Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.
В результате эволюционного развития человек перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).
Родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.
Родовая организация общества трансформировалась в государство, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, "военная демократия", где постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.
5. Характеристика основных теорий происхождения государств.
Теологическая теория.
Представители: Аристотель, Фома Аквинский)
Государство – продукт божественной воли. Государственная власть вечна и незыблема, зависимая главным образом от религиозных организаций и деятелей.
Каждый обязан подчиняться государю во всем.
Социально-экономическое неравенство – божественная воля.
Непослушание власти – непослушание всевышнему.
Основная идея – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от Бога.
Патриархальная теория.
Представители: Платон, Аристотель.
Люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличение числа этих семей и приводит, в конечном счете, к образованию государства.
Власть государя – власть отца (патриарх) (ее продолжение), которая является неограниченной.
Поскольку признается изначально божественное происхождение власти, «патриарха» - подданным положено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.д.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.
Как и в семье, так и в государстве отец не выбирается, не назначается и не сменяется поддаными, т.е. детьми.
3.Договорная.
Представители: Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо.
В результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в естественном состоянии, которые превращают их в единое целое – народ.
На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма государство, которая обеспеч. определенную часть собственности и безопасности заключивших договор индивидов.
Так же: насилия(Гулинович,завоев., насилие, пораб.одних племен др), органич.(соц.эв-я, самые сильные во главе), псих.(Фрейд,потребности в управ.),маркс.(в целях поддерж.одного класса над др.) элит.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 461.