Моделирование традиционно относят к теоретическим методам исследовательской и конструкторской деятельности. Его суть сводится к разработке моделей объектов действительности, доступных и удобных для изучения. В учебном пособии В. И. Загвязинского и Р. Атаханова отмечается: «Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов и их тенденций, ищет на основе ключевой идеи их новые сочетания, делает мысленную перекомпоновку, то есть моделирует требующееся состояние изучаемой системы» [35, с. 137]. Полученная в результате информация переносится с аналога на прототип.
Смысл моделирования заключается в разработке модели, под которой научный коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Н. М. Борытко предлагает понимать «мысленное представление или материально реализованные системы символов, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знаний об оригинале» [13, с. 125]. Модели являются не только фактором упорядочения значительных объемов информации, но и выступают самостоятельным средством изучения объектов реальности.
Моделирование полезно, если стоит задача объяснить и/или сконструировать конкретное явление в определенном контексте и при этом существует массив данных, характеризующих это явление.
В рамках данного исследования будет выполнено нормативное микромоделирование с построением описательной содержательной модели:
- нормативное моделирование предполагает построение модели на основе нескольких теорий;
- микромодель создается в ситуациях, когда в центре внимания находятся несколько (не все) аспектов изучаемой и конструируемой реальности;
- описательная содержательная модель – абстрактная модель, формулируемая в вербальной форме с элементами визуализации. Подобного типа модели строятся преимущественно на логико-интуитивном анализе. «Логико-интуитивный анализ – это, по существу, традиционная исследовательская практика, в ходе которой специалист, используя свои знания, логику и интуицию, создает модель изучаемой ситуации или процесса. Как правило, эта модель конструируется на основе систематизации содержательных понятий, тесно связанных с предметной спецификой изучаемого явления и эмпирическим массивом относящихся к нему информационных данных» [12, с. 100].
Продвижение в процессе моделирования включало два этапа:
1) определение объекта и информационного обеспечения моделирования;
2) операционализация имеющейся информации с учетом выделенных вариантов.
Предметом моделирования в данном исследовании выступает фонд оценочных средств в компетентностно-ориентированном профессиональном обучении бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профессиональные компетенции).
Придерживаясь основных требований, каждый автор монографии имел возможность представить собственное видение содержания, структуры, формы презентации форм контроля и оценочных средств. Разнообразие подходов и стилей, сохраненные в процессе редакторской правки, позволяют, во-первых, удержать столь необходимый при происходящей нормативной унификации образовательных практик элемент творчества. Во-вторых, обеспечить многообразие, которое при специальном анализе позволяет увидеть тренд, фиксирующий типичную позицию современных преподавателей педагогических дисциплин в выборе и мере детализации контрольно-измерительных и оценочных материалов и форм.
Авторский вклад: к.п.н. Е. В. Алехина – II.2.5, II.2.13, II.2.14, II.2.16, III.2.4; к.п.н., доцент Е. В. Востроилова – II.2.3, III.1.4, III.2.1; к.п.н. Т. А. Козлова – II.2.8, III.1.2, III.2.5; к.п.н., доцент Т. В. Кульневич – II.2.9, II.2.15, III.2.5; к.ист.н. Ю. В. Кудинова – II.2.6, II.2.10, II.2.11, II.2.12, III.2.3; к.п.н., доцент И. Н. Нестерова – II.2.1, III.1.3, III.2.2; к.ист.н. О. В. Неценко – II.2.2, III.1.5, III.2.4; к.п.н. О. И. Седых – II.2.7; к.п.н., доцент Т. В. Сырых – II.2.4, III.1.1, III.2.2; д.п.н., профессор М. В. Шакурова – введение, I, II.1.1, II.1.2, II.1.3, II.1.4, III.2.3.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 401.