Составные элементы методы бухгалтерского учета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. В основу бухгалтерского учёта положены две основные классификации имущества предприятия:

1. по роли в процессе воспроизводства (по виду), т.е. в качестве чего используется имущество предприятия, какую роль оно играет в деятельности предприятия: орудий труда или предметов труда;

2. по источникам образования (по принадлежности), т.е. кому они принадлежат и на какую сумму.

Схема 1. Классификация имущества предприятия по роли в процессе воспроизводства (по виду):

                       Имущество (средства предприятия)                     Активы

Имущество долгосрочного использования (внеоборотные активы): Имущество краткосрочного использования (оборотные активы):
1. Основные средства 1. Материалы
2. Нематериальные активы 2. Издержки производства и обращения
3.Доходные вложения в материальные активы 4.Долгосрочные финансовые вложения 3. Готовая продукция или товары 4. Денежные средства
5. Вложения в долгосрочные активы 5. Краткосрочные финансовые вложения
6. Прочие долгосрочные активы 6. Дебиторская задолженность
  7. Прочие краткосрочные активы

Отличительной особенностью имущества долгосрочного использования является длительное (более 1 года) и, как правило, многократное участие в производственных циклах предприятия. Средства долгосрочного использования не меняют своей натурально-вещественной формы, постепенно изнашиваются, передавая свою стоимость на готовую продукцию, или дают доход предприятию без потери стоимости.

К имуществу долгосрочного использования (внеоборотным активам) относятся:

1. Основные средства – это имущество предприятия стоимостью более 30 базовых величин и сроком службы более 1 года. Основные средства создают долгосрочную основу (облик предприятия), определяют его технологию и являются основными орудиями труда. К основным средствам относятся: здания, сооружения, транспортные средства, оборудование, многолетние насаждения и многое другое.

2. Нематериальные активы – это имущество, не имеющее материальной, физической формы, но приносящее предприятию доход в течение длительного периода времени. К нематериальным активам относятся: программное обеспечение ЭВМ, лицензии, торговые знаки, права пользования природными ресурсами и т.д. Эти средства также постепенно теряют свое значение и стоимость, передавая ее на вновь созданную продукцию или услуги.

3. Доходные вложения в материальные активы – это имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемое другим предприятиям во временное пользование с целью получения дохода. К ним относятся: материальные ценности, сдаваемые в аренду, предметы проката.

4. Краткосрочные финансовые вложения – это вклады в ценные бумаги на срок свыше 1 года.

5. Вложения в долгосрочные активы – это расходы предприятия по строительству, монтажу и приобретению объектов основных средств и нематериальных активов (вложения в незаконченное строительство).

6. Прочие долгосрочные активы.

Особенностью имущества краткосрочного использования является их непродолжительное время использования в производственном цикле (год и менее).

К имуществу краткосрочного использования (оборотным активам) относятся:

1. Материалы – сырьё, полуфабрикаты из которых изготавливается продукция; стройматериалы, запасные части для ремонта, топливо для машин и др.

2. Издержки производства и обращения.

Издержки производства – это затраты, связанные с производством продукции (стоимостью израсходованных материалов, расходы на оплату труда, расходы по ремонту основных средств и т.д.).

Издержки обращения (расходы на реализацию) – это расходы, связанные с доведением товара от производства к потребителю (т.е. расходы, связанные с реализацией). К ним относятся расходы на транспортировку, рекламу, хранение и упаковку товаров, расходы на заработную плату и т.д.

3. Готовая продукция или товары – это имущество, предназначенное для реализации и находящееся на складе предприятия или в пути к покупателю.

4. Денежные средства – это денежные средства в кассе предприятия (наличные деньги), на счетах в банках (расчётных, валютных и специальных), денежные документы (проездные билеты, лотерейные билеты, оплаченные путёвки в дома отдыха и т.д.)

5. Краткосрочные финансовые вложения – это вклады в уставные капиталы других предприятий в виде доли акций, купленные облигации или предоставленные другим предприятиям займы на срок до 1 года.. Эти средства приносят предприятию доход в виде дивидендов, процентов.

6. Дебиторская задолженность –  это задолженность предприятий и лиц данному предприятию (задолженность покупателей, задолженность подотчетных лиц, задолженность работников по суммам брака, по недостачам товарных материальных ценностей по их вине). Дебитор – это все предприятия и лица, за которыми имеется задолженность. 

7. Прочие краткосрочные активы.

 

2.Схема 2. Классификация имущества предприятия по источникам их образования (по принадлежности):

                            Источники имущества предприятия                                    Пассивы

Собственные источники Заемные источники
1. Уставный капитал 1. Долгосрочные кредиты и займы
       2. Прибыль 2. Краткосрочные кредиты и займы
3.Фонды специального назначения

3. Кредиторская задолженность

4. Резервный капитал
5. Добавочный капитал
6. Целевое финансирование
7. Резервы

К собственным источникам имущества предприятия относятся:

1.  уставный капитал – это сумма средств, которая вложена собственником (учредителями) в организацию для его нормального функционирования. Эта сумма средств записывается в уставе предприятия, утверждается и регистрируется в государственных органах. Взносы в уставный фонд могут осуществляться в денежной или натуральной форме.

2. прибыль предприятия – это разность между выручкой от реализации и затратами.

3. Фонды специального назначения: фонд накопления и фонд потребления.

Фонд накопления создается за счёт нераспределенной прибыли предприятия и предназначен для расширения производства (закупка оборудования, материалов).

Фонд потребления за счёт нераспределенной прибыли предприятия и предназначен для поощрения работников, оказания материальной помощи работникам, для приобретения путёвок и т.д.

4. Резервный капитал – это капитал создаваемый за счёт нераспределенной прибыли предприятия и используемый для покрытия убытков и расходов, возникающих в процессе работы предприятия, в случае бонкротства.

5. Добавочный капитал – это капитал создаваемый за счёт увеличения стоимости внеоборотных и оборотных активов в результате их переоценки.

6. Целевое финансирование – это средства, полученные от юридических и физических лиц безвозмездно.

7. Резервы – создаются на предприятии за счёт прибыли или других источников для покрытия расходов от текущей деятельности предприятия (на ремонт основных средств, на оплату отпусков работникам и другие цели).

На практике у всех предприятий кроме собственных средств в обороте участвуют и чужие, заемные средства. К заёмным источникам относятся:

1. Долгосрочные кредиты и займы – это суммы денежных средств, полученные взаймы на срок более 1 года.

2. Краткосрочные кредиты и займы это суммы денежных средств, полученные взаймы на срок менее 1 года.

3. Кредиторская задолженность – это задолженность предприятия по отношению к другим юридическим или физическим лицам (задолженность по кредитам банка, задолженность поставщикам и подрядчикам за товары и услуги, задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, задолженность перед работниками по оплате труда и т.д.)

 

3. Предметом бухгалтерского учета является кругооборот хозяйственных средств, участвующих в процессе расширенного воспроизводства.

Предмет всегда отвечает на вопрос, что учитывается в системе бухгалтерского учета.

Объект бухгалтерского учета – это отдельные составляющие части хозяйственных средств и их источников.

Объектами учета в составе средств предприятий могут быть: основные средства, материалы, товары, готовая продукция, тара, денежные средства.

Объектами учета в составе источников могут быть: фонды, резервы, кредиты, кредиторская задолженность предприятиям и организациям.

Хозяйственные средства находятся в постоянном движении и совершают непрерывный кругооборот. Он включает в себя три стадии (процесса):

На стадии снабжения объектами бухучета являются приобретаемые предприятием запасы сырья и материалов, товаров и других материальных ценностей, все затраты по их приобретению, а также расчетные операции, возникшие у предприятия с поставщиком при осуществлении между ними хозяйственных связей.

На стадии производства объектами бухучета выступают средства производства, используемые для изготовления готовой продукции.

 На стадии реализации объектами бухучета являются продукты производства, предназначенные для продажи, расходы по реализации продукции и денежные средства, полученные за реализованную продукцию.

Каждый хозяйственный процесс состоит из целого ряда отдельных хозяйственных операций.

Хозяйственная операция – это такое действие, событие на предприятии, которое обязательно приводит к изменениям в составе его имущества. Средств у предприятия может становиться больше или меньше, они могут переходить из товарной формы в денежную, задолженность может возникать и погашаться и т.д.

4. Бухгалтерский учет применяет специфические приемы и способы, с помощью которых выполняет свои цели и задачи.

  Элемент метода бухгалтерского учета – это отдельные приемы и способы ведения учета.  Элементы бухгалтерского учёта:

- в процессе наблюдения:

1. документация – способ оформления хозяйственных операций. Каждая хозяйственная операция оформляется документами, таким образом, осуществляется сплошное и непрерывное наблюдение за движением имущества предприятия.

2. инвентаризация – способ проверки имущества предприятия путём сравнения фактического его наличия с данными бухгалтерского учёта.

- в процессе измерения:

3. оценка – способ выражения в денежном измерителе имущества предприятия.

4. калькуляция – подсчёт всех затрат и исчисление в денежном измерителе стоимости произведённой продукции.

- в процессе регистрации:

5. бухгалтерский счёт – способ отражения информации о наличии и движении какого-либо объекта учёта – имущества предприятия.

6. двойная запись – способ одновременного отражения хозяйственной операции по дебету одного счёта и кредиту другого счёта в одной и той же сумме.

- в процессе обобщения:

7. бухгалтерский баланс – способ обобщения показателей о состоянии имущества предприятия в денежном измерителе на определённую дату.

8. бухгалтерская отчётность – система экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия за определённый промежуток времени (месяц, год, полугодие). Основная форма бухгалтерской отчётности – бухгалтерский баланс.

Состав отчетности и содержание ее показателей устанавливаются органами Госкомстата

 ( государственного комитета статистики) и министерства финансов РБ.

Из всех выше перечисленных приемов или методов специфическими для бухгалтерского учета являются: счета, двойная запись и балансовое обобщение.

 

Контрольные вопросы:

1. Что является предметом бухгалтерского учёта?

2. Классифицируйте имущество предприятия по виду?

3. Классифицируйте имущество предприятия по источникам образования?

4. Назовите и охарактеризуйте процессы деятельности предприятия?

5. Раскройте понятие метода бухгалтерского учёта?

6. Назовите и охарактеризуйте составные элементы метода бухгалтерского учёта?

Дата: 2018-12-21, просмотров: 536.