосенсорная система. Тактильная, температурная, болевая чувствительность, их значение для ребенка. Рецепторы мышц, сухожилий, суставов, их развитие в разные возрастные периоды.
18. Вкусовая и обонятельная сенсорные системы. Органы вкуса и обоняния, возрастные особенности. Химическая чувствительность детей и подростков.
19. Структура, рост, развитие костей. Части скелета, возрастные особенности.
20. Мышечное волокно, строение, типы, развитие в процессе онтогенеза. Гетерохронное развитие различных групп мышц. Особенности формирования и развития двигательных навыков в разные возрастные периоды.
21. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, причины, меры профилактики.
22. Возрастные особенности системы крови. Иммунная система организма. Формирование иммунных реакций в процессе развития ребенка. Изменение иммунитета в разные возрастные периоды. Аллергические реакции.
23. Общая характеристика органов кровообращения. Особенности кровообращения плода. Строение сердца, его возрастные особенности. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений, кровяного давления.
24. Общая характеристика органов дыхания. Дыхание плода. Возрастные изменения частоты, глубины дыхания, жизненной емкости легких, регуляции дыхания.
25. Общая характеристика органов пищеварения, их возрастные особенности. Изменения секреторной, моторной и всасывающей функций желудочно-кишечного тракта с возрастом.
26. Особенности белкового, углеводного, жирового, водно-солевого обмена в детском возрасте. Энергетический обмен. Затраты энергии на рост и развитие детского организма. Терморегуляция, возрастные особенности.
27. Выделительная система. Возрастные особенности строения и функций почек. Возрастные особенности строения и функций кожи.
28. Поведение, его компоненты, структура. Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка.
29. Рефлекторная теория поведения. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза.
30. Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение. Нейрофизиологические основы речевой деятельности. Развитие речи у детей.
31. Ощущения, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.
32. Нейрофизиологические механизмы внимания. Возрастные особенности внимания детей и подростков.
33. Мотивации, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка.
34. Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности развития памяти у детей.
35. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков.
36. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе.
37. Значение понятия «здоровье», его определение.
38. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в учебных помещениях.
39. Гигиенические требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений.
40. Гигиенические требования к освещению (естественному и искусственному).
41. Гигиенические принципы составления расписания уроков и их физиологическое обоснование.
Примерный вариант теста для самоконтроля знаний по дисциплине «Возрастная, анатомия и гигиена»
1. | Индивидуальное развитие организма называют… | ||||
1. онтогенезом; 2. антропогенезом; | 3. филогенезом; 4. системогенезом | ||||
2. | Неодновременное созревание различных органов и систем называют… | ||||
1. гетерохронностью; 2. гармоничностью; | 3. надежностью; 4. гомеостазом. | ||||
3. | К физиометрическим показателям физического развития относят… | ||||
1. рост; 2. состояние осанки;
| 3. жизненную емкость легких; 4. становую силу; 5. мышечную силу кистей. | ||||
4. | Дети и подростки, биологический возраст которых опережает календарный, относятся к группе… | ||||
1. ретардантов; 2. медиантов; | 3. акселерантов; 4. мезосоматиков. | ||||
5. | Нервная регуляция функций осуществляется с помощью… | ||||
1. электрических импульсов; 2. гормонов; | 3. метаболитов; 4. механических раздражений. | ||||
6. | К структурам центральной нервной системы не относятся… | ||||
1. нервные центры; 2. нервные узлы; | 3. белое вещество; 4. серое вещество; 5. рецепторы | ||||
7. | Нервные центры, отвечающие за осуществление зрительных и слуховых ориентировочных рефлексов, локализованы в… | ||||
1. спинном мозге; 2. мозжечке; | 3. среднем мозге; 4. промежуточном мозге. | ||||
8. | К эндокринным железам относят… | ||||
1. гипофиз; 2. эпифиз; | 3. сальные железы; 4. надпочечники; 5. слюнные железы. | ||||
9. | Активно функционирует только в детском возрасте (до 7 лет) … | ||||
1. гипофиз; 2. эпифиз; | 3. щитовидная железа; 4. поджелудочная железа. | ||||
10. | К первичным половым признакам относят… | ||||
1. развитие половых органов; 2. развитие молочных желез; | 3. тембр голоса; 4. оволосение. | ||||
11. | К нарушениям опорно-двигательного аппарата не относят… | ||||
1. сколиоз; 2. плоскостопие; | 3. кифоз; 4. кифотическую осанку. | ||||
12. | Для формирования скелета ребенка необходим витамин… | ||||
1. А; 2. С; | 3. Д; 4. Е. | ||||
13. | Из всех физических качеств мышц в последнюю очередь у детей и подростков развивается… | ||||
1. быстрота; 2. гибкость; | 3. сила; 4. выносливость. | ||||
14. | В ходе онтогенеза раньше всего созревает (-ют)… | ||||
1. зрительные рецепторы; 2. зрительный нерв; | 3. подкорковые зрительные структуры; 4. зрительная зона коры больших полушарий. | ||||
15. | Естественная дальнозоркость у детей связана с… | ||||
1. нарушением аккомодации; 2. дефектом роговицы; | 3. малыми размерами глазного яблока; 4. большими размерами глазного яблока. | ||||
16. | Сенсорная депривация приводит к… | ||||
1. недоразвитию дыхательной системы; 2. задержке развития организма в целом; | 3. недоразвитию кровеносной системы; 4. задержке развития эндокринной системы. | ||||
17. | В ходе онтогенеза частота сердечных сокращений у детей… | ||||
1. увеличивается; 2. уменьшается; | 3. не изменяется; 4. меняется периодически. | ||||
18. | Произвольная регуляция дыхания осуществляется… | ||||
1. продолговатым мозгом; 2. средним мозгом; | 3. промежуточным мозгом; 4. корой больших полушарий. | ||||
19. | У детей по сравнению со взрослыми… | ||||
1. теплоотдача выше, относительная поверхность кожи больше; 2. теплоотдача ниже, относительная поверхность кожи меньше; 3. теплоотдача ниже, относительная поверхность кожи больше; 4. теплоотдача выше, относительная поверхность кожи меньше. | |||||
20. | Если ребенок лучше запоминает звуки, лица, цвет предметов, то у него преобладает ......... память | ||||
1. наглядно-образная; 2. эмоциональная; | 3. двигательная; 4. словесно-логическая. | ||||
21. | У детей в последнюю очередь вырабатывается ........ торможение | ||||
1. запредельное; 2. запаздывательное; | 3. угасательное; 4. дифференцировочное. | ||||
22. | Недостаточность тормозного процесса, сильно выраженная подкорковая регуляция, быстрое формирование условных рефлексов и быстрое их угасание характерны для ........ типа высшей нервной деятельности | ||||
1. сильного, уравновешенного, подвижного; 2. сильного, уравновешенного, инертного; 3. сильного, неуравновешенного; 4. слабого. | |||||
23. | Начальную стадию поведенческого акта функциональной системы составляет… | ||||
1. акцептор результата действия; 2. принятие решения; | 3. пусковая афферентация; 4. афферентный синтез. | ||||
24. | Взаимодействие и общение детей с друг другом, со взрослыми способствует становлению ........ поведения | ||||
1. социального; 2. адаптивного; | 3. мотивационного; 4. ассоциативного. | ||||
25. | К медицинским критериям школьной зрелости не относят… | ||||
уровень физического развития 2. состояние здоровья 3. уровень умственного развития; 4. уровень биологического развития; 5. уровень восприятия, памяти, мышления. | |||||
26. | Готовность ребенка к обучению в школе определяют по… | ||||
1. уровню психического, физического развития, координационным способностям; 2. координационным способностям; 3. уровню психического развития; 4. уровню физического развития. | |||||
Правильные ответы:
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 | №13 |
1 | 1 | 3,4,5 | 3 | 1 | 2,5 | 3 | 1,2,4 | 2 | 1 | 3 | 3 | 4 |
№14 | №15 | №16 | №17 | №18 | №19 | №20 | №21 | №22 | №23 | №24 | №25 | №26 |
1 | 3 | 2 | 2 | 4 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3,5 | 1 |
© Огарышева Н.В., составление, 2011
© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2011
Методическое издание
Авторы-составители:
Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.
Подписано в печать 06.06.2011 г. Формат 60х90 1/16
Бумага ВХИ. Набор компьютерный. Печать на ризографе
Усл. печ. л. 1,8. Уч.-изд. л. 2,01.
Тираж экз.
Редакционно-издательский отдел
Пермского государственного педагогического университета
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
тел. (342) 238-63-12
Отпечатано на ризографе в
Пермском государственном педагогическом университете
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗВАНИЯ
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Дата: 2018-12-21, просмотров: 236.