Тема 10. Оценка эффективности предпринимательской деятельности (4 ч.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 10. Оценка эффективности предпринимательской деятельности (4 ч.)

 

План

1. Методы ценообразования, используемые в гостиничном бизнесе.

Особенности формирования ценовой политики гостиничного предприятия.

Основные показатели эффективности, связанные с оказанием гостиничных услуг.

1. Методы ценообразования, используемые в гостиничном бизнесе.

Цена — сумма денег, которую требуется заплатить за единицу товара или услуги.

Важность решений, связанных с ценовой стратегией, обоснована следующим:

• цена непосредственно определяет уровень спроса и объем продаж. Слишком высокая или слишком низкая цена может отрицательно сказаться на потребительском восприятии услуги. В связи с этим повышается важность измерения ценовой эластичности и потребительского поведения при выборе средств размещения;

• цена продаж услуг определяет доходность гостиничного предприятия;

• цена влияет на психологическое восприятие услуги потребителем и является элементом имиджа;

• ценовая стратегия является составляющей стратегического плана. Цены бывают следующими:

• цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов приобрести товар или услугу;

• цена предложения — минимальная цена, по которой производитель готов продать данную услугу;

• рыночная цена — цена, сложившаяся на данном рынке под воздействием спроса и предложения;

• полная цена (rack rate) — цена без скидок, установленная на предлагаемый к продаже номер; максимальная сумма, за которую отель предполагает возможным продать данный номер1.

На уровень цен гостиницы оказывают влияние следующие факторы.

• себестоимость услуги;

• финансовая устойчивость гостиничного прдприятия;

• уровень цен на аналогичные услуги конкурентов;

• соотношение спроса и предложения;

• концепция позиционирования (звездность, ориентация на определенный сегмент рынка, наличие конкурентных преимуществ.

Формируя ценовую политику, необходимо определить, какие затраты будут у гостиницы, чтобы рассчитать норму прибыли при существующих рыночных ценах.

Одной из составляющих цены является, например, стоимость содержания гостиничного номера.

Основным видом деятельности гостиниц является предоставление гостиничных услуг. Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации («Публичный договор») данный вид деятельности должен осуществляться на основании публичного договора. В соответствии с указанной статьей цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Цена гостиничного места зависит от разряда гостиницы, категории номера, качества услуги, скидок или надбавок за определенные услуги.

Согласно п. 4 Правил предоставления гостиничных услуг в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 (далее — Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, Правила), гостиница обязана своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в которой, в частности, должны быть указаны:

1) цены номеров (места в номере);

2) перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);

3) перечень и цены дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату;

4) сведения о форме и порядке оплаты услуг;

5) предельный срок проживания в гостинице (если он установлен исполнителем);

Перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами.

Помимо этого, гостиницы оказывают свои услуги в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ, а данными Правилами закреплено положение, что цена номера (места в номере), а также форма его оплаты устанавливается исполнителем, т.е. руководством гостиницы.

Гостиница может включать в стоимость проживания различный набор услуг. Данный набор определяется требованиями, установленными стандартами для соответствующей категории гостиниц. Одни и те же услуги для гостиниц одной категории являются дополнительными, а для другой — обязательными, которые включаются в стоимость проживания.

Состав включаемых в пакет услуг определяется гостиницей самостоятельно, и никаких ограничений по количеству услуг нет. Что касается состава услуг в пакете, то здесь возможны два варианта:

1) гостиница формирует пакет из услуг, которые предоставляет только она сама;

Пример расчета стоимости проживания с учетом почасового тарифа.

Января в 8 часов утра клиент заселился в номер люкс, цена которого по прейскуранту составляет 1180 руб. в сутки (с учетом НДС). Постоялец выехал из номера 5 января в 17 часов. Почасовой тариф за номер люкс установлен в размере 47,20руб. (в том числе НДС).

Гость прожил в гостинице двое полных суток (с 12 часов 3 января до 12 часов 5 января). Плата за проживание с 8 часов до 12 часов 3 января не взимается. Оплата за проживание с 12 часов до 17 часов 5 января (не более 6 часов) взимается по часовому тарифу.

Таким образом, стоимость проживания клиента в гостинице составит:

1180руб. х 2 суток +47,20руб. х 5 часов = 2 596руб.

Эффективная цена — это та цена, которая отвечает как интересам продавца, так и интересам покупателя. Когда речь идет о предприятии, уже работающем на рынке, для него не стоит задача расчета цены, его менеджмент скорее решает вопросы оптимизации ценовой политики, повышения доходов. Но каждый новый игрок гостиничного рынка неизбежно задается вопросом, какую же цену нужно устанавливать.

Расчетных методов известно немного. Один из них, самый простой метод ценообразования, — когда к издержкам на номер плюсуется плановая маржа, так называемый метод целевого ценообразования. Гостиницы, только что выходящие на рынок, не смогут использовать данный метод, т.к. информация об издержках только прогнозная. При использовании этого метода есть некоторая сложность: в гостиничном бизнесе издержки на гостиничный номер сильно зависят от загруженности гостиницы. Например, гостиница имеет 236 номеров, издержки на содержание этих номеров 900 000 руб. При полной загруженности гостиницы издержки на один номер составят 3814 руб. При загруженности гостиницы на 76% издержки на один номер составят 028 руб. Гостиница все та же, а издержки на один номер выросли почти в полтора раза. Этим методом ценообразования можно пользоваться, если известна средняя загруженность по гостинице. Метод прост и достаточно популярен.

В международной практике есть другие методы расчета средней цены на номер. Например, так называемый метод Хабберта, который привязывает среднюю цену за номер к издержкам, понесенным инвестором в ходе строительства. Пропорция при этом такова: на каждую 1000 долл, затрат приходится 1 долл, цены за номер. Например, известно, что в ходе строительства одного из московских отелей было потрачено 95 млн долл., при этом стоимость строительно-монтажных работ составляет не менее 60%, или 57 млн долл., и в отеле 235 номеров. На один номер потрачено 242,5 тыс. долл., соответственно, средняя цена за номер должна составить порядка 240—250 долл. Этот метод можно использовать и при оценке действующего гостиничного предприятия как объекта недвижимости. Если умножить среднюю цену продажи на количество номеров и на тысячу — получим приблизительную оценочную стоимость.

Недостаток формулы Хабберта заключается в том, что она привязывает уровень цен к историческим значениям расходов на строительство и не учитывает текущих издержек. Но для предварительных расчетов этот метод вполне применим.

Интуитивный метод не оперирует такими понятиями, как издержки, прибыль, расценки и рынок. Оператор, устанавливающий цены, руководствуется только своими предположениями, что выбранные им цены — правильные. Устанавливая цены, оператор опирается на данные компаний-конкурентов, полагая, что аналогичный уровень продукта предполагает и аналогичные цены. Единственное преимущество этого метода — его простота. А недостаток весьма существенный: этот метод не учитывает конечный результат — получение прибыли. Использование аналогов требует корректировок, отсутствие которых может негативно сказаться на уровне доходов отеля.

К аналоговым методам относятся методы низких и высоких цен. Если на рынке устанавливается эластичный спрос (т.е. небольшое изменение цены вызывает существенное изменение спроса), гостиница может компенсировать потери за счет увеличения оборота. При неэластичном спросе (снижение цены не сопровождается повышением спроса) убытки неизбежны. Что касается политики высоких цен, она применима лишь к тем участникам рынка, которые могут позиционировать свой продукт как эксклюзивный, занять собственную нишу, значительно отличаясь от конкурентов, в том числе и достаточно высокой ценой. Однако этот метод необходимо использовать с большой долей осторожности: гостиница должна соответствовать установившемуся на рынке ценовому уровню. Конечно, в сознании потребителя высокая цена ассоциируется с высоким качеством. И если продукт не соответствует заявленному ценовому уровню, потребитель будет разочарован.

Метод низких цен предполагает, что оператор также отслеживает ценовую политику конкурентов и опирается на нее при выборе своей стратегии выхода на рынок. При этом он устанавливает цены ниже, чем у конкурентов. Этот метод действует в условиях эластичного спроса на услуги размещения. Рынки с эластичным спросом отличаются тем, что даже небольшое изменение цены на размещение вызывает существенное изменение спроса. Если спрос эластичен, то снизив цену, отель сумеет получить дополнительный доход от увеличения оборота. Если спрос неэластичен, наблюдается обратный процесс: снижение цены за номер ведет к падению общих доходов отеля.

Метод высоких цен противоположен предыдущему, он заключается в установлении более высоких цен, чем у основных конкурентов. При этом решившийся на это оператор в своей рекламной политике неизменно подчеркивает эксклюзивные преимущества отеля, качество обслуживания. А поскольку качество обслуживания в представлении потребителя прочно ассоциируется с ценой, то такая тактика имеет шансы на успех. В последние годы отели, выходившие на рынок Москвы и ряд региональных рынков, успешно применяли метод высоких цен.

Примером стратегии высоких цен при эксклюзином предложении может служить специальная ценовая политика отеля «Резиденция

На площади около 5000 м2 полностью отреставрированных исторических интерьеров особняка расположены 7 спален, Белый зал, высота потолка которого достигает 10 м, несколько гостиных (Золотая, Серебряная, Готическая и др.), многоуровневая библиотека, столовая, бары, а также тренажерный зал и /»/И-комплекс. С помощью панорамных лифтов из атриума можно попасть на другие этажи комплекса. На четвертом (последнем) этаже находится зимний сад, в котором представлена портретная галерея графов Шереметевых — четырех предков последнего дореволюционного владельца особняка. Стоимость проживания в отеле около 30 тыс. долл, в сутки за весь отель.

В то же время эта политика ограничена в применении, так как потребитель не всегда считает, что высокие цены оправданы. Сравнивая завышенные цены с предложениями других отелей аналогичного класса, клиент, скорее всего, предпочтет не переплачивать и выберет другую гостиницу.

Независимо от того, придерживается гостиница политики высоких или низких цен, она может получать одинаковый доход, поскольку тот формируется, с одной стороны, средней ценой продажи, а с другой — загрузкой номерного фонда. Произведение этих составляющих дает доход на номер (RevPAR — Revenue Per Available Room) — один из базовых элементов экономики гостиничных предприятий. Доход в данном случае представляет собой выручку от продажи номеров, не включая издержки. Исходя из этого, существуют две основные стратегии повышения дохода от реализации номеров: 1) оптимизация цены, когда осуществляется меньшее количество продаж, но по более высоким ценам; 2) оптимизация загрузки — больше продаж по более низким ценам. При этом конечный результат от использования этих стратегий — доход на номер — может быть совершенно одинаков.

Каждый участник рынка волен выбирать свою стратегию. Выбор стратегии зависит от особенностей гостиницы, состояния рынка, многих других факторов. При выборе важно принимать во внимание и издержки, и доходы, который генерируют все гостиничные центры прибыли, в первую очередь — ресторан. Можно предположить, что при установлении высоких цен отель осуществляет меньший оборот, соответственно, меньший оборот будет и у других центров прибыли.

Метод тарифных планов по сравнению с методами высоких и низких цен представляет собой более совершенный механизм управления доходами. Можно сказать, что умение предложить один и тот же продукт различным клиентским группам по различной цене является основным принципом метода.

Если применяются несколько тарифных планов, охватывающих параллельно большое число клиентских категорий, — это дает возможность совершить большее количество продаж по разным ценам, и, соответственно, получить больший совокупный доход.

Тариф отличается от цены тем, что предполагает какие-то условия применения цены, и эти условия неукоснительно соблюдаются. Например, если в отеле существует тариф выходного дня, это не означает, что снижение цены предусмотрено безоговорочно для всех гостей, которые останавливаются в отеле в субботу и воскресенье. В противном случае скидку нельзя назвать тарифом. В тарифе обязательно оговариваются условия. Например, при rack rate 100 долл, в выходной день тариф выходного дня в размере 75 долл, устанавливается для групп, которые пробудут в отеле не менее 2 ночей и, помимо проживания и завтрака, закажут комплексный обед. А в «Новотеле», расположенном в непосредственной близости от международного аэропорта, предусмотрены специальные тарифы для пассажиров — «Ранний вылет» и «Дневное размещение»1.

Каждый тарифный план предполагает не только собственные условия применения, но и четкое предназначение для определенной клиентской группы. Выработке тарифного плана предшествует процесс сегментации клиентской базы — этот прием использует большинство участников рынка.

Тариф рассчитывается так, чтобы в разумные сроки окупить инвестиции, т.е. исходит из стоимости строительства и вычисляется по формуле:

RR = (Е+Р)/п,

Где RR — цена номера,

Е — издержки,

Р— прибыль,

К — коэффициент загрузки.

Коэффициент загрузки отеля постоянно снижается. Прогнозирование коэффициента загрузки базируется на прошлых данных. Исходя из прогнозов, определяется количество предоставленных место-суток. Минимальная цена единицы место-сутки определяется с помощью калькуляции себестоимости и плановой рентабельности.

Указанное Положение и будет являться документом, формирующим маркетинговую (ценовую) политику гостиницы, и именно оно будет использоваться в спорах с налоговыми органами в качестве обоснования своей позиции.

Необходимо также, чтобы внутренними документами были определены понятия стандартного номера, номера люкс и т.п. В частности, должны быть определены такие требования, как оформление номера, периодичность уборки и смены постельного белья, наличие гой или иной мебели, бытовой техники.

Гостиницы одной категории могут иметь разные цены на номера благодаря более или менее выгодному местоположению, дополнительным конкурентным преимуществам, включенным в стоимость дополнительным услугам и т.п.

В зависимости от поставленных целей и рыночной ситуации гостиничные предприятия могут использовать разные варианты ценовых стратегий.

Стратегия «снятия сливок» (высоких цен) предполагает первоначальную продажу гостиничных услуг по высоким ценам. Впоследствии фирма идет на снижение цен. Это возможно при условии обладания какими-либо конкурентными преимуществами, которые создают потребительскую ценность, за что потребитель готов платить.

Стратегия «проникновения на рынок» базируется на преднамеренно низком уровне цен с целью оказания влияния на возможно большее число потребителей. С ростом продаж и освоением рынка цена несколько повышается.

Стратегия «престижных цен» представляет собой намеренно высокие цены, предназначенные для привлечения потребителей, которые более обеспокоены качеством продукта, его уникальностью или статусом, чем ценой.

Стратегия «ценовых манипуляций» является одним из средств повышения ценности услуги в глазах клиента. При этом несколько повышенная цена на продукт воспринимается потребителями как индикатор ценности самой услуги.

Существует открытая цена (rack rate), т.е. цена «от стойки», по которой происходит бронирование очень малого количества клиентов; в гостиничной индустрии это walk-in — так называемые гости, пришедшие с улицы.

2. Индивидуальные постоянные клиенты, самостоятельно бронирующие номера, скидка от открытой цены для них составляет от 5 до 10%.

3. Система корпоративных скидок для организаций, которые бронируют номера для своих сотрудников; здесь может быть несколько уровней цен в зависимости от количества броней за год (для мини-отелей применимы три уровня); система оплаты возможна разная — как за наличный расчет гостем, так и безналичный; во всех случаях цена должна отличаться от открытой не менее чем на 10%.

Комиссионные цены.

В первом и в третьем случае гость должен видеть выгоду бронирования номера через турфирму, иначе поток индивидуальных клиентов от турфирм будет меньше (выгода заключается в разнице цен также на 10%).

Но ситуация, безусловно, быстро меняется. Выход на региональные рынки уже осуществили и готовятся осуществить несколько национальных управляющих компаний и международные операторы. Менеджеры сетевых компаний тщательно просчитывают ситуацию на региональных рынках и, исходя из нее, предлагают конкурентоспособные цены.

Если сравнивать средние цены на номер и средний доход с номера в региональных гостиницах, го заметно, что практически повсеместно доход на номер значительно ниже, чем средняя цена продаж; разница между показателями средней цены и доходом на номер велика: порядка 50% и более. Это говорит о том, что большинство участников рынка идет по пути повышения цены, оптимизация спроса интересует их в гораздо меньшей степени. Такая ситуация чревата: при малейшем изменении рыночной конъюнктуры доходы могут упасть, и позиция гостиницы на рынке может измениться не в ее пользу. Те отели, у которых доход на номер близок к цене продаж, пользуются максимальным, устойчивым спросом. Но, тем не менее, поскольку возможность устанавливать высокие цены есть, гостиницы этим пользуются. Ситуация повышенного спроса, которая позволяет дорого продавать номера, стимулирует увеличение новых гостиничных проектов в регионах: высокие цены обеспечивают инвесторам возможность быстрого возврата средств.

Рынки большинства российских городов характеризует неэластичный спрос на гостиничные услуги. Отсутствие высокой мотивации поездок, преобладание гостей, которые приезжают с деловыми целями и, соответственно, не могут отказаться от поездки или перенести ее, а также отсутствие субститутов средств размещения приводит к тому, что гостиницы устанавливают достаточно высокие цены. Как правило, они не подтверждаются соответствующим уровнем сервиса, что приводит к конфликту между спросом и предложением. На рынках многих регионов отсутствует политика скидок, фактически, средняя цена максимальна приближена к среднему тарифу. Таким образом, складывается «рынок продавца», что бывает, когда спрос значительно превышает предложение.

Обращает на себя внимание и большая разница в ценах на стандартные номера и на номера повышенной комфортности в региональных гостиницах, разрыв составляет 100% и более. Это свидетельствует о высоком спросе на номера высших категорий. В ряде регионов цены на размещение устанавливаются бессистемно, стихийно. Они могут быть достаточно сближены в гостиницах разных сегментов. Практически во всех региональных центрах, несмотря на несоответствие предложения мировым стандартам, цены устанавливаются на достаточно высоком уровне, этот уровень примерно одинаков для гостиниц разных городов в регионах. При этом загрузка гостиниц не падает. Это говорит о неэластичном спросе и отсутствии конкуренции.

Таблица 1.

Единичные абсол ют-

Ные

Показатели

Средняя цена за номер с учетом заполняемости ADR (Average daily room rate) Отношение выручки от продажи номерного фонда к количеству проданных номеров за отчетный период Доход с одного доступного места RevPAR (Revenue per available room per day) Отношение выручки от продажи номерного фонда к общему количеству номеро-дней Валовая прибыль на один доступный номеродень GopPAR (Gross operating profit per available room) Отношение валовой прибыли к общему количеству номеро/дней

Относи

Тельные

Показатели

Коэффициент заполняемости гостиницы Occupancy Отношение проданных номеров к общему количеству свободных номеров за отчетный период Индексы изменения показателей Iedh (в фрмулах b —базовые значения показателя) . „ GopPAR Iedh =---; GopPAR(b) Iedh =-; ADR(b) , ,, RevPAR Iedh =- RevPAR(b)

К классификации гостиниц. Далее нужно оценить зоны доходности отеля и изучить событийный календарь местности. Событийный календарь местности составляется на год с учетом событий, происходящих в месте расположения отеля (проведение выставок, ежегодных конференций, праздников и т.п.), и влияет на его загрузку. Именно в календаре отражается высокая и низкая сезонность для данного отеля. Проведя анализ событийного календаря и оценив динамику изменения загрузки отеля в прошлом, можно продумать необходимые мероприятия по увеличению загрузки.

На основе событийного календаря создается календарь ежедневной загрузки номерного фонда, в котором учитываются различия в загрузке отдельных категорий номеров гостиницы. И уже на его основе вычисляется среднемесячный (годовой) процент загрузки номерного фонда и плановый средний тариф.

Таблица 2

Различно и среднее количество проживающих в номере для отелей разных типов. В городских отелях это 1,2— 1,4 человека на номер, в загородных — 1,8-2,4. Для курортных отелей эта величина изме- няется в зависимости от сезона: в низкий сезон она составляет 1,4— 1,8 человека на номер, в средний и высокий сезон — 1,8—2,4.

Таким образом, общий доход номерного фонда (Rev(N)) может быть рассчитан по формуле:

Rev(N) = /tev(TV), + Rev(N)2 +... + Rev{N)n,

где Rev(N)n — доход за проживание /7-й категории номеров, который рассчитывается по формуле:

Rev(N)n = количество дней х Nn х Q% х ADR,

где Nn — количество номеров /7-й категории;

Q% — загрузка номеров /7-й категории;

Вариант 2

Вариант 1

Оптимизация цены

Оптимизация загрузки

Цена

Цена

Загрузка

Загрузка

Рис. 1. Два подхода к оптимизации доходов от продаж номерного фонда в гостиничном предприятии

Общий доход (ОД) =

= потенциальному доходу (ПД)

Тарифы

Количество продаж

ОД = ПД | + ПД2 + ПДЪ + ПД4

Количество продаж

Тарифы

Рис. 2. Тарифная сегментация и оптимизация дохода

2. Рестораны, кафе, бары (F&B). Доходы службы ресторанов и баров классифицируются по пунктам реализации — лобби-бар, ресторан для завтраков, вечерний ресторан, обслуживание в номерах, мини-бары и т.д. Сюда же относятся доходы от организации банкетов, торжеств и других аналогичных мероприятий. Таким образом, общий доход службы питания отеля состоит из трех частей:

1) доход от реализации питания, включенного в стоимость проживания («пакетное питание»);

Доход по меню a la carte',

V 7 пакет

= Количество гостей, проживающих в отеле за период х х Цена пакета питания, включенного в проживание.

Расчет дохода точек F& В от меню a la carte базируется на оценке посещаемости ресторанов и сумме среднего чека. При этом посещаемость ресторана или бара связана с местом расположения отеля. Для загородных отелей гарантировано посещение ресторана в вечернее время 95% гостей отеля. Поток сторонних посетителей столь незначителен, что при проведении экспресс-оценки его можно не учитывать. Другая ситуация по городским отелям: согласно статистике 30—40% проживающих в городском отеле пользуются услугами ресторанов, баров отеля, в то время как доход от сторонних посетителей может составлять до 70% дохода ресторана и зависит от популярности данного места в городе. Кроме того, в городских отелях, как правило, хорошо развита банкетная служба, и доход от нее значительный.

Доход точек F&B от меню a la carte рассчитывается следующим образом:

Rev(F&.B) a la carte =

= Количество гостей проживающих в отеле за период х х Процент посещаемости гостями отеля точек F&.B (in side) х х Средний чек + Количество сторонних посетителей (out side) х

Х Средний чек.

Зная количество ресторанов, кафе и баров в отеле и рассчитав доход каждого из них, получим общий доход службы F& В отеля.

3. Оздоровительный центр. Доходы оздоровительного центра включают в себя доход, полученный от продажи клубного членства и платы за разовые посещения, а также от реализации сопутствующих товаров (косметики, одежды для ухода, спортивного инвентаря и т.п.)[3]. В отелях, располагающих СПА-центрами и предоставляющих расширенный спектр услуг и оздоровительных процедур, доля доходов оздоровительного центра занимает вторую или третью позицию после доходов номерного фонда и службы питания.

Для расчета дохода оздоровительного центра используются следующие показатели:

• часы работы центра;

• количество кабинетов и рабочих мест в них;

• перечень процедур, оказываемых в кабинете;

• прайс-лист на услуги с указанием продолжительности процедур;

• средняя стоимость процедур, оказываемых в кабинете;

• средняя длительность процедур, оказываемых в кабинете;

• загрузка кабинета (процент фактически оказанных процедур от

максимально возможного количества).

Оказываемых в кабинете,

Искомое количество гостей —

= 10 кабинетов х 9 процедур х 40% / 25% = 144,

где 9 процедур — максимальное количество процедур в кабинете;

25% — процент посещаемости СПА-центра гостями отеля.

Т.е. 144 гостя должны ежедневно присутствовать в отеле;

Доход сауны и бани рассчитывается как процент от максимально возможного дохода. Максимальный доход рассчитывается исходя из стоимости одного часа использования бани (сауны) и количества рабочих часов.

Стоимость услуг фитнеса и бассейна для загородных и курортных отелей разумно включать в стоимость проживания путем ее увеличения, так как при оплате разового посещения (даже по более высокой цене) доход будет ниже, поскольку только 20% гостей пользуются данным видом услуг.

Доходы от прочих услуг. Многие отели стремятся диверсифицировать спектр предоставляемых услуг. Для этого гостиница может сдавать помещения в аренду, предоставлять за отдельную плату услуги связи, Интернет, оборудование для проведения конференций и деловых встреч. Сюда же относятся доходы, получаемые отелем от продажи экскурсионных программ, различных билетов, от предоставления клиентам транспорта, услуг прачечной (химчистки), ремонта одежды и т.п.

При планировании доходов от прочих услуг нужно учитывать особенности предоставления каждой из них.

Планирование доходов от торговли напрямую связано с тем, сдает ли отель торговые площади в аренду, либо продает товары через собственные службы (товары первой необходимости — на ресепшн, косметические средства — в салоне красоты, сувениры — в минимагазине и т.д.) В первом случае доход планируется по статье «Аренда», а во втором доход от продажи столь незначителен, что целесообразнее не рассматривать его отдельно, а учитывать в статье «Прочие услуги».

Для всех типов отелей следует обратить внимание на наличие оснащенных конференц-залов, переговорных и бизнес-центров. Наличие сопоставимых размеров номерного фонда, ресторанов и конференц-залов позволит отелю принимать корпоративные группы. Хорошо развитое корпоративное направление позволит поддержать загрузку номерного фонда на максимально возможном уровне. Это также определяет величину доходов от бизнес-услуг и аренды. Для целей планирования следует рассчитать среднее количество дней конференций в каждом месяце и его стоимость, которая включает:

• аренду помещения;

• прокат оборудования;

• прочие услуги (ксерокопирование, ламинирование, брошюровка и т.п.).

На долю таких услуг, как прокат, телекоммуникационные услуги (телефон, интернет, платное ТВ), прачечная (химчистка) и т.п. приходится не более 5% от общей величины получаемого дохода, поэтому их детальное планирование нецелесообразно и может быть спрогнозировано общей суммой

Тема 10. Оценка эффективности предпринимательской деятельности (4 ч.)

 

План

1. Методы ценообразования, используемые в гостиничном бизнесе.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 278.