3. Обоснование размещения объектов местного значения МО р.п. Краснообск
3.1. Демографический прогноз
Анализ факторов, определяющих перспективную численность населения (механическое и естественное движение населения, половозрастной состав), а также территориальных возможностей показал, что имеются объективные основания на обозримый период прогнозировать рост численности населения на территории муниципального образования.
Основным фактором роста численности населения является удачное географическое местоположение в рамках Новосибирской агломерации, так как муниципальное образование находится на границе г. Новосибирска, имеет хорошую транспортную доступность.
Также стоит отметить активное комплексное освоение территории доступным и просторным жильем, что способствует активному притяжению молодого населения, желающих улучшить свои жилищные условия. При этом строительство подавляющего количества жилья имеет большую площадь и количество комнат.
На основе комплексной оценки территории р.п. Краснообска выявлены потенциальные ресурсы возможного дальнейшего развития населенного пункта за счет освоения прилегающих территорий – перспективное «3-е кольцо».
Рост численности населения будет происходить за счет нового жилищно-гражданского строительства. Планируется строительство индивидуальных, блокированных, малоэтажных многоквартирных, многоэтажных жилых домов.
В рамках проекта рассмотрено три возможных варианта комплексного развития МО р. п. Краснообск. Далее представлена оценка возможности реализации каждого из вышеперечисленных сценариев.
I и II Вариант
Для расчета численности населения использован метод демографического прогноза с учетом сложившихся социально-экономических условий. Прогнозные расчеты позволяют оценить влияние рождаемости, смертности и миграции на будущую структуру и численность населения.
Расчет произведен по формуле:
где:
Н – ожидаемая численность населения;
H0 – численность населения на исходный год;
Е – среднегодовой естественный прирост (убыль) за последние годы (% от всего населения);
M – среднегодовой механический прирост (отток) за последние годы (% от всего населения);
t – количество лет, на конец которого производится расчет численности населения.
В I варианте используются данные о демографическом движении населения за последние 5 лет.
Для 1 очереди (2028 год):
Для расчетного срока (2038 год):
Во II варианте используются данные о демографическом движении населения за последний год.
Для 1 очереди (2028 год):
Для расчетного срока (2038 год):
III Вариант (Инновационное и устойчивое развитие)
Для расчета перспективной численности был использован социально-экономический прогноз. Социально-экономический прогноз численности населения базируется на перспективном развитии градообразующих отраслей и установлении наиболее рациональных пропорций между основными группами населения: несамодеятельной, градообразующей и обслуживающей.
Оценка и прогноз развития экономической базы поселения, предполагаемое улучшение занятости представленной в п.1.2.4 «Экономическая база развития территории», а также влияние, которое оказывает развитие жилищного строительства, п. 3.4.
Численность трудовых ресурсов на начало 2018 года составляла 13,2 человек или 52,8 % от общей численности постоянного населения (с учетом студентов и работающих пенсионеров). Осуществить разделение трудовых ресурсов по занятости на градообразующие и обслуживающие отрасли в МО р. п. Краснообск на начало 2018 года не удалось. Недостаток исходных данных (почти 2/3 работает за пределами МО), а также в связи с изменениями в экономике (многие обслуживающие отрасли, становятся «локомотивами» развития и могут быть ориентированы на соседние территории).
Перспективная структура занятости на расчетный срок и первую очередь определена исходя из проведенного анализа современной возрастной структуры, миграции, занятости населения, а также наметившимся условиям для их дальнейшего перераспределения.
Численность населения определяется по формуле:
где:
Н – ожидаемая численность населения, тыс. чел.;
А – абсолютная численность градообразующих кадров (с учетом уезжающих за пределы МО), тыс. чел.;
Б – численность занятых в сфере обслуживания, %;
В – доля несамодеятельного населения, %.
Дополнительными параметрами для определения прогнозной численности населения является:
коэффициент семейности, принятый для индивидуального жилищного строительства – 3,5, площади дома 150 м2;
25 м2 на человека в многоквартирных жилых домах.
Ориентировочный расчет приведен в таблице 3.1-1. Согласно произведенным расчетам, численность населения по этому методу на первую очередь составит 36,1 тыс. человек, на расчетный срок 50,0 тыс. человек.
Таблица № 3.1-1
Прогнозная численность населения р.п. Краснообска в разрезе микрорайонов
Наименование территории | Численность населения на начало 2018 г., чел. | Численность населения на начало 2028 г., чел. | Численность населения на начало 2038 г., чел. | |
1 микрорайон | 9 942 | 9 950 | 9 950 | |
2 микрорайон | 10 445 | 12 500 | 17 000 | |
3 микрорайон | 0 | 8 500 | 16 500 | |
4 микрорайон | 746 | 800 | 800 | |
5 микрорайон | 124 | 300 | 400 | |
6 микрорайон | 1 660 | 1 660 | 1 800 | |
7 микрорайон | 2 130 | 2 390 | 3 550 | |
Всего р.п. Краснообск | 25 047 | 36 100 | 50 000 |
Таблица № 3.1-2
Прогнозная численность населения р.п. Краснообска по группам возрастов
№ п/п | Группа населения | Первая очередь (2028 г.) | Расчетный срок (2038 г.) | |||
тыс. чел | % | тыс. чел. | % | |||
1 | Население, всего | 36,1 | 100,0 | 50,0 | 100,0 | |
2 | Самодеятельное население | 20,9 | 58,0 | 29,5 | 59,0 | |
В том числе: | ||||||
– градообразующая группа | 11,9 | 33,0 | 16,8 | 33,5 | ||
– обслуживающая группа | 9,0 | 25,0 | 12,8 | 25,5 | ||
3 | Несамодеятельное население | 15,1 | 42,0 | 20,5 | 41,0 |
Исходя из данных показателей, рассчитан прирост населения на осваиваемых территориях.
При определении трудовых ресурсов, необходимых для расчета населения из общей численности населения в трудоспособном возрасте исключаются следующие группы населения:
лица, занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве;
инвалиды труда в трудоспособном возрасте;
100% учащихся высших и средних специальных учебных заведений, обучающихся в отрыве от производства;
лица, зарегистрированные на бирже труда.
В составе трудовых ресурсов учитываются дополнительно лица пенсионного возраста, продолжающие участвовать в общественном производстве.
Важными при определении перспективной занятости имеют следующие факторы, которые выделяют МО из других:
во-первых, так как в МО располагается СФНЦА РАН, многие люди в пенсионном возрасте продолжают заниматься наукой.
во-вторых, существенное влияние оказывает агломерация.
в-третьих, предполагается, что важное значение в экономике МО займут обслуживающие предприятия, ориентированные на удовлетворения потребностей населения других территорий.
III Вариант развития предполагает развитие экономики основанной формировании биоинженерного кластера, ориентированного на удовлетворение потребностей сельского хозяйства (семена, ветеринарные препараты, кормовые добавки и другое), развитие обслуживающих отраслей и жилищном строительстве. Предполагается рост численности в первую очередь из-за формирования в этот период в р. п. Краснообск подцентра агломерации, в который будет перераспределена часть функций из г. Новосибирска.
В проекте определена следующая численность населения, соответствующая сбалансированному и устойчивому развитию МО (III Вариант):
1 первая очередь – 36100 человек;
2 расчетный срок – 50000 человек.
Основанием для прогноза изменения возрастной структуры населения МО р.п. Краснообск являлся прогноз изменения демографических показателей на территории Российской Федерации и регионов до 2035 г., разработанный специалистами Федеральной службы государственной статистики[1], а также особенности существующей возрастной структуры и механического движения населения. Высокая привлекательность поселения для миграционного притока граждан и осуществление комплекса мероприятий по социально-экономическому развитию территории в течение расчетного срока будут способствовать реализации представленного сценария. Основополагающим принят высокий вариант изменения демографических показателей (таблица № 3.1-3).
Таблица № 3.1-3
Предполагаемое изменение возрастной структуры населения р.п. Краснообска
Возрастная структура населения (на начало года) | Годы | ||
2018 г. | 2028 г. | 2038 г. | |
Для населения моложе трудоспособного возраста, % | 21,9 | 21,8 | 21,8 |
Доля населения трудоспособного возраста, % | 52,8 | 54,0 | 56,0 |
Доля населения старше трудоспособного возраста, % | 25,4 | 24,2 | 22,2 |
В соответствии с полученными величинами численности населения и показателями возрастной структуры определены основные параметры развития муниципального образования: отвод территорий жилой и нежилой застройки, объемы жилищного строительства и учреждений обслуживания, система инженерных и транспортных коммуникаций.
3.2. Планировочная организация и зонирование территории
Предлагается по возможности вернуться к основным положениям изначальной концепции 70 хх гг. прошлого века – модульности и функциональному зонированию, с учетом сложившихся векторов развития. Сохраненные проектные наработки: вся территория разбита на планировочные элементы – от малого планировочного шага 3,6 м, соответствующего укрупненному модулю институтских зданий, до крупного шага 1080 м. Через 360 м запроектированы основные проезды, проходы, коридоры инженерных коммуникаций, а для научной зоны через 72 м зафиксированы точки установки основных коммуникационных узлов.
Уникальное концептуальное градостроительное решение Краснообска практически сразу придало ему статус достопримечательности Новосибирска и области, который практически не использовался в полной мере. Оригинальная концепция развития предполагала использовать эту территорию как национальный Сибирский сельскохозяйственный парк, а также в качестве резервуара свежего воздуха для Новосибирска. Необходимо снова подчинить стратегию развития территории этим принципам при дальнейшем проектировании и застройке с использованием инновационных «зеленых» (экологических) принципов градостроительства и архитектуры.
Вместе с тем «кольцевое» решение застройки в современных условиях уже не является оптимальным по ряду факторов, кроме того границы муниципального образования утверждены таким образом, что «третье кольцо» либо не вписывается полностью в границы, либо будет меньше, в этой связи квартальное решение планировки третьего микрорайона является вполне оправданным.
На территории поселения проектом выделено 17 функциональных зон:
зона застройки индивидуальными жилыми домами;
зона застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный);
зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансарды);
зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более);
многофункциональная общественно-деловая зона;
зона специализированной общественной застройки;
производственная зона;
коммунально-складская зона;
научно-производственная зона;
зона инженерной инфраструктуры;
зона транспортной инфраструктуры;
зона садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан;
иные зоны сельскохозяйственного назначения;
зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары);
зона отдыха;
лесопарковая зона;
иные рекреационные зоны.
Таблица № 3.2-1
Баланс функциональных зон
№ п/п | Наименование | Площадь, га | % |
1 | Общая площадь муниципального образования р.п Краснобск | 1517,85 | 100 |
1.1 | Жилые зоны | ||
1.1.1 | Зона застройки индивидуальными жилыми домами | 100,20 | 6,60 |
1.1.2 | Зона застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный) | 44,45 | 2,93 |
1.1.3 | Зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более) | 126,87 | 8,36 |
1.2 | Общественно-деловые зоны | ||
1.2.1 | Многофункциональная общественно-деловая зона | 23,68 | 1,56 |
1.2.2 | Зона специализированной общественной застройки | 72,47 | 4,77 |
1.3 | Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур | ||
1.3.1 | Производственная зона | 18,03 | 1,19 |
1.3.2 | Коммунально-складская зона | 56,44 | 3,72 |
1.3.3 | Научно-производственная зона | 112,76 | 7,43 |
1.3.4 | Зона инженерной инфраструктуры | 20,10 | 1,32 |
1.3.5 | Зона транспортной инфраструктуры | 7,07 | 0,47 |
1.4 | Зоны сельскохозяйственного использования | ||
1.4.1 | Зона садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан | 151, 77 | 10,00 |
1.4.2 | Иные зоны сельскохозяйственного назначения | 188,33 | 12,41 |
1.5 | Рекреационные зоны | ||
1.5.1 | Зона озелененных территорий общего пользования(лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары) | 55,41 | 3,65 |
1.5.2 | Зона отдыха | 41,03 | 2,70 |
1.5.3 | Лесопарковая зона | 466,45 | 30,73 |
1.5.4 | Иные рекреационные зоны | 32,79 | 2,16 |
2 | р. п. Краснообск | 1366,08 | 100,00 |
2.1 | Жилые зоны | ||
2.1.1 | Зона застройки индивидуальными жилыми домами | 100,20 | 7,33 |
2.1.2 | Зона застройки малоэтажными жилыми домами | 44,45 | 3,25 |
2.1.3 | Зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более) | 126,87 | 9,29 |
2.2 | Общественно-деловые зоны | ||
2.2.1 | Многофункциональная общественно-деловая зона | 23,68 | 1,73 |
2.2.2 | Зона специализированной общественной застройки | 72,47 | 5,30 |
2.3 | Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур | ||
2.3.1 | Производственная зона | 18,03 | 1,32 |
2.3.2 | Коммунально-складская зона | 56,44 | 4,13 |
2.3.3 | Научно-производственная зона | 112,76 | 8,25 |
2.3.4 | Зона инженерной инфраструктуры | 20,10 | 1,47 |
2.3.5 | Зона транспортной инфраструктуры | 7,07 | 0,52 |
2.4 | Зоны сельскохозяйственного использования | ||
2.4.1 | Зона садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан | 0,00 | 0,00 |
2.4.2 | Иные зоны сельскохозяйственного назначения | 191,33 | 14,01 |
2.5 | Рекреационные зоны | ||
2.5.1 | Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары) | 52,41 | 3,84 |
2.5.2 | Зона отдыха | 41,03 | 3,01 |
2.5.3 | Лесопарковая зона | 466,45 | 34,15 |
2.5.4 | Иные рекреационные зоны | 32,79 | 2,40 |
3.3. Описание решения по установлению зон с особыми условиями использования территории
На территории муниципального образования установлены следующие зоны с особыми условиями использования территории:
- Охранная зона объекта электросетевого хозяйства "ВЛ 110кВ К-17/18, НГЭС - Тулинская – 20 м.
- Охранная зона объекта электросетевого хозяйства "ВЛ 110 кВ Ч-1/2 Тулинская - Комсомольская" - 20 м.
Проектом предусмотрено установление зон с особыми условиями использования территории от следующих планируемых территорий и объектов:
- Охранная зона объекта электросетевого хозяйства ПС 110кВ – 20 м.
На территории МО р.п. Краснообск выявлены следующие зоны с особыми условиями использования территории: санитарно-защитные зоны производственных и коммунальных объектов, охранные зоны инженерных коммуникаций, зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 235.