Околосмертное переживание (ОСП)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Околосмертный опыт представляет собой еще более серьезную проблему для базовых материалистических оснований когнитивной нейронауки. Если материалистическая точка зрения верна, не должно существовать никакого осознаваемого опыта, независимого от мозга или каким‑либо образом происходящего за пределами мозга или в отсутствие соответствующей активности в мозге. Кажется, ОСП бросает серьезный вызов этому утверждению. Сторонники дуалистической теории сознания должны серьезно отнестись к данным, связанным с ОСП.

ОСП возникает, когда жизнь человека находится под угрозой (например, у него произошла остановка сердца или он чуть не утонул, что привело к нехватке кислорода в мозге), когда он чувствует, что смерть неизбежна, даже при отсутствии серьезных физических травм (например, при падении с высоты), а иногда и в ситуациях, не представляющих опасности для жизни (например, под общим наркозом).

Чаще всего систематически описанные случаи ОСП связаны с больными, которые перенесли остановку сердца и проявляли все признаки клинической смерти, но которых удалось реанимировать и вернуть к жизни. По крайней мере, некоторые из этих пациентов, как минимум некоторое время, находились в состоянии, соответствующем всем критериям клинической смерти. Поэтому был предложен более адекватный термин для описания этого явления: «переживание временной смерти», или ПВС (Fenwick & Fenwick, 2006).

Во время остановки сердца отсутствует сердечный ритм, происходит остановка дыхания и исчезает активность мозга, которую можно зарегистрировать внешними методами, в том числе рефлексы, например зрачковый рефлекс на свет. Когда сердце прекращает качать кровь, через несколько секунд происходит потеря сознания, и запись ЭЭГ мозга превращается в ровную линию. При таких физиологических симптомах пациент поведенчески не реагирует ни на какие стимулы, но проявляет признаки глубокой комы или, насколько можно оценить внешними методами, находится полностью в бессознательном состоянии.

Все, что нам известно на основании изучения нейрональных коррелятов сознания и на основании всех известных нам биологических теорий сознания, указывает на то, что в таком состоянии субъективное переживание просто невозможно. При отсутствии кровяного давления или кровотока в мозге в него не поступают кислород или глюкоза. Нейрональная активность мозга, в том числе и та, которая поддерживает любой тип осознаваемого опыта, при такой серьезной патологии невозможна. Нейроны мозга начинают подвергаться изменениям, и всего через несколько минут начинается некроз клеток, что приводит к необратимой гибели мозга, даже если попытки реанимации окажутся успешными.

Давайте подробнее рассмотрим пример. Один из самых известных случаев ОСП, описанных в научной литературе (Smit, 2008; van Lommel, van Wees, Meyers, & Elff erich, 2001), – это случай 44‑летнего мужчины из Нидерландов, которого нашли без сознания случайные прохожие. Его срочно увезли в больницу. Пульса не было, он не дышал, у него не было зрачковых рефлексов (pupillary refl exes), тело было ледяным (сильная гипотермия), кожа начала синеть. Этот человек перенес серьезный инфаркт. Казалось, он уже умер.

Врачи немедленно приступили к реанимации: сделали искусственное дыхание, дефибрилляцию и массаж сердца. Затем ему ввели дыхательную трубку, но для этого медсестре пришлось вынуть у него изо рта зубные протезы, которые она положила в лоток. В первые 15 минут реанимации пациент не подавал никаких признаков жизни. Казалось, врачи теряют пациента. Наконец, через 15 минут сердечный ритм пациента и кровяное давление восстановились, и пациента перевели в отделение интенсивной терапии.

Через неделю одна из медсестер, принимавшая участие в реанимации этого пациента, снова увидела его в больничной палате. Как ни странно, пациент узнал ее и сказал: «Эта медсестра знает, где мои зубные протезы». Потом он описал, как во время реанимации у него вынули зубные протезы. Он видел себя и палату реанимации сверху и смог подробно ее описать. Он очень боялся, что врачи прекратят реанимацию и он умрет (врачи почти не надеялись на успех). Он отчаянно пытался объяснить врачам, что все еще жив, но не мог этого сделать. Он был потрясен этим переживанием и сказал, что больше не боится смерти (Smit, 2008; van Lommel et al., 2001).

Этот случай впечатляет, потому что состояние пациента было очень тяжелым – по всем симптомам и показателям он находился в состоянии клинической смерти. Кроме того, он правильно описал, что происходило в реанимационной, хотя никак не мог увидеть этого «обычным» образом. Этот случай довольно спорный, и его достоверность подвергается сомнениям, но его подробности недавно были проверены и, по большей части, подтвердились (Smit, 2008).

Этот случай – типичное переживание ВТП в сочетании с ОСП. Однако ВТП – лишь один из элементов ОСП. ОСП обычно включает в себя и другие субъективные переживания, которые иногда можно назвать мистическим переживанием.

Следующий случай, хорошо описанный в научной литературе, – пример более «продвинутого» ОСП. Это отчет 12‑летнего мальчика, который перенес операцию под общим наркозом (Lopez, Forstcr, Annoni, Habre, & Iselin‑Chaves, 2006, pp. 86–87):

 

Я спал и вдруг почувствовал, что проснулся, и мне показалось, что я вышел из своего тела через голову… Я увидел свое тело сверху, лежащее на спине на операционном столе… вокруг были врачи… Я чувствовал себя так, как будто нахожусь над своим физическим телом… И находился лицом вниз… Я был чем‑то вроде духа… без рук и ног… И плавал под потолком комнаты. Сначала, когда я понял, что отделился от своего реального тела (которое лежало на операционном столе), я немного испугался и почувствовал себя очень странно… но потом мне стало легко… расслабленно и комфортно… У меня было впечатление, что все это происходит на самом деле… Я различал операционную и хирургов… Потом я увидел перед собой темный туннель… он стал притягивать меня… Я очень быстро пролетел через туннель и на другом конце увидел… яркий свет… но он не слепил меня. Когда я летел через туннель… то слышал шум… он звучал так, как будто смотришь телевизор, когда уже закончились все передачи… потом этот шум превратился в голоса… Вдруг я почувствовал, что меня тянет обратно в тело… я вошел в него через голову. В этот момент переживание исчезло и я уснул.

 

Вот пять основных элементов типичного ОСП, в том порядке, как они обычно возникают:

1) ощущения покоя и невесомости;

2) ощущение выхода из тела (ВТП);

3) темный туннель, в который затягивает человека и через который он, как он чувствует, движется;

4) яркий свет в конце туннеля;

5) ощущение вхождения в этот свет или в другой мир в конце туннеля. Эта последняя стадия может сопровождаться образами встреч с другими людьми (часто с умершими родственниками), религиозными деятелями или «перепросмотром» собственной жизни. Кроме того, на данном этапе переживаемый опыт становится очень трудно описать, что характерно и для других мистических переживаний.

По разным оценкам, у людей, оказавшихся на грани смерти, ОСП возникают в 6–50% случаях. Такой разброс отражает отличия в определениях ОСП, разную степень опасности для жизни в той или иной ситуации и разницу в методах сбора данных. Осторожные оценки, на основании самых достоверных исследований, указывают на цифру около 10% (Blanke & Dieguez, 2009).

Среди тех, кто испытал ОСП, большинство сообщали только о первой стадии – об ощущении покоя (около 60%). Приблизительно 25% испытуемых сообщали об образах туннеля и света, и около 10–30% – о «перепросмотре» своей жизни или хронологической последовательности мгновенных, ярких образов, представляющих события жизни. В 40–50% ОСП возникают образы встречи с другими существами или людьми (обычно с уже умершими близкими родственниками или друзьями) или с различными «духовными» сущностями, «гидами» или религиозными деятелями. Около 20–50% ОСП ведут к тем или иным мистическим переживаниям «единства» или перехода в некий сверхъествественный «потусторонний мир». ОСП обычно прерывается довольно резко, человек как будто возвращается в свое физическое тело и начинает чувствовать боль, связанную с его физическим состоянием (Blanke & Dieguez, 2009).

Основное содержание ОСП практически одинаково во всех культурах, во все времена и в разных выборках исследований. Однако лишь некоторые люди испытывают все типичные особенности ОСП. Поэтому Бланке и Дьегес (2009) предположили, что нет оснований считать, что ОСП – это единый , целостный феномен, а не группа не связанных между собой переживаний, вызванных вмешательством в различные функции и механизмы мозга. Не было выявлено никакой связи между личными особенностями или религиозными убеждениями ни тех, кто переживал ОСП, ни тех, кто не переживал таких состояний. По результатам некоторых исследований, у женщин ОСП возникают чаще, чем у мужчин, а у молодых пациентов – чаще, чем у людей более старшего возраста.

Объяснения ОСП можно грубо разделить на сверхъестественные (дуалистические) и естественные (физиологические, психологические и нейрокогнитивные). Согласно сверхъестественному объяснению, которое можно также назвать гипотезой загробной жизни , переживания во время ОСП объясняются тем, что бестелесная душа, или самость, выходит из тела и путешествует через туннель в другие, духовные сферы, где встречается с умершими родственниками, ангелами или богоподобными существами, излучающими безусловную любовь. Здесь человек проводит «перепросмотр» свой жизни в виде «фильма», он оценивает самого себя, и сам решает, стоит ли ему вернуться к земной жизни. Вернувшись, человек часто чувствует, что пережил глубокую трансформацию, – и гипотеза загробной жизни кажется ему самым очевидным объяснением его опыта.

Согласно натуралистическому объяснению, или гипотезе умирающего мозга , ОСП возникает в результате изменений в физиологических процессах и функциях мозга. Во‑первых, чувство покоя, позитивные эмоции и переживание счастья могут быть вызваны увеличением выброса эндорфинов в мозг в ситуации стресса. Эндорфины – химические вещества, подобные морфию, которые вырабатываются в мозге, создавая чувство благополучия и притупляя боль во время сильного стресса. Эндорфины могут также вызывать патологическую или напоминающую припадки активность в височной доле мозга.

Эпилептические припадки и прямая стимуляция височной коры или височно‑теменной области коры могут вызвать самые разные аномальные переживания, например ВТП, искажения образа тела, яркие образы‑воспоминания и ощущение присутствия каких‑то разумных существ. Кислородное голодание (нехватка кислорода) в мозге может угнетать активность коры, которая, как известно, вызывает зрительные галлюцинации и в других состояниях (например, под влиянием наркотиков, при неврологических расстройствах или повреждении зрительного тракта). Туннель – одна из четырех наиболее распространенных зрительных форм, возникающих при зрительных галлюцинациях, вызванных приемом наркотиков, припадками или другими причинами.

В недавно опубликованном обзоре Бланке и Дьегас (2009, p. 320) суммируют нейрокогнитивные данные, которые могут объяснить ОСП с этой точки зрения:

 

Мы рассмотрели данные, указывающие на то, что некоторые феномены ОСП могут быть связаны с определенными механизмами в мозге. Такие механизмы были выявлены для ВТП (повреждение правой височно‑теменной области), видения туннеля и отдаленных огней (двустороннее повреждение затылочной области, в том числе зрительной радиации с умеренными цветными или точечными галлюцинациями), ощущения присутствия и встречи с духами (повреждение височно‑теменной области), а также «флешбеков», «перепросмотра» жизни и сильных эмоций (повреждение гиппокампа и миндалины). Все эти структуры часто оказывались повреждены у больных, переживших остановку сердца, но полностью восстановившихся. Такие пациенты до сих пор остаются наиболее изученной группой, пережившей феномены ОСП.

 

Само собой разумеется, что «гипотеза загробной жизни» подразумевает дуалистическую теорию сознания, и поэтому ее невозможно объединить с современным научным мировоззрением. Натуралистические объяснения могут объяснить многие основные особенности ОСП, но только на основании спекулятивных и косвенных свидетельств, а это оставляет множество вопросов. Нет никаких прямых доказательств того, что во время ОСП активируются какие‑то физиологические или нейрокогнитивные механизмы и тем самым коррелируют с определенными аспектами переживания или вызывают их. Так что у нас нет никаких прямых свидетельств того, что во время ОСП растет уровень эндорфинов и возникает кислородное голодание мозга или подобие судорожной активности коры в затылочных, теменных и височных областях. Это не значит, что этого не происходит, но все эти изменения чрезвычайно трудно обнаружить во время переживания ОСП.

Еще одна особенность, которую трудно объяснить необычной или патологической активностью мозга, – это целостность, относительная универсальность или однородность ОСП. Другие галлюцинации, вызванные эпилептическими очагами в височной доле, употреблением наркотиков или сноподобными состояниями, очень многообразны по содержанию – и у одного человека, и у разных людей. Кроме того, их содержание часто дезорганизовано и полно причудливых элементов и негативных эмоций. Относительная однородность и целостность переживания ОСП, возможно, объясняется действием механизмов мозга, который активируется примерно одинаковым образом у разных людей, а не разными хаотичными процессами, происходящими в мозге в ситуации сильного метаболического стресса, очень низкого возбуждения (отсутствие сознания и безразличие к внешнему миру) и патологической электрофизиологической активности.

Чтобы выяснить, какая теория лучше всего объясняет ОСП, нужно собрать больше качественных данных об ОСП. Для этого нужно исследовать феномены ОСП в русле когнитивной нейронауки (Blanke & Dieguez, 2009). Активность мозга больных, которые потенциально могут пережить ОСП, необходимо исследовать с помощью многоканальной ЭЭГ. Возможные повреждения мозга, вызванные опасным для жизни событием, необходимо исследовать с помощью методов структурной и функциональной томографии мозга как можно быстрее после того, как здоровье больного восстановится. Когнитивные, эмоциональные и поведенческие изменения у пациентов, переживающих ОСП, необходимо тщательно картировать и документировать с помощью стандартизированных неврологических и нейропсихологических тестов и экспертиз. Только такой подход, основанный на сборе эмпирических данных и подтверждающих друг друга свидетельств, поможет нам, наконец, раскрыть тайну ОСП.

Другой подход состоит в том, чтобы попытаться экспериментальным образом вызвать переживания, подобные ОСП, у нормальных здоровых испытуемых: например, с помощью техник гипервентиляции, которые вызывают временное кислородное голодание и потерю сознания, но не опасны для жизни, или с помощью прямой стимуляции мозга. Если ОСП удастся вызвать экспериментально (и безопасно) в лабораторных условиях, эти состояния можно изучать таким же систематическим, управляемым образом, как сейчас изучают ВТП, со всей научной строгостью.

С другой стороны, также можно, по крайней мере в принципе, искать новые данные, которые могли бы позволить критически подойти к гипотезе умирающего мозга или поставить под сомнение философские основания когнитивной нейронауки. Как пишут Фенвик и Фенвик (2008), основная проблема переживания временной смерти – время: в какой момент возникает это переживание и что происходит при этом в мозге, если вообще что‑то происходит?

 

В нашем исследовании сами больные чувствовали, что переживания возникали, когда они были без сознания… мы понятия не имеем, можно ли оставаться в ясном сознании во время клинической смерти, когда запись ЭЭГ превращается в прямую линию. Этот вопрос очень важен, ведь он лежит в основе одной из величайших проблем, стоящих перед нейронаукой: является ли сознание исключительно продуктом функционирования мозга, ограничено ли оно мозгом?.. С точки зрения науки ОСП не может возникнуть, когда человек находится без сознания; тем не менее есть интересные данные о том, что как раз в этом состоянии он и возникает (Fenwick & Fenwick, 2008, pp. 209–210)

 

Пока нам остается лишь признать, что нам не хватает данных, и не хватает качественных данных, об ОСО, которые позволили бы нам сделать правильный выбор между разными теориями и решить этот вопрос раз и навсегда. Возможно, подход когнитивной нейронауки покажет, что феномены ОСП на самом деле вызваны повреждениями тех или иных нейрональных систем и являются результатом патологической нейрональной активности, и именно она вызывает характерные феномены, часто возникающие при ОСП. А может быть, мы получим объективное подтверждение полного отсутствия электрической активности мозга во время потери сознания, но бесспорное подтверждение истинности восприятия или других субъективных переживаний, возникающих в то время, когда в мозге нет никаких коррелятов этих переживаний. Стоит ли говорить, что такие результаты произвели бы революцию в философии и в науке, а также поставили под сомнение все современные научные теории сознания.

 

Мистическое переживание

 

Возможно, мистические переживания – самые «высокие» из всех «высоких» состояний сознания. Им свойственны многие качества, которые мы видим и в других «высоких» состояниях, но в более яркой форме. Мистические состояния часто оказывают глубокое и длительное влияние на последующую жизнь человека. Такие переживания, даже если они относительно краткие, оставляют яркий след, мы помним их в течение многих лет, и часто они становятся одними из самых важных моментов жизни. В классическом исследовании религиозных переживаний, изданном в 1902 году, Уильям Джеймс рассматривал мистические переживания как основу всего личного религиозного переживания.

Мистические состояния трудно описать словами или рассказать о них другим людям. Уильям Джеймс считал эту особенность – неизъяснимость, невозможность описания – одним из определяющих качеств мистических состояний. Мистические состояния включают в себя и эмоциональные, и когнитивные компоненты. Эмоционально мистические состояния очень позитивны, они связаны со всепоглощающими чувствами покоя, мира, гармонии, радости, любви, восторга, благоговения или счастья. Когнитивно мистические состояния, возможно, открывают человеку очень важную информацию об истинной сущности мира, о том, как устроена Вселенная.

Перцептивно мистические состояния могут включать в себя необычные видения или образы, обычный мир представляется в них необычайно ярким, четким, сияющим и прекрасным. Мистические переживания вызывают ощущение возвышенного и осмысленного бытия, а ощущение времени может быть искажено. Такие переживания обычно кратки и длятся от нескольких секунд до часа, но их последствия могут проявляться на протяжении всей жизни. Они возникают неожиданно и внезапно, их невозможно вызвать по собственному желанию, хотя определенные методы (например, йога, медитация) или наркотики (галлюциногены) повышают вероятность их возникновения.

Космическое сознание – термин, который ввел канадский психиатр Р. М. Бак в начале XX века, чтобы описать концептуальное мистическое переживание (отчет о нем приводит Уильям Джеймс в своей классической работе «Многообразие религиозного опыта » (The varieties of religious experience ), 1902):

 

Главная характеристика космического сознания – осознание космоса, то есть жизни и устройства Вселенной. Наряду с осознанием космоса приходит интеллектуальное просветление, которое одно могло бы поднять человека на новый уровень существования – сделать его почти что представителем нового биологического вида. К этому прибавляется состояние моральной экзальтации, неописуемое чувство возвышенного трепета, восторга, радости, яркое нравственное чувство, которое так же полно, как и поразительно, и еще важнее – ощущение интеллектуальной мощи. Все это вместе можно назвать ощущением бессмертия, осознанием вечной жизни… Это не убеждение, что мы будем жить вечно, но осознание, что это так и есть (James, 1902, p. 389).

 

Космическое сознание расширяет наше внимание, и мы способны охватить и понять всю Вселенную и ее самые глубокие принципы. Оно приносит открытия, которые переживаются как абсолютная истина, но другие люди могут в этом сомневаться, и вполне справедливо. Убежденность человека и ощущение того, как важен такой опыт, не означают, что откровения, полученные во время мистического состояния сознания, действительно раскрывают истину или соответствуют реальности в объективном смысле.

Бак описывает собственный мистический опыт, глубоко изменивший его мировоззрение:

 

Я провел вечер в городе, в компании друзей. Мы читали, говорили о поэзии и философии. В полночь мы разошлись. Я долго ехал на машине домой. Мой разум находился под впечатлением идей, образов и эмоций, возникших во время этой встречи. Мне было хорошо и спокойно. Я испытывал тихое, умиротворенное удовольствие, я ни о чем не думал, я просто отдался потоку идей, образов и эмоций. Внезапно, без каких‑то видимых причин, у меня возникло такое чувство, будто меня окутало облако цвета пламени. На мгновение мне показалось, что где‑то рядом начался большой пожар; но тут же я понял, что этот огонь горит внутри меня. Вслед за этим я пережил ощущение ликования, огромной радости, и за ним последовало интеллектуальное откровение, которое невозможно описать. Я был сбит с толку, я просто не мог в это поверить, но я увидел, что Вселенная состоит не из мертвой материи, но, наоборот, является живым Присутствием; я стал осознавать в себе вечную жизнь. Это было не убеждение, что я буду жить вечно, а осознание того, что в тот момент я обладаю вечной жизнью; я увидел, что все люди бессмертны; мне открылся космический порядок: без всяких исключений, все явления и вещи взаимодействуют между собой, на благо всех и каждого; основной принцип мира, всех миров, состоит в том, что мы называем любовью, и в конечном счете каждый из нас может быть счастлив, это абсолютная истина.

Это видение длилось всего несколько секунд, а затем ушло; но память о нем и ощущение реальности того, о чем оно говорило, живет во мне уже четверть века. Я знаю, что это видение – истина. С точки зрения этого видения я уверен, что это истина. Это видение, это убеждение, можно сказать, это осознание, всегда остается со мной, даже во времена самой глубокой депрессии (James, 1902, pp. 390–391).

 

Что интересно, видение, возникшее в переживании Бака, с философской точки зрения близко к панпсихистскому мировоззрению Фехнера, считавшего, что мир – это иерархия сознаний на каждом уровне бытия, где на самом высоком уровне находится универсальное сознание (см. главу 1).

Переживание Бака – пример мощного духовного пробуждения или просветления. Просветление – окончательная форма мистического переживания и, можно сказать, самое «высокое» из всех мыслимых состояний сознания. Обычно его связывают с восточными религиями, например с буддизмом. Просветление – это переживание, при котором человек достигает, с помощью практики медитации, полного и окончательного понимания природы реальности и природы самого себя в этой реальности. В восточных традициях есть термины бодхи и будх , описывающие состояние пробуждения, мудрости и ясности, а «будда» буквально означает «пробужденный».

Просветление – это мистическое переживание, трансформирующее обычное сознание и позволяющее видеть истинную суть реальности; тем самым оно превращает сознание в качественно другую, более высокую форму, превышающую наши нормальные способности воспринимать реальность; возможно, осознанные сновидения точно так же раскрывают сновидящему истинный характер мира сновидений.

Согласно буддийским воззрениям, просветление влечет за собой утрату всех желаний «эго», и человек прекращает цепляться за материальные ценности, чувственные удовольствия, отношения с людьми и другие внешние, мимолетные вещи. Истинная природа всего, считают буддисты, состоит из постоянных изменений и пустоты; и даже собственная личность начинает восприниматься как иллюзия. (Эта идея напоминает некоторые положения современных теорий сознания, утверждающие, что личности нет, а есть только ее иллюзия; см. Metzinger, 2003, 2009.)

Медитативное состояние самадхи , которое мы обсуждали выше, переживается как мистическое единство человека и объекта, или как «растворение» личности, и является важным шагом на пути к полному просветлению. Считается, что такие открытия и переживания приводят к абсолютному эмоциональному спокойствию, душевному покою, прекращению страданий, к искреннему состраданию и безусловной любви ко всем непросветленным существам, продолжающим страдать в своем невежестве. При этом остается неясным, сохраняется ли состояние просветления надолго. Если оно становится постоянным, то не соответствует нашему определению ИСС, которое исключает постоянные изменения в переживаниях и сознании личности.

 

Выводы

 

К высоким состояниям сознания относится множество измененных состояний, связанных с положительными, желаемыми и важными переживаниями, имеющими для человека важный смысл, иногда приводящими к глубоким и длительным трансформациям личных убеждений и переживаний. Самые распространенные высокие состояния сознания – состояние «потока», медитация, внетелесный опыт и мистические переживания.

Измененные состояния и более высокие состояния сознания раскрывают все богатство и многообразие форм и вариаций нашего субъективного опыта. Любая теория сознания должна объяснить не только типичные особенности и механизмы нормального бодрствующего сознания, например сенсорное и перцептивное переживания в ответ на физические стимулы, но также и эмпирические элементы и механизмы измененных состояний. Измененные состояния представляют серьезные трудности для научных исследований сознания по нескольким причинам: измененные состояния часто трудно или невозможно контролировать в экспериментальных условиях; они очень субъективны по своему содержанию, и поэтому их трудно подтвердить постороннему наблюдателю; иногда их эмпирические свойства невозможно описать.

Тем не менее становится все больше данных о том, что сновидения, ВТП, гипнотические галлюцинации, медитация и другие экзотические ИИС – это реальные, измеримые феномены, в том смысле, что у них есть определенные, объективно измеримые нейрональные корреляты и механизмы в мозге. Возможно, многие ИСС возникают в результате действия общих базовых биологических механизмов. Сновидения, гипноз, медитация и состояние «потока» могут приводить к относительному снижению активности или к функциональному разъединению областей префронтальной коры. Возможно, этим объясняются и их общие феноменальные свойства, например полная поглощенность переживанием, отсутствие критического мышления, внутреннего диалога и изменение ощущения времени. Исследования, в которых стимулировались зоны височной области, показывают, что ВТП, а возможно, и совершенно мистические переживания, можно вызвать простой стимуляцией мозга в соответствующих точках в височно‑теменной области. Поэтому есть некоторая надежда, что даже самые таинственные ИСС могут стать объектом научных экспериментов, и в их основе лежат определенные и ограниченные паттерны активности мозга – или, по крайней мере, эти паттерны с ними коррелируют.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Составьте список всех ИСС, которые вы когда‑либо испытывали, и расположите их в следующем порядке: от тех, которые вы переживаете чаще всего, до самых редких. Составьте другой список – ранжируйте эти переживания от самых позитивных до самых негативных. Сравните свои списки со списками других студентов и обсудите, можно ли найти название и научное объяснение всем вашим ИСС.

2. Если верны дуалистические представления, как нужно интерпретировать ИСС, и особенно более высокие состояния сознания? Если же истиной является материализм, как их можно объяснить в этом случае?

3. Почти все теории сознания, рассмотренные в предыдущей главе, не уделяют особого внимания данным об ИСС. Как вы считаете, могут ли эти теории объяснить ИСС или ИСС составляют для них проблему? У каких теорий больше шансов справиться с ИСС?

 

 

Эпилог

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.