Основные концепции происхождения и сущности сознания.

Сознание - высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-истор. условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. Структура сознания в- важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. процессы - ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, становятся расстройством сознания. 2 хар-ка сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не - я». 3 хар-ка - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы. 4 хар-ка - включение в его состав определенного отношения. . 2. Проблема сознания в истории Ф.ии В широком смысле сознание (важнейшим свойством которого является идеальность) рассматривается через противопоставление материальному. 3 уровень осмысления сознания - раскрытие его общественно-истор.природы, выявлением специфики его функционирования как высшей формы отражения действительности. содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи - головного мозга, как высшей формы отражения действительности. Концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая. Объективно-идеалистический - признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог - у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей. Субъективный идеализм абсолютизирует человеческое сознание как первичное по отношению к чувственному миру и противоположное ему. Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма - психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт). Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира. Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Проблема иделального. идеальное не тождественно субъективной реальности. Это компонент общественного сознания, это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное - это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах. Когда предмет создан, исчезает и идеальное. Другой подход к проблеме идеального представлен Д.И. Дубровским. Это направление отстаивает неразрывную связь идеального с психикой человека и полагает неверным положение о внеличностном отношении идеального и независимости его от мозга человека. Идеальное связано с материальными мозговыми процессами и, следовательно, объективировано. Идеальное - это сугубо личностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамическими процессами и существующее только в голове индивида. Идеальное есть способность личности иметь информацию и оперировать ею во времени. Подчеркивается основополагающий характер индивидуального сознания по отношению к общественному сознанию.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 18.