Фактические ошибки | Логические ошибки |
В изложении: Неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей. В сочинении: Искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат | - нарушение последовательности в высказывании; - отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; - неоправданное повторение высказанной ранее мысли; - раздробление одной микротемы другой микротемой; - несоразмерность частей; - высказывания или отсутствие необходимых частей; - перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); - неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица |
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
• употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
• неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
• нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
• употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
• пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
• стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе).
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
• неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кита было два парня: Левин и Вронский;
• неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей);
• смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов;
• речевые ошибки в построении текста.
• Речевые ошибки в построении текста:
• бедность и однообразие синтаксических конструкций;
• нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);
• стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку, и она клюнула);
• неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
• словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;
• морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложити т. д.);
• синтаксические
а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
• нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни войны);
• нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке);
• нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);
• ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);
• местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки);
• пропуски необходимых слов (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол).
в) ошибки в структуре сложного предложения:
• смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);
• отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть сложи в руки; хохотала как резаная).
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо -юю по правилу написано другое.
Нормы оценивания сочинений и изложений
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
1 | 2 | 3 |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70 % исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6.Допускается 1 недочет в содержании | Допускается: 1 негрубая орфографическая, 1 пунктуационная, 1 грамматическая, 1 логопедическая ошибка |
«4» | 2. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70 % исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографических + 3 пунктуационных + 3 грамматических + 3 логопедических ошибки. 1 орфографическая + 3 пунктуационных + 3 грамматических + 3 логопедических ошибки. 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматических + 3 логопедических ошибки |
«3» | 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70 % исходного текста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов | Допускаются: 0 орфографических +5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых) +4 логопедических ошибки 6 орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических + |
«2» | 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50 % исходного текста. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических |
Ошибки, допускаемые обучающимися с особыми образовательными потребностями при письме.
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонетических процессов и
слухового восприятия:
· пропуски букв и слогов (трва - трава, кродил - крокодил, пинес - принес);
· перестановки букв и слогов (онко - окно, звял - взял, пеперисал - переписал, натуспила - наступила);
· не дописывание букв и слогов (красны - красный, лопат - лопата, набухл -набухли);
· наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава - трава, катоарые -которые, бабабушка - бабушка, клюкиква - клюква);
· искажение слова (наотух - на охоту, хабаб - храбрый, мчуки - щеки, спеки- с пенька);
· слитное написание слов и их произвольное деление (нас тупила - наступила, виситиастие - висит на стене, у стала - устала);
· неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером);
· замена одной буквы на другую (зуки - жуки, панка - банка, тельпан - тюльпан, шапаги - сапоги);
· нарушение смягчения согласных (васелки - васильки, смали - смяли, кон -конь).
2. ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
· аграмматизмы (Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки);
· слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане, при летели, в зела, подороге).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1068.