Быт. 18, 1-8: Явление Бога Аврааму в виде трех странников. Образ Пресвятой Троицы у дуба Мамрийского.[43] Прообраз новозаветного Богоявления.
Обетование рождения сына. Смех Сарры (Быт. 18, 9-15).
Извещение Божие о конце Содома и Гоморры (Быт. 18, 17-21).
Быт. 18, 22-33: Заступничество Авраама. О силе молитвы праведника.
Содом и Гоморра
Быт. 19, 1-11: Лот принимает двух ангелов. Суть содомского греха.
Быт. 19, 12-14: Зятья Лота не верят ему.
Быт. 19, 15-23: Семья Лота покидает Содом.
Путь нечестивца погибнет. Об ангельской помощи. Необходимость решительности при оставлении нечестия.
Быт. 19, 24-28: Разрушение Содома[44] и Гоморры.[45]
Грех дочерей Лота. Происхождение Моавитян[46] и Аммонитян[47] (Быт. 19, 30-38).
Авраам и Авимелех
Переселение[48] Авраама. Грех неведения Авимелеха[49] (Быт. 20, 1-7).
Молитва Авраама об Авимелехе (Быт. 20, 8-18).
Рождение Исаака
Быт. 21, 1-7: Рождение и обрезание Исаака.[50]
Изгнание из дома Авраама Агари и Исмаила (Быт. 21, 15-21).
Авраам переселяется в Вирсавию[51] (Быт. 21, 33-34).
Высшее испытание веры Авраама
Быт. 22, 1-8: Бог испытывает Авраама. Повеление Божие принести в жертву своего единственного сына Исаака на горе Мориа[52]. Непоколебимость Авраама в послушании Богу.
Быт. 22, 9-14: Бог останавливает Авраама.[53] Исаак, как прообраз жертвы Спасителя мира.
Быт. 22, 15-19: Повторение благословения Божия к Аврааму.
Смерть и погребение Сарры (Быт. 23).
Женитьба Исаака
Наказ Авраама рабу своему относительно женитьбы Исаака (Быт. 24, 1-9).
Раб следует в Месопотамию.[54] Молитва раба о помощи Божией в выборе невесты (Быт. 24, 10-14).
Встреча раба с Ревеккой[55] (Быт. 24, 15-33).
Раб сватает Ревекку за Исаака (Быт. 24, 34-49).
Ревекка соглашается пойти с рабом Авраама (Быт. 24, 50-61).
Ревекка делается женой Исаака (Быт. 24, 62-67).
Быт. 25, 7-11: Смерть Авраама.
Рождение Исава и Иакова
Быт. 25, 19-26: Рождение Исава[56] и Иакова:[57] «больший будет служить
меньшему».
Быт. 25, 27-34: Исав продает свое первородство. О пренебрежении к отеческому благословению. Исав — начальник рода идумеян.
Исаак и Авимелех
Быт. 26, 1-5: Исаак переселяется в Герар.[58] Подтверждение завета Исааку. Исаак обманывает Авимелеха о Ревекке (Быт. 26, 6-11).
Богатство Исаака. Засыпание колодцев. Зависть Филистимлян (Быт. 26, 12-16). Спор Исаака с Авимелехом о колодцах. Союз между Исааком и Авимелехом. Исаак поселяется в Вирсавии (Беэршива) (Быт. 26, 17-33).
Благословение Иакова и Исава
Женитьба Исава в тягость Исааку и Ревекке (Быт. 26, 34-35).
Отец готовится к благословению сына. Исав охотится за дичью (Быт. 27, 1-5).
Ревекка и Иаков прибегают к хитрости (Быт. 27, 6-17).
Иаков выдает себя за Исава и подходит за благословением к отцу (Быт. 27, 18-26).
Быт. 27, 27-29: Благословением Исааком Иакова.
Исав подходит к отцу и просит благословения (Быт. 27, 30-38).
Быт. 27, 39-40: Благословение Исааком Исава.[59]
Исав обещает убить Иакова. Ревекка советует Иакову убежать к Лавану[60] (Быт. 27, 41-46).
Быт. 28, 1-5: Исаак отсылает Иакова к Лавану. Окончательное благословение младшего сына перед дорогой в Харран.[61] Первородство по благодати. Исав берет себе третью жену из дочерей Исмаила (Быт. 28, 6-9).
Сон Иакова
Быт. 28, 10-22: Иаков в Вефиле.[62] Сон Иакова на камне. Лествица[63] чудесный символ божественного промышления о земле, прообраз Пресвятой Богородицы. Повторение Иакову Обетования, данного некогда Аврааму и Исааку.
Иаков и Лаван
Иаков встречается с Рахилью у колодезя (Быт. 29, 1-12).
Иаков встречается с Лаваном (Быт. 29, 13-14).
Иаков семь лет работает за Рахиль[64] (Быт. 29, 15-20).
Лаван обманывает Иакова и дает ему в жены Лию[65] (Быт. 29, 21-25а).
Иаков, наконец, получает в жены Рахиль и работает еще семь лет (Быт. 29, 15-30). Рождение сыновей Иакова: Рувим, Симеон, Левий, Иуда — сыновья от Лии (Быт. 29, 31-35).
Дан и Неффалим — сыновья от служанки Рахили Валлы (Быт. 30,1-8).
Гад и Ассир — сыновья от служанки Лии Зелфы (Быт. 30, 9-13).
Иссахар и Завулон — последние сыновья Лии (Быт. 30, 14-20).
Дина — дочь Лии (Быт. 30, 21).
Иосиф — сын Рахили (Быт. 30, 22-24).
Сделка Иакова с Лаваном (Быт. 30, 25-43).
Иаков намеривается вернуться домой. Господь призывает Иакова к возвращению (Быт. 31, 1-16).
Бегство Иакова
Иаков уходит незаметно. Рахиль похищает идолов отца (Быт. 31, 17- 22). Лаван догоняет Иакова на горе Галаад[66] (Быт. 31, 23-32).
Лаван ищет похищенных идолов (Быт. 31, 33-42).
Иаков и Лаван заключают союз друг с другом (Быт. 31, 43-55).
Встреча Иакова с Исавом
Послы Иакова отправляются навстречу к Исаву (Быт. 32, 1-5).
Возвращение послов. Сообщение о том, что Исав с 400 воинами идет навстречу к Иакову (Быт. 32, 6-8).
Быт. 32, 9-12: Молитва Иакова при переходе через Иордан.
Быт. 32, 13-21: Иаков отсылает подарки Исаву.
Быт. 32, 22-32: Иаков получает имя Израиль.
Быт. 33, 1-11: Встреча Иакова с Исавом. Молитва и смирение умягчает сердце врага.
Исав возвращается в Сеир[67] (Быт. 33, 12-16).
Иаков поселяется близ Сихема (Быт. 33, 18-20).
Краткая историческая справка — страна Идумея:
Идумея, страна Эдомская, идумеяне — страна, народ, получившие свое название от Исава, или Эдома. Эта страна лежала на юг от Мертвого моря до северного конца Еланитского залива, на границах земли Моавитской. Идумея, иначе земля или гора Сеир, в Библейские времена составляла небольшую полосу земли между пустыней Син на запад и Каменистою Аравией на восток. Климат в ней был превосходный, и она отличалась особенным плодородием почвы. Царство Едом имело около 100 км в ширину и 180 км в длину, то есть его площадь составляла около 18000 кв. км. Древней столицей Идумеи был город Восора, вероятно нынешний Бессеира, упоминаемый в книге пророка Исаии (53, 1). Другими городами были: Петра (Села), Феман
После смерти Саула едомиты при первой же возможности показали свою ненависть к Израилю. Когда Давид воевал в северной Сирии с Адраазаром, царем Сувским, Едом, по всей видимости, напал на южную часть Иудеи и даже угрожал Иерусалиму. Однако по возвращении Давида более древнее царство Едом значительно уменьшилось в размерах, уступив часть территории более молодому Израилю; восемнадцатитысячное войско Едома было разбито в Соляной долине у южной оконечности Мертвого моря.
Давид покорил Едом, который оставался под владычеством Иудеи даже во времена разделенного царства вплоть до прихода к власти Иорама (середина IX в. до Р.Х.). Села сделалась в последствии столицей Идумеи. Более известна она в греческом переводе под названием Петра (Села означает камень по-древнееврейски, Петра по-гречески). Лет через пятьдесят после смерти Иорама царь Иудейский Амасия (875-800 гг. до Р.Х.) захватил Едом и крепость Селу. Развалины этого древнего города с множеством пещер, гробниц, дворцов, триумфальных ворот открыты в 1812 году Буркгардтом, в местности Вади-Муза, к востоку от горы Ор, на которой скончался первосвященник Аарон. Этот город, как известно (4 Цар. 14, 7) был взят царем Амасией, причем 10 тысяч Идумеян пало в сражении и 10 тысяч пленных Идумеев были низринуты победителями с утесов.
«Петра, столица земли Едомской, была одним из чудес древнего мира, — пишет Дейвис. Этот город был воздвигнут на гигантской скале, и многие здания были выдолблены в камне. Поразителен вид Петры, с ее домами, уходящими вглубь скальной породы — красивого розового камня. Город был практически неуязвим для вражеского нападения».
Пророчество о Едоме завершилось с падением Ассирии. «Свобода, полученная Едомом от Иудеи, — пишет Говард Вос, — обернулась лишь передышкой перед тем, как царство попало под еще более сильный гнет, на этот раз Ассирийский». «Когда ослабела Ассирия, — продолжает ученый, —Едом, наряду с другими народами был поглощен ордами халдеев, налетевшими из Трансиордании». Набеяне, видимо, и есть те самые «сыны Востока», упомянутые в книге Иезекииля (25, 4) где-то в VI веке до Р. Х. вытеснили едомлян из их горных укреплений и заняли город Петру.
Ко времени рождения Господа нашего Иисуса Христа город Петра была процветающим городом, являясь конечным пунктом одного из великих торговых путей Азии. В Петре арабы сбывали свои пряности и благовония.
Во времена Римской империи, согласно «Библейскому словарю Уингера», «едомляне составляли одно целое с еврейским народом, и вся область нередко называлась римскими и греческими авторами Идумеей. Непосредственно перед осадой Иерусалима императором Титом (70 г. по Р.Х.) около 20 тысяч идумейцев были впущены в Священный Город, наполнив его грабежом и кровопролитиями. С этого времени едомляне как отдельный народ исчезают со страниц истории.
И даже в наши дни, когда слава о Петре распространилась по всему миру, число людей, которые видели этот город, остается ничтожно малым. Он остается затерянным и заброшенным, являя собой один из самых странных и прекрасных пейзажей в мире: огромный живописный некрополь, охраняемый орлами...»
Третий древний Идумейский город Феман упоминается еще в книге Бытия (36, 34). По всей видимости, это нынешний город Маан, расположенный к югу от Петры. Жители Фемана славились особенной мудростью (Иер. 49, 7). Некогда расположенный на восточной границе земли Едомской, он остался единственным поселением этой земли, избежавшим разрушения.
Последующая жизнь Иакова
История с Диной (Быт. 34).
Иаков переселяется в Вефиль (Быт. 35, 1-4).
Устройство жертвенника в Вефиле (Быт. 35, 5-8).
Быт. 35, 9-15: Подтверждение Обетования Иакову.
Рождение Вениамина и смерть[68] Рахили (Быт. 35, 16-21).
Смерть Исаака в Хевроне (Быт. 35, 27-29).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 251.