СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Татары, как крымские, так и ногайские (кочевавшие в причерноморских и прикубанских степях), делились на племена (у крымских татар — аймаки, у ногайских — орды и колена), членившиеся на роды. Во главе родов, как уже отмечалось выше, стояли беи — высшая татарская знать, владевшая огромными стадами скота и пастбищами, захваченными ими в Крыму или им пожалованными. Они направляли передвижение своих поданных (своего улуса) и фактически распоряжались всей землей, т. е. пастбищами для кочевок (юртом), что и определяло власть беев над непосредственными производителями — татарами-скотоводами. Влияние беев распространялось поэтому на весь строй татарских родов. Ступенькой ниже на социальной лестнице стояли вассалы беев — мурзы (татарское дворянство), получавшие от беев в пожалование земли и различные феодальные привилегии.

Таким образом, родовая организация татар являлась лишь оболочкой отношений, типичных для кочевого феодализма в том виде, в каком он сложился в монгольской империи Чингисхана в XII-XIII веках. Это были отношения между татарской феодальной верхушкой Крымского ханства, с одной стороны, и массой простых татар-скотоводов — с другой.

Как уже отмечалось, к XVI веку Крымское ханство фактически охватывало не только степной и предгорный Крым, но и бескрайние степные просторы между низовьями Днепра и Дона, а также степи между Доном и Кубанью.

Собственно в Крыму обитали так называемые татары перекопские, а степи за пределами полуострова в те времена занимала орда ногайских татар (в восточном Приазовье так называемые ногаи), подчинявшаяся Крымскому ханству.

СКОТОВОДСТВО

На таком обширном пространстве с XIII века и кочевали татары — степняки-скотоводы. По словам Сигизмунда Герберштейна, австрийского посла в Москве (в 1517 и 1526 гг.), побывавшего в Крыму, татары «не остаются долго на одном месте... Стравили пастбища в одном месте, они переселяются в другое со стадами, женами и детьми, которых везут с собой на повозках».

Татары кочевали отдельными небольшими селениями (аилами), которые иногда, ради безопасности, объединялись и кочевали большими таборами.

Мартин Броневский (посол польского короля Стефана Батория к татарам в 1578 г.) сообщает, что «татары питаются кониною, бараниной, которых у них очень много. Простой народ не имеет хлеба, употребляет вместо него толченое пшено, разведенное водой и молоком».

В степной части Крыма и у ногаев, хозяйство которых было особенно примитивным, так продолжалось и в XVII, и в XVIII веке. Мурзы также предпочитали скотоводство земледелию.

В Крыму степные кочевники сохраняли свой уклад жизни, и, конечно, ими была сохранена и древнейшая отрасль их экономики — коневодство. Лошадь для татар имела огромное значение — это и транспорт, и помощник в хозяйстве, и в то же время пища. Татары умели делать из кобыльего молока острые и вкусные сыры, сбраживая его с ячменем, приготавливали кумыс, на молоке варили просяную похлебку. Готовили различные блюда из конского мяса, особенно ценилось мясо жеребят. Крымские лошади, не отличавшиеся особой статью (невысокие), были быстрыми, выносливыми и удивительно сильными. Крымские ханы настолько высоко ценили породу своих лошадей, что даже запрещали продажу их на вывод. Табуны лошадей были значительными, об этом говорит тот факт, что в отдельные походы татары брали с собой до 300 тыс. лошадей.

Достаточно многочисленными были и стада овец, ценимых за мясо, молоко и в особенности за шкуру — зимняя одежда шилась обычно из овчины. Была выведена и знаменитая крымская курдючная порода — курдючный жир высоко ценился, считалось, что он обладает даже целебными свойствами. Овцеводством занимались в основном в степных районах, здесь отары насчитывали по нескольку тысяч голов. Занимались овцеводством и в горном Крыму, здесь овец с ранней весны и до глубокой осени выпасали на яйлах. Значительно меньше разводили коров. Их молоко использовали широко — добавляли в кумыс, из него делали острые сыры- Одним из самых распространенных продуктов питания был катык — кислый напиток из коровьего или овечьего молока.

Разводили также коз, верблюдов, волов. Позднее излюбленным верховым и вьючным животным стал осел. В домашнем хозяйстве было много кур.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Скотоводческое хозяйство дополнялось земледелием: татары распахивали в степи определенные участки земли, обычно связанные с местами зимовок, сеяли там хлеб, затем уходили кочевать и возвращались для уборки урожая. О том, что сбор урожая имел важное значение у крымских татар, свидетельствует послание русского посла Ромодановского Ивану III в 1491 году. В ответ на наказ великого Московского князя поторопить Менг-ли-Гирея с посылкой войск против общего неприятеля Ромода-новский пишет: «Только Менгли-Гирей хлеб свой возьмет, а рати на него не будет». Как видим, наравне с ратью поставлена «уборочная кампания», как дело, которое настолько может озаботить и отвлечь внимание хана, что ему будет не до других дел. Урожай и своевременный сбор его уже стал важным жизненным вопросом Крыма. Так было и в XVI, и в XVIII вв. Об этом неоднократно сообщают современники. Таким путем у татар-кочевников возникла связь с землей, что вело к появлению собственности на земле не только общинной, но и феодальной.

Во второй половине XVI — первой половине XVII века в экономической жизни Крымского ханства произошли значительные изменения, обусловленные переходом большей части населения Крыма к оседлому образу жизни и развитием земледелия (племена, жившие за пределами полуострова, продолжали привычный кочевой образ жизни). Этот процесс происходил достаточно сложно. Известны случаи, когда крымские ханы пытались административными мерами прекратить кочевание татар и превратить их в оседлых жителей. В частности, хан Сагиб-Гирей (1532-1553) наделял кочевников, желавших перейти к оседлой жизни, землями в Крыму. Он в принудительном порядке удерживал татар от постоянного передвижения, приказав рубить телеги кочевников. Чтобы воспрепятствовать выходу их за пределы полуострова, он распорядился восстановить и углубить ров через перешеек, соединяющий Крым с материком.

Постепенно этот процесс приводил к тому, что наряду со скотоводством, оставшимся ведущей отраслью хозяйства, все большее место в экономике Крымского ханства стало занимать земледелие. Еще при кочевом образе жизни татарское население постепенно осваивало прилегавшие к зимовьям земли под сенокосы и пашни. Летом, когда основная часть кочевников выпасала скот на летних пастбищах, чаще всего за пределами Крыма, некоторые из них оставались в зимовьях, где вели полевые работы — косили сено, сеяли и убирали хлеб. Постепенно прежние кочевые пастушеско-родовые общины оседали в зимовьях на постоянное жительство, создавая таким образом целые поселения. Родовое устройство общества, существовавшее в Крымском ханстве при преобладании скотоводства, начало уступать место оседлой жизни.

К началу XVII века в Крыму окончательно утвердилась как самостоятельная общественно-экономическая единица сельская территориальная община — джеамат — с коллективным землепользованием, общественными сенокосами и колодцами. Улучшилась обработка земель и повысилась урожайность.

Переход к оседлому земледелию сравнительно быстро происходил в долинах и вдоль рек, начиная от Каффы до Старого Крыма и верховьев реки Карасу, а также в районах бахчисарайских долин. Здесь для орошения использовались реки, от них на свои участки отводили воду по небольшим каналам. На развитие земледелия у татар оказали влияние и народы, издавна населявшие Крым, особенно греки. Под их влиянием у татар развивается садоводство и виноградарство. Крымские татары с благоговением относились к источникам воды, всячески охраняли их и проявляли заботу, очищали от загрязнений водные ключи, обкладывали их камнем или деревом, сооружали всевозможные фонтаны или водоемы.

Процессу оседания татар на земле содействовала доступность земли — по крымско-мусульманскому праву бывшие пустоши, на которые «садились» новые хозяева, переходили в их собственность — по определению ислама, «обработавший землю ею и владеет».

Выращивали ячмень, пшеницу, просо. Преобладали посевы ячменя и проса. Ячменную или просяную поджаренную муку, а также толокно брали с собой в походы; из проса же изготавливался популярный слабоалкогольный напиток — буза. Засевали также рис, овес, тари и чечевицу. Зерно татары хранили по древнему способу — в ямах-орузах, обложенных сухой соломой или обмазанных глиной. Часто глину обжигали.

В предгорьях и горных районах занимались садоводством и виноградарством. Выращивали груши, яблони, сливы, вишни, персики, широко был распространен орех. К XVIII веку в Крыму были выведены местные сорта плодовых — 37 грушевых, 17 яблоневых, 18 сливовых и 10 — черешни. С особой теплотой татары относились к винограду, который также был самых различных сортов. Выращивали большое количество табака, который не только обеспечивал местные потребности, но даже вывозился за пределы края.

Используя лен и шелковые нитки, татары ткали полотно и многоцветные шелковые ткани.

Высокими качествами обладал мед крымских серых пчел. Пчеловодство было распространено во всех районах полуострова. Мед даже вывозили, прежде всего в Турцию. Воск поставляли на свечные заводы.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуй взаимоотношения между знатью и подвластным ей населением.

2. Расскажи о развитии скотоводства и его роли в экономике государства (коневодство, овцеводство и др. отрасли).

3. Охарактеризуй уровень развития земледелия (полеводство, садоводство, виноградарство и др. отрасли).

РАЗВИТИЕ РЕМЕСЕЛ И ТОРГОВЛИ

Ремесла и торговля были распространены у татар и в период их кочевой жизни. Ремесленники сопровождали и племена во время сезонных перпемещений, и кочевую ставку хана, тут же находились и торговцы. С оседанием же татар на землю ремесла и торговля стали развиваться более высокими темпами.

Развитие ремесел приводит к созданию цеховой организации, которая была заимствована у греков, принесших ее со своей старой родины — Византии.

Крымские ремесленники достигали высокого качества изделий из металла и кожи, шерсти и дерева, так что многие из них являлись настоящими произведениями искусства. Крымские ножи — «пичаки», славившиеся по всему Востоку, закупались и Москвой; партии этого товара достигали 400 тыс. штук.

Ножи и кинжалы Крыма ценились прежде всего за отличную закалку и элегантную форму клинков. Но не менее привлекала любителей и отделка — рукоятка украшалась инкрустацией из моржовой кости и рога, клинки — золотой и серебряной насечкой. Такие изделия находили сбыт и в Европе, особенно во Франции. В Стамбуле было даже налажено производство подделок, на которые ставились бахчисарайские и карасубазарские клейма, после чего цена их резко поднималась.

В Бахчисарае изготавливались и различные виды огнестрельного оружия. Особенно славились карабины: один бахчисарайский карабин стоил от 15 до 200 пиастров — для сравнения отметим, что хороший конь стоил 30 пиастров. Этого вида оружия только на вывоз производилось до 2 тыс. стволов в год; естественно, большой спрос на них был и внутри ханства. Крымские ремесленники удовлетворяли потребность в боеприпасах — в XVIII веке только в Каффе работало 10 пороховых мастерских. Селитру вырабатывали в Карасубазаре.

Вывозилось значительное количество ковров, тканей, дубленых шкур, кожи. Больше всего кож выделывалось в Гезлеве и Карасубазаре. Кожевенные мастерские имелись не только в городах, но и в селах, так как сырье было в изобилии и вследствие этого дешевым. Изготавливался товар разных сортов — сафьяны, юфти и шагрени. Множество кож шло в дальнейшую обработку — из них шили отличные башмаки, «восточные» туфли и т. п. Но самыми известными из кожевенных товаров были, конечно, крымские седла. Они отличались легкостью, удобством и красотой отделки; их вывозили в большом количестве.Весьма многочисленным был и цех мастеров-строителей различных специальностей.

Развитие ремесел и высокий уровень изготавливаемых изделий, спрос на шерсть, кожу и т. п., а также высокий спрос на «живой» товар (полон) стимулировали развитие торговли в Крыму, но такого размаха, который был до XIII века, она уже не достигала.

ПРОМЫСЛЫ

Значительное место в экономике края занимали промыслы, в которых принимала участие большая часть населения. В этот период край был еще богат животным и растительным миром. Даже в степи водилась масса дичи — зайцы, лисы, дрофы. Еще богаче в этом отношении были горные и предгорные районы. Это позволяло местному населению пополнять свои продовольственные запасы.

В приморских районах, на озерах и реках занимались рыбной ловлей. Вывозили соленую и сушеную рыбу, а также икру. Далеко за пределами полуострова была известна крымская соль, основным местом добычи которой были перекопские озера.

Вопросы и задания

1. Что способствовало развитию ремесел?

2. О чем говорит такой факт, что ремесленники Крыма были объединены в цеха ?

3. Докажи, что целый ряд изделий из металла достигал высокого уровня.

4. Покажи на примерах высокий уровень кожевенного производства.

5. Расскажи о промыслах.

6. Какие товары вывозились из Крыма?

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 159.