ТЕМА: МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

СРС

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ТЕМА: МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

 

ИНСТРУКЦИЯ

К практическому занятию по теме

«Методика обследования органов дыхания»

Цель: Ознакомиться с семиотикой заболеваний дыхательной системы. Приобрести навыки опроса, изучить и освоить методы объективного и субъективного обследования пациента с заболеваниями органов дыхания.

    Учебные цели:

Студент должен знать: Студент должен уметь:
Ø Жалобы, порядок сбора анамнеза болезни и анамнеза жизни пациента с заболеваниями органов дыхания. Ø Последовательность осмотра грудной клетки; отличие нормальных ее типов от патологических; типы дыхания. Ø Методику пальпации Ø Методы перкуссии в зависимости от целей и задач их применения. Ø Технику и правила перкуссии. Ø Характеристики легочного звука. Ø Методику и правила аускультации. Основные и побочные дыхательные шумы. Ø Методы лабораторного, инструментального обследования. Ø Основные синдромы при легочной патологии. Ø Планировать обследование пациента с патологией органов дыхания. Ø Проводить расспрос пациента, выделять основные и дополнительные жалобы. Ø Собирать анамнез (заболевания; жизни). Ø Проводить общий осмотр пациента с патологией органов дыхания. Ø  Проводить осмотр и пальпацию грудной клетки, определять голосовое дрожание, ЧДД. Ø Проводить топографическую и сравнительную перкуссию легких. Ø Проводить аускультацию легких, определять основные и побочные дыхательные шумы. Ø Распознавать основные клинические синдромы при заболеваниях легких. Ø Интерпретировать результаты различных методов диагностики.

Схема занятия

Основные вопросы Содержание
1 2
Нормальные формы грудной клетки. Нормостеническая, гиперстеническая, астеническая.
Патологические формы грудной клетки. Эмфизематозная (бочкообразная), плоская (паралитическая), грушевидная, рахитическая, воронкообразная, ладьевидная, кифотическая, лордотическая, сколиотическая, кифо сколиотическая
Частные изменения формы грудной клетки. Втяжение грудной клетки; выпячивание, выбухание одной половины грудной клетки; увеличение участка левой половины грудной клетки.
Типы дыхания. Грудной (реберный); брюшной; смешанный.
Частота дыхания и ее изменения. 16—20 в минуту; учащенное дыхание, уреженное дыхание.
Глубина дыхания, ее изменения. В среднем 500 мл — объем дыхательного воздуха; поверхностное дыхание, углубленное дыхание.
Изменения ритма дыхания. Дыхание Биота, Чейн-Стокса, Куссмауля, диссоциированное дыхание Грокко-Фругони.
Задачи пальпации грудной клетки. Наличие болезненности при пальпации грудной клетки, межреберных промежутков, ребер; определение резистентности грудной стенки; определение голосового дрожания.
Определение голосового дрожания. На симметричных участках правой и левой половин грудной клетки, плотно приложив пальпирующие руки, при произнесении громким голосом слов, содержащий звук «р».
Изменение голосового дрожания. а) Усиление: — крупозная пневмония; — инфаркт легкого; — туберкулез; — поджатие легкого воздухом или жидкостью в плевральной полости; — наличие в легком полости, заполненной газом и сообщающейся с бронхом; — ослабление: — скопление большого количества жид кости или газа в плевральной полости; — полной закупорке просвета бронха; — у слабых, истощенных людей: — при ожирении.
История внедрения перкуссии в процесс обследования больного. Гиппократ, Ауэнбруггер, Корвизар, Сокольский, Боткин и Захарьин, Образцов и др., их вклад в развитие перкуссии.
Физические основы перкуссии. 1) Сила звука: звук громкий и тихий; 2) высота звука: высокий и низкий; 3) продолжительность звука: продолжительный и короткий.  
Характеристика перкуторных звуков. 1) легочный ясный звук: громкий, низкий, продолжительный; 2) тупой звук: высокий, тихий и короткий; 3) тимпанический: низкий или высокий, громкий, продолжительный.
Методы перкуссии. Непосредственная перкуссия по Ауэнбруггеру, непосредственная перкуссия по Образцову, пальпаторная перкуссия по Яновскому, посредственная перкуссия: инструментальная, пальце пальцевая, комбинированная.
Виды перкуссии. Топографическая и сравнительная перкуссия.
Последовательность проведения сравнительной перкуссии легких. Проводится в строгой последовательности на симметричных участках грудной клетки спереди и сзади.
В каких симметричных участках обоих легких перкуторный звук не одинаков? Тише и короче: 1) над правой верхушкой; 2) во II и III межреберьях слева; 3) над пространством Траубе слева; 4) в правой подмышечной области.
Как изменяется легочный звук при уменьшении количества воздуха в легких? Становится более коротким, тихим и высоким (притуплённым).
При каких заболеваниях легочный звук становится притуплённым. Пневмосклероз, фиброзно-очаговый туберкулез, спайки и облитерация плевральной полости, очаговая и сливная пневмония, выраженный отек легких, компрессионный ателектаз (выше уровня   жидкости), обтурационный ателектаз.
Для чего применяется топографическая перкуссия легких. Определения высоты стояния верхушек, ширины их, нижних границ легких, подвижности нижнего края легких.
Положение верхних границ легких. а) Спереди на 3—4 см выше ключиц; б) сзади на уровне остистого отростка VII шейного позвонка; в) ширина полей Кренига 5—6 см.
Изменения границ легких. 1) при повышенной воздушности: расширение границ легких вверх и вниз; 2) при фиброзе возможного уменьшения границ легких.
Назвать опознавательные линии на грудной клетке. 1) передняя срединная линия; 2) грудинная; 3) окологрудинная; 4) срединно-ключичная; 5) передняя подмышечная; 6) средняя подмышечная; 7) задняя подмышечная, 8) лопаточная;)' 9) околопозвоночная; 10) задняя срединная.  
Какова экскурсия нижнего края легких в норме? 4—8 см.
Характеристика звука. Сила, частота, продолжительность, громкость, тембр.
Методы аускультации. Непосредственная (прямая) аускультация и посредственная (непрямая).
Техника аускультации. Положение больного, дыхание больного, последователность выслушивания.
Основные дыхательные шумы. Везикулярное (альвеолярное) и бронхиальное (ларинготрахеальное).
Везикулярное дыхание. Механизм возникновения, характеристика, точки выслушивания, возможные изменения в норме и патологии. Экстра-и интропульмональные причины ослабления и усиления везикулярного дыхания.
Особые формы везикулярного дыхания. Пуэрильное, саккадированное.
Жесткое дыхание. Понятие, характеристика, механизм возникновения.
Заболевания, при которых появляется усиленное везикулярное дыхание. Бронхит, бронхиальная астма.
Заболевания, при которых появляется ослабленное везикулярное дыхание. Эмфизема легких, крупозная пневмония, механическое препятствие в бронхах (опухоль, инородное тело).
Бронхиальное дыхание. Механизм возникновения, характеристика, точки выслушивания, возможные изменения в норме и патологии.
Заболевания, при которых выслушивается патологическое бронхиальное дыхание. Крупозное воспаление легких, туберкулез, инфаркт легкого, компрессионный ателектаз, пневмосклероз, полость (абсцесс, каверна).
Типы патологического бронхиального дыхания. Инфильтрационное, компрессионное, полостное, амфорическое, металлическое, стенотическое.
Смешанное дыхание (бронховезикулярное). Характеристика, причины возникновения.
Побочные дыхательные шумы. Хрипы, крепитация, шум трения плевры.
Виды хрипов. Сухие, влажные.
Сухие хрипы. Условия возникновения, характеристика, связи с фазами дыхания.
Влажные хрипы. Механизм возникновения, места образования, характеристика, виды, условия выслушивания.
Заболевания, при которых выслушиваются сухие хрипы. Бронхит, бронхиальная астма.
Заболевания, при которых выслушиваются влажные хрипы а) Мелкопузырчатые: бронхит, очаговая и крупозная пневмонии, застой в легких; б) среднепузырчатые: полость в легких (каверна, абсцесс), отек легких.
Крепитация. Механизм возникновения, характеристика, связь с фазой дыхания.  
Заболевания, при которых выслушивается крепитация. Крупозная пневмония, инфильтративный туберкулез, инфаркт легких, застойные явления в легких.
Основные моменты дифференциальной диагностики влажных хрипов, шума трения плевры и крепитации. Взаимосвязь с фазами дыхания, изменение аускультативной картины после кашля, зависимость от надавливания стетоскопом и движении грудной клетки.
Шум трения плевры. Условия возникновения, характеристика, места выслушивания, разновидности заболевания.
Шум плеска и шум «падающей капли». Понятия.
Бронхофония. Методика проведения, условия образования.
Заболевания, при которых определяется: а) усиление бронхофонии; б) ослабление бронхофонии. а) Полость в легких, заболевания с уплотненной легочной тканью, б) Плеврит экссудативный, заболевания с нарушением бронхиальной проходимости.

Заполните таблицу

Найдите ошибки.

Дайте пояснения терминам.

1. спирограмма

2. ЖЕЛ

3. спирография

4. пикфлоуметрия

5. форсированный вдох

6. резервный объем

7. объем форсированного выдоха за 1 секунду

 

Заполнить таблицу.

Бронхоскопия Бронхоскопию производят ---------- или через----- часа после легкого завтрака в перевязочной или эндоскопической. Бронхоскопия в положении сидя может осуществляться только под -------------------- анестезией. Бронхоскопия – метод--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------. Диагностическая бронхоскопия предпринимается с целью -----------------------------или ------------------------ диагноза при опухолях трахеи или бронхов, гнойных заболеваниях бронхов и легких, туберкулезе легких и др. заболеваниях дыхательных путей. Лечебная бронхоскопия производится с целью -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

12. Определить типы дыхания:

13. Решить ситуационные задачи:

Ситуационная задача 1

При аускультации легких слева в подлопаточной области выявлен участок амфорического дыхания, в остальных отделах дыхание везикулярное.

Задания:

Какова причина локального изменения дыхательного шума?                                                                             

                                            ____________                                               _______________                                                 

                                                                                                                                                                   .

 

Ситуационная задача 2

При выслушивании легких справа под лопаткой обнаружена зона выслушивания бронхиального дыхания.

Задания:

1. Какова причина его возникновения?

2. Какие результаты других физикальных методов исследования могут ее сопровождать?

                                                                                                    ___________________________                                                 

                                                                                                 ___________________________                                                 

Ситуационная задача 3

При аускультации легких справа в аксиллярной области на уровне четвертого межреберья выслушиваются на фоне бронхиального дыхания крупнопузырчатые звучные влажные хрипы.

Задания:

1.Объяснить механизм возникновения этих дыхательных шумов                                                                                                                            _________________                                                                                                __________                                                      

                                                                                                ___________________________                                                 

Ситуационная задача 4

При аускультации легких справа под лопаткой выявляется побочный дыхательный шум, выслушиваемый на вдохе и выдохе.

Задания:

1. Что это: крепитация, шум трения плевры или влажные хрипы?

2. Что нужно сделать, чтобы решить этот вопрос?

                                                                                                ___________________________

                                                                                                ___________________________                                                                                                    

Ситуационная задача 5

При пальпации грудной клетки слева под лопаткой выявлено резкое усиление голосового дрожания. При сравнительной перкуссии здесь же обнаружено притупление перкуторного звука.

Задания:

1. Какой основной дыхательный шум будет выслушиваться в данной области?

Почему?                                                                                                                                                                                                                                                         _                                                                                                                                               __

                                                                                                 ___________________________

Ситуационная задача 6

Переднезадний и билатеральный размеры грудной клетки приближаются друг к другу.

Задания:

1. Как называется такая форма грудной клетки?

2.   Каково ее диагностическое значение.

3.  Как изменяется голосовое дрожание при подобном изменении?

                                                                                                 ___________________________

                                                                                                ___________________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Ситуационная задача 7

Левая половина грудной клетки шире правой, межреберья сглажены, участие ее в акте дыхания резко ограничено. Голосовое дрожание слева не определяется.

Задания:

1. Чем могут быть вызваны данные изменения?

2.  Каковы возможные данные сравнительной перкуссии?

                                                                                                ___________________________

____                                                                                               _______________________

Ситуационная задача 8

Правая половина грудной клетки уже левой, по передней аксиллярной линии уплощена, голосовое дрожание в этой области не определяется.

Задания:

Каковы возможные причины этих изменений?                                                                                                                                                                                                          _________________                                                                                                __________

                                                                                                 ___________________________

Ситуационная задача 9

При определении голосового дрожания оно оказалось резко усилено в левой подлопаточной

Задания:

Назовите возможные причины подобного изменения.                                                                                                                                                                                         .                                                                                               ___________________________

                                                                                                ___________________________

 

Ситуационная задача 10

При аускультации легких справа в подлопаточной области обнаружен участок жесткого дыхания.

Задания: 1.Назовите и объясните причину локального аускультативной картины.

2.Какие результаты дополнительных методов исследования могут ее подтвердить?

___________                                                                                               _______________

____________________                                                                                             _______

Приложение 3

Сбор информации о пациенте

Субъективное обследование:

Дата и время поступления (обращения) ___________________________________________

Дата и время выписки __________________________________________________________

1. Ф.И.О: ____________________________________________________________________

2. Пол: __________ Возраст (полных лет):________________________________________

3. Постоянное место жительства: город, село (подчеркнуть) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(записать адрес, указав для проезжих: область район, населен. пункт, адрес родственников и № телефона)

4. Адрес родственников и № телефона: __________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Образование: ______________________________________________________________

6. Место работы, профессия или должность: ______________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(для учащихся – место учебы; для детей – название детского учреждения, школы;

для инвалидов – род и группа инвалидности; и. о. в.: да, нет (подчеркнуть)

7. Инвалидность: _____________________________________________________________

(есть, нет, род и группа инвалидности)

8. Направлен в стационар по экстренным показаниям: да, нет, через _______ часов после заболевания, получения травмы; госпитализирован в плановом порядке (подчеркнуть)

Нуждается в амбулаторном лечении:________________________________________________ Предварительный диагноз:________________________________________________________ основное заболевание:____________________________________________________________

осложнение: ____________________________________________________________________

сопутствующие заболевания: ______________________________________________________

Жалобы

1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА:

Кашель: - есть, нет

· сухой или с мокротой;

· время появления кашля: - утро, вечер, ночь

· постоянный или периодами;

· связан с определенным положением тела (указать каким), с приемом пищи, с резкими запахами, изменением температуры окружающей среды.

Мокрота:

· количество- до 50 мл, 50-100 мл, более 100 мл;

· откашливается: легко, с трудом, в каком положении отходит лучше                        

· характер и цвет мокроты: слизистая, гнойная, «ржавая», вязкая, густая, жидкая, стекловидная, пенистая, розовая;

· запах мокроты:    - есть, нет;

Кровохарканье:   - есть, нет;

·        прожилки или чистая кровь;

· цвет крови ( алая или темная);

· частота: несколько раз в день, ежедневно, несколько раз в неделю.

Боли в груди или спине: - есть, нет;

· характер боли: тупая, острая, ноющая, колющая, другая _________________________

· локализация;

· связь с дыханием, физическим напряжением, кашлем, изменением положения тела______________________________________________________________________

· иррадиация боли (указать куда)______________________________________________

· что облегчает боль:

ü при надавливании на грудную клетку;

ü при наклонах туловища в разные стороны;

ü при глубоком дыхании;

ü при положении на правом/левом боку.

Одышка: - есть, нет;

· постоянная, в покое, при физическом напряжении, ходьбе, в зависимости от положения тела в постели, при разговоре;

· характер одышки –инспираторная, экспираторная, смешанная.

Приступы удушья:   - есть, нет;

· связь с физической нагрузкой ( в покое, при ходьбе, при подъеме по лестнице);

· с различными запахами ( указать какими) __________________________________

· длительность___________________________________________________________

· сопровождается: кашлем сухим или с мокротой, клокочущими или громкими;

· свистящими хрипами____________________________________________________

· поведение и положение больного во время приступа _________________________

· эффективность применяемой терапии (какой именно)_________________________

 

2. ЖАЛОБЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА:

Недомогание, слабость, утомляемость, снижение работоспособности, похудание, снижение аппетита.

При подозрении на аллергическое заболевание собирается аллергологический анамнез по следующей схеме:

· жалобы, обычно встречающиеся при аллергических состояниях:

ü жжение, зуд кожи и слизистых;

ü высыпания на коже различного характера;

ü внезапный отек каких-либо частей тела;

ü зуд в носу, приступы чихания, затруднение глубокого дыхания через нос, заложенность (дыхание через нос), внезапный насморк с водянистыми выделениями;

ü ощущение напряжения глаз, слезотечение, светобоязнь;

ü боли в мышцах и суставах;

ü отсутствие ощущения глубины вдоха, чувство временного затруднения дыхания в покое, приступы удушья;

ü ощущение пульсации в различных частях тела (в висках при легком их сдавливании, в голове, в конечностях), сердцебиение;

ü ощущение дискомфорта в эпигастрии, внезапный метеоризм, отрыжка воздухом, приступообразные боли в животе, внезапная тошнота, рвота, понос, запоры, связанные с определенной пищей;

ü приступы полиурии;

ü чувство тяжести в голове, головная боль, мигрень;

ü нарушение сна;

ü повышение температуры, не связанное с простудой или инфекцией.

Влияние на заболевание или его обострение: аллергенов, пищевых, лекарственных и др. ________________________________________________________________________________

· физической и эмоциональной нагрузки;

· лекарственных препаратов

История жизни

Место рождения _________________________________________________________________

Где и в каких условиях рос и развивался _____________________________________________

Характер и условия работы: хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные

Профессиональные вредности: есть, нет (какие) ______________________________________

Бытовые условия: хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные _________________

Привычные интоксикации (вредные привычки):

· курение: - дан, нет;

ü с какого возраста ________________________________________________________

ü количество папирос (сигарет) в сутки _______________________________________

ü курение натощак _________________________ ночью _________________________

· алкоголь:

ü не употребляет, употребляет в меру, злоупотребляет;

ü с какого возраста ________________________________________________________

ü как часто _____________________, в каком количестве ________________________

ü переносимость, прочие вредные привычки ___________________________________

Перенесенные ранее заболевания ___________________________________________________

Травмы _________________________________________________________________________

Операции _______________________________________________________________________

Осложнения _____________________________________________________________________

Перенесенные аллергические заболевания больного и его родственников: бронхиальная астма, крапивница, отек Квинке, поллинозы, аллергическая ринопатия, мигрень, экзема, дерматит, сывороточная болезнь, анафилактический шок, ложный круп экссудативный диатез.

Реакции больного:

· на введение лекарств, вакцин, сывороток (каких) ________________________________

· возникновение инфильтратов после инъекций лекарств __________________________

· на контакты с химическими веществами (какими) _______________________________

· косметическими средствами, средствами от насекомых __________________________

· на укусы пчел, комаров, блох, клопов _________________________________________

Эффекты от применения антигистаминных и десенсибилизирующих средств, глюкокортикоидных гормонов _________________________________________________________________

Наличие у больного очагов инфекции в настоящее время: кариес, хронический тонзиллит, хронический холецистит и др. _____________________________________________________

Перенесенные инфекционные заболевания ___________________________________________

· туберкулез

· болезнь Боткина

· сифилис

· ВИЧ

Гинекологический анамнез (у женщин):

· беременность ______________________________________________________________

· роды _____________________________________________________________________

· аборты ___________________________________________________________________

· заболевания _______________________________________________________________

· последнее посещение гинеколога _____________________________________________

Объективное обследование

Физические данные (необходимое подчеркнуть, вписать):

Оценка состояния: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое.

Оценка сознания: ясное, оглушенное, сопор, кома; ориентирован, дезориентирован.

Положение в постели: активное, пассивное, вынужденное.

Критика к своему состоянию: правильно оценивает свое состояние, недооценивает, переоценивает.

Нарушения речи: - есть, нет.

Телосложение: правильное, неправильное.

Рост ________________________________ вес _______________________________________

Тип конституции: нормостенический, астенический, гиперстенический.

Костно-мышечная система

Скелет:

· деформация: - есть, нет

· деформация позвоночника: - есть, нет

· отсутствие конечностей (описать) ____________________________________________

· наличие протезов: - есть, нет

Суставы:

· деформация: - есть, нет

· движение в суставах: в полном объеме, ограничено;

· мышечные контрактуры (описать) ____________________________________________

· суставные контрактуры (описать) _____________________________________________

· болезненность при пальпации: - есть, нет (локализация) __________________________

Тонус мышц: нормальный, снижен, отсутствует, повышен.

Мышечная сила: достаточная, снижена, отсутствует:

· локализация: все мышечные группы, одной половины тела, в руках, в одной руке, в ногах, в одной ноге.

Наличие скелетного вытяжения: гипсовых повязок, остеосинтеза ________________________

Дыхательная система

Дыхание через нос: свободное, затруднено

Перкуссия придаточных пазух: болезненно, безболезненно

Изменение голоса: - есть, нет

ЧДД ________________________________________________________ в мин

Характер одышки: экспираторная, инспираторная, смешанная

Характер дыхания: глубокое, поверхностное, ритмичное, патологическое.

Аускультация легких: дыхание везикулярное, бронхиальное, жесткое, ослабленное ( описать где) ____________________________________________________________________________

Голосовое дрожание:

· одинаково с обеих сторон ___________________________________________________

· усилено (где) ______________________________________________________________

· ослаблено (где) ____________________________________________________________

· не проводится (где) _________________________________________________________

Сравнительная перкуссия: ясный легочный звук, притупление, тимпанит (описать где) ___ ________________________________________________________________________________

Наличие шумов, хрипов: (описать где) ______________________________________________

 

Предварительный диагноз

Основной: ______________________________________________________________________

Осложнения: ____________________________________________________________________

Сопутствующий: _________________________________________________________________

Возможные осложнения заболевания: _______________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

СРС

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ТЕМА: МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

 

ИНСТРУКЦИЯ

Дата: 2018-12-21, просмотров: 249.