К числу организационно-педагогических условий можно отнести:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· обучение преподавателей методике и техноло­гиям организа-ции и осуществления самостоя­тельной учебной деятельности студен-тов, освоение ими твор­ческих, модераторских и консультативных функ­ций как основы нового характера взаимодействия со студен-тами;

· осознание студентами целей самостоятельной учебной дея-тельности, ее значимости для учебной, а затем и профессиональной деятельности;

· оснащенность учебных аудиторий, кабинетов и кафедральных и общевузовских лабораторий приборами и оборудова­нием, необхо-димыми для организации и осу­ществления самостоятельной учебной деятельности студентов;

· обеспечение компьютерной поддержки органи­зации самостоя-тельной учебной деятельности студентов для оперативного предъявления учебных материалов, авто­матизированного учета учеб-ных достижений, контроля, самоконтроля и оценки знаний;

· расширение аудиторного фонда, увеличение единиц компью-терной техники и компьютерных классов с выходом в Интернет;

· создание необходимых условий для самостоя­тельной учебной деятельности студентов в общежитии и би­блиотеках;

· создание учебно-методического обеспечения для организации и осуществления самостоя­тельной учебной деятельности студентов (требуемое количе­ство учебной литературы, учебно-методической документации, заданий и методических реко­мендаций по их вы-полнению, научных и научно­-популярных периодических изданий);

· наличие необходимой для индивидуальной са­мостоятельной учебной деятельности инструктивной и норма­тивной документации;

· оптимальное обеспечение доступа студентов к необходимым для организации и осуществле­ния самостоятельной работы образо-вательным ресурсам;

· оказание управленческого содействия студенту в сохранении положительного настроя в отно­шении осуществления самостоя-тельной деятельности в процессе его профессионального образова­ния;

· включение студента в исследовательскую дея­тельность вуза, обеспечивающую самопроявле­ние и самореализацию;

· обеспечение оптимального сочетания объемов аудиторного и внеаудиторного самостоятельного учения студентов.

2. К числу психолого-педагогических условий можно отнести:

· сформированность механизма осознанного и продуктивного осуществления СУД в процессе обучения в вузе;

· диалогическое взаимодействие студентов в про­цессе осуществления самостоятельной учебной деятельности;

· свободный выбор осуществления самостоятель­ной учебной деятельности (виды, формы);

· обретение индивидуального стиля осуществления учебной самостоятельной деятельности.

     Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующее заключение.

Одной из главных задач современной высшей шко­лы является ориентация образования не на усвоение готовых знаний, а на разви-тие у обучающихся самостоятельности, проблемного мышления, творческой активности в приобретении новых знаний. Самостоя-тельная учебная деятельность - не только важная составляющая фор-ма образовательного процесса, но и фундамент для фор­мирования профессиональной самостоятельности будущего бакалавра и магист-ра: она стимулирует их профес­сиональные и познавательные интере-сы, содействуя реализации основной цели - формированию требуе-мой профес­сиональной компетентности.

Самостоятельная учебная деятельность является фактором раз­вития личности обучающихся. В процессе самостоятель­ной дея-тельности проявляется творческая мотивация студента, индивидуа-лизация стиля его учебной и учебно­-исследовательской деятельности, самоактуализация, самоконтроль, самоуправление, саморазвитие и дру­гие личностные качества будущего бакалавра и магистра.

Организация СУД должна быть нацелена на фор­мирование заданных во ФГОС ВПО общекультурных и профессиональных ком-петенций. Это обосновывает необходимость включения самостоя-тельной учебной деятельности в качестве необходимого учебного модуля в структуру Основных об­разовательных и учебных программ по дисциплинам учебного плана.

Теоретико-методологическим основанием СУД в вузе является совокупность методологических под­ходов, образовательных стра-тегий, закономерностей, принципов и оптимальных педагогических условий.


Глава 4. Общая характеристика основных форм организации самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе

В начале данные раздела пособия вновь заострим внимание читателей на том, что компетентностный подход, являющийся сегодня методологическим основа­нием образовательных стандартов высшего образования в значительной степени определяет содержание само­стоятельной учебной деятельности студентов в вузе и предполагает ее усиление.

Как справедливо считают ученые-педагоги (М.А.Лямзин, Е.В. Решетова, 2011; Р.А.Маленков, 2011; Н.В.Фомин, 2012 и др.), компе-тентностная модель образования требует нового содержания обра-зования. Следовательно, самостоятельная, в том числе и научно-исследовательская, деятельность студентов должна строиться не только на постановке изучаемой проблемы, поиске вариан­тов ре-шений, описывающих с разных позиций проблемную ситуацию, но и на обучении ведению собственному научному поиску. Отметим, что студентам в процессе выполнения самостоятельной учебно-научной деятельности предлагается широкий выбор вариантов и способов изучения и предъявления своему окружению самостоятельно усвоен-ного содержания, а также право выбора способов коммуникативного взаимодействия для презентации полученных материалов аудитории.

Авализ существующего в вузах физической культуры опыта, позволяет вы­делить следующие основные формы организации самостоятельной учебной деятельности студентов:

- аудиторная самостоятельная деятельность, которая органи-зуется во время проведе­ния учебных занятий: на лекциях, на практи-ческих и методических занятиях­, на консультациях, при выполнении учебно-исследовательских, научно-методических, научно-практичес-ких работ;

- внеаудиторная самостоятельная деятельность, которая предпо-лагает выполнение конкретных видов (в том числе к научно-иссле-дова-тельских) заданий, подготовку ко всем видам занятий, само-стоятельное изучение определенных тем и разделов учебных дисциплин, выпол­нение курсовых и выпускных квалификаци­онных работ и т. д.;

- инициативная самостоятельная деятельность, которая не пре-дусмотренна ос­новной образовательной программой и осущест-вляемая студентами по собственной инициативе с целью реализации своих учебных и научных интересов: участие в научных исследо-ваниях, в выполнении опытно- конструкторских работ и т. д.

Следует подчеркнуть, что содержание самостоятельной учебной деятельности студентов требует разработки и применения разно-плановых, многоуровневых индивидуализированных заданий: анализ источников информации, выявление различных точек зрения на проб-лему, заполнение сравни­тельных таблиц, конструирование (форму-лирование) проблемных вопросов и учебных задач, проведение раз-личных экспериментальных исследований.

В результате анализа теории и опыта вузовской педагогической деятельности можно определить следующие виды учебных заданий для самостоятельной учебной де­ятельности студентов, способствую-щие формированию общекультурных и профессиональных компе-тенций (на уровне знаний, умений и владений) в соответствии с со стандартами высшего образования (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Виды самостоятельной учебной деятельности студентов, (бакалавриантов и магистрантов) направленные на формирование компетенций

 

Вид формируемых компетенций (знать, уметь, владеть) Виды учебных заданий для самостоятельной работы студентов
1 2  

Студент должен знать (в соответс-твии с ФГОС ВПО, ОПП и учебными программами)

- изучение основной и дополнительной литературы, текстов лекций, электронных материалов к лекциям и семинарам;

-  изучение в рамках программ учебных дисциплин разделов (модулей) и тем, не выносимых на лекции и семинары;

- изучение и конспектирование хрестоматий, работа со словарями и справочниками, правилами соревнований, классификаторами, ознакомление с нормативными документами (сборники законодательных актов).

Студент должен уметь, владеть и демонстрировать опыт творческой деятельности (в соответствии с ФГОС ВПО, ООП и учебными программами) - написание реферата, эссе по заданной проблеме; - подготовка докладов по теме семинара; - выполнение домашних заданий; - подготовка к контрольным работам, колоквиумам; - поиск и обзор литературы и электронных источни-ков информации по индивидуально заданной про-блеме в рамках учебной дисциплины;  - анализ статистических и фактических материалов по заданной теме - составления таблиц в целях систематизации учеб-ного материала; - анализ конкретных ситуаций и подготовка анали-тических записок (case study); - работа с практикумами по учебным дисциплинам; - подготовка рецензий на статьи и (или) учебно-ме-тодические издания (пособия, рекомендации, руко-водства и др.); - поиск и обобщение материалов полученных на осно-ве использования интернет-технологий; - участие в составлении фондов оценочных средств; - выполнение чертежей, расчетно-графических работ; - выполнение исследовательских и творческих зада-ний; - ведение портфолио; - составление библиографии и реферирование по за-данным темам; - создание наглядных пособий, логических схем по изучаемым темам; - подготовка проектов и презентаций; - выполнение контрольных работ; - выполнение индивидуальных дополнительных зада-ний на основе аналитической обработки текста (анно-тирование, рецен­зирование, реферирование, контент-анализ и др.);  - выполнение различных заданий во время учебных, производственных и преддипломных практик; - оформление результатов практик; - работа в архиве, музее, справочно-библиографичес-ком отделе библиотеки и др.; - написание научных докладов, тезисов, статей; - подготовка к выступлениям на научных семинарах (для магистров); - подготовка к участию предметных одимпиадах и профессионально-ориентированных конкурсах; - участие в выполнении грантов, госбюджетных и хоз-договорных тем, научно- исследовательских проектов;  - проектирование и моделирование разных видов и компо­нентов профессиональной деятельности; - подготовка к текущей и рубежной аттестации по учебной дисциплине и к ИГА; - выполнение курсовых и выпускных квалификацион-ных работ; - рефлексивный анализ сформированности профес-сиональных компетенций с использованием аудио- и видеотехники и др.

 

Таким образом, чтобы процесс формирования предписанных компете­нций был эффективным, необходимо в рабочих программах учебных дисциплин планировать различные виды учебных заданий для самостоятельной учебной деятельности студентов. При опреде-лении в программах дисциплин видов самостоятельно выполняемых учебных заданий, необходимо пом­нить о важности формирования информационной культуры студентов. В частности, задания по всем учебным дисциплинам должны обеспечить овладение информацион-но-коммуникационными технологиями, сформировать спо­собность к поиску информации в огромных мировых информационных рecypсax, способности анализировать, выделять ключевые позиции и самообучаться.

Известно, что значительную роль в формировании профессио-нальных компетенций играет научно-исследовательская работа студентов. Поэтому им необходимо предлагать различные формы научно-исследовательской работы:

- участие в выполнении плановых и хоздоговорных научно-исследовательских работ кафедры, работа в научных лабораториях и студенческих научных кружках:

- выполнение заданий исследовательского характера в период подготовки к практике и в ходе ее прохождения;

- подготовка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным проблемам дисциплины, имеющим инновационный харак-тер, и вы­ступление с ними на заседаниях научно-исследовательских кружков, на научных семинарах и конференциях;

- подготовка научных статей по различным аспектам будущей профессиональной деятельности;

- участие в конкурсах на лучшие студенческие научные работы в вузе или в региональных и всероссийских конкурсах;

В контексте ФГОС ВПО содержание учебных заданий для самостоятельной работы должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- иметь проблемный и творческий характер;

- учитывать индивидуальные возможности, потребности и инте-ресы студентов;

- проектироваться на ингетративной основе (внутрипредметного и медпредметного содержания);

- отражать характер учебно-профессиональной или квазипро-фессио­надьной деятельности.

С учетом информации изложенной в начальных разделах дан-ного пособия, самостоятельная учебная деятельность может осущест­вляться на различных уровнях (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Уровни осуществления самостоятельной учебной деятельности

 

Уровень самостоятельной деятельности Виды самостоятельной деятельности
Репродуктивный уровень Чтение, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, дополнительных аудио-видеозаписей, заучивание, пересказ, запоминание, анализ доступных Интернет - ресурсов, повторение учебного материала и др.
Познавательно - поисковый уровень Подготовка сообщений и докладов для выступлений на семинарах и методи-ческих занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написа-ние рефератов, эссе, контрольных работ, наполнение кейсов, подготовка к деловым играм и др.
Творческий уровень Написание научных статей, тезисов, участие в научно-исследовательской работе, подготовка выпускной квали-фикационной работы участие в студен-ческой конференции, олимпиаде, сту-денческих конкурсах профессио-нального мастерства и др.

 

Как видим, репродуктивный уровень предполагает демон-страцию знаний - ко­пий и алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуа­ции, использование накопленных знаний и известных способов действия в частично-измененной ситуации.

Поисково-познавательный уровень ориентирует на накопление ново­го опыта деятельности и применение его в нестандартной ситуации.

Творческий уровень направлен на формирование методологи-ческих знаний и способов исследовательской деятельности.

Следовательно, самостоятельная учебная деятельность обладает огромным дидакти­ческим потенциалом, поскольку в ее ходе проис-ходит не только усвоение учебного материала, но и его углубление, формирование умения работать с различными источниками инфор-мации, развитие аналитических способ­ностей, навыков контроля и планирования учебного времени.

Таким образом, содержание самостоятельной учебной деятель-ности студентов в вузе должно быть направлено на формирование знаний, умений и владений, на развитие способности к само-управлению собственной учебно-познавательной деятельностью.

Следует особо подчеркнуть, что организация самостоятельной учебной деятельности студентов в контексте ФГОС ВПО связана с поиском новых форм, методов и средств, обеспечивающих более широкие возможности развития, самораз­вития и самореализации лич-ности. Полагаем, что методика организации самостоятельной учеб-ной деятельности должна предусматривать использование совокуп-ности инноваци­онных и интерактивных форм и методов в ходе учеб-ного процесса: проблемные дискуссии и решение задач, диалоговые методы, ролевые (деловые) игры, тренинги, анализ и решение конкретных ситуаций (кейс-ста­ди), портфолио достижений, методы развития рефлексивного мышления, исследовательские методы (про-фессионально-заданные и личностно ориен­тированные ситуации, изучение существующих теорий для их анализа и синтеза), обу-чающие и контролирующие учебные программы, электронные технологии.

Как свидетельствует исследовательский опыт и опыт педагоги-ческой деятель­ности, педагогических работников Дальневосточной ГАФК результативность самостоятельной учебной деятельности сту-дентов значительно повышается при использовании электронных технологий. В частности, студенты во внеаудиторное время могут самостоятельно выполнять все семестровые контрольные мероприя-тия по дисциплинам с использовани­ем электронной системы обуче-ния вуза. При этом могут применяться как синхронные, так и асин-хронные коммуникации. Под синхронными ком­муникациями пони-маются средства общения в режиме реального времени (вебинары, видеоконференции, электронные доски и др.). Асинхрон­ные комму-никации - средства общения, позволяющие обмениваться ин­форма-цией с задержкой по времени. К ним относятся электронная почта, система обмена файлами, тематические рассылки и пр.

Это особо значимо при работе со студентами-спортсменами обучающимися по индивидуальным учебным графикам.

Применение синхронных и асинхронных коммуникаций при органи­зации самостоятельной работы может позволить студентам решать следующие задачи:

- совместное выполнение групповых проектов, подготовка твор-ческих отчетов, докладов, презентаций, сообщений, в том числе в рамках НИРС;

- решение возникающих в процессе обучения проблем (вопросы сту­дентов могут касаться не только дисциплины, но и проблем с про­граммным обеспечением, с системой электронного обучения в вузе и др.);

- обсуждение дисциплинарного курса (общая дискуссия по поводу содержания курса или возможность дебатов и подтверждение резуль-тативности итогов по теме, модулю или курсу в целом);

- работа с постоянно обновляемыми учебно-методическими мате-риалами в электронной библиотеке или имеющимися на сайте кафед-ры;

   Мы разделяем точку зрения ученых и педагогов-практиков, отмечающих особую роль форумов, организуемых преподавателями по наиболее актуальным вопросам читаемых курсов. Форум позво-ляют изложить свое мнение даже тем студентам, которые по каким либо причинам не могут высказаться в аудитории, предъявить свою аргументацию, познако­миться с суждениями однокурсников, всту-пить в дискуссию и получить квалифицированную оценку своего вы-ступления преподавателем.

   Также отметим, что электронные технологии значительно расширяют возможности получения студентом консультаций.

   Полагаем, что применение электронных технологий при органи-зации самостоятельной учебной деятельности приводит к достиже-нию следующих целей:

- обеспечивается индивидуализация и дифференциация процесса обу-чения;

- проводится самоконтроль и самокоррекция учебной самостоятель-ной деятельности;

- в процессе усвоения учебного материала осуществляется общее интеллектуальное развитие и специальная самоподготовка студентов;

- усиливается мотивация обучения (использование современных мультимедиа-технологий, средств виртуальной реальности, компью-тер­ных симуляций, погружения в информационно-образовательную среду);

 - формируется умение самостоятельно принимать оптимальное решение в сложной ситуации;

- формируется логический образ мышления и алгоритмизируется культура самостоятельной познавательной деятельности;

- формируется информационная культура.

    Практика показывает большие возможности компьютерной тех-ники в самостоятельной работе студентов с дидактическими мате-риалами. В этом случае преподаватель должен обеспечить студентов методическими материалами и инструкциями к ним (как следует дей-ствовать, какие результаты должны быть получены в итоге, какой материал необходимо проработать для получения положительного результата, какое время может быть затрачено на выполнение зада-ния).

Проведение подобной формы работы позволяет реализовать на практике не только контролирующую, но и обучающую функцию.

Применение современных образовательных технологий при организации самостоятель­ной учебной деятельности студентов спо-собствует овладению следующими умениями:

- планирования и рациональной организации учебной самостоя-тельной деятельности;

- анализа результатов учебной самостоятельной деятельности;

- проектирования условий для обеспечения повышения резуль-тативности учебной самостоятельной деятельности;

- поиска, анализа и использования, необходимых информацион-ных ресурсов.

Далее считаем необходимым остановиться и на типичных за-труд­нениях и факторах, снижающих эффективность самостоятель-ной учебной деятельности студентов. Таковым по мнению Н.В. Фомина (2012) являются:

- низкий уровень мотивации студентов к выполнению самостоя-тель­нойучебной деятельности;

- формальный подход студентов к выполнению учебных зада-ний;

- слабое технологическое и методическое обеспечение самостоя-тельной учебной деятельности студентов;

- нечеткость в постановке задач при организации самостоятель-ной учебной деятельности (к одной и той же форме самостоятельной деятельности преподаватели предъявляют разные требования по со-держанию, объему, оформлению, весьма часто  возникают  дополни-тельные задания в процессе преподавания дис­циплины);

- однотипность характера учебных заданий, без учета индиви­дyaльных особенностей студентов и их интересов;

- неумение студентов спланировать и рационально организовать свою самостоятельную учебную деятельность;

- отсутствия у студентов навыков ведения творческой самостоя-тель­ной деятельности;

- нечеткость в критериях оценки, несвоевременность доведения их до студентов, пересмотр критериев на завершающем этапе;

- в контактные часы (КСР) осуществляется преимущественно оценка само­стоятельной работы студентов, а не консультации по вопросам, связанным с ее выполнением.

Нивелирование всего перечисленного в ходе учебного процесса может обеспечить рост качества организации самостоятельной учеб-ной деятельности студентов.

Самостоятельная учебная деятельность, несомненно, является важнейшим и необходимым условием высокого качества подготовки будущих бакалавров и магистров и залогом этого является рацио-нальная организация этой работы в вузе.

Содержание самостоятельной учебной деятельности в контексте актуализированного сегодня компетентностного подхода должно пре-дусматривать разнообразие ее форм и методов, диффе­ренцированный и вариативный характер учебных заданий, строящихся на интегра-тивной основе (внутрипредметных и межпредметных связей).

 

Глава 5. Роль преподавателя в системных мероприятиях по организации и проведению самостоятельной учебной деятельности студентов

 

Все сказанное в предыдущих разделах данного пособия скорее всего позволяет нам константировать, что организация самостоятельной учебной деятельности студентов в контексте ФГОС ВПО неминуемо связана с поиском новых форм, методов и средств, обеспечивающих более широкие воз­можности развития, саморазвития и самореализации личности выпускника вуза, а так-же формированием у него полновесных общекультурных и профессиональных компетенций.

Кроме того, анализ теории и эмпирические исследования, что сделано В. Сенашенко и Н.Желниной (2006), свиде­тельству-ют, что для успешного достижения целей и решения за­дач орга-низации самостоятельной учебной деятельности студентов в кон-тексте государственных образовательных стандартов, необходи-мы системные мероприятия по планированию и конт­ролю всех её видов со стороны учебно-мето­дических структур вуза, препода-вателей, нормативное оп­ределение её объема, структуры и содержания по каждой дисциплине учебного плана.

Соглашаясь с данным обобщениям, полагаем, что эффек-тивность самостоятель­ной учебной деятельности во многом зави-сит от преподавателя, а имен­но от:

• его профессиональной компетентности;

• умения формировать позитивное отношение студента к самостоятельной учебной деятельности;

• умения применять современные техноло­гии и разнообраз-ные организационные формы, обеспечивающих реализацию са-мостоятельной учебной активности;

• умения формировать субъектную по­зицию будущего бака-лавра и магистра в процессе организации практических занятий;

• умения передавать профессиональные навыки студентам и управлять процессом формирования у обучающихся профессио­нальных компетенции;

• владения электронными технологиями, позволяющими соз-дать истинно свободно-творческую обстановку в образователь-ном взаимодействии субъектной диады «преподаватель-студент».

Для настоящего времени характерно изменение характера пре-подавательской деятельности. Педагогический работник не просто доводит до студента информацию и обучает его практическим навыкам, но и помогает ему определить пути, формы и способы приобретения знаний, направ­ляет его самостоятельный поиск в нужном направлении, учит использованию научных зна­ний в решении прикладных задач, организу­ет процедуру оценки и самооценки уровня сформированности актуального перечня компетенций.

Таким образом, новые подходы требу­ют иного осмысления роли преподавателя и разработки качественно нового методичес­кого обеспечения, построенного на компетен­тностном подходе.

Определяемый ФГОС ВПО переход на инновационную мо-дель активного и интер­активного обучения предполагает измене-ние характера взаимодействия преподавателя и студента, обус-ловленное направленностью на формирование у бакалавра и, тем более магистра, деятельностной позиции в процессе обучения, на становление их профессиональной компетентности, Исходя из данной позиции, можно обозначить следующие роли препода­вателя во взаимодействии со студентами при организации само-стоятельной учебной деятельности:


Преподаватель-тъютор:

• определяет направление и осуществляет педагогическое сопровождение выполнения студентами самосто­ятельной учебной деятельности;

• разрабатывает специальные упражнения и задания для са-мостоятельного учения, опирающиеся на современные коммуни-кационные методы, личную и групповую поддержку;

• помогает получить студентам максимальную отдачу от вы-полнения самостоятельных заданий, проводит групповые тьюто-риалы, консультирует обучаемых, поддерживает их заинтересо-ванность в самостоятельной учебной деятельности;

• обеспечивает возможность использования различных форм контакта с обучаемыми (личные встречи, электронная почта, ком-пьютерные конференции и т.д.);

Преподаватель-менеджер:

• определяет цели организации самостоятельной учебной дея-тельности студентов и планирует достижение конечного полезно-го результата;

• организует все формы и виды самостоятельной учебной деятельности студентов, создает условия для развития их само-стоятельности в учении;

• проектирует образовательный процесс с учетом освоения студентами новых способов решения проблем в ходе самостоя-тельной учебной деятельности;

• осуществляет управленческие функции: формирование ус-тановок и мотивации, определение характера информационной среды, включение самостоятельных заданий в структуру занятия, выбор методов работы в соответствии с намеченными целями;

• оценивает результаты выполнения самостоятельной учеб-ной деятельности и предлагает корректирующие действия;

Преподаватель-фасилитатор:

• создает благоприятный морально-пси­хологический климат, оказывает студентам педагогическую помощь и поддержку, кото-рая выражается в повышении продуктивности самостоятельной учебной деятельности отдельного студента или группы студентов;

• повышает эффективность обучения за счет организации процесса совместной работы в творческих системных образова-ниях  «преподаватель – студент», «студент - студент»;

• вовлекает студентов в совместную самостоятельную дея-тельность, разделяет с ними ряд управленческих функций в целях пробуждения интереса к предмету и возникновения реальных содержательных мотивов учения;

• побуждает студента реализовывать свои замыслы в конк-ретных видах самостоятельной учебной деятельности как формах проявления активности субъекта, ответственность за которые несет сам субъект;

• использует интерактивные формы и ме­тоды обучения, вовлекает студентов в мно­гоуровневые дискуссии, способствующие творческому выполнению самостоятельных задании, формирует умение рассуждать, ис­кать новые грани проблем в уже известном материале;

4) преподаватель-коуч помогает студен­там:

• овладеть эффективной методикой лич­ностного и профес-сионального роста;

• раскрыть потенциал личности студен­та для максимальной ее самореализации­;

• осознать ответственность за результа­ты своей самостоя-тельной деятельности, своего обучения и развития;

• вывести понимание проблемы на уровень осоз­нания, опре-делить план самостоятельной деятельности, рассмотреть альтер-нативы, принять решение.

Преподаватель-коуч использует множество методик, техник, упражнений и приемов современные бизнес-технологи (тайм-ме-неджмент, стратегическое планирование, SWОТ - анализ, мозговой штурм принятие решения, расстановка приоритетов и др.).

5) преподаватель-модератор:

• выявляет скрытые возможности и не­реализованные умения студента;

• организует процесс свободной коммуникации в группе, обмен мнениями и сужде­ниями, содействует проведению дискуссии в группе, по­ощряет способность студентов самостоя­тельно решать проблемы;

• использует, взаимное обучение, вовле­кает группу в поиск способов усовершенствования самосто­ятельной деятельности, призывает каждого подчинять свои личные интересы группо­вым.

• использует инструменты моделирова­ния: визуализацию, приемы постановки вопросов и ответов на них, работу в больших и малых группах.     

Как видим, профессиональные: роли пре­подавателя вуза в компетентностной парадигме могут способствовать как развитию субъектной позиции студента, так и повышению качества образовательного взаимодействия в целом. Сегодня в деятельности преподавателей повышается роль консуль­тирования студентов, использования специ­альных технологий и приемов, помогающих организовать процесс свободной коммуника­ции, обмена мнениями и суждениями, оказа­ния студенту содействия в процессе обучения и развития.

Далее остановимся на характеристике сущнос­ти деятельности преподавателей и учебно-­методических структур вуза по организаци­онно-методическому сопровождению самостоятельной учебной деятельности студентов:  

1) преподаватель учебной дисциплины должен:

• разработать план СУД по учебной дис­циплине (объем, те-матика учебного содержа­ния, количество часов, формы контро-ля);

• подготовить методические указания по организации СУД при изучении учебной дис­циплины с использованием элементов систе­мы управления образовательным процессом по сети Интернет;

• подготовить материалы на бумажных и иных носителях по самостоятельной учебной деятельности, содержащие рекомен-дации по самосто­ятельному изучению разделов учебной дис­цип-лины, сроки усвоения материала по изу­чению разделов учебной программы, сроки усвоения материала по рекомендуемым учеб­ным и научным изданиям, примеры оформле­ния результатов са-мостоятельной учебной деятельности;

• разработать КИМы и критерии оце­нивания знаний, уме-ний и владений по всем видам запланированной самостоятельной учебной деятельности;

• определить систему индивидуальной работы со студента-ми, формы самоконтро­ля студентов и контроля со стороны пре-пода­вателя;

• совместно с руководством деканата и ка­федры обеспе-чить выделение студентам вре­мени для работы на персональном компьюте­ре (если свободного ПК с выходом в Интернет у студента нет);

• определить место и время для консульта­ций и мероприя-тий по КСР на кафедре;

• разместить в системе электронного обу­чения вуза инфор-мацию (темы с пояснения­ми) по инициативной самостоятельной учебной деятельности студента, которой он может заняться под руководством преподавателя;

• оказывать помощь студентам в освое­нии, методов обра-ботки экспериментальных данных и интерпретации результатов;

• обеспечить возможность выполнения студентами научно-исследовательской ра­боты на современном оборудовании;

Заведующий кафедрой должен:

• обеспечить разработку и издание ра­бочих программ учеб-ных дисциплин, учеб­ников и учебных пособий, УМKД, методи-чес­ких материалов и указаний для СУДС по всем дисциплинам, преподаваемым на ка­федре;

• осуществлять мониторинг обеспечен­ности основной лите-ратурой и иными учебными пособиями всех курсов, препода-ваемых на кафедре;

• осуществлять контроль соблюдения нормативов при планировании СУДС каждым преподавателем кафедры;

• согласовать с преподавателями сро­ки проведения конт-рольных мероприятий и трудозатраты на выполнение запланирован­ных видов СУДС по всем дисциплинам, обеспечиваемым преподава­телями кафедры;

• обеспечить рецензирование подготов­ленных преподавате-лями КИМов и методических разработок для организации СУД;

• гарантировать валидностъ и надеж­ность разработанных преподавателями кри­териев оценивания компетенции (знаний, умений, владений), которые должны приоб­рести студенты в про-цессе СУД;

• составить график СУД для студентов каждой ООП с ука-занием форм контроля по дисциплинам и сроков выполнения работ;

• обеспечивать возможность использова­ния методических кабинетов и компьютерных классов кафедры, для проведения само-стоятельной учебной деятельности студентами;

• анализировать эффективность СУД, вносить коррективы с целью ее активизации и совершенствования;

• создавать благоприятные условия на кафедре для участия студентов в выполне­нии грантов, хоздоговорных и госбюджетных, научно-иссле­довательских работ и т.д.;

3) учебный отдел академии:

• планирует самостоятельную работу (учебную деятель- ность)  в содержании учебных планов по всем ООП;

• составляет график СУДС (СРС) и определяет сроки проведения ее контрольных мероприятий;

• выделяет в расписании учебных заня­тий студентов день, самостоятельной работы;

• контролирует деятельность кафедр факультета по организации СУД, соблюде­нию нормативных требований при ее планировании преподавателями;

• обобщает опыт организации СУД студентов на ка­федрах академии;

• разрабатывает предложения по повы­шению эффективности СУД студентов в академии;

• осуществляет контроль за разработкой нормативной доку-ментации по организации СУД студентов;

• информирует структурные подразде­ления академии, обеспечивающие орга­низацию самостоятельной учебной деятельности студентов, о нормативных документах Министерства образования и науки РФ;

• оказывает методическую помощь кафедрам в организации СУД студентов;

• контролирует планирование и органи­зацию СУД студен-тов на кафедрах;

• осуществляет контроль своевременно­го составления дека-натом и кафедрами гра­фиков СУДС (СРС);

• обобщает итоги самостоятельной учебной деятельности студентов академии;

• организует конкурсы и конференции по проблемам эф-фективности СУДС (СРС);

• совершенствует систему текущего контроля СУДС (СРС) (использование возможностей балльно-рейтинговой системы, электронно­го тестирования и др.);

• консультирует преподавателей по вне­дрению в учебный процесс современных образовательных технологий с целью совершенствования организации и контроля СУД студентов (СРС);

• отслеживает обеспеченность учебной и учебно-методи-ческой литературой для СУДС библиотеки вуза;

Библиотека:

• организует занятия по библиотекове­дению и библиографии с целью формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиотечном аппарате библио­теки, информационных системах и базах дан­ных;

• оказывает студентам помощь в органи­зации самостоя-тельных занятий, в поиске научной литературы;

• обеспечивает студентам доступ к ос­новным образова-тельным ресурсам, инфор­мационной базе данных, в том числе к библиогра­фической, возможность выхода в сеть Ин­тернет;

• обеспечивает совместно с кафедрами учебный процесс необходимой литературой и информацией, в том числе УМК по всем образова­тельным программам и учебным дисциплинам в соответствии с учебными планами ФГОС ВПО;

5) кабинет самостоятельной учебной деятельности при кафедре:

• обеспечивает преподавателей необхо­димой информацией об основных направле­ниях развития профессионального обра-зования, современной учебно-методической литературой;

• проводит информационно-библиогра­фическую работу, создает видеомедиатеки, банк учебной информации с использовани­ем современных информационных техноло­гий;

• внедряет новые педагогические и ин­формационно-комму-никационные техноло­гии в образовательную практику вуза;

• осуществляет в установленном поряд­ке издательскую деятельность в пределах своей компетенции.

Практика свидетельствует, что дидакти­чески грамотная ра-бота по методическому обеспечению учебной самостоятельной дея­тельности студентов является одним из важных условий ее успешной организа­ции. Как отмечалось ранее, эффективность самостоятельной учебной деятельности во многом зависит и от позиции студента, от его умения целе­направленно её организовать. Это особенно важно при кредит­но-модульной организации образователь­ного процесса, когда режим занятий становится достаточно интенсивным и тре­бует высокого уровня от-ветственности, как со стороны преподавателей, так и со сторо­ны студентов.

Студент после ознакомления с плановым объемом само-стоятельной учебной деятельности в очеред­ном семестре в соот-ветствии с рабочими программами учебных дисциплин должен:

• составить индивидуальный план само­стоятельной работы;

• сформировать комплект учебно-мето­дических материалов (учебник, учебные по­собия, методические указания, норматив-ные материалы и т.д.);

• определить рабочее место с персональ­ным компьютером (дома, в общежитии, на кафедре, в библиотеке и т.д.);

• ознакомиться с технологией доступа к учебной информа-ции в системе электронного обучения вуза;

• приступить к систематическому вы­полнению самостоя-тельной учебной деятельности в соот­ветствии с индивидуальным планом;

• освоить максимум содержания разде­лов дисциплины, вы-носимых на самостоя­тельное изучение студентов и предложен-ных преподавателем;

• самостоятельно выполнить все зада­ния, внесенные в раз-делы учебной програм­мы по дисциплине;

• регулярно предоставлять преподава­телям результаты само-стоятельнойучебной деятельности в назначенное время (в т.ч. в системе элект­ронного обучения);

• своевременно проходить текущую аттестацию по каждой учебной дисциплине.

Здесь же отметим и то, что в со­став методического обеспече-ния самостоя­тельной учебной деятельности студентов в вузе вхо-дит сле­дующая учебно-методическая документация:

· рабочая программа дисциплины;

· учебник, учебное пособие, конспекты лекций (или курс лекций);

• методические указания к практичес­ким (семинарским) за-нятиям, содержащие дополнительную литературу и вопросы для самоконтроля по каждой теме;

• методические указания по лаборатор­ным работам с вопро-сами для самоконтроля (если лабораторные работы предусмотре-ны рабочим учебным планом);

• методические указания по выполнению расчетно-практи-ческих заданий (если они предусмотрены учебным планом);

• методические указания по выполнению курсовой работы (если курсовая работа предусмотрена учебным планом);

• перечень экзаменационных вопросов (или вопросов к зачету);

• программы и методические указания по практикам;

• методические указания по выполнению выпускных квали-фикационных работ;

• методические указания по организации самостоятельной учебной деятельности;

• электронный учебно-методический комплекс дисциплины.

Исходя из описанного выше, можно заключить, что органи-зационно-методичес­кое обеспечение направлено на полноценную информационную поддержку обучающихся в условиях само-стоятельной учебной деятельности. Оно может быть представлено в виде профессионально направленных образова­тельных ресурсов как на бумажных (учеб­ники, учебные пособия, справочники, рабо­чие тетради, структурнологические схемы, сборники тестов, система учебно-професси­ональных задач, глоссарии, ссылки на допол­нительные источники информации и др.), так и электронных носителях (отдельные ком­пьютерные программы, целостные компью­теризированные курсы, базы данных и др.) Также следует подчеркнуть, что при раз­работке методического обеспечения само­стоя-тельной учебной деятельности, необходимо учитывать уровень подготовки обучающихся, состоя­ние оснащенности аудиторий новейшими средствами информатизации, уровень про­фессиональной компетентности препода­вателя, наличие педагогически целесооб­разного дидактического материала, уровень готовности студентов к самостоятельной по­знавательной деятельности, состояние мате­риально-технического и программно-инфор­мационного обеспечения вуза и кафедры.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 193.