СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Введение……………………………………………………………………… Тема 1.Хозяйственный учет, его сущность и виды……………………….. Тема2.Классификация хозяйственных средств. Предмет и метод бухгалтерского учета……………………………………………………….... Тема 3.Бухгалтерский баланс. Счета бухгалтерского учета……………… Тема 4. План счетов. Двойная запись……………………………………….. Тема 5. Общие принципы организации учёта в общественном питании… Тема 6.Цены и калькуляция кулинарной продукции в общественном Питании……………………………………………………………………….. Тема 7.Учет движения продовольственного сырья, товаров и тары в кладовых ТООП……………………………………………………………… Тема 8. Инвентаризация в кладовых торговых объектов общественного питания………………………………………………………. Тема 9.Учет движения продовольственного сырья, продукции собственного производства, тары на производстве (кухне)……………….. Тема 10.Учет продовольственного сырья на заготовочных объектах (цехах) общественного питания………………………………………………. Тема 11.Учет товаров в буфетах, барах и магазинах кулинарии розничной торговой сети……………………………………….. Тема 12.Учет товарных потерь………………………………………………. Тема 13.Учет денежных средств в кассе…………………………………….. Тема 14.Учет денежных средств на расчетном, валютном и специальных счетах в банках…………………………………………………. Тема 15. Учет расчетных операций…………………………………………. Тема 16. Учет расчетов с персоналом по оплате труда …………………… Тема 17.Учет основных средств и нематериальных активов……………… Литература……………………………………………………………………... | 4 5 6 8 12 19 25 28 32 34 36 38 41 43 46 49 53 58 62 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сборник предназначается для проведения лекционных занятий по дисциплине «Бухгалтерский учёт и ценообразование в общественном питании» для учащихся дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности 2- 91 01 01 «Производство продукции и организация общественного питания». Лекции разработаны в соответствии с типовой учебной программой утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05. 11. 2014 г. №158.
Сборник подготовлен для проведения аудиторных лекционных занятий. Основной целью лекционных занятий является приобретение учащимися теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины «Бухгалтерский учёт и ценообразование в общественном питании».
В конце сборника даётся перечень литературы, в целях расширения и углубления теоретических знаний.
В лекциях используются внутридисциплинарные и междисциплинарные связи, которые расширяют и углубляют знания по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов.
Сборник позволит учащимся не только углубить теоретические знания по дисциплине «Бухгалтерский учёт и ценообразование в общественном питании», но и развить профессиональное и логическое мышление.
Введение
Цель темы: Дать представление о целях и задачах учебной дисциплины, её связи с другими учебными дисциплинами учебного плана, об организации бухгалтерского учета на ТООП, о требованиях, предъявляемых к бухгалтерскому учёту.
Сформировать понятие о роли бухгалтерского учета в управлении хозяйственной деятельностью, об учетной политике, порядке ее формирования и оформления.
Роль и задачи бухгалтерского учета. Требования, предъявляемые к учету.
Тема 1. Хозяйственный учет, его сущность и виды
Цель темы: Дать представление о хозяйственном учете, законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», инструкциях по бухгалтерскому учету и отчетности. Сформировать понятие о видах хозяйственного учета и учетных измерителях.
Понятие о хозяйственном учете.
Виды хозяйственного учета и их характеристика.
Тема 2. Классификация хозяйственных средств. Предмет и метод бухгалтерского учета
Цель темы: Дать понятие о хозяйственных средствах ТООП, об их классификации, о хозяйственных процессах, о предмете бухгалтерского учета, его объектах, методе бухгалтерского учета и его составных элементах.
Классификация хозяйственных средств по составу, размещению, функциональной роли в процессе воспроизводства (по виду).
2. Классификация хозяйственных средств по источникам образования (по принадлежности)
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
Актив
Отчетный период
СКО
Отчетный период
В современном активе баланса выделяют два раздела:
I. Долгосрочные активы – отражается имущество долгосрочного использования (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные активы, вложения в долгосрочные активы и прочие долгосрочные активы).
Краткосрочные активы – отражается имущество краткосрочного использования (материалы, издержки производства и обращения, готовая продукция и товары, денежные средства, финансовые вложения, дебиторская задолженность и прочие оборотные активы).
В пассиве бухгалтерского баланса выделяют три раздела:
III. Собственный капитал – отражаются собственные источники предприятия (уставный капитал, прибыль, добавочный капитал, резервный капитал, резервы, целевое финансирование и другие).
IV. Долгосрочные обязательства – отражаются долгосрочные заёмные источники образования имущества предприятия (долгосрочные кредиты и займы).
V. Краткосрочные обязательства – отражаются краткосрочные заёмные источники образования имущества предприятия (краткосрочные кредиты и займы и кредиторская задолженность).
Бухгалтерский баланс дает возможность любому пользователю как бы “увидеть” состояние средств и источников организации на дату составления отчетности.
2. Баланс составляется на определённую дату – первое число месяца, квартала, года и это как бы моментальное отражение имущества предприятия. Но уже в первый день нового месяца остатки средств в балансе существенно меняются под влиянием хозяйственных операций. Хозяйственных операций в течение дня, месяца совершается очень много, и все они изменяют остатки имущества предприятия.
По характеру этих изменений все хозяйственные операции можно разделить на 4 типа:
К первому типу (А-П) изменений в балансе относятся такие хозяйственные операции, в результате которых происходит одновременное увеличение одной статьи актива и одной статьи пассива на эту же сумму, следовательно, итог баланса увеличивается.
Пример: от поставщика поступило сырьё на сумму 1000 руб.
Сырьё А (+) на 1000 руб. Поставщик П (+) на 1000 руб.
Ко второму типу (П-А) изменений в балансе относятся такие хозяйственные операции, в результате которых происходит одновременное уменьшение одной статьи актива и одной статьи пассива на эту же сумму, в результате итог баланса уменьшается.
Пример: с расчётного счёта перечислены денежные средства поставщику за поступившее от него сырьё в сумме 1000 руб.
Расчётный счёт А (-) на 1000 руб Поставщик П (-)на 1000 руб.
К третьему типу (А) изменений в балансе относятся такие хозяйственные операции, в результате которых изменения происходят только в активе бухгалтерского баланса, т.е. одна статья актива увеличивается, а вторая уменьшается на эту же сумму, таким образом, итог баланса не изменяется и равенство между активом и пассивом сохраняется.
Пример: на расчётный счёт предприятия поступили денежные средства от покупателя на сумму 1 000 руб.
Расчётный счёт А (+) на 1 000 руб. Покупатель А (-) на 1 000 руб.
К четвёртому типу (П) изменений в балансе относятся такие хозяйственные операции, в результате которых изменения происходят только в пассиве бухгалтерского баланса, т.е. одна статья пассива увеличивается, а вторая уменьшается на эту же сумму, таким образом, итог баланса не изменяется и равенство между активом и пассивом сохраняется.
Пример: часть нераспределенной прибыли направлена на пополнение уставного капитала в сумме 4 000 руб.
Нераспределенная прибыл П (-) на 4 000 руб. Уставный капита П (+) на 4 000 руб.
3.Бухгалтерский баланс содержит информацию о состоянии средств и их источников на определенную дату. Однако для управления хозяйственной деятельностью надо иметь информацию о средствах за определенные промежутки времен. Такая информация формируется на счетах.
Бухгалтерский счёт – это способ отражения информации о наличии и движении какого-либо объекта учёта. На каждый объект учёта открывается счёт.
Счёт представляет собой двухстороннюю таблицу в виде буквы Т. Модель счёта включает такие элементы, как номер (код), название из плана счетов бухгалтерского учёта, дебет, кредит. Бухгалтерский счёт выглядит следующим образом:
Дт | № счёта | Кт | |
|
| ||
|
| ||
Бухгалтерские счета открываются на статьи баланса. Так как баланс состоит из актива и пассива, то и счета различают активные, пассивные и активно-пассивные и забалансовые.
На счета из баланса переносят не только названия определенного вида средств или источника, но и их сумму.
Сальдо - сумма, которая отражает величину остатка. Остаток или сальдо на начало месяца называют – начальным, а на конец месяца – конечным.
Оборотом - сумма хозяйственных операций по дебету счёта (дебетовый оборот) и по кредиту счёта (кредитовый оборот), не считая начальное сальдо.
Активные счета – это счета, на которых осуществляется бухгалтерский учёт имущества предприятия. Остатки по активным счетам всегда отражаются в активе бухгалтерского баланса. В активных счетах начальное и конечное сальдо записывается по дебету, увеличение средств также записывается по дебету, а уменьшение средств – по кредиту. Схема активного счёта:
(Дт) | Акт счёт | (Кт) | |
С-до нач. |
| ||
+
| _ | ||
обороты | обороты | ||
С-до кон. |
| ||
Сальдо на конец по активным счетам рассчитывается следующим образом: сальдо на начало + дебетовый оборот – кредитовый оборот. Сальдо в активных счетах может быть только дебетовым или равным нулю.
Пассивные счета – это счета, на которых осуществляется учёт источников имущества предприятия. Остатки по пассивным счетам всегда отражаются в пассиве бухгалтерского баланса. В пассивных счетах начальное и конечное сальдо, а также операции, связанные с увеличением источника имущества предприятия записываются по кредиту, а по дебету отражаются операции, связанные с уменьшением источника имущества предприятия.
Схема пассивного счёта:
(Дт) | Пассивный счёт | (Кт) | |
. _
| С-до нач | ||
+ | |||
обороты | обороты | ||
| С-до кон. | ||
Сальдо на конец по пассивным счетам определяется следующим образом: сальдо на начало + кредитовый оборот – дебетовый оборот. Сальдо в пассивных счетах может быть только кредитовым или равным нулю.
Активно-пассивные счета - счета, обладающие свойствами активных и пассивных счетов. В зависимости от характера совершаемых хозяйственных операций на счетах этой группы остатки могут быть либо по дебету, либо по кредиту или одновременно дебетовыми и кредитовыми. Следовательно, остатки по таким счетам могут быть отражены и в активе, и в пассиве бухгалтерского баланса. Таким образом, счета, на которых осуществляется учёт и имущества, и источников предприятия называются активно-пассивными. Как правило, это счета для учёта дебиторской и кредиторской задолженностей.
Сальдо на конец (дебетовое) рассчитывается следующим образом: сальдо на начало + дебетовый оборот – кредитовый оборот.
Сальдо на конец (кредитовое) рассчитывается следующим образом: сальдо на начало + кредитовый оборот – дебетовый оборот.
Проявляется тесная связь счетов бухгалтерского учёта с документацией и балансом.
Забалансовые счета предназначены для учёта средств не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании, распоряжении или на ответственном хранении. Особенностью забалансовых счетов является то, что запись на них хоз. операций проводится с помощью одной однократной системы, без двойной записи.
Например:
Если ценности поступают, то забалансовый счет дебтуется без кредитования другого счета. Дт 001 Кт –
Если ценности выбывают, то эти счета кредитуются без дебетования другого счета. Дт – КТ 001.
Забалансовые счета всегда по структуре активные и имеют сальдо дебетовое.
4.Кроме деления счетов на активные и пассивные, счета делятся в зависимости от объема информации на синтетические, аналитические счета и субсчета.
Синтетические счета – это укрупненные счета, предназначенные для учёта целой группы однородных средств или их источников. На основе синтетических счетов составляется баланс, поэтому их еще называют балансовыми, главными счетами.
Записи в них производятся только в денежном измерителе. Свое название они получили от греч. слова «синтез», что означает объединение, укрупнение.
Например, на активном счёте 10 «Материалы» учитываются все виды материалов независимо от их наименований, сортов, марок, единиц измерение, цен, мест хранения.
Аналитическими счетами называются счета, которые раскрывают содержание синтетических счетов и служат для учёта одного конкретного вида средств. Записи на аналитических счетах производятся в натуральных и денежных измерителях. Слово «анализ» означает - разделение.
Например, к пассивному счёту 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» открывается столько аналитических счетов, сколько работников работает на данном предприятии, и называются эти счета лицевыми счетами.
Строение аналитических счетов соответствует строению основного синтетического счета, т.е. если синтетический счёт активный, то и все открытые к нему аналитические счета являются активными и порядок записей будет одинаков.
Кроме синтетических и аналитических счетов на практике применяют субсчета, которые занимают промежуточное место между синтетическими и аналитическими счетами. Например, к счёту 10 «Материалы» в плане счетов предусмотрены следующие субсчета:
10/1«Сырье и материалы»
10/2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия»
10/3«Топливо» и другие.
Субсчета вводят для того, чтобы получить единые для всех предприятий обобщенные показатели, дополняющие показатели синтетических счетов.
В учёте одинаково необходимы как синтетические, так и аналитические счета.
Синтетический учёт – это учёт, который ведется на синтетических счетах, а аналитический – на аналитических счетах. Данные синтетического учёта дают общие сведения о состоянии средств, их источниках, о состоянии расчётов в целом. Они нужны как руководству, собственникам предприятия, так и для составления отчетности государственным органам.
Подробную же информацию о состоянии дел на предприятии дает аналитический учёт. Аналитический учёт представляет данные о наличии и движении конкретных товарно-материальных ценностей, позволяет закрепить материально-ответственных лиц, отвечающих за их сохранность; позволяет контролировать выпуск продукции и ее реализацию; позволяет следить за: издержками производства и обращения; расчётами с конкретными предприятиями и лицами; правильностью налогообложения.
Обязательным условием правильного ведения синтетического и аналитического учёта является равенство оборотов и сальдо всех аналитических счетов оборотам и сальдо соответствующего синтетического счёта.
Контрольные вопросы:
Тема 4. План счетов. Двойная запись
Цель темы: Сформировать понятие о плане счетов, его содержании и структуре., об инструкции по применению плана счетов, о двойной записи хозяйственных операций на счетах, корреспонденции счетов, бухгалтерских проводках и оборотных ведомостях.
План счетов бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учёта
План счетов – это научно-обоснованный перечень синтетических счетов и субсчетов, предназначенный для ведения учёта на предприятиях, и организациях. В плане счетов дается полное наименование счета и цифровой номер счёта. Применение кодов счетов вместо их наименований ускоряет процесс составления бухгалтерских проводок и делает коды необходимыми при автоматизированном ведении учёта.
Планы счетов для ведения бухгалтерского учёта в Республике Беларусь являются централизованно разрабатываемыми и утверждаемыми государственными органами нормативными документами. В настоящее время используются четыре разновидности планов счетов: для хозрасчётных предприятий и организаций, для бюджетных учреждений, для банковской системы и для учёта исполнений бюджета в финансовых органах. Вместе с планами счетов разрабатываются и утверждаются инструкции по их применению. В которых дается характеристика каждого счёта и корреспонденция счёта с другими счетами.
Наиболее распространенным в настоящее время является «План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 года № 89 и вступивший в силу с 1 января 2004 года. Этот План счетов состоит из 8 разделов балансовых счетов (см. план счетов) и раздела забалансовых счетов.
Каждому балансовому счёту присвоен двухзначный номер от 01 до 99, а забалансовым трехзначный. Субсчета номеруются в пределах указанного синтетического счёта. Всего в плане счетов дано 13 забалансовых счетов и 66 синтетических счётов.
На основе типового Плана счетов каждое предприятие разрабатывает свой рабочий план счетов. В этот план включаются все используемые на предприятии синтетические счета и субсчета, предусмотренные типовым планом счетов. При необходимости предприятия могут уточнять содержание отдельных счетов (или субсчетов), вводить дополнительные счета (или субсчета), а также исключать или объединять отдельные счета (субсчета).
2. Каждая хозяйственная операция вызывает двойственное изменение в сумме хозяйственных средств. Так, при получении наличных денег с расчётного счёта надо учесть уменьшение суммы средств на расчётном счёте и одновременно увеличение денег в кассе предприятия.
Каждая хозяйственная операция на счетах записывается дважды. Если средства поступают, то надо учесть, что конкретно поступает и откуда. Если средства выбывают, то надо учесть, что выбывает и куда они списываются.
Двойной записью называется способ одновременного отражения каждой хозяйственной операций по дебету одного счёта и кредиту другого в одной и той же сумме. Какая бы форма бухгалтерского учёта ни применялась на предприятии, ведение двойной записи обязательно. С помощью двойной записи отражается взаимосвязь объектов бухгалтерского учёта.
Взаимосвязь между счетами, возникающая в результате отражения на них хозяйственных операций при помощи двойной записи называется корреспонденцией счетов, а счета называются корреспондирующими.
Бухгалтерской проводкой (записью) называется запись хозяйственных операций на корреспондирующих счетах
Бухгалтерские проводки бывают:
- простые – когда в проводке задействованы два счёта, т.е. на одном счёте сумма записывается по дебету, а на другом по кредиту;
- сложными – когда в проводке задействованы более чем два счёта.
Для того, чтобы составить бухгалтерскую проводку, необходимо:
1. исходя из содержания хозяйственной операции определить объекты учёта (имущество или источники имущества), которые она затрагивает;
2. определить вид бухгалтерского счёта (активный или пассивный);
3. установить характер изменения на счетах (увеличение или уменьшение)
4. исходя из схем записей на счетах (А, П ), составляется корреспонденция счетов.
Например, получены товары от поставщика на сумму 500 руб.
Дт 41 «Товары» Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» 500 руб. – это простая бухгалтерская проводка.
Сложные проводки затрагивают три и более счёта, причем один счёт проходит по дебету и несколько счетов по кредиту, и наоборот. Например, с расчётного счёта выдано наличными 200 руб. и перечислено безналичным путем поставщикам 300 руб. Сложная проводка будет: Дт 50 «Касса» 200 руб., Дт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» 300 руб. Кт 51 «Расчётный счёт» 500 руб.
Значение двойной записи:
1. Контрольное значение двойное записи состоит в равенстве итоговых записей по дебету всех счетов и кредиту всех счетов, вследствие того, что все хозяйственные операции, отраженные по дебету счетов обязательно фиксируются по кредиту корреспондирующих счетов. Поэтому итоги дебетовых и кредитовых оборотов, а также остатки по счетам (дебетовые и кредитовые) должны быть равными.
2. Познавательное значение двойной записи заключается в том, что она позволяет выяснить взаимосвязи в составе средств и источников их формирования.
Наиболее простой формой регистра для записи бухгалтерских проводок является Журнал регистрации хозяйственных операций.
3.Ежедневно по мере совершения хозяйственных операций ведется синтетический и аналитический учёт средств и их источников. По окончании месяца появляется необходимость обобщения текущего, ежедневного учёта путем составления оборотных ведомостей.
Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляются с целью контроля за правильностью ведения аналитического учёта.
В оборотной ведомости по аналитическим счетам показатели могут приводиться в количественном и суммовом выражении или только в суммовом.
В оборотной ведомости по аналитическим счетам для учёта товарно-материальных ценностей отражается: наименование аналитического счёта, единица измерения, цена, остаток на начало (к-во; сумма),приход (к-во, сумма), расход (к-во, сумма), остаток на конец (к-во, сумма).
Значение оборотных ведомостей по аналитическим счетам заключается в том, что начальные остатки, обороты за месяц, конечные остатки по аналитическим счетам должны быть равны остаткам и оборотам соответствующего синтетического счета.
Оборотную ведомость по счетам синтетического учёта составляют после того, как по всем синтетическим и аналитическим счетам будут подсчитаны обороты за месяц и конечное сальдо.
Значение оборотной ведомости по счетам синтетического учёта заключается в том, что
она в обобщенном, сгруппированном виде показывает состояние средств и их источников.
В оборотной ведомости по синтетическим счетам записывают наименования всех счетов, начальное сальдо, дебетовые и кредитовые обороты, конечное сальдо. По всем этим показателям подсчитывают итоги. В результате в ведомости должны получить три пары одинаковых сумм:
сальдо начальное: Дт=Кт;
обороты: Дт=Кт;
сальдо конечное: Дт=Кт.
В бухгалтерском учёте кроме оборотной ведомости используется шахматная оборотная ведомость. Она получила свое название от шахматного принципа построения самой таблицы ведомости, когда по графам и строкам записываются одни и те же синтетические счета. Но запись сумм по графам означает только кредитовый оборот этих счетов, а запись по строкам – только дебетовый. В шахматной оборотной ведомости однократной записью суммы производят запись по кредиту одного счёта и дебету другого, что в действительности представляет собой бухгалтерскую проводку.
Контрольные вопросы:
Д-т 20 К-т 42/ндс – НДС
2. Готовые изделия из производства отпускают на раздачу, в буфеты, собственную розничную торговую сеть, в филиалы.
Отпуск готовых изделий из кухни в буфеты, розничную торговую сеть и другие подразделения данного ООП, в раздаточную, если она отделена от кухни, оформляется дневными заборными листами или накладными (в двух экземплярах).
Бланки ДЗЛ выдаются заведующим производством и регистрируются бухгалтером в специальном журнале. При отпуске изделий кухни на раздачу зав. производством выписывает заборный лист в двух экземплярах под копирку. В нём указывается наименование, цели и количество отпущенных изделий по часам отпуска. Заборный лист открывается на каждое подразделение, которое получает готовое изделие кухни (буфет, магазин). Каждый отпуск продукции подтверждается подписями зав. производством и лица, получившего готовое изделие. Готовые изделия, не реализованные буфетами и через раздаточную в конце рабочего дня возвращаются на кухню. Возврат этой продукции в заборном листе отражают в графе «Возвращено». По окончанию рабочего дня по дневному заборному листу определяется количество и стоимость отпущенной продукции по продажным ценам и учетным ценам производства. Для этого по каждому наименованию подсчитывают количество блюд переданных в течение дня на раздачу (в буфет или магазин) вычитают возвращенные изделия и устанавливают количество реализованных блюд, затем умножением учетной цены на количество реализованных блюд определяют стоимость отпущенной продукции.
Первые экземпляры ДЗЛ передаются материально-ответственным лицам, получившим готовое изделие, а вторые экземпляры остаются у зав. производством. ДЗЛ прикладываются к отчетам материально ответственных лиц и сдаются в бухгалтерию для проверки.
Если изделия кухни отпускаются один раз в день в филиалы или буфеты, их отпуск оформляется товарными накладными. Если материальная ответственность в раздаточной и производственном цехе совмещена, то передача готовых изделий оформляется в Журнале учета отпуска продукций на раздаточную.
ПСП реализуется: за наличный расчет, по абонементам и талонам, на питание (в столовых); через официантов (в ресторанах, барах, кафе); работникам и служащим с последующим удержанием из зарплаты; по безналичному расчету (субъектам хозяйствования).
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Завилейский, Г.Г. Бухгалтерский учет в общественном питании / Г.Г. Завилейский, Н.В.Мартынов. Минск: Амалфея, 2017.
2. Кравченко, Л.И. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании / Л.И.Кравченко. Минск: ФУ Аинформ, 2017.
3. Стражев, В.И. Теория бухгалтерского учета / В.И. Стражев, О.В. Латыпова. Минск: Вышэйшая школа, 2016.
4. Василенко, З.В. Калькуляция и учет на объектах общественного питания / З.В. Василенко, О.В. Мацикова. Минск: РИПО, 2013.
Дополнительная
5. Березовский, В.А. Бухгалтерский учет в торговле / В.Л Березовский, В.В. Кожарский. Минск: Экоперспектива, 2015.
6. Левкович, О.А. Бухгалтерский учет / О.А. Левкович, И.Н. Тарасевич. Минск: Амалфея, 2016.
7. Стражева, Н.С Бухгалтерский учет / Н.С. Стражева, А.В. Стражев. Минск: Книжный дом, 2016.
8. Тишков, И.Е. Бухгалтерский учет/ И.Е. Тишков. Минск: Вышэйшая школа , 2014.
9. Кожарский, В.В. Теория бухгалтерского учета в вопросах и ответах / В.В.Кожарский. Минск, издательство Гревцова, 2015.
10. Бурцева, И.Н. Сборник задач по бухгалтерскому учету /И.Н.Бурцева, О.А.Левкович. Минск: Амалфея, 2016.
11. Снитко, К.Ф. Сборник задач по теории бухгалтерского учета / К.Ф. Снитко, П.Е. Борисевский, Л.В.Глотова. Минск: ООО ФУ Аинформ, 2016.
12. Снитко, М. А. Теория бухгалтерского учета / М.А. Снитко. Минск: ООО ФУ Аинформ, 2017.
Нормативная
13. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07.2013 г. №57-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 /Электронный ресурс// ООО «ЮрСпектр». – Мн.,2013.
14. Закон Республики Беларусь «О торговле» от 18.10.2004 № 231-3 (с изм. и доп.) II Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 122, 2/1259.
15. Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10.05.1999 № 255-3 (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 /Электронный ресурс/ /ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2013.
16. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов», с изм.и доп. На 19.08.2009 г. №141// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2009. №107. 8/20831, №240 8/21433.
17. Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета : постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г., № 89 (в ред. Постановления от 20.12.2012 г., №77) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 /Электронный ресурс/ /ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2013.
18. Инструкция по заполнению типовых форм первичных учётных документов ТТН-1 «товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная»: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008г., № 192 (в ред. Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 10.07.2009 г., №91) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 /Электронный ресурс/ /ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2013.
19. Инструкция по бухгалтерскому учёту основных средств: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012г., № 26// КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 /Электронный ресурс/ /ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2013.
20. Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: постановление Министерства экономики республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 г. №37/18/6 (с изм. и доп.)// Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. №8/21041
21. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007г., № 180 (в ред. Постановления от 22.04.2012 г., №50) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 /Электронный ресурс/ /ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2011.
22. Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчётов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь: постановление Правления Нац. Банка Республики Беларусь от 29.03.2011 г., № 107 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 /Электронный ресурс/ /ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2013.
23. Положение о приёмке товаров по количеству и качеству : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 г., №1290// Гл.бухгалтер. – 2008. - №22 (июнь). – с.67-75.
24. Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренным законодательством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка: постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000г., № 47 (в ред. Постановления от 21.06.2013 г., №64) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 /Электронный ресурс/ /ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2013.
25. О порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2013 г., №569// КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 /Электронный ресурс/ /ООО «ЮрСпектр».
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Введение……………………………………………………………………… Тема 1.Хозяйственный учет, его сущность и виды……………………….. Тема2.Классификация хозяйственных средств. Предмет и метод бухгалтерского учета……………………………………………………….... Тема 3.Бухгалтерский баланс. Счета бухгалтерского учета……………… Тема 4. План счетов. Двойная запись……………………………………….. Тема 5. Общие принципы организации учёта в общественном питании… Тема 6.Цены и калькуляция кулинарной продукции в общественном Питании……………………………………………………………………….. Тема 7.Учет движения продовольственного сырья, товаров и тары в кладовых ТООП……………………………………………………………… Тема 8. Инвентаризация в кладовых торговых объектов общественного питания………………………………………………………. Тема 9.Учет движения продовольственного сырья, продукции собственного производства, тары на производстве (кухне)……………….. Тема 10.Учет продовольственного сырья на заготовочных объектах (цехах) общественного питания………………………………………………. Тема 11.Учет товаров в буфетах, барах и магазинах кулинарии розничной торговой сети……………………………………….. Тема 12.Учет товарных потерь………………………………………………. Тема 13.Учет денежных средств в кассе…………………………………….. Тема 14.Учет денежных средств на расчетном, валютном и специальных счетах в банках…………………………………………………. Тема 15. Учет расчетных операций…………………………………………. Тема 16. Учет расчетов с персоналом по оплате труда …………………… Тема 17.Учет основных средств и нематериальных активов……………… Литература……………………………………………………………………... | 4 5 6 8 12 19 25 28 32 34 36 38 41 43 46 49 53 58 62 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сборник предназначается для проведения лекционных занятий по дисциплине «Бухгалтерский учёт и ценообразование в общественном питании» для учащихся дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности 2- 91 01 01 «Производство продукции и организация общественного питания». Лекции разработаны в соответствии с типовой учебной программой утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05. 11. 2014 г. №158.
Сборник подготовлен для проведения аудиторных лекционных занятий. Основной целью лекционных занятий является приобретение учащимися теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины «Бухгалтерский учёт и ценообразование в общественном питании».
В конце сборника даётся перечень литературы, в целях расширения и углубления теоретических знаний.
В лекциях используются внутридисциплинарные и междисциплинарные связи, которые расширяют и углубляют знания по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов.
Сборник позволит учащимся не только углубить теоретические знания по дисциплине «Бухгалтерский учёт и ценообразование в общественном питании», но и развить профессиональное и логическое мышление.
Введение
Цель темы: Дать представление о целях и задачах учебной дисциплины, её связи с другими учебными дисциплинами учебного плана, об организации бухгалтерского учета на ТООП, о требованиях, предъявляемых к бухгалтерскому учёту.
Сформировать понятие о роли бухгалтерского учета в управлении хозяйственной деятельностью, об учетной политике, порядке ее формирования и оформления.
Роль и задачи бухгалтерского учета. Требования, предъявляемые к учету.
Организация бухгалтерского учёта на ТООП. Государственное регулирование учёта.
3. Учётная политика: порядок её формирования и оформления.
1. Бухгалтерский учет является средством контроля за хозяйственной деятельностью. Главной ее функцией является сбор и обобщение финансовой информации предприятия. Основными задачами бухгалтерского учета является:
-Контроль за выполнением планов развития предприятия.
-Контроль за сохранностью всех форм собственности (бухучет осуществляет контроль за движением товароматериальных ценностей, денежных средств, за работой материально ответственных лиц и т.д.).
-Контроль за соблюдением валютной, финансовой и платежной дисциплины.
-Контроль за правильным исчислением фактической себестоимости продукции.
-Контроль за затратами, связанными с производством и реализацией продукции.
-Своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
-Контроль за соблюдением законов, инструкций и положений (нормативных документов)
-Контроль за своевременным и достоверным составлением отчетности предприятия и представление ее в соответствующие органы и руководителям.
Перед бухгалтерским учетом стоят следующие требования: Точность, т.е. учет должен отражать действительное наличие хозяйственных средств, их источников и происходящие с ними изменения в точном соответствии с деятельностью. Своевременность, т.е. учет должен обеспечивать в нужный момент о составе и движении материальных ценностей, денежных средств и т.д.
-Простота (ясность)
- Полнота (охватывать все хозяйственные явления) Экономичность, т.е. учет должен осуществляться с наименьшими затратами
-Сопоставимость учетных и плановых показателей
2. Каждое предприятие должно вести бухгалтерский учёт. Общий порядок его организации установлен Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности». Ответственность за своевременную организацию бухгалтерского учёта несет руководитель предприятия, а непосредственное руководство этой работой осуществляет главный бухгалтер.
Предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учёта (мемориально-ордерную, журнально-ордерную, автоматизированную, упрощенную), проектирует и организует документооборот, выбирает или создает формы первичных документов, определяет порядок ведения регистров, проведения инвентаризаций и решает другие вопросы, связанные с организацией учёта.
Предприятие на основе типового плана счетов составляет свой внутренний план счетов, включая в него необходимые для работы синтетические счета и субсчета.
В бухгалтерии главный бухгалтер каждому работнику поручает определенный участок работы по ведению учёта. Круг обязанностей и порядок работы на каждом рабочем месте определяется должностной инструкцией, разрабатываемой и утверждаемой главным бухгалтером.
Государственное регулирование бухгалтерского учёта и отчётности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в целях достижения единообразия ведения учёта и составления бухгалтерской отчётности, повышения достоверности и своевременности учётной и отчетной информации.
3.Под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
При составлении учетной политики организации руководствуются законодательством , нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет. Однако каждая организация составляет учетную политику "самостоятельно исходя из особенностей деятельности".
Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом или распоряжением ее руководителя.
Принятая учетная политика применяется организацией последовательно из года в год. Внесение изменений допускается в случаях, определенных действующим законодательством .
В учетной политике организации обязательно утверждаются:
-рабочий план счетов бухгалтерского учета; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета".
Рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, составляемых в произвольной форме, а также разработанный график документооборота целесообразнее оформлять в виде приложений к приказу организации об учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Организация должна отразить в учетной политике способы ведения бухгалтерского учета (ОС, НА, материально-производственных запасов , затраты на производство, кредитов и займов и т.д.)
Контрольные вопросы:
1. Перечислите задачи бухгалтерского учёта?
2. Перечислите и охарактеризуйте требования, предъявляемые к учёту?
3. Охарактеризуйте организацию бухгалтерского учёта на ТООП?
4. Поясните цель государственного регулирования бухгалтерского учёта?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 561.