Тематика контрольных работ по дисциплине «Микроэкономика» утверждается кафедрой «Экономика и финансы» и предлагается студентам заранее для ознакомления в библиотеке СФ ВолгГТУ (в электронном доступе и в изданных учебно-методических рекомендациях).
Право выбора той или иной темы предоставляется самому студенту. Выбор темы контрольной работы осуществляется студентом на основании номера зачетной книжки (например, номер оканчивается на цифру 5, тогда студент выбирает 5 вариант и т.д.).
В процессе подготовки к написанию контрольной работы, студенты должны приобрести навыки самостоятельного поиска и подбора необходимой литературы, глубокого осмысления прочитанных источников в целях накопления и использования полученной научной информации для правильного освещения вопросов выбранной темы.
Тема контрольной работы раскрывается на основе изучения разнообразной литературы. В общий список литературы могут войти учебники и учебные пособия, монографии российских и зарубежных авторов, включая работы преподавателей СФ ВолгГТУ, периодические издания (экономические журналы и газеты), статистические справочники с показателями по стране, законодательные и нормативные акты РФ. В списке литературы должно быть не менее 5 наименований различных источников, не позднее 2013 года выпуска.
Прежде чем приступить к поиску необходимой литературы по избранной теме контрольной работы, студент должен ознакомиться с ней в учебной литературе. Можно рекомендовать выбирать темы из тех разделов дисциплины «Микроэкономика», которые уже изучены, так как полученные знания помогут студенту лучше представить содержание и основные вопросы избранной темы и, естественно, успешнее выполнить работу.
В поисках литературы поможет библиография. С её помощью можно разыскать нужные источники по теме контрольной работы,
соответствующие книги и статьи журналов. В библиографических отделах библиотек сведения о содержании книг и журналов сосредотачиваются в алфавитном, систематическом и предметном каталогах, с которыми студенту следует внимательно познакомиться.
При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, перечнями статей, опубликованных в экономических журналах за год, который обычно печатается в последнем номере того или иного журнала. В этом случае главная задача студента состоит в том, чтобы из огромной массы российской и зарубежной экономической литературы отобрать только те публикации (книги, журналы, статьи), в которых освещаются вопросы,
относящиеся к выбранной теме контрольной работы.
Библиографические каталоги имеются в каждой библиотеке. Они
составляются как систематические, предметные и алфавитные.
Рекомендуется пользоваться в основном систематическими каталогами, так как в них карточки с названиями книг и статей расположены по отраслям знаний. В систематическом каталоге выделен специальный раздел «Микроэкономика», в котором карточки подобраны обычно по темам курса. Студент при отборе литературы должен найти указанный раздел, в нем - тему, соответствующую его контрольной работе, и выписать на карточки нужные ему книги и статьи.
Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающих почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. Для этого необходимо ознакомиться:
‒ с заглавием и фамилией автора (авторов);
‒ с наименованием издательства и годом издания;
‒ с аннотацией и оглавлением;
‒ с введением или предисловием;
‒ с справочно-библиографическим аппаратом (списком литературы, указателей, приложений и т.д.);
‒ с первыми абзацами и иллюстративным материалом в представляющих интерес главах книг или статьях журналов.
При написании контрольной работы следует использовать как теоретические статьи и монографии, так и фактические материалы, на основе которых можно сделать выводы о процессах и явлениях, происходящих в экономической жизни общества, о закономерностях ее развития. К сбору фактического материала необходимо относиться внимательно, выбирая только данные, отражающие и иллюстрирующие рассматриваемые в работе проблемы. Для этих целей используются статистические сборники и справочники, журналы и газеты, например «Вопросы статистики», а также различные информационные бюллетени по экономическим вопросам и другие материалы.
Пользуясь алфавитным и предметным каталогами библиотек, студенты, кроме основной литературы, подбирают по своим темам и
дополнительные источники. К последним относятся, например, монографии, брошюры, статьи российских и зарубежных экономистов.
При составлении библиографии студенты часто допускают ошибку, связанную с игнорированием монографий. Между тем, глубокое и комплексное исследование любой теоретической проблемы даётся именно
в монографиях и книгах, которые должны быть включены в список использованной литературы по теме контрольной работы. Действительно,
монографии и книги знакомят с историей вопроса, с различными трактовками основных экономических концепций, освещают современные проблемы микроэкономики.
Серьёзным источником дополнительной информации по развитию теории и практики микроэкономики являются периодические издания: журналы, тематические газеты и статические сборники. Соответствующие статьи можно найти в журналах «Вопросы экономики», «Экономист», «Российский экономический журнал» и других периодических изданиях последних 2-3 лет. Статьи из этих источников подбираются обычно по тематическим указателям, опубликованным в последних номерах журналов и газет за каждый год, или по каталогам журнальных статей, имеющихся в библиотеках. Использование всех этих изданий позволяет студентам более полно ознакомиться с имеющимися литературными источниками и написать на достаточно высоком теоретическом уровне содержательную и интересную работу.
После того как библиографический список составлен и сформирована картотека литературных источников, студент должен тщательно продумать и разработать проект плана контрольной работы, способствующий полному раскрытию основных ее вопросов.
РАЗРАБОТКА ПЛАНА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
План – это основа контрольной работы. Он включает:
Задание1 сводится к ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ. В каждой контрольной работе Вам необходимо будет дать определения 5 базовых категорий соответст-вующих разделов курса. Цель задания - проконтролировать усвоение понятийного аппарата дисциплины. Задание выполняется в форме составления словарика. Ни-какой расшифровки, детализации или комментировать понятие не надо. Вы лишь должны ЧЕТКО И ПОЛНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАДАННЫЕ ВАМ ПОНЯТИЯ.
Источники информации для исполнения данного задания - словари, учеб-ники, лекционный материал или выданный Вам "Глоссарий по дисциплине "Микроэкономика".
Задания2 предполагают изложение теоретического вопроса. В большинстве случаев эти вопросы сформулированы в той же редакции, как и в экзаменацион-ной документации.
Ответ на теоретический вопрос представляет собой краткий (7-9 страниц) реферативный ответ, раскрывающий сущность проблемы.
Излагать теоретические вопросы следует своими словами, не переписывая один к одному учебник или учебное пособие. Если вопрос требует графических построений - они должны выполняться точно, аккуратно и четко, обязательно под линейку с использованием принятых в "Микроэкономике" обозначений. Изложение вопросов должно опираться на конкретные примеры или цифровой иллюстративный материал. Примеры должны соответствовать нашей современной экономической действительности, а не воспроизводить реалии американской экономики, содержащиеся в переводных учебных изданиях.
Изложение каждого вопроса должно начинаться с новой страницы и озаглавливаться в соответствии с его постановкой в задании.
Источники информации для исполнения данного задания - соответствующие разделы учебников и учебных пособий, которые рекомендуются в тематике контрольных работ индивидуально к каждому конкретному варианту контрольной работы. Можно, разумеется использовать и любые другие источники: учебники, материалы прочитанных лекций, соответствующие разделы "Глоссария..."
Задание3 – задача по основным из раздела курса, решение которой позволяет проконтролировать наличие у студентов навыков практического применения теоретические знаний. Любые недостатки обнаруженные в решении или оформлении задачи - снижают оценку за ее выполнение.
Решение задачи должно быть лаконично, но экономически грамотно построено. В этом разделе приводятся: условие задачи с обозначениями и единицами измерения используемых показателей; непосредственно решение задачи как аналитическое, так и (по возможности) графическое, отражающее методику расчета искомых величин; ответ на поставленный вопрос.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 295.