Я не буду ниспровергать демократического строя и не дозволю этого предающему и ниспровергающему и не утаю этого, но доведу до сведения государственных должностных лиц
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Я буду врагом замышляющему и предающему или отторгающему Херсонес, или Керкинитиду, или Прекрасную гавань, или укрепленные пункты и территорию херсонесцев.

Я буду служить народу и советовать ему наилучшее и наиболее справедливое для государства и граждан.

Я буду охранять для народа „Састер“ [значение этого слова точно не выяснено] и не буду разглашать ничего из сокровенного ни эллину, ни варвару, что должно принести вред государству.

Я не буду давать или принимать дара во вред государству и гражданам.

Я не буду замышлять никакого несправедливого дела против кого-либо из граждан, не отпавших, и не дозволю этого и не утаю, но доведу до сведения и на суде подам голос по законам.

Я не буду составлять заговора ни против херсонесской общины, ни против кого-либо из граждан, кто не объявлен врагом народа; если я вступил с кем-нибудь в заговор или связан какой-либо клятвою или заклятием, то мне, нарушившему это, и тому, что мне принадлежит, да будет лучшее, а соблюдавшему — противоположное.

Если я узнаю о каком-либо заговоре, существующем или зарождающемся, я доведу об этом до сведения должностных лиц.

Хлеб, свозимый с равнины, я не буду ни продавать, ни вывозить с равнины в какое-либо иное место, но только в Херсонес».

 

Вопросы и задания

1. В чем заключается основной смысл присяги?

2. Какие сведения о Херсонесе можно почерпнуть из текста присяги?

КУЛЬТУРА

Античная культура, которую принесли в Тавриду греческие переселенцы, оказала очень большое влияние на духовный мир и социально-экономическое развитие местных племен.

Жилищная застройка городов была не однородной, в центральной их части обычно селились наиболее зажиточные граждане.

Дома знатных и богатых людей имели площадь более 500 квадратных метров каждый. Их внутренние дворы окружались обычно со всех сторон портиками, в парадных помещениях полы были выложены галькой с сюжетными или орнаментальными мотивами, а стены украшались росписью.

Однако известны и однокомнатные дома с дворами, не имевшими портиков, и с очень скромным декором помещения. Жителями таких домов, которые могли сдаваться внаем, очевидно, были свободные, но самые бедные слои общества.

Сохранились на территории Крыма погребальные памятники греческих переселенцев. Монументальные каменные склепы с курганными насыпями, расписанными стенами, богатым погребальным инвентарем — расписной посудой, ювелирными изделиями, различными украшениями, принадлежащими знати. Вместе с тем встречаются обыкновенные земляные могилы с одним или несколькими простыми сосудами или вовсе без них — захоронения беднейших жителей.

Культурную жизнь населения античных городов Таврики можно проследить по многочисленным находкам того времени — памятникам эпиграфики — надписей, вырезанных на каменных плитах, содержащих тексты государственных законов, декретов, договоров и т. д.

Судя по большому количеству графики на обломках посуды, стилей — костяных палочек для письма и других памятников, значительная часть населения была грамотной. Дети свободных граждан обычно получал и начальное образование. Они обучались чтению, письму, счету. Известно, например, что разностороннее образование получил в молодые годы сын вольноотпущенника, представителя беднейших слоев общества, Бион Боресфенит (III в. до н. э.), впоследствии ставший знаменитым философом. Дети старшего возраста учились в одно- или двухгодичной школе, где им преподавали риторику, философию, музыку. Для занятий спортом существовали специальные гимназии.

Население городов Таврики было хорошо знакомо с литературой того времени, в частности с лирической и эпической поэзией. В городе также были свои поэты, которые перед битвами для поднятия боевого духа граждан читали стихи.

Значительного развития достигла музыкальная культура. В городах в театральных сооружениях устраивались концерты. Население охотно посещало выступление приезжих музыкантов. В этом плане интересен рассказ историка: «В восьмидесятых годах IV века до н. э. во время войны Пантикапея с Феодосией один из навархов Гераклеи Понтийской, которая помогла Феодосии, родосец Мемнон, чтобы подсчитать количество населения Пантикапея, послал в город известного кифариста, считая, что все жители соберутся на его выступления в театр».

Были в таврических городах и собственные профессиональные музыканты. Судя по надписям, скульптуре, живописи и изображениям на монетах, здесь были распространены лиры, флейты, трубы, кифары. Музыканты Тавриды были известны и за ее пределами. До нас дошло имя боспорца Исила (III в. до н. э.), учителя музыки, принимавшего участие в Дельфийских соревнованиях. Популярностью пользовались также театральные представления. Из источников известно о существовании театров в Херсонесе и Пантикапее, однако археологами раскопан только театр Херсонеса, возникший еще в эллинистическое время и просуществовавший до IV века нашей эры. Этот театр вмещал около трех тысяч зрителей.

Большое значение в греческом обществе придавали физическому воспитанию. В надписях упоминаются многие виды спорта, по которым проводились соревнования: бег, метание диска, копья, мяча, гимнастика, кулачный бой, плавание, бросание аркана, соревнования конников, а также пятиборцев.

Наряду с этими видами спорта, очевидно, значительного развития достигло искусство стрельбы из лука. Занимались спортом и участвовали в спортивных соревнованиях и весьма почетные люди — архонты, стратеги и другие. В Крыму найдены панафинейские амфоры, которыми награждались победители Панафинейских соревнований в Аттике. Это дает основание считать, что в этих соревнованиях принимали участие и представители городов Таврики: атлеты, гребцы и другие.

Приобрели славу и некоторые ученые Тавриды — историки и философы. В частности, в III веке до н. э. в Херсонес жил Сириск, описавший историю своего народа. За свои труды он был увенчан золотым венком, в его честь издан почетный декрет. В это же время жил боспорский философ Смикр. Популярностью пользовались также выходцы из Таврики философ Дифил и Стратоник (I в. н. э.).

Вопросы и задания

1. Расскажи о жилых постройках греков.

2. Чем ты можешь доказать, что большинство населения было грамотным?

3. Какие виды искусства пользовались у греков большой популярностью?

4. Расскажи о спортивных занятиях греков.

ИСКУССТВО

Достаточно подробные сведения имеются о прикладном и изобразительном искусстве античных городов Таврики, в частности об архитектуре, скульптуре, живописи и особенно об изготовлении металлических, деревянных, каменных, костяных и других художественных изделий. На первых этапах строительства городов значительное место занимал импорт художественных изделий из метрополии.

Начиная с V века до н. э. стало развиваться собственное искусство, которое со временем играло все большую роль в жизни городов Таврики и местных племен.

В начале существования античных городов-государств искусство в них развивалось в том же направлении, что и в самой Греции. Но со временем здесь стали появляться новые тенденции во всех областях искусства, в частности в градостроительстве, архитектуре общественных и культовых сооружений, в типах, конструкциях и декоре жилых домов.

Несколько обособленное от античного мира, специфическое развитие городов Таврики обусловило появление в искусстве оригинальных элементов, новых художественных образов. Не могло не сказаться на искусстве и влияние разноплеменного окружения, что ярко проявилось в конце эллинистического времени и особенно в первые века нашей эры. Местное влияние наиболее заметно в искусстве Боспора.

Города Таврики следовали традициям античного градостроительства — размещения и застройки торгово-административных площадей: агоры, культовых участков — теменосов. В большинстве городов в границах отдельных районов использовался принцип регулярной прямоугольной планировки, а в Херсонесе это сделано в границах всего города.

Из сооружений культового назначения до нас дошли только алтари, остатки фундаментов и отдельные детали, барабаны стволов колонн, капители, части антаблементов. Из реконструированных графически монументальных сооружений представляет интерес пританейон в Пантикапее (II в. до н. э.), двор которого с двух сторон окружен дорическими портиками. На архитектурных деталях этого сооружения остались следы полихромии.

В Таврике большое распространение получил античный ордер, который чаще всего использовался при строительстве наибольших зданий общественного назначения и жилых домов. В планировке и объемных решениях последних, в частности в наличии иногда целых подвальных этажей, наиболее полно отображены местные особенности.

Высокого уровня в Таврике достигли строительство и декоративное оформление погребальных сооружений — склепов. Самые значительные памятники этого рода открыты на Боспоре. Здесь уже в XV веке до н. э. возводили такие величественные сооружения, как склепы Царского и Золотого курганов с ложными (т. е. не дающими распора) сводами. Примерно с середины IV века до н. э. в склепах появились фресковые росписи. Полихромные росписи имитировали чаще всего обыкновенную кладку стены или ее ордерное оформление (так называемый структурный стиль). Позднее над структурной росписью нижней части стены стали помещать сюжетные сцены. Так, в одном из пантикапейских склепов II века до н. э. изображена сцена битвы пигмеев с журавлями. Очень интересным является также изображение всадника и женщины, сидящей около юрты, в склепе Анфестерия. Монументальная живопись применялась также в общественных сооружениях и жилых домах. К памятникам монументального искусства относятся полы с сюжетными изображениями, выложенными из мелкой разноцветной гальки на известковом растворе. Они.украшал и парадные помещения богатых домов. Пол из гальки со сценой умывания открыт в одном из херсонесских эллинистических домов.

Значительную художественную и познавательную ценность представляют надмогильные памятники — стелы. Сначала это были простые мраморные или известняковые плиты, иногда с надписями, обрамленные карнизом или фронтоном. С III века до н. э. на стелах встречаются уже рельефы с изображением умерших, иногда их родственников, и сцены из жизни умерших. Интересны боспорские стелы IV-III вв. до н. э., в росписях которых прослеживаются аттические художественные традиции (это, в частности, стелы с изображением Апфы — жены Афинея — и воина, а также портрет юноши из Херсонеса (IV в. до н. э.), нарисованный восковыми красками на каменном надгробии).

Судя по многочисленным находкам скульптур, их фрагментов, в античных городах Таврики устанавливалось много скульптур богов, героев в основном греческого пантеона, а также, возможно, отдельных, особо выдающихся деятелей античных государств и других лиц. Большие по размеру статуи обыкновенно устанавливались как в храмах, так и на открытом воздухе, чаще всего на культовых участках или в сооружениях культового назначения. Известна, например, статуя Диониса из Пантикапея (начало IV в. до н. э.).

Однако до нас дошли в основном скульптуры, предназначенные для небольших закрытых помещений.

Многие скульптуры классического и эллинистического времени были привозными и представляли собой первоклассные копии произведений таких выдающихся древнегреческих скульпторов, как Пракситель и Скопас.

Очень большое распространение в Тавриде, как и вообще в античном мире, имели терракотовые изделия — изображения богов, актеров, сюжетных сцен, архитектурные детали, игрушки, расписанные красками. Много их попало в Таврику из разных городов Греции. Но часть изготовлялась непосредственно на месте. Формы для изготовления терракот и следы их производства обнаружены почти во всех крупных городах Таврики.

Высокого уровня достигло в античных городах Тавриды изготовление художественных украшений из благородных и цветных металлов, поражающих своим техническим совершенством и высоким художественным мастерством исполнения.

На значительной части изделий изображены сцены из жизни и быта скифов, выполненные с большой этнографической достоверностью. Поскольку заказчиком большинства этих вещей была верхушка скифского общества, преобладающее количество изделий создавалось по их вкусу. Среди них есть такие шедевры мирового искусства, как золотой гребень из кургана Солохи, в верхней части которого изображена сцена боя между всадником и двумя пешими воинами; серебряная амфора из Чертомлыкского кургана со сценой укрощения диких лошадей; электровая ваза из кургана Куль-Оба, на которой изображены сцены из жизни скифских воинов; серебряная чаша из Гаймановой Могилы и совсем исключительный памятник греческой торевтики (чеканка) — золотая пектораль из кургана Толстая Могила со сценами из скифского быта и борьбы зверей.

Довольно широкое распространение имела высокохудожественно оформленная импортная посуда — чернолаковая, черно- и краснофигурная (килики, кубки, различные кувшины, блюда для рыбы и другие). На сосудах изображались мифологические сюжеты, в частности связанные с легендами о Таврике, сцены охоты и войны, жанровые картинки.

Наряду с импортной в быту таврических греков была распространена, особенно в эллинистическое время, продукция местного керамического производства — простая и чернолаковая керамика, украшенная орнаментом, выполненным накладными красками, так называемые полихромные вазы с сюжетными изображениями.

Керамика, а также другие виды прикладного искусства, достигшие высокого уровня совершенства, — глиптика, резьба по кости, художественное литье различных украшений, чеканка монет с изображением богов, героев, царей, а иногда и различных сооружений того времени (например храмов) — были своеобразным образцом для искусства всей Таврики, влияли на ускорение развития культуры местных племен. Слияние таврических античных и местных традиций видно в культуре не только, например, Боспора, но и скифского государства, особенно его столицы — Неаполя Скифского и других.

В градостроительстве и архитектуре древние традиции сочетаются с новыми элементами, связанными, в первую очередь, с римской провинциальной школой.

Установился тип небольшого города-крепости с довольно четкой системой планировки. Появились новые типы сооружений (цитадели, термы), элементы декора, конструкции и материалы (обожженный кирпич, известковые растворы в строительстве специальных сооружений). Но конструкции стали более примитивными и одновременно массивными, качество строительства значительно ухудшилось. На рубеже нашей эры, а возможно еще раньше, судя по изображениям на монетах и погребальных стелах, в архитектуре Боспора распространился нетипичный для Таврики пятиколонный храм, посвященный царю Аспургу (123 год).

Значительно расширилось строительство монументальных каменных склепов, которые раньше были типичными, главным образом для Боспора. На Боспоре, как и раньше, склепы продолжали расписывать. Характер росписи склепов дает основание считать, что уже с конца I века до н. э. работы выполняли, главным образом, местные мастера.

ВI веке на Боспоре распространялся так называемый цветочный стиль, а немного позже — инкрустационный. Одним из интереснейших памятников цветочного стиля является роспись склепа Деметры в Керчи. Здесь, наряду с изображением на стенах декоративных гирлянд и виноградных лоз, в центре потолка мастерски изображена голова Деметры, а на южной стене — сцена из мифа о похищении Плутоном, богом подземного царства, Коры —дочери Деметры.

Слияние во II веке упомянутых стилей привело к возникновению таких выдающихся памятников, как росписи так называемого Стасовского склепа в Керчи. Стены в нем выдержаны в инкрустационном стиле с введением архитектурных деталей, а центральная часть потолка — в цветочном. Также интересна роспись внутренних стен каменного боспорского саркофага конца I века. На одном из них можно видеть мастерскую, в которой между колоннами развешаны портреты. Перед художником — ящик с красками, немного дальше — мольберт. На остальных стенах саркофага представлены музыканты, танцоры, сцена загробной трапезы.

Из надмогильных памятников I-II веков дошли до нас небольшие статуи, изображающие похороненных, и стелы с рельефами (последних значительно больше). На рельефах стел представлены сцены погребальной трапезы, погребенные — в роли героев, стоящие фигуры — в обычном убранстве, иногда вооруженные, всадники в одежде кочевников:

На стелах Боспора стали помещать по два и даже по три рельефа с одной стороны. Именно в рельефах этих стел наиболее полно отразились особенности местной боспорской культуры: плоскостность, статичность, графичность в исполнении рельефных деталей, фронтальность постановки фигур, наличие в ряде случаев индивидуальных портретных изображений, а также этнической характеристики, применение полихромии.

Для первых веков нашей эры характерны также скульптуры, изображавшие античных богов, царей, выдающихся деятелей. Скульптура местных мастеров в указанный период была более грубой и несколько более примитивной, чем античные образцы, но в ней довольно выразительно прослеживаются особенности, возникшие благодаря местным влияниям.

Значительного развития в это время, особенно на Боспоре, достигло искусство торевтики. Здесь наряду со штампованными, довольно грубо выполненными украшениями создавались ювелирные изделия, своим многоцветием и пышностью отвечающие вкусам сарматских племен.

Типичные ювелирные изделия боспорских мастеров найдены, в частности, в сарматских захоронениях в Нижнегорском районе. Сочетание золота и цветных камней, применение геометрического полихромного узорчатого рисунка полностью отвечали принципу инкрустационного стиля, который на Боспоре во II веке применялся в декоре архитектурных сооружений.

Следует отметить, что традиции местных племен в искусстве таврических городов довольно ярко проявились не только на Боспоре, который по праву считался художественным центром сарматского мира, но и в других городах.

Вопросы и задания

1. Какие факторы влияли на развитие искусства греков в Крыму?

2. Какие принципы были присущи градостроительству?

3. Что собой представляли культовые сооружения?

4. Расскажи о развитии скульптуры.

5. Какие изменения произошли в градостроительстве под влиянием римских традиций?

6. Что такое торевтика, в чем ее особенность?

7. Какое влияние оказывало искусство античных городов на народы, населявшие Крым?

РЕЛИГИЯ

Тесное взаимодействие культур двух миров во многом проявилось также в религиозных представлених как местных племен, так и населения античных городов. Ряд основных божеств у тех и у других были связаны с античными культами. Об этом, в частности, рассказывает Геродот, который сравнивает самого почитаемого скифского бога Папая с Зевсом, богиню Табити — с Гестией, бога войны называет Аресом.

Религия античных городов Таврики, особенно в начале их существования, была единой с религией метрополии. Здесь поклонялись Зевсу, Афине, Аполлону, Артемиде, Гераклу и другим богам. Особенно почитались божества, связанные с земледелием и плодородием: Деметра, Дионис. В различных частях Таврики прослеживаются местные особенности в значении отдельных культов. Так, в ряде районов Северо-Западной Таврики первостепенное значение имел культ Ахилла.

Для отправления культовых церемоний существовали специальные священные участки, строились храмы, многочисленные алтари, посвященные отдельным божествам. Постепенно в религиозные представления жителей античных городов Таврики проникают элементы культов божеств местного, негреческого происхождения. В Херсонесе, например, распространился культ таврской богини Девы.

Влияние культуры местных племен стало особенно усиливаться на рубеже нашей эры. Кроме того, в это время в искусстве античных городов-государств появляются и элементы романизации. Таким образом, греческое в своей основе искусство в ходе самостоятельного развития под влиянием различных контактов, особенно в первый век нашей эры, приобретает многие оригинальные черты, что дает возможность говорить о формировании локального, таврического варианта античной культуры.

В идеологических представлениях наряду с сохранением культов предыдущих времен как греческих в своей основе (Аполлона, Зевса, Ахилла, Гермеса и др.), так и местных (например богини Девы в Херсонесе) усиливаются сарматские, отчасти скифские, фракийские, иранские, египетские элементы. Развиваются культы синкретических божеств. В частности, в Пантикапее возрастает роль почитания главного бога, в основе которого лежал культ Зевса, а также элементы фракийского культа Сабазия и, возможно, сарматского конного бога. Появление на Боспоре в первые века нашей эры культа единого бога характерно для позднеантичного общества в период его разложения и свидетельствует о постепенном переходе к монотеизму.

В начале IV века на Боспоре уже существует христианская община, представитель которой боспорский епископ Кадм в 325 году принимал участие в первом Никейском соборе. Распространяется здесь также культ римских императоров.

Вопросы и задания

1. Назови самых почитаемых богов в античных городах Таврики.

2. В чем выразилось влияние местных племен на религиозные верования греческого населения?

3. С чем связан переход к культу единого бога?

4. Когда в Таврике начинает распространяться христианство?

5. Какое влияние оказывала религия на развитие культуры античных городов Таврики?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тысячелетняя эпоха античной цивилизации в Таврике глубоко отразилась на жизни и культуре поколений последующих времен.

Чисто эллинские, сначала чуждые для окружающих племен античные города и поселения Таврики в ходе своего дальнейшего развития стали составной органической частью всех населяющих полуостров народов. Постоянное взаимодействие между окружающими племенами и античными городами обусловило создание своеобразного варианта античной культуры.

В результате взаимного проникновения этих миров создались предпосылки для возникновения государств со смешанным населением, состоящим из греков и народов, населяющих Таврику в этот период.

Прогрессивная роль античных городов Таврики состояла прежде всего в том, что они оказали влияние на ускорение социально-экономического, культурного и политического развития местных племен. В результате тесных контактов с античными городами племен Таврики они были вовлечены в постоянные взаимоотношения с самой передовой для того времени античной культурой. Античные традиции вошли составной частью в культуру местных племен. Этот процесс коснулся, по существу, всех племен, населявших Таврику.

ЗАПОМНИ ЭТИ ДАТЫ

700-150 тыс. лет назад (конец периода эпохи ашель) — появление первых людей на территории Крыма.

XV-VII вв. до н. э. — на территории Крыма проживали киммерийцы.

IX—VIII вв. до н. э. — «проявляется» культура тавров.

VII в. до н. э. — в Крыму появились скифы.

Ок. 514(?) г. до н. э. — поход Дария I против скифов.

III в. до н. э. — основание Неаполя Скифского.

III в. н. э. — разгром скифского царства.

II в. до н. э. — появление в Крыму сарматов.

VI в. до н. э. — основание первых античных поселений в Крыму.

480 г. до н. э. — образование Боспорского царства.

422/421 гг. до н. э. — основание Херсонеса Таврического.

III в. — появление в Крыму готов.

III в. — появление в Крыму аланов.

375-376 гг. н. э. — гибель Боспорского царства.

IV в. — проникновение в Крым гуннов.

ЧАСТЬ II.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 328.