Норма права - общеобязательное, формально определённое поведение,
установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование
общественных отношений.
Частей 3: 1.Гипотеза-часть логической структуры норм права, представл. собой описание условий(жизн. обстоятельств)наступление или отсутствие которых требуют установление государством вариантов поведения. В гипотезе определяются адресаты,кот должны соотв модели поведения(гип-простые,сложные,альтер)2.Диспозиция-часть логической структуры норм права,в кот содерж предписание,каким образом может поступить субъект при наступлении условий, описанных в гипотезе,т.е. модель закрепления правомерного поведения.(дис-прямая,отсылочная,бланкетныя,прост\обяз)3.Санкция-часть логической структуры нормы права,пердст собой описание мер гос.принуждения,кот могутбыть применены к нарушителю диспозиции(абсолютноопред,относитопред,альтер,комулят)Каждый элемент играет свою роль, юристы говорят, что безгипотезы норма бессмысленна. без диспозиции немыслема, без санкции бессильна.
Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.
44.Способы изложения норм права.
Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:
1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;
2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;
3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.
Иногда в зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют абстрактный и казуистический способы изложения норм права.
При абстрактном способе норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия.
Казуистический способ состоит в том, что моделируемые действия излагаются путем перечисления или указания на их индивидуальные признаки.
44.Способы изложения норм права (другой вариант).
Существует три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.
При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:
1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;
2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.
Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта.
Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм.
45.Понятие правотворчества и его субъекты.
Правотворчество - это деятельность прежде всего гос.органов по принятию, изменению и
отмене юр.норм.
Субъектами правотворчества выступают гос.органы, негосуд. структуры
(местные органы, профсоюзы и др.), наделённые соответствующими
полномочиями, а также народ при принятии законов на референдуме.
Правотворчество характеризуется:
1)представляет деятельность активную, творческую, государственную.
2)основная продукция юр.нормы, воплощающиеся в нормативных актах (договорах, правовых обычаях, юр. прецедентах).
3) важнейшее средство управления обществом.
4) качество нормативных актов, уровень и культура правотворчества-
показатель цивилизованности и демократии общества.
Принципы: 1)научность (для принятия необходимо изучать социальноэкономическую, политическую и др жизнь общества).
2) профессионализм(занимаются юристы, управленцы, экономисты и др.)
3)законность(правотворчество осуществляется в рамках Конституции) ;
4) демократизм (харак.степень участия граждан;
5) гласность(открытость, прозрачность);
6)оперативность (своевременное издание норм.актов).
Виды правотворчества в зависимости от субъектов:
1)непосредственное народа на референдумах;.
2)гос.органов (Дума, правительство);
3)отдельных должностных лиц (Президент, министр);
4)органов местного самоуправления
5)локальное(на предприятиях);
6)общественных организаций(профсоюзы).
В зависимости от значимости:
1) законотворчество(принятие законов высшими органами власти);
2) делегированное правотворчество (органами исполнительной власти, осуществляемое по
поручению парламента);
3) подзаконное правотворчество (структуры не относящиеся к высшим
представительным органам президентом, правительством, министерствами и др.)
46.Понятие формы (источника) права и их виды.
Под источником права следует понимать 3 фактора:
1) источник в материальном смысле(условия жизни общества, форма собственности и т.д.);
2) источник в идеологическом смысле(правовые учения, доктрины, правосознание);
3)источник в формально-юридическом смысле - это есть форма права, т.е. способ выражения
во вне государственной воли, юридических правил поведения.
Основные виды источников права:
1) нормативный акт-это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определённых общественных отношений (Конституция, законы и др.);
2) правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения (наприм.ст.5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота );
3)юридический прецедент-это судебное или административное решение по
конкретному делу, кот. придается сила нормы права и кот. руководствуются при
решении сходных дел( распространено в Англии, США. Канаде и др.)
4)нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в
результате которого возникает новая норма права.
5) правовая доктрина – принципы и нормы поведения, которые изложены в научных трудах наиболее авторитетных ученых и практиков и являются признанными государством в качестве общеобязательных.
47. Правовой обычай и нормативный договор как формы (источники) права.
Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.
Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права . Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими.
Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства: 1) содержит норму общего характера; 2) добровольность заключения; 3) общность интереса; 4) равенство сторон;5) согласие участников по всем существенным аспектам договора; 6) эквивалентность и, как правило, возмездность; 7) взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; 8) правовое обеспечение'.
В отличие от договоров-сделок, нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера — нормы.
Наиболее распространенным примером такого рода актов является коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма значительную роль при регулировании трудовых отношений. К числу нормативных относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами Российской Федерации.
48. Судебный прецедент и юридическая доктрина как источники права.
Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только "сердцевина" дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.
Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство'.
Как форма (источник) права, юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта. Однако его элементы имеют место и в российской правовой системе, что связано прежде всего с деятельностью Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами.
Прецедент может быть как судебным, так и административным. Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.
Юридическая доктрина – принципы и нормы поведения, которые изложены в научных трудах наиболее авторитетных ученых и практиков и являются признанными государством в качестве общеобязательных.
Юридическая доктрина выражается в виде теорий, концепций, идей.
Юридическая доктрина как источник права:
1)оказывает существенное влияние на сознание законодателей;
2)разрабатывает юридические термины и конструкции;
3)ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;
4)определяет тенденции и закономерности развития государства и права.
Правовая система нашей страны правовую доктрину не признает в качестве официальной формы права (официально признана только в странах англосаксонской правовой системы).
Дата: 2018-09-13, просмотров: 466.