Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.
Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.
Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.
Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу).
Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации. К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д.
Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.
Кодификация - законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы -какого-либо правового института).
55.Понятие системы права и ее структура.
Система права - это внутренняя структура права, состоящая из
взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
Системная организация права имеет важное значение как для законодателя
(новый акт должен вписываться в старые нормы), так и для
правоприменителя( позволяет правильно истолковывать и применять норму
права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации
законодательства.
Черты системы права:1)первичным элементом выступают нормы
права, которые объединяются в более крупные образования -институты,
подотрасли, отрасли.2) её элементы внутренне согласованны, взаимоувязаны,
что придаёт ей целостность и единство.3)обусловлена социально-эконом.,
полит, религиозными и др. факторами.4) имеет объективный характер,зависит
от объективно существующих отношений, не может создаваться по субъективному
усмотрению людей. Понятие «система права» не равно понятию «правовая
система».Последнее шире, включает кроме системы права, юр. практику и
господствующую правовую идеологию. Таким образом эти понятия соотносятся
как часть и целое.
Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут.
Правовая норма — первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.
Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права (например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье и т.д).
Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.(пример правовых институтов: в уголовном праве — институт необходимой обороны; в гражданском праве — институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в семейном праве — институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне ее.
Институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Институты подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).
Таким образом, система права представляет собой сложное образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 474.