В основе макроэкономики лежит фундаментальное противоречие человеческого общества – между материальными потребностями людей и теми экономическими ресурсами, которыми они владеют, рассматриваемое с позиции национальной экономики в целом. Поскольку потребности людей безграничны, а экономические ресурсы относительно ограничены, общество не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности. Но оно может требовать повышения уровня удовлетворения потребностей при имеющихся ресурсах. Достичь этого можно повышением эффективности их использования, т.е. повышением эффективности функционирования национальной экономики следующими способами:
• обеспечение полной занятости ресурсов;
• достижение полного объема производства;
• рациональное распределение имеющихся ресурсов;
• повышение технического уровня производства.
Из этого следует практическая функция макроэкономики – вооружение общества эффективными формами и методами воздействия на экономику для достижения наивысшего уровня удовлетворения материальных потребностей. Также основными функциями макроэкономики являются: теоретико-познавательная, исследующая анализ экономических процессов на макроуровне и строящая модели этих процессов; воспитательная – макроэкономика призвана производить новый тип экономического мышления, формировать современное мировоззрение; прогностическая – с помощью которой оценивают перспективы развития экономики.
Предметом макроэкономики является механизм функционирования всего народного хозяйства без учета специфики отдельных отраслей, а также факторы, определяющие изменения этого механизма в краткосрочной и долговременной перспективе, и способ воздействия на течение экономических процессов на народнохозяйственном уровне со стороны государства.
Объектом макроэкономического анализа выступает экономическая система и ее агрегированные параметры. Экономическая система находится в постоянном развитии, следовательно, возникают новые проблемы, требующие обоснования.
Экономическая система – это определенным образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.
Основными элементами экономической системы являются:
• экономические связи между хозяйственными субъектами;
• социально-экономические отношения, которые базируются на соответствующих формальных нормах собственности, экономических ресурсах и результатах хозяйственной деятельности;
• организационные формы хозяйственной деятельности: разделение труда, специализация и кооперирование производства;
• хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроуровне.
Объектом анализа макроэкономики является национальная экономика. Национальная экономика – это целостная система взаимосвязей между хозяйственными субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта с целью повышения благосостояния нации. Важнейшими сферами национальной экономики являются материальное и нематериальное производство и непроизводственная сфера. Каждая из сфер имеет свои структурообразующую элементы – отрасли.
К субъектам макроэкономики относятся:
1) сектор домашних хозяйств, который формирует предложение рабочей силы и спрос на блага, потребляет часть полученного дохода, а другую его часть сохраняет. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность, т.е. достичь максимального потребления при минимуме затрат;
2) предпринимательский сектор – совокупность всех предприятий в стране, которые предъявляют спрос на факторы производства, создают предложение благ и инвестируют. В своей деятельности предпринимательский сектор, как правило, стремится к максимизации прибыли;
3) государственный сектор, который создает такие специфические блага как безопасность, науку, услуги инфраструктур. Государственный сектор, как правило, не преследует цели максимизации прибыли, а создает условия для оптимального функционирования народного хозяйства. При этом, как макроэкономический субъект государство производит и закупает блага, взимает налоги, выплачивает трансферты, формирует предложение денег;
4) заграничный сектор, представляющий совокупность экономических субъектов за границей и иностранных государственных институтов. Заграничный сектор исследуется главным образом для определения состояния национального платежного баланса и валютного курса.
Как самостоятельная наука макроэкономика сформировалась в начале 30-х годов ХХ века, в период мирового экономического кризиса. Но исследования общеэкономических тенденций на макроуровне появились намного раньше.
Так, еще в ХVI в. французский экономист Жан Боден обосновал изучение уровня цен как результат изменения соотношения количества денег и товаров. В ХVII в. У. Пети и Г. Кинг произвели оценку национального дохода Франции и Англии. В ХVIII в. основатель французской школы физиократов Ф. Кене разработал макроэкономическую модель хозяйственного кругооборота, названную «Экономическая таблица». Представитель классической школы А. Смит в своих работах ответил на вопрос о рыночном саморегулировании посредством механизма ценообразования. Классик Д. Юм занимался анализом платежного баланса. Макроэкономический подход к анализу процесса общественного воспроизводства использовал К. Маркс в своей двухсекторной модели простого и расширенного воспроизводства совокупного общественного продукта.
Мировой кризис 1929-1933 годов нарушил основной постулат классической теории – способность экономики к быстрому саморегулированию. Возникла потребность в новой макроэкономической теории. Ее основателем стал английский экономист Дж. М. Кейнс, который в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» доказал возможность существования в рыночной экономике устойчивого состояния высокой безработицы и недоиспользованых производственных мощностей. Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономики как единого целого. Кейнсианская экономическая теория на долгое время стала доминирующей в сфере макроэкономики и государственной политики. Идеи Кейнса были развиты в работах его последователей - Дж. Хикса, А. Хансена, П. Самуэльсона и др.
В период 70-х годов ХХ в. оказалось, что государственное вмешательство в экономику не всегда дает положительный результат. На этом фоне начала развиваться «неоклассическая» теория, как реакция на недостатки кейнсианской экономической теории. Монетаристское направление, лидером которого был М. Фридмен, как и экономисты-классики, выступали против вмешательства государства в регулирование рынка.
Теория экономики предложения возникла в связи с неспособностью кейнсианской теории предложить эффективные меры против стагфляции, одновременного падения производства и роста цен.
Теория рациональных ожиданий стала довольно распространенной в середине 70-х годов, когда в экономике некоторых стран наблюдались одновременно инфляция и безработица. Сторонники ее исходят из того, что способность экономических субъектов к рациональным действиям может быть реализована на практике рыночным механизмом без государственного вмешательства.
Еще одним значительным течением, возникшем на рубеже XIX-XX вв. и получившим общемировое значение, является институционально-социологическое. Его основателем считается Т. Веблн, а наиболее известными представителями - У. Митчелл, Д. Гелбрейт, М. Вебер, И. Шумпетер. Представители этого течения рассматривают экономику как систему, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием экономических, политических и социально-психологических факторов.
Перечисленные альтернативные теории макроэкономического регулирования не снижают значение кейнсианской теории, а дополняют ее. углубляя наши представления о готовом механизме функционирования экономики. Мировая практика свидетельствует, что в процессе государственного регулирования экономики данный эффект достигается лишь при условиях рационального сочетания фискальной и денежно-кредитной политики.
1.3. Основные проблемы, основные понятия и показатели макроэкономики, их взаимосвязь.
Объект исследования макроэкономики можно более полно проиллюстрировать через ее цели.
Главной и определяющей целью макроэкономического развития является экономический рост. Чем больше товаров и услуг будет произведено в экономике, тем выше уровень жизни населения. Растущая экономика характеризуется приростом годового национального объема производства, который может использоваться не только для эффективного удовлетворения потребностей, но и для разработки социальных или научно-технических программ.
Экономическая эффективность является другой целью макроэкономики. Эффективное производство развивается с минимальными затратами, усилиями и потерями. Рост экономической эффективности проявляется в сокращении затрат на единицу продукта или в увеличении продукта на прежнюю величину расходов. Главным и обобщающим показателем роста экономической эффективности производства в национальной экономике является прирост национального дохода на душу населения.
Экономическая свобода - цель и принцип макроэкономики. Ее определяют три основных вопроса: что, как и для кого производить. Это свобода предпринимательской деятельности и профессии, свобода перелива капитала и экономической информации, технологических способов ведения производства, передвижение трудовых ресурсов из одной отрасли в другую. Воля каждого потребителя выбирать и покупать материальные блага и услуги в соответствии со своими вкусами и предпочтениями.
Справедливое распределение доходов – важная цель макроэкономики. Люди от природы наделены неодинаковыми способностями, растут в разных обстоятельствах и социальном окружении, обладают разным количеством капитала и ресурсов. Эти исходные условия порождают различия в доходах. В зависимости от эффективности бизнеса, приобретенной профессии, оплаты труда и других обстоятельств, доходы еще более дифференцируются.
Экономическая обеспеченность как цель макроэкономики относится к нетрудоспособной части населения. Для поддержки этой категории особую роль играет социальное страхование и государственная помощь.
Следующим целевым ориентиром макроэкономического развития является стабильный уровень цен, что означает отсутствие резких скачков в их динамике. Общий уровень цен – новая категория, отличная от цен на микроуровне. Этот показатель отражает стоимость широкого ряда разнообразных товаров и услуг (рыночной потребительской корзины) в разные моменты времени.
Целью любой национальной экономики всегда является обеспечение высокого уровня занятости. Работа необходима каждому, кто этого желает и способен работать. Труд должен оплачиваться согласно произведенному продукту.
Увеличение свободного времени для гармоничного развития личности – цель макроэкономики. Свободное время – это один из обобщающих показателей уровня жизни страны.
Актуальной целью XXI века является поддержание равновесия взаимодействия с окружающей средой. Производство должно осуществляться на основе ресурсосберегающих, природно-защитных, безотходных систем. Это важно не только для национальной экономики, но и мирового сотрудничества.
Поддержка равновесного внешнеторгового баланса также является одной из целей макроэкономики. Для равновесия в макроэкономике необходим баланс между экспортом и импортом. Такое равновесие обеспечивает стабильный курс обмена национальной валюты.
Цели макроэкономики определяют государственную экономическую политику, которая базируется на четком выявлении оптимальных приоритетов развития и сообщении предоставленных выше целей.
Государственное регулирование экономики – целенаправленная деятельность государства по правовым, экономическим и социальным предпосылкам, необходимым для эффективного функционирования рыночного механизма и минимизации его негативных последствий.
Государство осуществляет ряд функций регулирования экономики:
1) Разработка политики социально-экономического развития страны, определяющей основные цели и средства развития экономики. Государственная экономическая политика реализуется через экономические прогнозы, планы и программы, которые в условиях рыночных отношений имеют рекомендательный характер.
2) Формирование правовых основ функционирования экономики. Государство определяет правовой статус форм собственности, регулирует отношения между отдельными субъектами рынка.
3) Защита конкуренции. С этой целью государство осуществляет антимонопольную политику.
4) Перераспределение доходов и ресурсов. Для уменьшения неравенства в доходах государство осуществляет перераспределение в форме трансфертных платежей, регулирует индивидуальные доходы путем установления минимальной заработной платы, применения прогрессивной формы налогообложения доходов.
5) Стабилизация экономики. Государство влияет на экономический цикл, реализуя фискальную и денежно-кредитную политику.
Основные инструменты государственного регулирования:
во-первых, налогово-бюджетная (фискальная) политика, определяющая манипулирования налогами и государственными расходами с целью воздействия на экономику;
во-вторых, денежно-кредитная (монетарная) политика, осуществляемая с помощью денежной, кредитной и банковской систем страны;
в-третьих, политика доходов – это стремление государства сдержать инфляцию либо прямым контролем над заработной платой и ценами, либо добровольным планированием повышения заработной платы и цен;
в-четвертых, внешнеэкономическая политика и торговая политика, направленные на повышение эффективности внешней торговли;
в-пятых, социальная политика осуществляется государством в виде деятельности с обеспечением социальных условий жизни населения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 266.