История литературоведческих учений в отечественной науке ( XIX– XX вв.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

10.1. Мифологическая школа

Философско-эстетические корни школы: йенская и гейдельбергская школы немецких романтиков. Ф. И. Буслаев как основоположник русской мифологической школы. «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861) Ф. И. Буслаева. История языка сохраняет следы мифологического сознания. Теория «слоевого состава» русского эпоса в наследии ученого.

Деятельность А. Н. Афанасьева по собиранию сказок («Народные русские сказки», 1855–1864). Тематический принцип собрания: сказки о животных, волшебные; социально-бытовые; анекдоты; легенды. Энциклопедичность охвата славянской мифологии в «Поэтических воззрениях славян на природу» (1865–1869).

О. Ф. Миллер – адепт «метеорологической» школы. Методологическая эклектичность и источниковедческая вторичность основных трудов О. Ф. Миллеора-мифолога.

А. А. Котляревский и его интерес к истории славянства. Этапы развития и угасания мифологии («слоевой» принцип) в историко-мифологической схеме ученого.

10.2. Сравнительно-историческое литературоведение

Методологические открытия А. Н. Веселовского. Создание исторической поэтики. Миграционная теория и культурно-социальное происхождение мифов. Индукция, историзм и компаративизм в научном мировоззрении А. Н. Веселовского. Значение лекции «О методе и задачах истории литературы как науки» (1870) в формировании литературоведения как научной дисциплины.

Сюжето- и мотивология как область научных интересов ученого. Диахронический и сравнительный подходы к изучению литературного явления.

Эволюция словесности от синкретического творчества к авторскому началу.

Компаративистика и ее теоретический аппарат. Синхронные срезы литературы и типологические исследования – предмет компаративистики. Научная деятельность
Ал. Н. Веселовского и В. М. Жирмунского.

10.3. Культурно-историческая школа

Позитивистская теория искусства в критических сочинениях Ип. Тэна («Философия искусства, 1865–1869, рус. пер. 1866, 1899) и «История английской литературы», 1863–1864, рус. пер. 1876). Обоснованные критиком понятия «нравственной температуры» эпохи, методологическая триада «раса, среда, момент» в эпистемологии новой литературоведческой школы. Каузальность, детерминизм и экстенсивность охвата материала – ведущие черты культурно-исторического метода в истории науки.

А. Н. Пыпин и его «общественно-исторический» метод.

Источниковедческие труды Н. С. Тихонравова.

Сочетание биографического метода с культурно-историческим в работах
С. А. Венгерова.

П. Н. Сакулин и его «Синтетическое построение истории литературы» (1925).

Значение культурно-исторической школы: 1) отторжение от абстрактного (гегелевского) эстетизма при анализе литературных явлений и 2) постулат о том, что литература является частью национальной культуры и изучение синхронных срезов литературы в историко-социальном контексте. Преемственность культурно-исторического литературоведения идеям «позднего» В. Г. Белинского.

10.4. Психологическая школа

Теория словесности А. А. Потебни. Знаковая природа слова в книге А. А. Потебни «Мысль и язык» (1862): в составе слова вычленяются внешняя (звук) и внутренняя (этимологическое значение) формы, а также объективируемое посредством звука содержание. Утрата внутренней формы слова в повседневном употреблении. Процесс познания есть идентификация называния и представления (внутренней формы).

«Три составные части поэтического произведения» те же, что в слове: представление равнозначно образу, звучание есть выражение поэтического произведения, а значению слова соответствует идея произведения.

Словесное творчество формируется «мифическим мышлением», считающим образ объективно существующим и переносящим в него само значение. Разработка
А. А. Потебней теории тропов и фигур.

Д. Н. Овсянико-Куликовский. «История русской интеллигенции» (1906–1911), этюды о творчестве крупнейших русских писателей (А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе, И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстом, А. П. Чехове и др.). Отнесение научного наследия Д. Н. Овсянико-Куликовского равно к психологическому и общественно-историческому литературоведению. Рассмотрение литературы не как отражения общественной истории, а как отражения общественной психологии является отличительной чертой его научного творчества (пример – его исследование типа «лишнего человека» в «Истории русской интеллигенции»).

Позитивистская схема наблюдательного и экспериментального типов творчества, а также субъективного и объективного творчества, в типологии русских писателей
Д. Н. Овсянико-Куликовского. Результат деятельности этого выдающегося филолога – создание «психологической истории» русской литературы.

10.5. Русский формализм

История русского формализма. ОПОЯЗ (Опояз). Состав Общества. Сборники по теории поэтического языка (1916, 1917) и «Поэтика» (1919).

Московский лингвистический кружок.

Программные статьи В. Б. Шкловского «Воскрешение слова» (1914) и «Искусство как прием» (1916). Искусство как переживание формы. Понятия «остранение» и «прием затрудненной формы».

«Литературность» в качестве поэтической структуры.

Глоссарий: поэтика, материал, прием, функция, конструкция, конструктивный принцип, доминанта, установка и т. д.

Материал и прием как терминологическая (понятийная) замена содержания и формы. В. М. Жирмунский «Задачи поэтики» (1921).

Влияние внелитературных рядов на развитие литературы. Ю. Н. Тынянов («Литературный факт», 1924; «О литературной эволюции», 1927).

Критика формализма в работе П. Н. Медведева (М. М. Бахтина) «Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику» (1928) – отражение научных споров «текстоцентричных» формалистов и диалогически ориентированного литературоведения.

Методологическая крайность социальных учений в литературоведении – вульгарный социологизм.

Значение русского формализма в истории науки о литературе.

10.6. Структурализм

Истоки метода: основы семиотики в трудах Ч. С. Пирса и Ч. У. Морриса и теория языка Ф. де Соссюра.

Структурно-семиотический метод в европейской науке 1960-х гг. Книга К. Леви-Стросса «Структурная антропология» (1958). Бинаризм как когнитивная основа метода.

«Семиология значения» Р. Барта и «семиология коммуникации» А. Ж. Греймаса. Трансформация функциональной модели волшебной сказки В. Я. Проппа в структурной модели деятелей А. Греймаса. Работы У. Эко.

Коммуникативная модель языка/литературы в статье Р. О. Якобсона «Лингвистика и поэтика», 1960. Компоненты коммуникации: адресант, адресат, сообщение, контакт, код и контекст. Связанные с этими компонентами функции языка: а) референтивная (денотативная, или когнитивная), б) эмотивная (экспрессивная), в) конативная (апеллятивная), г) фатическая, д) метаязыковая и е) поэтическая. Универсальность модели Р. Якобсона.

Московско-тартуская школа в истории отечественного литературоведения. Состав школы. Понятие «вторичная моделирующая система» в истории школы. Главные труды Ю. М. Лотмана.

Глоссарий: текст, оппозиция, метаязык, система, структура, код, пучок функций, уровень и т. п.

Культура и текст: эволюция структурализма.





Тема 11

Постструктурализм

Постмодернизм как явление культуры и отражение его в литературной теории – постструктурализме. Имена теоретиков.

Статья Ж. Деррида «Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук» (1966). Его теория письма.

Терминология постструктурализма: текст, игра, ризома, письмо, различение, след, пастиш, бриколаж, интертекст и т. п.

Основные принципы теории.

Деконструктивизм как исследовательская парадигма.

 

     6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

6 а) Методические рекомендации для самостоятельной работы, опубликованные или размещенные на сайте;

6 б) Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Теория литературы»:

1. работа над лекционным материалом;

2. работа над учебными пособиями;

3.изучение и конспектирование источников;

4. подготовка к экзамену.

Вопросы к экзамену

1. Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир».

2. Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения. Тематика, проблематика, идея, конфликт.

3. Образ человека в литературе: герой, персонаж, тип, характер. Категория автора: концептуально-креативная и нарратологическая модели.

4. Сюжет, фабула и мотив в теории литературы.

5. Композиция. Заглавие. Формальное и содержательное членение литературного произведения.

6. Художественный стиль. Тропы и фигуры. Проблема чужого слова.

7. Роды и жанры художественной литературы. Теория жанра.

8. Типы художественного содержания / модусы художественности.

9. Понятие хронотопа в теории литературы. Локальные тексты как теоретико-литературная проблема.

10. Литературный процесс. Понятие художественного метода (парадигмы). Литературные общности: направления¸ течения, школы.

11. Мифологическая и психологическая школы в истории русской науки о литературе.

12. Культурно-исторический метод литературоведения.

13. Сравнительно-историческое литературоведение.

14. Русский формализм.

15. Структурализм в литературоведении. Имена. Основные термины, метод.

16. Постструктурализм в теории литературы.

7. Фонд оценочных средств для итоговой аттестации обучающихся по дисциплине.

Пример экзаменационного билета

· Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения. Тематика, проблематика, идея, конфликт.

· Культурно-исторический и психологический методы литературоведения.

 

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.

Основная литература

Синякова Л. Н. Теория литературы : учебное пособие. Новосибирск : РИЦ НГУ, 2014. 164 с.

Теория литературы : в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко : учебное пособие. Т. 1, 2. М. : Изд. центр «Академия», 2004.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М. : Аспект Пресс, 1996. 334 с.

Дополнительная литература

Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб. : Азбука, 2000. 304 с.

Борев Ю. Б. Эстетика. Ростов н/Д. : Феникс, 2004. 704 с.

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М. : Высшая школа, 1989. 406 с.

Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л. : Наука, 1977. 407 с.

Зарубежная эстетика и теория литературы : трактаты, статьи, эссе / сост. Г. К. Косикова. М. : Изд-во Московск. ун-та, 1987. 511 с.

Компаньон А. Демон теории : литература и здравый смысл. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2001. 334 с.

Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Екатеринбург : Ин-т филол. исследов. И образ. Стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ин-т, 2010. 904 с.

Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М. : «Сов. энциклопедия», 1987. 751 с.

Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. Т. 2. Таллин : Александра, 1992. С. 9–21.

Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб. : Искусство – СПБ, 1997. С. 621–658.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М. : Высшая школа, 1990. 344 с.

Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н. Д. Тамарченко. М. : Изд-во Кулагиной ; Интрада, 2008. 360 с.

Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении : очерк историографии. Новосибирск : ИДМИ, 1999. 104 с.

Современная литературная теория : антология / сост. И. В. Кабановой. М. : Флинта : Наука, 2004. 343 с.

Структурализм : «за» и «против» : сб. ст. М. : Прогресс, 1975. 469 с.

Топоров В. Н. Петербург и «петербургский текст русской литературы» // Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы : избранные труды. СПб. : Искусство – СПБ, 2003. С. 7–118.

Тюпа В. И. Аналитика художественного : введение в литературоведческий анализ. М. : Лабиринт : РГГУ, 2001. 192 с.

Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб. : Азбука, 2000. 348 с.

Якобсон Р. Работы по поэтике. М. : Прогресс, 1987. 464 с.

 

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины

Текстология (справочное Интернет-издание) http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/?q=411

 

10. Методические указания для обучающихся по дисциплине

Электронный курс лекций: Л. Н. Синякова «Теория литературы». НГУ, 2014. https://mail.ngs.ru/Redirect/www.nsu.ru/xmlui/handle/nsu/4197

 11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

MS Word, MS PPTX

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

Ноутбук, медиапроектор, мультемидийные презентации

Дата: 2018-12-21, просмотров: 606.