Надзор прокурора в стадии возбуждения уголовного дела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов органами, уполномоченными возбуждать уголовные дела (ст. 100 УПК).

В частности, прокурор надзирает за соблюдением этими органами требований ст. 97 УПК, устанавливающей обязательность принятия заявлений и сообщений о преступлениях и порядок их рассмотрения.

Прокурор должен решительным образом пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявления или сообщения о преступлении, несвоевременную их регистрацию, а также случаи необоснованных предварительных проверок или применения непредусмотренных законом способов проверки.

С этой целью прокурор требует от органа дознания и предварительного следствия для проверки документы, материалы и другие сведения о преступлении, не реже одного раза в месяц проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений о сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ч. 1 ст. 227 УПК), дает указания об устранении выявленных нарушений закона, а также вносит в соответствующие органы представления о принятии мер по улучшению работы и о привлечении к ответственности лиц, виновных в этих нарушениях.

Прокурор обязан также осуществлять надзор за соблюдением требований ст. ст. 98, 98 УПК, регламентирующих порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела, с тем, чтобы по заявлениям и сообщениям о преступлении принимались законные и обоснованные решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, когда речь идет о малозначительном деянии, которые не являются общественно опасными (ч. 2 ст. 7 УК).


ТЕМА: предварительное РАССЛЕДОВАНИЕ преступлений

Вопросы:

1. Сущность, значение и задачи предварительного расследования.

2. Формы предварительного расследования. Понятие дознания и предварительного следствия.

3. Общие условия производства предварительного следствия.

4. Понятие, виды и система следственных действий. Значение следственных действий для решения задач уголовного процесса.

5. Процессуальный порядок применения научно-технических средств при производстве следственных действий.

 

 

1. Сущность, значение и задачи предварительного расследования.

После возбуждения уголовного дела следующей стадией (за исключением дел частного обвинения и протокольной формы досудебной подготовки материалов) уголовного процесса является дознание и предварительное следствие – предварительное расследование.

предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания и предварительного следствия по собиранию, закреплению доказательств, изобличению лиц, виновных в совершении преступления, принятию мер по предупреждению и пресечению преступлений.

В стадии предварительного расследования собираются необходимые материалы для того, чтобы суд, рассмотрев дело по существу, мог вынести законный и обоснованный приговор.

Не менее важное значение имеет предварительное расследование в предупреждении и пресечении преступлений, в устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Эта стадия процесса имеет и воспитательное значение, т. к. энергичная и эффективная деятельность следственных органов по борьбе с преступностью, повседневная их связь с общественностью, раскрытие преступлений и изобличение виновных укрепляют у граждан уважение к законности.

Задачи дознания и предварительного следствия вытекают из общих задач уголовного судопроизводства, указанных в ст. 2 УПК, а именно: охрана прав и законных интересов физических и юридических лиц, принимающих в нем участие, а также быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения Закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был привлечен к ответственности и ни один невиновный не был наказан.

 

 

2. Формы предварительного расследования. Понятие дознания и предварительного следствия.

В уголовном процессе существует два вида предварительного расследования – дознание и предварительное следствие.

Как дознание, так и предварительное следствие имеют одну общую задачу – раскрытие преступлений, их пресечение и предотвращение, изобличение лиц, виновных в совершении преступлений.

Предварительное следствие является основным видом расследования преступлений и производится по подавляющему большинству уголовных дел.

Дознание либо предшествует предварительному следствию по более сложным делам, либо же производится по делам о менее тяжких преступлениях до установления лица, совершившего преступление. Кроме того, дознание проводится по протокольной форме досудебной подготовки материалов о преступлениях, указанных в ст. 425 УПК.

На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших.

Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет об этом прокурора (ст. 103 УПК).

При наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит следственные действия до установления лица, его совершившего. После этого орган дознания, соблюдая сроки, предусмотренные ст. 108 ч. 1 УПК, составляет постановление о передаче дела следователю, которое представляет прокурору для утверждения.

В случае возбуждения органом дознания дела о тяжком преступлении, он обязан передать его следователю через прокурора после выполнения неотложных следственных действий в пределах сроков, установленных ч. 2 ст. 108 УПК (не более десяти дней с момента возбуждения уголовного дела).

Если по делу о тяжком преступлении, переданном следователю, не установлено лицо, его совершившее, орган дознания продолжает выполнять оперативно-розыскные действия и уведомляет следователя об их результатах.

После вступления следователя в дело орган дознания обязан выполнять поручения следователя по проведению следственных и розыскных действий.

Органами предварительного следствия в силу ст. 102 УПК являются следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел и следователи органов государственной безопасности.

Предварительное следствие производится по всем делам, за исключением дел о преступлениях, указанных в части 1 ст. 27 УПК и статье 425 УПК, по которым предварительное следствие проводится в случае, если преступление совершено несовершеннолетним или лицом, которое в силу своих физических или психических недостатков не может само осуществлять свое право на защиту, а также если это признают прокурор или суд.

Подследственность – это родовой признак дела, согласно которому оно подлежит рассмотрению тем или иным органом предварительного следствия.

Различают следующую подследственность:


Предметная (родовая).

Альтернативная.

По связи дел.

Местная (территориальная).

 

предметная подследственность определятся кругом дел, отнесенных законом к компетенции соответствующих следственных органов(ст. ст. 111, ч. 1 и 2 ст. 112).

В соответствии с этим следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее сложных и тяжких преступлениях, таких, как бандитизм, действия, дезорганизующие работу учреждений по исполнению наказаний, убийства, изнасилования и другие преступления против личности; взяточничество; посягательство на жизнь и здоровье работников правоохранительных органов и некоторые другие.

Следователи службы безопасности  расследуют дела об особо опасных государственных преступлениях; о разглашении государственной тайны и утрате документов, составляющих государственную тайну; о контрабанде и некоторых других преступлениях.

Следователи органов внутренних дел расследуют дела о некоторых государственных преступлениях; дела о хищениях государственного и общественного имущества; дела о кражах, грабежах, разбойных нападениях, о других преступлениях против личности, посягающих на общественный порядок, преступлениях, связанных с эксплуатацией транспорта и по другим составам преступлений.

Альтернативная подследственность предусматривает, что правом расследования данного дела обладает либо один, либо другой орган расследования. Альтернативная подследственность установлена ч. 3 ст. 112 УПК  применительно к расследованию дел о нарушениях правил о валютных операциях (ст. 80 УК), утаивании валютной выручки (ст. 801 УК), хищениях в крупном и особо крупном размерах (ст. 84 и 861 УК) путем растраты, присвоения или злоупотребления служебным положением. предварительное следствие по таким делам производится тем органом, который возбудил уголовное дело. Если при расследовании этих дел будут установлены преступления, предусмотренные ст. ст. 165 – 172 УК, связанные с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, то они расследуются органом, возбудившим уголовное дело.

подследственность По связи дел имеет место, когда расследование одного дела связано с расследованием другого.

Она установлена ч. 4 ст. 112 УПК и касается дел об укрывательстве и недонесении о преступлениях; о заведомо ложном показании и разглашении данных предварительного следствия; о понуждении свидетеля или потерпевшего к отказу от дачи показаний некоторых других преступлениях.

Предварительное следствие по делам об этих преступлениях производится теми следователями прокуратуры, а также следователями тех органов, к подследственности которых относится преступление, в связи с которым возбуждено данное дело.

(Если при расследовании уголовного дела о побеге будет установлен факт укрывательства бежавшего, то дело об укрывательстве подследственно следователю, расследующему дело о побеге. Дело об укрывательстве убийства, подследственно следователю, расследующему дело об убийстве).

МЕСТНАЯ подследственность – определяется местом совершения преступления.

Согласно ст. 116 УПК предварительное расследование производится в том районе, где было совершено преступление. Если же место совершения преступления неизвестно, а также если это необходимо для более полного и быстрого расследования, предварительное следствие или дознание могут быть проведены по месту нахождения лица, совершившего преступления, либо по месту нахождения большинства свидетелей.

Кроме того, прокурору предоставлено право передавать дело от одного следователя другому в целях наиболее полного и объективного расследования.

следователь, установив, что дело ему не подследственно, должен выполнить все неотложные следственные действия, как например, осмотр места происшествия, задержание подозреваемого, поле чего передает дело прокурору для направления его по подследственности.

Устанавливая правило, согласно которому предварительное следствие или дознание производится по месту совершения преступления, закон в то же время указывает, что следователь обязан производить лично необходимые следственные действия в пределах города или района, хотя и разделенного на следственные участки.

Кроме того, следователь вправе поручить производство отдельных следственных действий в другой местности соответствующему органу дознания или следователю, которые обязаны выполнить поручение в 10-тидневный срок (ст. 118 УПК. Раскрыть содержание отдельного поручения).

Споры о местной подследственности между следователями в пределах одного и того же района разрешает районный прокурор, между следователями транспортной прокуратуры, действующей на правах районной или городской прокуратуры, - транспортный прокурор, действующий на правах районного или городского прокурора.

Споры о подследственности между следователями разных районов разрешает прокурор Республики Крым, прокурор области, между следователями разных транспортных прокуратур, действующих на правах районных или городских прокуратур, - транспортный прокурор, действующий на правах прокурора области, между следователями разных районов города – прокурор г. Киева, городской прокурор или их заместители.

Если дело возбуждено в некоторых районах или городах разных областей, спор о подследственности разрешает Генеральный прокурор или его заместитель (ст. 117 УПК).

 

 

3. Общие условия производства предварительного следствия.

Среди общих условий предварительного следствия, способствующих выполнению стоящих этой стадии уголовного процесса задач, важное место занимают всесторонность, полнота и объективность.

Всесторонность предварительного расследования заключается в исследовании по каждому уголовному делу всех возможных версий. Недопустимо увлечение какой-либо, на первый взгляд наиболее убедительной версией.

Только проверка всех вытекающих из обстоятельств дела версий приведет следователя в конечном результате к тому, что одна из версий найдет свое подтверждение в ходе расследования.

Практика показывает, что нарушение требований всесторонности расследования часто делает невозможным изобличение действительности виновника совершения преступления.

Одним из условий установления истины по делу наряду со всесторонностью является его полнота.

Требование полноты расследования предполагает, что в ходе предварительного следствия или дознания будут установлены все существенные обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, собраны все необходимые доказательства, привлечены к ответственности все лица, виновные в совершении преступления.

Большое значение имеет также  выяснение обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Выяснив их, следователь вносит в соответствующие учреждения, предприятия и организации представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Представление следователя должно быть рассмотрено и по нему должны быть приняты соответствующие меры (ст. 23 1 УПК).

Неполнота следствия, если оно не может восполнено в суде, влечет за собой возвращение дела на дополнительное расследование, а если по делу был вынесен обвинительный приговор, - к отмене его.

Для обеспечения всесторонности и полноты расследования закон обязывает следователя удовлетворять ходатайства, заявленные подозреваемым, обвиняемым и его защитником, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями, если обстоятельства, об установлении которых они просят, имеют значение для дела.

В случае частичного или полного отказа в удовлетворении заявленного ходатайства следователь обязан составить мотивированное постановление (ст. 129 УПК).

Полнота расследования обеспечивается, в частности, и правильным решением об объединении и выделении дел в отдельное производство (ст. 26 УПК). объединение и выделение дел должны служить наиболее полному и всестороннему расследованию.

Закон предусматривает, что в одном производстве могут быть объединены дела:

- по обвинению нескольких лиц - соучастников одного или нескольких преступлений;

- дела по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений;

- дела по обвинению в заранее не обещанном укрывательстве преступления, а также в недонесении о преступлении.

Выделение дела допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не может отрицательно повлиять на правильность расследования и разрешение дела. (раскрыть содержание этого тезиса).

Объединение и выделение дел производится по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора либо по определению или постановлению суда.

Всесторонность и полнота расследования тесно связаны с его объективностью.

Объективность расследования заключается в том, что следователь выясняет обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, как отягчающие, так и смягчающие его вину.

Грубым нарушением объективности расследования является практика выявления и установления лишь обстоятельств, подтверждающих виновность обвиняемого, усиливающих его ответственность, и исключение всего, что свидетельствует в пользу обвиняемого.

Одной из гарантий объективности расследования являются правила об отводе и самоотводе лица, который проводит расследование по делу (ст. 60 УПК).

Быстрота предварительного расследования.

Быстрота расследования приближает рассмотрение дела в суде и вынесение приговора, что обеспечивает эффективную борьбу с преступностью имеет большое значение в решении задач уголовного судопроизводства. Быстрота расследования предполагает строжайшее соблюдение процессуальных сроков установленных законом.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие является обязательным, не может продолжаться более 10-ти дней с момента возбуждения уголовного дела.

Предварительное следствие должно быть закончено в течение 2-х месяцев. В этот срок включается время с момента возбуждения уголовного дела до направления его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо до прекращения уголовного дела. Срок может быть продлен прокурором города, области, района – до 3-х месяцев. По особо сложным делам – прокурором области до 6-ти месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия возможно в исключительных случаях Генеральным прокурором  или его заместителями.

При необходимости продлить срок следствия следователь обязан составить мотивированное постановление.

Недопустимость разглашения данных предварительного следствия.

Данные предварительного следствия могут быть оглашены только с разрешения следователя и прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным (ст. 121 УПК).

В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, защитника, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и др. лиц, присутствующих при производстве следственного действия об обязанности не разглашать без его разрешения данных предварительного следствия.

Лицо, виновное в разглашении данных предварительного следствия, несет уголовную ответственность по ст. 181 УК.

 

 

4. Понятие, виды и система следственных действий. Значение следственных действий для решения задач уголовного процесса.

После принятия дела к своему производству следователь начинает расследование.

Большое значение имеет планирование следствия, в особенности по сложным делам.

Следователь составляет план расследования, в котором намечает последовательность следственных действий, время их производства и круг тех вопросов, которые необходимо выяснить.

Следственные действия, производимые по уголовным делам, направлены на собирание и закрепление доказательств и установление таким путем всех значимых для дела обстоятельств.

К этим следственным действиям относятся:

- допрос свидетелей и потерпевших;

- очная ставка;

- предъявление предметов и лиц для опознания;

- обыск, выемка, осмотр, освидетельствование, воспроизведение обстановки и обстоятельств события;

- привлечение в качестве обвиняемого и допрос обвиняемого;

- избрание меры пресечения;

- признание потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком;

- наложение ареста на имущество;

- производство экспертиз и ряд других следственных действий.

Совершаемые следователем следственные действия оформляются соответственно протоколами и постановлениями.

По окончании расследования следователь составляет обвинительное заключение.

 В ряде случаев в деле вообще не возникает необходимость в проведении тех или иных следственных действий.

Однако, когда дело передается в суд для предания обвиняемого суду, следователь в любом случае должны быть произведены такие следственные действия:

1. Возбуждение и принятие дела к своему производству.

2. Привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление обвинения.

3. Допрос обвиняемого.

4. Решение вопроса об избрании меры пресечения.

5. Ознакомление обвиняемого с материалами оконченного следственного производства (с материалами дела).

6. Составление обвинительного заключения.

Если не выполнено хотя бы одно из этих условий – дело возвращается на дополнительное расследование и не может передаваться в суд.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 289.