ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДЕТСКОМ САДУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДЕТСКОМ САДУ

 

 

Пояснительная записка

 

Цель практики: становление общепрофессиональной компетентности слушателей в процессе решения профессионально-педагогических задач в условиях реального взаимодействия с детьми в детском саду, развитие способности применять знания, умения и личностные качества для успешного осуществления профессиональных функций воспитателя детского сада.

 

2. Задачи педагогической  практики:

Развитие умений слушателей проектировать и реализовывать фрагменты педагогического процесса в группе детского сада.

Развитие умений анализа и самоанализа результатов педагогического процесса.

Овладение умениями научно-исследовательской деятельности по проблеме выпускной работы.

В процессе решения обозначенных задач слушатели овладевают следующими профессионально-педагогическими умениями:

- постановки и реализации целей и задач развития и воспитания ребенка-дошкольника и группы детей в целом в условиях педагогического процесса ДОУ;

- отбора содержания, способов и средств педагогического взаимодействия с детьми в условиях педагогического процесса;

- организации педагогического взаимодействия с группой детей и индивидуально с ребенком;

- организации индивидуальной и совместной детской деятельности;

- анализа и самоанализа достижения поставленных целей и задач фрагментов педагогического процесса;

- разработки методических рекомендаций для родителей;

-формирование творческой активности и положительной мотивации к будущей профессии.

- отбор научно-методического материала для выполнения выпускной работы.

 Форма проведения практики

Практика в детском саду является педагогической практикой и проводится в детских дошкольных учреждениях образовательно-воспитательного характера.

Структура и содержание практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 недели.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов Трудоемкость Формы текущего контроля
1 Подготовительный этап: · присутствие на инструктивном собрании.   Предварительное знакомство с программой практики 2 Регистрация присутствующих

2

Основной этап:

· продуктивное прохождение практики,

· оформленный по всем правилам письменный отчет.

 

Введение дневника и планирование работы 10

Присутствие и оценка руководителями процесса работы практиканта; еженедельная проверка дневника; анализ письменного отчета о проделанной работе

Работа ознакомительного характера, наблюдение за организацией воспитательного процесса в детском саду 20
Активная практическая деятельность, проведение занятий, экскурсий, развлечений 30
Организационная педагогическая деятельность, проведение режимных моментов, организация прогулки, игр. 12
Культурно-просветительская работа с родителями 4
Оформление отчетной документации 6
3 Заключительный этап: · устный отчет в присутствии комиссии, · участие в итоговой конференции.   Подготовка к защите отчетов о проделанной работе; подготовка мультимедийной презентации 6 Устный отчет студентов; презентация своей работы

Итого:

90

 

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

 на практике

Методические указания

Подготовительный этап

Перед началом практики общий руководитель (координатор) данного проводит инструктивное собрание, на котором разъясняют цель, задачи, содержание, порядок её прохождения, требования, предъявляемые к отчетной документации. Обсуждаются базы практики, сроки её проведения, критерии оценивания результатов.

Ожидаемые результаты

Результатом производственной педагогической практики будут сформированные у слушателей курсов умения профессионально-педагогической деятельности, позволяющие будущим воспитателям решать профессионально-педагогические задачи в сфере дошкольного образования.

Формы отчетности

Для аттестации по педагогической практике каждому слушателю необходимо продемонстрировать групповому руководителю готовность к решению профессионально-педагогических задач, связанных с организацией и проведением двух занятий с подгруппой детей, прогулки с детьми; вечера развлечений для детей; организацией и руководством сюжетно-ролевой игрой дошкольников;

За решение каждой задачи студент получает оценку-зачет, что отражается в дневнике.

Итоговая оценка за практику ставится руководителем группы слушателей на основе анализа решения  задач педагогической практики, отраженных в отчетной документации. Окончательная оценка выставляется после итоговой конференции.

Введение дневника и планирование работы

План предстоящей работы составляется совместно с руководителем от учреждения в первую неделю выхода слушателей на практику. План работы должен быть согласован с администрацией учреждения (достаточно устного согласования).

Дневник прохождения практики ведется систематически, данные вносятся своевременно. В дневнике фиксируется дата практической работы, вид выполняемой деятельности (с указанием особенностей и количественных характеристик), затраченное на него время. ( Образец Дневника см. в Приложении). Материалы дневника используются при составлении отчета о выполненной на практике работе.

 

Оформление отчетной документации

Слушатели сдают  отчеты не позднее недели по завершению программы прохождения практики.  Отчеты должны быть подписаны руководителем учреждения, заверены печатью.

Письменный отчет должен содержать описание практической работы, предусмотренной данным видом практики.

В содержание «Отчета» входит:

- План работы на время прохождения практики, подписанный практикантом.

- Дневник прохождения практики, подписанный руководителем образовательного учреждения с отметкой «прибыл-убыл».

При оформлении «Отчета» перечисляются виды выполненных видов работ, даётся их подробная характеристика (темы, объем работы, в каком виде представлены результаты и т.п.;).

 

Содержание практики (виды деятельности слушателей):

В течение данного вида практики слушатели:

знакомятся:

- со структурой ДОУ: службы, их функции, кадры, их особенности, состав, подбор и пр., возрастные группы, организация набора детей и распределение их по группам, дополнительные образовательные услуги, их правовая база, особенности их работы. Изучение документов, отражающих структуру ДОУ: планы, схемы, таблицы, книги приказов, указы, инструкции, табели и другие. Студенты могут предложить различные формы рекламы ДОУ;

- со способами создания материальной базы ДОУ. Особенности финансово-хозяйственной деятельности заведующей, новые формы хозяйствования;

- с нормативно-правовыми документами, обеспечивающими организацию дошкольного образования в детском саду: программой развития ДОУ, концепцией и годовым планом ДОУ, содержание которых призвано обеспечивать реализацию приоритетных направлений образовательной политики дошкольного воспитания, основными программами (комплексными и парциальными) и образовательными технологиями, по которым работает детский сад. Анализ документации студенты фиксируют в дневнике в виде предлагаемой ниже таблицы или в свободной форме;

- с программой воспитания и обучения той возрастной группы, в которой работает практикант, с планами воспитательно-образовательной работы (перспективным, календарным) этой группы;

- с режимом работы данной возрастной группы (сетка занятий, комплекс утренней гимнастики, традиции группы и мн. др.);

- со списком детей по группам и особенностями воспитанников и их семей;

- составляют конспекты непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми и готовят необходимый дидактический материал для организованной и самостоятельной деятельности в центрах детской активности – экологическом, развития речи, искусств и других;

- активно включаются во взаимодействие с детьми, оказывают помощь воспитателю в организации режимных моментов, прогулок, игр и пр.;

- изучают планы и содержание работы ДОУ с родителями, помогают в оформлении уголков для родителей, готовят материалы для них;

- изучают способы педагогической и психологической диагностики развития ребенка, которая осуществляется воспитателями в соответствии с требованиями той или иной воспитательно-образовательной программы, и включаются в ее проведение.

 

 

Приложение

Структура отчета (примерная) по воспитательской практике

 

1. Анализ выполнения всех видов работ.

2. Проблемы, которые возникли в ходе практики и способы их решения.

3. Достижения, успехи, эмоциональное самочувствие во время практики.

4. Задачи и пути совершенствования своей практической деятельности.

5. Анализ условий организации и объема практики, предложения по ее усовершенствованию.

 

 

Модель конспекта занятия (примерная)

 

Возрастная группа или подгруппа детей _______________________________

Дата проведения ___________________________________________________

Ф.И.О. воспитателя _________________________________________________

Тема занятия: ______________________________________________________

Задачи:

- обучения:

- развития:

- воспитания:

Материал для занятия:

Форма организации:

Содержание, в котором продумать психолого-педагогическую структуру, дидактическое обеспечение и предполагаемую модель общения с детьми.

Примерная схема анализа занятия

 

1. Какие особенности и возможности детей были Вами учтены при планировании занятия?

2. Была ли проведена с детьми предварительная работа? Какова связь тематики этого занятия с предыдущим?

3. Какие решались задачи:

а) образовательные;

б) воспитательные;

в) задачи развития;

г) была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?;

д) что являлось главным, стержневым?

4. Рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия?

5. Оцените содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснование выбранным методам обучения, на решение каких задач они были направлены, их эффективность.

6. В чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие средства обучения Вы использовали?

7. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обеспечивалась работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия.

8. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?

9. Что следует учесть и продумать в организации последующих занятий?

 

Памятка к подготовке материалов к организации занятий

Рисование

Весь материал готовится заранее.

1. В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т.п.).

2. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны, для того, чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком.

Для занятий с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой, смоченными водой.

3. Воду для промывания кистей наливают в стеклянные банки емкостью 0,5 л, ее можно налить утром и поставить банки на поднос.

В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Банок может быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнение воды поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах, чтобы дети не отвлекались и не нарушали творческий процесс.

4. Бумагу для рисования необходимо подписать: в нижнем правом углу карандашом написать имя ребенка и начальную букву фамилии.

5. Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцевой кистью среднего размера, а в старшей и подготовительной к школе группах дети рисуют двумя кистями: толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.

6. Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, подставки, позже предлагать в открытой коробке для карандашей; в средней группе карандаши даются в коробке. Для рисования карандашами в старших группах необходимо использовать 18-24-цветные коробки карандашей. В этой же коробке или отдельно у старших дошкольников должен быть простой карандаш.

7. Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, поставки для кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует помнить о том, что часть изобразительных материалов храниться в столах у детей, поэтому до занятия необходимо вместе с детьми проверить в каком состоянии эти материалы.

8. Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для занятия, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или нескольких натур.

9. По окончании занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбертах, на доске и т.п.

10. Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности детей: с игровой, музыкальной, речевой, театрализованной, поэтому педагог не говорит, что занятие закончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности.

Лепка

Аппликация

1. Во 2-й младшей группе дети выполняют коллажи из готовых форм, которые получают на подносе или в конверте.

2. В средней группе дети учатся вырезать ножницами части, из которых изображаются предметы, поэтому получают заготовки на подносе.

3. В старшей группе детям дают заготовки цветной бумаги, а в подготовительной к школе группе детям предлагают набор цветной бумаги для самостоятельного подбора цвета, бумаги и формата.

4. В качестве основы для коллажа используют цветной картон и полукартон.

5. Бумагу-основу можно тонировать в нужный цвет таким образом, чтобы бумага при пользовании клеем не пачкалась.

6. Для приклеивания изображения используют только клейстер, только работа с частями сухих растений, с поролоном и тканью допускает использование синтетического клея, но в этом случае педагог проводит индивидуальную работу и оказывает помощь и контроль,

7. Все материалы для занятия аппликацией – кисти, салфетки, подкладки под бумагу и пр. должны быть чистыми.

8. Материалы, в том числе и ножницы, выставляются на отдельный стол, и дети самостоятельно готовят столы к занятию, а после занятия каждый из детей моет кисть, собирает обрезки и выбрасывает в корзину для мусора. Розетки для клея и салфетки могут помыть и постирать дежурные.

9. Ножницами дети работают под руководством воспитателя, который обязан следить за правильным пользованием ими и контролировать технику безопасности.

10. Обрезки бумаги, которые можно использовать повторно в качестве мелких деталей следует собирать в красивую коробку и выставлять ее как на занятии, так и для творческой деятельности вне занятий.

Обязательные приложения к календарным перспективным планам

 

Какой бы вариант плана не использовали воспитатели, обязательными приложениями к нему являются:

1. План-график режима жизнедеятельности детей (планируется)

2. Содержание работы с родителями (на месяц).

3. Наблюдение окружающей жизни и сезонных изменений в природе (на месяц).

4. Комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна (на месяц).

5. Организация работы с родителями (на месяц).

6. Работа по созданию развивающей среды (месяц или квартал).

План-график режима жизнедеятельности представляет собой наглядную модель того, как организована жизнь детей в течение недели.

План-график позволяет увидеть, не перегружен ли день, и скорректировать календарный план образовательной работы с детьми.

Содержание работы с родителями планируется на месяц. Следует указать, в какие дни и что будет делано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены.

Наблюдения окружающей жизни сезонных изменений в природе оставляются в виде перечня. Возможно (но не обязательно) указание задач активизации словаря, учет в любой форме обязателен.

Комплекс утренней гимнастики, если она проводится на свежем воздухе, планируется в 3-х вариантах: для нормальной (по сезону) погоды, при сильной влажности, при сильном ветре; 4-й вариант разрабатывается на случай непогоды, когда провести гимнастику на свежем воздухе невозможно.

Работа по созданию и совершенствованию развивающей среды планируется на месяц, либо на квартал, в соответствии с лично-творческими планами воспитателей и программой развития ДОУ.

 

Примерные вопросы к беседе с заведующим или

заместителем заведующего образовательным учреждением

 

1. Общие сведения о дошкольном образовательном учреждении:

- № ДОУ, район, приоритетное направление, Ф.И.О. заведующей, старшего воспитателя, адрес детского сада, телефон;

- Количество детей, посещающих детский сад, количество групп, какие это возрастные группы (перечисление), группы бюджетные и внебюджетные;

- По каким образовательным и парциальным программам работает ДОУ? Почему? Какие дополнительные услуги представляет сад родителям и детям?

- Кто они – потребители образовательных услуг? Краткая характеристика родителей детей, посещающих детский сад.

- Есть ли у детского сада девиз, постулат, которым руководствуются сотрудники в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста?

2. Педагоги и специалисты детского сада:

- Какое образование имеют руководитель, воспитатели, какие квалификационные категории? Какие специалисты работают в детском саду, какие решают профессиональные задачи и где? Где и как повышают профессиональную квалификацию педагоги и специалисты?

- Как осуществляется сотрудничество специалистов и педагогов, специалистов и родителей? Существуют ли трудности? Какие? Возможные пути решения.

- Какие традиции существуют у детского сада, его сотрудников? 

3. Связь детского сада с другими заинтересованными организациями:

- Городской и районный комитет по образованию, районный и городской методические кабинеты, центры, высшие и средние профессионально-педагогические учреждения, учреждения культуры, школы, поликлиника;

- Является ли сад опытно-экспериментальной площадкой? Какие исследовательские задачи решает?  

4. Историко-биографическая справка детского сада:

- С какого года функционирует сад (день рождения ДОУ)?

- Какие изменения претерпел за последние 5-10 лет?

5. Достижения детского сада:

- Лауреатом каких конкурсов и научно-исследовательских проектов является ДОУ и его сотрудники? Есть ли награды у детского сада, какие?

- Отзывы родителей о дошкольном образовательном учреждении, связь с выпускниками детского сада.

6.    Любая другая информация по усмотрению руководителя ДОУ.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДЕТСКОМ САДУ

 

 

Пояснительная записка

 

Цель практики: становление общепрофессиональной компетентности слушателей в процессе решения профессионально-педагогических задач в условиях реального взаимодействия с детьми в детском саду, развитие способности применять знания, умения и личностные качества для успешного осуществления профессиональных функций воспитателя детского сада.

 

2. Задачи педагогической  практики:

Развитие умений слушателей проектировать и реализовывать фрагменты педагогического процесса в группе детского сада.

Развитие умений анализа и самоанализа результатов педагогического процесса.

Овладение умениями научно-исследовательской деятельности по проблеме выпускной работы.

В процессе решения обозначенных задач слушатели овладевают следующими профессионально-педагогическими умениями:

- постановки и реализации целей и задач развития и воспитания ребенка-дошкольника и группы детей в целом в условиях педагогического процесса ДОУ;

- отбора содержания, способов и средств педагогического взаимодействия с детьми в условиях педагогического процесса;

- организации педагогического взаимодействия с группой детей и индивидуально с ребенком;

- организации индивидуальной и совместной детской деятельности;

- анализа и самоанализа достижения поставленных целей и задач фрагментов педагогического процесса;

- разработки методических рекомендаций для родителей;

-формирование творческой активности и положительной мотивации к будущей профессии.

- отбор научно-методического материала для выполнения выпускной работы.

 Форма проведения практики

Практика в детском саду является педагогической практикой и проводится в детских дошкольных учреждениях образовательно-воспитательного характера.

Структура и содержание практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 недели.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов Трудоемкость Формы текущего контроля
1 Подготовительный этап: · присутствие на инструктивном собрании.   Предварительное знакомство с программой практики 2 Регистрация присутствующих

2

Основной этап:

· продуктивное прохождение практики,

· оформленный по всем правилам письменный отчет.

 

Введение дневника и планирование работы 10

Присутствие и оценка руководителями процесса работы практиканта; еженедельная проверка дневника; анализ письменного отчета о проделанной работе

Работа ознакомительного характера, наблюдение за организацией воспитательного процесса в детском саду 20
Активная практическая деятельность, проведение занятий, экскурсий, развлечений 30
Организационная педагогическая деятельность, проведение режимных моментов, организация прогулки, игр. 12
Культурно-просветительская работа с родителями 4
Оформление отчетной документации 6
3 Заключительный этап: · устный отчет в присутствии комиссии, · участие в итоговой конференции.   Подготовка к защите отчетов о проделанной работе; подготовка мультимедийной презентации 6 Устный отчет студентов; презентация своей работы

Итого:

90

 

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

 на практике

Методические указания

Подготовительный этап

Перед началом практики общий руководитель (координатор) данного проводит инструктивное собрание, на котором разъясняют цель, задачи, содержание, порядок её прохождения, требования, предъявляемые к отчетной документации. Обсуждаются базы практики, сроки её проведения, критерии оценивания результатов.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 227.