Логическая структура нормы права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Норма права - общеобязательное, формально определённое поведение,

установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование

общественных отношений.

Частей 3: 1.Гипотеза-часть логической структуры норм права, представл. собой описание условий(жизн. обстоятельств)наступление или отсутствие которых требуют установление государством вариантов поведения. В гипотезе определяются адресаты,кот должны соотв модели поведения(гип-простые,сложные,альтер)2.Диспозиция-часть логической структуры норм права,в кот содерж предписание,каким образом может поступить субъект при наступлении условий, описанных в гипотезе,т.е. модель закрепления правомерного поведения.(дис-прямая,отсылочная,бланкетныя,прост\обяз)3.Санкция-часть логической структуры нормы права,пердст собой описание мер гос.принуждения,кот могутбыть применены к нарушителю диспозиции(абсолютноопред,относитопред,альтер,комулят)Каждый элемент играет свою роль, юристы говорят, что безгипотезы норма бессмысленна. без диспозиции немыслема, без санкции бессильна.

Таким образом, структура правовой нормы есть логи­чески согласованное ее внутреннее строение, обусловлен­ное фактическими общественными отношениями, харак­теризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодейству­ющих элементов, реально выраженное в нормативно-пра­вовых актах.

 

 

44.Способы изложения норм права.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;

2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;

3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем от­сылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это име­ет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятель­ности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим зако­ном, другим источником права.

Иногда в зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют абстрактный и казуистический способы изложения норм права.

При абстрактном способе норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия.

Казуистический способ состоит в том, что моделируемые действия излагаются путем перечисления или указания на их индивидуальные признаки.

 

 

44.Способы изложения норм права  (другой вариант).

Существует три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта.

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм.

 

45.Понятие правотворчества и его субъекты.

Правотворчество - это деятельность прежде всего гос.органов по принятию, изменению и

отмене юр.норм. 

Субъектами правотворчества выступают гос.органы, негосуд. структуры

(местные органы, профсоюзы и др.), наделённые соответствующими

полномочиями, а также народ при принятии законов на референдуме. 

Правотворчество характеризуется:

1)представляет деятельность активную, творческую, государственную.

2)основная продукция юр.нормы, воплощающиеся в нормативных актах (договорах, правовых обычаях, юр. прецедентах).

3) важнейшее средство управления обществом.

 4) качество нормативных актов, уровень и культура правотворчества-

показатель цивилизованности и демократии общества.

Принципы: 1)научность (для принятия необходимо изучать социальноэкономическую, политическую и др жизнь общества).

2) профессионализм(занимаются юристы, управленцы, экономисты и др.)

3)законность(правотворчество осуществляется в рамках Конституции) ;

 4) демократизм (харак.степень участия граждан;

5) гласность(открытость, прозрачность);

 6)оперативность (своевременное издание норм.актов).

Виды правотворчества в зависимости от субъектов:

1)непосредственное народа на референдумах;.

2)гос.органов (Дума, правительство);

3)отдельных должностных лиц (Президент, министр);

 4)органов местного самоуправления

5)локальное(на предприятиях);

6)общественных организаций(профсоюзы). 

В зависимости от значимости:

1) законотворчество(принятие законов высшими органами власти);

2) делегированное правотворчество (органами исполнительной власти, осуществляемое по

поручению парламента);

3) подзаконное правотворчество (структуры не относящиеся к высшим

представительным органам президентом, правительством, министерствами и др.)

46.Понятие формы (источника) права и их виды.

Под источником права следует понимать 3 фактора:

1) источник в материальном смысле(условия жизни общества, форма собственности и т.д.);

2) источник в идеологическом смысле(правовые учения, доктрины, правосознание);

3)источник в формально-юридическом смысле - это есть форма права, т.е. способ выражения

во вне государственной воли, юридических правил поведения. 

Основные виды  источников права:

1) нормативный акт-это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определённых общественных отношений (Конституция, законы и др.);

2) правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения (наприм.ст.5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота );

3)юридический прецедент-это судебное или административное решение по

конкретному делу, кот. придается сила нормы права и кот. руководствуются при

решении сходных дел( распространено в Англии, США. Канаде и др.)

4)нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в

результате которого возникает новая норма права.

5) правовая доктрина – принципы и нормы поведения, которые изложены в научных трудах наиболее авторитетных ученых и практиков и являются признанными государством в качестве общеобязательных.

 

47. Правовой обычай и нормативный договор как формы (источники) права.

Наиболее древней формой права является правовой обы­чай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и со­блюдение которого обеспечивается государственным принуж­дением. Правовой обычай признается источником права тог­да, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отноше­ния, одобряемые населением. В рабовладельческих и фео­дальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и дру­гой способ санкционирования государством обычаев — от­сылка к ним в тексте законов.

Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права . Нормативные договоры получают все более широкое распро­странение в конституционном, трудовом, гражданском, между­народном и других отраслях права. Они бывают внутригосударст­венными и международными, учредительными и обычными, ти­повыми и текущими.

Любой договор с нормативным содержанием имеет следую­щие свойства: 1) содержит норму общего характера; 2) доброволь­ность заключения; 3) общность интереса; 4) равенство сторон;5) согласие участников по всем существенным аспектам догово­ра; 6) эквивалентность и, как правило, возмездность; 7) взаим­ную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; 8) правовое обеспечение'.

В отличие от договоров-сделок, нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового харак­тера, его содержание составляют правила поведения общего ха­рактера — нормы.

Наиболее распространенным примером такого рода актов яв­ляется коллективный договор между администрацией предпри­ятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма значительную роль при регули­ровании трудовых отношений. К числу нормативных относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами Российской Федерации.

 

 48. Судебный прецедент и юридическая доктрина как источники права.

Сущность судебного прецедента заключается в прида­нии нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только "сердцевина" дела, суть правовой пози­ции судьи, на основе которой выносится решение. Из прецедента постепенно могут скла­дываться и нормы законов.

Правовой прецедент представляет собой такое решение госу­дарственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помо­щью может быть подтвержден или объяснен какой-либо анало­гичный факт или обстоятельство'.

Как форма (источник) права, юридический прецедент полу­чил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законода­тельного акта. Однако его элементы имеют место и в российской правовой системе, что связано прежде всего с деятельностью Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, руково­дящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкрет­ных юридических споров всеми нижестоящими судебными орга­нами.

Прецедент может быть как судебным, так и административ­ным. Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых об­стоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшест­вующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.

Юридическая доктрина – принципы и нормы поведения, которые изложены в научных трудах наиболее авторитетных ученых и практиков и являются признанными государством в качестве общеобязательных.

Юридическая доктрина выражается в виде теорий, концепций, идей.

Юридическая доктрина как источник права:

1)оказывает существенное влияние на сознание законодателей;

2)разрабатывает юридические термины и конструкции;

3)ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;

4)определяет тенденции и закономерности развития государства и права.

Правовая система нашей страны правовую доктрину не признает в качестве официальной формы права (официально признана только в странах англосаксонской правовой системы).

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 466.