Заключительное слово: итак, мы знаем, что наше сознание существует, и что нам с ним делать?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Кроме теоретических проблем, связанных с природой и объяснением сознания, перед нами стоит важный практический вопрос: что нам делать со своим сознанием? Какие состояния сознания являются ценными, желательными и осмысленными ? Эти вопросы уже поднимали некоторые исследователи сознания: Метцингер (2009) говорит об «этике сознания», а Фланаган (2007) о «действительно трудной проблеме», связанной со смыслом нашего существования в материальном мире.

В вопросе о том, какая жизнь достойна человека, наука о сознании могла бы объединить усилия с другой новой областью исследований, получившей название науки о субъективном благополучии (subjective well‑being ) (Kid & Larsen, 2008). Субъективное благополучие связано с позитивным качеством феноменального сознания и самосознания. Переживая состояние субъективного благополучия, мы чувствуем себя хорошо и позитивно оцениваем свою жизнь. Общие пункты в этих двух областях – науке о субъективном переживании и науке о субъективном благополучии – уже существуют. Это ярче всего проявляется в исследованиях медитации, состояния «потока» и высоких состояний сознания.

Мы не знаем, каковы метафизические основания нашего существования, – и не знаем, удастся ли нам когда‑нибудь об этом узнать. Но в любом случае нам стоит стремиться к радостному, увлекательному и осмысленному качеству субъективной внутренней жизни: к счастью и субъективному ощущению благополучия.

Так, что же нам делать со своим сознанием? Достаточно радоваться тому, что мы живем, – в смысле внутренней умственной жизни , и жить так, как подобает живым мыслящим существам. Кроме того, лишь мы, люди, на этой планете способны создать Теорию разума, способны воображать или моделировать то, что испытывают другие мыслящие субъекты в своей субъективной жизни. Возможно, нам стоит не только «жить так, как подобает живым мыслящим существам», но и задуматься обо всех существах, способных переживать опыт, независимо от их физической формы или биологической близости к нашему собственному виду.

Эта задача выходит далеко за рамки науки о сознании. Несомненно, она еще важнее вопросов, затронутых в этой книге.

 

 

Глоссарий

 

res cogitans, res extensa – термины, введенные Рене Декартом для описания двух феноменов (разум и материя), из которых, в конечном счете, состоит мир. Res сogitans – мыслящая субстанция, res extensa – субстанция, занимающая место в пространстве, протяженная субстанция.

V1 – первичная зрительная кора, область в затылочной доле головного мозга, куда зрительная информация сначала поступает в мозг.

V4 – визуальная область коры головного мозга, которая специализируется на восприятии цвета.

Автобиографическая память – часть долгосрочной памяти, которая хранит историю нашей личной жизни: все события нашего личного прошлого.

Акинетопсия – неспособность видеть движение, вызванная повреждением зрительной зоны коры головного мозга (областей V5 или МТ).

Амнезия – расстройство автобиографической (эпизодической) памяти, неспособность помнить события из собственного прошлого.

Анестезия – расстройство сенсорного восприятия, в первую очередь отсутствие ощущения боли, обычно вызванное специальными лекарственными средствами, которые вводят пациенту перед хирургической операцией.

Анозогнозия – отсутствие осознания своего заболевания, специфическая неспособность замечать или понимать, что страдаешь каким‑то расстройством или заболеванием, без общего снижения интеллекта.

Аутоскопия – измененное состояние сознания, при котором человек видит себя со стороны. Медицинский термин для описания «внетелесного» опыта.

Бессознательное – то, что не имеет возможности быть в сознании: любая обработка, информация или существо, не имеющие ни феноменального сознания, ни доступа к феноменальному сознанию ни при каких обстоятельствах, полностью лишенные субъективных переживаний.

Бинокулярная конкуренция – больному показывают два разных стимула, по одному для каждого глаза, и они конкурируют за доступ к перцептивному осознанию так, что испытуемый видит только один стимул в каждый момент времени, и стимулы меняются каждые несколько секунд.

Бихевиоризм – философская школа, доминировавшая в истории психологии в 1920–1950 годах, согласно которой психология – это наука о поведении, а не о разуме или сознании.

Будда – пробужденный или просветленный человек, достигший самого высокого состояния сознания. Основателем буддизма, религиозно‑философского учения о духовном пробуждении, считается принц Сидхартха Гаутама, живший в Индии около 2500 тысяч лет назад и в возрасте 35 лет обретший просветление. Впоследствии получил имя Будда Шакьямуни.

Быстрый сон (сон с быстрыми движениями глаз, парадоксальный сон) – стадия сна, когда глаза быстро движутся под закрытыми веками, мозг очень активен, а мышцы полностью расслаблены или функционально парализованы. Чаще всего, но не всегда, эта стадия связана с яркими сновидениями.

Вегетативное состояние – состояние полного отсутствия реакций у пациентов с повреждениями головного мозга. При этом у пациента сохраняется цикл сна‑бодрствования и он способен спонтанно открывать глаза (при отсутствии этого признака состояние называется комой).

Вентральный зрительный тракт – нервный путь, идущий из первичной зрительной коры V1 к височной коре.

Виртуозы гипноза – люди, исключительно поддающиеся внушению в гипнозе, реагирующие на самые разные гипнотические индукции.

Внетелесное переживание – переживание наблюдения собственного тела извне, обычно сверху.

Вундт, Вильгельм – основатель экспериментальной психологии и интроспекционизма в конце XIX века, Германия.

Высокие состояния сознания – состояния сознания, характеризуются переживанием радости, постижением глубинного смысла, и включают в себя необычные когнитивные или эмоциональные феномены.

Галлюцинация – опыт восприятия, возникающий в сознании при отсутствии внешних стимулов. Если субъект знает или понимает, что его переживания – всего лишь галлюцинации, то их называют псевдогаллюцинациями.

Гетерофеноменология – термин, предложенный философом Даниэлем Деннеттом и обозначающий методологию изучения сознания с точки зрения постороннего наблюдателя, как чисто объективного поведения, с использованием прежде всего словесных отчетов, текстов или нарративов (рассказов), созданных субъектом.

Гештальт‑психология – немецкая школа психологии, возникшая в 20‑х годах XX века, подчеркивающая целостную природу сознательного восприятия.

Гипнагогические галлюцинации – измененные состояния сознания, возникающие на границе между сном и бодрствованием, когда мы засыпаем. При этом мы одновременно воспринимаем и реальный мир, и смешанные с ним сноподобные переживания (зрительные образы или группы образов, голоса или шумы и т. д.).

Гипноз – «гипноз как процедура» – это взаимодействие между гипнотизером и испытуемым, при котором гипнотизер стремится сделать испытуемого восприимчивым к предстоящим индукциям. «Гипноз как результат» – гипнотическое состояние или изменения в сознании и в содержании внимания испытуемого, вызванные индукциями, данными другим человеком.

Гипнопомпические галлюцинации – измененные состояния сознания, возникающие, когда мы просыпаемся от сна. При этом мы одновременно воспринимаем и реальный мир, и смешанные ним сноподобные переживания (зрительные образы или паттерны, голоса или шумы и т. д.).

Гипнотическая внушаемость – относительно устойчивая черта личности, указывающая на его тенденцию реагировать на предложения гипнотизера после гипнотической индукции. Обычно большинство людей умеренно внушаемы, некоторые вообще не поддаются внушению, а некоторые поддаются внушению очень сильно.

Гипнотическая индукция – процедура, запускающая серию внушений, направленных на то, чтобы вызвать состояние внушаемости или «гипноза». Обычно включает в себя внушения, связанные с расслаблением и сном.

Гиппокамп – структура, расположенная в височной доле головного мозга, крайне важная для долгосрочной эпизодической (автобиографической) и пространственной памяти.

ГУМ, гипотеза умирающего мозга – идея о том, что ОСП можно объяснить физиологическими процессами и патологическими изменениями в мозге, когда его жизненные функции находятся под угрозой.

Двойная диссоциация (когнитивного функционирования) – теоретически интересные, двойственные примеры когнитивных расстройств у двух больных: у одного из них поврежден головной мозг и он не может выполнять когнитивные задачи одного типа, но может выполнять задачи другого типа; а у другого наблюдаются противоположные способности. Это доказывает, что в решении задач этих двух типов участвуют функционально и анатомически разные участки мозга.

Декартовский театр – термин, предложенный философом Даниэлем Деннеттом, чтобы указать на особое место в мозге, где возникают переживания, поступающие в сознание. Деннетт утверждал, что многие ученые привыкли считать сознание декартовским театром, но, согласно Деннетту, декартовский театр – ошибочная идея, и ее нужно отклонить.

Джеймс, Уильям – психолог и философ, выдающаяся фигура в истории психологии, родоначальник исследований сознания.

Долгосрочная память – система памяти, создающая длительные воспоминания. Разделена на эпизодическую, семантическую и процедурную подсистемы, хранящие информацию разного типа.

Дорсальный зрительный тракт (dorsal visual stream) – кортикальный путь, идущий из зоны V1 к задней части теменной области коры и обрабатывающий зрительную информацию, связанную с пространственным положением, движением и манипулированием видимыми зрительными объектами.

Дуализм (картезианский) – философская теория отношений между мозгом и разумом, интеракционистский вариант дуализма, предложенный Рене Декартом (фр . Renе Descartes, лат . Renatus Cartesius – Картезий). Утверждает, что материальное тело и нематериальный разум находятся в двустороннем взаимодействии друг с другом.

Закон Вебера–Фехнера – закон отношений между физическими стимулами и субъективными переживаниями, согласно которому сила субъективных ощущений – логарифмическая функция их физической интенсивности.

Зомби – в философии: существо, которое выглядит и ведет себя как нормальный человек, но не обладает сознанием.

Зомби‑системы – в нейропсихологии: нервные системы обработки, которые получают сенсорную информацию и инициируют или направляют поведение в отсутствие любого субъективного опыта или осознания данной информации.

Зрительная агнозия – неспособность распознавать зрительные объекты.

Игнорирование – расстройство пространственного восприятия, вызванное повреждением головного мозга, как правило, задней теменной области. Обычно больной не осознает левую сторону перцептивного пространства и/или левую сторону своего тела.

Идеализм – философская теория, противостоящая материализму и физикализму, согласно которой мир в конечном счете состоит не из материи, а из духа или сознания.

Идеомоторная индукция – гипнотическая индукция, связанная с созданием образов воображаемых моторных действий. Если индукция успешна, то человек начинает выполнять навязанные действия, но при этом считает, что эти действия происходит автоматически, без его волевого намерения или усилий.

Иллюзия – очевидно ошибочное суждение, которое поддерживается с большой убежденностью при отсутствии любых доказательств его истинности либо при наличии явных доказательств его ошибочности.

Индукция с вызовом – гипнотическая индукция, когда гипнотизер сначала внушает испытуемому, что он не может управлять какой‑то частью тела (например, у него склеены веки или не гнется рука), а затем просит его противодействовать первой индукции (попытайтесь открыть глаза, попытайтесь согнуть руку).

Интеракционизм (или интеракционистский дуализм) – философская теория связи между телом и разумом, разновидность дуализма, утверждающая, что мозг и сознание взаимодействуют в двух направлениях: активность мозга вызывает изменения в сознании, а сознательная умственная деятельность вызывает изменения в активности мозга, а значит, и в поведении.

Искусственный интеллект – компьютеры и программы, которые воспроизводят интеллектуальные и когнитивные способности человека или превосходят их.

ИСС – измененное состояние сознания. Состояние, при котором содержание сознания временно отличается от нормального. Могут возникать необычные сочетания переживаний, так или иначе искажающие реальность. Обычно и сам субъект, и внешние наблюдатели в состоянии распознать, что имеет или имело место ИСС.

Квалиа – простейшие компоненты феноменального переживания.

Когнитивная индукция – гипнотическая индукция, направленная на изменение тех или иных когнитивных процессов (например, восприятия или памяти) и, таким образом, создающая галлюцинации, амнезию или ложные воспоминания, которые загипнотизированный человек считает реальными.

Когнитивная нейропсихиатрия – ветвь когнитивной нейронауки, использующая когнитивные модели обработки информации для объяснения психиатрических симптомов, особенно когда повреждения мозга привели к возникновению психиатрических симптомов, например игнорированию.

Когнитивная нейропсихология – ветвь когнитивной нейронауки, использующая когнитивные модели обработки информации для описания и объяснения особенностей когнитивных расстройств у пациентов, страдающих нейропсихологическими расстройствами.

Контент‑анализ сновидений – систематическая классификация семантического содержания отчетов о сновидениях (значение слов и предложений) и анализ такого контента для статистических исследований. Самая известная и широко используемая система контент‑анализа сновидений – система контент‑анализа Ван де Касла.

Космическое сознание – высокое, мистическое состояние сознания, при котором сознание включает в себя всю Вселенную или становится единым с ней и постигает глубокий смысл жизни, Вселенной и всего сущего.

Кульпе, Освальд – немецкий экспериментальный психолог эпохи интроспекционизма, обнаруживший в ходе лабораторных экспериментов существование «мыслей без образов».

Ложное пробуждение – измененное состояние сознания, при котором у спящего человека возникает реалистичное сновидение о том, что он уже проснулся и встал с постели, хотя на самом деле он все еще спит.

Лунатизм – измененное состояние сознания, при котором человек частично бодрствует и частично находится в фазе глубокого медленноволнового сна. У лунатика открыты глаза, и он выполняет какие‑то обычные действия или следует какой‑то иррациональной идее, не понимая, что спит, а эта идея не имеет смысла.

Материализм – философская теория, утверждающая, что вся Вселенная состоит в конечном счете только из физической материи.

Медитация концентрации – процедура, позволяющая расширять объем внимания таким образом, чтобы можно было ярко осознавать все ощущения, образы и чувства, которые мы переживаем в настоящий момент.

Медитация – процедура, направленная на сужение сознания или достижение позитивных эмоциональных состояний посредством систематической тренировки и контроля внимания и мышления.

Медитация с целью концентрации – объем внимания сужается до единственного объекта в попытках сконцентрироваться на нем таким образом, чтобы все остальное исчезло из сознания.

Медленноволновой сон – сон без быстрых движений глаз состоит из четырех стадий, стадии III и IV – самые глубокие фазы сна (дельта‑сон).

Ментальная обусловленность – идея о том, что разум или ментальные феномены способны вызывать изменения в чисто материальных (например, биологических или нервных) процессах в мозге.

Ментальные путешествия во времени – способность сознательно обдумывать, представлять себе или помнить события из собственного прошлого или будущего. Требует самосознания.

Месмер, Франц Антон – первый исследователь гипноза в XVIII столетии. Он назвал гипноз «животным магнетизмом»; позже его стали называть «месмеризмом».

Месмеризм – старый термин для обозначения гипноза, по имени его первого исследователя Франца Антона Месмера.

Метод выборки переживаний – метод, позволяющий собрать репрезентативные и случайные пробы (отчеты) о субъективных переживаниях. В течение дня испытуемый получает звуковой сигнал через случайные интервалы и описывает то, что переживал непосредственно перед сигналом.

Микрофизикализм – крайняя форма редуктивного (элиминативного) материализма, согласно которой существуют только элементарные физические частицы и силы самого базового уровня, а все остальное, весь макроскопический мир – всего лишь иллюзия, обусловленная грубым человеческим восприятием реальности.

Мистический опыт – кратковременные состояния сознания, которые трудно описать словами и которые переживаются как исключительно позитивные и осмысленные, часто имеющие духовное или религиозное значение. Воспоминания о них могут сохраниться на всю жизнь.

Модуль – механизм обработки информации, обрабатывающий информацию только определенного типа, выполняющий свою работу быстро и автоматически, за пределами сознания.

Монизм – философская теория, утверждающая, что Вселенная состоит только из одного типа субстанции.

Монистический материализм – утверждает, что единственное фундаментальное вещество – это физическая материя.

Мышление в сновидении – любая умственная деятельность или переживания, происходящие во время сновидения, более простые, чем настоящие сновидения.

МЭГ, магнитоэнцефалография – метод, измеряющий крошечные магнитные поля в мозге, созданные электрической активностью мозга.

Нарушения поведения в стадии быстрого сна – расстройство, при котором мышцы не расслабляются, как это должно быть во время фазы «быстрого сна». При этом сновидящий демонстрирует поведение, которое видит во сне.

Нейропсихология – ветвь психологии, которая изучает отношения между психологическими (когнитивными) процессами и мозгом, особенно у пациентов с повреждениями мозга.

Нейрофизиология – ветвь нейронауки, которая изучает нормальное функционирование нейронов и нервных систем.

Нейтральный монизм – философская теория, согласно которой Вселенная в конечном счете состоит из одной субстанции, и эта фундаментальная субстанция не является ни материей, ни разумом, но чем‑то еще более фундаментальным.

Негативность зрительного внимания. Отрицательная волна связанного с событием потенциала на ЭЭГ, возникающая примерно через 200 миллисекунд от начала действия стимула, имеющая место только в том случае, если зрительная информация отражается в субъективном переживании.

Неосознаваемое – потенциально осознаваемое: любой процесс обработки информации, информация или существо, которое временно не обладает никаким феноменальным сознанием, но при некоторых обстоятельствах имеет потенциальный доступ к феноменальному сознанию.

Нирвана см . Просветление .

НКС – нейрональные корреляты сознания. Нервная активность в мозге, возникающая одновременно с осознаваемыми переживаниями.

Ночные кошмары – внезапные панические пробуждения в глубокой стадии медленного сна, при которых человек открывает глаза, может кричать и озираться, но не находится в контакте с реальностью. Могут быть связаны с краткими пугающими мыслями, образами или чувствами, но при отсутствии ярких, длительных, подробных сновидений.

НСС – нормальное состояние сознания, базовое состояние, по сравнению с которым оцениваются измененные состояния сознания по тем или иным определимым критериям.

Объяснительный разрыв – пробел между субъективными переживаниями и активностью мозга: мы ничего не знаем о том, как и почему активность мозга вызывает субъективные переживания. В российской науке этот феномен связан с психофизиологической проблемой (Примеч. науч. ред. ).

Окказионализм – вариант параллелизма, утверждающий, что Бог синхронизирует ментальные и физические явления, отдельно в каждом случае, когда происходит ментальное событие.

Оптическая атаксия – пациент может видеть зрительные объекты, но не может указать на них или взять их в руки; зрительномоторное расстройство, вызванное повреждением головного мозга в зоне задней теменной области коры.

Осознанные сновидения – сновидения, во время которых сновидящий осознает, что его текущие переживания – сон.

ОСП – околосмертное переживание. Мистические переживания, о которых сообщают некоторые люди, оказавшиеся на пороге смерти, но потом вернувшиеся к жизни. ОСП включают в себя переживание покоя, внетелесный опыт, образы движения через туннель, света или потусторонних сфер.

ОСП , околосмертное переживание , гипотеза загробной жизни – идея о том, что ОСП объясняются тем, что сознание продолжает жить после физической смерти.

Отношения следствия – отношение зависимости между двумя уровнями (например, мозгом и сознанием): качества более низких уровней более фундаментальны, чем качества более высоких уровней; качества высоких уровней зависят от качеств более низких уровней; изменения качеств высоких уровней всегда сопровождаются соответствующими изменениями на более низком уровне. Сознание зависит от мозга и не может существовать без мозга; любые изменения в содержании или в состояниях сознания всегда должны сопровождаться соответствующими изменениями в мозге.

Панпсихизм – философская теория, согласно которой разум или сознание существуют повсюду и во всем; все физические объекты обладают разумом, по крайней мере, некоторыми признаками разума или простого сознания.

Паралич сна – переживание, при котором нам кажется, что мы проснулись, но не можем открыть глаза или двигаться. Может сопровождаться пугающими образами или паникой. Вызван механизмами фазы быстрого сна, парализующими мышцы; эти механизмы продолжают действовать, даже если остальные участки мозга уже «проснулись».

Параллелизм – философская теория связи между телом и разумом, утверждающая, что не существует никакого причинно‑следственного взаимодействия между сознанием и мозгом, ни в каком направлении; тело и разум существуют одновременно и параллельно без всякого причинно‑следственного взаимодействия.

Переживание потока – оптимальный опыт, высокое состояние сознания, при котором мы полностью поглощены чем‑то приятным, сложным и интересным и забываем обо всем остальном.

Порог различения , или дифференциальный порог , – слабо ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Проблема «другого сознания» – проблема, состоящая в том, что у нас нет никакой возможности объективно выяснить, измерить, обнаружить или наблюдать содержание сознания других существ. Поэтому мы не можем знать, обладают ли сознанием те или иные существа, а также что происходит в сознании других существ, кроме нас самих.

Проблема гомункулуса – идея, что для объяснения сознательного восприятия нужно постулировать наличие в мозге небольшого сознательного агента (гомункулус – «маленький человек»), который наблюдает за содержанием сознания, и, в свою очередь, чтобы объяснить способности этого внутреннего агента, нужно постулировать наличие в его мозге гомункулуса еще меньших размеров, и так далее, в бесконечной регрессии.

Проблема разума и тела – философская проблема, связанная с отношениями между телом и разумом, в частности между мозгом и сознанием. (В российской психологии называется психофизиологической проблемой – Примеч. науч. ред .).

Проблема связывания – проблема объяснения того, как мозг создает целостное сознание, особенно единство сознательного зрительного восприятия; как и где в мозге различные особенности воспринятых объектов связываются друг с другом, формируя целостные объекты.

Прозопагнозия – расстройство зрительного распознавания лиц.

Просветление – высшая форма мистического опыта и высоких состояний сознания, пробуждающая человека к постижению истинной природы реальности и его собственной личности.

Протопанпсихизм – вариант панпсихизма, утверждающий, что простые физические объекты обладают элементарным разумом или сознанием, намного более простым, чем наше собственное сознание.

Психофизика – ветвь экспериментальной психологии, изучающая отношения между физическими стимулами, субъективными ощущениями и вызванными ими феноменами восприятия.

Психофизический закон – гипотетический фундаментальный закон природы, описывающий то, как сознание коррелирует с физическими феноменами.

Психофизический изоморфизм – теория связи между мозгом и разумом, предложенная гештальт‑психологами, согласно которой поле перцептивного сознания базируется на электрическом поле в мозге, и оба поля имеют одну и ту же общую или функциональную форму.

ПЭТ , позитронно‑эмиссионная томография – метод функционального исследования мозга, при котором используются радиоактивные молекулы, которые испускают сигналы, когда распадаются в мозге. Позволяет реконструировать изображение (некоторых аспектов) метаболической активности мозга.

Рабочая память – когнитивная система, позволяющая удерживать информацию в сознании в течение времени, требуемого для решения определенной задачи. При этом информация должна постоянно и произвольно обновляться. Содержание рабочей памяти осознается.

Расщепленный мозг – состояние, при котором полушария головного мозга функционально отделены друг от друга хирургическим путем посредством рассечения мозолистого тела (и иногда и передней комиссуры), как правило, с целью лечения тяжелой формы эпилепсии.

Редуктивный материализм – теория связи между телом и разумом, которая гласит, что сознание существует, но обусловлено только обычными нейрофизиологическими процессами и поэтому может быть исчерпывающе описано только в нейрофизиологических терминах.

Рефлексивное сознание – содержит избранное подмножество переживаний из феноменального сознания и применяет понятия, язык и рабочую память для их дальнейшей обработки.

Самадхи – медитативное состояние сознания, при котором испытуемый переживает единство с объектом медитации; однонаправленность ума.

Самоанализ – ментальный процесс, при котором мы обращаем внимание на те или иные аспекты нашего собственного опыта (в феноменальном сознании), выражая словами и описывая наши переживания (при помощи рефлексивного сознания).

Самосознание – рефлексивное сознание, объединяющее в себе переживания, связанные с самим собой (например, свое отражение в зеркале) с представлением о себе в долгосрочной памяти.

Селф‑концепция – наше внутреннее представление о себе, выраженное в словах, которые мы используем для описания себя как личности.

Селф‑репрезентация – вся внутренняя информация о самих себе, которая у нас есть, в том числе информация о нашем собственном теле, личности, истории, будущем и т. д.

Семантическая деменция – прогрессивная потеря семантической памяти и семантического понимания концепций и слов из‑за прогрессирующего заболевания мозга.

Семантическая память – часть долгосрочной памяти, хранящая информацию о смысле слов, понятий, фактов, категорий и других знаний о мире.

Сильный эмерджентный материализм – эта теория утверждает, что даже если мы знаем все, что наука может знать о низких и высоких уровнях эмерджентного материализма, то все равно не сможем понять или объяснить, как или почему феномены более высокого уровня (сознание) возникают из феноменов более низкого уровня (активность мозга).

Симультанагнозия – неспособность видеть больше одного объекта одновременно; как правило, вызвана двусторонним повреждением задней теменной области коры.

Синдром «запертого человека» (синдром изоляции) – состояние, при котором повреждение головного мозга затрагивает только моторные функции, пациент не способен двигаться и реагировать на внешние стимулы, но при этом находится в сознании.

Синдром Балинта – нейропсихологическое расстройство, характеризующееся неспособностью видеть больше одного объекта (симультанагнозия), что приводит к ошибкам визуального восприятия и к оптической атаксии или зрительно‑моторной неспособности дотрагиваться до видимых объектов и манипулировать ими; как правило, вызвано двусторонним повреждением задней части теменной области.

Синдром Капграса – упорное убеждение в том, что членов семьи заменили идентичными копиями, хотя они выглядят точно так же, как раньше. Вызван повреждением головного мозга, затрагивающим эмоциональные компоненты распознавания лиц.

Слабый эмерджентный материализм – эта теория утверждает, что когда более низкие и более высокие уровни эмерджентного материализма будут полностью описаны, мы сможем объяснить, как феномены более высокого уровня (сознание) возникают из явлений более низкого уровня (активность мозга).

Слепозрение – неосознаваемое зрительное восприятие у больных с повреждениями первичной зрительной коры и кортикальной слепотой.

Сновидения – сложные, мультимодальные, динамичные и целостные осознаваемые переживания во время сна в виде сенсорно‑перцептивного мира или модели мира.

Сновидения, теория моделирования угрозы – согласно этой теории, эволюционная функция сновидений состоит в моделировании угроз, особенно связанных с примитивной агрессией и стихийными бедствиями, поскольку в ходе эволюции человечества это помогало подготовиться к реальным угрозам. Эта функция ярче всего проявляется в кошмарах и страшных снах, особенно после реальных угрожающих событий.

Сновидения, теория психического здоровья – идея о том, что сновидения – нечто вроде «внутреннего психотерапевта», они помогают нам чувствовать себя лучше и справляться с последствиями неприятных или травмирующих событий.

Сновидения, теория решения проблем – гипотеза о том, что функция сновидений – поиск решения проблем, которыми мы озабочены в состоянии бодрствования.

Сновидения, теория случайной активации – теория сновидений, утверждающая, что сновидения – побочный продукт случайной активности нейронов в мозге, возникающей в фазе быстрого сна.

Снохождение – длительный эпизод лунатизма, при котором лунатик может покинуть дом (и даже управлять транспортным средством), и через несколько минут или даже часов просыпается где‑то в другом месте, не осознавая того, что с ним происходит. Измененное состояние, нечто среднее между бессонницей и глубоким сном в фазе медленноволнового сна.

Сознание – термин, описывающий субъективную психологическую реальность, которую мы переживаем. Может быть разделено на разные уровни, например феноменальное сознание, рефлексивное сознание и самосознание.

Солипсизм – философская теория, утверждающая, что существует только мой собственный сознательный опыт и вся Вселенная содержится в моем сознании; существую только я.

Соматопарафрения – нейропсихологическое расстройство, при котором пациент отрицает, что его конечности или части тела принадлежат ему.

Страшные сны – очень неприятные или тревожащие сновидения, которые не будят сновидящего (в противном случае страшный сон называют с кошмаром).

Структурализм – атомистическая теория сознания, выдвинутая Эдвардом Титченером: сознание состоит из простых элементов, сочетания которых формируют более сложное содержание сознания.

Таламокортикальная система – нейрональная система, объединяющая кору и таламус в одну большую сеть с очень плотными нервными связями, идущими в обоих направлениях.

Таламус – нейрональная структура в центре мозга, связанная со всеми участками коры головного мозга и находящаяся в постоянном взаимодействии с ними. Вся сенсорная информация, направляющаяся к коре, проходит через таламус.

Теория двойственности – метафизическая идея о том, что существует некая фундаментальная сущность Вселенной, обладающая и физическими и ментальными свойствами одновременно.

Титченер, Эдвард – один из ведущих интроспекционистов в истории экспериментальной психологии. Развивал крайнюю форму интроспекционизма, получившую название «структурализм».

TМС – транскраниальная магнитная стимуляция. Метод, при котором кратковременные магнитные импульсы посылаются сквозь череп в кору мозга, чтобы воздействовать на нормальное функционирование коры мозга.

«Трудная проблема» – проблема объяснения того, как нечто физическое может вызывать какой бы то ни было субъективный опыт. В российской психологии ее принято называть психофизиологической проблемой (Примеч. науч. ред ).

Феноменализм – теория, согласно которой физическая материя зависит от восприятия и существует только как потенциальный объект восприятия.

Феноменальное сознание – базовая форма сознания, состоящая из субъективных переживаний и квалиа, существует независимо от языка и более высоких когнитивных функций.

Фехнер, Густав – одна из самых заметных фигур в ранней истории экспериментальной психологии, основатель психофизики. Фехнер – первый ученый, измеривший и проанализировавший связи между особенностями объективных стимулов и субъективными переживаниями.

Флогистон – вещество, которое, как полагали, выделяется из любого горящего материала; это предположение было отвергнуто наукой, когда выяснилось, что горению способствует кислород.

фМРТ – функциональная магнитно‑резонансная томография. Метод, измеряющий изменения уровня насыщенности крови кислородом в мозге и таким образом косвенно определяющий локализацию областей активности нейронов во время выполнения различных когнитивных задач.

Фосфены – короткие вспышки света и зрительные точки, возникающие при непосредственном стимулировании зрительной зоны коры головного мозга.

Френология – теория связи между мозгом и разумом, возникшая в начале XVIII века, связывавшая психологические качества с особенностями мозга и предлагавшая по внешней форме черепа определять психологический профиль личности.

Функционализм – философская теория связи между мозгом и разумом, согласно которой разум включает функции или отношения ввода‑вывода, так же как компьютерная программа. Мозг при этом является машиной или аппаратным обеспечением, где установлена программа.

Церебральная ахроматопсия Неспособность распознавать цвета, вызванная повреждением зрительной зоны коры головного мозга в области V4.

Шишковидная железа (эпифиз) – область в центре мозга, которую Декарт считал шлюзом между мозгом и нематериальной душой.

Эйфория бегуна – высокое состояние сознания, вызванное длительной физической активностью. Связано с отсутствием чувства времени, с чувством легкости, силы, радости и единства с окружением.

Элиминативный материализм – философская теория связи между мозгом и разумом, устраняющая из науки понятия «разум» и «сознание» и утверждающая, что их на самом деле не существует и поэтому в нейронауке эти понятия не нужны.

Эмерджентный материализм – философская теория связи между мозгом и разумом, которая гласит, что физическая материя организована в более низкие и более высокие уровни и из физических объектов более низких уровней возникают новые и непредсказуемые физические объекты или качества более высоких уровней. Сознание – объект более высокого уровня, эмерджентный объект.

Эмердженция – процесс, при котором нечто новое и непредсказуемое возникает из сложного сочетания более простых элементов.

Эндорфин – химический морфиноподобный медиатор, который вырабатывает мозг, чтобы снять боль и вызвать удовольствие.

Эпифеноменализм – философская теория связи между мозгом и разумом: активность мозга инициирует изменения в сознании, но сознание никак не влияет на мозг или другие органы тела; сознание – лишь побочный продукт.

ЭЭГ, электроэнцефалография – метод, измеряющий электрическую активность мозга, отраженную на поверхности скальпа, с помощью электродов, прикрепленных к скальпу и показывающих постоянные изменения в электрическом поле мозга.

«Я в сновидении» – персонаж сновидения, с точки зрения которого воспринимается сновидение. Как правило, этот персонаж похож на обычную личность сновидящего, но иногда это может быть другой человек, а иногда даже животное.

 

Список основной литературы

 

Alkire, M. T., Hudetz, A. G., & Tononi, G. (2008). Consciousness and anaesthesia. Science , 322 , 876–880.

Alkire, M. T., & Miller, J. (2005). General anaesthesia and the neural correlates of consciousness. Progress in Brain Research , 150 , 229–244. Aserinsky, E., & Kleitman, N. (1953). Regularly occurring periods of eye motility and concomitant phenomena during sleep. Science , 118 , 273–274.

Baars, B. J. (1988). A cognitive theory of consciousness. New York: Cambridge University Press.

Banks, W. B. (Ed.) (2009). Encyclopedia of consciousness (Vols. 1 and 2). San Diego, CA: Academic Press.

Barnier, A. J., & Nash, M. R. (2008). Introduction: A roadmap for explanation, a working defi nition. In M. Nash & A. Barnier (Eds.), The Oxford handbook of hypnosis (pp. 1–18). New York: Oxford University Press.

Blackmore, S. J. (1992). Beyond the body: An investigation of out‑of‑the‑body experiences. Chicago: Academy Chicago Publishers.

Blackmore, S. J. (2004). Consciousness: An introduction. Oxford: Oxford University Press.

Blackmore, S. J. (2006). Conversations on consciousness. New York: Oxford University Press.

Blanke, O., & Dieguez, S. (2009). Leaving body and life behind: Out‑of‑body and near‑death experience. In S. Laureys & G. Tononi (Eds.), The neurology of consciousness (pp. 303–325). New York: Elsevier.

Block, N. (2001). Paradox and cross purposes in recent work on consciousness. Cognition , 79 , 197–219.

Block, N. (2007). Consciousness, accessibility, and the mesh between psychology and neuroscience. Behavioral and Brain Sciences , 30 , 481–499.

Block, N., Flanagan, O., & Güzeldere, G. (1997). The nature of consciousness: Philosoplucal debates. Cambridge, MA: MIT Press.

Borbely, A. (1984). Schlafgewohnheiten, Schlafqualität und Schlafmittelkonsum der Schweitzer Bevölkerung: Ergebnisse einer Repräsentativumfrage. Schweitzerische Aerztezeitung , 65 , 1606–1613.

Carruthers, P. (2007). Higher‑order theories of consciousness. In M. Velmans & S. Schneider (Eds.), The Blackwell companion to consciousness (pp. 277–286). Oxford: Blackwell.

Cavanna, A. E., & Monaco, F. (2009). Brain mechanisms of altered conscious states during epileptic seizures. Nature Reviews Neurology , 5 , 267–276.

Chalmers, D. J. (1996). The conscious mind. Oxford: Oxford University Press.

Churchland, P. S. (1988). Reduction and the neurobiological basis of consciousness. In A. J. Marcel & E. Bisiach (Eds.), Consciousness in contemporary science (pp. 275‑304). New York: Oxford University Press.

Churchland, P. S. (2002). Brain‑wise: Studies in neurophilosophy. Cambridge. MA: MIT Press.

Crick, K., & Koch, C. (1990). Towards a neurobiological theory of consciousness. Seminars in the Neurosciences , 2 , 273–304.

Damasio, A. K. (1994). Descartes’ error. New York: Putnam.

Damasio, A. R. (1999). The feeling of what happens. New York: Harcourt Brace.

Dehaene, S., Changeux, J. P. , Naccache, L., Sackur, J., & Sergent, C. (2006). Conscious, preconscious, and subliminal processing: A testable taxonomy. Trends in Cognitive Science. 10 , 204–211.

Dennett, D. C. (1976). Are dreams experiences? Philosophical Review , 73 , 151–171.

Dennett, D. C. (1991). Consciousness explained. Boston: Little, Brown.

Dennett, D. C. (2005). Sweet dreams: Philosophical obstacles to a science of consciousness. Cambridge, MA: MIT Press.

Domhoff , G. W. (1996). Finding meaning in dreams: A quantitative approach. New York: Plenum Press.

Dretske, P. (1995). Naturalizing the mind. Cambridge, MA: MIT Press.

Edelman, G. M. (1989). The remembered present: A biological theory of consciousness. New York: Basic Books.

Edelman, G. M., & Tononi, G. (2000). A universe of consciousness. New York: Basic Books.

Eid, M., & Larsen, R. J. (Eds.) (2008). The science of subjective well‑being. New York: Guilford Press.

Ellis, A. W., & Young, A. W. (1988). Human cognitive neuropsychology. Hove. UK: Psychology Press.

Engel, A. K., & Singer, W. (2001). Temporal binding and the neural correlates of sensory awareness. Trends in Cognitive Sciences , 5 , 16–25.

Eriksson, J., Larsson. A., Ahlström, K. R., & Nyberg, L. (2007). Similar frontal and distinct posterior cortical regions mediate visual and auditory perceptual awareness. Cerebral Cortex , 17 , 760–765.

Eriksson, J., Larsson, A., & Nyberg, L. (2008). Item‑specifi c training reduces prefrontal cortical involvement in perceptual awareness. Journal of Cognitive Neuroscience , 20 , 1777–1787.

Farthing, W. G. (1992). The psychology of consciousness. New York: Prentice‑Hall.

Feinberg, T. E. (2001). Altered egos: How the brain creates the self. New York: Oxford University Press.

Feinberg, T. E., & Keenan, J. P. (Eds.) (2005). The lost self. New York: Oxford University Press.

Fenwick, P., & Fenwick. E. (2008). The art of dying. London: Continuum.

ffychte, D. H., Howard, R. J., Brammer, M. J., David, A., Woodruff , P., & Williams, S. (1998). The anatomy of conscious vision: An fMRI study of visual hallucinations. Nature Neuroscience , pp. 738–742.

Finger, S. (1994). Origins of neuroscience. New York: Oxford University Press.

Finney, J. (1976). Invasion of the body snatchers [film]. London: Sphere.

Flanagan, O. (1992). Consciousness reconsidered , Cambridge, MA: MIT Press.

Flanagan, O. (2007). The really hard problem. Cambridge. MA: MIT Press.

Fodor, J. A. (1983). The modularity of the mind. Cambridge. MA: MIT Press.

Foulkes, D. (1985). Dreaming: A cognitive‑psychological analysis. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. Inc.

Freud, S. (1950). The interpretation of dreams (A. A. Brill, Trans.). New York: Random House. (Original work published 1900.)

Gallagher, S., & Zahavi, D. (2008). The phenomenological mind. London: Rout ledge.

Gazzaniga, M. S., Ivry, R. B., & Mangun, G, R. (2008). Cognitive neuroscience: The biology of the mind (3rd ed.). New York: Norton.

Gazzaniga. M. S., & LeDoux, J. E. (1978). The integrated mind. New York: Plenum Press.

Gazzaniga, M. S., LeDoux. J. E., & Wilson, J. E. (1977). Language, praxis and the right hemisphere: Clues to some mechanisms of consciousness. Neurology , 27 , 1144–1147.

Goodale, M. A., & Milner, A. D. (2005). Sight unseen: An exploration of conscious and unconscious vision. New York: Oxford University Press.

Hall, C. S., & Van de Castle, R. L. (1966). The content analysis of dreams. New York: Appleton‑Century‑Crofts.

Heywood, C. A., & Zihl, J. (1999). Motion blindness. In G. W. Humphreys (Ed.). Case studies in the neuropsycliology of vision (pp. 1–16). Hove: Psychology Press.

Hilgard, E. R. (1977). Divided consciousness: Multiple controls in human thought and action. New York: John Wiley & Sons.

Hirstein, W. (2005). Brain fi ction. Cambridge. MA: MIT Press.

Hobson, J. A., & McCarley, R. W. (1977). The brain as a dream state generator: An activation‑synthesis hypothesis of the dream process. American Journal of Psychiatry , 134 , 1335–1348.

Hodges, J. R. (2003). Semantic dementia: A disorder of semantic memory. In M. D'Esposito (Ed.). Neurological foundations of cognitive neuroscience (pp. 67–87). Cambridge. MA: MIT Press.

Hothersall, D. (2004). History of psychology (4th ed.). New York: McGraw‑Hill.

Jaekendoff , R. S. (1987). Consciousness and the computational mind. Cambridge. MA: MIT Press.

James, W. (1902). The varieties of religious experience. New York: Longman, Green.

James, W. (1950). The principles of psychology (Vols. 1 and 2). New York: Dover. (Original work published 1890.)

Kallio, S., & Revonsuo, A. (2003). Hypnotic phenomena and altered stales of consciousness: A multilevel framework of description and explanation. Contemporary Hypnosis , 20 , 111–164.

Kanwisher, N. (2001). Neural events and perceptual awareness. Cognition , 79 , 89–113.

Kapur, N. (1997). Injured brains of medical minds: Views from within. Oxford: Oxford University Press.

Kihlström, J. K. (2008). The domain of hypnosis, revisited. In M. Nash & A. Barnier (Eds.), The Oxford handbook of hypnosis (pp. 21–52). New York: Oxford University Press.

Kim, J. (1998). Mind in a physical world. Cambridge. MA: MIT Press.

Kim, J. (2005). Physicalism , or something near enough. Princeton. NJ: Princeton University Press.

Koch, C. (2004). The quest for consciousness: A neurobiological approach. Englewood Cliff s, NJ: Roberts & Co.

Koff ka, K. (1935). Principles of Gestalt psychology. New York: Harcourt Brace.

Köhler, S., & Moscovitch, M. (1997). Unconscious visual processing in neuropsychological syndromes: A survey of the literature and evaluation of models of consciousness. In M. D. Rugg (Ed.), Cognitive neuroscience (pp. 305–373). Cambridge, MA: MIT Press.

Köhler, W. (1947). Gestalt psychology. New York: Liveright.

Köhler, W. (1971) An old pseudo problem. Reprinted in The selected papers of Wolfgang Kohler (pp. 125–141). New York: Liveright. (Original work published 1929.)

Koivisto, M., Kainulainen. P., & Revonsuo, A. (2009). The relationship between awareness and attention: Evidence from ESP responses. Neuropsychologia , 47 , 2891–2899.

Kosslyn, S. M., Thompson. W. L. Costantini‑Ferrando. M. F., Alpert, N. M., & Spiegel, D. (2000). Hypnotic visual illusion alters colour processing in the brain. American Journal of Psychiatry , 157 , 1279–1284.

Kuhn, G., & Findlay, J. M. (in press). Misdirection, attention and awareness: Inattentional blindness reveals temporal relationship between eye movements and visual awareness. Quarterly Journal of Experimental Psychology.

Külpe, O. (1895). Outlines of psychology. New York: Macmillan.

Làdavas, E., Berti, A., & Fame, A. (2000). Dissociation between conscious and nonconscious processing in neglect. In Y. Rossetti & A. Revonsuo (Eds,). Beyond dissociation: Interaction between dissociated implicit and explicit processing (pp. 175– 193). Amsterdam: John Benjamins.

Lamme, V. A. (2000). Neural mechanisms of visual awareness: A linking proposition. Brain and Mind , 1 , 385–106.

Lamme, V. A. (2003). Why visual awareness and attention are diff erent. Trends in Cognitive Sciences , 7 , 12–18.

Lamme, V. A. (2004). Separate neural defi nitions of visual consciousness and visual attention: A case for phenomenal awareness. Neural Networks , 17 , 861–872.

Laureys, S., Owen, A. M., & Schiff . N. D. (2004). Brain function in coma, vegetative state, and related disorders. Lancet Neurology , 3 , 537–546.

Leahey, T. H. (1980). A history of psychology. Englewood Cliff s. NJ: Prentice‑Hall.

Lehar, S. (2003). The world in your head. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. Inc.

Leopold. D. A., & Logothetis, N. K. (1999). Multistable phenomena: Changing views in perception. Trends in Cognitive Sciences. 3 , 154–264.

Levine, J. (1983). Materialism and qualia: The explanatory gap. Pacifi c Philosophical Quarterly , 64 , 354–361.

Levine, J. (1993). On leaving out what it's like. In M. Davies & G. W. Humphreys (Eds.), Consciousness (pp. 121–136). Oxford: Blackwell.

Lippman, C. W. (1953). Hallucinations of physical duality in migraine. Journal of Nervous and Mental Disease , 117 , 345– 350.

Llinás, R. (2001). I of the vortex: From neurons to self Cambridge. MA: MIT Press.

Lopez, U. Forster. A., Annoni, J. M., Habre, W., & Iselin‑Chaves, I. A. (2006). Near‑death experience in a boy undergoing uneventful elective surgery under general anesthesia. Pediatric Anestliesia , 16 , 85–38.

Lutz, A., Greischar, L. L., Rawlings. N. B., Ricard, M., & Davidson, R. J. (2004). Long‑term meditators self‑induce high‑amplitude gamma synchrony during mental practice. Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA , 101 , 16369–16373.

Lutz, A., & Thompson. E. (2003). Neurophenomenology: Integrating subjective experience and brain dynamics in the neuroscience of consciousness. Journal of Consciousness Studies , 10 , 31–52.

Lyubomirsky, S. (2007). The how of happiness. New York: Penguin Press.

Mack, A., & Rock, L. (1998). Inattentional blindness. Cambridge, MA: MIT Press.

Malcolm, N. (1959). Dreaming. London: Routledge & Kegan Paul.

Marcel, A. J., & Bisiach, E. (Eds.) (1988). Consciousness in contemporary science. Oxford: Oxford University Press.

Mark, V. (1996). Confl icting communicative behavior in a split brain patient: Support for dual consciousness. In S. R. Hameroff , A. W. Kaszniak, & A. C. Scott (Eds.). Toward a science of consciousness (pp. 189–196). Cambridge. MA: MIT Press.

Marshall, J. C., & Halligan, P. W. (1988). Blindsight and insight in visuo‑spatial neglect. Nature , 336 , 766–767.

Marshall, J. C., & Halligan, P. W. (1996). Method in madness: Case studies in cognitive neuropsychiatry. Hove: Psychology Press.

Mashour, G. A., & LaRock. E. (2008). Inverse zombies, anaesthesia awareness, and the hard problem of consciousness. Consciousness and Cognition , 17 , 1163–1168.

McGinn, C. (1991). The problem of consciousness. Oxford: Blackwell.

Metzinger, T. (2003). Being no one: The self‑model theory of subjectivity. Cambridge. MA: MIT Press.

Metzinger, T. (2009). The ego tunnel. New York: Basic Books.

Murzyn, E. (2008). Do we only dream in colour? A comparison of reported dream colour in younger and older adults with diff erent experiences of black and white media. Consciousness and Cognition , 17 , 1228–1237.

Nagel, T. (1974). What is it like to be a bat? Philosopltical Review , 83 , 435–450.

Noë, A. (2009). Out of our heads. New York: Hill & Wang.

Noë, A., & Thompson. E. (2004). Sorting out the neural basis of consciousness. Journal of Consciousness Studies , 11 , 87–98.

O'Regan, J. K., & Noë, A. (2001). A sensorimotor account of vision and visual consciousness. Behavioural and Brain Sciences , 24 , 939–1031.

Owen, A. M., Coleman. M. R., Boly, M., Davis, M. R. Laureys, S., & Pickard, J. D. (2006). Detecting awareness in the vegetative stale. Science , 313 , 1402.

Palmer, S. E. (1999) Vision science. Cambridge, MA: MIT Press.

Phillips, K. A. (2005). The broken mirror: Understanding and treating body dysmorphic disorder. New York: Oxford University Press.

Ramachandran, V. S., & Blakeslee, S. (1998). Phantoms in the brain. New York: William Morrow & Co.

Rechtschaff en, A., & Buchignani, C. (1992). The visual appearance of dreams In J. S. Antrobus & M. Bertini (Eds.), The neuropsychology of sleep and dreaming (pp. 143–155). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc.

Rees, G. (2007). Neural correlates of the contents of visual awareness in humans. Philosophical Transactions of the Royal Society of London , Series B , 36 , 877–886.

Revonsuo, A. (1995). Consciousness, dreams, and virtual realities. Plulosophical Psychology , 5 , 35–58.

Revonsuo, A. (2000). The reinterpretation of dreams: An evolutionary hypothesis of the function of dreaming. Behavioural and Brain Sciences , 23 , 877–901.

Revonsuo, A. (2001). Dreaming and the place of consciousness in nature. Beliavioural and Brain Sciences , 24 , 1000–1001.

Revonsuo, A. (2005). The self in dreams. In T. E. Feinberg & J. P. Keenan (Eds.). The lost self: Pathologies of the brain and mind (pp. 206–219). New York: Oxford University Press.

Revonsuo, A. (2006). Inner presence: Consciousness as a biological phenomenon. Cambridge, MA: MIT Press.

Revonsuo, A., Kallio, S., & Sikka, P. (2009). What is an altered state of consciousness? Philosophical Psychology , 22 , 187– 204.

Revonsuo, A., & Tarkko, K. (2002). Binding in dreams. Journal of Consciousness Studies , 9 , 3–24.

Sacks, O. (1985). The man who mistook his wife for a hat. London: Picador.

Sacks, O. (1995). An anthropologist on Mars. London: Picador.

Schwartz, S. (2000). A historical loop of one hundred years: Similarities between 19th century and contemporary dream research. Dreaming , 10 , 55–66.

Schwitzgebel, E. (2004). Introspective training apprehensively defended: Refl ections on Titchener’s lab manual. Journal of Consciousness Studies. 11 , 58–76.

Searle, J. R. (1992). The rediscovery of the mind. Cambridge, MA: MIT Press.

Searle, J. R. (1997). The mystery consciousness , New York: New York Review Books.

Searle, J. R. (2000). Consciousness. Annual Review of Neuroscience , 23 , 557–578.

Silvanto, J., Cowey, A., Lavie, N., & Walsh, V. (2005). Striate cortex (V1) activity gates awareness of motion. Nature Neuroscience , 8 , 143–144.

Simons, D. J., & Chabris, C. F. (1999). Gorillas in our midst: Sustained inattentional blindness for dynamic events. Perception , 28 , 1059–1074.

Simons D. J., & Rensink, R. A. (2005). Change blindness: Past, present, and future. Trends in Cognitive Sciences , 9 , 16–20.

Smit, R. H. (2008). Corroboration of the dentures anecdote involving veridical perception in a near‑death experience. Journal of Near‑Death Studies , 27 , 47–61.

Snyder, F. (1970). The phenomenology of dreaming. In L. Madow & L. H. Snow (Eds.), The psychodynamic implications of the physiological studies on dreams (pp. 124–151). Springfi eld, IL: Charles S. Thomas.

Solms, M. (1997). The neuropsychology of dreams. Mahwah. NJ: Lawrence Erlbaum Associates. Inc.

Spangenberg Postal, K. (2005). The mirror sign delusional misidentifi cation symptom. In T. E. Feinberg & J. P. Keenan (Eds.). The lost self (pp. 131–146). New York: Oxford University Press.

Sperling, G. (I960). The information available in brief visual presentations. Psychological Monograpics , 74 , 1–29.

Strauch, I., & Meier, B. (1996). In search of dreams: Results of experimental dream research. New York: SUNY Press.

Strawson, G. (2006). Realistic monism: Why physicalism entails panpsychism. Journal of Consciousness Studies , 13 , 3–31.

Stubenberg, L. (1998). Consciousness and qualia. Amsterdam: John Benjamins.

Tart, C. T. (2000). Investigating altered suites on their own terms. In M. Velmans (Ed.), Investigating phenomenal con sciousness (pp. 255–278). Amsterdam: John Benjamins.

Thompson, E., & Varela, F. J. (2001). Radical embodiment: Neural dynamics and consciousness. Trends in Cognitive Sciences , 5 , 418–425.

Titchener, E. B. (1896). An outline of psychology. New York: Macmillan.

Tononi, G. (2009). An integrated information theory of consciousness. In. W. B. Banks (Ed.), Encyclopedia of consciousness (pp. 403–416). San Diego, CA: Academic Press.

Tye, M. (1995). Ten problems of consciousness: A representational theory of the phenomenal mind. Cambridge. MA: MIT Press.

Tye, M. (2009). Consciousness revisited. Cambridge. MA: MIT Press.

Uga, V. Lemut, M. C. Zampi, C. Zilli, I., & Salzarulo, P. (2006). Music in dreams. Consciousness and Cognition , 15 , 351–357.

Valli, K., & Revonsuo, A. (2009). The threat simulation theory in light of recent empirical evidence: A review. American Journal of Psychology , 122 , 17–38.

van Eeden, F. (1990). A study of dreams. Reprinted in C. T. Tart (Ed), Altered states of consciousness (pp. 175–190). New York: Harper Collins. (Original work published 1913.)

van Lommel, P. , van Wees, R., Meyers, V. , & Elff erich, I. (2001). Near‑death experience in survivors of cardiac arrest: A prospective study in the Netherlands, Lancet , 358 , 2039–2045.

Vanni, S., Revonsuo, A., Saarinen, J., & Hari, R. (1996). Visual awareness of objects correlates with activity of right occipital cortex. NeuroReport , 8 , 183–186.

Varela, F. J. (1999). Reply to Owen and Morris. In F. J. Varela & J. Shear (Eds.). The view from within (pp. 272–273). Thorverton: Imprint Academic.

Velmans, M. (1991). Is human information processing conscious? Behavioral and Brian Sciences , 14 , 651–726.

Velmans, M. (1996). What and where are conscious experiences? In M. Velmans (Ed.), The science of consciousness (pp. 181– 196). London: Routledge.

Velmans, M. (2003). Is the world in the brain, or the brain in the world? Behavioral and Brain Sciences , 26 , 427–429.

Velmans, M. (2009). Understanding consciousness (2nd ed.). Hove: Routledge.

Velmans, M., & Schneider. S. (Eds.) (2007). The Blackwell companion to consciousness. Oxford: Blackwell.

Wallace, B. A. (2007). Contemplative science. New York: Columbia University Press.

Weiskrantz, L. (1997). Consciousness lost and found. New York: Academic Press.

Wilenius, M., & Revonsuo, A. (2007). Timing of the earliest ERP correlate of visual awareness. Psychophysiology , 44 , 703– 710.

Wilkes, K. V. (1988). – , Yishi, Duh, Um, and Consciousness. In A. J. Marcel & B. Bisiach (Eds.), Consciousness in contemporary science (pp. 16–41). New York: Oxford University Press.

Woody, E. Z., & Bowers, K. S. (1994). A frontal assault on dissociated control. In S. J. Lynn & J. W. Rhue (Eds.). Dissociation: Clinical and theoretical perspectives (pp. 52–79). London: Guilford Press.

Yu, L., & Blumenfeld, H. (2009). Theories of impaired consciousness in epilepsy. Annals of the New‑York Academy of the Sciences. 1157 , 48–60.

Zeki, S. (2003). The disunity of consciousness. Trends in Cognitive Sciences , 7 , 214–218.

Zeki, S., & Bartels. A. (1999). Towards a theory of visual consciousness. Consciousness and Cognition , 8 , 225–259.

Zihl, J., von Cramon, D., & Mai, N. (1983). Selective disturbance of movement vision after bilateral brain damage. Brain , 106 , 313–340.

 

Список рекомендуемой литературы

 

Глава 1

 

Beckermann, A., Flohr, H., & Kim, J. (Eds.) (1992). Emergence or reduction? Berlin: Walter de Gruyter.

Block, N., Flanagan, O., & Güzeldere, G. (Eds.) (1997). The nature of consciousness: Philosophical debates. Cambridge, MA: MIT Press.

Broad, C. D. (1925). The mind and its place in nature , London: Routledge & Kegan Paul.

Chalmers, D. (1996). The conscious mind. Oxford: Oxford University Press.

Kim, J. (1998). Mind in a physical world. Cambridge, MA: MIT Press.

Kim, J. (2005). Physicalism , or something near enough. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Levine, J. (1983) Materialism and qualia: The explanatory gap. Pacifi c Philosophical Quarterly , 64 , 354–361.

Levine, J. (1993). On leaving out what it’s like. In M. Davies & G. W. Humphreys (Eds.), Consciousness (pp. 121–136). Oxford: Blackwell.

Nagel, T. (1974). What is it like to be a bat? Philosophical Review , 83 , 435–450.

Pauen, M., Staudacher, A., & Walter, S. (Eds.) (2006). Special issue on epiphenomenalism. Journal of Consciousness Studies , 13 (1–2).

Searle, J. (1992). The rediscovery of the mind. Cambridge, MA: MIT Press.

Skribna, D. (2005). Panpsychism in the West. Cambridge, MA: MIT Press.

Velmans, M. (2009). Understanding consciousness (2nd ed.). Hove, UK: Routledge.

 

Глава 2

 

Baars, B. J. (2003). The double life of B. F. Skinner: Inner confl ict, dissociation and the taboo against consciousness. Journal of Consciousness Studies , 10 , 5–25.

Finger, S. (1994). Origins of neuroscience. New York: Oxford University Press.

Freud, S. (1950). The interpretation of dreams (A. A. Brill, Trans.). New York: Random House. (Original work published 1900.)

Güzeldere, G. (1997). The many faces of consciousness: A fi eld guide. In N. Block, O. Flanagan, & G. Güzeldere (Eds.), The nature of consciousness: Philosophical debates (pp. 1–67). Cambridge, MA: MIT Press.

Hothersall, D. (2004). History of psychology (4th ed.). New York: McGraw‑Hill.

James, W. (1950). The principles of psychology (Vols. 1 and 2). New York: Dover. (Original work published 1890.)

Koff ka, K. (1935). Principles of Gestalt psychology. New York: Harcourt, Brace & Co.

Köhler, W. (1947). Gestalt psychology. New York: Liveright.

Külpe, O. (1895). Outlines of psychology. New York: Macmillan.

Leahey, T. H. (1980). A history of psychology. Englewood Cliff s, NJ: Prentice‑Hall.

Marcel, A. J., & Bisiach, E. (Eds.) (1988). Consciousness in contemporary science. Oxford: Oxford University Press.

Schwitzgebel, E. (2004). Introspective training apprehensively defended Refl ections on Titchener’s lab manual. Journal of Consciousness Studies , 11 , 58–76.

Titchener, E. B. (1896). An outline of psychology. New York: Macmillan.

 

Глава 3

 

Banks, W. B. (Ed.) (2009). Encyclopedia of consciousness (Vols. 1 and 2). San Diego, CA: Academic Press.

Block, N. (2001). Paradox and cross purposes in recent work on consciousness. Cognition , 79 , 197–219.

Chalmers, D. J. (1996). The conscious mind. Oxford: Oxford University Press.

Dainton, B. (2000). Stream of consciousness. London: Routledge.

Farthing, W. G. (1992). The psychology of consciousness. New York: Prentice‑Hall.

Metzinger, T. (1995). The problem of consciousness. In T. Metzinger (Ed.), Conscious experience (pp. 3–37). Thorverton: Imprint Academic.

Revonsuo, A. (2006). Inner presence. Cambridge, MA: MIT Press.

Taylor Parker, S., Mitchell, R. W., & Boccia, M. L. (Eds.) (1994). Self‑awareness in animals and humans. New York: Cambridge University Press.

 

Глава 4

 

D'Esposito. M. (Ed.) (2003). Neurological foundations of cognitive neuroscience. Cambridge. MA: MIT Press. Driver, J., & Vuilleumier. P. (2001). Perceptual awareness and its loss in unilateral neglect and extinction. Cognition , 79 , 39–88.

Farah, M. J. (1990). Visual agnosia. Cambridge. MA: MIT Press.

Farah, M. J. (1994). Visual perception and visual awareness after brain damage: A tutorial overview. In C. Umilta & M. Moscovitch (Eds.), Attention and performance XV: Conscious and nonconsdous information processing (pp. 37–76). Cambridge. MA: MIT Press.

Farah, M. J., & Feinberg. Т. Е. (Eds.) (2000). Patient‑based approaches to cognitive neuroscience. Cambridge. MA: MIT Press.

Feinberg, Т. Е. (2001). Altered egos: How the brain creates the self. New York: Oxford University Press.

Gazzaniga, M. S., Ivry, R. В., & Mangun, G. R. (2008). Cognitive neuroscience: The biology of the mind (3rd ed.). New York: Norton.

Heywood, С. A., & Zihl, J. (1999). Motion blindness. In G. W. Humphreys (Ed.), Case studies in the neuropsychology of vision (pp. 1–16). Move: Psychology Press.

Hodges, J. R. (2003). Semantic dementia: A disorder of semantic memory. In M. D’Esposito (Ed.), Neurological foundations of cognitive neuroscience (pp. 67–87). Cambridge, MA: MIT Press.

Humphreys, G. W. (Ed.) (1999). Case studies in the neuropsychology of vision. Hove: Psychology Press.

Rapp, B. (Ed.) (2001). The handbook of cognitive neuropsychology. Philadelphia. PA : Psychology Press.

Revonsuo, A. (2006). Inner presence. Cambridge. MA: MIT Press.

Sacks, O. (1985). The пит who mistook Ids wife for a hat. London: Picador.

Sacks, O. (1995). An anthropologist on Mars. London: Picador.

Zihl, J., von Cramon, D., & Mai, N. (1983). Selective disturbance of movement vision after bilateral brain damage. Brain , 106 , 313–340.

 

Глава 5

 

Ellis, A. W., & Young, A. W. (1988). Human cognitive neuropsychology. Hove, UK: Psychology Press.

Goodale, M A., & Milner. A. D. (1992). Separate visual pathways for perception and action. Trends in Neurosciences , 15 , 20–25.

Goodale, M. A., & Milner, A. D. (2005). Sight unseen: An exploration of conscious and unconscious vision. New York: Oxford University Press.

Karnath, H. O., & Hartje, W. (1987). Residual information processing in the neglected visual half‑fi eld Journal of Neurology , 234 , 180–184.

Köhler, S., & Moscovitch, M. (1997). Unconscious visual processing in neuropsychological syndromes: A survey of the literature and evaluation of models of consciousness. In M. D. Rugg (Ed.), Cognitive neuroscience (pp. 305–373). Cambridge, MA: MIT Press.

Làdavas, E., Berli, A., & Fame, A. (2000). Dissociation between conscious and nonconscious processing in neglect. In Y. Rossetti & A. Revonsuo (Eds.), Beyond dissociation: Interaction between dissociated implicit and explicit processing (pp. 175–193). Amsterdam: John Benjamins.

Marshall, J. C., & Halligan, P. W. (1988). Blindsight and insight in visuo‑spatial neglect. Nature , 336 , 766–767.

McGlinchey‑Berroth, R., Milberg, W. P., Verfaellie, M., Alexander, M., & Kilduff , P. T (1993). Semantic processing in the neglected visual fi eld: Evidence from a lexical decision task. Cognitive Neuropsychology , 10 , 79–108.

Milner, A. D., & Goodalc, M. A. (1995). The visual brain in action. Oxford: Oxford University Press.

Pöppel, E., Held. R., & Frost, D. (1973). Residual visual function after brain wounds involving the central visual pathways in man. Nature , 243 , 295–296.

Renault, В., Signoret, J. L., Debruille, В., Breton, F. , & Bolger, F. (1989). Brain potentials reveal covert facial recognition in prosopagnosia. Neuropsychologia , 27 , 905–912. Revonsuo, A. (2006). Inner presence:

Revonsuo, A., & Laine, M. (1996). Semantic processing without conscious understanding in a case of global aphasia: Evidence from auditory event‑related brain potentials. Cortex , 32 , 29–48.

Rossetti, Y. (1998). Implicit short‑lived representations of space in brain damaged and healthy subjects. Consciousness and Cognition , 7 , 520–558.

Rossetti, Y., & Revonsuo, A. (Eds.) (2000). Beyond dissociation: Interaction between dissociated implicit and explicit processing. Amsterdam: John Benjamins.

Schacter, D. L., McAndrews, M. P., & Moscovitch, M. (1988). Access to consciousness: Dissociations between implicit and explicit knowledge in neuropsychological syndromes. In L. Weiskrantz (Ed.). Thought without language (pp. 242–278). Oxford: Oxford University Press.

Tranel, D, & Damasio, A. R. (1985). Knowledge without awareness: An autonomic index of facial recognition by prosopagnosics. Science , 22H , 1453–1454.

Tranel, D., & Damasio, A. R. (1988). Non‑conscious face recognition in patients with face agnosia. Behavioural Brain Research , 30 , 235–249.

Volpe, В. Т., Ledoux. J. E., & Gazzaniga, M. S. (1979). Information processing of visual stimuli in an extinguished fi eld. Nature , 282 , 722–724.

Weiskrantz, L. (1992). Introduction: Dissociated issues. In A. D. Milner & M. D. Rugg (Eds.), The neuropsychobgy of consciousness (pp. 1–10). New York: Academic Press.

Weiskrantz, L. (1997). Comciousness losl and found. Oxford: Oxford University Press. Young. A. W. (1994). Neuropsychoiogy of awareness. In A. Revonsuo & M. Kamppinen (Eds.), Consciousness in philosophy and cognitive neuroscience (pp. 173–203). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Young, A. W., & De Haan, E. H. F. (1990). Impairments of visual awareness. Mind and Language , 5 , 29–48. Young, A. W, & Ellis. II. U (2000). Overt and covert face recognition. In Y. Rosselti & A. Revonsuo (Eds.). Beyond dissociation (pp. 195– 219). Amsterdam: John Henjamins.

 

Глава 6

 

Bermúdez. J. L. (2009). Self: Body awareness and self‑awareness. In W. P. Banks (Ed.), Encyclopedia of consciousness (Vol. 2, pp. 289–300). San Diego, CA: Academic Press.

Feinberg, Т. Е. (2001). Altered egos: How tlie brain creates tlur self New York: Oxford University Press.

Feinberg. T. E., & Keenan, J. P. (Eds.) (2005). Tlie lost self. New York: Oxford University Press.

Firmey. J. (1976). Invasion of the body snatchers. London: Sphere.

Gazzaniga, M. S„ & LcDoux. J. E. (1976). The integrated mind. New York: Plenum Press.

Hirstein. W. (2005). Brain fi ction. Cambridge, MA: MIT Press.

Kapur, N. (1997). Injured brains of medical minds: Views from within. Oxford: Oxford University Press.

Mark, V. (1996). Confl icting communicative behaviour in a split brain patient: Support for dual consciousness. In S. R. Hameroff , A. W, Kaszniak, & A. C. Scott (Eds.), Toward a science of consciousness (pp. 189–196). Cambridge, MA: MIT Press.

Marshall. J. C, & Halligan. P. W. (1996). Method in madness: Case studies in cognitive neuropsychiatry. Hove: Psychology Press.

Phillips, K. A. (2005). The broken mirror: Understanding and treating imdy dysmorphic disorder. New York: Oxford University Press.

Ramachandran, V. S„ & Blakeslee, S. (1998). Phantoms in the brain. New York: William Morrow.

Sacks, O. (1985). The man who mistook his wife for a hat. London: Picador.

Spence, S. A. (2009). Psychopathology and consciousness. In W. P. fl anks (Kd.). Encyclopedia of consciousness (Vol. 2, pp. 245–271). San Diego, CA: Academic Press.

 

Глава 7

 

Chalmers. D. J. (2000). What is a neural correlate of consciousness? In T. Metzinger (Ed.). Neural correlates ofconsciousness (pp. 17–39). Cambridge. MA: MIT Press.

Koch, C. (2004). Tlw quest for consciousness: A neurobiological approach. Englewood Cliff s. NJ: Roberts & Company.

Revonsuo, A. (2001). Can functional brain imaging discover consciousness in the brain? Journal of Consciousness Studies , 8 , 3–23.

 

Глава 8

 

Cavanna. A. E., & Monaco. F. (2009). Brain mechanisms of altered conscious states during epileptic seizures. Nature Reviews Neurology , 5 , 267–276.

Laureys, S. (Ed.) (2006). The boundaries of consciousness: Neurotnology and neuropathology (Progress in Hrain Research ). Amsterdam: Elsevier.

Laureeys, S., & Tononi. G. (2008). The neurology of consciousness: Cognitive neuroscience and neuropathology. San Diego, CA; Academic Press.

Yu, L., & Blumenfeld, H. (2009). Theories of impaired consciousness in epilepsy. Annals of the New York Academy of the Sciences , 1157 , 48–60.

 

Глава 9

 

Kanwisher. N. (2001). Neural events and perceptual awareness. Cognition , 79 , 89–113.

Koch. C. (2004). The quest fi n– consciousness: Л neumlwlogical approach. Enslewood Cliff s. NJ:

Roberts & Company. Koivisto, M., Kainulainen. P., & Revonsuo, A. (2009). The relationship between awareness and attention: Evidence from ERP responses. NeuropsychoJogiti. 47 , 2891–2899.

Rees, G. (2007). Neural correlates of the contents of visual awareness in humans. Philosophical Transactions o/tlw Royal Society of London , Series B. 36 , 877–886.

Revonsuo. A. (2006). Inner presence: Consciousness as a bidogical phenomenon. Cambridge, MA: MIT Press.

Silvanto. J., Cowey. A., Lavie, N., & Walsh. V. (2005). Striate cortex (V1) activity gales awareness of motion. Nature Neuroscienee , 8 , 143.

 

Глава10

 

Blackmore, S. J. (2006). Conversations on consciousness. New York: Oxford University Press.

Chalmers, D.J. (1996). The conscious mind. Oxford: Oxford University Press.

Dennett, D. С (1991). Consciousness explained. Boston: Little, Brown.

Dennett, D. С (2005). Sweet dreams: Philosophical obstacles to a science of consciousness. Cambridge. MA: MIT Press.

Dretske. F. (1995). Naturalizing the mind. Cambridge. МA: MIT Press.

Gallagher, S., & Zahavi, D. (2008). The phenomenological mind. London: Routledge.

Lehar. S. (2003). The world in your head. Mahwah. NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc.

Metzinger, T. (2003). Being no one: The self‑model theory of subjectivity. Cambridge, MA: MIT Press.

Metzinger, T (2009). The ego tunnel. New York: Basic Books.

Noë, A. (2009). Out of our heads. New York: Hill & Wang.

O’Regan, J. K., & Noë, A. (2001). A sensorimotor account of vision and visual consciousness. Behavioural and Brain Sciences. 24 , 939–1031.

Revonsuo, A. (2006). Inner presence: Consciousness as a biological phenomenon. Cambridge. MA: MIT Press.

Searle. J. R. (1992). The rediscovery of the mind. Cambridge, MA: MIT Press.

Searle, J. R. (1997). The mystery of consciousness. New York: The New York Review Books.

Searle, J. R. (2000). Consciousness. Annual Review of Neuroscience , 23 , 557–578.

Туе, М. (1995). Ten problems of consciousness: A representational theory of the phenomenal mind. Cambridge, MA: MIT Press.

Velmans, M. (2009). Understanding consciousness (2nd ed.). Hove: Routledge.

Velmans, M., & Schneider, S. (Eds.) (2007). The Blackwell companion to consciousness. Oxford: Blackwell.

 

Глава 11

 

Baars, B. J. (1988). A cognitive theory of consciousness. New York: Cambridge University Press. Baars. B. J. (1997). In tlw tlieater of consciousness: The workspace of the mind. New York: Oxford University Press.

Baars, B. J. (1998). Metaphors of consciousness and attention in the brain. Trends in Neurosciences , 21 , 58–62.

Block, N. (2007). Consciousness, accessibility, and the mesh between psychology and neuroseience. Behavioral and Brain Sciences , 30 , 481–499.

Crick, F, & Koch, С. (1990). Towards a neurobiological theory of consciousness. Seminars in the Neurosciences , 2 , 273–304.

Crick, R, & Koch, C. (1998). Consciousness and neuroscience. Cerebral Cortex , 8 , 97–107.

Crick, F., & Koch, С. (2003). A framework for consciousness. Nature Neuroscience , 6 , 119–126. Damasio, A. R. (1994). Descartes’ error. New York: Putnam.

Damasio, A. R. (1999). The feeling of what happens. New York: Harcourt Brace.

Dehaene, S., Changeux, J. P. , Naccache, L., Sackur. J., & Sergent, С. (2006). Conscious, preconscious, and subliminal processing: A tes table taxonomy. Trends in Cognitive Science , 10 , 204–211.

Dehaene, S., & Naccache, L. (2001). Towards a cognitive neuroscience of consciousness: Basic evidence and a workspace framework. Cognition. 79 , 1–37.

Edelman, G. M. (1989). The remembered present: A biological theory of consciousness. New York: Basic Books.

Edelman, G. M, & Tononi, G. (2000). A universe of consciousness. New York: Basic Books.

Fodor, J. A. (1983). The modularity of the mind. Cambridge. MA: MIT Press.

Kouider, S. (2009). Neurobiological theories of consciousness. In W. B. Banks (Ed.). Encyclopedia of consciousness (Vol. 2, pp. 87–100). San Diego. CA: Academic Press.

Lamme, V. A. (2000). Neural mechanisms of visual awareness: A linking proposition. Brain and Mind , 7 , 385–406.

Lamme, V. A. (2003). Why visual awareness and attention are diff erent. Trends in Cognitive Sciences , 7 , 12–18.

Lamme, V. A. (2004). Separate neural defi nitions of visual consciousness and visual attention; a case for phenomenal awareness. Neural Networks , 17 , 861–872.

Lamme, V. A., & Roelfsema, P. R. (2000). The distinct modes of vision off ered by feedforward and recurrent processing. Trends in Neurosciences , 23 , 571–579.

Llinas, R. (2001). I of the vortex: From neurons to self. Cambridge. MA: MIT Press.

Llinas, R. R., & Pare, D. (1991). Of dreaming and wakefulness. Neuroscience. 44 , 521–535.

Llinas, R. R., Ribary, U., Contreras, D., & Pedroarena, C. (1998). The neuronal basis for consciousness. Plidosoplucal Transactions of the Royal Society of London , Series H , 353 , 1841–1849.

Tononi, G. (2009). An integrated information theory of consciousness. In. W. B. Banks (Ed.), Encyclopedia of Consciousness (pp. 403–416). San Diego. CA: Academic Press.

Zeki, S. (2003). The disunity of consciousness. Trends in Cognitive Sciences , 7 , 214–218.

Zeki, S., & Bartels, A. (1999). Towards a theory of visual consciousness. Consciousness and Cognition , 8 , 225–259.

 

Глава 12

 

Farthing, W. G. (1992). The psychology of consciousness. New York: Prentice‑Hall.

Revonsuo, A. (2009). Altered and exceptional states of consciousness. In W. P. Banks (Ed.). Encyclopedia of consciousness (Vol. 1. pp. 9–21). San Diego, CA: Academic Press.

Revonsuo, A., Kallio, S., & Sikka. P. (2009). What is an altered slate of consciousness? Philosophkal Psycliology , 22 , 187–204.

Tart, С. Т. (Ed.) (1990). Altered states of consciousness. New York: Harper Collins.

Tart, С. Т. (2000). Investigating altered states on their own terms. In M. Velmans (Ed.). Investigating plienomenal con sciousness (pp. 255–278). Amsterdam: John Benjamins.

Vaitl, D., Birbaumcr, N., Gruzelier, J., Jamieson, G. A., Kotchoubey, В., Kubler, A., et al. (2005). Psychobiotogy of altered states of consciousness. Psychological Bulletin , 131 , 98–127.

 

Глава 13

 

Barrett, D., & McNamara, P. (Eds.) (2007). The new science of dreaming (Vote. 1–3). Westport, CT: Praeger.

Cheyne, J. A., Rueff er, S. D., & Newby‑Clark, I. R. (1999). Hypnagogic and hypnopompic hallucinations during sleep paralysis: Neurological and cultural construction of the nightmare. Consciousness and Cognition , 8 , 319–337.

Domhoff , G. W. (1996). Finding meaning in dreams: A quantitative approach. New York: Plenum Press.

Farthing, W. G. (1992). The psychology of consciousness. New York: Prentice‑Hall.

Foulkes, D. (1965). Dreaming: A cognitive‑psychological analysis. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc.

Green, C., & McCreery. С. (1994). Lucid dreaming: The paradox of consciousness during sleep. London: Routledge.

Hall, С. S., & Van de Castle, R. L. (1966). The content analysis of dreams. New York: Appleton‑Century Crofts.

Hobson, J. A. (1988). The dreaming brain. New York: Basic Books.

Hobson, J. A. (1997) Dreaming as delirium: A mental status exam of our nightly madness. Seminars in Neurology , 17 , 121–128.

Hobson, J. A. (2001). The dream drugstore: Chemically altered states consciousness. Cambridge. MA: MIT Press.

LaBerge, S. (1985). Lucid dreaming. New York: Ballanline.

Mahowald, M. W., & Schenck, С. H. (1992). Dissociated states of wakefulness and sleep. Neurology , 42 , 44–52.

Mavromatis, A. (1987). Hypnagogia: The unique state of consciousness between wakefulness and sleep. London: Routledge.

Rechtschaff en, A., & Buchignani, C. (1992) The visual appearance of dreams. In J. S. Antrobus & M. Bertini (Eds.). The neuropsychology of sleep and dreaming (pp. 143–155). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. Inc.

Revonsuo, A. (2000). The reinterpretetion of dreams: An evolutionary hypothesis of the function of dreaming. Behavioral and Brain Sciences , 23 , 877–901.

Revonsuo, A. (2005). The self in dreams. In T. E. Feinberg & J. P. Keenan (Eds.). The lost self: Pathologies of the brain and mind (pp. 206–219). New York: Oxford University Press.

Schwartz, S. (2000). A historical loop of one hundred years: Similarities between 19th century and contemporary dream research. Dreaming , 10 , 55–66.

Strauch. I., & Meier, B. (1996). In search of dreams: Results of experimental dream research. New York: SUNY Press.

Uga, V. , Lemut, M. C., Zampi, C., Zilli, I., & Salzarulo, P. (2006). Music in dreams. Consciousness and Cognition , 15 , 351–357.

Valli, K., & Revonsuo, A. (2009). The threat simulation theory in light of recent empirical evidence: A review. American fournal of Psychology , 122 , 17–38.

van Eeden, F. (1990). A study of dreama Reprinted in С. Т. Tart (Ed.). Altered states of consciousness (pp. 175–190). New York: HarperCollins. (Original work published 1913.)

 

Глава 14

 

Barnier, A. J., & Nash. M. K. (2008). Introduction: A roadmap for explanation, a working defi nition. In M. Nash & A. Barnier (Eds.), The Oxford handbook of hypnosis (pp. 1–18). New York: Oxford University Press.

Heap, M., & Kirsh, I. (Eds.) (2006). Hypnosis: Theory , research and application. Aldershot, Hants: Ashgate.

Hilgard, E. R. (1977). Divided consciousness: Multiple controls in human thought and action. New York: John Wiley & Sons.

Kallio, S., & Revonsuo, A. (2003). Hypnotic phenomena and altered states of consciousness: A multilevel framework of description and explanation. Contemporary Hypnosis , 20 , 111–164.

Kihlström, J. F. (2008). The domain of hypnosis, revisited. In M. Nash & A. Barnier (Eds.), The Oxford handbook of hypnosis (pp. 21–52). New York: Oxford University Press.

Kosslyn, S. M., Thompson, W. L., Costantini‑Ferrando, M. F., Alpert. N. M., & Spiegel. D. (2000). Hypnotic visual illusion alters colour processing in the brain. American Journal of Psychiatry , 157 , 1279–1284.

Nash, M., & Barnier. A. (2008). The Oxford handbook of hypnosis. New York: Oxford University Press.

Woody, E. Z., & Bowers, K. S. (1994). A frontal assault on dissociated control. In S. J. Lynn & J. W. Rhue (Eds.), Dissociation: Clinical and theoretical perspectives (pp. 52–79). London: Guilford Press.

 

Глава 15

 

Blackmore, S. J. (1992). Beyond the body: An investigation of out‑of‑the‑body experiences. Chicago: Academy Chicago.

Blackmore, S. J. (1993). Dying to live: Near death experiences. Buff alo, NY: Prometheus Books.

Blanke, O., & Dieguez, S. (2009). Leaving body and life behind: Out‑of‑body and near‑death experience. In S. Laureys & G. Tononi (Eds.), The neurology of consciousness (pp. 303–325). New York: Elsevier.

Bunning, S., & Blanke, O. (2005). The out‑of body experience: Precipitating factors and neural correlates. Progress in Brain Research , 150 , 331–350.

Farthing, W. G. (1992). The psychology of consciousness. New York: Prentice‑Mall.

Fenwick, P., & Fenwick, E. (2008). The art of dying. London: Continuum.

Green, C., & McCreery, С. (1994). Lucid dreaming: The paradox of consciousness during sleep. London: Routledge.

Hobson, J. A. (2001). The dream drugstore: Chemically altered slates of consciousness. Cambridge. MA: MIT Press.

James, W. (1902). The varieties of religious experience. New York: Longman, Green.

LaBerge, S. (1985). Lucid dreaming. New York: Ballantine.

Lippman, С. W. (1953). Hallucinations of physical duality in migraine. Journal of Nervous and Mental Disease , 117 , 345– 350.

Lopez, U., Forsier, A., Annoni, J. M., Mabre, W. , & Iselin‑Chaves, I. A. (2006). Near‑death experience in a boy undergoing uneventful elective surgery under general anesthesia. Pediatric Anesthesia , 16 , 85–88.

Lute, A., Greisehar, L. L., Rawlings, N. В., Ricard, M., & Davidson, R. J. (2004). Long‑term meditators self‑induce highamplitude gamma synchrony during mental practice. PNAS , 101 , 16369–16373.

Lyubomirsky, S. (2007). The how of happiness. New York: Penguin Press.

Metzinger, T. (2003). Being no one: The self model theory of subjectivity. Cambridge, MA: MIT Press.

Metzinger, T. (2009). The ego tunnel. New York: Basic Books.

Revonsuo, A. (2009). Altered and exceptional states of consciousness. In W. P. Banks (Ed.). Encyclopedia of consciousness (Vol. 1, pp. 9–21). San Diego. CA: Academic Press.

Smit, R. H. (2008). Corroboration of the dentures anecdote involving veridical perception in a near‑death experience. Journal of Near‑Death Studies , 27 , 47–61.

Tart, С. Т. (Ed.) (1990). Altered states of consciousness. New York: Harper Collins.

van Lommel, P. , van Wees, R., Meyers, V. , & Elff erich, I. (2001). Near‑death experience in survivors of cardiac arrest: A prospective study in the Netherlands. Lancet. 358 , 2039–2045.

 

Эпилог

 

Eid, M., & Larsen, R. J. (Eds.) (2008). The science of subjective well‑being. New York: Guilford Press.

Flanagan, O. (2007). The really hard problem. Cambridge, MA: MIT Press.

Metzinger, T. (2009). The ego tunnel. New York: Basic Books.

Revonsuo, A. (1995). Consciousness, dreams, and virtual realities. Philosophical Psychology , 8 , 35–58.

Revonsuo, A. (2000). The reinterpretation of dreams: An evolutionary hypothesis of the function of dreaming. Behavioral and Brain Sciences , 23 , 877–901.

Revonsuo, A. (2006). Inner presence: Consciousness as a biological phenomenon. Cambridge, MA: MIT Press.

Valli, K., & Revonsuo, A. (2009). The threat simulation theory in light of recent empirical evidence: A review. American Journal of Psychology , 122 , 17–38.

Wallace, B. A. (2007). Contemplative science. New York: Columbia University Press.

 

 


[1] Селф (Я) – центральная часть сознания, обобщающая индивидуальный опыт человека. В русском языке нет различий между «я» активным и «я» пассивным. В английском я‑субъекту соответствует «the I», или «я». Я‑объекту соответствует «the self», т. е. «self» включает элементы рефлексии. Например, мы говорим: «Я задел себя», т. е. и объект и субъект представлены одним рефлексирующим человеком. Таким образом, «self» означает личность, одновременно и совершающую действие, и претерпевающую его. – Примеч. науч. ред.

 

[2] Название «эмерджентный» происходит от английского «emergence», что означает появление, или возникновение. – Примеч. перев.

 

[3] Существует много определений квалиа, и они менялись со временем. Простейшим, наиболее широким определением квалиа является следующее: «каково оно», свойство ментальных состояний. То, как оно чувствуется, когда испытываешь такие ментальные состояния, как боль, видение красного цвета, запах розы и т. д. – Примеч. перев.

 

[4] Копенгагенская интерпретация – это интерпретация квантовой механики, которую сформулировали Нильс Бор и Вернер Гейзенберг во время совместной работы в Копенгагене около 1927 года. – Примеч. перев.

 

[5] Конфабуляция (лат. confabulari – болтать, рассказывать) – расстройство памяти, заключающееся в том, что больной сообщает о вымышленных событиях, никогда не имевших места в его жизни. – Примеч. перев.

 

[6] Вуду – общее название религиозных верований, появившихся среди потомков чернокожих рабов, вывезенных из Африки в Южную и Центральную Америку. – Примеч. перев.

 

[7] Монада – понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения простых субстанций, не имеющих частей. – Примеч. перев.

 

[8] «Философский зомби» – гипотетическое существо, которое неотличимо от нормального человека за исключением того, что у него отсутствует осознанное переживание или способность ощущать. Понятие «философский зомби» – это, главным образом, мысленный эксперимент, используемый в философии сознания как аргумент в спорах и доказательствах (так называемый «аргумент зомби»). Чаще всего он применяется в качестве критики физикализма, выступающего в формах материализма и бихевиоризма. – Примеч. перев.

 

[9] Игра, соответствующая российской игре «Эрудит» – Примеч. науч. ред.

 

[10] Сирл предложил следующий мысленный эксперимент: человек, не знающий китайского языка, получает программу, в которой определенные китайские предложения соотноятся с другими китайскими предложениями. Человек находится в изолированной комнате, и его собеседники не знают, что он не говорит по‑китайски и не понимает, что у него спрашивают. Он лишь соединяет ряд одних китайских символов с другими с помощью специальной программы. Программа лишь имитирует осмысленное действие человека. Но это лишь имитация, а не естественное человеческое понимание языка. – Примеч. науч. ред.

 

[11] Спайк – активное состояние возбуждения нейрона, пауза – период восстановления потенциала мембраны нейрона, когда он не может передавать импульсы и возбуждаться. – Примеч. перев.

 

[12] Гамма‑волны на ЭЭГ – волны с частотой более 30 Гц, в том числе и волны 40 Гц. – Примеч. науч. ред .

 

[13] Не зависящие от внешней стимуляции. – Примеч. науч. ред.

 

[14] Люцидный (лат. lux – свет). В широком смысле – то, что находится в свете сознания; не наполненный паталогическим содержанием (психиатр.) – Примеч. науч. ред.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 224.