ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАМВАЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1.   ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА .

1.1. К работе водителем трамвая (далее водитель) допускаются лица не моложе 20 лет, прошедшие:

- предварительный, при поступлении на работу, медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья;

- обучение в специальном учебном заведении;

- проверку знаний и имеющие допуск к самостоятельной работе в электроустановках напряжением до 1000В (3 группа по элек­тробезопасности, удостоверение установленного образца)

- вводный инструктаж требований охраны труда;

- первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

- стажировку.

Повторный инструктаж по охране труда водители проходят не реже одного раза в три месяца.

1.2. Водитель обязан проходить периодические медицинские осмо­тры в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

1.3. Водитель обязан проходить ежегодное обучение по охране труда по утвержденной программе обучения безопасным методам и приемам труда, проверку знаний требований охраны труда, Правил технической эксплуатации трамвая, Правил техники безопасности на городском электротранспорте, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Межотраслевых правил по охра­не труда (Правил безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правил дорожного движения, Должностной инструкции, Инструкции по производству маневровых работ на территории парка, Инструкции по сцепке и буксировке трамвайных вагонов, Межотраслевой инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на произ­водстве, настоящей инструкции.

1.4.    С водителем проводится внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте:

при изменении требований охраны труда;

при внесении изменений или дополнений в инструкцию по охране труда;

при несоблюдении водителем требований охраны труда, что могло привести или привело к несчастному случаю или другой чрез­вычайной ситуации;

по требованию представителей органов государственного над­зора и контроля;

после перерыва в работе более 30 календарных дней; при вводе в эксплуатацию новой техники и оборудования.

 1.5. Водитель обязан соблюдать трудовую дисциплину, правила вну­треннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отды­ха, требования настоящей инструкции.

1.6. На территории предприятия или в ином месте работы запре­щается употреблять спиртные напитки, принимать наркотические или иные токсические вещества.

 1.7. На территории предприятия или в ином месте работы запреща­ется находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.8. Водителю запрещается курить и пользоваться открытым огнем на рабочем месте (курить разрешается только в специально отведен­ных и оборудованных для этих целей местах).

1.9. Водитель обязан иметь и выполнять работу в соответствующих средствах индивидуальной защиты:

   - хлопчатобумажные рукавицы - срок носки 2 месяца;

   - перчатки диэлектрические - дежурные;

   - галоши резиновые диэлектрические - дежурные;

   - жилет сигнальный - срок носки 12 месяцев.

 1.9.1 .При переводе стрелок вручную (вагон должен быть в поле зрения водителя) или при выполнении других работ, связанных с выходом на проезжую часть дороги, водитель обязан надеть сигнальный жилет.

40

1.9.2. Во избежание поражения электрическим током при обслужи­вании действующих электроустановок водитель обязан пользоваться диэлектрическими перчатками.

1.9.3. Диэлектрические перчатки должны храниться отдельно от ин­струмента.

1.9.4. При получении приборов управления водитель обязан прове­рить: наличие диэлектрических перчаток, произвести их осмотр на отсутствие внешних повреждений, проколов путем скручивания их в сторону пальцев, срок их применения. Пользоваться неисправными средствами защиты, или средствами защиты, срок годности которых истек, запрещается. При работе в диэлектрических перчатках их края надеваются поверх рукавов верхней одежды.

1.10. Опасные и вредные производственные факторы:

- движущийся транспорт;                                                    

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенный уровень вибрации;

- повышенное значение напряженности переменного электриче­ского поля;

- повышенный уровень статического электричества и электро­магнитных излучений;

- возможность поражения электрическим током;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- нервно-психические перегрузки;

- интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки;

- монотонность нагрузок;

- режим работы.

1.11. Водитель обязан уметь оказывать пострадавшему при несчаст­ном случае первую помощь.

1.12. Водитель обязан:

- немедленно известить диспетчера, непосредственного или вы­шестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жиз­ни или здоровью людей, о каждом несчастном случае на произ­водстве, об ухудшении состояния своего здоровья (проявление признаков острого заболевания, отравления, а также професси­онального заболевания), дорожно-транспортном происшествии и технических неисправностях подвижного состава;

- поддерживать порядок в салоне и в кабине водителя;

- соблюдать правила личной гигиены: мыть руки с мылом перед приемом пищи, пищу принимать в установленных для этого ме­стах (конечная станция, столовая парка и т.п.).

1.13. Лица, нарушающие требования настоящей Инструкции, при­влекаются к ответственности в соответствии с действующим законода­тельством.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ .

2.1. Водитель обязан:

- прибыть на работу в форменной одежде и удобной обуви.

- пройти предрейсовый медицинский осмотр.

- предъявить диспетчеру: путевой лист (наряд на работу водите­ля) с личной подписью о готовности к работе и отметкой о про­хождении предрейсового медицинского осмотра, водительское удостоверение, книжку водителя, удостоверение на право рабо­ты в электроустановках до 1000В. После получения у диспетче­ра допуска к работе, разрешения от мастера (штамп и подпись в книге поезда), приступить к приемке вагона (поезда).

2.2. Приемку и подготовку трамвайного вагона (поезда) к работе в парке и при смене на линии водитель должен производить согласно Должностной инструкции водителя трамвая и Правилам технической эксплуатации трамвая.

2.2.1. Водитель должен произвести осмотр и опробование механиз­мов вагона (поезда), убедиться в готовности к работе, а также в от­сутствии неисправностей вагона, в наличии сигнального жилета, при­годных к применению диэлектрических перчаток, хлопчатобумажных рукавиц, огнетушителей, противооткатных упоров, сцепных приборов, знака аварийной остановки, аптечки первой помощи.

2.2.2. При нахождении на территории депо и приемке вагона води­тель должен проявлять осторожность, следить за движением проходя­щих вблизи трамвайных поездов и техники.

2.2.3. Перед постановкой токоприемника на контактный провод и вы­ездом со смотровой канавы, водитель должен убедиться:

- в отсутствии запрещающих плакатов на подвижном составе;

- в том, что кожухи (ограждения) электрооборудования вагона находятся в закрытом состоянии;

- в том, что высоковольтные цепи отключены;

- в отсутствии посторонних предметов на рельсах и вблизи них;

- в отсутствии людей на крыше, в салоне, под вагоном и перед ним.

При наличии на вагонах запрещающих плакатов (даже при отсутствии рабочих) или рабочих, производящих работу, водителю запрещается начинать приемку поезда. В этом случае водитель должен обратиться к мастеру.

2.2.4. Перед началом движения трамвайного вагона (поезда) по тер­ритории парка или в депо водитель обязан:

- убедиться в отсутствии ремонтных рабочих в салоне, в смотро­вой канаве, на крыше вагона (поезда);

- в отсутствии на рельсах или на близком от них расстоянии пред­метов, мешающих движению;

- проверить, закрыты ли люки в салоне и откидные борта вагона;

- при наличии блокировки контактного провода в депо - выезд производить только по разрешающему сигналу (красному);

- закрыть двери, поднять токоприемник, громко сделать следую­щее объявление: «Вагон №___ трогается со смотровой канавы №___» подать 3 предупредительных звонка;

- начать движение с 1-ой ходовой позиции, «тронуть» трамвай (дать два толчка), после чего отключить контроллер, движение продолжить при отсутствии помех и тревожных криков;

- производить движение по территории депо со скоростью 5 км/ час, в негабаритных местах, проемах ворот - 3 км/час;

- убедиться перед выездом из депо, что ворота полностью откры­ты, зафиксированы в открытом состоянии, людей на пути нет, выезд производить на маневровой позиции;

- при подъезде к воротам депо и проезде их подавать сигналы звон­ком.

2.3. При работе на торцевых частях вагона (протирка лобового стек­ла, регулировка зеркала бокового вида или стеклоочистителя) необхо­димо пользоваться подставками. Разрешается производить указанные работы без подставки при наличии специальных ручек на торцевой части вагона.

Запрещается производить работы на торцевых частях вагона, стояще­го на смотровой канаве, без перекрытия канавы надежным переход­ным мостиком.

2.3.1. Запрещается производить протирку разбитых или лопнувших стекол. Разбитое стекло следует удалять в рукавицах, при этом необхо­димо вынуть сначала верхнюю часть стекла, затем нижнюю.

2.4. При подметании подножек вагона необходимо соблюдать осто­рожность, чтобы мусор не попал на находящихся вблизи вагона лю­дей.

2.5. При открывании или закрывании окон в салоне вагона запре­щается упираться о край стекла ладонью или кистью руки.

2.6.   При необходимости замены экипировки поезда переносить и устанавливать стеклянные и металлические вывески только в рукави­цах.

2.7. Запрещается на кожухи шкафов, автоматических выключателей, щитков класть металлические и прочие предметы.

2.8. При приемке и работе на трамвайном поезде, оборудованном межвагонным высоковольтным кабелем, водитель должен помнить, что с любого поднятого пантографа высокое напряжение подаётся на весь поезд, потому все работы на любом из вагонов, связанные с осмо­тром или устранением неисправностей электрооборудования, долж­ны производиться при оттянутых токоприемниках и выключенных ав­томатических выключателях на всех вагонах.

2.9. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОДНИМАТЬСЯ НА КРЫШУ ВАГОНА И УСТРАНЯТЬ ТАМ КАКИЕ-ЛИБО НЕИСПРАВНОСТИ.

2.10. При обнаружении неисправностей, с которыми запрещает­ся эксплуатация трамвайного вагона (поезда) на линии (ПТЭ п. 3.3.2, 2001г.), водитель обязан сообщить об этом ответственному по выпуску и сделать записать в книге поезда.

2.11.  Для обеспечения безопасности при нахождении на территории парка водитель должен знать и соблюдать общие правила безопасно­сти.

 2.12. При нахождении на территории парка запрещается:

стоять или проходить в проеме ворот, когда в нем стоит или движется вагон;

- стоять или проходить между вагоном и опорой или иным соору­жением на междупутье во время движения или перед началом движения;

- входить или выходить из вагона на ходу или находиться на под­ножке во время движения;

- находиться на крыше вагона, прыгать с крыши одного вагона на крышу другого;

- прыгать через смотровую канаву или переходить по случайно положенным доскам, прыгать в смотровую канаву;

- спускаться в смотровую канаву, находиться в ней или выходить из неё во время движения по ней вагона (поезда), ходить по краю смотровой канавы во избежание падения;

- зажигать огонь и курить вне предназначенных для курения местах, подходить с открытым огнем к таре из-под горюче­смазочных материалов;

- включать станки, механизмы, агрегаты, находящиеся в депо, и работать на них.

2.13. Необходимо ходить по территории парка и депо только по пешеходным проходам, согласно установленным знакам и разметке.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ .

3.1. При работе на линии и во всех ситуациях, угрожающих безопас­ности пассажиров, пешеходов, трамваю или лично Родителю, необхо­димо выполнять требования своей должностной инструкции, относя­щиеся к безопасности движения, требованиям охраны труда, правилам работы на линии.

3.2. Сообщать о дорожно-транспортных происшествиях и аварий­ных ситуациях Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения.

3.3. Вести трамвай со скоростью, не превышающей установленных Правилами технической эксплуатации трамвая и Правилами дорож­ного движения ограничений, с учетом состояния пути, дорожного по­крытия, особенностей контактной сети, атмосферных условий, интен­сивности движения транспорта, выбирая, применительно к указанным обстоятельствам, такую дистанцию, чтобы избежать столкновения с находящимся впереди подвижным составом.

 Запрещается:

3.3.1. следовать за впереди идущим поездом на расстоянии менее 60 метров при скорости движения до 20 км/час и менее 120 метров при скорости движения более 20 км/час, на спусках дистанция выбирается в зависимости от скорости и дорожных условий, но не менее 120 ме­тров;

3.3.2. приближаться к впереди стоящему поезду на расстояние менее 15 метров на прямом участке и менее 60 метров - на спусках.

3.3.3. проезжать трамвайные пути, покрытые мокрым снегом или во­дой, со скоростью движения более 5 км/час. При уровне воды свыше 50 мм протяжением более 5м. движение запрещено.

3.4. В густом тумане, в метель, при плохой видимости в темное вре­мя суток, водитель обязан:

- включить фары, габаритные огни и все группы освещения поез­да;

- при видимости менее 30 метров двигаться со скоростью не бо­лее 5 км/час.

3.5. Водитель обязан, остановить трамвай немедленно в следующих случаях:

- при наличии препятствия движению;

- при внезапном стуке, толчке, тревожных криках людей;

- при признаках возгорания, задымлении вагона;

- при опасности наезда на пешехода или столкновения;

- при неясном сигнале светофора;

- перед неправильно переведенной стрелкой или неплотно при­легающим пером стрелки;

- при сходе вагона с рельсов, обрыве контактной сети;

- при нахождении на трамвайных путях монтеров пути.

3.6. Если водителю необходимо оставить поезд даже на короткий срок, он обязан:

- затормозить его ручным тормозом;

- отключить автоматические выключатели АВ-1 и  АВ-2, цепи управления;

- поставить рукоятку контроллера в положение «0» и взять ее с собой, если предусмотрено конструкцией;

- закрыть кабину;

- надеть сигнальный жилет;

Повернуться лицом в сторону движения, сойти на землю в момент, когда нет угрозы от движущихся транспортных средств. Спускаться по ступенькам, соблюдая осторожность и держась за поручни. Обходить стоящий вагон только спереди. Водителю запрещается оставлять поезд на подъемах и спусках.

 

3.7. При вынужденной длительной остановке поезда {неисправно­сти, ремонте, сцепке) водитель должен выставить знак аварийной оста­новки, при остановке на уклоне - установить противооткатные упоры.

3.8. При переводе стрелки вручную водитель должен пользоваться специальным ломиком, который вставляется на всю глубину перо. Ра­боту производить в хлопчатобумажных рукавицах и сигнальном жиле­те, соблюдая осторожность в случае, если стрелка покрыта льдом или водой.

3.9. При обрыве контактного провода оградить место обрыва и не допускать посторонних лиц на поврежденный участок. О поврежде­ниях сообщить Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения.

3.10. Если токоприемник зацепился за провода или спец.части кон­тактной сети, то, во избежание обрыва проводов, до прибытия брига­ды скорой технической помощи принимать какие-либо меры по его высвобождению запрещается.

3.11. При проезде повреждённого участка контактной сети с опуска­нием токоприемника, запрещается наматывать веревку на кисть руки. На втором вагоне поезда токоприемник должен быть опущен и постав­лен на предохранительный крюк. Работу производить в хлопчатобу­мажных рукавицах.

3.12. При смене предохранителей в низковольтном щитке или устра­нении неисправностей аппаратов низковольтных цепей необходимо надеть диэлектрические перчатка оттянуть токоприемник, поставить его на предохранительный крюк, отключить аккумуляторную батарею и мотор-генератор {ТЗУ, БПН).

3.13. Работа по замене предохранителей в высоковольтном шкафу должна производиться в диэлектрических перчатках, при опущенном и поставленном на крюк токоприемнике и выключенных автоматах АВ-1 и АВ-2.

3.14. На поездах, оборудованных межвагонным высоковольтным кабелем, при смене предохранителей на втором вагоне необходимо убедиться, что токоприемник первого вагона опущен и поставлен на предохранительный крюк, электрические цепи отключены.

3.15. Поднимать токоприемник и включать электрические цепи по­сле смены предохранителей или ремонта разрешается, предваритель­но закрыв крышки шкафа или щитка.

3.16. Водителю запрещается:

3.16.1 приступать к работе, если не обеспечены безопасные условия труда;

3.16.2 выполнять какие-либо работы, не предусмотренные Должност­ной инструкцией;

3.16.3 выезжать на неисправном или недоукомплектованном вагоне;

3.16.4 начинать движение с открытыми дверьми, высовываться из окна;

3.16.5 снимать, открывать ограждения (кожухи) электроаппаратов, ра­ботать без ограждений;

3.16.6 включать не огражденные или имеющие неисправные, незакре­пленные ограждения электроотопительные устройства салона и каби­ны;

3.16.7 производить включение, отключение межвагонного кабеля на двухвагонном поезде, а также замену высоковольтных предохраните­лей без диэлектрических перчаток, при незакрепленном в оттянутом положении токоприемнике.

3.17. При работе на парном поезде с одним кондуктором водитель обязан:

3.17.1. быть внимательным и обеспечивать безопасность кондуктора при выходе его из вагона и переходе в другой вагон;

3.17.2. при выходе из вагона кондуктор должен подать по звонковой сигнализации три коротких звонка (стоп), при входе в вагон — один длинный звонок (движение вперед) или, по возможности, лично опо­вестить водителя о переходе из вагона в вагон;

3.17.3. убедиться в зеркало бокового вида, что переход кондуктора из вагона в вагон завершен;

3.17.4. объявить по трансляции: «Двери закрываются», закрыть двери поезда и, убедившись в полной безопасности, начать движение;

3.17.5. периодически объявлять по трансляции для пассажиров о том, что поезд обслуживается одним кондуктором.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ .

4,1. При возникновении ситуаций, которые могут привести к авари­ям и несчастным случаям, водитель должен немедленно поставить в известность старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы дви­жения.

4.2. В аварийных ситуациях, когда водитель вынужден произвести высадку пассажиров вне зоны обязательной остановки, он должен приять меры к обеспечению безопасности выхода пассажиров, преду­предив их о соблюдении осторожности при выходе.

4.3. Передвижение трамвайных вагонов, не имеющих собственного хода, с неисправностями тормозной системы или другими неисправ­ностями, не обеспечивающими безопасность движения, должно про­изводиться буксировкой исправным вагоном или средствами скорой технической помощи. При сцепке и буксировке водитель должен вы­полнять требования Инструкции по сцепке и буксировке трамвайных вагонов. Водителю разрешается производить сцепку на линии только аварийными сцепными приборами на прямом участке пути. На кривых или уклонах сцепка производится после прибытия аварийной бригады или линейного работника, обученного правилам сцепки и буксировки. Буксировка неисправного поезда должна производиться в сопрово­ждении машины скорой технической помощи, со скоростью движения не более 15 км/час.

4.4. При возникновении возгорания в вагоне водитель должен:

- остановить поезд;

- открыть двери для высадки пассажиров;

- опустить токоприемники на всех вагонах поезда и поставить их на предохранительный крюк, при невозможности опустить то­коприемник из кабины водителя, опустить его, пользуясь вто­рой наружной веревкой;

- отключить аккумуляторные батареи (ВНЦ) на всех вагонах;

- приступить к тушению пожара;

- при необходимости вызвать пожарную команду через Старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения.

4.5. При неисправности контактной сети водитель обязан остано­вить поезд за 30 метров до неисправного участка, оценить характер повреждения. При обрыве контактного провода - оградить место па­дения провода и, до прибытия бригады скорой технической помощи, не допускать в опасную зону на расстоянии менее 5 метров посторон­них лиц, предупреждать водителей проходящего транспорта об опас­ности.

4.6. При обнаружении утечки тока на корпусе вагона водитель обязан:

- остановить поезд, отключить высоковольтное и низковольтное оборудование;

- уточнить у пассажиров, где и при каких обстоятельствах «бьет током»;

- высадить пассажиров при соблюдении безопасности движения;

- подготовить вагон (поезд) к буксировке, произвести сцепку с исправным вагоном (поездом) и в сопровождении бригады ско­рой технической помощи (Инструкция по сцепке и буксировке трамвайных вагонов), следовать до ближайшей конечной стан­ции или трамвайного парка, предварительно сообщив о случив­шемся Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения, линейному работнику.

4.7. Если во время работы произошел несчастный случай, водитель обязан немедленно оказать пострадавшему первую помощь, вызвать скорую помощь или принять меры по доставке пострадавшего в ле­чебное учреждение, доложить о случившемся Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения, администрации парка. Со­хранять, по возможности, обстановку, при которой произошел не­счастный случай (если это не сопряжено с опасностью для здоровья людей или длительной задержкой движения), до прибытия должност­ных лиц, проводящих расследование.

4.8. Последовательность оказания первой помощи:

- устранить воздействие на организм факторов, угрожающих здо­ровью и жизни пострадавшего (освободить от действия элек­трического тока, погасить горящую одежду и т.д.), оценить со­стояние пострадавшего;

- определить характер и тяжесть травмы, представляющую наи­большую угрозу для жизни пострадавшего и последователь­ность действий по его спасению;

- выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадав­шего в порядке срочности (провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение, зафикси­ровать место перелома, наложить повязку и т.п.);

- поддерживать жизненные основные функции пострадавшего до прибытия скорой медицинской помощи.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ .

5.1. Привести в порядок кабину водителя. При смене на конечной станции или на линии передать вагон (поезд) водителю второй смены, руководствуясь требованиями Должностной инструкцией водителя трамвая.

5.2. На последней, обязательной остановке перед въездом на тер­риторию парка, высадить пассажиров, убедиться, что в салоне нет лю­дей и посторонних предметов, закрыть двери и окна.

5.3. Следить внимательно при въезде в депо за положением и ма­неврирующими поездами, секционные изоляторы проходить в режи­ме выбега.

5.4. Предъявить вагон приемщику подвижного состава, выключить автоматические выключатели и высоковольтные и низковольтные электрические цепи, затормозить вагон (поезд) ручным тормозом, вы­пустить воздух из магистрали через концевой кран, опустить токопри­емники и поставить их на предохранительные крюки.

5.5. Сдать приборы управления, средства индивидуальной защиты, съемный экипировочный инвентарь.

5.6. Пройти послерейсовый медицинский осмотр, сдать путевой лист диспетчеру парка.

 При необходимости, оформить заявку в книге поезда на техническую неисправность.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1323.