Филология
Квалификация (степень) выпускника –
бакалавр
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«Теория литературы»
(72 час., 2 з.е.)
«ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»
Программа курса «Теория литературы» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки академического бакалавра по направлению «45.03.01 – Филология» в целях обеспечения реализации учебного процесса в НГУ.
Автор: Синякова Л. Н., д. филол. н., доцент
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Цель освоения дисциплины: формирование у студентов необходимых для филологов профессиональных компетенций и освоение теоретического метаязыка литературоведения; формирование научно-теоретического мировоззрения будущего филолога, знакомство с основными подходами к изучению литературного явления и основными этапами развития науки о литературе.
В результате обучения по дисциплине студент должен достигнуть следующих результатов образования:
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:
а) общекультурные компетенции (ОК):
· владение культурой мышления; способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановка цели и выбор путей ее достижения (ОК-1);
· стремление к саморазвитию, повышение квалификации и мастерства (ОК-6);
· умение использовать основные положения и методы гуманитарных наук в профессиональной деятельности (ОК-9).
б) профессиональные компетенции (ПК):
· способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основной изучаемой литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста (ПК-1);
· способность применить полученные знания в области теории и истории основной изучаемой литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);
· способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);
· владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-7).
Учебный курс «Теория литературы» относится базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» образовательной программы по направлению 45.03.01 Филология.
Программа дисциплины составлена с учетом связей и соотношения учебных дисциплин, преподаваемых на отделении филологии гуманитарного факультета НГУ. Курс является итоговым при освоении литературоведческих дисциплин.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные на протяжении всего обучения на факультете.
Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении курсов «Введение в литературоведение», «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «История русской литературной критики», «Анализ художественного текста».
Трудоемкость курса 2 зачетных единицы (72 ч.). Из них на контактную работу с преподавателем отводится 40 ч. (36 ч. – лекции, 4 ч. – консультации), на самостоятельную работу студентов – 32 ч.
№ п/п | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Тема | Форма итого- вой отчетности | |
1 | 1 | Лекции 2 | Самост. работа 1 | Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир». | |
2. | 2 | 2 | 1 | Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения. Тематика, проблематика, идея, конфликт. | |
3. | 3 | 2 | 2 | Образ человека в литературе: герой, персонаж, тип, характер. Категория автора: концептуально-креативная и нарратологическая модели. | |
4 | 4-5 | 4 | 2 | Сюжет, фабула и мотив в теории литературы. | |
5 | 6 | 2 | 1 | Формальное и содержательное членение литературного произведения. Композиция. | |
6. | 7-8 | 4 | 4 | Понятие хронотопа в теории литературы. Локальные тексты как теоретико-литературная проблема. | |
7. | 9 | 2 | 3 | Роды и жанры художественной литературы. Типы художественного содержания. | |
8. | 10 | 2 | 2 | Художественный стиль. Тропы и фигуры. | |
9. | 11-12 | 4 | 4 | Литературный процесс. Художественная парадигма. Литературные общности: направления, течения, школы. | |
10. | 13 | 1 | 1 | Мифологическая школа в истории русской литературной науки | |
11. | 13-14 | 2 | 2 | Сравнительно-историческое литературоведение | |
12. | 14 | 1 | 2 | Культурно-исторический метод литературоведения | |
13. | 15 | 1 | 1 | Психологический метод в русском литературоведении | |
14. | 15-16 | 3 | 2 | Русский формализм | |
15. | 17 | 2 | 2 | Структурализм (структурно-семиотический метод) | |
16. | 18 | 2 | 2 | Постструктурализм: имена, глоссарий, исследовательские подходы | |
Итого | 18 | 36 | 32 | ||
Консультации | 2 | 2 | экзамен |
Тема 1
Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир»
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Сюжет и фабула
Различие между понятиями сюжет и фабула. Древнейшие сюжеты – циклические и кумулятивные. В литературе также выделяются позднейшие по происхождению сюжеты: а) концентрические, или центростремительные; б) хроникальные и многолинейные (последняя группа названа В. Е. Хализевым панорамными сюжетами).
Элементы сюжета (сюжетной композиции): экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Внесюжетные элементы: пролог, предыстория, авторское отступление, вставное повествование (рассказ, новелла, повесть), эпилог.
Смысловое членение сюжета: ситуация, событие, коллизия/конфликт, интрига. В эту группу также входят действие как динамическая единица сюжета, и мотивировка как его логическая единица.
Основные элементы сюжета – ситуация и конфликт (коллизия).
Мотив
Определения мотива в истории науки: А. Н. Веселовский, Б. В. Томашевский. Функции В. Я. Проппа.
Повторяемость и предикативность мотива. Другие его главнейшие свойства. Корреляция с другими поэтологическими единицами – темой, лейтмотивом и хронотопом. Мотивологические выводы И. В. Силантьева.
Тема 5
Композиция. Формальное и содержательное членение литературного
Произведения
Композиция
Построение литературного произведения, коррелирующее со структурой и архитектоникой. Композиция имеет двоякую выраженность: внешнюю (формальную) и внутреннюю (содержательную). К внешней относится деление эпического произведения на книги (книга первая, вторая…), части, главы; лирического – на части, песни, строфы; драматического – на действия (акты) и явления. Внутренняя, или содержательная композиция, включает в себя: статические элементы (портреты, пейзажи, описания бытового уклада жизни персонажей, интерьера); внесюжетные элементы (вступление, пролог, предысторию, эпилог, вставные повествования, авторские отступления); мотивировки повествования и описания.
Теория композиции Б. А. Успенского («точки зрения»: идеологические, оценочные; фразеологические; пространственно-временные; психологические; «сложные», совмещающие в себе признаки предыдущих четырех видов).
Композиция как маркёр жанра.
Заглавие
Заглавие наряду с именем автора, подзаголовком, эпиграфом и посвящением представляет собой предтекст (в постструктуралистской традиции – паратекст).
Заглавия бывают эксплицитными и имплицитными (классификация Н. А. Кожиной, 1988).
По отношению к главной теме заглавия бывают проспективными и ретроспективными. Еще одна типология названий не имеет единого основания, но в качестве рабочей может быть использована. Это: а) заглавия, представляющие основную тему/проблему произведения («Шагреневая кожа» Бальзака, «Не в свои сани не садись» Островского); б) задающие сюжетную перспективу произведения («Радости и горести знаменитой Молль Фландерс, которая <…> под конец разбогатела, стала жить честно и умерла в раскаянии» Д. Дефо, «Дуэль» Чехова), в) заглавия-антропонимы («Тарас Бульба» Гоголя, «Жизнь Клима Самгина» Горького), в том числе и наименование профессии, степеней родства и других социально институализированных маркеров («Петербургские шарманщики» Григоровича, «Плотничья артель» Писемского, «Три сестры» Чехова… интересно, а «Семь принцесс» Метерлинка – это «персонажное» название по профессии? Есть над чем подумать…), г) заглавия, обозначающие время и место действия («Деревня» Бунина, «Утро помещика» Л. Толстого) (классификация А. В. Ламзиной, 1997).
Заглавия, в качестве метатекста, содержат в себе (частотные примеры): а) имя;
б) указание на тип сюжета или жанр (история…, повесть о…, записки…, хроника…, жизнь…, жизнь и приключения…); в) тему или проблему книги; г) название-символ.
Тема 6
Хронотоп
Понятие хронотоп («время-пространство») и работа М. М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе» (1938). Выделяемые М. М. Бахтиным хронотопы: а) хронотоп греческого романа и его варианты, б) фольклорный, в) хронотоп рыцарского романа, г) раблезианский, д) идиллический, е) дороги, ж) замка, з) гостиной-салона, и) провинциального городка, к) порога, л) биографического времени и др.
Связь хронотопа со всеми структурными центрами произведения.
Ю. М. Лотман о категории художественного пространства («Проблема художественного пространства в прозе Гоголя», 1968, 1988). Различие концептов путь и дорога. «Герои своего круга» и «герои пути/степи» в творчестве Л. Н. Толстого. Особенности художественного пространства в творчестве Н. В. Гоголя.
Корреляция литературоведческих категорий хронотопа и мотива.
Обобщенное (панхрония, ахрония) и конкретное (линейное и циклическое) художественное пространство.
Локальные тексты
Разработка научной тематики культурных текстов в московско-тартуской структурно-семиотической школе. Работа В. Н. Топорова «Петербург и Петербургский текст русской литературы». Постановка проблемы культурного текста. Семантическая связанность текстов о городе как необходимое условие возникновения городского текста. Своеобразие петербургского текста. Положительная и отрицательная природа/культура. Литературная история петербургского текста.
Статья Ю. М. Лотмана «Символика Петербурга и проблемы семиотики города». «Концентрические» и «эксцентрические» города. Эсхатологичность и миражность Петербурга в художественных текстах. Семиотика Петербурга – культурного текста и метаязыка.
Изучение локальных текстов в современной науке.
Тема 7
Роды и жанры
Литературный жанр
Определение жанра Р. Уэллеком и О. Уорреном (1949, русский перевод – 1978). Жанр как авторефлексия литературы.
Теория жанра в работах Н. Л. Лейдермана. Мирообраз как центрирующее содержание теоретического конструкта «жанр». Жанровая доминанта и носители жанра по
Н. Л. Лейдерману. Жанровое содержание и форма. Факторы жанра: культурно-исторический и духовно-ментальный. Русские формалисты об имманентности жанровых законов.
Метажанровость романа. М. М. Бахтин о романе («Эпос и роман», 1938). Перспективы романного жанра по М. М. Бахтину.
Историческая поэтика романа.
Канонические и неканонические жанры.
Художественный стиль
Тема 9
Литературный процесс
Тема 10
Тема 11
Постструктурализм
Постмодернизм как явление культуры и отражение его в литературной теории – постструктурализме. Имена теоретиков.
Статья Ж. Деррида «Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук» (1966). Его теория письма.
Терминология постструктурализма: текст, игра, ризома, письмо, различение, след, пастиш, бриколаж, интертекст и т. п.
Основные принципы теории.
Деконструктивизм как исследовательская парадигма.
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6 а) Методические рекомендации для самостоятельной работы, опубликованные или размещенные на сайте;
6 б) Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Теория литературы»:
1. работа над лекционным материалом;
2. работа над учебными пособиями;
3.изучение и конспектирование источников;
4. подготовка к экзамену.
Вопросы к экзамену
1. Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир».
2. Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения. Тематика, проблематика, идея, конфликт.
3. Образ человека в литературе: герой, персонаж, тип, характер. Категория автора: концептуально-креативная и нарратологическая модели.
4. Сюжет, фабула и мотив в теории литературы.
5. Композиция. Заглавие. Формальное и содержательное членение литературного произведения.
6. Художественный стиль. Тропы и фигуры. Проблема чужого слова.
7. Роды и жанры художественной литературы. Теория жанра.
8. Типы художественного содержания / модусы художественности.
9. Понятие хронотопа в теории литературы. Локальные тексты как теоретико-литературная проблема.
10. Литературный процесс. Понятие художественного метода (парадигмы). Литературные общности: направления¸ течения, школы.
11. Мифологическая и психологическая школы в истории русской науки о литературе.
12. Культурно-исторический метод литературоведения.
13. Сравнительно-историческое литературоведение.
14. Русский формализм.
15. Структурализм в литературоведении. Имена. Основные термины, метод.
16. Постструктурализм в теории литературы.
7. Фонд оценочных средств для итоговой аттестации обучающихся по дисциплине.
Пример экзаменационного билета
· Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения. Тематика, проблематика, идея, конфликт.
· Культурно-исторический и психологический методы литературоведения.
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.
Основная литература
Синякова Л. Н. Теория литературы : учебное пособие. Новосибирск : РИЦ НГУ, 2014. 164 с.
Теория литературы : в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко : учебное пособие. Т. 1, 2. М. : Изд. центр «Академия», 2004.
Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М. : Аспект Пресс, 1996. 334 с.
Дополнительная литература
Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб. : Азбука, 2000. 304 с.
Борев Ю. Б. Эстетика. Ростов н/Д. : Феникс, 2004. 704 с.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М. : Высшая школа, 1989. 406 с.
Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л. : Наука, 1977. 407 с.
Зарубежная эстетика и теория литературы : трактаты, статьи, эссе / сост. Г. К. Косикова. М. : Изд-во Московск. ун-та, 1987. 511 с.
Компаньон А. Демон теории : литература и здравый смысл. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2001. 334 с.
Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Екатеринбург : Ин-т филол. исследов. И образ. Стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ин-т, 2010. 904 с.
Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М. : «Сов. энциклопедия», 1987. 751 с.
Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. Т. 2. Таллин : Александра, 1992. С. 9–21.
Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб. : Искусство – СПБ, 1997. С. 621–658.
Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М. : Высшая школа, 1990. 344 с.
Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н. Д. Тамарченко. М. : Изд-во Кулагиной ; Интрада, 2008. 360 с.
Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении : очерк историографии. Новосибирск : ИДМИ, 1999. 104 с.
Современная литературная теория : антология / сост. И. В. Кабановой. М. : Флинта : Наука, 2004. 343 с.
Структурализм : «за» и «против» : сб. ст. М. : Прогресс, 1975. 469 с.
Топоров В. Н. Петербург и «петербургский текст русской литературы» // Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы : избранные труды. СПб. : Искусство – СПБ, 2003. С. 7–118.
Тюпа В. И. Аналитика художественного : введение в литературоведческий анализ. М. : Лабиринт : РГГУ, 2001. 192 с.
Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб. : Азбука, 2000. 348 с.
Якобсон Р. Работы по поэтике. М. : Прогресс, 1987. 464 с.
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины
Текстология (справочное Интернет-издание) http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/?q=411
10. Методические указания для обучающихся по дисциплине
Электронный курс лекций: Л. Н. Синякова «Теория литературы». НГУ, 2014. https://mail.ngs.ru/Redirect/www.nsu.ru/xmlui/handle/nsu/4197
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
MS Word, MS PPTX
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.
Ноутбук, медиапроектор, мультемидийные презентации
Филология
Квалификация (степень) выпускника –
бакалавр
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«Теория литературы»
(72 час., 2 з.е.)
«ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»
Программа курса «Теория литературы» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки академического бакалавра по направлению «45.03.01 – Филология» в целях обеспечения реализации учебного процесса в НГУ.
Автор: Синякова Л. Н., д. филол. н., доцент
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Цель освоения дисциплины: формирование у студентов необходимых для филологов профессиональных компетенций и освоение теоретического метаязыка литературоведения; формирование научно-теоретического мировоззрения будущего филолога, знакомство с основными подходами к изучению литературного явления и основными этапами развития науки о литературе.
В результате обучения по дисциплине студент должен достигнуть следующих результатов образования:
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:
а) общекультурные компетенции (ОК):
· владение культурой мышления; способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановка цели и выбор путей ее достижения (ОК-1);
· стремление к саморазвитию, повышение квалификации и мастерства (ОК-6);
· умение использовать основные положения и методы гуманитарных наук в профессиональной деятельности (ОК-9).
б) профессиональные компетенции (ПК):
· способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основной изучаемой литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста (ПК-1);
· способность применить полученные знания в области теории и истории основной изучаемой литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);
· способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);
· владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-7).
Учебный курс «Теория литературы» относится базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» образовательной программы по направлению 45.03.01 Филология.
Программа дисциплины составлена с учетом связей и соотношения учебных дисциплин, преподаваемых на отделении филологии гуманитарного факультета НГУ. Курс является итоговым при освоении литературоведческих дисциплин.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные на протяжении всего обучения на факультете.
Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении курсов «Введение в литературоведение», «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «История русской литературной критики», «Анализ художественного текста».
Трудоемкость курса 2 зачетных единицы (72 ч.). Из них на контактную работу с преподавателем отводится 40 ч. (36 ч. – лекции, 4 ч. – консультации), на самостоятельную работу студентов – 32 ч.
№ п/п | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Тема | Форма итого- вой отчетности | |
1 | 1 | Лекции 2 | Самост. работа 1 | Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир». | |
2. | 2 | 2 | 1 | Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения. Тематика, проблематика, идея, конфликт. | |
3. | 3 | 2 | 2 | Образ человека в литературе: герой, персонаж, тип, характер. Категория автора: концептуально-креативная и нарратологическая модели. | |
4 | 4-5 | 4 | 2 | Сюжет, фабула и мотив в теории литературы. | |
5 | 6 | 2 | 1 | Формальное и содержательное членение литературного произведения. Композиция. | |
6. | 7-8 | 4 | 4 | Понятие хронотопа в теории литературы. Локальные тексты как теоретико-литературная проблема. | |
7. | 9 | 2 | 3 | Роды и жанры художественной литературы. Типы художественного содержания. | |
8. | 10 | 2 | 2 | Художественный стиль. Тропы и фигуры. | |
9. | 11-12 | 4 | 4 | Литературный процесс. Художественная парадигма. Литературные общности: направления, течения, школы. | |
10. | 13 | 1 | 1 | Мифологическая школа в истории русской литературной науки | |
11. | 13-14 | 2 | 2 | Сравнительно-историческое литературоведение | |
12. | 14 | 1 | 2 | Культурно-исторический метод литературоведения | |
13. | 15 | 1 | 1 | Психологический метод в русском литературоведении | |
14. | 15-16 | 3 | 2 | Русский формализм | |
15. | 17 | 2 | 2 | Структурализм (структурно-семиотический метод) | |
16. | 18 | 2 | 2 | Постструктурализм: имена, глоссарий, исследовательские подходы | |
Итого | 18 | 36 | 32 | ||
Консультации | 2 | 2 | экзамен |
Тема 1
Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир»
Вводные понятия: образ, эйдос, поэтика
Определения понятий образ, эйдос и поэтика. Двузначность термина поэтика: обозначение дисциплины и структурно-функционального единства литературного произведения. Теоретическая и историческая поэтика.
1.2. Структура литературоведения. Литературоведческие дисциплины
Основные разделы литературоведения: теория литературы, история литературы и литературная критика. Вспомогательные литературоведческие дисциплины: текстология, источниковедение и библиография. Выделение теоретического литературоведения в качестве сравнительно новой обобщающей отрасли науки (В. Н. Топоров,
Вяч. Вс. Иванов, И. П. Смирнов, В. В. Кожинов, Г Д. Гачев и др.).
1.3. Система «литература». Понятие «художественный мир»
Система «литература» включает в себя компоненты: автор – художественное произведение – читатель. Опосредующие каналы связи: традиция и реальность. Художественный мир – все то, что входит в вымышленную (фиктивную) реальность, духовно-ментальный субстрат произведения; все то, что в нем содержится. Слова (стиль) отграничивают внешнюю реальность от вымышленной и являются своего рода посредниками между действительным и фиктивным (художественным, авторским, поэтическим) мирами. Курс «Теория литературы» занимается всеми компонентами системы «литература», включая читателя (справка о герменевтике и рецептивной эстетике) и опосредующими компонентами (реальность – референт в формально-содержательном составе произведения; традиция – в теме «Литературный процесс»). Оба эти компонента немаловажны при изучении истории науки («Культурно-историческая школа», «Сравнительно-историческое литературоведение»).
Тема 2
Дата: 2018-12-21, просмотров: 536.