ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ ХІХ в.

Отмена крепостного права в 1861 г. создала благоприятные воз-можности для развития капиталистических отношений как в про-мышленности, так и в сельском хозяйстве. Под воздействием развива-ющихся товарно-денежных отношений начали внедряться много-польные севообороты, использоваться сельскохозяйственные машины, формироваться новые классы сельского общества: сельскохозяйствен-ная буржуазия и наемные сельскохозяйственные рабочие.

В 80–90-е гг. ХIХ в. в связи с мировым аграрным кризисом сельское хозяйство Беларуси стало специализироваться на молочном животноводстве, винокурении, выращивании технических культур (лен, свекла, картофель). Новая специализация стимулировала разви-тие спроса на сельскохозяйственную технику. Однако развитие производительных сил в крестьянском хозяйстве сдерживалось пережитками крепостничества (помещичье землевладение, кресть-янская община, чересполосица, сервитуты и др.). Это сопровождалось разорением и обеднением крестьянства и служило основой кре-стьянской борьбы (за 1864–1900 гг. имело место около 400 вы-ступлений).

Развитие капитализма в промышленности было связано с промыш-ленным переворотом. Характерной чертой промышленного развития Беларуси в пореформенный период было то, что наряду с развитием фабрично-заводского производства широкое распространение имели ремесло и мануфактура, основанные на ручном труде. Это было свя-зано с тем, что в Беларуси, в отличие от России, не были обнаружены полезные ископаемые, необходимые для налаживания крупного промышленного производства (нефть, уголь, железная руда и т. д.). Преобладали средние и мелкие предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, обработке древесины, местных минералов. В промышленности важное место занимали спичечные фабрики, бумажно-картонное, кожевенное производство, производство кирпича, стеклозаводы.

В это время развернулось интенсивное железнодорожное стро-ительство. Первыми магистралями стали Петербург – Варшава через Гродно (1862 г.), Рига-Орловская через Витебск (1866 г.), Петербург – Одесса через Оршу (1902 г.) и др. Значительную роль играл речной транспорт. Водные пути проходили через Припять, Нёман, Березину, Сож.

Развитие промышленности содействовало росту городов. Особенно успешно развивались те из них, что стали железнодорожными узлами и станциями. По своей экономической значимости статус главного города Беларуси постепенно приобретал Минск, население которого в конце века составило 99,9 тыс. человек. В целом же городское население Беларуси с 1813 по 1897 гг. возросло с 330 до 648 тыс. человек. Около 500 тыс. человек жило в то время в местечках. К началу ХХ в. завершилось формирование внутреннего рынка, значительно возросла постоянная магазинная и лавочная торговля.

В конце столетия население Беларуси по социально-классовому составу распределялось следующим образом: крупная буржуазия, помещики, высшие чиновники составляли 2,3 %, средняя зажиточная буржуазия – 10,4 %, мелкие хозяева – 30,8 %, полупролетарии и пролетарии – 56,5 %.

Таким образом, в конце XIX в. в Беларуси происходили социально-экономические процессы, связанные с постепенным появлением черт индустриального общества.

Основные термины, понятия

Промышленный переворот – постепенный переход от ману­фактуры к фабрике, от ручного труда к машинному.

Фабрика – форма организации производства, промышленное производство, основанное на использовании системы машин.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие отрасли сельского хозяйства Беларуси получили развитие после мирового аграрного кризиса 80–90 гг. XIX в.?

2. Что способствовало формированию буржуазии и пролетариата во второй половине XIX в. в Беларуси?

3. Что сдерживало развитие капитализма в сельском хозяйстве во второй половине XIX в.?

4. Какая форма промышленного производства преобладала на территории Беларуси?

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 27.