Тема 2.5. Основы семейного права

Понятие семейного права как отрасли права. Источники семейного права. Семья как социальный институт. Семейно-брачные отношения как объект правового регулирования.

Брак как основание возникновения семейных правоотношений: понятие, порядок и условия заключения и расторжения брака. Недействительность брака. Лич­ные права и обязанности супругов. Собственность супругов, законный режим собственности супругов, брачный договор. Ответственность супругов по обязательствам.

Правоотношения родителей и детей: личные и имущественные права и обязанности родителей и детей. Защита, лишение и ограничение родительских прав.

Ответственность по семейному праву. Алиментные обязательства.

Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Правомочия органов опеки и попечительства. Усыновление (удочерение). Опека и попечительство. Приемная семья. Семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Практическое занятие

(очная форма обучения)

1. Дискуссия по вопросам темы:

1) Брак. Порядок заключения и расторжения

2) Брачный договор (контракт)

3) Права и обязанности супругов

4) Права и обязанности родителей и детей

2. Практическая часть: 1) Работа в малых группах: выполнение практических упражнений и разбор конкретных ситуаций; 2) Тестовый опрос по теме.

Задания для самостоятельной работы

1. Изобразить в виде схемы: «Виды актов гражданского состояния».

2. Решить практические задачи:

- Анастасия Никифорова (19 год) и Виктор Кузнецов (17 лет) решили пожениться. Работники ЗАГСа, в котором они решили зарегистрировать брак, указали на необходимость несовершеннолетнему Кузнецову получить согласие на заключение брака органа местного самоуправления по месту жительства. Кузнецов считал, что такое разрешение ему не нужно, так как он решением суда объявлен полностью дееспособным. Обоснованы ли действия работников ЗАГСа?

- Нечаев выплачивал алименты на дочь от первого брака Ольгу. Достигнув возраста 16 лет, Ольга, получив соответствующее разрашание на снижение брачного возраста, вышла замуж за Иванова. Нечаев подал заявление в суд с иском о прекращении выплаты алиментов. Суд отказал в иске, мотивируя это тем, что дочь еще не достигла возраста 18 лет и сохраняет право на получение алиментов как несовершеннолетняя. Правильно ли решение суда?


Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Изложение первого вопроса следует начать с определения понятия брачно-семейных отношений, дать характеристику понятия «семьи» и «родства». Уяснить условия и порядок заключения и прекращения брака.

Второй вопрос предполагает изучение понятия и сущности брачного договора как новой категории в российском праве, отличительные особенности российских брачных договоров от зарубежных аналогов.

Третий вопрос посвящен личным и имущественным правам и обязанностям супругов. Глубокое раскрытие вопроса предполагает уяснение содержания законного и договорного режимов собственности супругов. Необходимо определить какое имущество относится к вещам личного пользования.

Для подготовки ответа по третьему вопросу следует обратиться к разделу 4 Семейного кодекса РФ и Конвенции о правах ребенка (1989 г.), обратив особое внимание на главу 11 СК РФ, где излагаются права несовершеннолетних детей.

В ходе практических занятий следует рассмотреть конкретные ситуации и казусы в сфере семейных правоотношений.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие семьи и охарактеризуйте социальные и правовые основы брачно-семейных отношений.

2. Определите понятие, порядок и условия заключения и расторжения брака.

3. Каков правовой режим собственности супругов?

4. Каковы особенности правоотношений родителей и детей?


Дата: 2018-12-21, просмотров: 59.