Контрольно-измерительные материалы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Контрольно-измерительные материалы

Класс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Повторение изученного в V - VI классах»

Вариант 1

1. Найдите словосочетания:

1) наступила осень;

2) пасмурная погода;

3) пасмурно и прохладно;

4) под дождем;

5) постоянно мерзнет.

2. Найдите простые предложения (знаки препинания не расставлены):

1) Ветер шумел вверху и листья срывал с деревьев.

2) Снег повалил хлопьями и скрыл следы зверей.

3) Вспыхивает пламя и знакомый шелест огня будит лагерь.

4) Вдруг над нами что-то зашумело будто какая-то птица крылом задела вершины деревьев.

3. Найдите ошибку в анализе предложения:

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (АС.Пушкин)

1) повествовательное;

2) невосклицательное;

3) главные члены – корабликгуляет и подгоняет;

4) распространенное;

5) простое.

4. Найдите ошибку в определении членов предложения (знаки препинания не расставлены):

1) Сверкнуламолния и послышался сильный удар грома.

2) Туча постепенно заволокла все небо.

3) Леспел свою мрачную песню гремелгром и лил дождь.

4) Когда началасьгрозаулицыопустели.

5. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложениях:

а) Друга спасти (1) это великая честь. (А.Твардовский)

1) 1 – нет знака;

2) 1 – запятая;

3) 1 – тире.

б) Север дышит ветром ночи (1) и полынь колышит. (И.Бунин)

1) 1 – запятая;

2) 1 – нет знака.

в) Цветы лучше всего собирать (1) или утром (2) или вечером. (К.Паустовский)

1) 1 – запятая; 2 – запятая;

2) 1 – нет знака; 2 – запятая;

3) 1 – нет знака; 2 – нет знака.

г) Пошел снег (1) и засыпал лесные дорожки (2) и тропки.

1) 1 – запятая; 2 – запятая;

2) 1 – нет знака; 2 – запятая;

3) 1 – нет знака; 2 – нет знака.

д) Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурногочеловека (1) искусство и наука. (М.Горький)

1) 1 – запятая;

2) 1 – тире;

3) 1 – двоеточие.

е) Что же ты (1) моя старушка (2) приуныла у окна. (А.С.Пушкин)

1) 1 – нет знака; 2 – восклицательный знак;

2) 1 – запятая; 2 – запятая;

3) 1 – нет знака; 2 – нет знака.

ж) (1) Ты плохо себя чувствуешь (2) бабушка (3) участливо спросила внучка.

1) 1 – кавычки; 2 – запятая; 3 – вопросительный знак, кавычки;

2) 1 – кавычки; 2 – нет знака; 3 – вопросительный знак, кавычки;

3) 1 – кавычки; 2 – запятая; 3 – вопросительный знак.

6. Найдите лишнее слово в ряду.

а) 1 – отзывчивый, 2 – чуткий, 3 – наблюдательный, 4 – внимательный, 5 – сердечный;

б) 1 – быстро, 2 – далеко, 3 – медленно;

в) 1 – шляпка, 2 – гребень, 3 – слово, 4 – земля, 5 – дворник;

г) железн... 1 – здоровье, 2 – нервы, 3 – гвозди;

д) 1 – дом, 2 – лицо, 3 – улица, 4 – уста, 5 – щека;

е) 1 – петух, 2 – идти, 3 – поле, 4 – кочет;

ж) 1 – суффикс, 2 – земля, 3 – лететь, 4 – хорошо;

з) 1 – стол, 2 – поле, 3 – говорить, 4 – джем;

и) 1 – сломя голову, 2 – мчался, 3 – летел, 4 – бежал.

7. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква...

а)                         А

1) бл..кировка, подм..стерье, зач..рованный, хв..статый, изл..жение, выр..сли;

2) зач..стить, обм..кнуть, изл..гать, р..внина, пл..вник, нак..лить;

3) ом..лаживать, р..стение, пром..кать, тв..рец, бр..шюра, ..пелляция;

4) д..лина, оф..рмить, упр..вление, упр..влять, г..реть, оз..рение;

б)                        Е

1) сп..шить, выт..рпеть, ст..лить, просв..щение, соч..тание, бл..снуть;

2) св..зисты, выч..сть, заз..мление, ут..желить, зам..рать, обл..ниться;

3) св..тильник, см..тение, заз..мовать, ст..ллаж, объед..нить, уд..вление;

4) раст..рание, зап..реть, п..рина, заст..лить, прор..дить, зар..дить.

8. Найдите лишнее слово.

а) 1) пропол.., 2) вглу..ь, 3) разве..чик, 4) поз..ний;

б) 1) вкус..ный, 2) опас..ный, 3) окрес..ный, 4) ужас..ный.

9. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква...

О

1) ч..порный, ноч..вка, парч..вый, пощ..чина;

2) дириж..р, смеш..н, смущ..н, чуж..й;

3) трущ..ба, ш..рох, ож..г (сущ.), береж..к;

4) испеч..шь, печ..нка, ш..лк, холщ..вый.

10.Укажите правильный вариант написания.

ц..ферблат , репетиц..я, ц..ганский, улиц.., панц..рь;

1) ы, и, ы, ы, ы;

2) и, и, ы, ы, и;

3) и, ы, и, ы, ы.

11.Найдите лишнее слово.

а) 1) двух..ярусный, 2) п..едестал, 3) под..езд, 4) ад..ютант;

б) 1) пред..утренний, 2) трех..этажный, 3) пред..юбилейный, 4) с..экономить.

12.В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?

1) хочет..ся, занимает..ся, делаеш.., умыват..ся;

2) калач.., мелоч.., неуклюж.., задач..;

3) пастбищ.., ключ.., распахнеш.., тощ..;

4) прилеч.., отреж..те, глуш.., настеж.. .

13. Найдите лишнее слово.

а) 1) подъезд, 2) гараж, 3) небо, 4) глушь;

б) 1) кле..ть, 2) та..ть, 3) завис..ть, 4) слыш..ть;

в) 1) по традици.., 2) по причин.., 3) в здани.., 4) в тиш..;

г) 1) бор..тся, побежда..т, ненавид..т, 4) бре..т;

д) 1) (не)навидел, 2) (не)было, 3) (не)хотел, 4) (не)мог;

е) 1) (не)счастье, 2) (не)плохо, 3) (не)настный, 4) (не)близко (а далеко).

14. Найдите лишнее слово.

а) 1) переплет..ик, 2) барабан..ик, 3) объезд..ик, 4) учет..ик;

б) 1) человеч..к, 2) цветоч..к, 3) замоч..к, 4) блинч..к;

в) 1) бо..вой, 2) кра..вой, 3) правд..вый, 4) со..вый;

г) 1) бесед..вать, 2) приказ..вать, 3) совет..вать, 4) завед..вать;

д) 1) та..л, 2) ве..л, 3) ре..л, 4) стро..л.

15. В каком ряду во всех словах пишется...

НН

1) гостин..ый, кожан..ый, серебрян..ый, юн..ый;

2) традицион..ый, торжествен..ый, обветрен..ый, старин..ый;

3) оловян..ый, свин..ой, обеден..ый, истин..ый.

16.Найдите лишнее слово. Раскройте скобки.

а) 1) (кое)(с)кем, 2) (кое)кто, 3) кто(то), 4) что(нибудь);

б) 1) (не)(с)чем, 2) (ни)кого, 3) (ни)(у)кого, 4) (ни)(к)кому;

в) 1) (пол)яблока, 2) (полу)круг, 3) (пол)чашки, 4) (пол)дороги;

г) 1) (юго)западный, 2_ (выпукло)вогнутый, 3) (русско)немецкий, 4) (железно)дорожный.

17. Найдите лишнее слово.

1) восем..десят,

2) восем..надцать,

3) вос..ми,

4) восем..сот.

Вариант 2

1. Найдите словосочетания:

1) разноцветные листья;

2) начался листопад;

3) шуршат под ногами;

4) красиво и плавно;

5) ветка дерева.

2. Найдите простые предложения (знаки препинания не расставлены):

1) Я вышел из дома когда закончился дождь.

2) Налетел ветерок и всколыхнул озерную гладь.

3) Наплывали угрюмые тучи и усиливался ветер.

4) Малыш испугался грозы но идти домой не хотел.

3. Найдите ошибку в анализе предложения:

Тучи низко ползли над землей и наполовину окутывали горы. (В.Арсеньев)

1) повествовательное;

2) невосклицательное;

3) главные члены – горыокутывали и ползли;

4) распространенное;

5) простое.

4. Найдите ошибку в определении членов предложения (знаки препинания не расставлены):

1) Строители на площади возвели новое здание.

2) Тучапролилась и ушла и солнце снова засияло.

3) Ветер колеблет озерную гладь и кружит разноцветные листья в воздухе.

4) Онзнал что поездка завтра состоится.

5. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложениях:

а) Любовь и дружба (1) взаимное эхо: они дают столько, сколько берут. (А.Герцен)

1) 1 – тире;

2) 1 – нет знака;

3) 1 – запятая.

б) Луна еще прозрачна и бледна (1) чуть розовеет пепел небосклона (2)и золотится берег. (И.Бунин)

1) 1 – нет знака, 2 – запятая;

2) 1 – запятая, 2 – запятая;

3) 1 – запятая, 2 – нет знака.

в) Я люблю эти темные ночи (1) эти звезды (2) и клены (3) и пруд. (И.Бунин)

1) 1 – запятая, 2 – запятая, 3 – запятая;

2) 1 – запятая, 2 – нет знака, 3 – нет знака;

3) 1 – запятая, 2 – запятая, 3 – нет знака.

г) Вдали перед нами блестели (1) и цвели луга (2) и нивы золотые. (А.С.Пушкин)

1) 1 – запятая, 2 – запятая;

2) 1 – нет знака, 2 – нет знака;

3) 1 – нет знака, 2 – запятая.

д) Долины (1) горы (2) все было залито солнцем.

1) 1 – запятая, 2 – двоеточие;

2) 1 – запятая, 2 – нет знака;

3) 1 – запятая, 2 – тире.

е) В тумане чистом и глубоком (1) челнок (2) плыви. (А.Блок)

1) 1 – запятая, 2 – запятая;

2) 1 – нет знака, 2 – запятая;

3) 1 – запятая, 2 – нет знака.

ж) Сквозь треск слышно мощное лошадиное дыхание (1) слышен отчаянный крик (2) Барин (3) посторонись (4) (И.Бунин)

1) 1 – запятая, 2 – двоеточие, 3 – запятая, 4 – восклицательный знак;

2) 1 – запятая, 2 – тире, кавычки, 3 – запятая, 4 – восклицательный знак;

3) 1 – запятая, 2 – двоеточие, кавычки, 3 – запятая, 4 – восклицательный знак, кавычки.

6. Найдите лишнее слово в ряду.

а) 1 – метель, 2 – пурга, 3 – холод, 4 – вьюга;

б) 1 – сытый, 2 – голодный, 3 – прожорливый;

в) 1 – нос, 2 – ствол, 3 – школа, 4 – гнездо, 5 – брошюра;

г) золот... 1 – кольцо, 2 – характер, 3 – пшеница;

д) 1 – говорит, 2 – бежит, 3 – строит, 4 – глаголет;

е) 1 – гипотенуза, 2 – простор, 3 – воздух, 4 – проходит;

ж) 1 – окно, 2 – поляна, 3 – гутарить, 4 – решать;

з) 1 – мотель, 2 – планета, 3 – воздух, 4 – книга;

и) 1 – плохо, 2 – бить баклуши, 3 – нерадивый, 4 – учиться.

7. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква...

а)                        О

1) пож..леть, м..льба, изд..лека, з..рница, р..сток, выр..внять;

2) накл..ниться, п..н..рама, укр..шение, разг..ралось, возр..стали, укр..тить;

3) затв..рить, об..няние, упл..тнить, дв..рняга, заг..релый, пром..кашка;

4) отр..сль, об..няние, упл..тнить, пож..леть, г..рмония, созд..вать.

б)                       И

1) тр..нировка, расп..чатать, п..рочинный, уд..вить, зат..мнение, прибл..жать;

2) СП..сать, посв..щение, разд..валка, ..довитый, цв..тистый, расст..лить;

3) потр..сение, зам..реть, укр..пить, ув..дание, инт..лл..гент, щ..б..тание;

4) прож..гать, п..ровать, прим..рение, прив..легия, разв..вается (ребенок), пол..нял.

8. Найдите лишнее слово.

а) 1) наскво..ь, 2) вни.., 3) праз..новать, 4) ко..ьба;

б) 1) корыс..ный, 2) буревес..ник, 3) доблес..ный, 4) словес..ный.

9. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква...

                         Е

1) ж..сткий, ч..лка, ухаж..р, сгущ..нка;

2) пунц..вый, ож..г (глаг.), туш..нка, петуш..к;

3) свеж.., парч..й, стереж..м, ш..колад;

4) реш..тка, врач.., ш..рты, галч..нок.

10.Укажите правильный вариант написания.

ц..клоп, ц..плячий, акц..я, смуглолиц..й, синиц..н;

1) и, ы, и, ы, ы;

2) и, и, и, и, ы;

3) ы, ы, и, ы, и.

11.Найдите лишнее слово.

а) 1) бул..он, 2) обез..яна, 3) п..ешь, 4) ин..екция;

б) 1) пред..экзаменационный, 2) с..емка, 3) из..ян, 4) транс..европейский.

12.В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?

1) прилеч.., намаж.., умоеш.., молодеж..;

2) дач.., злющ.., залеч.., доч..;

3) колюч.., невтерпеж.., настеж.., стеллаж..;

4) кирпич.., колюч.., напряч.., наотмаш.. .

13. Найдите лишнее слово.

а) 1) высота, 2) середина, 3) знамя, 4) дядя;

б) 1) строить, 2) брить, 3) любить, лечить;

в) 1) к батаре.., 2) по карт.., 3) по алле.., 4) по теори..;

г) 1) кол..т, 2) леле..т, 3) провожа..т, 4) дыш..т;

д) 1) (не)жела..т, 2) (не)хотелось, 3) (не)годует, 4) (не)шел;

е) 1) (не)знание, 2) (не)ряхя, 3) (не)близкий, 4_ (не)хорошо (а плохо).

14. Найдите лишнее слово.

а) 1) заказ..ик, 2) кровель..ик, 3) забой..ик, 4) свар..ик;

б) 1) платоч..к, 2) узелоч..к, 3) ерш..к, 4) сверточ..к;

в) 1) нул..вой, 2) крас..вый, 3) рул..вой, 4) вещ..вой;

г) 1) опазд..выть, 2) посвист..вать, 3) оборуд..вать, 4) поскрип..вать;

д) 1) вид..л, 2) обид..л, 3) закле..л, 4) завис..л.

15. В каком ряду во всех словах пишется...

Н

1) деревян..ый, диковин..ый, карман..ый, клюквен..ый;

2) прян..ый, гусин..ый, ветрен..ый, маслян..ый;

3) машин..ый, мышин..ый, туман..ый, подлин..ый.

16.Найдите лишнее слово. Раскройте скобки.

а) 1) с кем(то), 2) что(либо), 3) какой(нибудь), 4) (ни)чем;

б) 1) (не)(у)кого, 2) (ни)(с)чем, 3) (не)что, 4) (не)(перед)кем;

в) 1) (пол)Москвы, 2) (полу)правда, 3) (пол)очка, 4) (пол)ложки;

г) 1) (старо)славянский, 2) (рыбо)лов, 3) (мыше)ловка, 4) (иссиня)черный.

17. Найдите лишнее слово.

1) пят..надцать,

2) пят..сот,

3) пят..десят,

4) пят..ю.

Контрольный диктант

I вариант

Осень

Осень – причудливая волшебница. Приходит она и расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и легкого морозца.

Хорошо побродить в городском парке в такие удивительные дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от нее пошел полыхать клен. Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром. Но обнажатся деревья, и погаснет это разноцветье.

Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь капает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».

Но мчится бессердечное время, и осень уходит.

                                          (122 слова)

                                          (По А.Иллюминаторской.)

Грамматическое задание

1. Сделать морфологический разбор: 1 вариант – загорелась; 2 вариант – приходит.

2. Разобрать по составу: 1 вариант – расстилает, прикоснулся; 2 вариант – обнажатся, побродить.

3. Составить схему предложения: 1 вариант – четвертое предложение второго абзаца; 2 вариант – пятое предложение второго абзаца.

 

II вариант

Все время держится прекрасная погода. Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звезды усеивают темное небо и блестят чисто и нежно.

Наступает пора листопада, и листья падают дни и ночи. Они то косо летят по ветру, то отвесно ложатся на сырую траву.

Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник около речки. Леса обнажаются, и среди деревьев светло и просторно. Это время совпадает с отлетом пернатых в далекие края. Они собираются в большие стаи. Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.

Черными облаками перелетают по полям и лугам стаи скворцов. Высоко в небе тянутся журавлиные косяки.

«До свидания, осень», - говорим мы и приветствуем приход зимы.

                                                  (119 слов)

Грамматическое задание

1. Составить схему предложения: 1 вариант – первое предложение второго абзаца; 2 вариант – последнее предложение третьего абзаца.

2. Выписать три глагола с безударными гласными в корне.

3. Объяснить графически выбор орфограмм.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Тема: «Причастие»

 

Контрольный диктант

I вариант

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли вороха сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.

                                                  (116 слов)

Грамматическое задание

1. Графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах.

2. Объяснить написание суффиксов причастий.

 

II вариант

Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. Здесь все было необыкновенным. Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная масляными красками картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг. Не обычные, а специально прикрепленные к стене полки вмещали множество интересных вещей. На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. Одна из книг привлекла его внимание. На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна. Антон рассмотрел на ее палубе маленькую фигурку юнги. Не испытанное ранее волнение охватило мальчика. Ему захотелось расспросить отца об истории шхуны и юнги.

                                                   (117 слов)

Грамматическое задание

1. Графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах.

2. Объяснить написание суффиксов причастий.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4

Тема: «Деепричастие»

Вариант 1

1. Найдите словосочетание с деепричастием:

а) проложенный геологами;

б) написал письмо;

в) закрыв книгу.

2. Какие морфемы указывают на деепричастие?

^  ^^ ^ ^     ^

а) –л-; б) –яв; в) –явш[ий]; г) –ну[ть].

3. В каком случае не следует писать слитно?

а) (не)построив;

б) (не)навидя;

в) (не)рассчитывая;

г) (не)освещая.

4. Укажите деепричастие совершенного вида:

а) расплетая косы;

б) увлекая за собой;

в) думая об этом;

г) остановившись на ночлег.

5. В каких словах следует писать и?

а) увид..в;

б) зате..вши;

в) посе..в;

г) замет..в.

6. Для написания какого слова необходима опора на спряжение глагола?

а) леле..ла;

б) покле..нный;

в) вид..мый;

г) завис..в.

7. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки.

а) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

б) Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.

8. Прочитайте предложение и ответьте на вопросы.

Я не понимал, что все это значит, и стоя на одном месте, бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека.

1) Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?

а) не нужна запятая перед союзом и, так как он связывает однородные сказуемые;

б) не выделено определение, выраженное причастным оборотом;

в) все знаки поставлены правильно;

г) не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

2) Выпишите из этого предложения деепричастие.

3) Строение какого из выделенных в предложении слов соответствует схеме: ∩^^[]?

Вариант 2

 

1. Найдите словосочетание с деепричастием:

а) закрытая дверь;

б) дописал доклад;

в) очищенный от грязи;

г) подготовив доклад.

2. Какие морфемы указывают на деепричастие?

^ ^  ^ ^     ^  ^

а) –евши; б) –авш[ий]; в) –т-; г) –уч-.

3. В каком случае не пишется раздельно?

а) (не)доумевая;

б) (не)задумываясь;

в) (не)взирая на лица;

г) (не)навидя.

4. Укажите деепричастие несовершенного вида:

а) легко скользя;

б) подписав документ;

в) разбросав одежду;

г) подстелив полотенце.

5. В каких словах следует писать е?

а) услыш..в;

б) посе..в;

в) постро..вшись ;

г) обид..вшись.

6. Для написания какой глагольной формы в перечисленных ниже случаях необходима опора на спряжение глагола?

а) увид..вший;

б) бор..щийся;

в) зала..ла;

г) закле..нный.

7. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки.

а) Подъезжая к деревне, собаки залаяли.

б) Я, взяв рюкзак, и надел кеды.

8. Прочитайте предложение и ответьте на вопросы.

Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.

1) Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?

а) не нужна запятая перед союзом и, так как он связывает однородные сказуемые;

б) не выделено определение, выраженное причастным оборотом;

в) не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастием;

г) все знаки поставлены верно.

2) Выпишите из этого предложения все причастия.

3) Строение каких из выделенных в предложении слов соответствует схеме ∩^[]?

Контрольный диктант

I вариант

Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь все ниже к земле, смешалась с туманом. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения.

Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый снег просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. Затрепетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал ее. Все вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.

Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и, осветившись ею, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев, по кустам. Полил дождь, не прекращавшийся до самого утра.

                                                 (118 слов)

Грамматическое задание

Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях: 1 вариант - первого абзаца, 2 вариант – третьего абзаца.

 

II вариант

Каждый раз, разбивая в этом месте лагерь, Петя не переставал удивляться. Неотразимые безлюдные пространства захлестывали его.

К самому небу уходили сопки с их распадами и отвесными обрывами. В немыслимой дали ослепительно горели под солнцем остатки ледника, полностью исчезавшие к концу лета и дававшие начало бесчисленным таежным ручьям и речонкам. К юго-западу, понижаясь и сливаясь с горизонтом, уходила непроходимая тайга, испещренная разливами рек.

Взобравшись на причудливый каменный выступ, Петя прислушался к голосу реки, с грохотом катившейся от ледника в долину. Близился вечер, и солнце висело совсем низко над сопками, размывая их вершины. Петя, задержав дыхание, наблюдал за невиданной красотой, начиная уже уставать от переизбытка красок, от неспособности сразу вместить в себя, принять весь этот прекрасный мир согласия и тишины.

                                              (119 слов)

                                              (По П.Проскурину.)

Грамматическое задание

Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях: 1 вариант - второго абзаца, 2 вариант – третьего абзаца.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5

Тема: «Наречие»

Вариант 1

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Выпишите из текста пять наречий.

Начинает смеркат..ся. Солнце уже опускает..ся за лес. Оно бросает (не)сколько (чуть) чуть теплых лучей, которые прорезывают..ся огне..ной полосой через весь лес обливая золотом верхушки сосен.

Все сл..лось (с)начал.. в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепен..о ослабело. (В)скоре они совсем замолкли, кроме одной какой(то) упрямой, которая, будто (на)перекор всем, моното..о чирикала (с)промежутками, но все реже и реже. (И.Гончаров.)

2. Замените фразеологизмы наречием с глаголом.

а) Спит как убитый;

б) скакать во весь опор;

в) знать как свои пять пальцев.

3. Найдите речевые ошибки в употреблении наречий. Запишите предложения в исправленном виде.

а) Платье ужасно красиво.

б) Обратно проливной дождь пошел.

4. Спишите, поставьте в наречиях ударение.

а) Пиши красивее;

б) вытри дочиста;

в) черпая воду;

г) наелся досыта.

5. Подберите и запишите к глаголу говорить не менее пяти наречий.

6. О чем свидетельствует тот факт, что к глаголу можно подобрать много наречий?

7. Замените выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслу наречиями.

а) Говорить еле слышно;

б) прийти в точно назначенное время;

в) разделить на две части;

г) читать на французском языке;

д) немного отдохнуть.

8. Выпишите из текста наречие, строение которого соответствует схеме ⌐∩^.

Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу, хотят сомкнуться и теряются в просторе. Вот там, в верховьях рек, появился дымок. Идет пароход. Долго еще его ждать.

                             (По В.Астафьеву.)

9. Запишите предложения с парами слов.

а) Ввысь – в высь; б) сначала – с начала; в) вдали – в дали; г) вглубь – в глубь.

10. Используя «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, Т.А.Бобровой (М.. 1997), найдите происхождение наречий дотла, невмоготу.

11. Придумайте и запишите предложения с парами слов.

а) Сдержанно – сдержано;

б) обдуманно – обдумано;

в) растерянно – растеряно;

г) заслуженно – заслужено.

12. Составьте таблицу «Виды орфограмм» по теме «Наречие». Приведите не менее четырех примеров наречий на каждый вид орфограмм.

 

Вариант 2

1. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выпишите из текста пять наречий.

Изд..вн.. принято считать, что трусливее зайца зверя нет, что он боит..ся даже своей тени.

(Не)всегда он бросается в бегство от опас..ного врага. Зат..ившись (где)нибудь в сугробе под кустом терпеливо и упорно выжидает, высматривает: авось (не)заметят. Лежит (з,с)жавшись в упругий, мускулистый комок. Убедившись, что опас..ность миновала, снов.. спокойно укладывается отдыхать. (Не)вольно удивляеш..ся – какая выдержка, какие крепкие нервы! (Не)редко заяц загляд..вает в деревню, чтобы поживит..ся (чем)нибудь в огороде или в саду.

                                             (Я.Суханов.)

2. Замените фразеологизмы наречием (или глаголом и наречием).

а) Яблоку негде упасть;

б) из рук вон плохо;

в) идти черепашьим шагом.

3. Найдите речевые ошибки в употреблении наречий. Запишите предложения в исправленном виде:

а) Было ужасно весело.

б) Отряд двинулся в путь, спереди шел вожатый.

4. Спишите, поставьте в наречиях ударение.

а) Устройся поудобнее;

б) написал красивее;

в) шли по двое;

г) взглянуть мельком.

5. Подберите и запишите к глаголу рассказывать не менее пять наречий.

6. О чем свидетельствует тот факт, что к глаголу можно подобрать много наречий?

7. Замените выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслу наречиями.

а) Сложить в три раза;

б) шить паруса руками;

в) бежать, обгоняя друг друга;

г) ссориться по пустякам;

д) слышно очень далеко.

8. Выпишите из текста наречие, строение которого соответствует схеме ∩^.

И луг, до того сизый и дымчатый, неожиданно заиграл миллионами цветных огней, словно осыпанный самоцветами, расцветился такими яркими и чистыми красками, что молодые косари невольно заулыбались. Но ненадолго. Через минуту они вновь размахивали косами.

                                                (По Е.Носову.)

9. Запишите предложения с парами слов.

а) Насилу – на силу;

б) вверх – в верх;

в) вначале – в начале;

г) наконец – на конец.

10. Используя «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, Т.В.Бобровой (М., 1997), найдите происхождение наречий исподволь, начеку.

11. Придумайте и запишите предложения с парами слов.

а) Озабоченно – озабочено;

б) слаженно – слажено;

в) уверенно – уверено;

г) организованно – организовано.

12. Составьте таблицу «Виды орфограмм» по теме «Наречие». Приведите не менее четырех примеров наречий на каждый вид орфограмм.

 

Контрольный диктант

I вариант

Отправляясь на охоту, я вышел из дома затемно. Дорога мне хорошо знакома, и я, перейдя неширокую речонку, взобрался на верх пригорка, покрытого лесочком, и сначала пошел по дорожке. Под ногами чувствовалась не грязь, а сухая земля. Легкий ветерок едва-едва доносил горьковатый запах пробуждающихся почек.

Я решил ждать прилета тетеревов на знакомой мне лесной полянке. Сюда прилетают они в начале весны.

Я пошел к шалашу, сделанному мною заранее из рубленых березок. Укрывшись в нем, я закрыл вход ветками. Неожиданно послышался шум. Тяжелые птицы садились у шалаша, громко хлопая крыльями. Извещая задорной песней весь лес о своем прилете, они прыгали, перелетая с места на место, гоняясь друг за другом. Распустив свои черные хвосты и припадая к земле, птицы монотонно ворковали. Казалось, что вокруг меня переливаются и по-весеннему журчат невидимые ручейки. (129 слов)

                                              (По Г.Скребицкому.)

Грамматическое задание

1. Объяснить знаки препинания в тексте (по мере написания диктанта).

2. Разобрать морфологически любое наречие.

 

II вариант

Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок, вдоль ручьев. Люди по-разному называют иву.

Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде желтыми пуховками, нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнце – вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчелы.

Ива – неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю – примется, пустит корни, начнет расти.

В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.

Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой! В ней отражаются небо и облака, плывущие вдаль.           (129 слов)

                                         (По И.Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

1. Объяснить знаки препинания в тексте (по мере написания диктанта).

2. Разобрать морфологически любое наречие.

                                  

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6

Вариант 1.

1. Укажите верные утверждения.

Предлоги...

1) являются служебной частью речи;

2) являются самостоятельной частью речи;

3) связывают слова в словосочетаниях и предложениях;

4) Являются тем же членом предложения, что и слова, к которым они относятся;

5) по образованию могут быть простыми и производными.

2. Укажите предлоги.

1) (из-за)болезни;

2) снежный (за)нос;

3) схватил (за)нос;

4) (за)печь мясо;

5) свалился (за)печь;

6) благодаря отцу.

3. Укажите лишние предлоги.

а) 1) перед; 2) вроде; 3) вместо; 4) вдоль; 5) впереди;

б) 1) вблизи; 2) около 3) из-за; 4) в течение; 5) под.

4. Укажите словосочетания с производными предлогами.

1) (на)встречу ветру;

2) (в)следствии по делу;

3) (в)роде цапли;

4) (не)смотря на усталость;

5) (на)счет школы.

5. Укажите верные утверждения.

Производные предлоги, образованные от существительных с предлогами, пишутся...

1) только слитно;

2) только раздельно;

3) раздельно и слитно.

6. Укажите лишние предлоги.

1) (в)течени...;

2) (в)продолжени...;

3) (в)целях;

4) (в)следстви...;

5) (в)заключени... .

7. Укажите правильный вариант написания.

(Не)смотря на невзгоды; (на)встречу опасности; (с)начала подумай; (с)начала урока; иметь (в)виду ученика; (в)виду экзаменов;

1) раздельно, слитно, слитно, раздельно, слитно, раздельно;

2) слитно, раздельно, раздельно, слитно, раздельно, слитно;

3) слитно, слитно, слитно, раздельно, раздельно, слитно.

8. Укажите верные утверждения.

Союзы...

1) являются самостоятельной частью речи;

2) связывают однородные члены предложения;

3) по структуре бывают простые и составные;

4) выражают зависимость одного слова от другого;

5) не являются членами предложениями.

9. Укажите верные утверждения.

Сочинительные союзы связывают...

1) однородные члены предложения;

2) простые предложения в сложноподчиненном предложении;

3) равноправные по смыслу предложения в составе сложносочиненного предложения;

4) слова в словосочетаниях.

10.Укажите союзы.

Сочинительные:

1) или;

2) и;

3) как;

4) если;

5) однако;

6) потому что;

7) либо;

8) чтобы.

11.Укажите предложения...

Сложносочиненные:

1) Отгремел грозами июль и лето вдруг сразу перемахнуло на осень. (Ю.Нагибин)

2) Сквозь листву деревьев видно было как за рекой в лугах садилось солнце. (М.Горький)

3) Ветер шумел в лесу и листья срывал с деревьев.

4) Только плескалась струйка воды да где-то вскрикивала ночная птица.(В.Короленко)

5) На Кавказских горах таяли снега а море дышало обильными предвесенними испарениями. (И.Бунин)

12.Укажите союзы, которые пишутся...

Слитно:

1) (по)тому;

2) (от)того;

3) как(будто);

4) однако(же);

5) то(же);

6) за(то);

7) так(что);

8) что(бы);

9) потому(что);

10) так(же).

13.В каких предложениях есть производные союзы?

1) Так(же) как и час назад свистел ветер.

2) Я полагал и его так(же) застать у вас. (Н.Гоголь)

3) Природе надо что(б) ее любили. (Е.Евтушенко)

4) Право мне скучно (от)того что вы уехали так далеко. (А.Чехов)

5) Берись за(то) к чему ты сроден. (И.Крылов)

6) Я долго не мог найти что(бы) мне прочитать.

 

Вариант 2

1. Укажите верные утверждения.

Предлоги...

1) являются служебной частью речи;

2) связывают однородные члены предложения;

3) являются самостоятельным членом предложения;

4) являются неизменяемой частью речи;

5) по составу бывают простыми и составными.

2. Укажите предлоги.

1) (подо)мной;

2) (подо)шел;

3) (из-под)руки;

4) благодаря отца;

5) (при)учил к порядку;

6) состоит (при)командире.

3. Укажите лишние предлоги.

а) 1) подо; 2) над; 3) из-за; 4) из-под; 5) насчет;

б) 1) надо; 2) из-под; 3) в связи; 4) перед; 5) про.

4. Укажите словосочетания с производными предлогами.

1) вследствие непогоды;

2) ввиду заморозков;

3) не смотря в книгу;

4) в пору цветения;

5) насчет поездки.

5. Укажите верные утверждения.

Производные предлоги, образованные от наречий, всегда пишутся...

1) раздельно;

2) слитно;

3) раздельно и слитно.

6. Укажите лишние предлоги.

1) (на)счет;

2) (в)место;

3) (не)смотря на;

4) (в)виду;

5) (по)причине.

7. Укажите правильный вариант написания.

(на)встречу с однополчанами; стучал (в)верх палатки; (в)течении..

для; задача (на)подобие треугольников; (в)следствии.. заморозков;

(в)последствии.. вспомнил;

1) слитно, раздельно, слитно(е), слитно, раздельно(е), слитно(е);

2) раздельно, слитно, раздельно(и), слитно, слитно(и), раздельно(и);

3) раздельно, раздельно, раздельно(е), раздельно, слитно(е), слитно(и).

8. Укажите верные утверждения.

Союзы...

1) являются служебной частью речи;

2) выражают зависимость одного слова от другого;

3) соединяют простые предложения в составе сложного;

4) бывают подчинительными и сочинительными;

5) бывают второстепенными членами предложения.

9. Укажите верные утверждения.

Подчинительные союзы связывают...

1) равноправные по смыслу предложения в составе сложносочиненного предложения;

2) предложения в составе сложноподчиненного предложения;

3) слова в словосочетаниях;

4) однородные члены предложения.

10.Укажите союзы...

Подчинительные:

1) или;

2) и;

3) как;

4) если;

5) однако;

6) потому что;

7) либо;

8) чтобы.

11.Укажите предложения...

Сложноподчиненные:

1) Дождь хлынул такой будто наверху опрокинули над землей огромную лейку. (Б.Полевой)

2) В окно было видно как горела утренняя заря. (А.Чехов)

3) Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (А Пушкин)

4) Луна во мгле перебегала из тучи в тучу и курган мгновенным блеском озаряла. (А.Пушкин)

5) Дом в котором нет книг подобен телу которое лишено души. (А.Чехов)

12.Укажите союзы, которые пишутся...

 Раздельно:

1) (по)тому;

2) (от)того;

3) как(будто);

4) однако(же);

5) то(же);

6) за(то);

7) так(что);

8) что(бы);

9) потому(что);

10) так(же).

13.В каких предложениях есть производные союзы?

1) Книга мне понравилась так(же) как и маме.

2) Что(бы) утешить бедного Савельича я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одной копейкой. (А.Пушкин)

3) Я отвечал что много есть людей говорящих то(же) самое. (М.Лермонтов)

4) Река залила берега снесла мост (от)чего и почта была задержана. (В.Короленко)

5) Яков был прозван Турком (по)тому что действительно происходил от пленной турчанки. (И.Тургенев)

6) Что(бы) ни случилось оставайся спокойным.

 

Контрольный диктант

I вариант

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком.

Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять режим. Составьте его в начале сентября и старайтесь выполнять в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступить и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если вам что-либо не совсем понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.

                                                     (128 слов)

Грамматическое задание

1. Объяснить графически пунктуационные правила в диктанте.

2. Разобрать морфологически один из союзов.

 

 

II вариант

В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.

Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.

                                               (128 слов)

                                               (Н.Ефимова.)

Грамматическое задание

1. Объяснить графически пунктуационные правила в диктанте.

2. Разобрать морфологически один из союзов.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 7

Вариант 1

1. Выпишите предложения, в которых есть частицы. Частицы подчеркните.

а) Мал золотник, да дорог.

б) Да говорите скорее!

в) Вот пошел в лес и заблудился.

2. Запишите два устойчивых сочетания, которые пишутся с частицей ни и не разделяются на письме запятой. Пример: ни свет ни заря.

3. Спишите, закончив предложения:

а) Кто не прочитает эту книгу, ... .

б) Кто ни прочитает эту книгу, ... .

4. Составьте и запишите предложения:

а) Куда ни ... .

б) Куда ни ... .

5. Допишите предложения:

а) Материал недорогой, а ... .

б) Материал не дорогой, а ... .

6. Укажите, в каких из указанных случаев частица не пишется слитно:

а) (не)написав ответа;

б) (не)скошенное поле;

в) (не)менее двух метров;

г) поступил (не)по-товарищески;

д) сочинение (не)проверено;

е) еще (не)проверено.

7. В каких случаях следует писать ни? Выпишите соответствующие цифры.

Какую бы профессию в своей жизни вы н(1) избрали, словари во что бы то н(2) стало должны стать вашими помощниками. Ведь н(3) одна книга н(4) несет в себе столько сведений, как они.

8. Составьте и запишите два предложения, употребив выражения не что иное, как; ничто иное.

9. Составьте и запишите предложение с выражением как н.. в чем н.. бывало.

10.Допишите предложения:

а) В разговорном стиле употребляются частицы ... .

б) Частицы ... употребляются в публицистическом стиле.

11.Придумайте и запишите два предложения с частицей не, чтобы в первом она придавала отрицательный смысл, а во втором – утвердительный.

12.Спишите предложения.

а) Он не мог ни на минуту отлучиться от постели матери.

б) Ни воды, ни больших вязких болот, ни глухой чащи не боятся сильные лоси.

Определите, чем являются в них ни: частицу ни заключите в прямоугольник, союз ни – в овал.

 

Вариант 2

1. Выпишите предложения, в которых есть частицы. Частицы подчеркните.

а) А погода чудесная!

б) Пусть будет по-вашему.

в) Небосклон все больше темнеет, и кое-где на небе загораются звездочки.

2. Запишите два устойчивых сочетания, которые пишутся с частицей ни и не разделяются на письме запятой. Пример: ни рыба ни мясо.

3. Спишите, закончив предложения:

а) Когда ни придешь к подруге (другу), ... .

б) Когда не придешь к подруге (другу), ... .

4. Составьте и запишите предложения:

а) Где ни ... .

б) Где не ... .

5. Допишите предложения:

а) Пруд неширокий, а ... .

б) Пруд не широкий, а ... .

6. Определите, в каких из указанных случаев частица не пишется слитно:

а) далеко (не)красивый поступок;

б) (не)проверив работы;

в) (не)просохшая земля;

г) (не)глупее других;

д) сделал (не)по-вашему;

е) ошибка (не)исправлена.

7. В каких случаях следует писать ни? Выпишите соответствующие цифры.

Я н(1)кому н(2) поверю, что есть на земле места скучные и н(3)дающие н(4)какой пищи н(5) глазу, н(6) слуху, н(7) воображению.

8. Составьте и запишите два предложения, употребив выражения не кто иной, как и никто иной.

9. Составьте и запишите предложение с выражением во что (бы) то н.. стало.

10.Допишите предложения:

а) Частица ... употребляется в деловом стиле.

б) В публицистическом стиле употребляются частицы ... .

11.Придумайте и запишите два предложения с частицей не, чтобы в первом она придавала отрицательный смысл, а во втором – утвердительный.

12.Спишите предложения.

а) За что ни возьмется, уж конца добьется.

б) В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

Определите, чем являются в них ни: частицу ни заключите в прямоугольник, союз ни – в овал.

 

Контрольная работа

I вариант

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 8

Вариант 1

1. Найдите слово с ударением на втором слоге:

1) средства;

2) километр;

3) красивее;

4) мельком.

2. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:

1) благодаря обилию снега;

2) наперекор обычая;

3) написал красивше;

4) пришел со школы поздно?

3. Найдите неверные утверждения:

1) Причастия имеют такие же времена, как и глаголы.

2) Предлоги выражают временные, причинные, пространственные, целевые и другие отношения.

3) Частицы придают дополнительный оттенок значения словам и предложениям или служат для образования наклонений глагола.

4) Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.

5) Соединительные и подчинительные союзы относятся к одной группе.

4. Укажите верные ответы в определении грамматических признаков выделенных слов:

1) крича друг другу – наречие;

2) идти впереди колонны – предлог;

3) сделать побольше – прилагательное в сравнительной степени;

4) летучий газ – причастие;

5) поднятая тряпка – причастие;

6) в продолжение лета – имя существительное.

5. Найдите слово, строение которого соответствует схеме ∩^^:

1) безвозвратный;

2) издавна;

3) подчеркивая;

4) распустил.

6. Найдите слово, в котором не пишется мягкий знак:

1) теч.. в лодке;

2) нестись вскач..;

3) много задач..;

4) умчаться проч..;

5) разжеч.. костер.

7. Укажите слова, в которых под ударением после шипящей пишется ё:

1) реч..нка;

2) ещ..;

3) окруж..н;

4) холщ..вый;

5) луж..к.

8. Найдите причастие, в котором пишется суффикс –ющ-:

1) кле…щие коробку;

2) стро…щийся дом;

3) леч…щий врач;

4) жал…щие осы;

5) кол…щие дрова.

9. Укажите слова, в которых пишется одна буква н:

1) слушал сосредоточе…о;

2) девочка умна и воспита…а;

3) уставле…ая вазами;

4) игрушка слома…а малышом;

5) маринова… ые огурцы.

10.Найдите слова, которые пишутся раздельно:

1) (в)следствие сильных дождей;

2) подняться (в)верх;

3) повесил на конец мачты;

4) мог рисовать то (же) самое;

5) шёл, (не)смотря по сторонам.

11.Найдите слова, которые пишутся слитно:

1) мусор (не)убран;

2) (не)скошенная трава;

3) (не)вареные овощи;

4) (не)завершенная, а начатая работа;

5) написано ничуть (не)аккуратно;

6) (не)решенная задача по химии.

12.Укажите слова, которые пишутся через дефис:

1) (по)другому пути;

2) бывал (кое)где;

3) скажи(ка) об этом;

4) (по)осеннему хмурое небо;

5) относиться (по)внимательнее;

6) заметил(ли) он.

13.В каком предложении на месте точек пишется НН?

1) Кто н… смотрел этот фильм, должен его посмотреть.

2) Когда н.. придешь к подруге, она болтает по телефону.

3) Отроду н… выезжал он на охоту без Дубровского.

4) Н… раз выходил он победителем из боя.

14.Найдите словосочетания «прич.+ сущ.» с главным словом причастием:

1) подписанная работа по математике;

2) освещенный солнцем луг;

3) связанная веревкой сумка;

4) дремлющий высокий камыш;

5) готовящие выступление;

6) пенящиеся морские волны.

15.Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

1) Светилась, падая, ракета.

2) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

3) Я смотрел на пруд, залитый лунным светом и на старый дворец на острове.

4) Замедляя ход, к станции подошел поезд.

16.Найдите сложное предложение, строение которого соответствует схеме

  , сочинительный союз  

1) Грибы составляют питательную вкусную и здоровую пищу если они употребляются не в излишестве.

2) В небе первые звезды повисли в окнах тоже горят огоньки.

3) А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.

4) Он улыбается то приветливо и недоверчиво то презрительно и простодушно.

 

Вариант 2

1. Найдите слово с ударением на первом слоге:

1) звонит;

2) прибывший;

3) начавший;

4) средства.

2. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:

1) согласно приказа;

2) вопреки предсказанию;

3) река ширше пруда;

4) обратно забыл тетрадь дома?

3. Найдите неверные утверждения:

1) Предлоги делятся на производные и непроизводные.

2) Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.

3) Сочинительные союзы делятся по значению на три группы.

4) Наречие всегда относится к глаголу.

5) Частицы служат для связи слов в предложении.

4. Укажите верные ответы в определении грамматических признаков выделенных слов:

1) шли, несмотря на непогоду – деепричастие;

2) как только утихло – наречие;

3) в течение часа – имя существительное;

4) лежит вдоль дороги – предлог;

5) работать вслепую – имя прилагательное;

6) сыпучий песок – имя прилагательное.

5. Найдите слово, строение которого соответствует схеме ∩^^^:

1) удивляя;

2) (холодно) по-зимнему;

3) исписался;

4) (крикнул) испуганно.

6. Найдите слово, в котором не пишется мягкий знак:

1) встречаеш.. рассвет;

2) золотая рож..;

3) пойти проч..;

4) назнач..те дежурного;

5) выйти замуж.. .

7. Укажите слова, в которых под ударением после шипящей пишется ё:

1) рубаш..нка;

2) окруж..нный;

3) еж..вый;

4) свеж..;

5) суч..к.

8. Найдите причастие, в котором пишется суффикс –ящ-:

1) бор..щийся с волнами;

2) дремл..щий тростник;

3) колебл..щийся туман;

4) стел..щийся туман;

5) хорошо вид..щий.

9. Укажите слова, которые пишутся через дефис:

1) поступить (по)моему;

2) посмотри(ка);

3) (по)иному решению;

4) слышал где(то);

5) (по)боевому пути;

6) брать (по)немногу.

10.Найдите слова, в которых пишутся две буквы н:

1) поступил обдума..о;

2) продума..ое название;

3) дитя испуга..о шумом;

4) серебря..ый иней;

5) лакирова..ые туфли;

6) выставка организова..а спонсорами.

11.Найдите слова, которые пишутся раздельно:

1) (в)начале года;

2) (во)время предупредил;

3) (нежданно)негаданно;

4) поступил так(же), как отец;

5) что(бы) поесть на завтрак?

12.В каких словосочетаниях не пишется раздельно:

1) еще (не)убранные поля;

2) (не)исправленная ошибка;

3) (не)соленый суп;

4) (не)приятное впечатление;

5) вовсе (не)интересно рассказывал;

6) написал (не)аккуратно?

13.В каком предложении на месте точек пишется не?

1) Как н.. старался, не мог взять высоту.

2) Куда н.. посмотри, всюду море.

3) Он н.. разу не был в Москве.

4) Петя не мог н.. приехать на торжества.

14.Найдите словосочетания «прич.+ сущ.» с главным словом причастием:

1) читающий книгу;

2) с развевающимися знаменами;

3) колеблющиеся ветки деревьев;

4) распустившиеся листья клена;

5) прочитанная мною;

6) не растаявший на солнце снег.

15.Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

1) Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

2) С деревьев, окутанных легким туманом и с папоротников сыпались крупные брызги.

3) С самого утра в воздухе, не умолкая, стоял рокот моторов.

4) Подул сильный ветер, поднимая пыль по дороге.

16.Найдите сложное предложение, строение которого соответствует схеме

  ,подчинительный союз  

Знаки препинания не проставлены.

1) Мать посмотрела в окно девочка тоже взглянула на улицу.

2) Навещу дедушку если не летом то ранней весной.

3) Выражение не то чтобы жалости а мучительной озабоченности появилось у него на лице.

4) Всю ночь мы лежали у костра и слушали как шумит море.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 9

Контрольный диктант

I вариант

Славный мастер

Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известные такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.

Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не сможет постигнуть сложность часового механизма.

Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золоченые дверцы, а под музыку разыгрывалось представление.

Часы Кулибина раскрыл дарование мастера, они являли собой чудо русской техники.                        (125 слов)

                                        («Комсомольская правда».)

Грамматическое задание

1. Выписать из текста и разобрать морфологически: 1 вариант - действительное причастие; 2 вариант – страдательное причастие.

2. Объяснить графически знаки препинания: 1 вариант – в третьем предложении первого абзаца; 2 вариант – в первом предложении третьего абзаца.

 

II вариант

Диво дивное

Удивительное дело – книга! Вот подлинно уж диво дивное. За всю сознательную историю человечества не продумано ничего более поразительного, чем книга.

Подумайте сами, друзья. Ведь книга – это самое быстролетное из творений, созданных человеческим умом. Ничто на свете не сможет угнаться за человеческой мыслью.

Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. И каждый может насытиться радостью, которую дает книга.

Книжка – это чудесная машина времени. То она перенесет тебя куда-то в прошлое, то вдруг ты с ней перенесешься в даль будущего. Умная, хорошая книга – это верный, добрый, мудрый друг и советчик твой сегодня. Она поможет понять многое в жизни лучше и точнее.

Хорошая книга – это дверь, которая раскрывается перед тобой, впуская тебя в новый уголок жизни.        (118 слов)

                                          (По Л.Кассилю.)

 

 

Ответы

Контрольная работа № 1

Зад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
В 1 2 5 1 2 3 2 3 а3 б2 в2 г3 д3 е2 ж1 а3 б2 в3 г3 д4 е4 ж1 з4 и1 а2 б1 а3 б4 3 2 а2 б3 4 а4 б2 в2 г3 д1 е4 а2 б4 в3 г2 д4 2 а1 б2 в1 г4 2
В 2 1 3 5 2 4 3 1 3 а1 б2 в1 г2 д3 е1 ж3 а3 б3 в5 г1 д4 е1 ж3 з1 и2 а3 б4 а3 б4 1 1 а4 б1 1 а3 б2 в4 г4 д3 е4 а1 б3 в2 г3 д3 2 а4 б3 в2 г4 1

Контрольная работа № 2

Зад. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
В 1 г а г в г а,г б,в в в а б в
В 2 в г г а г б,в б б в а а в

Контрольная работа № 4

Зад. 1 2 3 4 5 6 7 8
В 1 г б б г г б - г 3)смотрел
В 2 г а б а г б - в 3)заросшую заходящего

Контрольная работа № 5

Зад. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
В 1 1 3 5 1 3 5 6 а1 б4 1 3 4 3 4 3 2 3 5 1 3 1 2 5 7 1 4 5 1 2 5 6 8 10 2 3 4
В 2 1 5 1 3 6 а5 б3 1 2 5 2 5 3 1 3 4 2 3 3 4 6 8 1 2 5 3 4 7 9 2 4 5

Контрольная работа № 8

Зад. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
В 1 3 2 3 4 1 5 2 5 3 3 2 3 5 2 3 4 4 5 3 4 5 2 3 2 2 3 5 3 2
В 2 4 1 3 4 4 5 4 6 1 4 5 2 5 1 2 4 1 2 1 4 5 1 5 4 1 6 2 2

 

Контрольно-измерительные материалы

Класс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Дата: 2018-09-13, просмотров: 845.