Современное общество называют информационным. Это означает, что информация рассматривается как основной ресурс развития всех общественных экономических или иных направлений деятель-ности человека будь то наука, здравоохранение, образование, искус-ство или сфера производства, со свойственными ей технологиями и системами управления.
Что же такое информация?
Информация (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение) - в широком смысле абстрактное понятие, имеющее мно-жество значений, в зависимости от контекста.
Понимание информации зависит от целей ее использования и методов описания и представления.
В узком смысле этого слова это сведения (сообщения, данные) независящие от формы их представления. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.
Например, «информация» может трактоваться, как совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохраняемых и распространяемых во времени и пространстве.
В сфере физической культуры и спорта - это скорее всего, све-дения имеющиеся не в определенных источниках в виде символьно-письменной, графической или электронной форме, необходимые для обоснования, формулирования, оформления или принятия опреде-ленных решений, значимых для этой сферы. В рассматриваемом случае речь идет о научной, специальной профессионально-деловой и педагогической информации.
Образование можно рассматривать как процесс накопления ценной и достоверной информации, который формирует у индивида набор компетенций, необходимых для осуществления профессио-нальной деятельности в будущем. Следовательно, сам процесс накопления информации повышает профессиональные качества индивида, но только в том случае, если информация соответствует целями индивида, если она достоверна, т.е. получена из надежного источника.
Выполнение вами любой самостоятельной учебной деятельнос-ти позволяет накапливать ценную информацию, учит собирать оценивать и анализировать различные данные, что является частью профессиональной компетенции работника сферы физической культуры и спорта.
Далее в данном разделе пособия мы постараемся помочь вам найти ответы на следующие вопросы:
1. Как работать с различными литературными источниками при написании письменных работ?
2. Как правильно использовать ресурсы сети Интернет при написании письменных работ?
3. Что такое презентация или представление результатов дея-тельности?
И так приступаем к изложению того, что позволит вам получить ответы на поставленные вопросы. Начнем с того, что поведем речь о том как подбирать и изучать научную литературу необходимую для подготовки письменных работ и устных ответов.
Изучение литературных источников на начальном этапе обу-чения имеет целью получить данные о том, в каком состоянии в сов-ременной науке и практике находится проблема, ставшая объектом вашего исследования или интереса. Результатом подобного анализа станет библиография, т.е. научное систематизированное описание книжных изданий, составление их списков, указателей и обзоров, перечень книг которые что-то объединяет.
Составление библиографии по теме - важная стадия работы. В любой библиотеке имеются систематический и алфавитный каталоги. Библиографы дают консультацию по работе с библиографическими изданиями и каталогами (сегодня преимущественно электронными).
Начать изучение литературы можно с просмотра журналов последних лет, касающихся вашей темы или дисциплинарного курса. В статье, относящейся к теме исследования, следует посмотреть список литературы в ее конце. Так можно узнать, какие еще публикации имеются на интересующую тему, и в последующем приступить к их изучению.
Обычно последний журнал за тот или иной год содержит полный список статей, опубликованных в текущем году. Обращение к нему это хорошая возможность, чтобы облегчить себе поиск необходимой информации опубликованной в журналах за определённый период.
Помимо литературы, касающейся разрабатываемой темы, необ-ходимо и полезно также изучить все, что связано с методиками исследования, которые предполагается использовать в работе. Нужно четко представлять, что скрывается за каждым показателем или термином, и уметь их правильно интерпретировать.
Не следует пренебрегать статистическими данными, которые могут проиллюстрировать или обосновать теоретические выводы, представленные в работе, или соотнести их с существующей практикой деятельности.
Существенную помощь в ознакомлении с библиографией вам могут оказать:
- библиотечные каталоги (алфавитный, систематический, пред-метный);
- библиографические указатели (учетно-регистрационные научно-вспомогательные, рекомендательные, критические);
- справочная литература (энциклопедии, словари, справочные издания).
Подобранную литературу, в виде определенным образом ском-понованного списка, следует оценить по таким критериям, как: пол-нота и достоверность данных, сроки ее опубликования, наличие теоретических обобщений и критических материалов, реальность получения.
В первую очередь следует подбирать и использовать литературу последних лет издания, как правило, от 3 до 5 лет. Пренебрежение этим положением, может привести к использованию устаревшей литературы, что повлечет за собой снижение качества выполняемых работ.
Особое внимание следует обратить на специализированные научные издания, соответствующие теме исследования или общему направлению изучаемого курса.
Запись литературы можно вести на карточках, отдельных листах или в тетради, либо вносить отдельными файлом в персональный компьютер группируя их по вопросам плана. Надо делать полную и точную запись литературного источника с указанием необходимых библиографических реквизитов. Небрежность в написании источника вынуждает дополнительно тратить время на поиски недостающих данных.
Подобранную литературу можно представить на просмотр преподавателю, который поможет сделать окончательный выбор источников, сможет дать дополнительные рекомендации по отбору материала.
Подготовка к выполнению письменной работы начинается с чте-ния и последующей записи прочитанного, относящегося к работе материала. Следует прибегать к двум формам записи: конспектирова-нию и выпискам.
Конспект (от лат. conspectus - обзор) - это краткое и вместе с тем относительно подробное, последовательное изложение содержания статьи, книги, документа, т.е. обзор прочитанного, глубоко продуманного и хорошо осмысленного произведения.
При составлении конспекта следует соблюдать определенную последовательность в изложении мыслей:
а) высказывается тезис;
б) обосновывается его значение;
в) приводится фактический материал, конкретизирующий этот тезис.
При составлении конспекта следует указать автора произведе-ния, полное название труда, место и год его издания; если это статья, то указывается название журнала, сборника и номера страниц (от начала и до конца), которые отведены ей в издании. Это следует делать для того, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в книге или журнале место нахождения статьи, раздела, параграфа.
В конспекте нужно выделять отдельные места текста в зависимости от их значения. Для этих целей применяются различные размеры букв, подчеркивания, делаются замечания на полях.
Конспектирование относится к числу наиболее важных обще- учебных умений. На нём строится весь учебный процесс, так как вам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям конспекты лекций преподавателя изученного самостоятельно учебного параграфа или дополнительной литературы.
Конспект нужен для того, чтобы:
- научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;
- выделить в письменном или устном тексте необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;
- упростить запоминание текста, облегчить овладение спе-циальными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, магистерской диссерта-ции, статьи.
Слово конспект состоит из двух корней, первым из которых является «кон». В русском языке «кон» означает начало, предел, суже-ние пространства действий. В этом сужении, предельном сокраще-нии свертывании информации и заключен главный смысл конспекта. Конспект - вторичное рождение источника, но в ином виде – свернутом, сжатом.
Но не любую краткую запись можно назвать конспектом. По-нятие «конспект» подразумевает объединение плана, выписок, тезисов или, по крайней мере, двух любых этих форм. Главное требование к конспекту - запись должна быть систематической, логично связанной.
Так, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.
Конспектом, написанным одним читателем, могут пользоваться другие - он более универсален, чем иные виды записей. По той же причине к правильно составленному конспекту можно с успехом обратиться через несколько лет после его подготовки. Одним словом, конспект - наиболее универсальный вид записей по сравнению с другими формами. При работе с ним меньше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при использовании выписок, планов и даже тезисов, не говоря уже о набросках - беглых заметках «для себя».
Кстати, в случае, если вы собираетесь давать свои конспекты сокурсникам или обращаться к этим записям спустя годы, следует аккуратнее вести их.
Каковы особенности составления конспектов?
Непосредственное конспектирование - это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций или по ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным, так как то и другое разворачивается у вас на глазах и больше не повторится; вы не имеете возможности ни забежать в конец лекции, ни по несколько раз «переслушивать» ее. Именно поэтому такую запись студенты все чаще передоверяют диктофонам. Однако, к сожалению, этим же способом, как правило, они пользуются при конспектировании письменного или печатного текста. Прочитав несколько предложений или абзацев, останавливаются, конспектируют изложенное и переходят к следующему абзацу. Такой способ кажется наиболее простым, очевидным и быстрым. На деле он вообще никуда не годится по следующим причинам.
Вы не поймете сути прочитанного, пока не будете держать в голове его взаимосвязи с содержанием дальнейшего и предыдущего изложения. Между тем ни о последующем, ни о предыдущем изложении вы ничего не знаете. О последующем - потому что до него еще не дошли, о предыдущем - потому что, постоянно прерываясь на конспектирование, нарушаете непрерывность восприятия изучаемого текста и неизбежно теряете всякое представление о том, что вы читаете сейчас, вытекает (если вытекает) ли оно из того, что вы прочитали и законспектировали на предыдущем этапе.
Соответственно, вы не в состоянии воспринять подлинную суть всего читаемого текста и не можете нормально и экономно изложить ее, а ведь именно в этом и состоит цель конспектирования. То же, что попадет в ваш конспект, часто окажется либо ненужным, либо слишком подробным, а какие-то необходимые вещи вы пропустите. В итоге КПД вашего конспектирования окажется крайне мал.
Постоянно прерывая чтение ради записи, а запись ради чтения, вы в итоге не сможете воспринять ни текст, ни конспект как осмысленное изложение. Получается парадокс: добросовестно копируя чуть ли не каждое второе слово оригинала, вы встаете из-за стола так, как если бы вы вообще никогда в жизни не видели ни текста, ни собственного конспекта, исключая разве что последние абзацы того и другого. Постоянно прерываясь, ваш мозг в значительной степени работал вхолостую, не оставив вам ничего, кроме ощущения некой каши в голове, к тому же стремительно выветривающейсяиз нее, да подспудного отвращения к теме ваших занятий. Собственный конспект становится для вас «китайской грамотой» которую нужно заново читать, как в первый раз.
Причем если вы, как и положено, пользовались при конспектировании сокращениями то многое в своем конспекте ри номинальном «перечитывании» (а по сути, первом чтении!) попросту не поймете. Когда вы конспектировали, абзац вы еще помнили его, и сокращенная запись была в свете этих воспоминаний наполнена для вас смыслом. Но вот вы перешли к следующим главам, непрерывность восприятия нарушилась, воспоминания, не успевшие устояться и закрепиться, мгновенно исчезли, и теперь вы с удивлением сногрите на свои сокращения и стрелочки, диву даваясь, то вы, собственно, хотели этим сказать. Кроме даром потраченных усилий, особенно мучительно сознавать, что еще овсем недавно (конспектируя) вы отлично понимали, о чем идет речь, а теперь - ни в какую. Как же нужно онспектировать?
Опосредственное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно - перечитывания) всего текста до онца. Начинаите конспектировать только тогда, когда вы уясните общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Сам же конспект ведите не в порядке его изложения, а в последовательности гих взаимосвязей: они часто не совпадают, а уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической оследовательности. Естественно, логическую последовательность содержания можно понять, лишь дочитав текст до конца и осознав в целом его содержание.
Приступая к опосредованному конспектированию в начале следует произвести беглый просмотр источника информации который подлежит конспектированию с целью определения полноты раскрытия в нем темы; определения характера текста (теоретический или эмпирический, т.е. основанный на опыте); выявления степени сложности по наличию новых или непонятных терминов-понятий. Такое предварительное знакомство с текстом, а также учет собственных задач помогает осознанно выбрать вид конспектирования.
Далее следует произвести научно-исследовательскую работу по структурированию информации. Все это начинается с повторного чтения и анализа. Анализ позволяет разделить текст на части, отделить одно положение от другого и выделить нужное.
Вслед за этим идет выделение главных мыслей текста – тезисов. Тезисом в зависимости от задач конспектирования может быть: поня-тие или категория и их определения, закон и его формулировка, факты, события и доказательства их истинности и т.д. Эти ведущие, главные позиции могут выписываться либо в технике цитирования, либо в произвольном стиле, своими словами. Цитировать принято в следующих случаях: для точной передачи мысли; для последующей ссылки на автора; для иллюстрации стиля мышления автора. На-сколько часто можно цитировать в конспекте – вопрос открытый. По необходимости, но не очень много (исключение составляют текстуальные или цитатные конспекты).
Прежде всего, составляя конспект, обычно стремятся к форме связанного пересказа, но делают это не в ущерб другим, более важ-ным качества конспекта - ясности и краткости. И тут важно заметить, что связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения, которую не следует заменять про-странными словесными переходами.
С другой стороны, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. Ведь утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и труднее запомнится.
Поэтому при составлении конспекта записывают не только основные положения. Не следует также избегать повторений, если они по-другому подводят к вопросу или дополнительно, более выразительно освещают его.
На страницах вашей записи может быть отражено отношении её составителя к материалу. Но при этом следует организовать текст так, чтобы можно было впоследствии легко разобраться, где авто-рская, а где ваша личная трактовка вопроса.
Часто полагают, что конспект может полностью заменить книгу.
Однако, это не совсем так. Чтобы лучше воспринять информа-цию необходимо иметь и конспект и первоисточник. Только при этих условиях могут быть поняты, иногда даже просто прочитаны многие места.
Конспекты условно можно разделить на четыре типа: плано-вые, текстуальные (из цитат), свободные, тематические.
Плановый конспект легко получить с помощью предваритель-но сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее сос-тавленный в качестве самостоятельной записи.
Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особен-ностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.
При наличии навыка плановый конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым при быстрой подготовке доклада. Качество такого конспекта порой целиком зависит от плана, от того, насколько пункты плана будут не только раскрывать содержание, но и допол-нять его по существу.
Однако работать с таким конспектом, если пройдет много вре-мени с момента его написания, достаточно затруднительно, т.к. по нему не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источников. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные в процессе чтения.
Самый простой конспект - схематический плановый конспект – составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при пос-ледующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.
Текстуальный конспект - это конспект, созданный, в основном, из отрывков подлинника - цитат. Текстуальные выписки могут быть связанны между собой цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении кон-спектирующего или автора первоисточника. Текстуальный конспект - прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Текстуальные конспекты целесообразно применять при изучении научных трудов, литературной критики. Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев - пособие, используемое длительное время.
Хотя при создании текстуального конспекта и требуется опре-деленное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудно составимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на его написание.
Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он не активизирует внимание и память. Бывает так, что студент написал конспект, а материала глубоко не проанализи-ровал, не запомнил содержания произведения, не усвоил его. Ему помешало автоматическое переписывание цитат.
Свободный конспект. Иногда текстуальный конспект при последующей его проработке или даже в процессе его создания «переходит» в свободный конспект. Своеобразие свободного конспекта заключается в том, что он представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов; часть его текста может быть снабжена планом.
Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта. Он в высшей степени способствует лучше-му усвоению материала. Здесь вы на деле можете продемонстри-ровать свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна - понять, осмыслить, записать чет-ко, логично. Над свободным конспектом приходится много работать - его не так-то легко составить.
Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он получил название тематического. Специфика этого кон-спекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источ-ников, он может не отображать содержания каждого из используемых произведений в целом.
Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на одну и ту же проблему.
Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
Надо отметить возможность использования, так называемого обзорного тематического конспекта. В этом случае составляется те-матический обзор на определенную проблему, с использованием одного или чаще нескольких источников.
К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хроно-логический конспект. Как говорит само название, основное чему посвящена вся запись это становление хронологической последова-тельности событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на эту же тему, хронологический конспект значительно более краткий.
Все сказанное подводит к следующему. Составление конспектов требует не только логики изложения, но и умелой организации текста, которая влияет и на содержание записи, и на удобство пользования ею. Что касается конспектирования как вида записи, то в его процессе целесообразно использовать различные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжатого конспекта: стрелки, линии, подчеркивания, цветными фломастерами, выделение в рамку, восклицательный и вопросительный знаки, знак PS, означающий послесловие, т.е. написанное после, приписанное и т.д. Каждый студент может иметь свою систему знаков, с помощью которых оценивается информация не словесным, а условно символическим способом.
Сокращению конспекта, свертыванию информации способст-вуют также использование аббревиатур, т.е. сокращенных слов и сло-восочетаний, использование вместо слов знаков. Например, вместо слов «равенство», «подобие», «сходство», можно использовать знак равенства «=», вместо слов «больше, меньше» - математическим знаки «˂, ˃» и т.д.
Таким образом, в результате особой техники переработки кон-спектируемого текста создается новый документ с новой логикой изложения содержания, с новыми связями, новой формой предъявле-ния информации. Это и есть конспект.
В отличие от конспекта в выписках фиксируются лишь отдельные, наиболее существенные положения работы. Выписывать следует определения, наиболее важные факты, примеры, статистические данные, относящиеся к основному содержанию темы. Выписки производятся либо в форме цитаты - дословного воспроизведения отрывка изучаемого произведения, содержащего существенные мысли автора, либо в форме краткого, близкого к тексту изложения отдельных мест литературного источника.
В ходе учебного процесса вам приходится знакомиться с основной и дополнительной литературой по каждой дисциплине, с иными научными и публицистическими изданиями.
Это требует овладение определенной техникой чтения. Чтение
состоит из двух этапов:
1) предварительное знакомство с произведением;
2) глубоко осмысленное чтение, сопровождаемое записью.
Первый этап - ознакомление с внешними признаками книги: просмотр оглавления, изучение предисловия, заключения, беглый просмотр произведения.
Второй этап - чтение книги. Различают два вида чтения по глубине - беглое и углубленное. Последнее включает в себя технику записей в виде пометок и выписок.
Существует несколько приемов ведения записей.
1. Чтение источника с составлением, так называемого номенклатурного плана, состоящего из перечня тех вопросов, которые излагаются в книге, главе, статье. При этом отмечается новый для вас вопрос, новая мысль с указанием страниц. Номенклатурный план служит предметным ука-зателем, помогая при повторном чтении или последующем исполь-зовании книги.
2. Тематические выписки, которые делаются на отдельном лис-те, с одной его стороны. Схема расположения материала может быть следующей:
1 | |
2 | |
3 | 4 |
1 - проблема, вопрос плана, к которому относится выписка;
2 - источник с полными библиографическими данными;
3 - место для записи;
4 - место для замечаний, своих мыслей
3. Выписки на отдельные карточки (каталожные, размером в 1\4 листа, или с почтовую открытку и проч.). На такие карточки удобнее всего выписывать отдельные факты, статистические данные, опреде-ления и т.д. В этом случае библиографическое описание источников заносится на оборотную сторону карточки.
Рекомендуемые формы записей позволяют четко произвести группировку материала по вопросам так, чтобы получилось более или менее полное самостоятельное изложение проблемы. Если окажется, что некоторые вопросы недостаточно изучены, надо возвратиться к литературным источникам и дополнить конспект.
Завершение ответа на первый из поставленных в начале данного раздела вопросов, укажем на то, что приступая к подбору к изучению литературы необходимой для подготовки письменных работ и устных ответов, вы должны знать правила описания книг, брошюр, статей. В ходе этой работы вам не следует пренебрегать «мелкими» выход-ными данными литературного источника (место издания, изда-тельство, количество страниц и т.п.), это позволит сэкономить время на других этапах подготовки письменной работы.
При конспектировании записи следует вести четко, аккуратно, с использованием разнообразных приемов.
У вас должен быть постоянный и строгий порядок в хранении конспектов и материалов по письменной работе. Кроме того, у вас должен быть создан собственный банк информации с подготовленными вами материалами, который необходимо хранить весь срок обучения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 231.