В системе национальных счетов
Целью изучения темы является формирование знаний о современной методике подсчёта макроэкономических показателей, а также умений и навыков по анализу основных показателей измерения конечных результатов функционирования национальной экономики.
Система национальных счетов
В мировой практике наиболее известными методиками подсчёта основных макроэкономических показателей являются «Система баланса народного хозяйства» (СБНХ) и «Система национальных счетов» (СНС).
СБНХ была создана в 20-х годах ХХ века в СССР (первый баланс народного хозяйства описывает экономику СССР 1925 - 1926 гг.) и была распространена во всех странах бывшего социалистического лагеря вплоть до его распада.
Период международных стандартов СНС начинается с публикации в 1947 г. доклада ООН, значительную часть которого написал Р. Стоун - последователь Дж. Кейнса. В этом докладе были сформулированы важные принципы национального учета. В 1951 г. по поручению Организации Европейского экономического сообщества Р.Стоун подготовил сообщение под названием «Упрощенная СНС», в котором учитывались ограничения, связанные с получением данных, необходимых для национальных счетов. В следующем году она была заменена более детальной «Стандартной СНС». В 1953 г. в ООН под руководством Р.Стоуна была подготовлена «СНС и вспомогательные таблицы», которая обычно рассматривается как первый стандарт ООН в национальных счетах. Он был рассчитан не только на развитые страны, но и на развивающиеся.
Второй стандарт СНС был принят Статистической комиссией ООН в 1968г. Важным нововведением было использование бухгалтерского принципа двойной записи СНС. В 1968 г. ООН начала выдавать статистический ежегодник, поскольку большинство стран внедрили этот стандарт в регулярную статистическую практику. На базе СНС ООН 1968г. Европейское экономическое сообщество (ЕЕТ) на начало 1970 г. разработало Европейский стандарт СНС.
В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла новую и пока последнюю версию СНС. По этой версии СНС определяется как совокупность показателей последовательного и взаимосвязанного описания важнейших процессов и явлений экономики: производства, дохода, потребления, накопления капитала, финансов.
Так как СНС была создана значительно позже, чем СБНХ, она позаимствовала у последней: таблицы, в которых отражены межотраслевые связи экономики; распределение конечного потребления на коллективное и индивидуальное; концепцию общего потребления и т.д.
В то же время существуют и отличия СНС от СБНХ. К основным из них можно отнести, во-первых, то, что в основу СБНХ была положена схема воспроизводства совокупного общественного продукта (валового общественного продукта), которая давала оценку продукции материального производства, но игнорировала основную долю сферы услуг; во-вторых, эта схема включала в себя двойной счет; в-третьих, в создании дохода общества участвовал только один фактор производства – труд; в - четвертых, схема имела недостаточно развитую систему показателей, особенно в области финансов и т.д.
Основные методологические принципы построения СНС: 1) хозяйственный кругооборот экономики отражается в производстве, распределении и конечном использовании; 2) продуктивной считается любая деятельность, которая приносит доход ее субъектам, поэтому доход страны может создаваться как в сфере материального производства, так и в сфере услуг; 3) стоимость потребленных факторов производства равна факторным доходам и т.д.
Особенностью СНС–93 является то, что она построена не на концепции факторных доходов (доходы государства получаются в результате перераспределения первичных доходов четырёх основных факторов производства – труд, земля, капитал, предпринимательская способность), а на современной концепции первичных доходов. Исходным положением последней концепции являются то, что органы государственного управления являются по своей сути тоже фактором производства, поэтому первичные доходы – это доходы, которые получают субъекты экономики в процессе первичного распределения созданной стоимости. Формой доходов органов государственного управления по этой концепции являются налоги на производство и импорт.
Переход большинства стран мира к СНС-93 сделал возможным проведение сравнительного анализа эффективности функционирования национальных экономик, что особенно актуально в условиях глобализации экономического развития.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 281.