· обучение преподавателей методике и технологиям организа-ции и осуществления самостоятельной учебной деятельности студен-тов, освоение ими творческих, модераторских и консультативных функций как основы нового характера взаимодействия со студен-тами;
· осознание студентами целей самостоятельной учебной дея-тельности, ее значимости для учебной, а затем и профессиональной деятельности;
· оснащенность учебных аудиторий, кабинетов и кафедральных и общевузовских лабораторий приборами и оборудованием, необхо-димыми для организации и осуществления самостоятельной учебной деятельности студентов;
· обеспечение компьютерной поддержки организации самостоя-тельной учебной деятельности студентов для оперативного предъявления учебных материалов, автоматизированного учета учеб-ных достижений, контроля, самоконтроля и оценки знаний;
· расширение аудиторного фонда, увеличение единиц компью-терной техники и компьютерных классов с выходом в Интернет;
· создание необходимых условий для самостоятельной учебной деятельности студентов в общежитии и библиотеках;
· создание учебно-методического обеспечения для организации и осуществления самостоятельной учебной деятельности студентов (требуемое количество учебной литературы, учебно-методической документации, заданий и методических рекомендаций по их вы-полнению, научных и научно-популярных периодических изданий);
· наличие необходимой для индивидуальной самостоятельной учебной деятельности инструктивной и нормативной документации;
· оптимальное обеспечение доступа студентов к необходимым для организации и осуществления самостоятельной работы образо-вательным ресурсам;
· оказание управленческого содействия студенту в сохранении положительного настроя в отношении осуществления самостоя-тельной деятельности в процессе его профессионального образования;
· включение студента в исследовательскую деятельность вуза, обеспечивающую самопроявление и самореализацию;
· обеспечение оптимального сочетания объемов аудиторного и внеаудиторного самостоятельного учения студентов.
2. К числу психолого-педагогических условий можно отнести:
· сформированность механизма осознанного и продуктивного осуществления СУД в процессе обучения в вузе;
· диалогическое взаимодействие студентов в процессе осуществления самостоятельной учебной деятельности;
· свободный выбор осуществления самостоятельной учебной деятельности (виды, формы);
· обретение индивидуального стиля осуществления учебной самостоятельной деятельности.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующее заключение.
Одной из главных задач современной высшей школы является ориентация образования не на усвоение готовых знаний, а на разви-тие у обучающихся самостоятельности, проблемного мышления, творческой активности в приобретении новых знаний. Самостоя-тельная учебная деятельность - не только важная составляющая фор-ма образовательного процесса, но и фундамент для формирования профессиональной самостоятельности будущего бакалавра и магист-ра: она стимулирует их профессиональные и познавательные интере-сы, содействуя реализации основной цели - формированию требуе-мой профессиональной компетентности.
Самостоятельная учебная деятельность является фактором развития личности обучающихся. В процессе самостоятельной дея-тельности проявляется творческая мотивация студента, индивидуа-лизация стиля его учебной и учебно-исследовательской деятельности, самоактуализация, самоконтроль, самоуправление, саморазвитие и другие личностные качества будущего бакалавра и магистра.
Организация СУД должна быть нацелена на формирование заданных во ФГОС ВПО общекультурных и профессиональных ком-петенций. Это обосновывает необходимость включения самостоя-тельной учебной деятельности в качестве необходимого учебного модуля в структуру Основных образовательных и учебных программ по дисциплинам учебного плана.
Теоретико-методологическим основанием СУД в вузе является совокупность методологических подходов, образовательных стра-тегий, закономерностей, принципов и оптимальных педагогических условий.
Глава 4. Общая характеристика основных форм организации самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе
В начале данные раздела пособия вновь заострим внимание читателей на том, что компетентностный подход, являющийся сегодня методологическим основанием образовательных стандартов высшего образования в значительной степени определяет содержание самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе и предполагает ее усиление.
Как справедливо считают ученые-педагоги (М.А.Лямзин, Е.В. Решетова, 2011; Р.А.Маленков, 2011; Н.В.Фомин, 2012 и др.), компе-тентностная модель образования требует нового содержания обра-зования. Следовательно, самостоятельная, в том числе и научно-исследовательская, деятельность студентов должна строиться не только на постановке изучаемой проблемы, поиске вариантов ре-шений, описывающих с разных позиций проблемную ситуацию, но и на обучении ведению собственному научному поиску. Отметим, что студентам в процессе выполнения самостоятельной учебно-научной деятельности предлагается широкий выбор вариантов и способов изучения и предъявления своему окружению самостоятельно усвоен-ного содержания, а также право выбора способов коммуникативного взаимодействия для презентации полученных материалов аудитории.
Авализ существующего в вузах физической культуры опыта, позволяет выделить следующие основные формы организации самостоятельной учебной деятельности студентов:
- аудиторная самостоятельная деятельность, которая органи-зуется во время проведения учебных занятий: на лекциях, на практи-ческих и методических занятиях, на консультациях, при выполнении учебно-исследовательских, научно-методических, научно-практичес-ких работ;
- внеаудиторная самостоятельная деятельность, которая предпо-лагает выполнение конкретных видов (в том числе к научно-иссле-дова-тельских) заданий, подготовку ко всем видам занятий, само-стоятельное изучение определенных тем и разделов учебных дисциплин, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ и т. д.;
- инициативная самостоятельная деятельность, которая не пре-дусмотренна основной образовательной программой и осущест-вляемая студентами по собственной инициативе с целью реализации своих учебных и научных интересов: участие в научных исследо-ваниях, в выполнении опытно- конструкторских работ и т. д.
Следует подчеркнуть, что содержание самостоятельной учебной деятельности студентов требует разработки и применения разно-плановых, многоуровневых индивидуализированных заданий: анализ источников информации, выявление различных точек зрения на проб-лему, заполнение сравнительных таблиц, конструирование (форму-лирование) проблемных вопросов и учебных задач, проведение раз-личных экспериментальных исследований.
В результате анализа теории и опыта вузовской педагогической деятельности можно определить следующие виды учебных заданий для самостоятельной учебной деятельности студентов, способствую-щие формированию общекультурных и профессиональных компе-тенций (на уровне знаний, умений и владений) в соответствии с со стандартами высшего образования (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Виды самостоятельной учебной деятельности студентов, (бакалавриантов и магистрантов) направленные на формирование компетенций
Вид формируемых компетенций (знать, уметь, владеть) | Виды учебных заданий для самостоятельной работы студентов | |
1 | 2 | |
Студент должен знать (в соответс-твии с ФГОС ВПО, ОПП и учебными программами) | - изучение основной и дополнительной литературы, текстов лекций, электронных материалов к лекциям и семинарам; - изучение в рамках программ учебных дисциплин разделов (модулей) и тем, не выносимых на лекции и семинары; - изучение и конспектирование хрестоматий, работа со словарями и справочниками, правилами соревнований, классификаторами, ознакомление с нормативными документами (сборники законодательных актов). | |
Студент должен уметь, владеть и демонстрировать опыт творческой деятельности (в соответствии с ФГОС ВПО, ООП и учебными программами) | - написание реферата, эссе по заданной проблеме; - подготовка докладов по теме семинара; - выполнение домашних заданий; - подготовка к контрольным работам, колоквиумам; - поиск и обзор литературы и электронных источни-ков информации по индивидуально заданной про-блеме в рамках учебной дисциплины; - анализ статистических и фактических материалов по заданной теме - составления таблиц в целях систематизации учеб-ного материала; - анализ конкретных ситуаций и подготовка анали-тических записок (case study); - работа с практикумами по учебным дисциплинам; - подготовка рецензий на статьи и (или) учебно-ме-тодические издания (пособия, рекомендации, руко-водства и др.); - поиск и обобщение материалов полученных на осно-ве использования интернет-технологий; - участие в составлении фондов оценочных средств; - выполнение чертежей, расчетно-графических работ; - выполнение исследовательских и творческих зада-ний; - ведение портфолио; - составление библиографии и реферирование по за-данным темам; - создание наглядных пособий, логических схем по изучаемым темам; - подготовка проектов и презентаций; - выполнение контрольных работ; - выполнение индивидуальных дополнительных зада-ний на основе аналитической обработки текста (анно-тирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); - выполнение различных заданий во время учебных, производственных и преддипломных практик; - оформление результатов практик; - работа в архиве, музее, справочно-библиографичес-ком отделе библиотеки и др.; - написание научных докладов, тезисов, статей; - подготовка к выступлениям на научных семинарах (для магистров); - подготовка к участию предметных одимпиадах и профессионально-ориентированных конкурсах; - участие в выполнении грантов, госбюджетных и хоз-договорных тем, научно- исследовательских проектов; - проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; - подготовка к текущей и рубежной аттестации по учебной дисциплине и к ИГА; - выполнение курсовых и выпускных квалификацион-ных работ; - рефлексивный анализ сформированности профес-сиональных компетенций с использованием аудио- и видеотехники и др. |
Таким образом, чтобы процесс формирования предписанных компетенций был эффективным, необходимо в рабочих программах учебных дисциплин планировать различные виды учебных заданий для самостоятельной учебной деятельности студентов. При опреде-лении в программах дисциплин видов самостоятельно выполняемых учебных заданий, необходимо помнить о важности формирования информационной культуры студентов. В частности, задания по всем учебным дисциплинам должны обеспечить овладение информацион-но-коммуникационными технологиями, сформировать способность к поиску информации в огромных мировых информационных рecypсax, способности анализировать, выделять ключевые позиции и самообучаться.
Известно, что значительную роль в формировании профессио-нальных компетенций играет научно-исследовательская работа студентов. Поэтому им необходимо предлагать различные формы научно-исследовательской работы:
- участие в выполнении плановых и хоздоговорных научно-исследовательских работ кафедры, работа в научных лабораториях и студенческих научных кружках:
- выполнение заданий исследовательского характера в период подготовки к практике и в ходе ее прохождения;
- подготовка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным проблемам дисциплины, имеющим инновационный харак-тер, и выступление с ними на заседаниях научно-исследовательских кружков, на научных семинарах и конференциях;
- подготовка научных статей по различным аспектам будущей профессиональной деятельности;
- участие в конкурсах на лучшие студенческие научные работы в вузе или в региональных и всероссийских конкурсах;
В контексте ФГОС ВПО содержание учебных заданий для самостоятельной работы должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
- иметь проблемный и творческий характер;
- учитывать индивидуальные возможности, потребности и инте-ресы студентов;
- проектироваться на ингетративной основе (внутрипредметного и медпредметного содержания);
- отражать характер учебно-профессиональной или квазипро-фессионадьной деятельности.
С учетом информации изложенной в начальных разделах дан-ного пособия, самостоятельная учебная деятельность может осуществляться на различных уровнях (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Уровни осуществления самостоятельной учебной деятельности
Уровень самостоятельной деятельности | Виды самостоятельной деятельности |
Репродуктивный уровень | Чтение, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, дополнительных аудио-видеозаписей, заучивание, пересказ, запоминание, анализ доступных Интернет - ресурсов, повторение учебного материала и др. |
Познавательно - поисковый уровень | Подготовка сообщений и докладов для выступлений на семинарах и методи-ческих занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написа-ние рефератов, эссе, контрольных работ, наполнение кейсов, подготовка к деловым играм и др. |
Творческий уровень | Написание научных статей, тезисов, участие в научно-исследовательской работе, подготовка выпускной квали-фикационной работы участие в студен-ческой конференции, олимпиаде, сту-денческих конкурсах профессио-нального мастерства и др. |
Как видим, репродуктивный уровень предполагает демон-страцию знаний - копий и алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации, использование накопленных знаний и известных способов действия в частично-измененной ситуации.
Поисково-познавательный уровень ориентирует на накопление нового опыта деятельности и применение его в нестандартной ситуации.
Творческий уровень направлен на формирование методологи-ческих знаний и способов исследовательской деятельности.
Следовательно, самостоятельная учебная деятельность обладает огромным дидактическим потенциалом, поскольку в ее ходе проис-ходит не только усвоение учебного материала, но и его углубление, формирование умения работать с различными источниками инфор-мации, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени.
Таким образом, содержание самостоятельной учебной деятель-ности студентов в вузе должно быть направлено на формирование знаний, умений и владений, на развитие способности к само-управлению собственной учебно-познавательной деятельностью.
Следует особо подчеркнуть, что организация самостоятельной учебной деятельности студентов в контексте ФГОС ВПО связана с поиском новых форм, методов и средств, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации лич-ности. Полагаем, что методика организации самостоятельной учеб-ной деятельности должна предусматривать использование совокуп-ности инновационных и интерактивных форм и методов в ходе учеб-ного процесса: проблемные дискуссии и решение задач, диалоговые методы, ролевые (деловые) игры, тренинги, анализ и решение конкретных ситуаций (кейс-стади), портфолио достижений, методы развития рефлексивного мышления, исследовательские методы (про-фессионально-заданные и личностно ориентированные ситуации, изучение существующих теорий для их анализа и синтеза), обу-чающие и контролирующие учебные программы, электронные технологии.
Как свидетельствует исследовательский опыт и опыт педагоги-ческой деятельности, педагогических работников Дальневосточной ГАФК результативность самостоятельной учебной деятельности сту-дентов значительно повышается при использовании электронных технологий. В частности, студенты во внеаудиторное время могут самостоятельно выполнять все семестровые контрольные мероприя-тия по дисциплинам с использованием электронной системы обуче-ния вуза. При этом могут применяться как синхронные, так и асин-хронные коммуникации. Под синхронными коммуникациями пони-маются средства общения в режиме реального времени (вебинары, видеоконференции, электронные доски и др.). Асинхронные комму-никации - средства общения, позволяющие обмениваться информа-цией с задержкой по времени. К ним относятся электронная почта, система обмена файлами, тематические рассылки и пр.
Это особо значимо при работе со студентами-спортсменами обучающимися по индивидуальным учебным графикам.
Применение синхронных и асинхронных коммуникаций при организации самостоятельной работы может позволить студентам решать следующие задачи:
- совместное выполнение групповых проектов, подготовка твор-ческих отчетов, докладов, презентаций, сообщений, в том числе в рамках НИРС;
- решение возникающих в процессе обучения проблем (вопросы студентов могут касаться не только дисциплины, но и проблем с программным обеспечением, с системой электронного обучения в вузе и др.);
- обсуждение дисциплинарного курса (общая дискуссия по поводу содержания курса или возможность дебатов и подтверждение резуль-тативности итогов по теме, модулю или курсу в целом);
- работа с постоянно обновляемыми учебно-методическими мате-риалами в электронной библиотеке или имеющимися на сайте кафед-ры;
Мы разделяем точку зрения ученых и педагогов-практиков, отмечающих особую роль форумов, организуемых преподавателями по наиболее актуальным вопросам читаемых курсов. Форум позво-ляют изложить свое мнение даже тем студентам, которые по каким либо причинам не могут высказаться в аудитории, предъявить свою аргументацию, познакомиться с суждениями однокурсников, всту-пить в дискуссию и получить квалифицированную оценку своего вы-ступления преподавателем.
Также отметим, что электронные технологии значительно расширяют возможности получения студентом консультаций.
Полагаем, что применение электронных технологий при органи-зации самостоятельной учебной деятельности приводит к достиже-нию следующих целей:
- обеспечивается индивидуализация и дифференциация процесса обу-чения;
- проводится самоконтроль и самокоррекция учебной самостоятель-ной деятельности;
- в процессе усвоения учебного материала осуществляется общее интеллектуальное развитие и специальная самоподготовка студентов;
- усиливается мотивация обучения (использование современных мультимедиа-технологий, средств виртуальной реальности, компью-терных симуляций, погружения в информационно-образовательную среду);
- формируется умение самостоятельно принимать оптимальное решение в сложной ситуации;
- формируется логический образ мышления и алгоритмизируется культура самостоятельной познавательной деятельности;
- формируется информационная культура.
Практика показывает большие возможности компьютерной тех-ники в самостоятельной работе студентов с дидактическими мате-риалами. В этом случае преподаватель должен обеспечить студентов методическими материалами и инструкциями к ним (как следует дей-ствовать, какие результаты должны быть получены в итоге, какой материал необходимо проработать для получения положительного результата, какое время может быть затрачено на выполнение зада-ния).
Проведение подобной формы работы позволяет реализовать на практике не только контролирующую, но и обучающую функцию.
Применение современных образовательных технологий при организации самостоятельной учебной деятельности студентов спо-собствует овладению следующими умениями:
- планирования и рациональной организации учебной самостоя-тельной деятельности;
- анализа результатов учебной самостоятельной деятельности;
- проектирования условий для обеспечения повышения резуль-тативности учебной самостоятельной деятельности;
- поиска, анализа и использования, необходимых информацион-ных ресурсов.
Далее считаем необходимым остановиться и на типичных за-труднениях и факторах, снижающих эффективность самостоятель-ной учебной деятельности студентов. Таковым по мнению Н.В. Фомина (2012) являются:
- низкий уровень мотивации студентов к выполнению самостоя-тельнойучебной деятельности;
- формальный подход студентов к выполнению учебных зада-ний;
- слабое технологическое и методическое обеспечение самостоя-тельной учебной деятельности студентов;
- нечеткость в постановке задач при организации самостоятель-ной учебной деятельности (к одной и той же форме самостоятельной деятельности преподаватели предъявляют разные требования по со-держанию, объему, оформлению, весьма часто возникают дополни-тельные задания в процессе преподавания дисциплины);
- однотипность характера учебных заданий, без учета индивидyaльных особенностей студентов и их интересов;
- неумение студентов спланировать и рационально организовать свою самостоятельную учебную деятельность;
- отсутствия у студентов навыков ведения творческой самостоя-тельной деятельности;
- нечеткость в критериях оценки, несвоевременность доведения их до студентов, пересмотр критериев на завершающем этапе;
- в контактные часы (КСР) осуществляется преимущественно оценка самостоятельной работы студентов, а не консультации по вопросам, связанным с ее выполнением.
Нивелирование всего перечисленного в ходе учебного процесса может обеспечить рост качества организации самостоятельной учеб-ной деятельности студентов.
Самостоятельная учебная деятельность, несомненно, является важнейшим и необходимым условием высокого качества подготовки будущих бакалавров и магистров и залогом этого является рацио-нальная организация этой работы в вузе.
Содержание самостоятельной учебной деятельности в контексте актуализированного сегодня компетентностного подхода должно пре-дусматривать разнообразие ее форм и методов, дифференцированный и вариативный характер учебных заданий, строящихся на интегра-тивной основе (внутрипредметных и межпредметных связей).
Глава 5. Роль преподавателя в системных мероприятиях по организации и проведению самостоятельной учебной деятельности студентов
Все сказанное в предыдущих разделах данного пособия скорее всего позволяет нам константировать, что организация самостоятельной учебной деятельности студентов в контексте ФГОС ВПО неминуемо связана с поиском новых форм, методов и средств, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности выпускника вуза, а так-же формированием у него полновесных общекультурных и профессиональных компетенций.
Кроме того, анализ теории и эмпирические исследования, что сделано В. Сенашенко и Н.Желниной (2006), свидетельству-ют, что для успешного достижения целей и решения задач орга-низации самостоятельной учебной деятельности студентов в кон-тексте государственных образовательных стандартов, необходи-мы системные мероприятия по планированию и контролю всех её видов со стороны учебно-методических структур вуза, препода-вателей, нормативное определение её объема, структуры и содержания по каждой дисциплине учебного плана.
Соглашаясь с данным обобщениям, полагаем, что эффек-тивность самостоятельной учебной деятельности во многом зави-сит от преподавателя, а именно от:
• его профессиональной компетентности;
• умения формировать позитивное отношение студента к самостоятельной учебной деятельности;
• умения применять современные технологии и разнообраз-ные организационные формы, обеспечивающих реализацию са-мостоятельной учебной активности;
• умения формировать субъектную позицию будущего бака-лавра и магистра в процессе организации практических занятий;
• умения передавать профессиональные навыки студентам и управлять процессом формирования у обучающихся профессиональных компетенции;
• владения электронными технологиями, позволяющими соз-дать истинно свободно-творческую обстановку в образователь-ном взаимодействии субъектной диады «преподаватель-студент».
Для настоящего времени характерно изменение характера пре-подавательской деятельности. Педагогический работник не просто доводит до студента информацию и обучает его практическим навыкам, но и помогает ему определить пути, формы и способы приобретения знаний, направляет его самостоятельный поиск в нужном направлении, учит использованию научных знаний в решении прикладных задач, организует процедуру оценки и самооценки уровня сформированности актуального перечня компетенций.
Таким образом, новые подходы требуют иного осмысления роли преподавателя и разработки качественно нового методического обеспечения, построенного на компетентностном подходе.
Определяемый ФГОС ВПО переход на инновационную мо-дель активного и интерактивного обучения предполагает измене-ние характера взаимодействия преподавателя и студента, обус-ловленное направленностью на формирование у бакалавра и, тем более магистра, деятельностной позиции в процессе обучения, на становление их профессиональной компетентности, Исходя из данной позиции, можно обозначить следующие роли преподавателя во взаимодействии со студентами при организации само-стоятельной учебной деятельности:
Преподаватель-тъютор:
• определяет направление и осуществляет педагогическое сопровождение выполнения студентами самостоятельной учебной деятельности;
• разрабатывает специальные упражнения и задания для са-мостоятельного учения, опирающиеся на современные коммуни-кационные методы, личную и групповую поддержку;
• помогает получить студентам максимальную отдачу от вы-полнения самостоятельных заданий, проводит групповые тьюто-риалы, консультирует обучаемых, поддерживает их заинтересо-ванность в самостоятельной учебной деятельности;
• обеспечивает возможность использования различных форм контакта с обучаемыми (личные встречи, электронная почта, ком-пьютерные конференции и т.д.);
Преподаватель-менеджер:
• определяет цели организации самостоятельной учебной дея-тельности студентов и планирует достижение конечного полезно-го результата;
• организует все формы и виды самостоятельной учебной деятельности студентов, создает условия для развития их само-стоятельности в учении;
• проектирует образовательный процесс с учетом освоения студентами новых способов решения проблем в ходе самостоя-тельной учебной деятельности;
• осуществляет управленческие функции: формирование ус-тановок и мотивации, определение характера информационной среды, включение самостоятельных заданий в структуру занятия, выбор методов работы в соответствии с намеченными целями;
• оценивает результаты выполнения самостоятельной учеб-ной деятельности и предлагает корректирующие действия;
Преподаватель-фасилитатор:
• создает благоприятный морально-психологический климат, оказывает студентам педагогическую помощь и поддержку, кото-рая выражается в повышении продуктивности самостоятельной учебной деятельности отдельного студента или группы студентов;
• повышает эффективность обучения за счет организации процесса совместной работы в творческих системных образова-ниях «преподаватель – студент», «студент - студент»;
• вовлекает студентов в совместную самостоятельную дея-тельность, разделяет с ними ряд управленческих функций в целях пробуждения интереса к предмету и возникновения реальных содержательных мотивов учения;
• побуждает студента реализовывать свои замыслы в конк-ретных видах самостоятельной учебной деятельности как формах проявления активности субъекта, ответственность за которые несет сам субъект;
• использует интерактивные формы и методы обучения, вовлекает студентов в многоуровневые дискуссии, способствующие творческому выполнению самостоятельных задании, формирует умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале;
4) преподаватель-коуч помогает студентам:
• овладеть эффективной методикой личностного и профес-сионального роста;
• раскрыть потенциал личности студента для максимальной ее самореализации;
• осознать ответственность за результаты своей самостоя-тельной деятельности, своего обучения и развития;
• вывести понимание проблемы на уровень осознания, опре-делить план самостоятельной деятельности, рассмотреть альтер-нативы, принять решение.
Преподаватель-коуч использует множество методик, техник, упражнений и приемов современные бизнес-технологи (тайм-ме-неджмент, стратегическое планирование, SWОТ - анализ, мозговой штурм принятие решения, расстановка приоритетов и др.).
5) преподаватель-модератор:
• выявляет скрытые возможности и нереализованные умения студента;
• организует процесс свободной коммуникации в группе, обмен мнениями и суждениями, содействует проведению дискуссии в группе, поощряет способность студентов самостоятельно решать проблемы;
• использует, взаимное обучение, вовлекает группу в поиск способов усовершенствования самостоятельной деятельности, призывает каждого подчинять свои личные интересы групповым.
• использует инструменты моделирования: визуализацию, приемы постановки вопросов и ответов на них, работу в больших и малых группах.
Как видим, профессиональные: роли преподавателя вуза в компетентностной парадигме могут способствовать как развитию субъектной позиции студента, так и повышению качества образовательного взаимодействия в целом. Сегодня в деятельности преподавателей повышается роль консультирования студентов, использования специальных технологий и приемов, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями и суждениями, оказания студенту содействия в процессе обучения и развития.
Далее остановимся на характеристике сущности деятельности преподавателей и учебно-методических структур вуза по организационно-методическому сопровождению самостоятельной учебной деятельности студентов:
1) преподаватель учебной дисциплины должен:
• разработать план СУД по учебной дисциплине (объем, те-матика учебного содержания, количество часов, формы контро-ля);
• подготовить методические указания по организации СУД при изучении учебной дисциплины с использованием элементов системы управления образовательным процессом по сети Интернет;
• подготовить материалы на бумажных и иных носителях по самостоятельной учебной деятельности, содержащие рекомен-дации по самостоятельному изучению разделов учебной дисцип-лины, сроки усвоения материала по изучению разделов учебной программы, сроки усвоения материала по рекомендуемым учебным и научным изданиям, примеры оформления результатов са-мостоятельной учебной деятельности;
• разработать КИМы и критерии оценивания знаний, уме-ний и владений по всем видам запланированной самостоятельной учебной деятельности;
• определить систему индивидуальной работы со студента-ми, формы самоконтроля студентов и контроля со стороны пре-подавателя;
• совместно с руководством деканата и кафедры обеспе-чить выделение студентам времени для работы на персональном компьютере (если свободного ПК с выходом в Интернет у студента нет);
• определить место и время для консультаций и мероприя-тий по КСР на кафедре;
• разместить в системе электронного обучения вуза инфор-мацию (темы с пояснениями) по инициативной самостоятельной учебной деятельности студента, которой он может заняться под руководством преподавателя;
• оказывать помощь студентам в освоении, методов обра-ботки экспериментальных данных и интерпретации результатов;
• обеспечить возможность выполнения студентами научно-исследовательской работы на современном оборудовании;
Заведующий кафедрой должен:
• обеспечить разработку и издание рабочих программ учеб-ных дисциплин, учебников и учебных пособий, УМKД, методи-ческих материалов и указаний для СУДС по всем дисциплинам, преподаваемым на кафедре;
• осуществлять мониторинг обеспеченности основной лите-ратурой и иными учебными пособиями всех курсов, препода-ваемых на кафедре;
• осуществлять контроль соблюдения нормативов при планировании СУДС каждым преподавателем кафедры;
• согласовать с преподавателями сроки проведения конт-рольных мероприятий и трудозатраты на выполнение запланированных видов СУДС по всем дисциплинам, обеспечиваемым преподавателями кафедры;
• обеспечить рецензирование подготовленных преподавате-лями КИМов и методических разработок для организации СУД;
• гарантировать валидностъ и надежность разработанных преподавателями критериев оценивания компетенции (знаний, умений, владений), которые должны приобрести студенты в про-цессе СУД;
• составить график СУД для студентов каждой ООП с ука-занием форм контроля по дисциплинам и сроков выполнения работ;
• обеспечивать возможность использования методических кабинетов и компьютерных классов кафедры, для проведения само-стоятельной учебной деятельности студентами;
• анализировать эффективность СУД, вносить коррективы с целью ее активизации и совершенствования;
• создавать благоприятные условия на кафедре для участия студентов в выполнении грантов, хоздоговорных и госбюджетных, научно-исследовательских работ и т.д.;
3) учебный отдел академии:
• планирует самостоятельную работу (учебную деятель- ность) в содержании учебных планов по всем ООП;
• составляет график СУДС (СРС) и определяет сроки проведения ее контрольных мероприятий;
• выделяет в расписании учебных занятий студентов день, самостоятельной работы;
• контролирует деятельность кафедр факультета по организации СУД, соблюдению нормативных требований при ее планировании преподавателями;
• обобщает опыт организации СУД студентов на кафедрах академии;
• разрабатывает предложения по повышению эффективности СУД студентов в академии;
• осуществляет контроль за разработкой нормативной доку-ментации по организации СУД студентов;
• информирует структурные подразделения академии, обеспечивающие организацию самостоятельной учебной деятельности студентов, о нормативных документах Министерства образования и науки РФ;
• оказывает методическую помощь кафедрам в организации СУД студентов;
• контролирует планирование и организацию СУД студен-тов на кафедрах;
• осуществляет контроль своевременного составления дека-натом и кафедрами графиков СУДС (СРС);
• обобщает итоги самостоятельной учебной деятельности студентов академии;
• организует конкурсы и конференции по проблемам эф-фективности СУДС (СРС);
• совершенствует систему текущего контроля СУДС (СРС) (использование возможностей балльно-рейтинговой системы, электронного тестирования и др.);
• консультирует преподавателей по внедрению в учебный процесс современных образовательных технологий с целью совершенствования организации и контроля СУД студентов (СРС);
• отслеживает обеспеченность учебной и учебно-методи-ческой литературой для СУДС библиотеки вуза;
Библиотека:
• организует занятия по библиотековедению и библиографии с целью формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиотечном аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных;
• оказывает студентам помощь в организации самостоя-тельных занятий, в поиске научной литературы;
• обеспечивает студентам доступ к основным образова-тельным ресурсам, информационной базе данных, в том числе к библиографической, возможность выхода в сеть Интернет;
• обеспечивает совместно с кафедрами учебный процесс необходимой литературой и информацией, в том числе УМК по всем образовательным программам и учебным дисциплинам в соответствии с учебными планами ФГОС ВПО;
5) кабинет самостоятельной учебной деятельности при кафедре:
• обеспечивает преподавателей необходимой информацией об основных направлениях развития профессионального обра-зования, современной учебно-методической литературой;
• проводит информационно-библиографическую работу, создает видеомедиатеки, банк учебной информации с использованием современных информационных технологий;
• внедряет новые педагогические и информационно-комму-никационные технологии в образовательную практику вуза;
• осуществляет в установленном порядке издательскую деятельность в пределах своей компетенции.
Практика свидетельствует, что дидактически грамотная ра-бота по методическому обеспечению учебной самостоятельной деятельности студентов является одним из важных условий ее успешной организации. Как отмечалось ранее, эффективность самостоятельной учебной деятельности во многом зависит и от позиции студента, от его умения целенаправленно её организовать. Это особенно важно при кредитно-модульной организации образовательного процесса, когда режим занятий становится достаточно интенсивным и требует высокого уровня от-ветственности, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.
Студент после ознакомления с плановым объемом само-стоятельной учебной деятельности в очередном семестре в соот-ветствии с рабочими программами учебных дисциплин должен:
• составить индивидуальный план самостоятельной работы;
• сформировать комплект учебно-методических материалов (учебник, учебные пособия, методические указания, норматив-ные материалы и т.д.);
• определить рабочее место с персональным компьютером (дома, в общежитии, на кафедре, в библиотеке и т.д.);
• ознакомиться с технологией доступа к учебной информа-ции в системе электронного обучения вуза;
• приступить к систематическому выполнению самостоя-тельной учебной деятельности в соответствии с индивидуальным планом;
• освоить максимум содержания разделов дисциплины, вы-носимых на самостоятельное изучение студентов и предложен-ных преподавателем;
• самостоятельно выполнить все задания, внесенные в раз-делы учебной программы по дисциплине;
• регулярно предоставлять преподавателям результаты само-стоятельнойучебной деятельности в назначенное время (в т.ч. в системе электронного обучения);
• своевременно проходить текущую аттестацию по каждой учебной дисциплине.
Здесь же отметим и то, что в состав методического обеспече-ния самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе вхо-дит следующая учебно-методическая документация:
· рабочая программа дисциплины;
· учебник, учебное пособие, конспекты лекций (или курс лекций);
• методические указания к практическим (семинарским) за-нятиям, содержащие дополнительную литературу и вопросы для самоконтроля по каждой теме;
• методические указания по лабораторным работам с вопро-сами для самоконтроля (если лабораторные работы предусмотре-ны рабочим учебным планом);
• методические указания по выполнению расчетно-практи-ческих заданий (если они предусмотрены учебным планом);
• методические указания по выполнению курсовой работы (если курсовая работа предусмотрена учебным планом);
• перечень экзаменационных вопросов (или вопросов к зачету);
• программы и методические указания по практикам;
• методические указания по выполнению выпускных квали-фикационных работ;
• методические указания по организации самостоятельной учебной деятельности;
• электронный учебно-методический комплекс дисциплины.
Исходя из описанного выше, можно заключить, что органи-зационно-методическое обеспечение направлено на полноценную информационную поддержку обучающихся в условиях само-стоятельной учебной деятельности. Оно может быть представлено в виде профессионально направленных образовательных ресурсов как на бумажных (учебники, учебные пособия, справочники, рабочие тетради, структурнологические схемы, сборники тестов, система учебно-профессиональных задач, глоссарии, ссылки на дополнительные источники информации и др.), так и электронных носителях (отдельные компьютерные программы, целостные компьютеризированные курсы, базы данных и др.) Также следует подчеркнуть, что при разработке методического обеспечения самостоя-тельной учебной деятельности, необходимо учитывать уровень подготовки обучающихся, состояние оснащенности аудиторий новейшими средствами информатизации, уровень профессиональной компетентности преподавателя, наличие педагогически целесообразного дидактического материала, уровень готовности студентов к самостоятельной познавательной деятельности, состояние материально-технического и программно-информационного обеспечения вуза и кафедры.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 234.