До вступления в землю обетованную
Времена вождей
Времена вождей продолжаются от событий исхода Израильтян из Египта (1250 г. до Р.Х.) до окончания событий завоевания земли Обетованной и смерти Иисуса Навина (1175 г. до Р.Х.) — последнего вождя народа Израильского, то есть охватывают собою время в 75 лет. Четвертый и часть пятого периода нашей истории принадлежит ко временам вождей. Времена вождей описывают книги Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Книга ИСХОД
Введение
Размножение Израиля в Египте (Исх. 1, 1-7).
Исх. 1, 8-14: еврейский народ после прихода нового царя Рамсеса[88] II постепенно становится рабом.
Приказ повивальным бабкам отфФараона об убиении рождающихся еврейских младенцах (Исх. 1, 15-22).
Моисей
Исх. 2, 1-10: Рождение и воспитание Моисея.[89]
Моисей защищает Еврея от Египтянина и убивает его. Один из евреев упрекает Моисея (Исх. 2, 11-15а).
Бегство Моисея в землю Мадиамскую[90] (Исх. 2, 15б).
Женитьба Моисея на Сепфоре[91] (Исх. 2, 16-21).
Рождение у Моисея и Сепфоры сыновей Гирсама[92] и Елиезера[93] (Исх.2,22).
Призвание Моисея. Неопалимая купина
Исх. 3, 1-22: Беседа Моисея с Богом. Призвание Моисея при горе Хорив.[94] Неопалимая купина как прообраз Пресвятой Богородицы.
Исх. 4, 1-9: Моисей получает дар чудотворения.
Исх. 4, 10-17: Аарон[95] дан в помощь Моисею.
Смерть Фараона. Возвращение Моисея со всем семейством в Египет (Исх. 4, 18-26).
Исх. 4, 27-31: Встреча Моисея и Аарона. Вдохновение народа Израильского.
Десять казней Египетских
Фараон отказывается отпустить Израиля (Исх. 5, 1-5).
Исх. 5, 6-18: Угнетение народа усиливается.
Ропот народа на Моисея и Аарона (Исх. 5, 19-21).
Исх. 5, 22-6, 13: Обещание Божие об избавлении.
Чудеса и знамения Моисея. Казни Египетские:
Жезл[96] превращается в змея (Исх. 7, 8-13).
Вода Нила[97] превращается в кровь (казнь первая — Исх. 7, 14-24).
Жабы[98] в домах (вторая казнь — Исх. 7, 25 – 8, 15).
Мошки (третья казнь — Исх. 8, 16-19).
Песьи мухи[99] (четвертая казнь — Исх. 8, 20-32).
Моровая язва (пятая казнь — Исх. 9, 1-7).
Воспаление с нарывами (шестая казнь — Исх. 9, 8-12).
Град (седьмая казнь — Исх. 9, 13-35).
Саранча (восьмая казнь — Исх. 10, 1-20).
Тьма (девятая казнь — Исх. 10, 21-29).
Возвещение от Бога о поражении первенцев (Исх. 11, 1-10).
Исх. 12, 1-28: установление Пасхи.[100]
Исх. 12, 29-36: смерть первенцев (десятая казнь).
О долготерпении и гневе Божием. Последовательность
казней египетских. Бедствия, как последствие непослушания Богу с итогом — смерть.
Десять чудес как десять опровержений ложных божеств.
Ветхозаветная пасха. Луч свободы в ночи рабства.
Кровь принесенного в жертву агнца,
как прообраз кровной спасительной жертвы любви Христовой.
Исход из Египта
Исх. 12, 37-42: Пасхальная ночь. Опресноки.[101]
Исх. 13, 17-22: Столп облачный и огненный.
Переход через Чермное море
Исх. 14, 1-31: Переход через Чермное[102] море. Гибель всего воинства фараона.
Спаситель народа Израильского, как прообраз Спасителя мира.
Переход по дну моря, как прообраз святого крещения.
Странствование по пустыне до горы Синай
Исх. 15, 22-26: Мера:[103] горькая вода превращена в сладкую — о необходимости исполнять закон Божий. Чрез древо горькая вода делается сладкой, — прообраз древа Жизни и Обетование о Животворящем Кресте Господнем.
12 источников и 70 финиковых деревьев в Елиме[104] (Исх. 15, 27) – 12 и 70 апостолов — источник и плод.
Исх. 16, 1-3: Ропот сынов Израилевых. Бог посылает перепелов и дает хлеб (Исх. 16, 13-21). Манна[105] небесная — чудесное промышление Божие и прообраз пришествия Христа, таинственного Небесного Хлеба.Исх. 16, 22-30: Постановление о субботе:[106] «вышли в седьмой день собирать и не нашли» — о сегодняшнем соблюдении праздников.
Исх. 17, 1-7: Вода из скалы в Рефидиме,[107] — вода из скалы Хорив, — образ покаяния заблудшей души. Встреча Моисея с Иофором[108] (Исх. 18, 1-12): Иофор дает совет Моисею. Благоразумие Моисея, назначение судей.
Синайское законодательство
Хорив. Гора Синай
(краткая историческая справка)
Название Синай означает «скалистый», «утесистый». Так называется одна из гор Хорива и пустыня Каменистой Аравии. У Арабов в настоящее время эта гора называется Тур, или Джебель-Тур-Сина. Она находится на юге Синайского полуострова, который образуется двумя заливами Чермного моря: Суэцким и Акабским. Вершина горы возвышается более чем на 2400 метров над поверхностью моря. Подъем на нее длится более двух часов по каменным ступеням в числе нескольких тысяч. Богоявление Моисею произошло на самой высокой точке Хорива.
Здесь, на Синае указывают пещеру, в которой спасался пророк Илия, а ниже — его источник. Благодаря источнику пророка Илии это место зелено от растительности и выглядит оазисом.
Гору Синай хорошо знал и Магомет и дал повеление своим полководцам не нарушать тихой и безмятежной жизни Синая. Вершина горы состоит из двух небольших площадок. На северной площадке построена небольшая церковь в честь Преображения Господня, а на другой —мусульманская мечеть. В скале за церковью к северу указывают место, где укрывался Моисей во время встречи с Богом: «И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]» (Исх. 33, 21-23).
В V веке весь пустынный Синайский край был усеян скитами.
Монастырь святой Екатерины основан в VI веке. Благодаря заботам императора Юстиана он был хорошо благоустроен, построена колокольня (колокола позже, в XIX веке, подарены русскими) и величественный в своем убранстве храм Преображения (VI в.). Близ алтаря, с улицы, растет куст Неопалимой Купины — отростки древней. Зеленым куполом куст покрывает небольшое строение круглой формы. На престоле алтаря храма находятся два ковчега с мощами святой великомученицы Екатерины — в одном ее глава, в другом ее кисть. В крипте, под алтарем главного престола, указывают место, где явился пророку Моисею Господь в образе Неопалимой Купины: «И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3, 2). Здесь услышал пророк глас Божий: «Аз есмь Сый (Сущий)» и повеление Его разуть обувь, ибо место сие свято. Все паломники испокон веков обязаны снять обувь, подходя к месту явления Неопалимой Купины.
Русский паломник игумен Варсонофий, посетивший Синай в 1461 году, замечает в своем описании путешествия, что если «кто забудет и войдет в церковь неразутым, то на него накладывается епитимия три года босым ходить».
В свое время игуменом монастыря был преподобный Иоанн Лествичник. Ныне глава преподобного Иоанна Лествичника находится в Метеоре, в монастыре (Греция). Пещера, где святой подвизался, находится в полутора часах езды от Синайского монастыря. Там он провел остаток жизни (после управления Синайской обителью) в полном уединении. Там построена церковь в его честь. Имеется источник воды, связанный с его именем. В монастыре находится знаменитая Синайская библиотека, где в 1859 году ученый немец теолог Тишендорф в корзине для ненужных бумаг обнаружил древнейший Синайский кодекс Нового Завета (IV в.), купленный затем русским императором, но после революции 1917 года в 1934 году проданный на праздник Рождества Христова за бесценок (500.000 $) советским правительством Британскому музею.
В Синайской библиотеке уникальное собрание древних манускриптов, рукописей, в количестве 3500 единиц. Это собрание уступает лишь Ватиканскому музею рукописей. Рукописные книги имеются на древних языках: еврейском, персидском, сирийском, арабском, эфиопском, греческом, славянском и др. Кроме прочего, В библиотеке находится копия грамоты Мухаммеда, заверенную его рукой в буквальном смысле, то есть отпечатком всей его кисти, (он был неграмотным), благодаря которой, говорят, турки пощадили эту святую обитель. Монастырь святой Екатерины состоит в юрисдикции Иерусалимского Патриарха, но в действительности он существует совершенно независимо.
Интересно, что на Синае встречается много камней с отпечатками мелких листочков ветвей — признаком совершившегося здесь ветхозаветного чуда, явленного Богом пророку Моисею в Неопалимой Купине (кусте). Сколько ни раскалывай такой камень, на внутренних стенках будут ясно видны ветви с листочками тернового куста. Такие камни более крупных размеров можно найти на спуске с горы. Побывавший на Синае один наш соотечественник в своих записках отметил это дивное явление, навеки запечатленное в недрах священного Хорива: «Здесь, на горе Моисея, прямо на камнях растут цветы. Да и сами камни необычные: на них отчетливо виден рисунок — зеленая веточка и мираж огня, словно куст продолжает гореть и не сгорать. Вся скала, на какие бы части ее не крошили, насквозь пронизана такими узорами, будто выполненными рукою художника-чудотворца».
Исх. 19, 1-9: Достижение Синая. Израиль у подножья горы Синай.
Освящение народа. Пост, предваряющий Завет, как необходимая подготовка к его восприятию (Исх. 19, 10-15).
Исх. 19, 16-25: Моисей пред Богом на горе Синай.
Исх. 20, 1-20: Десять заповедей.
Законы Завета: о жертвеннике, о рабах, об убийстве, о телесных повреждениях, о собственности и другие (преступления, наказуемые смертью, предписания любви к ближнему, законы о справедливости, закон о трех праздниках (Пасхи, Опресноков[109] и Жатвы[110]) и другие) (Исх. 20, 21 - 31).
Исх. 23, 20-33: Обетования о земле Ханаанской.[111]
Исх. 24, 1-8: Завет заключается кровью.
Исх. 24, 12-18: Моисей на горе Синай — «Я дам тебе скрижали каменные».
Две скрижали[112] Ветхого Завета. Совершенно новые начала в отношениях человека с человеком и человека с Богом, заложенные в Синайском законодательстве.[113] Отличия Ветхого завета от законов языческого мира. Скиния в пустыне (Исх. 25 - 31):
Приношения для скинии, Ковчег Завета, Стол и хлеба предложения, семисвечник, скиния, завеса, медный жертвенник, двор скинии, устав богослужения (елей для светильника, одежды для священников, о посвящении священников, жертвенник кадильный, приношения Господу, медный умывальник, миро[114] для священного помазания, фимиам[115]). Исх. 25, 10-22: Ковчег Завета.
Золотой телец
Израиль нарушает Завет идолопоклонством:
Аарон делает золотого тельца[116] (Исх. 32, 1-6).
Моисей ходатайствует за народ на горе Синай (Исх. 32, 7-14).
Исх. 32, 15-24: Моисей уничтожает тельца и разбивает скрижали.
Исх. 32, 25-29: Наказание идолопоклонников смертью (ревность колена Левина).[117]
Второе ходатайство Моисея (Исх. 32, 30-35).
Возобновление Завета (Исх. 33).
Дарование вторых скрижалей (Исх.34, 1-10).
Сооружение скинии
(Исх. 35-40)
Святилище, как место особого присутствия Божия. Коренное отличие между золотым изваянием в виде тельца и построенной скинией.
Исх. 40, 34-38: Слава Господня наполняет Скинию.
Книга ЛЕВИТ
Учреждение священства
О законах и правилах Богослужения (Лев. 1 - 7).
Правила о священниках (Лев. 8 - 10):
Лев. 8, 1-13: Помазание священников.
Лев. 10, 1-3: Огонь чуждый. Смерть Надава и Авиуда.[118]
Книга ЧИСЛА
Поход до земли Обетованной
Перепись всего народа по повелению Божию (Чис. 1).
Распределение колен в стане и их начальники (Чис. 2).
Правило о левитах (Чис. 3 - 4).
Законы и правила в стане (Чис. 5-6):
Удаление всего нечистого (Чис. 5, 1-4).
Закон о возмещении убытков (Чис. 5, 5-10).
Закон о ревности (Чис. 5, 11-31).
Закон о назорействе[119] (Чис. 6).
Последние наставления перед отправлением в путь (Чис. 8-9):
Чис. 8, 1-4: Повеление о светильниках и семи лампадах.
Повеление об очищении левитов (Чис. 8, 5-22).
Чис. 8, 23-26: О служении левитов.
Чис. 9, 1-14: Предписание о праздновании Пасхи.
Чис. 9, 15-23: Облако, покрывающее скинию.
Странствования от Синая до Моава[120] (Чис. 10, 11 - 21, 35):
Отправление в путь: Ковчег Завета, как высшая святыня впереди стана. Грехи Израиля:
Чис. 11, 1-3: Ропот в Тавере.[121]
Чис. 11, 4-9: Воспоминание со сладостью во времена тягостей об оставленном Египте.
Чис. 11, 10-15: Скорбь и молитва Моисея о помощи.
Чис. 11, 16-30: Божий ответ Моисею: семьдесят старейшин.
Чис. 11, 31-35: Перепела и поражение язвой в Киброт-Гаттааве,[122] —мясо перепелов, — смерть, как наказание за пресыщение на пути к свободе и помощь Божия, как награда за терпение.
Чис. 12, 1-8: Моисей берет в жены Эфиоплянку. Мариам[123] и Аарон упрекают Моисея. Господь защищает Моисея. Прообразовательное значение женитьбы Моисея.
Чис. 12, 9-15: Проказа Мариам. Моисей молится об ее исцелении.
Двенадцать соглядатаев в земле Обетованной (Чис. 13):
Назначение соглядатаев (Чис. 13, 1-17).
Чис. 13, 18-21: Отправка соглядатаев. Осмотр земли Обетованной (Чис. 13, 22-25).
Чис. 13, 26-34: Сообщение вернувшихся соглядатаев.[124]
Неготовность израильтян в решительный момент истории, неверие в помощь Божию и, как результат, долголетние странствования по пустыне.
Восстание Израиля (Чис. 14):
Чис. 14, 1-3: Ропот. Чис. 14, 4-10а: Иисус Навин[125] и Халев[126] уговаривают народ. Чис. 14, 10б-12: Гнев Господень. Чис. 14, 13-19: Ходатайство Моисея за народ. Чис. 14, 20-38: Суд Божий над Израилем за неверие, — решение о сорокалетнем странствовании (Иисус Навин и Халев вошли в землю Обетованную).
Поражение Израиля Амаликитянами[127] и Хананеями (Чис. 14, 39-45).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 245.