Проблемы развития и совершенствования логистической инфраструктуры переросли рамки национальных экономических систем. В настоящее время можно говорить о появлении международных логистических систем (МЛС), порожденных глобализацией мировой торговли и международных экономических отношений.
Международный характер связей между странами делает их взаимно заинтересованными в создании в каждой из них эффективной и унифицированной логистической инфраструктуры, обладающей достаточной пропускной способностью и обеспечивающей должный уровень организации и обеспечения работы каналов поставки продукции. В то же время экспертами отмечается, что темпы развития мировой торговли превышают возможности пропускной способности логистической инфраструктуры отдельных регионов. Это имеет место в том числе и в некоторых регионах развитых стран. Естественно, эта проблема характерна и для России.
Стремление добиться оптимального использования возможностей отдельных элементов МЛС с целью повысить эффективность работы всей логистической инфраструктуры – одна из основополагающих тенденций в развитии логистики как элемента мирового хозяйства.
Одним из первых шагов использования названного подхода является определение возможных вариантов эффективного использования различных элементов международной логистической инфраструктуры на устоявшихся, грузонапряженных маршрутах международной торговли с учетом технологических, географических и правовых факторов, влияющих на формирование всего логистического процесса в целом. Подобного рода маршруты каналов поставки получили название транспортных коридоров, хотя правильнее их было бы назвать логистическими коридорами, с учетом того, что элементами их формирования служат не только средства транспорта, но и многие другие объекты и элементы логистической инфраструктуры.
Транспортный коридор – часть национальной или международной транспортной системы, обеспечивающей значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включающая в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающие на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок.
В настоящее время в мире различными международными организациями и правительствами государств разрабатываются и внедряются проекты международных коридоров. В Европе упор делается на развитие перевозок на направлении север – юг и юг – север (т.е. между Центральной и Южной Европой и Скандинавскими странами).
Очевидно, что развитие логистической инфраструктуры и создание успешно действующих коридоров на территории стран Восточной Европы и России явилось одним из приоритетных направлений в рамках европейских интеграционных процессов. На состоявшихся трех Панъевропейских транспортных конференциях в Праге (1991), на острове Крит (1994) и в Хельсинки (1997) были согласованы 10 международных транспортных коридоров, связывающих транспортные системы стран Восточной Европы с соответствующими системами западноевропейских стран. Три из 10 транспортных коридоров имеют прямое отношение к России.
Транспортные магистрали России, а особенно это касается ее европейской части, были включены в состав международных транспортных коридоров (МТК) и в целом имеют возможности для выполнения требуемых объемов перевозок и пропускные способности. Тем не менее создание и эксплуатация транспортных коридоров на территории России связаны с дополнительными затратами на модернизацию и строительство отдельных участков инфраструктуры в соответствии с международными стандартами; на совершенствование форм и методов эксплуатации; на улучшение системы организации перевозок.
Запаздывание в развитии инфраструктуры международного значения на территории России может привести к тому, что часть потоков грузов и пассажиров может переключиться на параллельные пути, проходящие вне РФ. Как это уже случилось при перевозках грузов южнокорейской компании Daewoo в Казахстан и Узбекистан, которая предпочла не пользоваться ранее традиционным маршрутом по Транссибирской магистрали, а начала возить грузы транзитом через Китай. Аналогично может произойти и с перевозками грузов из стран Западной Европы в Центральную Азию.
На территории РФ объектами международной инфраструктуры общеевропейского значения являются МТК № 1, 2, 9, а также инфраструктура российской части Балтийского, Баренцево моря/Евро-Арктического регионов и зоны Черноморского экономического сотрудничества. Данные объекты – часть Трансъевропейской системы, включающей в себя портовую, внутренневодную, железнодорожную автомобильную и смешанные транспортные инфраструктуры, различные вспомогательные сооружения (склады, терминалы, пограничные переходы, подъездные пути и пр.), обустройства для осуществления воздушных перевозок.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 255.