Логика литературного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Статья В. М. Жирмунского «О поэзии классической и романтической» (1920): постулирование двух постоянных творческих стратегий.

Д. И. Чижевский о чередовании в европейской литературе XIV–XX вв. двух направлений: устремленного вовне, в мир (главенство содержания над формой), и обращенного внутрь себя (примат формы над содержанием). И. Н. Розанов («Литературные репутации», 1922) о закономерностях развития русской поэзии середины XVIII – начала XX вв. («ритмы поэтических эпох»): законы притяжения, отталкивания и инерции.

С. С. Аверинцев и др. делят эпохи развития культуры на архаический, традиционалистский и индивидуально-авторский периоды (1994). Некоторые другие концепции стадиальности литературного развития.

Логика литературного процесса в целом сводится к смене художественных языков.

9.2. Литературные общности.

Границы и содержание понятий направление, течение, школа. Теоретическое понятие другого уровня, без которого невозможно построить стадиальную историю литературы, – художественный язык (метод). Литературные общности и художественные парадигмы составляют операбельные единицы литературного процесса.

9.3. Смена эстетических форм и художественных языков

Древность, Средневековье, Новое время выделяются согласно литературным основаниям, но и накладываются на соответствующие исторические эпохи. Основной критерий стадиального деления литературы – эстетические формы и художественные языки.

Характеристики эпох.

Древность. Мифология, фольклор, античная литература, разделение литературы на роды, теоретическая поэтика Аристотеля.

Средневековье. Художественный язык – религиозный символизм. Литература Замка, Монастыря и Города в Европе; история, религия и государство как фундаментальный состав древнерусской литературы.

Антропоцентризм Возрождения.

Барокко: стремление к полицентричности художественного материала и противоположное этому одновременное стремление к его классификации и единообразию.

Классицизм. Трактат Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Рационализм Р. Декарта. Нормативность поэтики. Определен спектр тем: от высоких (прославление подвига и т. п.) до низких (осмеяние пороков); стилевой регистр (высокий, средний и низкий стили в зависимости от предмета изображения); иерархия персонажей по шкале моральных ценностей (высшие ценности – разум и справедливость – воплощены в действующих лицах – царях, полководцах, героях; низкие – пороки – в «героях» сатир, басен, комедий). Жанровая система закрытая, сформировавшаяся в соответствии с предметом высказывания: высокая трагедия, трагикомедия, комедия; эпопея, басня; ода и т. п.

Сентиментализм. Модерну присущи: культ науки, технического прогресса, исторический оптимизм, и – главное – открытие принципа субъективности (Ю. Хабермас). Первые три задачи решало Просвещение как философская система, последнюю – литература, выросшая из просветительских идей. Проблематика и поэтика сентиментализма.

Предромантизм (преромантизм). Сомнение во всесильности разума. Иррациональность действительности. Темные стороны личности. Однако мир един, не дуален. Жанр готического романа. Трудности выделения предромантизма в русской литературе.

Романтизм. Эстетика. Жанровая система. Течения в общеевропейском романтизме.

Реализм. Ранний (аналитический) в европейской и русской литературе, классический в русской и зрелый в западноевропейской литературах. Социологическое течение в русском реализме. Нормативный (социалистический) реализм. Крестьянский (традиционный) реализм в русской литературе второй половины XX в. Магический реализм в латиноамериканской литературе.

Натурализм. Позитивизм в качестве философского обоснования метода. Труды Ип. Тэна. «Экспериментальный роман» Э. Золя (1880). Концепция «натуралистического» человека.

Модернизм. Стадии модернизма. Течения. Принципы поэтики.

Постмодернизм. «Постструктуралистско-деконструктивистско-постмодернистский комплекс» в истории и теории литературы (И. П. Ильин). Новая рецептивно-креативная конфигурация «текст – текст» (ср.: «реальность – текст» в домодернистской литературе, «сознание – текст» в модернистской). Интертекстуальность, ризома, эпистема, письмо и другие концепты постмодернистского дискурса.

 

9.4. Функционирование литературы

Функциональные уровни литературы: классика, беллетристика и массовая, или паралитература. Их параметры (концепция человека, проблематика, жанры) позволяют вычленять определенные сегменты читательской аудитории. Синхронные срезы литературы дополняют диахронную схему литературного развития.

 

Тема 10

Дата: 2018-12-21, просмотров: 567.