При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.
В данном разделе рассматривается пример и образец написания актуальности исследования и обоснования актуальности темы проекта, а также проблемы и объекта исследования в рамках индивидуального проекта школьника или групповой исследовательской работы в школе.
Во введении исследовательской работы или проекта вместе с обоснованием актуальности исследования в обязательном порядке описывается объект, предмет, цели и задачи.
Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.
В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.
Актуальность проблемы, объекта и методов исследования
Очень часто используют формулировку актуальность проблемы исследования - это обоснование востребованности изучения и решения данной проблемы проекта в обществе, в нашем социуме.
Актуальность объекта исследования - это обоснование того, почему будет взят именно этот предмет, существо, процесс или явление учащимся для изучения и исследования в проекте.
Актуальность методов исследования - это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.
Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
· восполнение каких-либо пробелов в науке;
· дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
· своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
· обобщение накопленного опыта;
· суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
· постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.
Примеры обоснования актуальности темы исследования
1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.
2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.
3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК.
Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально.
4. Это призыв души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Проблема сиротства сегодня — это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.
5. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.
6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.
Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна.
7. Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным.
8. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются "санитарами" леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования в рамках проекта актуально.
В данном разделе рассмотрим формулировки объекта и предмета исследования в исследовательской работе и проекте школьника, для проведения индивидуальной и групповой проектной работы в школе и грамотного оформления самого проекта.
Объект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо.
В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
В исследовательской работе объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования формулируются и записываются во введении проекта.
Примеры объекта и предмета исследования
Объект исследования: | Предмет исследования: |
магнит | свойства магнитов |
гора Чатырдаг | легенды и мифы о горе Чатырдаг |
тригонометрические уравнения и их системы | способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах |
учащиеся и преподаватели школы | зависимость от СМС |
английские предложения | способы и причины расположения слов в английских предложениях |
семейно-родовые обычаи | родинный ритуал |
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре | процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
глаз | свойства и структура глаза как оптического инструмента |
микроклимат учебных помещений | условия микроклимата в учебных помещениях |
магнитное поле | магнитное поле в школьных учебных кабинетах |
Описание объекта и предмета исследования
Рассмотрим несколько интересных примеров формулировки объекта и предмета исследования, которые касаются исследовательских работ и проектов учащихся, а также научно-исследовательских работ.
Приведем примеры записи предмета и объекта в исследовательской работы (проекте) о влиянии чипсов на здоровье людей, на исследование содержания железа и меди в яблочных соках детского питания, а также об адаптации тюленей к условиям зоопарка.
Иногда вместо словосочетания "Объекты исследований" лучше подходит "Объекты наблюдений". Объектами наблюдения могут быть растения, животные, насекомые и другие живые существа, а также звезды, планеты, облака, т.е. то, что за чем мы можем следить и наблюдать на протяжении определенного времени.
Пример 1
Объект исследования: чипсы.
Предмет исследования: влияние чипсов на здоровье детей.
Пример 2
Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.
Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.
Пример 3
Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.
Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.
Пример 4
Объекты наблюдений: микроклимат учебных кабинетов.
Предмет исследования: условия микроклимата в учебных кабинетах школы.
Итак, цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта.
Цель описывается учащимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!
Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта)
1. Выберите одно из слов, которое больше подходит к тому, что вы исследуете:
изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
2. Справа добавьте название вашего объекта исследования (того, что вы исследуете, за кем или чем наблюдаете, что изучаете).
Полученная формулировка цели в исследовательской работе записывается так:
Цель исследовательской работы: исследовать влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды.
Можно так:
Цель моей исследовательской работы: изучить пищевой рацион школьников начальных классов.
Примеры формулировок цели исследовательской работы
· Исследовать названия улиц нашего села и продемонстрировать уличные достопримечательности.
· Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов школы.
· Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.
· Исследование истории и роли города в истории страны на ее восточных рубежах.
· Исследовать и узнать легенды и мифы о горах, являющимися местом поклонения местного народа
· Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.
· Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса
· Изучить поведение детенышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного содержания в зоопарке.
· Изучить проблему социального сиротства и как в частности эти вопросы решаются в нашем районе.
· Изучить пищевой рацион школьников – старшеклассников.
· Изучить проблему появления социального сиротства.
· Изучить влияние парной бани на оздоровление.
· Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям нашего города, где пребывают дети - социальные сироты.
· Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность.
· Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.
· Изучить различные способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах.
· Изучить силу трения и ее влияние на жизнь человека.
· Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.
· Изучить особенности повести "Башкирская русалка", связанные с ее фольклорной основой и с развивающимися в ней традициями натуральной школы.
· Изучить такие экономические явления как инфляция и дефляция.
· Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.
· Изучение рациона питания школьника.
· Изучение характера поселений рыжего лесного муравья в нашем лесничестве и оценка экологического состояния леса.
· Изучение пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.
· Выявить влияние СМС-мании на психику человека.
· Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.
· Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба мукора.
· Выявить закономерности явления ...
· Определить зависимость от СМС среди учащихся и учителей школы.
· Определить фирму - производитель, выпускающую яблочные соки соответствующие нормативам по содержанию железа и меди.
· Определить сходство людей и птиц.
· Определение причин нарушения осанки у детей-подростков.
· Определить роль птиц в жизни людей.
· Определение качества продуктов быстрого приготовления.
· Определение продуктов, не содержащих вредных пищевых добавок и продуктов, содержащих вредные пищевые добавки.
· Узнать тайну невидимок и почувствовать себя волшебницей.
· Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.
· Узнать, что за птица напала на воробья, выявить особенности этой птицы.
· Узнать, почему именно орёл изображён на гербе России.
· Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.
· Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.
· Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.
·
· Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей государством.
· Проанализировать особенности использования диалектной лексики в повести В.П. Астафьева «Последний поклон».
·
· Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.
· Показать отражение исторических событий страны в творчестве моего прадедушки.
· Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.
· Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 418.