Вариант 1
1. Найдите словосочетания:
1) наступила осень;
2) пасмурная погода;
3) пасмурно и прохладно;
4) под дождем;
5) постоянно мерзнет.
2. Найдите простые предложения (знаки препинания не расставлены):
1) Ветер шумел вверху и листья срывал с деревьев.
2) Снег повалил хлопьями и скрыл следы зверей.
3) Вспыхивает пламя и знакомый шелест огня будит лагерь.
4) Вдруг над нами что-то зашумело будто какая-то птица крылом задела вершины деревьев.
3. Найдите ошибку в анализе предложения:
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (АС.Пушкин)
1) повествовательное;
2) невосклицательное;
3) главные члены – корабликгуляет и подгоняет;
4) распространенное;
5) простое.
4. Найдите ошибку в определении членов предложения (знаки препинания не расставлены):
1) Сверкнуламолния и послышался сильный удар грома.
2) Туча постепенно заволокла все небо.
3) Леспел свою мрачную песню гремелгром и лил дождь.
4) Когда началасьгрозаулицыопустели.
5. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложениях:
а) Друга спасти (1) это великая честь. (А.Твардовский)
1) 1 – нет знака;
2) 1 – запятая;
3) 1 – тире.
б) Север дышит ветром ночи (1) и полынь колышит. (И.Бунин)
1) 1 – запятая;
2) 1 – нет знака.
в) Цветы лучше всего собирать (1) или утром (2) или вечером. (К.Паустовский)
1) 1 – запятая; 2 – запятая;
2) 1 – нет знака; 2 – запятая;
3) 1 – нет знака; 2 – нет знака.
г) Пошел снег (1) и засыпал лесные дорожки (2) и тропки.
1) 1 – запятая; 2 – запятая;
2) 1 – нет знака; 2 – запятая;
3) 1 – нет знака; 2 – нет знака.
д) Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурногочеловека (1) искусство и наука. (М.Горький)
1) 1 – запятая;
2) 1 – тире;
3) 1 – двоеточие.
е) Что же ты (1) моя старушка (2) приуныла у окна. (А.С.Пушкин)
1) 1 – нет знака; 2 – восклицательный знак;
2) 1 – запятая; 2 – запятая;
3) 1 – нет знака; 2 – нет знака.
ж) (1) Ты плохо себя чувствуешь (2) бабушка (3) участливо спросила внучка.
1) 1 – кавычки; 2 – запятая; 3 – вопросительный знак, кавычки;
2) 1 – кавычки; 2 – нет знака; 3 – вопросительный знак, кавычки;
3) 1 – кавычки; 2 – запятая; 3 – вопросительный знак.
6. Найдите лишнее слово в ряду.
а) 1 – отзывчивый, 2 – чуткий, 3 – наблюдательный, 4 – внимательный, 5 – сердечный;
б) 1 – быстро, 2 – далеко, 3 – медленно;
в) 1 – шляпка, 2 – гребень, 3 – слово, 4 – земля, 5 – дворник;
г) железн... 1 – здоровье, 2 – нервы, 3 – гвозди;
д) 1 – дом, 2 – лицо, 3 – улица, 4 – уста, 5 – щека;
е) 1 – петух, 2 – идти, 3 – поле, 4 – кочет;
ж) 1 – суффикс, 2 – земля, 3 – лететь, 4 – хорошо;
з) 1 – стол, 2 – поле, 3 – говорить, 4 – джем;
и) 1 – сломя голову, 2 – мчался, 3 – летел, 4 – бежал.
7. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква...
а) А
1) бл..кировка, подм..стерье, зач..рованный, хв..статый, изл..жение, выр..сли;
2) зач..стить, обм..кнуть, изл..гать, р..внина, пл..вник, нак..лить;
3) ом..лаживать, р..стение, пром..кать, тв..рец, бр..шюра, ..пелляция;
4) д..лина, оф..рмить, упр..вление, упр..влять, г..реть, оз..рение;
б) Е
1) сп..шить, выт..рпеть, ст..лить, просв..щение, соч..тание, бл..снуть;
2) св..зисты, выч..сть, заз..мление, ут..желить, зам..рать, обл..ниться;
3) св..тильник, см..тение, заз..мовать, ст..ллаж, объед..нить, уд..вление;
4) раст..рание, зап..реть, п..рина, заст..лить, прор..дить, зар..дить.
8. Найдите лишнее слово.
а) 1) пропол.., 2) вглу..ь, 3) разве..чик, 4) поз..ний;
б) 1) вкус..ный, 2) опас..ный, 3) окрес..ный, 4) ужас..ный.
9. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква...
О
1) ч..порный, ноч..вка, парч..вый, пощ..чина;
2) дириж..р, смеш..н, смущ..н, чуж..й;
3) трущ..ба, ш..рох, ож..г (сущ.), береж..к;
4) испеч..шь, печ..нка, ш..лк, холщ..вый.
10.Укажите правильный вариант написания.
ц..ферблат , репетиц..я, ц..ганский, улиц.., панц..рь;
1) ы, и, ы, ы, ы;
2) и, и, ы, ы, и;
3) и, ы, и, ы, ы.
11.Найдите лишнее слово.
а) 1) двух..ярусный, 2) п..едестал, 3) под..езд, 4) ад..ютант;
б) 1) пред..утренний, 2) трех..этажный, 3) пред..юбилейный, 4) с..экономить.
12.В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?
1) хочет..ся, занимает..ся, делаеш.., умыват..ся;
2) калач.., мелоч.., неуклюж.., задач..;
3) пастбищ.., ключ.., распахнеш.., тощ..;
4) прилеч.., отреж..те, глуш.., настеж.. .
13. Найдите лишнее слово.
а) 1) подъезд, 2) гараж, 3) небо, 4) глушь;
б) 1) кле..ть, 2) та..ть, 3) завис..ть, 4) слыш..ть;
в) 1) по традици.., 2) по причин.., 3) в здани.., 4) в тиш..;
г) 1) бор..тся, побежда..т, ненавид..т, 4) бре..т;
д) 1) (не)навидел, 2) (не)было, 3) (не)хотел, 4) (не)мог;
е) 1) (не)счастье, 2) (не)плохо, 3) (не)настный, 4) (не)близко (а далеко).
14. Найдите лишнее слово.
а) 1) переплет..ик, 2) барабан..ик, 3) объезд..ик, 4) учет..ик;
б) 1) человеч..к, 2) цветоч..к, 3) замоч..к, 4) блинч..к;
в) 1) бо..вой, 2) кра..вой, 3) правд..вый, 4) со..вый;
г) 1) бесед..вать, 2) приказ..вать, 3) совет..вать, 4) завед..вать;
д) 1) та..л, 2) ве..л, 3) ре..л, 4) стро..л.
15. В каком ряду во всех словах пишется...
НН
1) гостин..ый, кожан..ый, серебрян..ый, юн..ый;
2) традицион..ый, торжествен..ый, обветрен..ый, старин..ый;
3) оловян..ый, свин..ой, обеден..ый, истин..ый.
16.Найдите лишнее слово. Раскройте скобки.
а) 1) (кое)(с)кем, 2) (кое)кто, 3) кто(то), 4) что(нибудь);
б) 1) (не)(с)чем, 2) (ни)кого, 3) (ни)(у)кого, 4) (ни)(к)кому;
в) 1) (пол)яблока, 2) (полу)круг, 3) (пол)чашки, 4) (пол)дороги;
г) 1) (юго)западный, 2_ (выпукло)вогнутый, 3) (русско)немецкий, 4) (железно)дорожный.
17. Найдите лишнее слово.
1) восем..десят,
2) восем..надцать,
3) вос..ми,
4) восем..сот.
Вариант 2
1. Найдите словосочетания:
1) разноцветные листья;
2) начался листопад;
3) шуршат под ногами;
4) красиво и плавно;
5) ветка дерева.
2. Найдите простые предложения (знаки препинания не расставлены):
1) Я вышел из дома когда закончился дождь.
2) Налетел ветерок и всколыхнул озерную гладь.
3) Наплывали угрюмые тучи и усиливался ветер.
4) Малыш испугался грозы но идти домой не хотел.
3. Найдите ошибку в анализе предложения:
Тучи низко ползли над землей и наполовину окутывали горы. (В.Арсеньев)
1) повествовательное;
2) невосклицательное;
3) главные члены – горыокутывали и ползли;
4) распространенное;
5) простое.
4. Найдите ошибку в определении членов предложения (знаки препинания не расставлены):
1) Строители на площади возвели новое здание.
2) Тучапролилась и ушла и солнце снова засияло.
3) Ветер колеблет озерную гладь и кружит разноцветные листья в воздухе.
4) Онзнал что поездка завтра состоится.
5. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложениях:
а) Любовь и дружба (1) взаимное эхо: они дают столько, сколько берут. (А.Герцен)
1) 1 – тире;
2) 1 – нет знака;
3) 1 – запятая.
б) Луна еще прозрачна и бледна (1) чуть розовеет пепел небосклона (2)и золотится берег. (И.Бунин)
1) 1 – нет знака, 2 – запятая;
2) 1 – запятая, 2 – запятая;
3) 1 – запятая, 2 – нет знака.
в) Я люблю эти темные ночи (1) эти звезды (2) и клены (3) и пруд. (И.Бунин)
1) 1 – запятая, 2 – запятая, 3 – запятая;
2) 1 – запятая, 2 – нет знака, 3 – нет знака;
3) 1 – запятая, 2 – запятая, 3 – нет знака.
г) Вдали перед нами блестели (1) и цвели луга (2) и нивы золотые. (А.С.Пушкин)
1) 1 – запятая, 2 – запятая;
2) 1 – нет знака, 2 – нет знака;
3) 1 – нет знака, 2 – запятая.
д) Долины (1) горы (2) все было залито солнцем.
1) 1 – запятая, 2 – двоеточие;
2) 1 – запятая, 2 – нет знака;
3) 1 – запятая, 2 – тире.
е) В тумане чистом и глубоком (1) челнок (2) плыви. (А.Блок)
1) 1 – запятая, 2 – запятая;
2) 1 – нет знака, 2 – запятая;
3) 1 – запятая, 2 – нет знака.
ж) Сквозь треск слышно мощное лошадиное дыхание (1) слышен отчаянный крик (2) Барин (3) посторонись (4) (И.Бунин)
1) 1 – запятая, 2 – двоеточие, 3 – запятая, 4 – восклицательный знак;
2) 1 – запятая, 2 – тире, кавычки, 3 – запятая, 4 – восклицательный знак;
3) 1 – запятая, 2 – двоеточие, кавычки, 3 – запятая, 4 – восклицательный знак, кавычки.
6. Найдите лишнее слово в ряду.
а) 1 – метель, 2 – пурга, 3 – холод, 4 – вьюга;
б) 1 – сытый, 2 – голодный, 3 – прожорливый;
в) 1 – нос, 2 – ствол, 3 – школа, 4 – гнездо, 5 – брошюра;
г) золот... 1 – кольцо, 2 – характер, 3 – пшеница;
д) 1 – говорит, 2 – бежит, 3 – строит, 4 – глаголет;
е) 1 – гипотенуза, 2 – простор, 3 – воздух, 4 – проходит;
ж) 1 – окно, 2 – поляна, 3 – гутарить, 4 – решать;
з) 1 – мотель, 2 – планета, 3 – воздух, 4 – книга;
и) 1 – плохо, 2 – бить баклуши, 3 – нерадивый, 4 – учиться.
7. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква...
а) О
1) пож..леть, м..льба, изд..лека, з..рница, р..сток, выр..внять;
2) накл..ниться, п..н..рама, укр..шение, разг..ралось, возр..стали, укр..тить;
3) затв..рить, об..няние, упл..тнить, дв..рняга, заг..релый, пром..кашка;
4) отр..сль, об..няние, упл..тнить, пож..леть, г..рмония, созд..вать.
б) И
1) тр..нировка, расп..чатать, п..рочинный, уд..вить, зат..мнение, прибл..жать;
2) СП..сать, посв..щение, разд..валка, ..довитый, цв..тистый, расст..лить;
3) потр..сение, зам..реть, укр..пить, ув..дание, инт..лл..гент, щ..б..тание;
4) прож..гать, п..ровать, прим..рение, прив..легия, разв..вается (ребенок), пол..нял.
8. Найдите лишнее слово.
а) 1) наскво..ь, 2) вни.., 3) праз..новать, 4) ко..ьба;
б) 1) корыс..ный, 2) буревес..ник, 3) доблес..ный, 4) словес..ный.
9. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква...
Е
1) ж..сткий, ч..лка, ухаж..р, сгущ..нка;
2) пунц..вый, ож..г (глаг.), туш..нка, петуш..к;
3) свеж.., парч..й, стереж..м, ш..колад;
4) реш..тка, врач.., ш..рты, галч..нок.
10.Укажите правильный вариант написания.
ц..клоп, ц..плячий, акц..я, смуглолиц..й, синиц..н;
1) и, ы, и, ы, ы;
2) и, и, и, и, ы;
3) ы, ы, и, ы, и.
11.Найдите лишнее слово.
а) 1) бул..он, 2) обез..яна, 3) п..ешь, 4) ин..екция;
б) 1) пред..экзаменационный, 2) с..емка, 3) из..ян, 4) транс..европейский.
12.В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?
1) прилеч.., намаж.., умоеш.., молодеж..;
2) дач.., злющ.., залеч.., доч..;
3) колюч.., невтерпеж.., настеж.., стеллаж..;
4) кирпич.., колюч.., напряч.., наотмаш.. .
13. Найдите лишнее слово.
а) 1) высота, 2) середина, 3) знамя, 4) дядя;
б) 1) строить, 2) брить, 3) любить, лечить;
в) 1) к батаре.., 2) по карт.., 3) по алле.., 4) по теори..;
г) 1) кол..т, 2) леле..т, 3) провожа..т, 4) дыш..т;
д) 1) (не)жела..т, 2) (не)хотелось, 3) (не)годует, 4) (не)шел;
е) 1) (не)знание, 2) (не)ряхя, 3) (не)близкий, 4_ (не)хорошо (а плохо).
14. Найдите лишнее слово.
а) 1) заказ..ик, 2) кровель..ик, 3) забой..ик, 4) свар..ик;
б) 1) платоч..к, 2) узелоч..к, 3) ерш..к, 4) сверточ..к;
в) 1) нул..вой, 2) крас..вый, 3) рул..вой, 4) вещ..вой;
г) 1) опазд..выть, 2) посвист..вать, 3) оборуд..вать, 4) поскрип..вать;
д) 1) вид..л, 2) обид..л, 3) закле..л, 4) завис..л.
15. В каком ряду во всех словах пишется...
Н
1) деревян..ый, диковин..ый, карман..ый, клюквен..ый;
2) прян..ый, гусин..ый, ветрен..ый, маслян..ый;
3) машин..ый, мышин..ый, туман..ый, подлин..ый.
16.Найдите лишнее слово. Раскройте скобки.
а) 1) с кем(то), 2) что(либо), 3) какой(нибудь), 4) (ни)чем;
б) 1) (не)(у)кого, 2) (ни)(с)чем, 3) (не)что, 4) (не)(перед)кем;
в) 1) (пол)Москвы, 2) (полу)правда, 3) (пол)очка, 4) (пол)ложки;
г) 1) (старо)славянский, 2) (рыбо)лов, 3) (мыше)ловка, 4) (иссиня)черный.
17. Найдите лишнее слово.
1) пят..надцать,
2) пят..сот,
3) пят..десят,
4) пят..ю.
Контрольный диктант
I вариант
Осень
Осень – причудливая волшебница. Приходит она и расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и легкого морозца.
Хорошо побродить в городском парке в такие удивительные дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от нее пошел полыхать клен. Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром. Но обнажатся деревья, и погаснет это разноцветье.
Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь капает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».
Но мчится бессердечное время, и осень уходит.
(122 слова)
(По А.Иллюминаторской.)
Грамматическое задание
1. Сделать морфологический разбор: 1 вариант – загорелась; 2 вариант – приходит.
2. Разобрать по составу: 1 вариант – расстилает, прикоснулся; 2 вариант – обнажатся, побродить.
3. Составить схему предложения: 1 вариант – четвертое предложение второго абзаца; 2 вариант – пятое предложение второго абзаца.
II вариант
Все время держится прекрасная погода. Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звезды усеивают темное небо и блестят чисто и нежно.
Наступает пора листопада, и листья падают дни и ночи. Они то косо летят по ветру, то отвесно ложатся на сырую траву.
Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник около речки. Леса обнажаются, и среди деревьев светло и просторно. Это время совпадает с отлетом пернатых в далекие края. Они собираются в большие стаи. Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.
Черными облаками перелетают по полям и лугам стаи скворцов. Высоко в небе тянутся журавлиные косяки.
«До свидания, осень», - говорим мы и приветствуем приход зимы.
(119 слов)
Грамматическое задание
1. Составить схему предложения: 1 вариант – первое предложение второго абзаца; 2 вариант – последнее предложение третьего абзаца.
2. Выписать три глагола с безударными гласными в корне.
3. Объяснить графически выбор орфограмм.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Дата: 2018-09-13, просмотров: 729.