В общем случае дематериализация предусматривает формирование основных компонентов управляемой системы: объектов, субъектов, на которые направленно управленческое воздействие, а также механизмов, с помощью которых оно осуществляется.
В каждом конкретном случае реализация задач дематериализации предусматривает формирование следующих взаимозависящих системных компонентов:
1. Цель и задачи.
2. Объекты влияния.
3. Субъекты влияния.
4. Инструменты.
Рассмотрим их подробнее.
Цель и задачи дематериализации
Стратегические цели и тактические задачи формулируются на каждом конкретном этапе дематериализации и являются отправной точкой для формирования трех остальных компонентов дематериализации.
Целями дематериализации могут быть:
- рационализация (снижение) объемов используемых материалов в СЭС;
- внедрение информационных коммуникационных технологий (ИКТ);
- замена продукции услугами;
- др.
Их следствием является снижение масштабов загрязнения окружающей природной среды.
Каждая цель достигается различными путями.
Важнейшее значение имеет постановка и достижение первой цели дематериализации – снижение потребления материалов.
Она достигается следующими путями:
- усовершенствованием технологий их использования;
- рационализацией функций и габаритов, веса продукции, изготовляемых с помощью используемых материалов;
- снижением общественной потребности (спроса) в продукции, изготовленной на основе данных материалов;
- др.
Последняя из обозначенных возможностей (снижение спроса), которая охватывает сферу потребления, влияет на производство, так как обеспечивает комплексное снижение объемов материала потребления. Именно это направление должно быть положено в основу дематериализации СЭС.
Конкретными задачами дематериализации могут быть:
- реструктуризация экономики областей и регионов;
- перепрофилирование предприятий;
- устранение (уменьшение) потребности в экологически неблагоприятных видах продукции или услуг;
- замена экологически неблагоприятных технологических процессов;
- снижение ресурсо- и экологоемкости продукции;
- увеличение уровня рециркуляции ресурсов, а в экономике, создание замкнутых циклов производства;
- уменьшение в структуре ресурсов, используемых социально-экономическими системами, доли невозобновляемых и исчерпывающих ресурсов в пользу возобновляемых и неисчерпаемых ресурсов, а также вторичного сырья и т.п.
Перечисленные задачи выделены на основе следующих принципов:
- интегрального подхода по всей цепочке цикла производства и потребления продукции;
- ориентации на причины (их ликвидацию, а не борьбу с последствиями);
- распределения ответственности (адресности и степени ответственности субъектов и объектов дематериализационных процессов);
- системного подхода (т.е. осуществления воздействия на все субъекты и объекты, которые могут содействовать достижению целей дематериализации);
- максимальной эффективности (достижение целей дематериализации с минимальными затратами и получением максимальной отдачи использованных средств).
Учитывая перечисленные принципы в совокупности с результатами анализа актуальных актов дематериализации в производственно-потребительском цикле, можно выделить основные концептуальные направления и задачи дематериализации СЭС. рис.3.1.
Рисунок 3.1 – Схема концептуальных инновационных направлений формирования задач дематериализации
Объекты дематериализации
Под объектами дематериализации понимают предметы, процессы, явления, влияние на которые обуславливает изменения в характере и объемах ресурсопотребления, а также качества окружающей природной среды.
Иными словами, объекты дематериализации – это процессы производства и потребления продукции или сама продукция (изделия, услуги, работы).
Предметами восприятия влияния дематериализационных трансформаций выступают реципиенты (люди, окружающая природная среда, другие предприятия и объекты деятельности людей).
Формирование концептуальных направлений дематериализации (перечисленных в п. 1) создает целевое поле для реализации последней на базе инноваций. Всего на основе перечисленных направлений могут быть предложены три базовых и три промежуточных инновационных стратегий для определения объектов дематериализации, рис.3.2.
Рисунок 3.2 – Инновационные стратегии определения объектов дематериализации
Приведенные на рис. 3.2 базовые стратегии классифицируются следующим образом. Стратегия 1 – уменьшение потребности в продукции. Стратегия 2 – изменения в продукции для снижения уровня её ресурсо- и экологоемкости. Стратегия 3 – изменения в использовании продукции для уменьшения объемов ресурсопотребления и утилизации отходов.
Стратегия 1 заключается в отказе от потребления определенных продукций или в уменьшении потребности в любых видах продукции. Последнее означает снижение материало- и ресурсоемкости потребительского спроса; это связано непосредственно с задачами дематериализации, так как изготовление любого изделия сопровождается производством и использованием материалов или энергии. Приоритетным направлением в контексте устойчивого развития следует считать отказ от экологически неблагоприятной продукции или замену ее более экологичной. Следствием этой стратегии могут быть уменьшение материало- и энергоемкости продукции, совершенствование структуры потребления, отказ от товаров и услуг, которые не являются жизненно необходимыми для человека.
Стратегия 2 касается всех видов изменения продукции, включая уменьшение её массы, габаритов, изменения функций, токсичности ресурсов и / или процессов, используемых для производства продукции.
Стратегия 3 касается всех видов изменений в процессе использования продукции, что способствует снижению объемов потребления самой продукции и ресурсов, необходимых для ее эксплуатации. К подобным изменениям могут быть отнесены: внедрение приемов экономического и экологически безопасного использования изделий; ограничения в пространстве и времени применения данной продукции в тех сферах, где ее использование может вызвать особо опасные экологические последствия. Один из аспектов – применение таких методов потребления, которые способствуют снижению образования отходов потребления, а также повышению уровней рециркуляции имеющихся отходов.
Промежуточные стратегии (субстратегии) характеризуются следующим образом.
Субстратегия 1+2 – продолжение срока использования (службы) продукции, улучшение её ремонтопригодности, повышение качества, прочностных характеристик и др.
Субстратегия 2+3 – усовершенствование процессов использования отходов потребления (бытовых отходов) на основе инноваций, прежде всего методов утилизации, включая конструктивные решения.
Субстратегия 1+3 – повышение эффективности использования продукции путем применения режимов сбережения и рациональной эксплуатации, транспортировки.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 298.