Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения. Тематика, проблематика, идея, конфликт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

2.1. Форма и содержание литературного произведения

Формальные компоненты художественного произведения: стиль, композиция, ритм/метр в поэзии и поэтической прозе.

Формально-содержательные – жанр, фабула, сюжет, хронотоп.

Содержательные – тема, проблема, идея, характер, конфликт. Примеры нарушения формально-содержательного равновесия: французский символизм, русский футуризм и т. д.

Тематика, проблематика, конфликт

Тема и тематика, проблема и проблематика – определения терминов. Различие между тематическим и проблемным содержанием литературного произведения.

Идея произведения. Конфликт как структурная основа произведения. Терминологически «конфликт» может быть заменен (не всегда, а скорее в бытийном плане) коллизией. Многомерность конфликта: мировоззренческий (варианты – бытийный или социально-исторический), сюжетный, психологический и др. поговорим позже).

Тема 3

Образ человека в литературе. Категория автора

Образ человека в литературе. Герой, персонаж, тип, характер

Персонаж, характер, тип, сверхтип. Субъекты действия/речи, личности, социально-исторические генерализации, фундаментальные психологические конфигурации.Спорность употребления терминов образ и герой. Смысловые границы объема и содержания данных понятий.Классификация литературной антропосферы по модусам изображения (Н. Фрай): герой мифа, герой сказания, герой высокого миметического модуса, герой низкого миметического модуса и герой иронического модуса.

Категория автора: концептуально-креативная и нарратологическая модели

В. В. Виноградов об образе автора. М. М. Бахтин о первичном авторе и авторе-творце. Формула Б. О. Кормана: автор как носитель концепции всего произведения.

Аукториальный автор (всеведущий автор, повестователь).

Акториальный автор (рассказчик). Различие субъектных позиций собственно рассказчика, сказителя и хроникера. Понятие нейтрального автора в традиционном литературоведении и нарратологии.

 

Тема 4

Сюжет, фабула и мотив в теории литературы

Сюжет и фабула

Различие между понятиями сюжет и фабула. Древнейшие сюжеты – циклические и кумулятивные. В литературе также выделяются позднейшие по происхождению сюжеты: а) концентрические, или центростремительные; б) хроникальные и многолинейные (последняя группа названа В. Е. Хализевым панорамными сюжетами).

Элементы сюжета (сюжетной композиции): экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Внесюжетные элементы: пролог, предыстория, авторское отступление, вставное повествование (рассказ, новелла, повесть), эпилог.

Смысловое членение сюжета: ситуация, событие, коллизия/конфликт, интрига. В эту группу также входят действие как динамическая единица сюжета, и мотивировка как его логическая единица.

Основные элементы сюжета – ситуация и конфликт (коллизия).

Мотив

Определения мотива в истории науки: А. Н. Веселовский, Б. В. Томашевский. Функции В. Я. Проппа.

Повторяемость и предикативность мотива. Другие его главнейшие свойства. Корреляция с другими поэтологическими единицами – темой, лейтмотивом и хронотопом. Мотивологические выводы И. В. Силантьева.

 

Тема 5

Композиция. Формальное и содержательное членение литературного

Произведения

 

Композиция

Построение литературного произведения, коррелирующее со структурой и архитектоникой. Композиция имеет двоякую выраженность: внешнюю (формальную) и внутреннюю (содержательную). К внешней относится деление эпического произведения на книги (книга первая, вторая…), части, главы; лирического – на части, песни, строфы; драматического – на действия (акты) и явления. Внутренняя, или содержательная композиция, включает в себя: статические элементы (портреты, пейзажи, описания бытового уклада жизни персонажей, интерьера); внесюжетные элементы (вступление, пролог, предысторию, эпилог, вставные повествования, авторские отступления); мотивировки повествования и описания.

Теория композиции Б. А. Успенского («точки зрения»: идеологические, оценочные; фразеологические; пространственно-временные; психологические; «сложные», совмещающие в себе признаки предыдущих четырех видов).

Композиция как маркёр жанра.

Заглавие

Заглавие наряду с именем автора, подзаголовком, эпиграфом и посвящением представляет собой предтекст (в постструктуралистской традиции – паратекст).

Заглавия бывают эксплицитными и имплицитными (классификация Н. А. Кожиной, 1988).

По отношению к главной теме заглавия бывают проспективными и ретроспективными. Еще одна типология названий не имеет единого основания, но в качестве рабочей может быть использована. Это: а) заглавия, представляющие основную тему/проблему произведения («Шагреневая кожа» Бальзака, «Не в свои сани не садись» Островского); б) задающие сюжетную перспективу произведения («Радости и горести знаменитой Молль Фландерс, которая <…> под конец разбогатела, стала жить честно и умерла в раскаянии» Д. Дефо, «Дуэль» Чехова), в) заглавия-антропонимы («Тарас Бульба» Гоголя, «Жизнь Клима Самгина» Горького), в том числе и наименование профессии, степеней родства и других социально институализированных маркеров («Петербургские шарманщики» Григоровича, «Плотничья артель» Писемского, «Три сестры» Чехова… интересно, а «Семь принцесс» Метерлинка – это «персонажное» название по профессии? Есть над чем подумать…), г) заглавия, обозначающие время и место действия («Деревня» Бунина, «Утро помещика» Л. Толстого) (классификация А. В. Ламзиной, 1997).

Заглавия, в качестве метатекста, содержат в себе (частотные примеры): а) имя;
б) указание на тип сюжета или жанр (история…, повесть о…, записки…, хроника…, жизнь…, жизнь и приключения…); в) тему или проблему книги; г) название-символ.


Тема 6

Дата: 2018-12-21, просмотров: 1217.