МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
СРС
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТЕМА: МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
ИНСТРУКЦИЯ
К практическому занятию по теме
«Методика обследования органов дыхания»
Цель: Ознакомиться с семиотикой заболеваний дыхательной системы. Приобрести навыки опроса, изучить и освоить методы объективного и субъективного обследования пациента с заболеваниями органов дыхания.
Учебные цели:
Студент должен знать: | Студент должен уметь: |
Ø Жалобы, порядок сбора анамнеза болезни и анамнеза жизни пациента с заболеваниями органов дыхания. Ø Последовательность осмотра грудной клетки; отличие нормальных ее типов от патологических; типы дыхания. Ø Методику пальпации Ø Методы перкуссии в зависимости от целей и задач их применения. Ø Технику и правила перкуссии. Ø Характеристики легочного звука. Ø Методику и правила аускультации. Основные и побочные дыхательные шумы. Ø Методы лабораторного, инструментального обследования. Ø Основные синдромы при легочной патологии. | Ø Планировать обследование пациента с патологией органов дыхания. Ø Проводить расспрос пациента, выделять основные и дополнительные жалобы. Ø Собирать анамнез (заболевания; жизни). Ø Проводить общий осмотр пациента с патологией органов дыхания. Ø Проводить осмотр и пальпацию грудной клетки, определять голосовое дрожание, ЧДД. Ø Проводить топографическую и сравнительную перкуссию легких. Ø Проводить аускультацию легких, определять основные и побочные дыхательные шумы. Ø Распознавать основные клинические синдромы при заболеваниях легких. Ø Интерпретировать результаты различных методов диагностики. |
Схема занятия
Основные вопросы | Содержание |
1 | 2 |
Нормальные формы грудной клетки. | Нормостеническая, гиперстеническая, астеническая. |
Патологические формы грудной клетки. | Эмфизематозная (бочкообразная), плоская (паралитическая), грушевидная, рахитическая, воронкообразная, ладьевидная, кифотическая, лордотическая, сколиотическая, кифо сколиотическая |
Частные изменения формы грудной клетки. | Втяжение грудной клетки; выпячивание, выбухание одной половины грудной клетки; увеличение участка левой половины грудной клетки. |
Типы дыхания. | Грудной (реберный); брюшной; смешанный. |
Частота дыхания и ее изменения. | 16—20 в минуту; учащенное дыхание, уреженное дыхание. |
Глубина дыхания, ее изменения. | В среднем 500 мл — объем дыхательного воздуха; поверхностное дыхание, углубленное дыхание. |
Изменения ритма дыхания. | Дыхание Биота, Чейн-Стокса, Куссмауля, диссоциированное дыхание Грокко-Фругони. |
Задачи пальпации грудной клетки. | Наличие болезненности при пальпации грудной клетки, межреберных промежутков, ребер; определение резистентности грудной стенки; определение голосового дрожания. |
Определение голосового дрожания. | На симметричных участках правой и левой половин грудной клетки, плотно приложив пальпирующие руки, при произнесении громким голосом слов, содержащий звук «р». |
Изменение голосового дрожания. | а) Усиление: — крупозная пневмония; — инфаркт легкого; — туберкулез; — поджатие легкого воздухом или жидкостью в плевральной полости; — наличие в легком полости, заполненной газом и сообщающейся с бронхом; — ослабление: — скопление большого количества жид кости или газа в плевральной полости; — полной закупорке просвета бронха; — у слабых, истощенных людей: — при ожирении. |
История внедрения перкуссии в процесс обследования больного. | Гиппократ, Ауэнбруггер, Корвизар, Сокольский, Боткин и Захарьин, Образцов и др., их вклад в развитие перкуссии. |
Физические основы перкуссии. | 1) Сила звука: звук громкий и тихий; 2) высота звука: высокий и низкий; 3) продолжительность звука: продолжительный и короткий. |
Характеристика перкуторных звуков. | 1) легочный ясный звук: громкий, низкий, продолжительный; 2) тупой звук: высокий, тихий и короткий; 3) тимпанический: низкий или высокий, громкий, продолжительный. |
Методы перкуссии. | Непосредственная перкуссия по Ауэнбруггеру, непосредственная перкуссия по Образцову, пальпаторная перкуссия по Яновскому, посредственная перкуссия: инструментальная, пальце пальцевая, комбинированная. |
Виды перкуссии. | Топографическая и сравнительная перкуссия. |
Последовательность проведения сравнительной перкуссии легких. | Проводится в строгой последовательности на симметричных участках грудной клетки спереди и сзади. |
В каких симметричных участках обоих легких перкуторный звук не одинаков? | Тише и короче: 1) над правой верхушкой; 2) во II и III межреберьях слева; 3) над пространством Траубе слева; 4) в правой подмышечной области. |
Как изменяется легочный звук при уменьшении количества воздуха в легких? | Становится более коротким, тихим и высоким (притуплённым). |
При каких заболеваниях легочный звук становится притуплённым. | Пневмосклероз, фиброзно-очаговый туберкулез, спайки и облитерация плевральной полости, очаговая и сливная пневмония, выраженный отек легких, компрессионный ателектаз (выше уровня жидкости), обтурационный ателектаз. |
Для чего применяется топографическая перкуссия легких. | Определения высоты стояния верхушек, ширины их, нижних границ легких, подвижности нижнего края легких. |
Положение верхних границ легких. | а) Спереди на 3—4 см выше ключиц; б) сзади на уровне остистого отростка VII шейного позвонка; в) ширина полей Кренига 5—6 см. |
Изменения границ легких. | 1) при повышенной воздушности: расширение границ легких вверх и вниз; 2) при фиброзе возможного уменьшения границ легких. |
Назвать опознавательные линии на грудной клетке. | 1) передняя срединная линия; 2) грудинная; 3) окологрудинная; 4) срединно-ключичная; 5) передняя подмышечная; 6) средняя подмышечная; 7) задняя подмышечная, 8) лопаточная;)' 9) околопозвоночная; 10) задняя срединная. |
Какова экскурсия нижнего края легких в норме? | 4—8 см. |
Характеристика звука. | Сила, частота, продолжительность, громкость, тембр. |
Методы аускультации. | Непосредственная (прямая) аускультация и посредственная (непрямая). |
Техника аускультации. | Положение больного, дыхание больного, последователность выслушивания. |
Основные дыхательные шумы. | Везикулярное (альвеолярное) и бронхиальное (ларинготрахеальное). |
Везикулярное дыхание. | Механизм возникновения, характеристика, точки выслушивания, возможные изменения в норме и патологии. Экстра-и интропульмональные причины ослабления и усиления везикулярного дыхания. |
Особые формы везикулярного дыхания. | Пуэрильное, саккадированное. |
Жесткое дыхание. | Понятие, характеристика, механизм возникновения. |
Заболевания, при которых появляется усиленное везикулярное дыхание. | Бронхит, бронхиальная астма. |
Заболевания, при которых появляется ослабленное везикулярное дыхание. | Эмфизема легких, крупозная пневмония, механическое препятствие в бронхах (опухоль, инородное тело). |
Бронхиальное дыхание. | Механизм возникновения, характеристика, точки выслушивания, возможные изменения в норме и патологии. |
Заболевания, при которых выслушивается патологическое бронхиальное дыхание. | Крупозное воспаление легких, туберкулез, инфаркт легкого, компрессионный ателектаз, пневмосклероз, полость (абсцесс, каверна). |
Типы патологического бронхиального дыхания. | Инфильтрационное, компрессионное, полостное, амфорическое, металлическое, стенотическое. |
Смешанное дыхание (бронховезикулярное). | Характеристика, причины возникновения. |
Побочные дыхательные шумы. | Хрипы, крепитация, шум трения плевры. |
Виды хрипов. | Сухие, влажные. |
Сухие хрипы. | Условия возникновения, характеристика, связи с фазами дыхания. |
Влажные хрипы. | Механизм возникновения, места образования, характеристика, виды, условия выслушивания. |
Заболевания, при которых выслушиваются сухие хрипы. | Бронхит, бронхиальная астма. |
Заболевания, при которых выслушиваются влажные хрипы | а) Мелкопузырчатые: бронхит, очаговая и крупозная пневмонии, застой в легких; б) среднепузырчатые: полость в легких (каверна, абсцесс), отек легких. |
Крепитация. | Механизм возникновения, характеристика, связь с фазой дыхания. |
Заболевания, при которых выслушивается крепитация. | Крупозная пневмония, инфильтративный туберкулез, инфаркт легких, застойные явления в легких. |
Основные моменты дифференциальной диагностики влажных хрипов, шума трения плевры и крепитации. | Взаимосвязь с фазами дыхания, изменение аускультативной картины после кашля, зависимость от надавливания стетоскопом и движении грудной клетки. |
Шум трения плевры. | Условия возникновения, характеристика, места выслушивания, разновидности заболевания. |
Шум плеска и шум «падающей капли». | Понятия. |
Бронхофония. | Методика проведения, условия образования. |
Заболевания, при которых определяется: а) усиление бронхофонии; б) ослабление бронхофонии. | а) Полость в легких, заболевания с уплотненной легочной тканью, б) Плеврит экссудативный, заболевания с нарушением бронхиальной проходимости. |
Заполните таблицу
Найдите ошибки.
Дайте пояснения терминам.
1. спирограмма
2. ЖЕЛ
3. спирография
4. пикфлоуметрия
5. форсированный вдох
6. резервный объем
7. объем форсированного выдоха за 1 секунду
Заполнить таблицу.
Бронхоскопия | Бронхоскопию производят ---------- или через----- часа после легкого завтрака в перевязочной или эндоскопической. Бронхоскопия в положении сидя может осуществляться только под -------------------- анестезией. | Бронхоскопия – метод--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------. Диагностическая бронхоскопия предпринимается с целью -----------------------------или ------------------------ диагноза при опухолях трахеи или бронхов, гнойных заболеваниях бронхов и легких, туберкулезе легких и др. заболеваниях дыхательных путей. Лечебная бронхоскопия производится с целью ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
12. Определить типы дыхания:
13. Решить ситуационные задачи:
Ситуационная задача 1
При аускультации легких слева в подлопаточной области выявлен участок амфорического дыхания, в остальных отделах дыхание везикулярное.
Задания:
Какова причина локального изменения дыхательного шума?
____________ _______________
.
Ситуационная задача 2
При выслушивании легких справа под лопаткой обнаружена зона выслушивания бронхиального дыхания.
Задания:
1. Какова причина его возникновения?
2. Какие результаты других физикальных методов исследования могут ее сопровождать?
___________________________
___________________________
Ситуационная задача 3
При аускультации легких справа в аксиллярной области на уровне четвертого межреберья выслушиваются на фоне бронхиального дыхания крупнопузырчатые звучные влажные хрипы.
Задания:
1.Объяснить механизм возникновения этих дыхательных шумов _________________ __________
___________________________
Ситуационная задача 4
При аускультации легких справа под лопаткой выявляется побочный дыхательный шум, выслушиваемый на вдохе и выдохе.
Задания:
1. Что это: крепитация, шум трения плевры или влажные хрипы?
2. Что нужно сделать, чтобы решить этот вопрос?
___________________________
___________________________
Ситуационная задача 5
При пальпации грудной клетки слева под лопаткой выявлено резкое усиление голосового дрожания. При сравнительной перкуссии здесь же обнаружено притупление перкуторного звука.
Задания:
1. Какой основной дыхательный шум будет выслушиваться в данной области?
Почему? _ __
___________________________
Ситуационная задача 6
Переднезадний и билатеральный размеры грудной клетки приближаются друг к другу.
Задания:
1. Как называется такая форма грудной клетки?
2. Каково ее диагностическое значение.
3. Как изменяется голосовое дрожание при подобном изменении?
___________________________
___________________________
Ситуационная задача 7
Левая половина грудной клетки шире правой, межреберья сглажены, участие ее в акте дыхания резко ограничено. Голосовое дрожание слева не определяется.
Задания:
1. Чем могут быть вызваны данные изменения?
2. Каковы возможные данные сравнительной перкуссии?
___________________________
____ _______________________
Ситуационная задача 8
Правая половина грудной клетки уже левой, по передней аксиллярной линии уплощена, голосовое дрожание в этой области не определяется.
Задания:
Каковы возможные причины этих изменений? _________________ __________
___________________________
Ситуационная задача 9
При определении голосового дрожания оно оказалось резко усилено в левой подлопаточной
Задания:
Назовите возможные причины подобного изменения. . ___________________________
___________________________
Ситуационная задача 10
При аускультации легких справа в подлопаточной области обнаружен участок жесткого дыхания.
Задания: 1.Назовите и объясните причину локального аускультативной картины.
2.Какие результаты дополнительных методов исследования могут ее подтвердить?
___________ _______________
____________________ _______
Приложение 3
Сбор информации о пациенте
Субъективное обследование:
Дата и время поступления (обращения) ___________________________________________
Дата и время выписки __________________________________________________________
1. Ф.И.О: ____________________________________________________________________
2. Пол: __________ Возраст (полных лет):________________________________________
3. Постоянное место жительства: город, село (подчеркнуть) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(записать адрес, указав для проезжих: область район, населен. пункт, адрес родственников и № телефона)
4. Адрес родственников и № телефона: __________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Образование: ______________________________________________________________
6. Место работы, профессия или должность: ______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(для учащихся – место учебы; для детей – название детского учреждения, школы;
для инвалидов – род и группа инвалидности; и. о. в.: да, нет (подчеркнуть)
7. Инвалидность: _____________________________________________________________
(есть, нет, род и группа инвалидности)
8. Направлен в стационар по экстренным показаниям: да, нет, через _______ часов после заболевания, получения травмы; госпитализирован в плановом порядке (подчеркнуть)
Нуждается в амбулаторном лечении:________________________________________________ Предварительный диагноз:________________________________________________________ основное заболевание:____________________________________________________________
осложнение: ____________________________________________________________________
сопутствующие заболевания: ______________________________________________________
Жалобы
1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА:
Кашель: - есть, нет
· сухой или с мокротой;
· время появления кашля: - утро, вечер, ночь
· постоянный или периодами;
· связан с определенным положением тела (указать каким), с приемом пищи, с резкими запахами, изменением температуры окружающей среды.
Мокрота:
· количество- до 50 мл, 50-100 мл, более 100 мл;
· откашливается: легко, с трудом, в каком положении отходит лучше
· характер и цвет мокроты: слизистая, гнойная, «ржавая», вязкая, густая, жидкая, стекловидная, пенистая, розовая;
· запах мокроты: - есть, нет;
Кровохарканье: - есть, нет;
· прожилки или чистая кровь;
· цвет крови ( алая или темная);
· частота: несколько раз в день, ежедневно, несколько раз в неделю.
Боли в груди или спине: - есть, нет;
· характер боли: тупая, острая, ноющая, колющая, другая _________________________
· локализация;
· связь с дыханием, физическим напряжением, кашлем, изменением положения тела______________________________________________________________________
· иррадиация боли (указать куда)______________________________________________
· что облегчает боль:
ü при надавливании на грудную клетку;
ü при наклонах туловища в разные стороны;
ü при глубоком дыхании;
ü при положении на правом/левом боку.
Одышка: - есть, нет;
· постоянная, в покое, при физическом напряжении, ходьбе, в зависимости от положения тела в постели, при разговоре;
· характер одышки –инспираторная, экспираторная, смешанная.
Приступы удушья: - есть, нет;
· связь с физической нагрузкой ( в покое, при ходьбе, при подъеме по лестнице);
· с различными запахами ( указать какими) __________________________________
· длительность___________________________________________________________
· сопровождается: кашлем сухим или с мокротой, клокочущими или громкими;
· свистящими хрипами____________________________________________________
· поведение и положение больного во время приступа _________________________
· эффективность применяемой терапии (какой именно)_________________________
2. ЖАЛОБЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА:
Недомогание, слабость, утомляемость, снижение работоспособности, похудание, снижение аппетита.
При подозрении на аллергическое заболевание собирается аллергологический анамнез по следующей схеме:
· жалобы, обычно встречающиеся при аллергических состояниях:
ü жжение, зуд кожи и слизистых;
ü высыпания на коже различного характера;
ü внезапный отек каких-либо частей тела;
ü зуд в носу, приступы чихания, затруднение глубокого дыхания через нос, заложенность (дыхание через нос), внезапный насморк с водянистыми выделениями;
ü ощущение напряжения глаз, слезотечение, светобоязнь;
ü боли в мышцах и суставах;
ü отсутствие ощущения глубины вдоха, чувство временного затруднения дыхания в покое, приступы удушья;
ü ощущение пульсации в различных частях тела (в висках при легком их сдавливании, в голове, в конечностях), сердцебиение;
ü ощущение дискомфорта в эпигастрии, внезапный метеоризм, отрыжка воздухом, приступообразные боли в животе, внезапная тошнота, рвота, понос, запоры, связанные с определенной пищей;
ü приступы полиурии;
ü чувство тяжести в голове, головная боль, мигрень;
ü нарушение сна;
ü повышение температуры, не связанное с простудой или инфекцией.
Влияние на заболевание или его обострение: аллергенов, пищевых, лекарственных и др. ________________________________________________________________________________
· физической и эмоциональной нагрузки;
· лекарственных препаратов
История жизни
Место рождения _________________________________________________________________
Где и в каких условиях рос и развивался _____________________________________________
Характер и условия работы: хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные
Профессиональные вредности: есть, нет (какие) ______________________________________
Бытовые условия: хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные _________________
Привычные интоксикации (вредные привычки):
· курение: - дан, нет;
ü с какого возраста ________________________________________________________
ü количество папирос (сигарет) в сутки _______________________________________
ü курение натощак _________________________ ночью _________________________
· алкоголь:
ü не употребляет, употребляет в меру, злоупотребляет;
ü с какого возраста ________________________________________________________
ü как часто _____________________, в каком количестве ________________________
ü переносимость, прочие вредные привычки ___________________________________
Перенесенные ранее заболевания ___________________________________________________
Травмы _________________________________________________________________________
Операции _______________________________________________________________________
Осложнения _____________________________________________________________________
Перенесенные аллергические заболевания больного и его родственников: бронхиальная астма, крапивница, отек Квинке, поллинозы, аллергическая ринопатия, мигрень, экзема, дерматит, сывороточная болезнь, анафилактический шок, ложный круп экссудативный диатез.
Реакции больного:
· на введение лекарств, вакцин, сывороток (каких) ________________________________
· возникновение инфильтратов после инъекций лекарств __________________________
· на контакты с химическими веществами (какими) _______________________________
· косметическими средствами, средствами от насекомых __________________________
· на укусы пчел, комаров, блох, клопов _________________________________________
Эффекты от применения антигистаминных и десенсибилизирующих средств, глюкокортикоидных гормонов _________________________________________________________________
Наличие у больного очагов инфекции в настоящее время: кариес, хронический тонзиллит, хронический холецистит и др. _____________________________________________________
Перенесенные инфекционные заболевания ___________________________________________
· туберкулез
· болезнь Боткина
· сифилис
· ВИЧ
Гинекологический анамнез (у женщин):
· беременность ______________________________________________________________
· роды _____________________________________________________________________
· аборты ___________________________________________________________________
· заболевания _______________________________________________________________
· последнее посещение гинеколога _____________________________________________
Объективное обследование
Физические данные (необходимое подчеркнуть, вписать):
Оценка состояния: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое.
Оценка сознания: ясное, оглушенное, сопор, кома; ориентирован, дезориентирован.
Положение в постели: активное, пассивное, вынужденное.
Критика к своему состоянию: правильно оценивает свое состояние, недооценивает, переоценивает.
Нарушения речи: - есть, нет.
Телосложение: правильное, неправильное.
Рост ________________________________ вес _______________________________________
Тип конституции: нормостенический, астенический, гиперстенический.
Костно-мышечная система
Скелет:
· деформация: - есть, нет
· деформация позвоночника: - есть, нет
· отсутствие конечностей (описать) ____________________________________________
· наличие протезов: - есть, нет
Суставы:
· деформация: - есть, нет
· движение в суставах: в полном объеме, ограничено;
· мышечные контрактуры (описать) ____________________________________________
· суставные контрактуры (описать) _____________________________________________
· болезненность при пальпации: - есть, нет (локализация) __________________________
Тонус мышц: нормальный, снижен, отсутствует, повышен.
Мышечная сила: достаточная, снижена, отсутствует:
· локализация: все мышечные группы, одной половины тела, в руках, в одной руке, в ногах, в одной ноге.
Наличие скелетного вытяжения: гипсовых повязок, остеосинтеза ________________________
Дыхательная система
Дыхание через нос: свободное, затруднено
Перкуссия придаточных пазух: болезненно, безболезненно
Изменение голоса: - есть, нет
ЧДД ________________________________________________________ в мин
Характер одышки: экспираторная, инспираторная, смешанная
Характер дыхания: глубокое, поверхностное, ритмичное, патологическое.
Аускультация легких: дыхание везикулярное, бронхиальное, жесткое, ослабленное ( описать где) ____________________________________________________________________________
Голосовое дрожание:
· одинаково с обеих сторон ___________________________________________________
· усилено (где) ______________________________________________________________
· ослаблено (где) ____________________________________________________________
· не проводится (где) _________________________________________________________
Сравнительная перкуссия: ясный легочный звук, притупление, тимпанит (описать где) ___ ________________________________________________________________________________
Наличие шумов, хрипов: (описать где) ______________________________________________
Предварительный диагноз
Основной: ______________________________________________________________________
Осложнения: ____________________________________________________________________
Сопутствующий: _________________________________________________________________
Возможные осложнения заболевания: _______________________________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
СРС
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТЕМА: МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
ИНСТРУКЦИЯ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 303.