Систематизация нормативных правовых актов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в еди­ную систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного при­менения.

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступ­ности и удобства пользования нормативными актами, устра­нение устаревших и неэффективных норм права, разреше­ние юридических коллизий, ликвидация пробелов и обнов­ление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систе­матизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без из­менения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результа­том инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т.е. по хронологическому прин­ципу).

Инкорпорация подразделяется на официальную и нео­фициальную. К официальной можно отнести Собрание зако­нодательства Российской Федерации. К неофициальной инкорпорации от­носятся сборники нормативных материалов по отраслям пра­ва, издаваемых в учебных целях, для просвещения населе­ния и т.д.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснован­ное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, ос­новах законодательства и др.). Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпора­ция, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится за­конодателем в стройную, внутренне согласованную право­вую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый еди­ный сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Кодификация - законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство го­сударства), отраслевой (если перерабатываются нормы оп­ределенной отрасли законодательства) или специальной (ох­ватывающей нормы -какого-либо правового института).

55.Понятие системы права и ее структура.

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из

взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Системная организация права имеет важное значение как для законодателя

(новый акт должен вписываться в старые нормы), так и для

правоприменителя( позволяет правильно истолковывать и применять норму

права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации

законодательства.

Черты системы права:1)первичным элементом выступают нормы

права, которые объединяются в более крупные образования -институты,

подотрасли, отрасли.2) её элементы внутренне согласованны, взаимоувязаны,

что придаёт ей целостность и единство.3)обусловлена социально-эконом.,

полит, религиозными и др. факторами.4) имеет объективный характер,зависит

от объективно существующих отношений, не может создаваться по субъективному

усмотрению людей. Понятие «система права» не равно понятию «правовая

система».Последнее шире, включает кроме системы права, юр. практику и

господствующую правовую идеологию. Таким образом эти понятия соотносятся

как часть и целое.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут.

Правовая норма — первичный элемент системы права. Это ис­ходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права (например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье и т.д).

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновид­ность общественных отношений. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их мно­жество. Они обладают относительной автономией, так как каса­ются в известной мере самостоятельных вопросов.(пример правовых институтов: в уголовном праве — инсти­тут необходимой обороны; в гражданском праве — институт исковой давнос­ти, институт дарения, сделки, купли-продажи; в семейном праве — институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административ­ные, финансовые и т.д. Институты подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отрасле­вые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (за­крепительные).

Таким образом, система права представляет собой сложное образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного норматив­ного предписания; 2) структура правового института; 3) структу­ра правовой отрасли; 4) структура права в целом.

 

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 480.