Вводные понятия: образ, эйдос, поэтика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Филология

 

 

Квалификация (степень) выпускника –

бакалавр

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«Теория литературы»

 

(72 час., 2 з.е.)

 


 

  1. Наименование дисциплины

«ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

Программа курса «Теория литературы» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки академического бакалавра по направлению «45.03.01 – Филология» в целях обеспечения реализации учебного процесса в НГУ.

Автор: Синякова Л. Н., д. филол. н., доцент

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 Цель освоения дисциплины: формирование у студентов необходимых для филологов профессиональных компетенций и освоение теоретического метаязыка литературоведения; формирование научно-теоретического мировоззрения будущего филолога, знакомство с основными подходами к изучению литературного явления и основными этапами развития науки о литературе.

 

В результате обучения по дисциплине студент должен достигнуть следующих результатов образования:

  • знать методологию современного литературоведения; терминологический корпус теоретического литературоведения; основные стадии развития науки о литературе;
  • уметь применять теоретические понятия при анализе конкретных литературных произведений; исследовать литературное произведение в качестве системно-целостного единства;
  • иметь представление о главных тенденциях развития современного литературоведения;
  • иметь навык анализа и интерпретации литературного произведения в современной научной парадигме;
  • владеть системно-целостным научным мировоззрением.

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:

 

а) общекультурные компетенции (ОК):

· владение культурой мышления; способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановка цели и выбор путей ее достижения (ОК-1);

· стремление к саморазвитию, повышение квалификации и мастерства (ОК-6);

· умение использовать основные положения и методы гуманитарных наук в профессиональной деятельности (ОК-9).

 

б) профессиональные компетенции (ПК):

· способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основной изучаемой литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста (ПК-1);

· способность применить полученные знания в области теории и истории основной изучаемой литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

· способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

· владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-7).

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Учебный курс «Теория литературы» относится базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» образовательной программы по направлению 45.03.01 Филология.

Программа дисциплины составлена с учетом связей и соотношения учебных дисциплин, преподаваемых на отделении филологии гуманитарного факультета НГУ. Курс является итоговым при освоении литературоведческих дисциплин.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные на протяжении всего обучения на факультете.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении курсов «Введение в литературоведение», «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «История русской литературной критики», «Анализ художественного текста».

 

  1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Трудоемкость курса 2 зачетных единицы (72 ч.). Из них на контактную работу с преподавателем отводится 40 ч. (36 ч. – лекции, 4 ч. – консультации), на самостоятельную работу студентов – 32 ч.

 

  1. Содержание дисциплины «Теория литературы», структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

 

№ п/п Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Тема Форма итого- вой отчетности
    1 1 Лекции 2 Самост. работа 1 Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир».
2. 2 2 1 Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения. Тематика, проблематика, идея, конфликт.
3. 3 2 2 Образ человека в литературе: герой, персонаж, тип, характер. Категория автора: концептуально-креативная и нарратологическая модели.
4 4-5 4 2 Сюжет, фабула и мотив в теории литературы.
5 6 2 1 Формальное и содержательное членение литературного произведения. Композиция.
6. 7-8 4 4 Понятие хронотопа в теории литературы. Локальные тексты как теоретико-литературная проблема.
7. 9 2 3 Роды и жанры художественной литературы. Типы художественного содержания.
8. 10 2 2 Художественный стиль. Тропы и фигуры.
9. 11-12 4 4 Литературный процесс. Художественная парадигма. Литературные общности: направления, течения, школы.
10. 13 1 1 Мифологическая школа в истории русской литературной науки
11. 13-14 2 2 Сравнительно-историческое литературоведение
12. 14 1 2 Культурно-исторический метод литературоведения
13. 15 1 1 Психологический метод в русском литературоведении
14. 15-16 3 2 Русский формализм
15. 17 2 2 Структурализм (структурно-семиотический метод)
16. 18 2 2 Постструктурализм: имена, глоссарий, исследовательские подходы
Итого 18 36 32
Консультации 2 2 экзамен

Тема 1

Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир»

 

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Сюжет и фабула

Различие между понятиями сюжет и фабула. Древнейшие сюжеты – циклические и кумулятивные. В литературе также выделяются позднейшие по происхождению сюжеты: а) концентрические, или центростремительные; б) хроникальные и многолинейные (последняя группа названа В. Е. Хализевым панорамными сюжетами).

Элементы сюжета (сюжетной композиции): экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Внесюжетные элементы: пролог, предыстория, авторское отступление, вставное повествование (рассказ, новелла, повесть), эпилог.

Смысловое членение сюжета: ситуация, событие, коллизия/конфликт, интрига. В эту группу также входят действие как динамическая единица сюжета, и мотивировка как его логическая единица.

Основные элементы сюжета – ситуация и конфликт (коллизия).

Мотив

Определения мотива в истории науки: А. Н. Веселовский, Б. В. Томашевский. Функции В. Я. Проппа.

Повторяемость и предикативность мотива. Другие его главнейшие свойства. Корреляция с другими поэтологическими единицами – темой, лейтмотивом и хронотопом. Мотивологические выводы И. В. Силантьева.

 

Тема 5

Композиция. Формальное и содержательное членение литературного

Произведения

 

Композиция

Построение литературного произведения, коррелирующее со структурой и архитектоникой. Композиция имеет двоякую выраженность: внешнюю (формальную) и внутреннюю (содержательную). К внешней относится деление эпического произведения на книги (книга первая, вторая…), части, главы; лирического – на части, песни, строфы; драматического – на действия (акты) и явления. Внутренняя, или содержательная композиция, включает в себя: статические элементы (портреты, пейзажи, описания бытового уклада жизни персонажей, интерьера); внесюжетные элементы (вступление, пролог, предысторию, эпилог, вставные повествования, авторские отступления); мотивировки повествования и описания.

Теория композиции Б. А. Успенского («точки зрения»: идеологические, оценочные; фразеологические; пространственно-временные; психологические; «сложные», совмещающие в себе признаки предыдущих четырех видов).

Композиция как маркёр жанра.

Заглавие

Заглавие наряду с именем автора, подзаголовком, эпиграфом и посвящением представляет собой предтекст (в постструктуралистской традиции – паратекст).

Заглавия бывают эксплицитными и имплицитными (классификация Н. А. Кожиной, 1988).

По отношению к главной теме заглавия бывают проспективными и ретроспективными. Еще одна типология названий не имеет единого основания, но в качестве рабочей может быть использована. Это: а) заглавия, представляющие основную тему/проблему произведения («Шагреневая кожа» Бальзака, «Не в свои сани не садись» Островского); б) задающие сюжетную перспективу произведения («Радости и горести знаменитой Молль Фландерс, которая <…> под конец разбогатела, стала жить честно и умерла в раскаянии» Д. Дефо, «Дуэль» Чехова), в) заглавия-антропонимы («Тарас Бульба» Гоголя, «Жизнь Клима Самгина» Горького), в том числе и наименование профессии, степеней родства и других социально институализированных маркеров («Петербургские шарманщики» Григоровича, «Плотничья артель» Писемского, «Три сестры» Чехова… интересно, а «Семь принцесс» Метерлинка – это «персонажное» название по профессии? Есть над чем подумать…), г) заглавия, обозначающие время и место действия («Деревня» Бунина, «Утро помещика» Л. Толстого) (классификация А. В. Ламзиной, 1997).

Заглавия, в качестве метатекста, содержат в себе (частотные примеры): а) имя;
б) указание на тип сюжета или жанр (история…, повесть о…, записки…, хроника…, жизнь…, жизнь и приключения…); в) тему или проблему книги; г) название-символ.


Тема 6

Хронотоп

Понятие хронотоп («время-пространство») и работа М. М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе» (1938). Выделяемые М. М. Бахтиным хронотопы: а) хронотоп греческого романа и его варианты, б) фольклорный, в) хронотоп рыцарского романа, г) раблезианский, д) идиллический, е) дороги, ж) замка, з) гостиной-салона, и) провинциального городка, к) порога, л) биографического времени и др.

Связь хронотопа со всеми структурными центрами произведения.

Ю. М. Лотман о категории художественного пространства («Проблема художественного пространства в прозе Гоголя», 1968, 1988). Различие концептов путь и дорога. «Герои своего круга» и «герои пути/степи» в творчестве Л. Н. Толстого. Особенности художественного пространства в творчестве Н. В. Гоголя.

Корреляция литературоведческих категорий хронотопа и мотива.

Обобщенное (панхрония, ахрония) и конкретное (линейное и циклическое) художественное пространство.

Локальные тексты

Разработка научной тематики культурных текстов в московско-тартуской структурно-семиотической школе. Работа В. Н. Топорова «Петербург и Петербургский текст русской литературы». Постановка проблемы культурного текста. Семантическая связанность текстов о городе как необходимое условие возникновения городского текста. Своеобразие петербургского текста. Положительная и отрицательная природа/культура. Литературная история петербургского текста.

Статья Ю. М. Лотмана «Символика Петербурга и проблемы семиотики города». «Концентрические» и «эксцентрические» города. Эсхатологичность и миражность Петербурга в художественных текстах. Семиотика Петербурга – культурного текста и метаязыка.

Изучение локальных текстов в современной науке.

 

Тема 7

Роды и жанры

Литературный жанр

Определение жанра Р. Уэллеком и О. Уорреном (1949, русский перевод – 1978). Жанр как авторефлексия литературы.

Теория жанра в работах Н. Л. Лейдермана. Мирообраз как центрирующее содержание теоретического конструкта «жанр». Жанровая доминанта и носители жанра по
Н. Л. Лейдерману. Жанровое содержание и форма. Факторы жанра: культурно-исторический и духовно-ментальный. Русские формалисты об имманентности жанровых законов.

Метажанровость романа. М. М. Бахтин о романе («Эпос и роман», 1938). Перспективы романного жанра по М. М. Бахтину.

Историческая поэтика романа.

Канонические и неканонические жанры.


Художественный стиль

Тема 9

Литературный процесс

Тема 10

Тема 11

Постструктурализм

Постмодернизм как явление культуры и отражение его в литературной теории – постструктурализме. Имена теоретиков.

Статья Ж. Деррида «Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук» (1966). Его теория письма.

Терминология постструктурализма: текст, игра, ризома, письмо, различение, след, пастиш, бриколаж, интертекст и т. п.

Основные принципы теории.

Деконструктивизм как исследовательская парадигма.

 

     6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

6 а) Методические рекомендации для самостоятельной работы, опубликованные или размещенные на сайте;

6 б) Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Теория литературы»:

1. работа над лекционным материалом;

2. работа над учебными пособиями;

3.изучение и конспектирование источников;

4. подготовка к экзамену.

Вопросы к экзамену

1. Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир».

2. Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения. Тематика, проблематика, идея, конфликт.

3. Образ человека в литературе: герой, персонаж, тип, характер. Категория автора: концептуально-креативная и нарратологическая модели.

4. Сюжет, фабула и мотив в теории литературы.

5. Композиция. Заглавие. Формальное и содержательное членение литературного произведения.

6. Художественный стиль. Тропы и фигуры. Проблема чужого слова.

7. Роды и жанры художественной литературы. Теория жанра.

8. Типы художественного содержания / модусы художественности.

9. Понятие хронотопа в теории литературы. Локальные тексты как теоретико-литературная проблема.

10. Литературный процесс. Понятие художественного метода (парадигмы). Литературные общности: направления¸ течения, школы.

11. Мифологическая и психологическая школы в истории русской науки о литературе.

12. Культурно-исторический метод литературоведения.

13. Сравнительно-историческое литературоведение.

14. Русский формализм.

15. Структурализм в литературоведении. Имена. Основные термины, метод.

16. Постструктурализм в теории литературы.

7. Фонд оценочных средств для итоговой аттестации обучающихся по дисциплине.

Пример экзаменационного билета

· Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения. Тематика, проблематика, идея, конфликт.

· Культурно-исторический и психологический методы литературоведения.

 

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.

Основная литература

Синякова Л. Н. Теория литературы : учебное пособие. Новосибирск : РИЦ НГУ, 2014. 164 с.

Теория литературы : в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко : учебное пособие. Т. 1, 2. М. : Изд. центр «Академия», 2004.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М. : Аспект Пресс, 1996. 334 с.

Дополнительная литература

Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб. : Азбука, 2000. 304 с.

Борев Ю. Б. Эстетика. Ростов н/Д. : Феникс, 2004. 704 с.

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М. : Высшая школа, 1989. 406 с.

Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л. : Наука, 1977. 407 с.

Зарубежная эстетика и теория литературы : трактаты, статьи, эссе / сост. Г. К. Косикова. М. : Изд-во Московск. ун-та, 1987. 511 с.

Компаньон А. Демон теории : литература и здравый смысл. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2001. 334 с.

Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Екатеринбург : Ин-т филол. исследов. И образ. Стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. ин-т, 2010. 904 с.

Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М. : «Сов. энциклопедия», 1987. 751 с.

Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. Т. 2. Таллин : Александра, 1992. С. 9–21.

Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб. : Искусство – СПБ, 1997. С. 621–658.

Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М. : Высшая школа, 1990. 344 с.

Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н. Д. Тамарченко. М. : Изд-во Кулагиной ; Интрада, 2008. 360 с.

Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении : очерк историографии. Новосибирск : ИДМИ, 1999. 104 с.

Современная литературная теория : антология / сост. И. В. Кабановой. М. : Флинта : Наука, 2004. 343 с.

Структурализм : «за» и «против» : сб. ст. М. : Прогресс, 1975. 469 с.

Топоров В. Н. Петербург и «петербургский текст русской литературы» // Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы : избранные труды. СПб. : Искусство – СПБ, 2003. С. 7–118.

Тюпа В. И. Аналитика художественного : введение в литературоведческий анализ. М. : Лабиринт : РГГУ, 2001. 192 с.

Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб. : Азбука, 2000. 348 с.

Якобсон Р. Работы по поэтике. М. : Прогресс, 1987. 464 с.

 

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины

Текстология (справочное Интернет-издание) http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/?q=411

 

10. Методические указания для обучающихся по дисциплине

Электронный курс лекций: Л. Н. Синякова «Теория литературы». НГУ, 2014. https://mail.ngs.ru/Redirect/www.nsu.ru/xmlui/handle/nsu/4197

 11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

MS Word, MS PPTX

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

Ноутбук, медиапроектор, мультемидийные презентации

Филология

 

 

Квалификация (степень) выпускника –

бакалавр

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«Теория литературы»

 

(72 час., 2 з.е.)

 


 

  1. Наименование дисциплины

«ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

Программа курса «Теория литературы» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки академического бакалавра по направлению «45.03.01 – Филология» в целях обеспечения реализации учебного процесса в НГУ.

Автор: Синякова Л. Н., д. филол. н., доцент

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 Цель освоения дисциплины: формирование у студентов необходимых для филологов профессиональных компетенций и освоение теоретического метаязыка литературоведения; формирование научно-теоретического мировоззрения будущего филолога, знакомство с основными подходами к изучению литературного явления и основными этапами развития науки о литературе.

 

В результате обучения по дисциплине студент должен достигнуть следующих результатов образования:

  • знать методологию современного литературоведения; терминологический корпус теоретического литературоведения; основные стадии развития науки о литературе;
  • уметь применять теоретические понятия при анализе конкретных литературных произведений; исследовать литературное произведение в качестве системно-целостного единства;
  • иметь представление о главных тенденциях развития современного литературоведения;
  • иметь навык анализа и интерпретации литературного произведения в современной научной парадигме;
  • владеть системно-целостным научным мировоззрением.

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:

 

а) общекультурные компетенции (ОК):

· владение культурой мышления; способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановка цели и выбор путей ее достижения (ОК-1);

· стремление к саморазвитию, повышение квалификации и мастерства (ОК-6);

· умение использовать основные положения и методы гуманитарных наук в профессиональной деятельности (ОК-9).

 

б) профессиональные компетенции (ПК):

· способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основной изучаемой литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста (ПК-1);

· способность применить полученные знания в области теории и истории основной изучаемой литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

· способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

· владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-7).

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Учебный курс «Теория литературы» относится базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» образовательной программы по направлению 45.03.01 Филология.

Программа дисциплины составлена с учетом связей и соотношения учебных дисциплин, преподаваемых на отделении филологии гуманитарного факультета НГУ. Курс является итоговым при освоении литературоведческих дисциплин.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные на протяжении всего обучения на факультете.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении курсов «Введение в литературоведение», «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «История русской литературной критики», «Анализ художественного текста».

 

  1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

Трудоемкость курса 2 зачетных единицы (72 ч.). Из них на контактную работу с преподавателем отводится 40 ч. (36 ч. – лекции, 4 ч. – консультации), на самостоятельную работу студентов – 32 ч.

 

  1. Содержание дисциплины «Теория литературы», структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

 

№ п/п Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Тема Форма итого- вой отчетности
    1 1 Лекции 2 Самост. работа 1 Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир».
2. 2 2 1 Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения. Тематика, проблематика, идея, конфликт.
3. 3 2 2 Образ человека в литературе: герой, персонаж, тип, характер. Категория автора: концептуально-креативная и нарратологическая модели.
4 4-5 4 2 Сюжет, фабула и мотив в теории литературы.
5 6 2 1 Формальное и содержательное членение литературного произведения. Композиция.
6. 7-8 4 4 Понятие хронотопа в теории литературы. Локальные тексты как теоретико-литературная проблема.
7. 9 2 3 Роды и жанры художественной литературы. Типы художественного содержания.
8. 10 2 2 Художественный стиль. Тропы и фигуры.
9. 11-12 4 4 Литературный процесс. Художественная парадигма. Литературные общности: направления, течения, школы.
10. 13 1 1 Мифологическая школа в истории русской литературной науки
11. 13-14 2 2 Сравнительно-историческое литературоведение
12. 14 1 2 Культурно-исторический метод литературоведения
13. 15 1 1 Психологический метод в русском литературоведении
14. 15-16 3 2 Русский формализм
15. 17 2 2 Структурализм (структурно-семиотический метод)
16. 18 2 2 Постструктурализм: имена, глоссарий, исследовательские подходы
Итого 18 36 32
Консультации 2 2 экзамен

Тема 1

Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир»

 

Вводные понятия: образ, эйдос, поэтика

Определения понятий образ, эйдос и поэтика. Двузначность термина поэтика: обозначение дисциплины и структурно-функционального единства литературного произведения. Теоретическая и историческая поэтика.

1.2. Структура литературоведения. Литературоведческие дисциплины

Основные разделы литературоведения: теория литературы, история литературы и литературная критика. Вспомогательные литературоведческие дисциплины: текстология, источниковедение и библиография. Выделение теоретического литературоведения в качестве сравнительно новой обобщающей отрасли науки (В. Н. Топоров,
Вяч. Вс. Иванов, И. П. Смирнов, В. В. Кожинов, Г Д. Гачев и др.).

1.3. Система «литература». Понятие «художественный мир»

Система «литература» включает в себя компоненты: автор – художественное произведение – читатель. Опосредующие каналы связи: традиция и реальность. Художественный мир – все то, что входит в вымышленную (фиктивную) реальность, духовно-ментальный субстрат произведения; все то, что в нем содержится. Слова (стиль) отграничивают внешнюю реальность от вымышленной и являются своего рода посредниками между действительным и фиктивным (художественным, авторским, поэтическим) мирами. Курс «Теория литературы» занимается всеми компонентами системы «литература», включая читателя (справка о герменевтике и рецептивной эстетике) и опосредующими компонентами (реальность – референт в формально-содержательном составе произведения; традиция – в теме «Литературный процесс»). Оба эти компонента немаловажны при изучении истории науки («Культурно-историческая школа», «Сравнительно-историческое литературоведение»).

 


Тема 2

Дата: 2018-12-21, просмотров: 510.