«Причастие»
Вариант 1 х
1. Найти словосочетание «прич.+сущ.».
а) шумный класс;
б) дремучий лес;
в) спелый крыжовник;
г) шумящий ручей. х
2. Указать словосочетание «прич.+сущ.».
а) освещенный лампой;
б) увлекающийся человек;
в) стелющийся туман;
г) дремлющего озера.
3. Указать суффиксы действительных причастий настоящего времени:
а) –уч-; б) –ем-; в) –енн-; г) –ющ-; д) –вш-; е) –ящ-.
4. В каких случаях следует писать суффикс –ущ-?
а) хвал..ийся успехами;
б) дыш..ий в трубку;
в) хлопоч..ий о детях;
г) держ..ий знамя.
5. В каких случаях следует писать е?
а) слыш..вший разговор;
б) наде..вшийся на удачу;
в) насто..нный чай;
г) замеч..нная опечатка.
6. В каких случаях следует писать нн?
а) плете..ая из веток корзина;
б) трава скоше..а;
в) некраше..ый стол;
г) разброса..ые вещи.
7. В каком сочетании не пишется раздельно?
а) (не)просохшая земля;
б) картина (не)окончена;
в) (не)усиливающийся, а затихающий дождь;
г) (не)крашеный забор.
8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?
а) груженый вагон – страд. причастие прошед. времени;
б) висячий замок – действ. причастие прошед. времени;
в) накрытый стол – страд. причастие прошед. времени;
г) лающая собака – имя прилагательное.
9. Найти слово, в суффиксе которого пишется е.
а) луж..к;
б) свинц..вый;
в) реш..нный;
г) руч..нка.
10.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?
а) В небе затянутом дымкой, солнце висело, как багровый паук на плотной седой паутине.
б) В чащах дрожали березы, обсыпанные сусальной позолотой, и осинки.
в) Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным.
г) Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль.
11.От какого глагола можно образовать страдательные причастия настоящего времени?
а) есть;
б) слышать;
в) бить;
г) жевать.
12.В каком предложении нарушена литературная норма?
а) Ученики, прочитавшие эту книгу, надолго запомнят ее героев.
б) Рокочущее вдали море вызывало тревогу.
в) Туристы, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до лагеря.
Вариант 2 х
1. Найти словосочетание «прил.+сущ.».
а) спеющая рожь;
б) лаявшая собака;
в) гремучий газ;
г) накрытый стол. х
2. Указать словосочетание «прич.+сущ.».
а) расчищенная дорожка;
б) читающий мальчик;
в) развевающиеся знамена;
г) очарованный музыкой.
3. Указать суффиксы страдательных причастий настоящего времени.
а) –енн-; б) –вш-; в) –т-; г) –им-; д) –ем-; е) –ущ-.
4. В каких случаях следует писать суффикс –ющ-?
а) бор..щийся за первенство;
б) клокоч..щий океан;
в) клее..аяся бумага;
г) стро..ийся стадион.
5. В каких случаях следует писать е?
а) затее..вший спор;
б) завис..щий от родителей;
в) сдерж..нный шепот;
г) закле..нный конверт.
6. В каких случаях следует писать одну букву н?
а) собра..ый урожай;
б) деревья подреза..ы;
в) некоше..ый луг;
г) заплете..ая коса.
7. В каком сочетании не пишется слитно?
а) еще (не)обжитый край;
б) (не)погасший костер;
в) ничем (не)нарушаемая тишина;
г) трава (не)скошена.
8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?
а) горящие дрова – имя прилагательное;
б) несжатые колосья – страд. причастие прошед. времени;
в) заросший пруд – имя прилагательное;
г) написанное письмо – действ. причастие прошед. времени.
9. Найти слово, в суффиксе которого пишется о.
а) окруж..нный;
б) плюш..вый;
в) девч..нка;
г) вооруж..нный.
10.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?
а) Морозец ударивший ночью, сразу все преобразил.
б) Еще не сбросившие своих уборов леса радовали глаз темно-багровыми пятнами.
в) Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток.
г) Очень красивы клены, одетые в багряную листву, и желтые березки.
11.От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?
а) кричать;
б) рассматривать;
в) заполнять;
г) перечитывать.
12.В каком предложении нарушена литературная норма?
а) Ребята, сделавшие модели, были премированы.
б) Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, быстро разгоралось.
в) Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3
Тема: «Причастие»
Контрольный диктант
I вариант
Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли вороха сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.
(116 слов)
Грамматическое задание
1. Графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах.
2. Объяснить написание суффиксов причастий.
II вариант
Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. Здесь все было необыкновенным. Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная масляными красками картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг. Не обычные, а специально прикрепленные к стене полки вмещали множество интересных вещей. На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. Одна из книг привлекла его внимание. На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна. Антон рассмотрел на ее палубе маленькую фигурку юнги. Не испытанное ранее волнение охватило мальчика. Ему захотелось расспросить отца об истории шхуны и юнги.
(117 слов)
Грамматическое задание
1. Графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах.
2. Объяснить написание суффиксов причастий.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4
Тема: «Деепричастие»
Вариант 1
1. Найдите словосочетание с деепричастием:
а) проложенный геологами;
б) написал письмо;
в) закрыв книгу.
2. Какие морфемы указывают на деепричастие?
^ ^^ ^ ^ ^
а) –л-; б) –яв; в) –явш[ий]; г) –ну[ть].
3. В каком случае не следует писать слитно?
а) (не)построив;
б) (не)навидя;
в) (не)рассчитывая;
г) (не)освещая.
4. Укажите деепричастие совершенного вида:
а) расплетая косы;
б) увлекая за собой;
в) думая об этом;
г) остановившись на ночлег.
5. В каких словах следует писать и?
а) увид..в;
б) зате..вши;
в) посе..в;
г) замет..в.
6. Для написания какого слова необходима опора на спряжение глагола?
а) леле..ла;
б) покле..нный;
в) вид..мый;
г) завис..в.
7. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки.
а) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.
б) Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.
8. Прочитайте предложение и ответьте на вопросы.
Я не понимал, что все это значит, и стоя на одном месте, бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека.
1) Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?
а) не нужна запятая перед союзом и, так как он связывает однородные сказуемые;
б) не выделено определение, выраженное причастным оборотом;
в) все знаки поставлены правильно;
г) не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
2) Выпишите из этого предложения деепричастие.
3) Строение какого из выделенных в предложении слов соответствует схеме: ∩^^[]?
Вариант 2
1. Найдите словосочетание с деепричастием:
а) закрытая дверь;
б) дописал доклад;
в) очищенный от грязи;
г) подготовив доклад.
2. Какие морфемы указывают на деепричастие?
^ ^ ^ ^ ^ ^
а) –евши; б) –авш[ий]; в) –т-; г) –уч-.
3. В каком случае не пишется раздельно?
а) (не)доумевая;
б) (не)задумываясь;
в) (не)взирая на лица;
г) (не)навидя.
4. Укажите деепричастие несовершенного вида:
а) легко скользя;
б) подписав документ;
в) разбросав одежду;
г) подстелив полотенце.
5. В каких словах следует писать е?
а) услыш..в;
б) посе..в;
в) постро..вшись ;
г) обид..вшись.
6. Для написания какой глагольной формы в перечисленных ниже случаях необходима опора на спряжение глагола?
а) увид..вший;
б) бор..щийся;
в) зала..ла;
г) закле..нный.
7. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки.
а) Подъезжая к деревне, собаки залаяли.
б) Я, взяв рюкзак, и надел кеды.
8. Прочитайте предложение и ответьте на вопросы.
Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.
1) Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?
а) не нужна запятая перед союзом и, так как он связывает однородные сказуемые;
б) не выделено определение, выраженное причастным оборотом;
в) не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастием;
г) все знаки поставлены верно.
2) Выпишите из этого предложения все причастия.
3) Строение каких из выделенных в предложении слов соответствует схеме ∩^[]?
Контрольный диктант
I вариант
Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь все ниже к земле, смешалась с туманом. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения.
Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый снег просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. Затрепетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал ее. Все вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.
Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и, осветившись ею, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев, по кустам. Полил дождь, не прекращавшийся до самого утра.
(118 слов)
Грамматическое задание
Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях: 1 вариант - первого абзаца, 2 вариант – третьего абзаца.
II вариант
Каждый раз, разбивая в этом месте лагерь, Петя не переставал удивляться. Неотразимые безлюдные пространства захлестывали его.
К самому небу уходили сопки с их распадами и отвесными обрывами. В немыслимой дали ослепительно горели под солнцем остатки ледника, полностью исчезавшие к концу лета и дававшие начало бесчисленным таежным ручьям и речонкам. К юго-западу, понижаясь и сливаясь с горизонтом, уходила непроходимая тайга, испещренная разливами рек.
Взобравшись на причудливый каменный выступ, Петя прислушался к голосу реки, с грохотом катившейся от ледника в долину. Близился вечер, и солнце висело совсем низко над сопками, размывая их вершины. Петя, задержав дыхание, наблюдал за невиданной красотой, начиная уже уставать от переизбытка красок, от неспособности сразу вместить в себя, принять весь этот прекрасный мир согласия и тишины.
(119 слов)
(По П.Проскурину.)
Грамматическое задание
Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях: 1 вариант - второго абзаца, 2 вариант – третьего абзаца.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5
Тема: «Наречие»
Вариант 1
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Выпишите из текста пять наречий.
Начинает смеркат..ся. Солнце уже опускает..ся за лес. Оно бросает (не)сколько (чуть) чуть теплых лучей, которые прорезывают..ся огне..ной полосой через весь лес обливая золотом верхушки сосен.
Все сл..лось (с)начал.. в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепен..о ослабело. (В)скоре они совсем замолкли, кроме одной какой(то) упрямой, которая, будто (на)перекор всем, моното..о чирикала (с)промежутками, но все реже и реже. (И.Гончаров.)
2. Замените фразеологизмы наречием с глаголом.
а) Спит как убитый;
б) скакать во весь опор;
в) знать как свои пять пальцев.
3. Найдите речевые ошибки в употреблении наречий. Запишите предложения в исправленном виде.
а) Платье ужасно красиво.
б) Обратно проливной дождь пошел.
4. Спишите, поставьте в наречиях ударение.
а) Пиши красивее;
б) вытри дочиста;
в) черпая воду;
г) наелся досыта.
5. Подберите и запишите к глаголу говорить не менее пяти наречий.
6. О чем свидетельствует тот факт, что к глаголу можно подобрать много наречий?
7. Замените выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслу наречиями.
а) Говорить еле слышно;
б) прийти в точно назначенное время;
в) разделить на две части;
г) читать на французском языке;
д) немного отдохнуть.
8. Выпишите из текста наречие, строение которого соответствует схеме ⌐∩^.
Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу, хотят сомкнуться и теряются в просторе. Вот там, в верховьях рек, появился дымок. Идет пароход. Долго еще его ждать.
(По В.Астафьеву.)
9. Запишите предложения с парами слов.
а) Ввысь – в высь; б) сначала – с начала; в) вдали – в дали; г) вглубь – в глубь.
10. Используя «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, Т.А.Бобровой (М.. 1997), найдите происхождение наречий дотла, невмоготу.
11. Придумайте и запишите предложения с парами слов.
а) Сдержанно – сдержано;
б) обдуманно – обдумано;
в) растерянно – растеряно;
г) заслуженно – заслужено.
12. Составьте таблицу «Виды орфограмм» по теме «Наречие». Приведите не менее четырех примеров наречий на каждый вид орфограмм.
Вариант 2
1. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выпишите из текста пять наречий.
Изд..вн.. принято считать, что трусливее зайца зверя нет, что он боит..ся даже своей тени.
(Не)всегда он бросается в бегство от опас..ного врага. Зат..ившись (где)нибудь в сугробе под кустом терпеливо и упорно выжидает, высматривает: авось (не)заметят. Лежит (з,с)жавшись в упругий, мускулистый комок. Убедившись, что опас..ность миновала, снов.. спокойно укладывается отдыхать. (Не)вольно удивляеш..ся – какая выдержка, какие крепкие нервы! (Не)редко заяц загляд..вает в деревню, чтобы поживит..ся (чем)нибудь в огороде или в саду.
(Я.Суханов.)
2. Замените фразеологизмы наречием (или глаголом и наречием).
а) Яблоку негде упасть;
б) из рук вон плохо;
в) идти черепашьим шагом.
3. Найдите речевые ошибки в употреблении наречий. Запишите предложения в исправленном виде:
а) Было ужасно весело.
б) Отряд двинулся в путь, спереди шел вожатый.
4. Спишите, поставьте в наречиях ударение.
а) Устройся поудобнее;
б) написал красивее;
в) шли по двое;
г) взглянуть мельком.
5. Подберите и запишите к глаголу рассказывать не менее пять наречий.
6. О чем свидетельствует тот факт, что к глаголу можно подобрать много наречий?
7. Замените выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслу наречиями.
а) Сложить в три раза;
б) шить паруса руками;
в) бежать, обгоняя друг друга;
г) ссориться по пустякам;
д) слышно очень далеко.
8. Выпишите из текста наречие, строение которого соответствует схеме ∩^.
И луг, до того сизый и дымчатый, неожиданно заиграл миллионами цветных огней, словно осыпанный самоцветами, расцветился такими яркими и чистыми красками, что молодые косари невольно заулыбались. Но ненадолго. Через минуту они вновь размахивали косами.
(По Е.Носову.)
9. Запишите предложения с парами слов.
а) Насилу – на силу;
б) вверх – в верх;
в) вначале – в начале;
г) наконец – на конец.
10. Используя «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, Т.В.Бобровой (М., 1997), найдите происхождение наречий исподволь, начеку.
11. Придумайте и запишите предложения с парами слов.
а) Озабоченно – озабочено;
б) слаженно – слажено;
в) уверенно – уверено;
г) организованно – организовано.
12. Составьте таблицу «Виды орфограмм» по теме «Наречие». Приведите не менее четырех примеров наречий на каждый вид орфограмм.
Контрольный диктант
I вариант
Отправляясь на охоту, я вышел из дома затемно. Дорога мне хорошо знакома, и я, перейдя неширокую речонку, взобрался на верх пригорка, покрытого лесочком, и сначала пошел по дорожке. Под ногами чувствовалась не грязь, а сухая земля. Легкий ветерок едва-едва доносил горьковатый запах пробуждающихся почек.
Я решил ждать прилета тетеревов на знакомой мне лесной полянке. Сюда прилетают они в начале весны.
Я пошел к шалашу, сделанному мною заранее из рубленых березок. Укрывшись в нем, я закрыл вход ветками. Неожиданно послышался шум. Тяжелые птицы садились у шалаша, громко хлопая крыльями. Извещая задорной песней весь лес о своем прилете, они прыгали, перелетая с места на место, гоняясь друг за другом. Распустив свои черные хвосты и припадая к земле, птицы монотонно ворковали. Казалось, что вокруг меня переливаются и по-весеннему журчат невидимые ручейки. (129 слов)
(По Г.Скребицкому.)
Грамматическое задание
1. Объяснить знаки препинания в тексте (по мере написания диктанта).
2. Разобрать морфологически любое наречие.
II вариант
Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок, вдоль ручьев. Люди по-разному называют иву.
Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде желтыми пуховками, нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнце – вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчелы.
Ива – неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю – примется, пустит корни, начнет расти.
В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.
Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой! В ней отражаются небо и облака, плывущие вдаль. (129 слов)
(По И.Соколову-Микитову)
Грамматическое задание
1. Объяснить знаки препинания в тексте (по мере написания диктанта).
2. Разобрать морфологически любое наречие.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1496.