К практическому занятию по теме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Субъективные и объективные методы обследования пациента»

Цель: Ознакомиться с целями и задачами пропедевтики внутренних болезней. Приобрести навыки опроса пациента. Освоить методы объективного и субъективного обследования пациента.

    Учебные цели:

Студент должен знать: Студент должен уметь:
Ø Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней. Ø Топографию органов и систем организма. Биоэлектрические, биомеханические и биохимические процессы, происходящие в организме. Ø Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма. Строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии; Ø Основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе. Ø Определение заболеваний. Общие принципы классификации заболеваний. Ø Методы объективного обследования пациентов терапевтического профиля. Ø Порядок сбора жалоб, анамнеза болезни и анамнеза жизни больного. Ø Последовательность и правила общего осмотра пациента. Ø Методика, правила, порядок проведения пальпации перкуссии, аускультации и их диагностическое значение. Ø Методическую документацию (история болезни, амбулаторная карта пациента). Ø Планировать обследование пациента. Ø Проводить расспрос пациента, выделять основные и дополнительные жалобы. Ø Собирать анамнез (заболевания; жизни). Ø Организовать уход на пациентами с патологией внутренних органов: лечебно-охранительный режим, диета, выполнение врачебных назначений, соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии. Ø Проводить физикальное обследование пациента (общий осмотр, пальпация лимфоузлов, выявление отеков, оценка тургора кожи, измерение ЧДД и пульса). Ø Проводить термометрию, антропометрию. Интерпретировать результаты различных методов диагностики.

Информационный блок

I. Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает внутренняя медицина и пропедевтика внутренних болезней?

2. Что такое «здоровье» и «болезнь»? Определение понятий.

3. Каковы основные причины болезней человека?

4. Понятие об основном сопутствующем заболеваниях, осложнении заболевания.

5. Что такое «диагностика»? Основные разделы диагностики.

6. Медицинская деонтология. Определение понятия. Какие основные вопросы рассматривает   врачебная деонтология?

7. На чем строятся взаимоотношения врачей друг с другом? Понятие о врачебной тайне.

8. Взаимоотношения врача  с подчиненным медицинским персоналом.

9. Организация приема больных в больницу. Задачи приемного покоя.

10. Роль среднего медицинского персонала в организации медицинской помощи больным в стационаре.

11. Назовите основные медицинские документы.

12. Что такое «история болезни»? Где и кем она заполняется. Правила ведения истории болезни. Какие данные вносятся в историю болезни?

13. Какие наиболее частые ошибки в ведении истории болезни?

14. Что такое «амбулаторная карта»? Где и кем она заполняется и ведется? Какие разделы содержит амбулаторная карта? Какие сведения заносятся в амбулаторную карту?

15. Что такое преемственность в оказании медицинской помощи?

16. Для чего существует схема истории болезни? Какие разделы она содержит?

17. Что такое «субъективное исследование»? Что входит в раздел субъективного исследования?

18. Что такое «объективное исследование»? Что входит в этот раздел?

19. Каков порядок проведения расспроса больного?

20. Какое значение имеют паспортные данные больного?

21. Какие жалобы считаются основными? Какие жалобы считаются второстепенными? Что такое «общие жалобы»? Что такое «детализация жалоб»? Как она проводится?

22. История настоящего заболевания. Определение понятия.

23. Перечислите основные вопросы, на которые нужно получить ответ при выяснении истории настоящего заболевания.

24. История жизни больного. Определение понятия. Последовательность опроса по разделу истории жизни больного.

25. Для чего необходимо собирать семейный анамнез? Понятие о наследственных болезнях. Для чего необходимо выяснять профессиональный маршрут? Какое влияние может оказать профессия больного на возникновение и развитие заболевания? Что такое профессиональные вредности и какое влияние они оказывают на состояние здоровья человека?

26. Какое значение имеют перенесенные ранее заболевания и травмы? Какими могут быть отдаленные последствия этого?

27. Для чего следует собирать аллергологический анамнез?

28. Каким может быть общее состояние больного? Какое состояние расценивается как удовлетворительное? Чем обусловливается тяжесть состояния больного?

29. Почему внешний вид больного может не соответствовать его возрасту?

30. Назовите состояние сознания. Перечислите степени нарушения сознания.

31. Назовите по латыни «оглушение» и дайте его характеристику.

32. Назовите по латыни «спячку», «отупение» и характеризуйте его.

33. Назовите по латыни «глубокую спячку» и дайте ей характеристику.

34. Перечислите виды коматозных состояний.

35. Перечислите виды положения тела больных. Охарактеризуйте активное положение тела. Охарактеризуйте пассивное положение тела.

36. Перечислите виды вынужденного положения тела больного. При каких заболеваниях бывает вынужденное положение тела на спине? Когда бывает вынужденное положение тела на животе? Перечислите заболевания, при которых бывает вынужденное положение тела на здоровом боку.

37.  Дайте определение вынужденному положению тела с фиксированным плечевым поясом и когда оно бывает.

38.  Перечислите изменения выражения лица.

39. Опишите одутловатое лицо. При каких заболеваниях оно бывает?

40. Какие выражения лица встречаются при сердечно-сосудисгых заболеваниях?

41. Выражение лица при поражениях органов дыхания.

42. Перечислите патологические выражения лица при эндокринных заболеваниях.

43. Перечислите факторы, обуславливающие окраску кожи.

44. Бледность кожных покровов. Оттенки бледности.

45. Когда встречается красная окраска кожи?

46. Чем может быть обусловлена синяя окраска кожных покровов?

47. Желтушность кожных покровов, ее оттенки и заболевания, при которых она встречается?

48. Другие виды окрашивания кожных покровов (витилиго, аргироз, Аддисонова болезнь).

49. Перечислите и охарактеризуйте кожные высыпания.

50. Какие бывают отеки по степени их выраженности и локалкзации?

51. Что входит в понятие «телосложение человека»?

52. Перечислите и охарактеризуйте конституциональные типы: астенический, гиперстенический и нормостенический.

53. Рассчитайте индексы для больного и дайте им оценку.

54. Техника термометрии. Места измерения температуры. Оценка полученных данных. Перечислите лихорадки по степени повышения температуры.

55. Назовите 6 основных типов лихорадки и охарактеризуйте каждый из них. Охарактеризуйте две формы лихорадки.

56. Назовите по латыни периоды течения лихорадки. Назовите два варианта течения периода снижения температуры. При каких состояниях организма встречается гипотермия?

 

 

II. Практические навыки:

1. Заполнение фрагмента истории болезни.

2. Выяснение жалоб больных и их систематизация (по ведущим симптомам и синдромам).

3. Выяснение истории развития болезни. Выяснение истории жизни пациента.

4. Проведение общего осмотра больного:

ü Оценка общего состояния больного

ü Оценка сознания больного и степени его нарушения.

ü Определение положения тела больного.

ü Соответствие внешнего вида возрасту больного

ü Телосложение.

ü Оценка выражения лица больного.

ü Оценка состояния кожных покровов:

ü Оценка степени развития подкожной жировой клетчатки.

ü Оценка наличия отеков, степени их выраженности и локализации.

ü Оценка развития костно-мышечной системы и суставов.

ü Антропометрические исследования.

ü Оценка данных термометрии.

 

Схема занятия

Основные вопросы Содержание
1 2
Основные задачи внутренней медицины. Распознавание, лечение и предупреждение развития заболевания.
Основные задачи кафедры пропедевтики внутренних болезней. Изучаются общие методы исследования больных, симптомы и признаки болезней, механизм их развития, методы их выявления, формируются основы клинического мышления,   закладываются общие принципы врачебной деонтологии.
Основные разделы врачебной деонтологии. Взаимоотношения врача с больным, его родственниками, подчиненным медицинским персоналом, врачей друг с другом, понятие о врачебной тайне.
Принципы отношений врача с больным и его родственниками. 1) Индивидуальный подход; 2) внимательное, чуткое отношение; 3) умение выслушать больного; 4) умение направить ход мыслей больного на благоприятный исход; 5) оставить больного в неведении того, что ему предстоит.
Взаимоотношения врача с медицинским персоналом. 1) Уважение к труду; 2) вежливость; 3) внимательное отношение; 4) требовательность; 5) ответственность.
Взаимоотношения врачей друг с другом. 1) Взаимопонимание; 2) уважение; 3) помощь в трудной ситуации; 4) поддержка и взаимовыручка; 5) вежливость и корректность.
Понятие о врачебной тайне. Неразглашение данных о заболевании, ставших известными врачу в силу   его профессии и могущих повредить больному.
Основная медицинская документация. История болезни, амбулаторная карта.
Схема истории болезни. Паспортная часть. А. Субъективное исследование. 1. Жалобы и их детализация II. Расспрос по системам органов 1) Дыхательная система. 2) Система кровообращения. 3) Система пищеварения. 4) Гепато-лиенальная система. 5) Мочевыделительная система. 6) Половая система. 7) Опорно-двигательная система 8) Нервная система. 9) Органы чувств. 10) Прочие данные. III. История настоящего заболевания.
  IV. История жизни больного. 1) Период детства и юношества 2) Профессиональный маршрут. 3) Военная служба. 4) Материально бытовые условия. 5) Питание. 6) Гигиена тела. 7) Семейное положение. 8) Семейный анамнез.                         9) Перенесенные заболевания. 10) Привычные интоксикации. 11) Аллергологический анамнез. 12) Лечение гормонами, антибиотиками, гемотрансфузии. Б. Объективное исследование. I. Общее состояние. 1) Сознание. 2) Положение тела. 3) Выражение лица. 4) Соответствие внешнего вида возрасту. 5) Телосложение. 6) Кожа и ее придатки. 7) Подкожная жировая клетчатка. 8) Отеки. 9) Лимфатические узлы. 10) Мускулатура. 11) Кости. 12) Суставы. 13) Голова и органы чувств. II. Система дыхания. 1) Осмотр. 2) Пальпация. 3) Перкуссия. 4) Аускультация. III. Система кровообращения. 1) Осмотр. 2) Пальпация. 3) Перкуссия. 4) Аускультация. IV. Система пищеварения. 1) Осмотр. 2) Пальпация. 3) Перкуссия. 4) Аускультация. V. Гепато-лиенальная система. 1) Осмотр. 2) Пальпация. 3) Перкуссия. 4) Аускультация. VI. Мочеполовая система. 1) Осмотр.
  2) Пальпация. 3) Перкуссия. 4) Аускультация. VII. Нервная система. 1) Осмотр. 2) Пальпация. 3) Перкуссия. 4) Аускультация. VIII. Эндокринная система. 1) Осмотр. 2) Пальпация. 3) Перкуссия. 4) Аускультация. В. Данные лабораторных и инструментальных методов исследования. Ожидаемые результаты. Диагноз заболевания и его обоснование.
Разделы субъективного исследования. Паспортная часть, жалобы, история настоящего заболевания, история жизни больного.
Значение паспортных данных. Влияние пола, возраста, профессии на развитие заболевания.
Основные жалобы. Что беспокоит больного (боли, кашель и др.)
Общие жалобы. Общая слабость, похудание, повышение температуры тела и др.
Дополнительные жалобы. Выявляются при расспросе по системам органов (периодические головные боли тошнота и др.)
Детализация жалоб. Что беспокоит, когда, как,   интенсивность, продолжительность, что усиливает, чем купируется и др.
История настоящего заболевания. 1) Когда началось заболевание; 2) как оно началось; 3) как оно протекало; 4) какие проводились исследования их результаты; 5) какое проводилось лечение, его эффективность.
История жизни больного. Этапы расспроса. Смотрите схему истории болезни.
Значение семейного анамнеза. Семейные заболевания. Наследственные заболевания. Определение понятий.
Профессиональные заболевания. Пневмокониозы, силикоз, вибрационная болезнь, хроническая свинцовая интоксикация и др.
Аллергические заболевания. Вазомоторный ринит, крапивница, отек Квинке, анафилактический шок и др.
Объективное исследование, его разделы. Осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация,

1. В рабочей тетради заполнить таблицу «Виды анамнеза»:

Виды анамнеза Определение понятия Значение для диагностики Значение для последующей терапии
Анамнез болезни
Анамнез жизни
Наследственный анамнез
Профессиональный анамнез
Аллергологический анамнез

 

2. Собрать паспортные данные у студента-статиста, записать полученные данные в рабочую тетрадь.

3. Установите соответствие .

A. Перкуссия 1) Безсознательное состояние
B. Эмфизема 2) выстукивание
C. Альвеола 3) расслабление сердца
D. Пальпация 4) Сокращение сердца
E. Одышка 5) Повышенная воздушность легких
F. Удушье 6) Крайняя степень одышки
G. Тахикардия 7) Учащенное дыхание
H. Брадикардия 8) Остановка дыхания
I. Апноэ 9) ощупывание
J. Систола 10) Урежение дыхания
K. Диастола 11) Урежение сердцебиений
L. Кома 12) Учащенное сердцебиение
M. брадипное 13) Наименьшая единица легких

4. Исправьте ошибку в последовательности структуры истории болезни.

1.   Паспортная часть

2. Жалобы больного

3. Исследование систем органов

4. Анамнез жизни

5. Общий статус больного

6. История настоящего заболевания

7. Данные лабораторно-инструментальные методов обследования.

8. Обоснование предварительного диагноза.     

5. Пользуясь учебником и конспектом лекций, составить пример возможных жалоб пациента с патологией органов дыхания, записать.

 

6. Отвечают на все возможные дополнительные вопросы друга-фельдшера, использующего методику активного опроса.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 310.