Правильное отношение к больному
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психиатр не может занять позицию, присущую представителю естественных наук, так как это означало бы трактовать больного как предмет, что - не говоря уже о негуманности такой позиции - сделало бы невозможным любое психиатрическое познание, поскольку больной, защищаясь, замыкается. Помимо исключительных ситуаций из области социопатологии (например, концлагеря), человек по отношению к другому человеку не может занять иную позицию, кроме как анимистическую, не может трактовать его как машину, гистологический препарат и т.п. Анимистическая позиция предполагает взаимную эмоциональную заинтересованность исследователя и исследуемого.

Несмотря на то что между исследователем и исследуемым всегда устанавливаются определенные эмоциональные отношения, дружеские или враждебные, психиатр не должен полностью в них погружаться - как это имеет место в обычном межличностном общении. Дошло бы до того, что врач начал бы ссориться или флиртовать с пациентом, любить его или ненавидеть.

Психиатр не должен забывать, что он врач, имеет естественнонаучное образование и обязан сохранять некоторую отстраненность как в отношении собственных эмоциональных реакций, так и реакций пациента. Ему нужно как бы создать третьего человека, идеального наблюдателя, который контролирует как его собственные психические реакции, так и реакции пациента. Этот третий, воображаемый наблюдатель и есть тот самый психиатр, который с естественнонаучных позиций спокойно, эмоционально нейтрально наблюдает исследователя и исследуемого, трактует их переживания как предмет собственных исследований. Умение сохранять равновесие между анимистической и естественнонаучной позицией определяет как результат исследований, так и результат лечения.

Синтез диагностического и терапевтического процессов

В отличие от прочих врачебных дисциплин, где, как правило, диагностический процесс отделен от терапевтического, в психиатрии сохранение такого деления невозможно. С момента первой встречи с пациентом и даже до нее (поскольку можно воздействовать на больного через его окружение) начинается терапевтический процесс. Каждый жест, каждое слово, улыбка, выражение лица имеют значение и могут быть терапевтически благоприятными или травмирующим фактором. Отношение субъекта к объекту всегда предполагает взаимное влияние. Психиатр воздействует на больного, а больной - на психиатра.

Познаваемость чужих психических состояний и ошибки психиатра

У психиатра должен произойти переход о естественнонаучной позиции - волевого отношения к окружающему миру - к гуманистической (анимистической) позиции, т.е. к эмоциональному отношению. Благодаря этому он может восстановить свежесть детского взгляда на другого человека, возможность непосредственного восприятия чужого психического состояния, несмотря на маски и защиту. Врач должен отказаться от желания подчинить себе предмет наблюдения.

Несмотря на то, что переход с наклонной плоскости наблюдения (субъект - предмет) на горизонтальную (субъект - субъект) ведет к эмоциональной заинтересованности, психиатр должен сохранить определенную дистанцию как по отношению к наблюдаемому, так и по отношению к собственным психическим состояниям. Он должен <создать> как бы третьего, идеального наблюдателя, который с некоторого расстояния присматривается к тому, что переживает врач и пациент. Именно в этом состоит естественнонаучный подход к психиатрическому наблюдению. Сохраняя свежесть восприятия и впечатлительность ребенка, психиатр в тоже время сохраняет дистанцию, свойственную естественнонаучному подходу, по отношении к зоне наблюдения (т.е. к психиатрическому опыту больного и своему).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 208.