План занятия
Тема1. История возникновения кадастровой деятельность в РФ
Тип занятия: лекция 2 часа
Актуализируются в работе ПК и ОК:
ПК 1. Выполнять комплекс кадастровых процедур
ОК 1. ОК 2 ОК 4.
Цель:
- учебная: систематизировать знания и понимание сущности и социальной значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- развивающая: способствовать развитию логического мышления; развивать память, развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение составлять факты и события; развивать внимание, умение самостоятельно находить и работать с информацией.
- воспитательная: стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивость; стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию.
Метод реализации: лекция-диалог
Информационно-методическое обеспечение:
Бурмакина Н.И. Осуществление кадастровых отношений : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Н.И. Бурмакина.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с
Федеральный закон от 15.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
Введение
В результате изучения данной дисциплины необходимо ориентироваться в вопросах ведения кадастра объектов недвижимости и порядка его ведения, кадастровой оценки земли и кадастровой деятельности.
Кадастр (фр. cadastre) — список, реестр чего-либо или кого-либо, например, землепользователей, подлежащих налогообложению. Само это слово происходит от средневекового лат. catastrum, то есть capitastrum (от caput — голова), которое означало регистр душ, подлежавших поголовной подати.
Земля - это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения различных объектов.
В условиях города земля является в основном не средством производства, а базисом для размещения городских объектов. Осуществление инвестиций, строительство, предпринимательство и т. д. невозможно без предоставления земельных участков.
Земельные ресурсы — земли, которые используют или могут быть использованы в отраслях народного хозяйства.
Согласно основным принципами земельного законодательства земля признаётся:
· основой жизни и деятельности человека;
· природным объектом, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы;
· природным ресурсом, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве;
· основой осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;
· недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав на землю.
По Конституции земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
План
История возникновения и развития кадастровой деятельности за рубежом и в России
Реформирование системы учета объектов недвижимости 2008-2011 гг.
Кадастр в России
В начале освоения восточнославянских земель, когда свободных, никем не занятых территорий было еще так много, что всякий мог ими пользоваться в любом количестве, и когда земля ценилась не сама по себе, а по вкладываемому в нее труду, вопрос о разграничении земель в отдельные владения практически не стоял и разрешался сам собой.
Со временем на Руси появились специальные межевые знаки — большие камни, валуны, иногда с символами в виде крестов. У земледельцев участки делились бороздами, которые, как и любые другие обозначения границ, получили название меж. Отсюда и появилась необходимость в межевании - разграничении земель не только технически, но и юридически. Так границы приобретают законность и могут быть восстановлены во всех случаях их нарушения.
Причиной начала земельного кадастра стало татаро-монгольское иго.
Для верного учета и сбора дани в то время проводилась перепись жителей и их имущества, а поскольку главной доходной статьей являлась земля, то при раскладе дани учитывалось ее количество и качество, т.е. проводился кадастровый учет. Учитывались пространства целых княжеств и поземельное владение каждого частного лица.
Истоки земельный кадастр берет с Киевской Руси, о чем свидетельствуют некоторые статьи "Пространной Русской правды" Владимира Мономаха.
Картографический материал земельного кадастра России содержался в описаниях земель, собранных в писцовых, смотренных, дозорных и межевых книгах, и составлялся по результатам натурных и землемерных работ. Землемерные работы заключались в измерении длин граничных линий «мерной вервью», которые разделяли землю по угодьям и различались по «добротности» на «добрую», «среднюю» и «худую».
В середине XVIII в. работы по межеванию расширили с целью защиты прав землевладельцев. В 1765 г. была утверждена Комиссия о государственном межевании земель. Основные работы по межеванию земель Российской империи были завершены в начале XIX в.
Первое на Руси межевание стало проводиться с появлением первых поместий.
Поместная система - это вознаграждение за службу землей, отдаваемой в потомственное или пожизненное владение. Поместья появились на Руси при Иване III.
Раздача земель за службу и необходимость приведения вотчинных и поместных земель в соответствие с отправляемой службой стали одной из основных причин частых переписей земель в XV - XVI вв.
При царе Иване IV (Грозном) были описаны почти все земли России, а некоторые из них - даже по нескольку раз. Однако владелец поместья имел значительные ограничения в правах распоряжения земельным участком. "Поместная изба" - первый в истории российского государства орган, ведающий землеустройством.
В последствии "Поместная изба была преобразована в "Поместный приказ".
Следующий этап развития кадастра был обусловлен политикой Петра I, он уничтожил поместную систему, сравнял прежние поместья с вотчинами и ввел подушную подать. В результате качественный учет земель и их оценка утратили свое значение. Вместе с тем значительно повысилась точность полевых измерений, впервые основанная на геометрии и применении геодезических инструментов.
План занятия
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Согласно действующему законодательству государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям.
Целью государственного учета земель является получение систематизированных сведений о количестве, качестве и правовом положении земель в границах территорий, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель.
Категория земель - это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим. Отнесение земель к категориям осуществляется согласно действующему законодательству в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом.
Действующее законодательство предусматривает 7 категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В состав Российской Федерации входят 85 субъектов Российской Федерации. Площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2015 года составила 1712,5 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря.
В соответствии с действующим законодательством земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам.
В государственной собственности находятся земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Земли, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.
Анализ данных, полученных в результате государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами, и докладов о состоянии и использовании земель в субъектах Российской Федерации показал, что в 2014 году значительные площади земель были вовлечены в гражданский оборот, а также продолжались процессы установления (изменения) границ населенных пунктов.
В течение 2014 года переводы земель из одной категории в другую затронули практически все категории земель, в большей степени это коснулось земель сельскохозяйственного назначения, земель запаса, земель промышленности и иного специального назначения, а также земель лесного фонда
Рис. 1-1. Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель
Правовое регулирование земельных отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществлялось в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основанием перевода земель являлись акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции по вопросам использования и охраны земель, а также ходатайства заинтересованных лиц.
К необходимости перевода земель из одной категории в другую приводили такие мероприятия, как предоставление земельных участков из земель государственной собственности, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, изменение (установление) границ населенных пунктов и муниципальных образований, возврат (изъятых ранее) в прежнюю категорию отработанных или рекультивированных земель, прекращение действия права у субъекта права на земельный участок или изменение вида использования земельного участка.
План занятия
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
План:
1. Источники кадастровой информации
2. Определение местоположения объектов недвижимости, нормативная точность определения координат
Земельно-кадастровая информация является одним из государственных информационных ресурсов и играет важную роль в регулировании земельно-имущественных отношений, управлении объектами недвижимости и налогообложении.
К источникам земельно-кадастровой информации относятся:
· собственники объектов недвижимости,
· землепользователи, землевладельцы, арендаторы объектов недвижимости,
· органы власти (Субъектов РФ и муниципальных образований)
· учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
· территориальные органы Росреестра
· организации, осуществляющие оценочную деятельность
· почвенные институты
· службы мониторинга окружающей среды и др.
Субъекты земельных отношений несут ответственность за достоверность и актуальность земельно-кадастровой информации. Эти источники информации подлежат страхованию.
Сбор и систематизация исходных материалов (данных):
· сбор информации о земельных участках;
· получение данных из государственного кадастра недвижимости (ГКН);
· обработка данных кадастровой палаты и реестра земельных участков (сопоставление данных кадастровой палаты с правоустанавливающими документами и реестром участков на предмет наименования объекта, его площади и статуса (категории земель, правообладателя);
· анализ проектной и землеустроительной документации о топографо-геодезической и картографической изученности территорий;
· рекогносцировка, обследование пунктов геосети;
· получение координат исходных пунктов в местной системе координат;
· запрос сведений Государственного кадастра недвижимости (данных о кадастровом делении, о ранее учтенных земельных участках);
· запрос сведений о правах (выписки из ЕГРП);
· получение копий правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельные участки;
· информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и эксплуатации объекта.
Материалы кадастра целесообразно разделять по методам отображения кадастровых данных. Материалы, полученные в результате строгих методов отображения данных, определяют как планово-картографические, все остальные, полученные нестрогими методами, — как документы.
Для ведения земельного кадастра пользуются преимущественно планами аэрофотосъемки и лишь в отдельных случаях — материалами наземных съемок.
Плановые материалы как основные земельно-кадастровые документы обеспечивают наглядность учитываемой территории, ликвидируют возможность пропусков или дублирования площадей земель при земельном кадастре.
Плановый материал нужен не только для учета земель по составу угодий, но и для характеристики качества сельскохозяйственных угодий, бонитировки почв и экономической оценки земель.
Важным условием получения достоверных земельно-кадастровых данных является полнота планово-картографического материала.
Материалы аэрофотосъемки имеют большое преимущество перед наземной съемкой, так как дают возможность составить как количественную, так и качественную характеристику землепользования с отображением необходимых деталей и подробностей, важных для ведения земельного кадастра.
Кроме того, материалы аэрофотосъемки используют для поддержания земельно-кадастровых данных на современном уровне.
К планово-картографическим материалам, используемым при земельном кадастре, относятся: план границ землепользования, земельноучетный план, планы населенных пунктов, почвенный план, картограммы обеспеченности почв питательными веществами, мелиоративного и геоботанического состояния земель, планы бонитировки почв и экономической оценки земель.
Специфические сведения кадастра земель населенных пунктов включают:
— характеристику видов и подвидов земель населенных пунктов, включая земли сельскохозяйственного использования;
— ландшафтные особенности территории земельного участка;
— местоположение земельного участка, подлежащего кадастровой оценке, в пространственно-планировочной структуре города или другого населенного пункта;
— инженерно-геологические характеристики грунтов; — расчетные показатели свойств грунтов;
— характеристики подземных вод и опасных геологических подстилающих пород;
— размеры и характеристики подземных источников и водной поверхности;
— вид, границы, мощность, сроки освоения и исчерпания месторождений полезных ископаемых;
— сведения о назначении, размерах, состоянии лесных насаждений;
— вид, назначения, показатели мощности и другие технические характеристики инженерного оборудования поселенческой территории;
— категории, размеры, дорожные сооружения и другие технические характеристики улиц и дорог;
— источники и ареалы загрязнения, их виды и характеристики;
— виды, назначение, типы, конфигурация, этажность, материал стен зданий и сооружений;
— состояние окружающей земельный участок среды.
В планово-картографических материалах отражается весь комплекс сведений, характеризующих земельный фонд района по перечню показателей, учитываемых в текстовых документах.
Следовательно, детальность и точность земельно-кадастровых сведений в их текстовой части во многом зависит от качества планово-картографического материала.
В настоящее время в Российской Федерации значительная работа по автоматизации процессов ведения земельного кадастра, в том числе и планово-картографического материала, выполнена в Московском государственном университете по землеустройству: разработана методика получения и обработки данных на ЕС ЭВМ, разработана программа вычисления площадей земельных участков и вывода их графического изображения на дисплей.
Полученные таким способом сведения отражаются на планово-картографических материалах, которые в соответствующем масштабе отображают на бумаге пространственное размещение, состояние и использование земель.
Без планово-картографических материалов получить достоверные сведения по всем составным частям земельного кадастра невозможно.
В свою очередь, что очень важно, эти материалы обеспечивают наглядность земельно-кадастровых сведений, предупреждают возможность пропусков или дублирования площадей, способствуют беспрерывному и объективному получению необходимой информации.
Планово-картографические материалы получают в результате проведения наземных съемок или аэрофотосъемок местности.
Точность материалов и документов кадастра определяется многими критериями. Для планово-картографических материалов — масштабом кадастровых планов, средней квадратической ошибкой измерений. Для документов — средней квадратической ошибкой значений количественных характеристик (численность, жилая площадь и т.п.). Особое значение масштаба планово-картографического материала обусловлено прямой зависимостью трудоемкости создания планово-картографического материала от масштаба, стоимости работ, времени их выполнения.
Укрупнение масштаба приводит к удорожанию работ и увеличению сроков их выполнения. В качестве критерия точности планово-картографического материала принят базовый масштаб кадастровой съемки.ер
При подготовке межевого плана не могут использоваться сведения ограниченного доступа (в том числе координаты центров геодезических пунктов в государственных или геоцентрических системах координат), учитывая, что в государственный кадастр недвижимости вносятся открытые и общедоступные сведения.
Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат.
Геодезической основой государственного кадастра недвижимости (геодезическая основа кадастра) являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения (опорные межевые сети).
Опорная межевая сеть (ОМС) является геодезической сетью специального назначения, создаваемой для координатного обеспечения государственного земельного кадастра (в настоящее время государственного кадастра недвижимости), мониторинга земель, землеустройства и других мероприятий по управлению земельным фондом России.
Опорная межевая сеть подразделяется на два класса, которые обозначаются ОМС1 и ОМС2, точность построения которых характеризуется средними квадратическими ошибками взаимного положения смежных пунктов соответственно не более 0,05 и 0,10 метра.
ОМС1 создается, как правило, в городах для решения задач по установлению (восстановлению) границ городской территории, а также границ земельных участков как объектов недвижимости, находящихся в собственности (пользовании) граждан или юридических лиц.
ОМС2 — в черте других поселений для решения вышеуказанных задач, на землях сельскохозяйственного назначения и других землях для геодезического обеспечения межевания земельных участков, мониторинга и инвентаризации земель, создания базовых межевых карт (планов) и др.
Каталог координат и высот пунктов ОМС вносится органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в государственный кадастр недвижимости.
Картографической основой государственного кадастра недвижимости являются карты, планы, требования к которым определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" создаваемые Роснедвижимостью и передаваемые ею в территориальные органы Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации цифровые ортофотопланы являются единой картографической основой государственного кадастра недвижимости (далее - ЕКО ГКН) и предназначены в первую очередь для исполнения территориальными органами Роснедвижимости своих функций по предназначению. На основе ЕКО ГКН Роснедвижимостью и ее территориальными органами создаются кадастровые карты различной тематической направленности, которые в соответствии со статьей 13 Закона о кадастре являются неотъемлемой частью ГКН.
Ортофотоплан - фотографический план местности на точной геодезической основе, полученный путём аэрофотосъёмки.
Геодезическая и картографическая основы кадастра создаются и обновляются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". При этом соответствующие сведения о геодезической и картографической основах кадастра, полученные в результате выполнения работ по созданию новых или по обновлению существующих геодезической и картографической основ кадастра, в том числе по созданию новых или по восстановлению утраченных пунктов опорных межевых сетей, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании подготовленных в результате выполнения указанных работ документов.
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о геодезической основе кадастра:
1) каталоги (списки) координат пунктов опорных межевых сетей с указанием системы координат;
2) типы знаков опорных межевых сетей;
3) описания местоположения пунктов опорных межевых сетей (абрисы).
3. Определение местоположения объектов недвижимости, нормативная точность определения координат
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При проведении кадастровых работ должны использоваться сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков (соответствующие координаты характерных точек границ). При этом необходимо отметить, что при повторном определении координат характерных точек границ земельных участков (например, при восстановлении границы земельного участка) допустимым является изменение значения координат в рамках средней квадратической погрешности положения характерных точек границ.
Методы определения координат характерных точек объектов недвижимости
Выбор метода определения координат характерных точек границ земельных участков и их частей зависит от нормативной точности определения таких координат, установленной для земельных участков определенного целевого назначения и разрешенного использования. Предусмотрены следующие методы определения координат характерных точек объектов недвижимости:
1. Геодезический метод (например, метод триангуляции, полигонометрии, трилатерации, метод прямых, обратных или комбинированных засечек и иные геодезические методы);
2. Метод спутниковых геодезических измерений (определений);
3. Фотограмметрический метод;
4. Картометрический метод.
План занятия
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
План
План занятия
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
План
Объект ГЗК.
Принципы ГЗК
1.Объект ГЗК
Объектом государственного земельного кадастра является единый земельный фонд Российской Федерации, а предметом — создание и функционирование государственной многоцелевой системы необходимой и достоверной информации о характеристиках и состоянии земельного фонда.
Государственный земельный кадастр ведется для информационного обеспечения следующих процессов:
- регулирования земельных отношений и процессов землепользования;
- формирования государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
- планирования инвестиционной и налоговой политики;
- осуществления различных видов планирования и проектирования в области использования и охраны земель (землеустройство, планировка и т. д.);
- ведения государственного контроля за использованием и охраной земель;
- оценки хозяйственной и иной деятельности субъектов земельных прав;
- создания оперативного и устойчивого земельного оборота;
- защиты прав физических и юридических лиц на земельные участки и разрешения земельных споров;
- признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;
- ведения учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
- расчета экономической оценки земель и установления обоснованной платы на землю;
- проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель и др.
Основные задачи ведения государственного земельного кадастра: сбор, систематизация, хранение, обобщение, обновление и предоставление пользователям информации о землях и размещенной на них недвижимости.
Данные государственного земельного кадастра позволяют решить такие проблемы, как:
- передача земельных участков и иной недвижимости в собственность;
- развитие ипотеки;
- оценка антропогенного воздействия на окружающую среду;
- совершение сделок с недвижимостью и формирование земельного оборота;
- контроль за объективностью и достоверностью статистических данных;
- территориально-пространственное планирование;
- формирование рынка ценных бумаг;
- информирование населения;
- определение месторасположения объекта недвижимости и др.
Принципы ГЗК
Исходя из целей и задач государственного земельного кадастра можно выделить следующие принципы его ведения:
1. Многоцелевой и многоуровневый характер. Государственный земельный кадастр является многоцелевой, многоуровневой системой информации о земельных ресурсах страны и ее административно-территориальных образований и содержит необходимые сведения и документы о правовом режиме земель, их распределении по субъектам земельных отношений, характеристиках объектов земельного кадастра, начиная с кадастрового земельного участка и завершая земельным фондом страны. Кадастр ведут на трех уровнях: муниципальные образования, субъекты РФ и Федерация.
На уровне муниципального образования в государственном земельном кадастре содержатся сведения обо всех объектах кадастрового учета, расположенных на территории муниципального образования, о территориальных зонах и ведется реестр земель, находящихся в собственности муниципального образования.
На уровне субъекта РФ в государственном земельном кадастре содержатся сведения о границах входящих в его муниципальные образования, о землях в границах муниципальных образований в объеме, необходимом для реализации функций государственного управления и контроля, о территориальных зонах, учитываемых на уровне субъекта РФ, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности субъекта РФ.
На федеральном уровне в государственном земельном кадастре содержатся сведения о государственной границе Российской Федерации, границах субъектов Российской Федерации, сведения о землях в границах субъектов РФ в количестве, необходимом для реализации функций государственного управления и контроля, о территориальных зонах, учитываемых на уровне Российской Федерации, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности государства.
2. Единство системы земельного кадастра подразумевает согласованность и единство методов и технологий ведения земельного кадастра, формирования системы земельно-кадастровой информации и документации как с точки зрения охвата земель всех категорий земельного фонда, так и с точки зрения охвата всей территории РФ или ее субъектов. Этот принцип не исключает необходимости учета региональных особенностей при формировании системы земельного кадастра.
3. Совместимость и сопоставимость земельно-кадастровой информации с информацией других видов государственных ведомственных кадастров (градостроительного, лесного, водного и других кадастров природных ресурсов, Единого государственного реестра прав и др.). Выполнение этого принципа обеспечивается сбором информации для различных видов кадастров природных ресурсов по единой методике, единой степени полноты и детализации.
Это позволит в последующем свести все виды кадастровой информации в единую систему информационных реестров.
4. Непрерывность ведения земельного кадастра. В процессе реорганизации земельных отношений и формирования многоукладных форм собственности, владения и пользования землей, изменения количественных и качественных характеристик земельного фонда страны и его отдельных категорий, увеличения антропогенной нагрузки на земельные ресурсы происходят различные изменения в составе и распределении земельного фонда. Поэтому для обеспечения непрерывности ведения земельного кадастра необходимо систематическое или периодическое, сплошное или выборочное обновление информации.
5. Достоверность и точность земельно-кадастровой информации. Достоверность кадастровых сведений определяется степенью их соответствия фактическому состоянию и использованию земельного фонда. Точность и детальность земельно-кадастровой информации отражают степень соответствия ее величин истинному значению характеристик земельного фонда. Точность измерений земельно-кадастровой информации для различных административно-территориальных уровней должна соответствовать конкретным целям и задачам. Кроме того, в земельном кадастре достоверно то, что признано государством. Какие бы фактические изменения ни происходили с объектом, пока эти изменения не зарегистрированы в установленном порядке в государственном земельном кадастре, существующими их не признают.
Если раньше достоверность обеспечивалась способами получения, учета и хранения сведений о природном, экономическом и правовом положении земель с той степенью точности и достоверности, которая необходима для решения задач, связанных с рациональным использованием земель, то теперь достоверность гарантируется также методикой ведения ГЗК, т. е. порядком проверки, учета и хранения необходимых сведений об объекте учета.
6. Полнота сведений земельного кадастра. Совокупность земельно-кадастровой информации для различных административно-территориальных уровней и форм собственности, владения и пользования землей должна быть достаточной, но без излишней детализации. Более полную и подробную информацию необходимо собирать для конкретных землевладений и землепользовании, а также для земель местных администраций (сельских, городских, районных), а генерализированная (обобщенная) с различной степенью детализации информация должна собираться для более высоких административно-территориальных уровней — субъектов Российской Федерации (областей, краев и республик в составе РФ) и государства в целом. Таким образом, земельный кадастр на всех уровнях ведения должен содержать все необходимые сведения с целесообразной степенью их детализации. Необходимость сведений кадастра определяется конкретными потребностями общества и отдельных его членов, а степень детализации показателей зависит от уровня ведения кадастра и условий применения земельно-кадастровой информации.
7. Всесторонность и всеохватность земельно-кадастровой информации. Для создания достоверной системы земельного кадастра информация должна отражать все направления в использовании земельного фонда (правовое, экономическое, организационно-хозяйственное и др.). Для получения точных и полных сведений о земельном фонде необходимо учитывать все земли, независимо от их ведомственной или хозяйственной принадлежности, а также форм прав на нее. Любые пропуски или перекрытия искажают кадастровые данные.
8. Юридическая равнозначимость кадастровой информации на электронных и бумажных носителях. При наличии расхождений приоритет имеют данные на бумажных носителях, если иное не оговорено федеральным законодательством.
9. Бессрочность действия земельно-кадастровых документов. Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и карты являются документами вечного пользования. Их уничтожение или изъятия из них каких-либо документов не допускается по закону. Документы, утратившие актуальность, хранят уполномоченные государственные органы (архивы).
10. Формирование системы ГЗК снизу вверх. Ввиду того, что организационной основой системы ГЗК являются земельные органы муниципальных образований (административные районы/города), то государственный земельный кадастр должен формироваться с учетом приоритетного значения этого низшего организационного уровня. Это означает, что введение стандартов, унификация процедур и материально-техническое обеспечение должны быть в первую очередь направлены на улучшение организации работы низовых уровней кадастровой службы. Первоочередными мероприятиями для этого должны стать разработки и введение в практику форм государственного учета, а также правил ведения документации государственного земельного кадастра.
11. Одновременность создания ГЗК на всех административно-территориальных уровнях (государство, регион, муниципальное образование). Этот принцип вытекает из мирового опыта формирования кадастров, который гласит, что кадастр не имеет абсолютно никакой ценности до тех пор, пока он не будет введен в определенном географическом регионе.
12. Обязательность применения земельно-кадастровых данных. Сведения, регистрируемые в государственном земельном кадастре, юридически предполагаются законными для всех пользователей, включая судебные, налоговые и финансовые органы. Эти сведения должны быть обязательными для применения при решении проблем в области земельных отношений и использования земельного фонда. Земельно-кадастровая информация после ее утверждения может быть оспорена только в судебном порядке. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, в том числе при разработке генеральных и региональных схем развития и размещения производительных сил, охраны окружающей природной среды, разработке генеральных планов, проектов планировки и застройки поселений, при предоставлении (в том числе и продаже) земель, их изъятии (выкупе), проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности, определении платежей за землю (размеров налога, арендной платы, нормативной, рыночной и залоговой цены), разрешении земельных споров, осуществлении государственного контроля и мониторинга за использованием и охраной земель.
13. Доступность и открытость земельно-кадастровых данных. Данные земельного кадастра должны быть максимально доступны для всех заинтересованных юридических и физических лиц (за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну). Они должны быть представлены в наглядной форме, включая использование современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий. Данные земельного кадастра предоставляют с учетом участия соответствующих организаций и ведомств в создании баз и банков данных земельного кадастра. Одновременно ряд сведений, представляющих государственную тайну или угрозу для собственников информации, могут быть закрыты.
Орган, осуществляющий ведение ГЗК, обязан предоставлять сведения ГЗК органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам в соответствии с правилами и в форме, установленной федеральным законодательством. Этот принцип ведения ГЗК служит задаче информационного обеспечения гражданского оборота земли, информационного взаимодействия всех государственных систем по управлению недвижимостью, а также защите прав собственников земли.
Кроме того, соблюдение этого принципа должно обеспечивать защиту сведений земельного кадастра от несанкционированного доступа, уничтожения или искажения.
14. Эффективность земельного кадастра. При организации и ведении земельного кадастра необходимо применять методы, технологии, способы и приемы, обеспечивающие получение, систематизацию и поддержание земельно-кадастровых данных с учетом экономической, экологической, социальной и других видов эффективности системы ГЗК. При расчете эффективности земельного кадастра целесообразно учитывать как краткосрочный, так и долгосрочный эффект от использования земельно-кадастровых данных.
15. Централизованность руководства системой государственного земельного кадастра. Необходимость проведения кадастровых работ по единой методике в масштабе РФ, обеспечения сопоставимости данных о состоянии и использовании земельного фонда страны, обеспечения государственного контроля возможны при руководстве из единого центра, ныне Федеральной службы земельного кадастра РФ. Одновременно этот принцип предусматривает создание вертикальной иерархической структуры земельно-кадастровых органов.
План занятия
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
Перевод земель из одной категории в другую
Инициировать государственную процедуру по переводу земель из одной категории в другую могут заинтересованные в переводе земельных участков лица либо их представители, в том числе:
· правообладатели земельных участков,
· собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках,
· пользователи недрами, расположенными на земельных участках,
· лица, которым предварительно согласовано место размещения объекта на земельном участке,
· органы местного самоуправления,
· иные заинтересованные в переводе земельных участков лица.
План занятия
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
Земельные угодья являются основным элементом государственного учета земель и подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья.
На 1 января 2017 года площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель составила 220,4 млн. га, или 12,9% всего земельного фонда страны. На долю несельскохозяйственных угодий приходилось 1489,4 млн. га, или 87,1%.
Главным признаком отражающим основные различия между угодьями, является характер использования земли. В процессе хозяйственного использования угодья приобретают новые качества, формирующие особые свойства отдельных земельных участков. Природные свойства – почвенное плодородие, характер увлажнения, растительность, гидрогеологические и иные характеристики отражают качественное состояние земельных участков, определяя их хозяйственное использование.
Угодья – это земли (части территории) систематически используемые для конкретных хозяйственных целей, имеющие определенные различия природных и вновь используемых свойств. Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные.
Сельскохозяйственные угодья – это земельные угодья, систематически используемые для получения с/х продукции. К ним относятся: пашня, залежь, кормовые угодья (сенокосы и пастбища), многолетние насаждения.
К несельскохозяйственным относятся: земли под водой, включая болота, лесные площади, земли застройки, земли под дорогами, овраги, пески, полигоны ТБО, территория консервации.
Учету подлежат оленьи пастбища, для северного оленеводства. (могут учитываться в составе лесных площадей, болот и нарушенных земель). Классификация угодий осуществляется в процессе подготовки планово-картографического материала, обследования территории и инвентаризации земель.
Пашня – сельскохозяйственное угодье, систематически обрабатываемое и используемое под посевы сельскохозяйственных культур.
К пашне относятся наиболее плодородные земли, систематически обрабатываемые и используемые под посевы с/х культур, включая посевы многолетних трав и чистые пары. Участки, ранее используемые под пашню считаются залежью.
Залежь – земельный участок, который ранее использовался под пашню и более 1 года не используется для посева сельскохозяйственных культур.
Сенокос – сельскохозяйственное угодье, систематически используемое под сенокошение.
Пастбище – сельскохозяйственное угодье, систематически используемое для выпаса животных.
Многолетние насаждения – это угодья занятые искусственно созданными древесными, кустарниковыми или травянистыми многолетними растениями, предназначенными для получения урожая плодово- ягодной, технической или лекарственной продукции. В составе многолетних насаждений различают сады, ягодники, виноградники, плодовые питомники.
К кормовым угодьям относятся сенокосы и пастбища. Сенокосы – это угодья, используемые под сенокошение. Пастбища – это угодья используемые для выпаса скота. Подвиды сенокосов различают по характеру увлажнения и бывают заливные, суходольные, заболоченные и коренного улучшения.
С/х угодья различаются по качественному состоянию, которое характеризуется типом почв, степенью эродированности, засоленности, каменистости и мелиоративным состоянием. С учетом угодий применяется классификация по категориям пригодности: 1) Земли, пригодные преимущественно под пашню; 2) Земли, пригодные преимущественно под сенокосы; 3) Пастбищные земли, пригодные под другие с/х угодья после коренного улучшения; 4) Земли, пригодные под с/х угодья после коренной мелиорации; 5) Земли, малопригодные под с/х угодья; 6) Земли, не пригодные под с/х угодья; 7) Нарушенные земли.
По состоянию на 1 января 2014 года площадь с/х угодий во всех категориях земель составили 220,5 млн га или 13% земельного фонда РФ.
На долю нес/х угодий приходится 1489,3 млн га или 87%.
Пашня составляет 121,6 млн га (55 %), кормовые угодья 92,1 млн га (42%), Многолетние насаждения 1,8 млн га (0,7%).
Среди нес/х угодий доминирующее положение занимают лесные площади, их площадь составляет 897,4 млн га или 52% земельного фонда РФ.
Земли под болотами занимают 9%, под водой – 4%, под дорогами – 0,4%, земли застройки – 0,3% и другие земли 21% земельного фонда страны.
Распределение земельного фонда по угодьям не согласуется распределением по категориям и поэтому не всегда наличие, состав и соотношение угодий в пределах землепользований соответствует целевому назначению и характеру использования земель. Так, в пределах категории земель с/х назначения размещено только 89% с/х угодий. Остальная часть (24,5 млн га) находится на землях населенных пунктов, лесного фонда, промышленности и земель запаса.
Особой охране подлежат с/х угодья, а также леса, водные и другие объекты, имеющие природоохранное значение, вне зависимости от их территориального расположения.
В соответствии с земельным законодательством охране подлежат: почвенное плодородие, сами угодья, пространственные свойства (конфигурация и размер).
По официальным статистическим данным за период с 1985 по 2014 год площадь с/х угодий сократилась на 8,5 млн га, а площадь пашни – на 12,6 млн га.
Не обрабатываемые в течение ряда лет земли зарастают лесокустарниковой растительностью, нарушаются мелиоративные системы (переувлажнение и заболачивание). В результате пахотные земли переходят в залежь, а сенокосы в пастбища деградируют в нес/х угодья.
Изменение состава и соотношения угодий приводит к необходимости периодического перераспределения земель по категориям, видам и формам собственности.
Нарушенные земли – земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности человека.
Нарушение земель происходит при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ. В связи с чем, на предприятиях, деятельность которых связана с нарушением земель, неотъемлемой частью технологических процессов являются работы по рекультивации земель (комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и другой ценности земель, а также на улучшение условий окружающей среды).
На 1 января 2017 года площадь нарушенных земель составила 1000,3 тыс. га, что на 5,3 тыс. га больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольшее увеличение нарушенных земель наблюдалось в Республике Коми (на 1,3 тыс. га), Кемеровской области (на 1,0 тыс. га), Ямало-Ненецком автономном округе (на 0,8 тыс. га) и Приморском крае (на 0,6 тыс. га).
Наибольшие площади нарушенных земель расположены на территориях Ямало-Ненецкого автономного округа (119,8 тыс. га), Свердловской и Кемеровской областей (по 63,7 тыс. га), Ханты-Мансийского (55,7 тыс. га) и Чукотского (47,6 тыс. га) автономных округов.
На 1 января 2017 года в целом по стране прочими землями было занято 351,8 млн. га, или 20,6% территории страны. В состав прочих земель включены полигоны отходов, свалки, пески, овраги и другие земли, а также участки тундры, пригодные для оленьих пастбищ. Песками в составе прочих земель занято – 4,5 млн. га, оврагами – 1,5 млн. га, полигонами отходов, свалками – 0,1 млн. га.
Увеличение общей площади прочих земель по отношению к предшествующему году составило 8,0 тыс. га. В Астраханской области 23,2 тыс. га земель в основном сельскохозяйственных угодий переведены в земли, занятые песками.
План занятия
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
ПОРЯДОК
План занятия
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
План занятия
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
1. Геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее - геодезическая основа) являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (далее - опорные межевые сети).
2. Картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее - картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
3. Геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.
4. Для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат.
5. Местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.
План занятия
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
План занятия
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
3) пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
4) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
5) десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
6) двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
7) пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;
8) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;
9) три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;
10) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
11) пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;
(п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
12) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.
(п. 12 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
2. Датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.
3. Датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости.
План занятия
Тема 13. Приостановление осуществления кадастрового учета
Тип занятия: лекция 2 часа
Актуализируются в работе ПК и ОК:
ПК 2.2. Выполнять кадастровую съемку
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 7
Цель:
- учебная: систематизировать знания и понимание сущности и социальной значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- развивающая: способствовать развитию логического мышления; развивать память, развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение составлять факты и события; развивать внимание, умение самостоятельно находить и работать с информацией.
- воспитательная: стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивость; стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию.
Метод реализации: лекция-диалог
Информационно-методическое обеспечение:
Бурмакина Н.И. Осуществление кадастровых отношений : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Н.И. Бурмакина.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с
Федеральный закон от 15.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения
Орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если:
1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;
2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем;
4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19настоящего Федерального закона;
5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
План занятия
Тема 14. Результаты кадастровых работ. Межевой план
Тип занятия: лекция 2 часа
Актуализируются в работе ПК и ОК:
ПК 2.2. Выполнять кадастровую съемку
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 7
Цель:
- учебная: систематизировать знания и понимание сущности и социальной значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- развивающая: способствовать развитию логического мышления; развивать память, развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение составлять факты и события; развивать внимание, умение самостоятельно находить и работать с информацией.
- воспитательная: стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивость; стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию.
Метод реализации: лекция-диалог
Информационно-методическое обеспечение:
Бурмакина Н.И. Осуществление кадастровых отношений : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Н.И. Бурмакина.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с
Федеральный закон от 15.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
Требования к межевому плану
1. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
2. В межевом плане указываются:
1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
3. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
5. Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
6. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
7. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
8. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
9. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
10. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
11. Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается:
1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка;
2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.
12. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
13. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
План занятия
Тема 15. Результаты кадастровых работ. Технический план. Формирование акта обследования
Тип занятия: лекция 2 часа
Актуализируются в работе ПК и ОК:
ПК 2.2. Выполнять кадастровую съемку
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 7
Цель:
- учебная: систематизировать знания и понимание сущности и социальной значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- развивающая: способствовать развитию логического мышления; развивать память, развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение составлять факты и события; развивать внимание, умение самостоятельно находить и работать с информацией.
- воспитательная: стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивость; стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию.
Метод реализации: лекция-диалог
Информационно-методическое обеспечение:
Бурмакина Н.И. Осуществление кадастровых отношений : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Н.И. Бурмакина.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с
Федеральный закон от 15.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
Требования к техническому плану
1. Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
2. В техническом плане указываются:
1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости;
2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
3. Технический план состоит из графической и текстовой частей.
4. В графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса на земельном участке. Графическая часть технического плана помещения, машино-места представляет собой план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения таких помещения, машино-места, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения таких помещения, машино-места.
5. Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке по желанию заказчика кадастровых работ может быть дополнительно установлено посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
6. Местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения.
6.1. Местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения - на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.
6.2. Границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами). Границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности - в здании или сооружении) устанавливаются либо восстанавливаются путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола (далее - специальные метки), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места. Площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места, установленным органом нормативно-правового регулирования.
6.3. По желанию заказчика кадастровых работ могут быть дополнительно определены координаты специальных меток. По желанию обладателя права на машино-место характерные точки границ машино-места могут быть дополнительно закреплены специальными метками на поверхности пола.
7. В текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения, включая сведения об использованной при подготовке технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей.
7.1. В случае, если по желанию заказчика кадастровых работ местоположение машино-места устанавливалось путем определения координат одной или нескольких характерных точек границ помещения или местоположение границ машино-места устанавливалось путем дополнительного определения координат специальных меток, в техническом плане помещения или машино-места также приводятся сведения об использованной при подготовке технического плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей.
8. Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52Градостроительного кодекса Российской Федерации.
9. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство такого объекта и проектной документации такого объекта недвижимости.
10. Сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.
11. Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
КонсультантПлюс: примечание.
До 01.03.2019 допускается кадастровый учет, регистрация прав на жилые строения, дома на садоводческих, дачных участках без уведомления о строительстве, реконструкции или об окончании строительства, реконструкции указанных объектов (ч. 7 ст. 16 ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ).
КонсультантПлюс: примечание.
До 01.01.2019 ч. 11.1 ст. 24 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ) в части жилых и садовых домов, строящихся, реконструируемых на садовых участках, применяется к жилым домам и жилым строениям, строящимся и реконструируемым на дачных и садовых земельных участках.
11.1. Технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подготавливается на основании указанной в части 11 настоящей статьи декларации и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления). Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и являются его неотъемлемой частью.
12. Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
13. Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
14. Технический план здания, сооружения может содержать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета всех помещений и машино-мест в здании, сооружении. В случае, если в соответствии с проектной документацией в здании, сооружении расположены помещения вспомогательного использования, соответствующая информация включается в технический план помещения. При этом технический план здания, сооружения в обязательном порядке содержит планы всех этажей здания, сооружения, а при отсутствии у них этажности планы здания, сооружения.
15. Технический план многоквартирного дома в обязательном порядке содержит также полученную по результатам кадастровых работ информацию, необходимую для осуществления государственного кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме.
16. Технический план единого недвижимого комплекса содержит также информацию обо всех входящих в состав такого комплекса зданиях и (или) сооружениях.
Требования к акту обследования
1. Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
2. Акт обследования подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой акт. Акт обследования, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой акт кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
3. Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
План занятия
Тема1. История возникновения кадастровой деятельность в РФ
Тип занятия: лекция 2 часа
Актуализируются в работе ПК и ОК:
ПК 1. Выполнять комплекс кадастровых процедур
ОК 1. ОК 2 ОК 4.
Цель:
- учебная: систематизировать знания и понимание сущности и социальной значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- развивающая: способствовать развитию логического мышления; развивать память, развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение составлять факты и события; развивать внимание, умение самостоятельно находить и работать с информацией.
- воспитательная: стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивость; стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию.
Метод реализации: лекция-диалог
Информационно-методическое обеспечение:
Бурмакина Н.И. Осуществление кадастровых отношений : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Н.И. Бурмакина.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с
Федеральный закон от 15.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Структура занятия
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых – 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений – 10 мин.
7. Подведение итогов – 3-5 мин.
Введение
В результате изучения данной дисциплины необходимо ориентироваться в вопросах ведения кадастра объектов недвижимости и порядка его ведения, кадастровой оценки земли и кадастровой деятельности.
Кадастр (фр. cadastre) — список, реестр чего-либо или кого-либо, например, землепользователей, подлежащих налогообложению. Само это слово происходит от средневекового лат. catastrum, то есть capitastrum (от caput — голова), которое означало регистр душ, подлежавших поголовной подати.
Земля - это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения различных объектов.
В условиях города земля является в основном не средством производства, а базисом для размещения городских объектов. Осуществление инвестиций, строительство, предпринимательство и т. д. невозможно без предоставления земельных участков.
Земельные ресурсы — земли, которые используют или могут быть использованы в отраслях народного хозяйства.
Согласно основным принципами земельного законодательства земля признаётся:
· основой жизни и деятельности человека;
· природным объектом, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы;
· природным ресурсом, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве;
· основой осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;
· недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав на землю.
По Конституции земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
План
Дата: 2018-12-21, просмотров: 479.