С экономической точки зрения величина логистических расходов оказывает существенное влияние на установление цены товара, делая возможным или невозможным осуществление внешнеторговой сделки.
Доля логистических расходов по доставке товара в цене товара СИФ сильно колеблется, достигая по некоторым категориям грузов 100% и более. Особенно это относится к особорежимным грузам, когда речь идет скорее не о цене доставки, а о том, как бы вообще эта доставка состоялась. В среднем по категории готовой продукции цена транспортных расходов составляет 7–12%, по массовым грузам (сырье и полуфабрикаты) колеблется от 20–22 и до 100% (по углю). По домашней технике – 5–6% и пищевым продуктам – от 5 и до 14% (доставка чая с Цейлона в Москву в 20-футовых контейнерах стандарта ИСО). Подобных примеров можно было бы привести много. Главное здесь то, что цена доставки товара может как содействовать продвижению продукции предприятий на внешние рынки, так и сделать это практически не осуществимым.
Транспортная составляющая – это заложенный в контрактную цену товара процент издержек по его доставке.
В некоторых странах (в том числе и в России) величина транспортной составляющей по отраслям временами публикуется и служит ориентиром для российских участников внешнеэкономической деятельности. При этом следует учитывать, что чем дороже товар, тем меньше транспортная составляющая. Отклонение в транспортной составляющей в сторону ее увеличения означает, что в логистических расходах по доставке товара поставщик совершает какую-то коммерческую ошибку. Завышены транспортные тарифы, неправильно выбран маршрут доставки, провайдер логистики завысил цену своих услуг и т.п. Так как сокращение логистических расходов напрямую означает увеличение доходности сделки, то поставщик всегда заинтересован в их снижении.
Логистическая составляющая – договорная удельная величина расходов, определяемая продавцом или покупателем при заключении контракта купли-продажи товара и включаемая в цену товара, предназначенная для покрытия расходов продавца товара при организации доставки груза покупателю в соответствии с базисными условиями контракта купли-продажи.
В международной торговле логистическая составляющая в цене товара зависит от конъюнктуры международных товарных и транспортных рынков, рынков логистических и посреднических услуг и выступает как международная договорная (между продавцом и покупателем) часть цены товара. Предназначена она для покрытия логистических расходов при выполнении сделки и зависит от условий поставки товара, от ближайших для покупателя базисных рынков для аналогичной продукции. Покупатель в зависимости от базисных условий контракта может оплачивать расходы за перевозку в виде "транспортной составляющей", если товар куплен на условиях его доставки продавцом. И в этом случае покупателя не интересует величина логистических расходов, оплачиваемых продавцом перевозчику, но ему не безразличен уровень логистической составляющей. В случае, когда доставка оплачивается непосредственно покупателем, последний вынужден учитывать расходы за перевозку самым непосредственным образом, поскольку именно он заключает договоры со всеми посредниками, задействованными в процессе доставки товара.
Ориентировочная величина логистической составляющей зависит от условий поставки товара:
1) При поставке товаров на условиях EXW (поставка с завода) минимальные логистические издержки будут у продавца и максимальные у покупателя. В этом случае логистическая составляющая в цене товара будет состоять из затрат на подготовку товара в транспортабельном состоянии на складе отправителя (упаковка, маркировка, подготовка начальной транспортной документации).
2) При поставке товара на базисном условии FCA (свободно у перевозчика в поименованном пункте) к указанным расходам прибавляются расходы по доставке товара в поименованный пункт, где товар будет передан перевозчику.
3) При поставке товаров на условии FOB (свободно на борту судна в поименованном порту отгрузки) кроме вышеперечисленных расходов в логистическую составляющую могут быть включены затраты на выгрузку и хранение товаров в порту, экспедиторская комиссия, оплата таможенных сборов, погрузка на борт судна, возможна укладка на борту (FOB Stowed/Trimmed – (DOБ с укладкой).
4) При поставке на условиях CIF (свободно у перевозчика в поименованном порту назначения) предусматривает прибавление ко всем вышеперечисленным затратам еще и расходы на морские тарифы или фрахт до порта назначения и страхование товара.
В практике российской внешней торговли большинство предприятий предпочитают при экспорте нести расходы по доставке товара вплоть до границы России, отдавая расходы на иностранной территории на откуп иностранному покупателю – базисные условия: FOB, DAF, FCA (авто- или авиаперевозка), FAS. Главным здесь является желание ограничиться организацией операций по доставке товара российской территорией, так как для организации перевозок за границей не хватает ни знаний, ни подготовленных кадров, даже среди экспедиторских компаний, которые выступают провайдерами логистики. При импорте же, особенно это касается перевозок автотранспортом из стран Западной Европы, чаще всего применяются базисы CIP, СРТ и даже DDP, возлагающие оплату расходов по доставке товара до внутреннего пункта России на отправителя. Причины этого фактически те же, что и при организации экспортных перевозок.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 384.